Управляющий редактор КБ «Палиндром» и ведущий подкастов рассказывает, что делать с выгоранием, зачем тратить время на тестовое и как правильно уходить в отпуск.
Паша, ты давал интервью журналу «Кто студент» два года назад. Расскажи, какими проектами ты сейчас занимаешься?
Последнее время я занимаюсь в основном КБ Палиндром, веду свои подкасты «Что-то горит» и «Поредачим», два подкаста «Лайфхакера» и один — «Палиндрома».
Подкасты — новый формат для тебя? Что тебя в них привлекло?
История с подкастами началась у меня ещё в 2010. Я записал где-то три выпуска, получилась дичь, и я забросил это дело. В 2013 я работал в издании «Цукерберг позвонит» (сейчас — vc.ru), и мы с Костей Панфиловым делали подкаст. Сделали 20 выпусков и закрылись, потому что Костя стал главредом, и у него стало не хватать времени на подкасты.
Затем подкасты немного умерли, и я не записывал ничего. Когда этот формат начал оживать, решил попробовать снова.
Вообще, я хотел брать интервью у редакторов и копирайтеров, но когда записал одно такое интервью понял, что мне дико не хочется его расшифровывать для печати. Так и родилась идея подкаста «Поредачим». Я приглашаю интересных людей, и мы общаемся. В моём втором подкасте «Что-то горит» я возмущаюсь всему, но пытаюсь нащупать какой-то интересный формат и выпускать его регулярно.
Подкасты мне нравятся уровнем вовлечённости. Если человек прослушал твой подкаст и ты звучишь в его ушах, ты ему намного ближе, чем если бы он прочёл интервью. Это очень круто, за это я и люблю подкасты.
Ты 2,5 года проработал в «Лайфхакере». Как за это время не заела рутина?
Так она заела. Секрет в том, чтобы искать себе новые задачи, ставить вызовы и придумывать что-то новое.
Нет такого, что к тебе пришёл редактор и говорит: «Что ты как неприкаянный ходишь, давай мы тебе найдём работу». В основном это я так ходил и искал.
Например, в «Лайфхакере» я занимался спецпроектами и решал периодически возникающие проблемы. Например, мне надо было построить отдел новостей. Мы разобрались в проблеме, сделали ревизию людей, наняли новых, запустили, проверили, что всё работает. Всё норм? Идём дальше.
А редактор вообще должен следить за своими сотрудниками и реагировать, если кто-то выгорает?
Редактор — это менеджер. Он должен следить за своими сотрудниками и понимать, что у них происходит. И неважно на фрилансе у тебя сотрудники или фултайм работают. Всегда нужно держать руку на пульсе, даже если это самые умные люди на планете или твои авторы гении. Особенно, если они гении и склонны к рефлексии. Тем более, сейчас многие впервые остались на удалёнке, и это тоже сложно.
Как не доводить себя до выгорания?
Выгорание — это сложная история. Я много об этом думал и пришёл к выводу, что тут два варианта: либо ты очень устал, и тут поможет неделя отпуска; либо ты устал от своей работы в принципе, и нужно её менять.
Когда я обсуждал с психологом тему своего выгорания, она мне порекомендовала взять отпуск. Я так и сделал, и стало гораздо легче. Поэтому выгорание это, скорее всего, сильная усталость, как бы снобистски это не звучало.
Своих ребят я прошу не появляться в рабочих чатах, пока они в отпуске. Мне важно, чтобы человек полностью отдохнул и пришёл с новыми силами на работу.
Бывает второй вариант: ты уже в отпуск сходил, а всё равно плохо. Тогда это усталость от работы. Тут тоже варианты есть, можно пойти поискать другую работу, можно поискать другие задачи на своей работе, взять новый проект. В конце концов, если ты автор, приди к своему руководителю, скорее всего он предложит тебе что-то.
Все проблемы человечества от того, что люди друг с другом не разговаривают
Когда автор приходит и говорит: «Я устал, выгорел, чё мне делать?», хороший менеджер никогда не скажет ему: «Пошёл отсюда». Он обязательно спросит, что произошло, и предложит решение. Может быть не сразу, возьмёт время подумать, но потом предложит.
А что делать, если в отпуске тебя постоянно дёргают?
Мы в «Палиндроме» стараемся оставить отпуск отпуском. Если разработчик уходит отдохнуть, то мы предупреждаем клиентов и стараемся разработчика не дёргать. Дёргают либо если ты что-то не настроил, либо если что-то сгорело — а это снова значит, что ты что-то не настроил.
В нормальной ситуации менеджер говорит клиентам, что уходит в отпуск и по всем вопросам его заменит коллега. Тогда клиент знает, куда обращаться. Если поговорить с людьми, то проблем никаких нет. Видишь, мы снова приходим к тому, насколько важна коммуникация.
Я перед отпуском всегда предупреждаю, что смогу отвечать на вопросы только вечером, а если что-то совсем горит, то можно мне позвонить. К счастью, у меня понимающие коллеги, и никто не звонит.
Считаю это очень важным: ведь можно работать по 15 часов в день, но сколько ты так протянешь? В 22 года может и много, но потом наступит очень сильная усталость. Я в этом возрасте работал очень много, но тоже в какой-то момент устал и сменил три работы на одну.
Как проводишь отпуск: дома или уезжаешь в путешествие? Тебе важно менять обстановку?
Отпуск нужен, чтобы сменить атмосферу. Если кому-то для этого нужно уехать и поменять обстановку — обязательно уезжайте. Я редко куда-то уезжаю в отпуск, мне важно просто не работать, чтобы полностью отдохнуть.
Трудоголизм сейчас считается правилом хорошего тона, как в западной культуре, так и в нашей. Что ты по этому поводу думаешь?
Есть такая попсовая цитата, кажется, Стива Джобса: «Работать надо не 12 часов, а головой». Я с ней согласен на 100%.
Есть замечательная книга «Не сходите с ума на работе». Она о том, что не нужно стремиться завоевать мир переработками. В книге описывается понятие «качество часа»: ты можешь сесть, всё отложить и заниматься целый час одной задачей, это будет одно качество часа. А можешь заниматься этой задачей два раза по полчаса, и это другое качество часа, потому что был перерыв. Или третий вид часа — 12 раз по 5 минут, и это будет самый непродуктивный час.
Много работать не всегда нужно. Я понимаю, что есть компании, где руководство требует перерабатывать, но часто это говорит о том, что управленческие процессы выстроены неграмотно. В компании, где всё выстроено хорошо, любая переработка будет форс-мажором.
Допустим, мы запускаем какое-то издание, и мне нужно, чтобы контент-менеджер поработал в выходные. В классических офисах приходит начальник и говорит: «Так, ты работаешь в выходные». Всё. Мы приходим к контент-менеджеру, объясняем ситуацию, говорим: «Нам нужно всё проверить перед запуском, а разработчик все выкатит в пятницу вечером. Подскажи, как нам лучше сделать? Можешь ли ты поработать в выходные или придёшь пораньше в понедельник?» И контент-менеджер говорит: «Знаешь, мне лучше выйти в выходные». Естественно, компания потом компенсирует сотруднику это всё деньгами.
Сотрудник, который работает на 2−3 работах с минимумом выходных, всегда уставший, — помните об этом. Всем нужно зарабатывать деньги, но подумайте о том, как это сделать более эффективно, а не выжимая из себя все соки.
Кажется, что, не выжимая из себя все соки, невозможно всё успеть. У тебя множество проектов. Как ты всё успеваешь?
Ответ простой: я не успеваю.
Если серьёзно, то это вопрос приоритетов, делегирования и автоматизации. Всё, что можно, я делегирую и автоматизирую.
Основное время у меня сейчас занимает «Палиндром», по три часа в неделю уходит на подкасты.
А ещё суперважный совет: отключите уведомления. Любые уведомления на всех устройствах, особенно соцсети. Мне может дописаться пара моих друзей и жена. Это в разы повышает продуктивность.
Поговорим о карьерном росте: с чего начать автору или редактору?
Максим Ильяхов много об этом рассказывал, я ничего нового не скажу: делаешь хороший рассказ о себе, пилишь портфолио, на всякий случай пишешь резюме, адекватно откликаешься на интересующую вакансию, идёшь и работаешь. Тут нет ничего сверхъестественного.
Насколько важно профильное образование для редактора?
Кажется, не очень — практика важнее. Я сам по образованию менеджер по специальности «Государственное и муниципальное управление». Меня пять лет учили быть мелким чиновником и говорить на казённом языке.
Мы за последние полгода наняли несколько редакторов, и я понятия не имею, что у них там с образованием. Может, у них учёная степень, а может они школу не закончили. Мне важно, что у них есть нужные качества, и они хорошо работают.
Ты обучаешь редакторов? Можно ли попасть к тебе на стажировку?
На стажировку к нам не попасть — КБ существует всего год, и у нас сейчас нет ресурса брать стажёров. Когда берёшь человека на стажировку, его надо в любом случае учить: разбирать ошибки, показывать, что исправить и как сделать лучше. Так человек профессионально будет расти. А когда стажировался, перекладывая вещи с места на место и не зная чем заняться, это всё бессмысленно.
Тех, кто пришёл к нам работать, мы подстраиваем под наши форматы и стандарты. Иногда проводим внутренние обучения, но всегда всё сводится к тому, что надо разговаривать. Всегда говорю своим редакторам: если у тебя есть любые вопросы, особенно если они кажутся тебе глупыми — задавай, будем разбираться. Вот эти самые глупые вопросы — не такие уж и глупые, иногда на них нет очевидного ответа.
Сейчас КБ «Палиндром» — партнёр Школы редакторов бюро. На выпуске будем приглядываться к лучшим студентам, чтобы обеспечить их крутой и интересной работой. Школа выпускает готовые боевые единицы, это прекрасная возможность и для нас, и для выпускников сделать что-то великое.
Как вы подбираете в «Палиндроме» редакторов?
Обычно мы даём тестовое задание с описанием ситуации и смотрим, как соискатель реагирует. Например, такой вопрос: к тебе пришёл автор и говорит, что собирается увольняться, твоя реакция? Тут важно понимать, что в наших тестовых нет правильных или неправильных ответов. Кто-то может сказать, что уволит этого автора одним днём и отрубит ему руку, и это тоже будет ответ. Мы смотрим, подходит ли автор под парадигму, в которой мы работаем. Если он предлагает что-то, что идёт вразрез с нами, значит мы не сработаемся.
В тестовых заданиях «Палиндрома» нет правильных ответов. Важно понять, как мыслит редактор, и сможем ли мы сработаться
Какие ответы тебя устроят, и на что ты обращаешь внимание?
Например, в нашей вакансии шеф-редактора есть задачка: надо найти автора на тему по экологии, что будете делать?
Если редактор пишет: «Пойду в телеграм-каналы и придумаю какое-нибудь тестовое», то скорее всего это мимо. Подходящий нам редактор укажет пару названий каналов и схематично опишет тестовое. С таким редактором я с удовольствием поговорю, потому что это человек с серьёзным подходом, он не поленился всё подробно написать.
Последние несколько лет я плотно работаю с вакансиями и часто ищу редакторов и авторов в свои проекты. В последнее время замечаю, что люди очень лениво отвечают на вакансии. На просьбу рассказать об опыте работы пишут: «Работаю копирайтером 3 месяца». Что я должен понять из этой информации? Какой средний период вылупления в автора после курсов копирайтинга? Просто срок работы даёт примерно ничего, это бесполезная информация. Как это вообще можно писать? Нужно рассказать, в каких проектах ты работал, и почему считаешь, что подойдёшь на эту вакансию, какие задачи сможешь решать.
Была ситуация, когда редактор поотвечал в двух словах на вакансию, буквально везде написал по 2−3 слова, а в графе «сколько хотите зарабатывать» указал 220 000 ₽. За что тебе платить такие деньги? Сейчас тебе лень ответить на вопросы в анкете, а завтра лень делать свою работу. Не понимаю людей, которые так делают. Если тебе неинтересна вакансия, и ты не хочешь тратить свои драгоценные силы на нормальный отклик, то зачем вообще заполняешь эту форму? Кажется, если тебе изначально не очень надо, то можно и своё, и чужое время поберечь.
Если человеку не лень нормально выполнить задание, то мне не лень с ним поговорить
Иногда редактор или автор не хочет делать тестовое, считает, что если есть портфолио, то этого достаточно.
Давай расскажу, для чего делать тестовое. Даже если ты крутой автор, ты можешь не подойти на конкретную вакансию. Это не значит, что ты плохой, просто для этой работы ты не подходишь.
Умение не обижаться на тестовые — признак хорошего специалиста. Если вдруг мне придётся менять работу, я без проблем сделаю какое-то тестовое или возьмусь за пробный период — это отличная возможность понять, на ту ли работы ты подписываешься. Даже если ты крутой специалист, ты можешь не подойти на конкретную вакансию. Нет универсальных солдат.
Например, я ищу новостника. Ко мне приходит знакомый автор, которая выпускает новости. Я знаю: она классный новостной редактор, умеет работать с инфоповодами, поэтому беру её сразу без тестового. А другие ребята делают тестовое, и на вакансию новостника не подходят. Я их контакты сохраняю и, когда мне будет нужен редактор в другой области, я приглашу их, возможно, они подойдут.
Многие хорошие компании ведут списки соискателей, и у нас тоже есть свой список. Там мы отмечаем, кто подошёл, кто более-менее подошёл, и кто совсем нам не подходит. Поиск кандидатов на любую вакансию начинается с этого списка.
А если опытный хороший редактор говорит, что не хочет заполнять анкету и делать тестовое, о чём это говорит?
Это говорит о том, что человек просто не хочет эту работу. В 2014 я делал тестовое для Нетологии, потратил часа три, наверное. Я очень хотел эту работу и поэтому делал тестовое максимально внимательно. Потом я узнал, что сделал некоторые задания достаточно слабо, но при этом было видно, что я старался. Со мной поговорили и взяли.
Если всё сделано тяп-ляп, то либо тебе не хватает квалификации, либо ты не заинтересован в работе.
Вообще, если в вакансии просят прислать фото с собакой и рассказ о себе, сделайте именно это. Это проверка на внимательность и вашу заинтересованность.
В прошлом интервью для журнала «Кто студент» ты говорил о работе над книгой, она должна была выйти в издательстве «МИФ». Расскажи о её судьбе.
Книга в финальной стадии, если никаких ЧП не случится, то в следующем году выйдет. Она, конечно же, о тексте, а вот конкретнее расскажу потом отдельно.