Хейтер школы. ЪУЪ, школа!

Хейтер школы ЪУЪ, школа!

Хейтер школы о старых тестах, лишних дисциплинах и дурацких рейтингах.

Расскажи о себе. Чем тебе не нравится учеба в школе?

Я собирательный образ студента первой ступени, которому осточертела школа. Мне не нравится вот прямо всё: рейтинги, так называемые тесты, лекции, лекторы и дедлайны. С начала учёбы у меня пропала личная жизнь, мотивация ходить в спортзал, упала самооценка, а позже я потерял работу. Виновата чёртова школа! Я отмотал четыре года на журфаке, а оказался в жопе рейтинга почти сразу! Недопустимо!

Давай по порядку. Что не так с тестами и рейтингом?

Рейтинг заставляет задуматься о своей профпригодности и прохождении на вторую ступень. Смотри. Максим Ильяхов говорит, что тесты и рейтинг — не главное, главное дойти до конца. Но без высокого результата в тестах ты на дне рейтинга, а без хорошей позиции в рейтинге не закончить школу. Улавливаешь?

На «Живых советах» Вероника Высотина попросила Максима Ильяхова подписать книгу, «чтобы тесты в школе лучше решались». Таков был ответ преподавателя

Так. На сдачу тестов и заданий дают пять дней. Что мешает уложиться к дедлайну и получить 90+ баллов?

Поехали. В тестах у меня быстрее сломается мозг, чем я найду правильный ответ. Формулировки неоднозначные, в видеозаписях и расшифровках иногда разная информация. Хотя это больше к вопросу своего тайм-менеджмента: никто не говорил, что нужно только смотреть или только читать. Лучше делать и то и то. Но мне до сих пор кажется нереальным набрать 90+ баллов, пока не проникнешь в мозг преподавателя — автора теста. Это бесит.

Вот ты вроде бы усвоил лекцию. Натужно, в несколько подходов расставляешь галочки в тесте. В пятницу вечером наконец жмёшь «Сдать». Бам: результат 70—80 баллов. И в этот момент твой карточный домик из правильных ответов сыпется вслед за самооценкой. Ну, а потом все выходные в огне, ведь правильные ответы не публикуют. В который раз пересматриваю свои ответы в надежде успокоить себя: то ли система дала сбой, то ли правильного ответа просто нет. Подгорает капитально.

А так со всеми тестами? Какие предметы даются тяжелее всего?

Нет. Редактуру, управление проектами и переговоры я сдаю хорошо. Типографика и пользовательский интерфейс — боль. В лекциях, вроде, милые пони, а в тесте ты должен построить модель сферического коня в вакууме. Бороздишь интернеты, роешь везде — результат одинаковый. Для меня это как химия в школе: в пробирке смешивать реагенты интересно, а на бумаге не понимаешь, как происходит реакция.

В лекциях, вроде, милые пони, а в тесте ты должен построить модель сферического коня в вакууме

Понятно. Что бы ты поменял в лекциях?

Ну, я поступил в Школу редакторов. Рассчитывал, что будет много редактуры, а по факту: ФФФ, переговоры, типографика и прочее. Это полезно, спору нет, но редактура — это то, ради чего я откладывал деньги на учёбу. Не знаю, остальные дисциплины дополнительными сделать что ли. Или хотя бы не такой жёсткий загруз. Ведь не всем нужно уметь верстать. Кто-то шёл чисто прокачаться в текстах.

Есть хороший пример. Вот возьмём Максима Ильяхова и Люду Сарычеву. У них совершенно разный подход к написанию текстов. Максим, как по мне, больше по рекламным текстам. Люда — с уклоном в драматургию. Вот хотелось бы больше дисциплин именно в тексте, с разным взглядом преподавателей на текст.

Вывод: у меня оставалось мало времени на редактуру из-за других дисциплин. Я читал лекции, например, по интерфейсам по диагонали, потому что знал, что не пригодится. И тесты сдавал так: читаю вопрос, в соседней вкладке вижу зацепку, ставлю галочку и получаю так себе результат. Времени мало, а малозначительные для меня тесты сильно влияют на рейтинг. Вот это нехорошо.

Что по заданиям? По лекциям всё с тобой понятно. Задания радуют?

Первое задание — нарисовать осьминожку навыков. Для тех, кто не учился в школе: это ты как бы рисуешь векторами, чего уже достиг по навыкам, а что ожидаешь прокачать под конец обучения. Векторы — щупальца осьминога. Интересно потом посмотреть в ретроспективе: что получилось прокачать, где прососал.

Осьминожка здорового человека Владимира Янковского

Оказалось, что прокачать осьминожку навыков за четыре месяца не так-то просто. Пока взрастил только слизняка, как Анастасия Печалова

А потом нас просят верстать в Редимагах, Тильдах, или с нуля в ХТМЛ. Понимаю, что текст надо оформить как готовый продукт. Но ёмаё, мне кажется, что далеко не всем нужно знать, что делают тэги article и флексбоксы. Точнее нет, про это сказано слишком поверхностно. Чисто моё мнение. После лекций я не смог применить на практике всё, о чем писали в дисциплине «Вёрстка и прототипирование».

Есть претензии к лекторам?

Ну да. Мое мнение: в лекциях Горбунова хромает подача. Вместо того, чтобы интересно и понятно объяснить, как надо и не надо верстать, Горбунов сыплет заумью. Ну блин, это к вопросу заботы о читателе: Максим учит, что нужно думать и заботиться о читателе всегда. Не может быть иначе. А Артём как будто для себя пишет. Тяжко.

Отдельно бомбит по тестам Бирмана. В теории одно, на практике вообще тебя встречают вопросы, которых не было в лекции. Это как сдавать тест преподавателю, который хочет тебя завалить. А зачем, когда задача — научить? Может быть прямым текстом проще сказать: «Илья, ну тяжело. Ты так понятно и доступно выражаешься в лекциях, а в тестах — засада. Очень трудно найти ответ, даже пересматривая всё».

То же самое с тестами по праву. Право — суперполезная дисциплина. Но кажется, что тесты невыносимы. Ну сложный предмет, да, но тесты — за гранью. Хотелось некоторые азы усвоить — что такое плагиат, как публиковать материал, не нарушая закон, — а в тесте на тебе: какие права ты нарушил, сделав то-то. Ну, условно. Да мне не список нарушений важно выучить, а что так делать нельзя и почему. Вот на это время приходится тратить, понимаешь.

Максим Ильяхов — красавчик?

Да. Очень доступно и интересно рассказывает. Корректирует письменную часть, это видно. Например, по праву до сих пор в текстах НДС — 18%. Это некорректно. Вообще ни слова про самозанятых. У Бирмана — интерфейсы древней iOS. Понятно, что тут надо смысл уловить, но ёмаё. Хотелось бы, чтобы другие преподаватели следили за свежестью и фактами в лекциях так же, как Максим. Обновили бы примеры. Старьё отталкивает.

Хотелось бы, чтобы другие преподаватели следили за свежестью и фактами в лекциях так же, как Максим. Старьё отталкивает

Что скажешь про дедлайны? Как тебе новый формат первой ступени: набор круглый год, сдавать тесты можно за 7 дней?

Вообще крутое нововведение. У меня было бы больше времени, если бы поступил позже. В школе чтят выходные — мол, нужно отдыхать. Но ёмаё, я готов пахать на выходных. Иногда только в субботу и воскресенье и есть время. Очень большая нагрузка. Мне кажется, это правильный шаг с их нововведением. Я бы, может, даже перепоступил бы с такой системой, но на другое направление. На руководителя.

Почему на руководителя, а не редактора?

Легче пройти дальше: конкуренция меньше, как мне кажется. Хотя не знаю уже, стоит ли мне соваться на вторую ступень. Но в любом случае, получил бы каких-то новых знаний. Редактуру я прошёл, считай. Можно было бы попробовать другое направление.

А, то есть вторая ступень тебя не интересует? Сдался?

Отчасти сдался. Отчасти просто не выдерживаю конкуренции. Ну это опять же к вопросу о рейтинге: глядя на свой рейтинг сейчас, я не вижу себя на второй ступени. Было желание при поступлении дойти до конца, но как-то я не зарядился энергией, а, скорее, хромаю в руке с костылем. Мотивацию, в довесок к тестам, ослабляют ещё задания.

Что бы ты изменил в заданиях? Почему?

За задания ты получаешь фиксированный балл: 50, там, или 100. И не можешь никак повлиять на них. Можешь сделать «на отъебись» или, наоборот, постараться — результат один и тот же. Пропадает желание выкладываться.

Я бы хотел, чтобы задания проверялись кем-то. Чтобы ты за них получал балл, равноценный своим стараниям. К примеру, заморочился ты с инфографикой по интерфейсам. А никто не оценит. Да, ребята-однокурсники поглядят. Но хотелось бы какой-то фидбек хотя бы в баллах.

Хотелось бы, чтобы задания проверялись кем-то. Чтобы ты за них получал балл, равноценный своим стараниям

Ты жалеешь, что поступил в школу?

Думал об этом. Знаешь, нет. Школа даёт сильную базу знаний. Возможно, просто у меня не хватило времени во всё вникнуть. Но благодаря школе я нашёл работу в редактуре. Да, да, потерял сначала, а потом нашёл. Представь, корочка даже за первую ступень кое-что, да значит — уже больше профита, чем диплом с журфака.

Стоит добавить про прошлую работу. Когда я начал применять знания от школы на практике, меня посчитали дохера умным. Тут я не в своё дело лезу, тут от меня нужен только текст, а не околоэкспертное мнение. Сделал такой вывод: написать текст — это ну процентов 10 твоей работы, остальные 90 — общение с людьми.

Как тебе пригодились знания, которые ты получил в школе?

Был такой сюжет. На прошлой работе начальница попросила меня включиться в переговоры. Я выяснил проблему: цена за услуги агентства на подряде нас не устраивала. Я почесал голову, вспомнил Кэмпа и Синельникова. Слово за слово. И мне удалось сбить ценник. Я осознанно применял тактику в переговорах по Кэмпу и вот результат. Это первое, что пришло в голову.

А что еще в голову приходит?

Ну. Редактура, само собой. Это очень круто, когда ты погружаешься в мир без фичеризмов, клише и штампов. Такой: «Вау, а разве вот так писать можно? Так доносить информацию?» И в целом я увлёкся именно тем, что делает Максим Ильяхов. Хоть и из-за школы совсем не было времени за ним следить.

Когда ты погружаешься в мир без фичеризмов, клише и штампов, такой: «Вау, а разве вот так писать можно?»

Кроме нехватки времени, о каких проблемах ты не рассказал?

Главная претензия всё же, повторюсь, — слишком большая нагрузка по другим предметам: управление проектами, типографика, интерфейсы. Да, это очень полезные знания, но мне кажется, что такие тесты по ним — это мучение. Какие-то уж совсем древние темы. Бррр.

Окей, бумер.

Да даже дело не в некоторых материалах лекций. В общем, я ждал другого от школы. Мои ожидания разошлись с реальностью. Наверное, это главная претензия, если можно так сказать. Вот шёл я на редактуру, а напихали интерфейсов, переговоров, ХТМЛ-ки. Клёво, но мне половина знаний не нужна. Соответственно, и тесты по этим предметам сдавать не хочется. А плохо сдал тест — получай понижение в рейтинге. Такие дела.

Твой друг заинтересовался редактурой или дизайном. Порекомендуешь ему школу?

Определенно да. Глядя на всё, что я пережил — да. В школе нет какой-то расхлябанности, ты реально поступаешь, чтобы пахать. Если плохо пашешь — дальше дорога закрыта. Отпахал, как надо — красавчик. Ну и плюс так называемый нетворкинг: ты находишь много коллег, а возможно, даже и новую работу. Наверное, это очень круто, когда ты меняешь сферу деятельности. Школа — это такой трамплин: если оттолкнёшься с силой, то взлетишь. А если чисто до норматива пришел дотянуть — то будешь болтаться в низах.

В школе нет какой-то расхлябанности, ты реально поступаешь, чтобы пахать. Отпахал, как надо — красавчик

Что пожелаешь абитуриентам?

Оцените нагрузку, серьёзно. Если есть дети и работа, которая занимает много времени, — подумайте несколько раз. Тут не курорт. Тут нет стопроцентных секретов, как «Зарабатывать сто тысяч в день, не поднимая зада от кожаного дивана в Таиланде». Ничего нет такого и, надеюсь, не будет. Поступайте, когда рассчитали силы. Тут учиться надо, как бы банально не звучало. Но интернет-курсы немного развратили людей, мне кажется.

Мир школы бюро не такой уж солнечный и приветливый. Это очень опасное и жёсткое место. И если только ты дашь слабину, он опрокинет тебя с такой силой, что больше уже не встанешь. Ни ты, ни я — никто на свете не бьёт так сильно, как бюро. Совсем не важно, как ты ударишь, а важно, какой держишь удар. Будешь идти вперёд, — иди, если с испуга не свернёшь. Только так побеждают!