Работа в «Кто студенте» больше, чем баллы

Работа в «Кто студенте» больше, чем баллы

Авторы, редакторы, корректоры, иллюстраторы и экс-главред «Кто студента» рассказали, зачем пошли в журнал и как этот опыт пригодился в жизни.

В этой статье истории не о баллах, а об интересной работе, знакомствах и любви к журналу. Герои поделились советами, как и для чего начать работу в журнале, на что обратить внимание и как не облажаться. Возможно, они помогут преодолеть сомнения, и скоро в свет выйдет новая классная статья с вашим участием. Или вы решите, что это точно не для вас — про это мы тоже поговорили.

Зачем работать в журнале

Закрепить знания школы на практике и прокачать личный бренд

Первое, за чем я пошла, — это практика. В Школе редакторов на первой ступени её мало, а дисциплин много: текст, управление проектами, дизайн, переговоры. Всё это применить там, где я тогда работала, не удавалось, а «Кто студент» — идеальный вариант для этого.

Есть иллюзия: «Раз это студенческий журнал и работы не проверяют преподаватели из бюро, то это бесполезная трата времени». Но работа над выпуском сложнее, чем может показаться. Меня она очень прокачала в переговорах, текстах и дизайне.

Как вообще началась моя работа в журнале: я люблю рисовать, но не было вариантов выйти за пределы хобби и начать рисовать для дела. В «Кто студенте» такая возможность появилась: мои иллюстрации публиковали в журнале, я получала за это баллы и прокачивала личный бренд. Теперь, когда нужен редактор, который занимается иллюстрациями, часто пишут мне: «Есть такой проект, возьмёшь?» или «Можешь подсказать, что с этим сделать?». Появилась узнаваемость.

Получить обратную связь от более опытных редакторов

Я решила взять от школы максимум. «Кто студент» хорошо погружает в тему и даёт возможность поработать с опытными редакторами. Когда они исправляют материал, то передают свой бесценный опыт.

Первое интервью я брала у Маши Терминасовой, тогда она работала редактором в «Айти-эдженси». Когда я отправила ей текст на согласование, то получила 80 комментариев к документу. Не скажу, что я была им рада, но это было суперполезно — привыкать адекватно воспринимать большое количество правок.

Кроме того, интервью — это задание со звёздочкой. Когда вы пишете текст для лендинга про диджейский пульт, пульту пофиг, как вы про него расскажете. А когда делаете материал про живого человека и значимые события его биографии, он будет докапываться до каждого слова, ведь это увидят его знакомые и клиенты: всё должно быть идеально. В интервью вы редачите не только на уровне смысла, но и на уровне отношений с героем.

Во время работы в «Кто студенте» на мой только что созданный телеграм-канал добавилась пара десятков человек, это было приятно. Потом я устроилась в «Айти-эдженси», где работала Маша Терминасова — героиня моего первого интервью. Не знаю, повлияло ли, что я брала у неё интервью. Думаю, что сильнее повлияло отличное тестовое.

Поговорить с человеком, который интересен, и стать частью комьюнити

Брать интервью ради одних только баллов я бы не стала, с головой хватало нагрузки на работе и учёбе. Но был герой, с которым мне очень хотелось познакомиться в жизни, — это журналист Алина Полянских. Алина живёт в Нью-Йорке и очень редко появляется в России. Когда я увидела, что в конце мая она прилетает в Москву, сразу же поняла: надо хвататься за эту возможность и назначать встречу. Но если бы я написала ей: «Привет, Алина. Я твоя подписчица, давай поболтаем в кафе», — думаю, она бы отказалась. Поэтому мне пришла идея зайти через журнал. Я представилась как студент Школы редакторов, рассказала про журнал «Кто студент», показала примеры и предложила записать интервью — и она не отказала. Мы встретились, пообщались, и получилась классная статья.

Это было моё первое интервью, когда я задавала вопросы не про явление или предмет, а про человека. Чтобы подготовиться, я изучила всё, что выдал Гугл про героиню: перечитала весь её Инстаграм, начиная с первой публикации, посмотрела все прямые эфиры, много выпусков её передач на телеканале, где она работала, видеоинтервью. На встречу я шла очень подготовленной и чувствовала себя немножко Ириной Шихман.

Я не рассчитывала на то, что потенциальный работодатель увидит моё имя в конце статьи и пригласит на работу. Я шла ради эгоистичной цели: задать вопросы об эмиграции и работе русскоязычного редактора за границей. Тогда это сильно меня волновало. В итоге мы вынесли в заголовок статьи грустную для меня мысль: «Эмигрируя, готовьтесь перерезать пуповину». С этим пониманием я сейчас уезжаю, но предупреждён — значит вооружён, и я знаю, к чему готовиться.

Авторы, герои и даже читатели журнала «Кто студент» — классное комьюнити. Особенно это чувствуется далеко от дома: когда в другой стране встречаешь человека из Школы бюро, он вопринимается очень родным.

Несколько лет назад я училась в Израиле, поэтому с интересом наблюдала за ребятами, у которых тоже был опыт жизни и работы в этой стране. Например, Даниэль Полевой рассказывал в «Кто студенте» про работу дизайнера в Израиле, а Катя Беренштейн — про учёбу. Сейчас я в Тель-Авиве и недавно узнала из соцсетей, что Катя тоже тут. Несмотря на то что мы незнакомы, я решила ей написать и предложила встретиться. Оказалось, что Катя тоже рада находить своих и встречаться в офлайне.

Анастасия Малиновская и Катя Беренштейн на встрече в Израиле

На фото я (слева) и Катя Беренштейн во время встречи в Израиле. Несмотря на то что раньше мы не общались, нам было что обсудить: и бюрократические вопросы, связанные с переездом, и главную боль — как остаться редактором в реалиях израильской жизни

Получить новые навыки

Я не работала корректором ни до журнала, ни после. Просто хотелось помочь и попробовать что-то новое. В итоге я погрузилась в сферу корректуры: читала тематические блоги и чаты в Телеграме и даже выработала свой подход, как вычитывать статьи.

Не знаю, делают ли так профессиональные корректоры, но мне метод подходил. Сначала я перечитывала статью от начала и до конца три раза с перерывом в час. Все косяки, которые находила, записывала в блокнот, а потом исправляла их в режиме советов в документе. После этого ещё раз перечитывала статью два-три раза, но уже задом наперёд, чтобы не пропустить орфографические ошибки. В среднем на проверку одной статьи уходило четыре-пять часов.

Корректор в «Кто студенте» может докопаться до одного слова и по ниточке вытащить новые интересные детали. Это умение я потом использовала на всех своих работах.

Ещё один навык, который сейчас пригождается в работе, — собраться и сделать задачу быстро. Когда на корректуру приходили материалы со сроком «сделать побыстрее», меня это бесило: в школе ведь и так дедлайны. Но такой режим подготовил к реальности, и теперь горящие задачи мне не в новинку.

Плюс корректура научила обращать внимание на мелочи, например, используется ли в тексте буква «ё», какая форма обращения к читателю: «вы» или «Вы».

Поработать с главредом, познакомиться с интересными людьми и поступить на бюджет в Школу редакторов

Когда я пришла в Школу редакторов, у меня был небольшой опыт работы с текстами в СММ. Поэтому я была рада возможности поработать с главредом Надей Жгун. Мне непонятно, почему ребята без опыта в редактуре не идут получать его в журнал бесплатно.

Ещё работа в журнале даёт классную возможность пообщаться с интересными людьми: можно прийти к любому главреду и поговорить с ним. Когда я писала Павлу Федорову, у меня тряслись руки: «Где я, а где он». И вдруг он ответил: «Да, завтра могу». Я полночи не спала, а когда начала с ним разговаривать, обалдела, какой он классный. Он дал мне много хороших советов: что надо делать, в какую сторону идти. Каждое интервью, каждый разговор открывает новые возможности, обогащает духовно и профессионально. Как можно этим не пользоваться!

Первую статью я написала из корыстного интереса: хотела узнать, как пройти на бюджетное место, — поэтому на первой же неделе обучения поговорила с победителями вступительного конкурса 12 и 13 потоков Школы редакторов. В результате написала статью о том, как поступить на бюджет, последовала всем советам, сдала свою конкурсную работу и выиграла бесплатное место на первой ступени.

Статьи в «Кто студенте» не гарантируют трудоустройство: нет такого, что работодатель прочитал статью и сразу пригласил на работу. Но Паша Федоров после интервью пригласил меня на собеседование в «Палиндром». Собеседование прошло замечательно: меня не взяли на должность редактора, зато пригласили работать автором. Я писала одну-две статьи в месяц, потихонечку нарабатывала опыт и портфолио. И уже через три месяца смогла устроиться редактором в Манго страхование, им отозвалось моё портфолио и интервью. Так что в целом весь этот опыт помогает.

Научиться управлять людьми и решать проблемы

Если вы работаете автором и боитесь просить повышения, идите главредить в «Кто студент» — смелости станет сильно больше. У меня не было опыта в управлении людьми, а журнал мне это дал.

Я главредил дольше всех: в бюро отменили набор, чтобы обновить школу, а я остался на главредство после третьей ступени, когда получил диплом. Из-за пропущенного набора школы была проблема с авторами — я не мог мотивировать баллами. Тогда пришла идея с подкастами — казалось, что делать их быстрее: расшифровывать не надо, достаточно поговорить, звук обработать и музыку наложить. На интервью тратишь недели две-три, а на подкаст, если плотно засесть, неделю. Правда, сейчас свои первые подкасты я слушать не могу :—)

Главредство научило решать проблемы: например, когда у героя не хватает времени посмотреть текст, надо идти договариваться или всё перепланировать. Не знаю, где бы я был, если бы не этот опыт.

Пока главредил, я параллельно работал в «Лайфхакере» новостником и концу третьей ступени понял, что писать про мемы с «Реддита» мне больше не интересно (без негатива). Журнал помог осознать, чем я хочу заниматься дальше.

Прокачать навык общения и найти новую работу

В журнал я изначально пришла, чтобы получить дополнительные баллы в рейтинге студентов школы. Но это была не единственная причина.

Мне хотелось прокачать навык общения с экспертами — это не самая сильная моя сторона, а в журнале была отличная возможность попрактиковаться.

Также я рассматривала проекты для журнала как шанс познакомиться с известными редакторами и найти новую работу. Спойлер: так и получилось.

Никогда не забуду, как делала интервью с Любой Мамаевой. У нас было три итерации, и в каждую из них Люба оставляла по 70−80 комментариев. Мы работали долго, но в итоге вышло классно, а я получила опыт работы с крутым редактором, научилась замечать и отрабатывать ошибки.

Проекты для журнала помогли мне найти новую работу: после спецпроекта про редакцию «Айти-эдженси» Люба Мамаева предложила мне сделать тестовое задание. Я справилась и попала в команду. А дальше всё закрутилось: я поработала с Любой ещё в одном проекте, а потом она порекомендовала меня в проект, в котором я работаю сейчас.

Журнал дал мне знакомства с замечательными людьми: экспертами и его главредами. Я успела поработать с Кириллом Морозовым, Настей Романовой и Полиной Лукьянович: было круто чувствовать их поддержку и настоящую любовь к журналу.

Проекты для «Кто студента» многому меня научили. Я увереннее держусь с незнакомыми людьми, меньше боюсь задавать вопросы и знаю, как работать со сложным материалом, интересно рассказывать историю человека, удерживать внимание читателя. «Кто студент» дал мне гораздо больше, чем я могла надеяться, поэтому очень советую всем студентам написать для журнала хотя бы один материал.

Помочь и сделать то, чего никто не делает

Мне давно нравился журнал и хотелось поучаствовать в школе. Я написала главреду Анастасии Романовой, что у меня нет идей для статьи, но я хочу что-то делать. Она ответила, что в журнал всегда нужен корректор. А я филолог с профилем русского языка, уже работала корректором. Мне было приятно помочь, сделать то, чего никто не делает, чтобы выпуск был.

Это оказалось интересным опытом. В журнале мы плотно общались с главредом, автором и героями. Я не просто вычитывала на ошибки, но докапывалась до сути и предлагала улучшения.

О чём помнить начинающим

Не бояться

Если есть страх, что хреново пишете или рисуете, то я бы рекомендовала написать главреду сразу с этим опасением: «Привет, я хочу попробовать, но переживаю, что мой уровень недостаточно высокий для журнала. Чем я могу быть полезной?». С вероятностью 99% вас возьмут, предложат какую-то работу или тестово поучаствовать в статье.

Первые иллюстрации для журнала я делала без планшета: рисовала карандашом, обводила маркером, фотографировала на телефон, с телефона скидывала в фотошоп, в фотошопе обрабатывала. Это был ужас, на обложку ушли все выходные. Потом поняла, как этот момент ускорить, а потом купила планшет — так я прокачивалась.

Первые иллюстрации Софьи Прозоровской для журнала «Кто студент»

Первые иллюстрации для журнала, которые я рисовала карандашом

Иллюстрации Софьи Прозоровской для журнала «Кто студент»

Иллюстрации, когда появился планшет

Мы все в школе новички, все пришли, чтобы учиться, нет смысла стесняться того, что вы что-то не знаете или не умеете. Если продолжите бояться — не сможете развиваться. Стоит побороть свои страхи и прийти к человеку с честным предложением.

Найти интересную тему

Моя первая статья вылилась в целый проект — это был эксперимент, как читать быстрее. Я предложила ребятам с потока попробовать три метода для ускорения чтения. Эксперимент длился две недели, участники фиксировали свои наблюдения. Было суперинтересно, мы проделали большую и необычную работу. Но тогда я была новичком, и если бы не помощь главного редактора Яны Акимовой, материал вряд ли бы вышел. Командой мы вытянули эту статью, и я до сих пор горжусь ей — думаю, у нас получилось интересное исследование.

Я собрала всех участников в один чат, переписывалась с ними каждый день, мотивировала продолжать эксперимент

Выбрать максимально комфортного человека для интервью

Мне было очень комфортно делать интервью с Женей Демидовой: мы учились в одной группе в Школе редакторов, я общалась с ней в чате, видела её работы, и мы были на равных, обе — студентки одного потока.

Посмотрите вокруг: с кем бы вам хотелось пообщаться. В Школу редакторов идут интересные люди, и про них всегда есть что рассказать. Ещё можно брать интервью у тех, кто окончил Школу бюро год назад: они ещё не успели стать сильно занятыми и заматереть, но уже научились работать.

Сделать хоть что-нибудь

Первое интервью и первая статья — это всегда сложно. Главный совет — сделайте хоть что-нибудь. Не пытайтесь выдать идеальный результат и сделать сразу, как в универском учебнике для журфака. «Кто студент» — это не работа, это учёба. А чтобы получить знания, нужно время.

Не переоценивать себя, но и не сокрушаться от комментариев более опытного редактора

Перед выходом своей первой статьи в «Кто студенте» я пришла на «Живые советы» в Коворкафе, на вопросы отвечали Максим Ильяхов и Ирина Ильяхова. После советов я подошла к Ирине с просьбой прочесть мою статью и дать отзыв.

Я была уверена, что у меня получилось хорошее интервью: его хвалили одногруппники из школы, главред «Кто студента» и сама героиня — Маргарита Хохлова. Наверное, я словила тогда звёздную болезнь, потому что отзыв опытного редактора спустил меня на землю и больно ударил. Я чуть не заревела, когда его прочитала, подумала: «Пора забирать документы из школы, и не быть мне никогда редактором». Потом закрыла ноутбук, сделала вдох-выдох, прогулялась, а через час вернулась, чтобы перечитать отзыв по пунктам и сделать выводы.

В тот день я несколько раз перечитала интервью, разобралась, что можно в нём улучшить по советам Ирины. Вот что я вынесла из отзыва.

Фокусироваться на одной теме. Интервью с Маргаритой было обо всём: и про школу, и про работу, и про путешествия. Когда мы с ней разговаривали, это казалось логичным. После отзыва я сняла розовые очки и поняла, что всё смешала в кучу, что стоило строить интервью вокруг профессиональной деятельности. Сейчас бы я сузила тему ещё сильнее: не про юикс-редактуру в целом, а про узкоспециализированные вопросы. Например, про инклюзивность и этику в интерфейсах, Рита рассказывает об этом на вебинаре в Яндекс Практикуме.

Осознав свою ошибку, я даже сменила тему курсовой, потому что в ранее выбранной теме я не смогла сфокусироваться на одной мысли. После школы в тестовых заданиях и сейчас в своих работах я всегда слежу, держу ли я фокус на одной теме.

Выносить самое интересное в лид или анонс, чтобы зацепить внимание читателя. Раньше в своих работах я этого не делала. Например, лид статьи, которую я попросила прокомментировать, звучит так: «Контент-стратег о вопросах в тестах, любви к интерфейсам и о работе в „Профи-ру“». Лид сухо пересказывает темы интервью — в нём нет острых моментов, которые вызвали бы у читателя удивление или интерес. Теперь стараюсь выносить в начало необычные или провокационные детали, но тут главное — не переборщить и не уйти в желтизну.

Раскрывать героя. Из отзыва Ирины я поняла, что конфликт помогает раскрыть человека, показывает, как и с чем герой справляется, что его волнует и задевает. Но мне некомфортно вытягивать из людей информацию и задавать им провокационные вопросы. Поэтому для себя я решила, что интервью — это не моё.

Я не раз возвращалась к отзыву Ирины. Сейчас, спустя три года, я понимаю, что он многому меня научил.

Это отзыв Ирины Ильяховой о моей статье в «Кто студенте». Тут много советов, о чём надо помнить начинающим авторам

Делать сейчас то, что потом вряд ли получится

Про работу в «Кто студенте» я рассуждала так: «В Школу редакторов я, скорее всего, больше не приду. Если я не сделаю это сейчас, получится ли у меня это в дальнейшем?». Это как на отдыхе в условных Карловых Варах, где спа-процедуры стоят очень дорого, но если задать себе вопросы: «Когда я сюда ещё приеду?», «Смогу я попробовать эту процедуру где-то ещё?» — то понимаешь, что надо пробовать.

Поймайте момент, когда у вас хорошее настроение и подъём сил, например после чашки вкусного кофе, — и напишите главреду. Всегда можно отказаться, а если не попробуешь, будешь жалеть.

Не рассчитывать на баллы

У меня были большие планы на спецвыпуск про детей в школе: я хотела пройти на вторую ступень и рассчитывала на дополнительные баллы. Но она вышла после подведения итогов в рейтинге, поэтому баллы я не получила.

Оценивать свои силы трезво

Авторство и главредство у вас точно заберут какой-то кусок времени, а ведь школа и сама по себе непростая штука. Но если чувствуете, что вывезете, — надо делать обязательно. Причины вроде: «Как же мой утренний смузи», — отмазка для себя же, не надо так рассуждать. Опыт, который вы получите в журнале, суперценная штука, не хуже лекций или практики на второй ступени. Особенно если до этого автором или редактором нигде не работали.

Когда не надо идти в «Кто студент»

Если не видите в этом ценности

Если смущает, что работа в журнале не приносит денег, то лучше не пробовать. Скорее всего, вы просто забьёте. Я была готова пилить статьи и иллюстрации бесплатно, потому что чувствовала, что получаю от этого большую пользу: практику, дополнительные баллы, полезные знакомства и продвижение личного бренда. Лучше заранее оценить свои приоритеты. Если важны деньги, то, возможно, лучше потратить своё время на то, что их принесёт.

Только ради баллов и опыта

Я советую писать в журнал по любви, из желания и интереса: если есть классная идея, если есть герой, если очень хочется с кем-то познакомиться, но не знаешь, как найти к нему выходы. А опыт можно получить и в других проектах за деньги, пусть и небольшие.

Если вас вдохновили истории ребят, делимся полезными ссылками: