Хейтер школы о старых тестах, лишних дисциплинах и дурацких рейтингах.
Расскажи о себе. Чем тебе не нравится учеба в школе?
Я собирательный образ студента первой ступени, которому осточертела школа. Мне не нравится вот прямо всё: рейтинги, так называемые тесты, лекции, лекторы и дедлайны. С начала учёбы у меня пропала личная жизнь, мотивация ходить в спортзал, упала самооценка, а позже я потерял работу. Виновата чёртова школа! Я отмотал четыре года на журфаке, а оказался в жопе рейтинга почти сразу! Недопустимо!
Давай по порядку. Что не так с тестами и рейтингом?
Рейтинг заставляет задуматься о своей профпригодности и прохождении на вторую ступень. Смотри. Максим Ильяхов говорит, что тесты и рейтинг — не главное, главное дойти до конца. Но без высокого результата в тестах ты на дне рейтинга, а без хорошей позиции в рейтинге не закончить школу. Улавливаешь?
Так. На сдачу тестов и заданий дают пять дней. Что мешает уложиться к дедлайну и получить 90+ баллов?
Поехали. В тестах у меня быстрее сломается мозг, чем я найду правильный ответ. Формулировки неоднозначные, в видеозаписях и расшифровках иногда разная информация. Хотя это больше к вопросу своего тайм-менеджмента: никто не говорил, что нужно только смотреть или только читать. Лучше делать и то и то. Но мне до сих пор кажется нереальным набрать 90+ баллов, пока не проникнешь в мозг преподавателя — автора теста. Это бесит.
Вот ты вроде бы усвоил лекцию. Натужно, в несколько подходов расставляешь галочки в тесте. В пятницу вечером наконец жмёшь «Сдать». Бам: результат 70—80 баллов. И в этот момент твой карточный домик из правильных ответов сыпется вслед за самооценкой. Ну, а потом все выходные в огне, ведь правильные ответы не публикуют. В который раз пересматриваю свои ответы в надежде успокоить себя: то ли система дала сбой, то ли правильного ответа просто нет. Подгорает капитально.
А так со всеми тестами? Какие предметы даются тяжелее всего?
Нет. Редактуру, управление проектами и переговоры я сдаю хорошо. Типографика и пользовательский интерфейс — боль. В лекциях, вроде, милые пони, а в тесте ты должен построить модель сферического коня в вакууме. Бороздишь интернеты, роешь везде — результат одинаковый. Для меня это как химия в школе: в пробирке смешивать реагенты интересно, а на бумаге не понимаешь, как происходит реакция.
Понятно. Что бы ты поменял в лекциях?
Ну, я поступил в Школу редакторов. Рассчитывал, что будет много редактуры, а по факту: ФФФ, переговоры, типографика и прочее. Это полезно, спору нет, но редактура — это то, ради чего я откладывал деньги на учёбу. Не знаю, остальные дисциплины дополнительными сделать что ли. Или хотя бы не такой жёсткий загруз. Ведь не всем нужно уметь верстать.
Есть хороший пример. Вот возьмём Максима Ильяхова и Люду Сарычеву. У них совершенно разный подход к написанию текстов. Максим, как по мне, больше по рекламным текстам. Люда — с уклоном в драматургию. Вот хотелось бы больше дисциплин именно в тексте, с разным взглядом преподавателей на текст.
Вывод: у меня оставалось мало времени на редактуру из-за других дисциплин. Я читал лекции, например, по интерфейсам по диагонали, потому что знал, что не пригодится. И тесты сдавал так: читаю вопрос, в соседней вкладке вижу зацепку, ставлю галочку и получаю так себе результат. Времени мало, а малозначительные для меня тесты сильно влияют на рейтинг. Вот это нехорошо.
Что по заданиям? По лекциям всё с тобой понятно. Задания радуют?
Первое задание — нарисовать осьминожку навыков. Для тех, кто не учился в школе: это ты как бы рисуешь векторами, чего уже достиг по навыкам, а что ожидаешь прокачать под конец обучения. Векторы — щупальца осьминога. Интересно потом посмотреть в ретроспективе: что получилось прокачать, где прососал.
А потом нас просят верстать в Редимагах, Тильдах, или с нуля в ХТМЛ. Понимаю, что текст надо оформить как готовый продукт. Но ёмаё, мне кажется, что далеко не всем нужно знать, что делают тэги article и флексбоксы. Точнее нет, про это сказано слишком поверхностно. Чисто моё мнение. После лекций я не смог применить на практике всё, о чем писали в дисциплине «Вёрстка и прототипирование».
Есть претензии к лекторам?
Ну да. Мое мнение: в лекциях Горбунова хромает подача. Вместо того, чтобы интересно и понятно объяснить, как надо и не надо верстать, Горбунов сыплет заумью. Ну блин, это к вопросу заботы о читателе: Максим учит, что нужно думать и заботиться о читателе всегда. Не может быть иначе. А Артём как будто для себя пишет. Тяжко.
Отдельно бомбит по тестам Бирмана. В теории одно, на практике вообще тебя встречают вопросы, которых не было в лекции. Это как сдавать тест преподавателю, который хочет тебя завалить. А зачем, когда задача — научить? Может быть прямым текстом проще сказать: «Илья, ну тяжело. Ты так понятно и доступно выражаешься в лекциях, а в тестах — засада. Очень трудно найти ответ, даже пересматривая всё».
То же самое с тестами по праву. Право — суперполезная дисциплина. Но кажется, что тесты невыносимы. Ну сложный предмет, да, но тесты — за гранью. Хотелось некоторые азы усвоить — что такое плагиат, как публиковать материал, не нарушая закон, — а в тесте на тебе: какие права ты нарушил, сделав то-то. Ну, условно. Да мне не список нарушений важно выучить, а что так делать нельзя и почему. Вот на это время приходится тратить, понимаешь.
Максим Ильяхов — красавчик?
Да. Очень доступно и интересно рассказывает. Корректирует письменную часть, это видно. Например, по праву до сих пор в текстах НДС — 18%. Это некорректно. Вообще ни слова про самозанятых. У Бирмана — интерфейсы древней iOS. Понятно, что тут надо смысл уловить, но ёмаё. Хотелось бы, чтобы другие преподаватели следили за свежестью и фактами в лекциях так же, как Максим. Обновили бы примеры. Старьё отталкивает.
Хотелось бы, чтобы другие преподаватели следили за свежестью и фактами в лекциях так же, как Максим. Старьё отталкивает
Что скажешь про дедлайны? Как тебе новый формат первой ступени: набор круглый год, сдавать тесты можно за 7 дней?
Вообще крутое нововведение. У меня было бы больше времени, если бы поступил позже. В школе чтят выходные — мол, нужно отдыхать. Но ёмаё, я готов пахать на выходных. Иногда только в субботу и воскресенье и есть время. Очень большая нагрузка. Мне кажется, это правильный шаг с их нововведением. Я бы, может, даже перепоступил бы с такой системой, но на другое направление. На руководителя.
Почему на руководителя, а не редактора?
Легче пройти дальше: конкуренция меньше, как мне кажется. Хотя не знаю уже, стоит ли мне соваться на вторую ступень. Но в любом случае, получил бы каких-то новых знаний. Редактуру я прошёл, считай. Можно было бы попробовать другое направление.
А, то есть вторая ступень тебя не интересует? Сдался?
Отчасти сдался. Отчасти просто не выдерживаю конкуренции. Ну это опять же к вопросу о рейтинге: глядя на свой рейтинг сейчас, я не вижу себя на второй ступени. Было желание при поступлении дойти до конца, но как-то я не зарядился энергией, а, скорее, хромаю в руке с костылем. Мотивацию, в довесок к тестам, ослабляют ещё задания.
Что бы ты изменил в заданиях? Почему?
За задания ты получаешь фиксированный балл: 50, там, или 100. И не можешь никак повлиять на них. Можешь сделать «на отъебись» или, наоборот, постараться — результат один и тот же. Пропадает желание выкладываться.
Я бы хотел, чтобы задания проверялись кем-то. Чтобы ты за них получал балл, равноценный своим стараниям. К примеру, заморочился ты с инфографикой по интерфейсам. А никто не оценит. Да, ребята-однокурсники поглядят. Но хотелось бы какой-то фидбек хотя бы в баллах.
Ты жалеешь, что поступил в школу?
Думал об этом. Знаешь, нет. Школа даёт сильную базу знаний. Возможно, просто у меня не хватило времени во всё вникнуть. Но благодаря школе я нашёл работу в редактуре. Да, да, потерял сначала, а потом нашёл. Представь, корочка даже за первую ступень кое-что, да значит — уже больше профита, чем диплом с журфака.
Стоит добавить про прошлую работу. Когда я начал применять знания от школы на практике, меня посчитали дохера умным. Тут я не в своё дело лезу, тут от меня нужен только текст, а не околоэкспертное мнение. Сделал такой вывод: написать текст — это ну процентов 10 твоей работы, остальные 90 — общение с людьми.
Как тебе пригодились знания, которые ты получил в школе?
Был такой сюжет. На прошлой работе начальница попросила меня включиться в переговоры. Я выяснил проблему: цена за услуги агентства на подряде нас не устраивала. Я почесал голову, вспомнил Кэмпа и Синельникова. Слово за слово. И мне удалось сбить ценник. Я осознанно применял тактику в переговорах по Кэмпу и вот результат. Это первое, что пришло в голову.
А что еще в голову приходит?
Ну. Редактура, само собой. Это очень круто, когда ты погружаешься в мир без фичеризмов, клише и штампов. Такой: «Вау, а разве вот так писать можно? Так доносить информацию?» И в целом я увлёкся именно тем, что делает Максим Ильяхов. Хоть и из-за школы совсем не было времени за ним следить.
Когда ты погружаешься в мир без фичеризмов, клише и штампов, такой: «Вау, а разве вот так писать можно?»
Кроме нехватки времени, о каких проблемах ты не рассказал?
Главная претензия всё же, повторюсь, — слишком большая нагрузка по другим предметам: управление проектами, типографика, интерфейсы. Да, это очень полезные знания, но мне кажется, что такие тесты по ним — это мучение. Какие-то уж совсем древние темы. Бррр.
Окей, бумер.
Да даже дело не в некоторых материалах лекций. В общем, я ждал другого от школы. Мои ожидания разошлись с реальностью. Наверное, это главная претензия, если можно так сказать. Вот шёл я на редактуру, а напихали интерфейсов, переговоров, ХТМЛ-ки. Клёво, но мне половина знаний не нужна. Соответственно, и тесты по этим предметам сдавать не хочется. А плохо сдал тест — получай понижение в рейтинге. Такие дела.
Твой друг заинтересовался редактурой или дизайном. Порекомендуешь ему школу?
Определенно да. Глядя на всё, что я пережил — да. В школе нет какой-то расхлябанности, ты реально поступаешь, чтобы пахать. Если плохо пашешь — дальше дорога закрыта. Отпахал, как надо — красавчик. Ну и плюс так называемый нетворкинг: ты находишь много коллег, а возможно, даже и новую работу. Наверное, это очень круто, когда ты меняешь сферу деятельности. Школа — это такой трамплин: если оттолкнёшься с силой, то взлетишь. А если чисто до норматива пришел дотянуть — то будешь болтаться в низах.
Что пожелаешь абитуриентам?
Оцените нагрузку, серьёзно. Если есть дети и работа, которая занимает много времени, — подумайте несколько раз. Тут не курорт. Тут нет стопроцентных секретов, как «Зарабатывать сто тысяч в день, не поднимая зада от кожаного дивана в Таиланде». Ничего нет такого и, надеюсь, не будет. Поступайте, когда рассчитали силы. Тут учиться надо, как бы банально не звучало. Но интернет-курсы немного развратили людей, мне кажется.
Мир школы бюро не такой уж солнечный и приветливый. Это очень опасное и жёсткое место. И если только ты дашь слабину, он опрокинет тебя с такой силой, что больше уже не встанешь. Ни ты, ни я — никто на свете не бьёт так сильно, как бюро. Совсем не важно, как ты ударишь, а важно, какой держишь удар. Будешь идти вперёд, — иди, если с испуга не свернёшь. Только так побеждают!