Экс-ведущая телеканала RTVI в Нью-Йорке рассказала, можно ли
Ты начинала карьеру в Твери, расскажи о том периоде.
В 2012 году я окончила тверской филиал Московского гуманитарно-экономического института. Училась на экономическом факультете, потому что не прошла ни на филологический, ни на связи с общественностью.
Чтобы оплачивать универ, я четыре года продавала интернет в кол-центре. Там на тренингах нас учили убеждать клиентов и отвечать на отказы, благодаря этому я прокачалась в коммуникации и раскрепостилась. Позже это пригодилось мне на телевидении и помогает до сих пор: кем бы ты ни работал, важно уметь общаться с людьми.
На четвёртом курсе мне предложили подработать моделью. От модельной внешности у меня был только рост, но я согласилась и какое-то время рекламировала шубы. Тогда же я узнала, что стартует шоу «Топ-модель по-русски». Прошла кастинг, снялась в одной серии и вылетела. Но случилось важное: я увидела, как делается реалити, и решила, что хочу работать на телевидении и нигде больше. В кадре или за кадром — неважно.
Не было мысли переучиться на журналиста?
Нет, на второе образование не было времени, потому что меня некому было содержать. Я поняла, что нужно идти пахать «в поля» и становиться журналистом по-живому. На пятом курсе универа пошла стажироваться на региональный канал «ТВ-Центр Тверь» — несколько месяцев работала за спасибо.
Завидую белой завистью тем, кто учится журналистике: на практике им гарантированно будет легче. При этом я ценю свой опыт и всегда говорю, что, если нет возможности выучиться, но есть страсть к делу, без образования можно стать выдающимся профессионалом. Общая образованность всегда важнее фактического образования.
Чем занималась на тверском телеканале?
У меня была рекламная программа «Эгоистка». Она состояла из двухминутных сюжетов, каждый из которых был рекламой чего-нибудь: автосалона, одежды или косметики. Моя задача была снимать эти сюжеты и придумывать, как связать их подводками, чтобы всё вместе не выглядело топорной рекламой в лоб. Например, я брала тему отпуска и все сюжеты вписывала в одну канву, чтобы получился цельный выпуск с дельными рекомендациями.
Эта программа меня не вдохновляла, но даже её я старалась делать хорошо. Приглашала друзей сниматься, привозила реквизит: была готова вынести из дома всё, лишь бы сделать работу. Это одно из моих главных качеств, которое не отнять: могу бить в одну точку до победного и работать круглосуточно, если нужно.
Я не верю в талант — только в работу и дисциплину
Почему ты уехала из Твери?
Ради новых возможностей. Пока я работала на тверском канале, параллельно училась в актёрской школе в Москве. Ездила туда каждые выходные. После окончания этой школы одногруппницы предложили попробоваться ведущей лотереи. Я прошла кастинг и следующие месяцы жила так: днём работаю в Твери, к шести вечера сажусь в электричку и еду до Москвы, где с девяти вечера до двух ночи веду лотерею. Потом водитель мчит меня на вокзал, я сажусь в поезд, сплю в нём три часа и ещё два часа дома. Утром иду на работу на тверской канал, и так через день. За неделю в лотерее мне платили как за месяц работы в Твери. Так я накопила на переезд в Москву и окончательно перебралась туда в 2013 году, после университета.
Какой была твоя карьера на телевидении в Москве?
Вскоре после переезда меня взяли ведущей на канал «Контр ТВ». Он хоть и назывался телеканалом, но вещание было в интернете. Меня собеседовал Сергей Минаев: один из основателей канала и автор «Духлесса». Тогда он казался мне небожителем.
Пробы выглядели так: меня посадили в студию вместе с сотрудницей канала, которая играла роль соведущей. Нужно было прочитать стартовую подводку с телесуфлёра, а потом обсудить тему так, будто всё происходит в реальном эфире. Я была так эмоциональна и убедительна, что Минаев в аппаратной даже не дал нам закончить сегмент и закричал,
Когда он спросил про зарплату, я растерялась и назвала минимальную сумму, которой впритык хватило бы на жизнь. Ровно столько мне и дали. Позже я узнала, что у коллег на той же должности зарплата была в 2,5 раза выше. Сейчас мне и в голову не придёт просить минимум. А тогда нам с подружкой приходилось снимать комнату на двоих и спать на одном диване — денег на большее жильё не было.
Проект на «Контр ТВ» был единственным, где я работала лицом, а голову включала
В 2013 году «Контр ТВ» закрылся. Где ты работала после этого?
Я перешла в продакшен-студию «БИСЕР». Ребята собирались снимать программу
Проект оказался для меня проходным, а продакшен-студия — нет. Я задержалась в ней на четыре года, за которые перестала быть говорящей головой и стала по-настоящему осваивать ремесло.
Мы снимали передачи, документальные фильмы, реалити-шоу и коммерческие ролики. На самих федеральных каналах я не работала, но мы делали для них контент.
Когда и почему ты отправилась в Нью-Йорк?
В 2014 году мы с подружкой поехали в Нью-Йорк на месяц путешествовать и учить язык. У меня был нулевой английский, потому что в школе и университете я учила немецкий.
В Нью-Йорке мы нашли социальную языковую школу — такие есть в штатах, где много иммигрантов: Калифорния, Флорида, Техас. Учёба в этих школах бесплатная. Там не спрашивают визовый статус: можно быть нелегалом, туристом или обладателем
Я не пропускала совсем и в итоге проучилась весь отпуск. Не могла поверить, что мне бесплатно дают такую возможность. Через месяц я стала понимать бытовые разговоры и выдавливать из себя предложения.
Количество гарантированно переходит в качество. Не бывает иначе
В итоге за месяц я получила базовый английский и познакомилась с человеком, который через пару лет стал моим мужем. Два года я продолжала работать в продакшене в Москве, а он жил в Нью-Йорке. В 2017 я окончательно переехала в Нью-Йорк к мужу (сейчас уже счастливо разведена).
Первое время после переезда продолжала ходить в социальную языковую школу. Но так сложилось, что довольно быстро нашлась работа на радио и было уже не до учёбы.
Как ты устроилась на радио в Нью-Йорке?
Знакомые прислали объявление, что на русскоязычное радио ищут ведущую и редактора. После России у меня была установка, что в крупные проекты ведущих с улицы не берут. Можно стать автором или редактором, если зарекомендуешь себя, но работать лицом — это другая история. На федеральных телеканалах ведущие обычно определены на старте. Поэтому я решила, что быть ведущей на радио в Нью-Йорке мне не светит, но на редактора уж точно могу претендовать.
Тогда я не понимала, что в Америке кадровый голод в русскоязычных медиа
Чтобы показать себя с лучшей стороны, скомпоновала свои проекты: видео, где я в кадре, авторские работы — взяла самые сливки и отправила. На радио впечатлились и на следующий день пригласили на интервью послушать голос. Меня тут же приняли на работу, причём ведущей, а не редактором. Я удивилась, что у них не нашлось кого-то «своего», кто мечтал бы попасть на радио.
Что ты имеешь в виду под кадровым голодом? Неужели в Америке нужны русскоязычные гуманитарии?
В профессиях, которые связаны с русским языком, действительно есть кадровый голод, думаю, не только в Америке. Потому что люди, работающие с языком, редко решаются на эмиграцию, особенно если они успешны в профессии. Это слишком большой риск. Конечно, в Штатах нужны крепкие профессионалы. Легко найти начинающего корреспондента с говором, а спеца, который хорошо говорит и смотрится в кадре, да ещё знает кухню, придётся поискать.
Почему ты решила уйти с радио?
Устала от такой работы.
За три года я сменила три русскоязычных радиостанции: «РусРек», «РУСА» и «Фридом». На радио я вела утренние эфиры, а это диктовало образ жизни. Три года жила по принципу «не могу, рано на работу». В 7:00 уже нужно выйти к слушателям и быть лучше утреннего секса и кофе вместе взятых. Отработаешь эфир, едешь на другую работу, время 11:00, а ты уже в кусках.
Чувствовала себя как Роналдо: каждое следующее радио меня перекупало. Но даже так зарплаты хватало только на аренду квартиры и оплату счетов. Приходилось подрабатывать: я вела корпоративы, открывала с подругой бизнес на Амазоне. Однажды мы даже запустили образовательный курс с сексологом, но отказались от этой затеи после первого потока участников.
В итоге я вымоталась и даже собиралась уехать из Америки.
Всё-таки ты не уехала из Штатов, а перешла работать на телевидение. Как это случилось?
Радио слушала большая часть русскоязычной общины Нью-Йорка. Меня узнавали по голосу, я нравилась слушателям. Мы устраивали мероприятия вне студии, и я стала обрастать знакомствами. Так обо мне узнал новый главред американской редакции телеканала RTVI.
Случилось это интересно. Летом 2019 года компания «Дисней» выбрала на главную роль в фильме «Русалочка» Холли Бэйли — темнокожую актрису. Америка раскололась на два лагеря: одни кричали, что это недопустимо, другие топили за равные возможности. На RTVI искали героя с релевантной личной историей, чтобы поговорить про равноправие.
На тот момент я собралась улетать из Америки сначала в йога-тур в Марокко, а потом насовсем. Я больше не видела для себя путей развития в Штатах. Сижу в аэропорту, и мне звонит Станислав Александрович Кучер, на тот момент главред RTVI US, предлагает в эфире прокомментировать ситуацию с «Русалочкой». Я темнокожая, но выросла в России, речь хорошо поставлена, меня слышали на радио и порекомендовали ему. Я вышла в эфир по Скайпу, получилось классно. Станислав Кучер предложил мне после отдыха работать на RTVI — так появился повод вернуться в Америку. Несколько месяцев после возвращения я совмещала работу на радио и RTVI, потом полностью перешла на телеканал.
На RTVI я пробовала попасть и раньше, когда искала первую работу в Америке. Я была готова делать что угодно, лишь бы остаться в профессии, но тогда на канале был другой главред и меня не взяли.
Чем ты занималась на RTVI?
Была студийной ведущей и выезжала «в поля» как корреспондент. В студии вела новостную программу в прямом эфире, программы «Час Speak» в формате телеинтервью и «Чужестранцы» — разговор с психологом о том, как русскоязычные иммигранты приживаются в других странах.
Ещё у меня был проект «Амазонки 21 века», и я была автором части выпусков Ютуб-канала «Однажды в Америке».
На старте мы договорились с главредом: я иду работать на RTVI при условии, что мне дадут свой проект. Расписала 9 идей, из них выбрали одну — так появилась программа
«Однажды в Америке» — проект в первую очередь о социальных проблемах. Мы делали выпуски про домашнее насилие, бедность, права ЛГБТ, оружие и другие острые темы.
Когда ты взяла первое интервью на английском?
Первое интервью на английском я взяла через три года после переезда — летом 2020. Я беседовала с Эриком Адамсом — будущим мэром Нью-Йорка, на тот момент главой Бруклина. Это было интервью для программы «Час Speak», съёмки проходили в администрации города. Планировалось, что общаться будет мой шеф, но в контексте протестов Black lives matter нам показалось неэтичным, что белый молодой мужчина будет расспрашивать афроамериканца о расизме. Поэтому отправили меня.
На каком уровне сейчас твой английский?
После пяти лет в США я всё ещё недовольна своим английским. Я хорошо изъясняюсь, но не могу выражать мысли так же свободно, как на русском. Плюс у меня акцент, но не хочу его вытравливать: гораздо важнее говорить грамотно — к этому и стремлюсь.
Стать журналистом англоязычного телеканала я не старалась: считаю, что для этого нужно владеть языком как родным. Возможно, с моей стороны это перфекционизм, но в нашей профессии разница в уровнях английского очевидна.
Как русскоязычный журналист в США я осознала свою значимость с началом пандемии. Время было страшное, никто ничего не понимал, а когда ещё и язык не знаешь, совсем теряешься. Наш канал стал информационным рупором для людей, которые слабо говорят
Ты говоришь, что русскоязычный контент был нужен зрителям из России. Но сейчас есть онлайн-переводчики и субтитры — можно смотреть иностранные СМИ, чтобы составить объективную картину. В чём ценность контента, изначально сделанного на русском?
Люди воспринимают информацию исходя из опыта, который нажили в своей стране.
Вот пример. В избирательной системе Америки я разобралась на третий год жизни тут. До этого мне было неясно, что такое праймериз, кто такие выборщики и как кандидат с большинством голосов может не стать президентом. Нашему человеку очень сложно самому разгрести эти дебри. Поэтому накануне выборов в США мы сняли серию эксплейнеров «Простота по-американски».
Если журналист эмигрирует, но продолжает делать контент на русском, как это влияет на его карьеру?
Уезжая, нужно решить: либо ты строишь работу во взаимодействии с Россией,
На RTVI была новость, что твой проект «Амазонки 21 века» был снят с номинации на «Эмми» весной 2022 года. Как ты к этому отнеслась?
Я не согласна, но понимаю, почему так произошло. Это было решение организаторов, которые рассуждали так: раз вы снимаете на русском, мы вас отменяем. Если бы копнули глубже, поняли бы, что у нас в команде русских — полтора человека. Остальные белорусы, украинцы, армяне, молдаване.
Ещё сыграло роль, что мы подавались в международной номинации, а надо было в американской. Но тогда пришлось бы соревноваться с гигантами — так меньше шансов на победу. А мы хотели победить: какая разница, что за номинация, если ты получил «Эмми»! Выходит, сами прострелили себе ногу.
Ситуация с «Эмми» — та цена, которую мы заплатили за неперерезанную пуповину
В каких американских медиа может работать русскоязычный автор?
Я уже называла телеканал RTVI, радиостанции «РусРек», «РУСА» и «Фридом». Из интернет-изданий есть «Виноград US», «Форум Дейли».
Если хочется работать на русском, нужно ехать туда, где большая русскоязычная диаспора: это штаты Флорида, Пенсильвания, Калифорния, города Нью-Йорк, Чикаго (не весь Иллинойс), Остин. Нет смысла ехать в Алабаму: там не будет столько русских.
Как журналист ты наверняка работала с редакторами телеканалов. Чем занимается редактор на телевидении?
Раньше я думала, что редактор на ТВ — самая бесполезная профессия: все же профессионалы и сами знают, что делают. Сейчас понимаю: без редактора проект может поплыть не туда. Этот человек нужен, чтобы держать в узде творческие потуги журналистов или криэйторов, если мы говорим о рекламе.
Например, есть идея проекта. В самом начале редактор должен спросить себя: этот проект вообще сложится? а нашим задачам он соответствует? Можно снять выпуск ни о чём, а можно такой, который будет отвечать на вопросы и объяснять проблему. То же самое с любым продуктом.
То есть задача редактора — оценивать адекватность и помогать другим как её придерживаться,
Хороший редактор — редкость. Если завтра мне понадобится такой человек, я позвоню двоим, с кем уже работала. Если они не смогут, даже не знаю, где буду искать. У редактора ответственная работа и много задач, поэтому если он результативен, то должен не стесняться называть свою цену. Профессионал стоит своих денег.
Задача редактора — оценивать адекватность
Какие ещё специалисты нужны в русскоязычных медиа в Нью-Йорке?
Продюсеры! Они на вес золота. Гостевой продюсер — адская работа. Он приглашает гостей в эфир и работает 24/7.
Допустим, в Нью-Йорке случился дефицит детского питания. Для сюжета нужна мама тройняшек, которая докармливает детей смесями. Женщина с одним ребёнком не подойдёт: телеку нужна концентрированная проблема. За один день продюсер должен найти такую героиню, а ещё производителя смесей, предпринимателя, который не рассчитал, что будет дефицит, и медсестру из больницы, куда приносят кормить грудничков. Этих людей нужно уговорить, скоординировать. И это только для одной темы, а у тебя таких минимум четыре в день. На съёмки нужно много героев, и часто нетривиальных — не просто врачи
Ты знаешь телевизионную кухню. Как строится работа над телепроектом?
Сначала мы обычно расписываем идею: она должна оказаться на бумаге, нельзя поговорить и сразу делать. Потом начинаем поиск героев: есть герои, значит, проект пойдёт. Дальше менеджер составляет производственный план: в датах и дедлайнах расписывает, кто за что отвечает. Он следит, чтобы всё шло по плану и один процесс вытекал из другого. На каждой ступени редактор и автор проекта оценивают результативность: может ли это идти дальше? Поэтапно добавляются правки, мы их обсуждаем, какие-то вносим. Постепенно выкристаллизовывается продукт, который обрастает графдизайном и звуком.
Эта схема применима не только к телепродакшену, но и к любому медиапродукту,
Чем ты сейчас занимаешься и что планируешь делать дальше?
Сейчас я не работаю на ТВ. В апреле поступила в колледж: давно хотела выучиться на психолога и социального работника. Меня приняли в магистратуру четыре вуза из четырёх, куда я поступала, включая Колумбийский университет, который входит в Лигу плюща.
В Колумбийском в меня поверили из-за моей истории. После университета в Твери я нигде не училась, нет академических заслуг. Но когда речь зашла про жизненный опыт, мне было что рассказать. Это и эмиграция, и профессиональный рост. Я первое поколение студентов в семье: у родителей нет высшего образования. Для комиссии это показатель,
Меня приняли четыре вуза, включая Колумбийский университет. В меня поверили из-за моей истории
Ещё их интересовало, почему я меняю профессию. У нас это выглядит будто ты не знаешь, чего хочешь. В Штатах смотрят иначе: если ты добился успеха в профессии, они спрашивают, почему ты решил её сменить. Если объяснение понятное, то для комиссии ты человек, который знает, что делает, автор своей жизни. Я рада, что на RTVI сама выбирала темы выпусков.
Я завела англоязычный аккаунт в Инстаграме, где пощу цитаты или мысли, которые меня вдохновляют. Планирую его развивать.
Думаю когда-нибудь сделать терапевтическое телешоу. Так я смогу задействовать все свои знания: телевизионные и те, что получу во время учёбы.
Почему ты выбрала психологию?
Журналистика и психология для меня — инь и ян. Никогда не видела себя в профессии, не связанной с людьми: у меня получается находить с ними общий язык, залезать собеседникам под кожу. Один из психологов, с которым мы работали над выпуском
В журналистике нечего делать без эмоционального интеллекта. Он помогает быть гибким. Мозг ленив и не хочет тратить ресурс, чтобы разбираться в полутонах, ему проще быть категоричным. А журналист не может позволить себе категоричность. Его задача — не демонстрировать отношение к герою, а подсветить человека с разных сторон, задавая правильные вопросы. Автор сюжета при этом становится катализатором химической реакции. Без эмпатии, без развитого эмоционального интеллекта это невозможно сделать.
Мой уровень принятия человеческой разности пробил стратосферу
У тебя насыщенная история: ты пробовала себя в разных профессиях, не раз переезжала. Есть секрет, как идти навстречу новому опыту и не бояться провала?
Я спрашиваю себя: что самое страшное может произойти? Самое плохое в плане работы — я буду выглядеть дурой и опозорюсь. Но ведь миллионы людей каждый день позорятся! Мой позор точно не будет самым страшным. Сколько это будут помнить? Неделю максимум.