Евгения Веселова. Эксперимент: как жить в чётком графике

Евгения Веселова Эксперимент: как жить в чётком графике

Как успевать работать, учиться и совмещать это с личной жизнью — в тайм-менеджмент-эксперименте студентки Школы редакторов.

Евгения Веселова, 14 поток

Я хотела поступить ещё три года назад и думала, насколько реально встроить ежедневную учёбу в привычный график, который и так был достаточно плотным. За это время я прошла несколько коротких курсов, чтобы узнать, смогу ли совмещать обучение, работу и домашние дела. Так я поняла, что это возможно при условии соблюдения жёсткого режима. Чтобы совместить учёбу в Школе редакторов, основную работу и личные дела — пришлось расставить приоритеты.

Помогла принять решение новая работа в продуктовой команде, которая требовала более глубоких знаний редактуры и интерфейса. У меня не было подобного опыта, а Школа редакторов казалась оптимальным решением — я рассчитываю, что здесь получу те знания, которые помогут мне говорить на одном языке с коллегами.

Когда занятия были оплачены, настало время полностью перестроить свою ежедневную рутину, чтобы выделить несколько часов в день на учёбу.

Убрать хронофаги

Перед первой неделей в Школе редакторов провела подготовительный этап. Из списка ежедневных дел убрала те, что отнимают много времени, но не ведут к результатам в учёбе, достижению финансовых целей или не касаются воспитания ребёнка.

Основным хронофагом оказались небольшие заказы, которые были достаточно простыми в исполнении и приносили маленький доход. Их я убрала в первую очередь — такая работа не ведёт к профессиональному росту. Отказ от халтурок дал два часа в день.

Время в социальных сетях удалось сократить на полчаса. Все Телеграм-каналы кроме рабочих поставила на мьют. Инстаграм стала смотреть перед сном, не заглядывая в течение дня. Сейчас успеваю просмотреть ключевые новости, новые вакансии и почитать каналы о редактуре, например, Людмилу Сарычеву и Пашу и его прокрастинацию.

Делегировать всё, что можно

Много времени у меня занимает уборка. Если лёгкую уборку можно доверить роботу-пылесосу, то на еженедельную поддерживающую уходит около трёх часов.

Большую часть времени отнимает разбор вещей и расхламление. В этом хорошо помогает метод Мари Кондо: представить свой идеальный образ жизни, избавиться от ненужного, а оставшееся сортировать и убирать по категориям, а не по локациям. Разбирая вещи по её методике раз в два месяца, я смогла делегировать уборку клининг-сервису и выиграла ещё три часа в неделю для учёбы.

Вместо того чтобы ходить раз в неделю за продуктами и докупать их по необходимости в рабочие дни, я начала пользоваться сервисами доставки. Выбрала «Перекрёсток.Впрок». Они привозят продукты на дом в удобный промежуток времени, что помогает мне в планировании. Они же забирают упаковку — не нужно коллекционировать пакеты с пакетами.

Кирилл Морозов, Школа редакторов, 14 поток

Я полностью перевёл закупку продуктов на службы доставки. Ужины на шесть дней — «Шефмаркет». Фрукты, овощи, перекус и бытовая химия — «iGoods» и «Вкусвилл». По моим подсчетам освободилось четыре часа на выходных, а на буднях экономится примерно два часа в неделю. Шесть ужинов для двоих нам обходятся в 4176 рублей — это продукты и рецепты. Готовим каждый день и тратим на это примерно 30 минут. Товары из маркетов, которые заказываем с доставкой, по деньгам выходят столько же, сколько я бы заплатил, если бы поехал за ними сам.

Составлять закрытые списки

Если создавать идеальный список дел по правилам из лекций, в нём должно быть не более пяти задач в сутки. С ребёнком так не получится. Отвести в детский сад и забрать, приготовить полдник, ужин, покататься на самокате, порисовать, почитать книжки, которые купили на последнем «Нонфикшене» — это мои любимые минус шесть часов в день, которые вне любых списков.

Но в рабочей практике закрытые списки оказались классным решением, ведь если заниматься только горящими задачами, просто топчешься на месте. При напряжённом графике заранее спланированные дела берегут психику и заставляют думать стратегически.

При напряжённом графике заранее спланированные дела берегут психику и заставляют думать стратегически

Основные правила ведения списков, которыми я пользуюсь:

— Каждое из дел в списке проверять на соответствие принципу SMART: оно должно быть конкретным, измеримым, достижимым, реалистичным и осязаемым.

— Дробить процессные задачи на маленькие дела, которые реально вычеркнуть из списка на день как завершённые.

— Делать только то, что есть в списке. Остальные задачи заносить под черту и брать в работу, если остаётся время.

— Играть и поощрять. Геймификация с ачивками затягивает не только в Warcraft и приложениях. Похвалить себя даже 10 минутами в тишине за чашкой чая — уже повод закрыть часть дел.

— Отказаться от перфекционизма. Как оказалось, необязательно гладить полотенца, постельное белье или прочитывать целую книгу в месяц.

С закрытыми списками я поняла, что время — ценный ресурс. Его не стоит растрачивать на срочные задачи, которые могут потерять актуальность ещё до того, как будут закончены. В этом пункте я не выиграла время для учёбы, но завела полезную привычку.

Светлана Пронина, Школа редакторов, 14 поток

По принципу закрытых списков я работаю с клиентом на фрилансе. Формирую список задач на три-четыре дня и стараюсь не добавлять новые. Недавно клиент пришёл с задачей сделать три промостраницы через неделю. К тому моменту мы уже запланировали 10 крупных задач на ближайшие три дня. Решение очевидно: обсуждаем задачу и сдвигаем сроки или ищем других исполнителей.

Выстроить ежедневный график

В последние месяцы я планирую день так:

08:30—09:00: отвожу сына в детский сад,

09:00—13:00: работаю,

13:00—13:15: забираю сына из детского сада,

13:25—15:30: работаю,

15:30—21:15: провожу время с семьёй,

21:15—23:45: занимаюсь учёбой.

Этот план учитывает все мои повседневные дела и достаточно реалистичен — погрешность небольшая. Даже если задержусь по пути домой из детского сада, с фиксированными списками задач ничего критичного не случится.

Выстроив чёткий график, я получила три часа в день на учёбу в Школе редакторов. Это около 18 часов в неделю или практически сутки на освоение нового материала, если посидеть ночами подольше. Главное, успевать записывать в ежедневник, заметки или специальный сервис. Я пользуюсь Notion — канбан-доска мне кажется наиболее удобной для рабочих задач.

Светлана Пронина, Школа редакторов, 14 поток

Из инструментов планирования у меня — Microsoft to Do, заметки на Маке и ежедневник. С каждым я работаю выборочно:

  • Всё спокойно, чаще всего — Microsoft to Do
  • Режим «огня», но текучка — заметки
  • Всё горит по большому проекту — ежедневник

Поддерживать дружеские отношения

Это один из самых сложных пунктов плана: если встречаться с друзьями в субботу, не остаётся времени на себя. Я составила недельный чек-лист: когда отправить мем, а когда спросить, как идут дела. Моя основная стратегия — включать режим активного слушания, оказывать дружескую поддержку, но самостоятельно не провоцировать общение без острой нужды.

Общения в Школе редакторов мне пока достаточно. У нас свой Телеграм-канал, где можно обсудить учёбу, рабочие моменты, поговорить о редакторских успехах и промахах. Можно придумать совместный проект и обсудить результаты последнего «Вызова Главреда»: три человека из нашего потока принимали участие и вошли в пятёрку лучших.

Среди них оказалась и я — на конкурс нашлось время, благодаря двум дням перерыва между проектами. Учитывая аврал, считаю результат нормальным, но для себя поняла, что в следующий раз надо лучше прорабатывать детали и презентацию. Возможно, визуализация в Notion или на Тильде будет выглядеть лучше, чем в гугль-доке.

Принимать в расчёт авралы

Закон Мерфи: если какая-нибудь неприятность может случиться, она случается. Неизбежно возникают ситуации, когда всё идёт не по плану. И часто они случаются тогда, когда принесут максимум неудобств.

Одной такой ситуацией стала болезнь ребенка — их группа в саду нагулялась в первые тёплые дни до простуды. Три дня мы лечились, играли, консультировались со специалистами онлайн. После того как он выздоровел, заболел снова — больницы по-прежнему оказались перегружены, и один день мы потратили на то, чтобы доехать до врача и вернуться обратно, собрав все пробки. Болезнь ребёнка обошлась мне в общей сложности в 16 часов.

Около 18 часов в неделю для учёбы — это 72 часа в месяц. Из этого нужно вычесть непрогнозируемые ситуации и форс-мажоры — от 10 до 20 часов в месяц уйдут на решение внезапных проблем. Остаётся 52 часа, что немного, но хватает на то, чтобы учиться на первой ступени в Школе редакторов.

Остаётся 52 часа. Хватает, чтобы учиться на первой ступени в Школе редакторов

Что в итоге

В чётком графике жить можно. Главное — понимать, когда он закончится и в каких моментах сделать послабление. Совмещение учёбы и работы требует большой концентрации внимания и навыка расставлять приоритеты. Также необходимо научиться укрощать творческие порывы, которые перетягивают фокус внимания с приоритетных задач из закрытого списка.

Можно заметить, что все недельные расчёты указаны, исходя из шести дней в неделю. В субботу я не работаю и не учусь: сплю в обед, гуляю, ем пиццу и не думаю о дедлайнах. Суббота помогает не выгореть, отключиться от работы и стараний все успеть.

Я поняла, что супероценок и результатов ждать не стоит. В идеальном мире можно заниматься только одной задачей, но чаще оказывается так, что списком дел приходится играть, как горячей картошкой. Зато все эти ограничения и многозадачность позволили мне не только мечтать о Школе редакторов, но и начать учёбу.

Никита Чернов, Школа редакторов, 12 поток

Чтобы всё успевать, я придумал свою систему планирования, которую веду в стандартном календаре на макбуке. Свой метод я назвал ПОП-планированием: сначала вношу в календарь приятное, затем обязательное, потом полезное.

Чтобы планировать было в кайф, сперва вношу в календарь самые приятные дела. Я люблю спорт, поэтому начинаю планирование с тренировок. Две домашние утренние тренировки по приложению и секция спортивной гимнастики по воскресеньям. Начиная планирование с приятного, я создаю мотивацию и закладываю фундамент календаря.

Есть дела, которые просто нужно делать: ходить на работу, наводить порядок в доме, кормить домашних животных. Эти дела «съедают» существенную часть жизни, поэтому вношу их в календарь во вторую очередь. На этом же этапе планирую, когда буду отдыхать. Если отдых не планировать, то не за горами перегорание и саботаж всей системы.

После того как основа спланирована, я вношу апгрейды — то, что в будущем повысит качество жизни. Здесь я внедряю полезные привычки, обучение, работу над своими проектами и всё то, что будет делать лучшая версия меня в идеальном мире. Школу Бюро я отношу к этой категории. Сдавать тесты вовремя сложно, но, если этого не сделать, жизнь не развалится.

Находим свободное место. Например, я решаю, что смотрю лекции в промежутке с 10:00 до 11:00 и после работы занимаюсь тестами

Оксана Калиниченко, кандидат биологических наук, клинический и нейропсихолог

Эффективно совмещать различные виды деятельности могут люди с идеальным первым функциональным блоком мозга. Он регулирует эмоциональную сферу, включая отношение к неудачам, организует внимание, память, обрабатывает сигналы о состоянии внутренних органов, балансирует тонус центральных отделов нервной системы. Таких людей мало, но если у человека физиологически есть предрасположенность к эффективной многозадачности, ничего сложного тут нет.

Чтобы не перегрузиться, в качестве психологической техники попробуйте ранжирование. Из общего хаотичного списка лишних дел составьте рейтинг. Пусть это будут пять или 10 позиций. Первыми поставьте самые ненужные действия, которые точно не ведут вас ни к какому результату. Опишите, что вы сделаете полезного за это время. Представьте в своём воображении худший вариант, который произойдёт, если вы вычеркнете эти пункты из жизни. Начинать нужно с самых малых, например, отключить инстаграм.

Чтобы не перегрузиться, в качестве психологической техники попробуйте ранжирование

Чтобы проверить, соответствуют ли ваши планы на день основным принципам, о которых мы говорили в статье, проверьте своё расписание по чек-листу, который составили студенты 14-го потока Школы редакторов.

Чек-лист чёткого графика

  • Минимум доступа к развлекательным ресурсам и информации, которая не способствует решению задач из закрытого списка. Можно настроить ограничение использования приложений в смартфоне.
  • Бытовые задачи по возможности делегированы — хотя бы раз в две недели приходит клининг-сервис.
  • Все задачи на день составлены по принципу SMART и внесены в удобный планировщик.
  • Выстроена чёткая система поощрений: что происходит, если задачи выполнены, и какие санкции накладываются, если задача перекочевала на следующий день.
  • Есть запас времени на непредвиденные ситуации.
  • Все необходимые гаджеты заряжены, исправны и не подведут в неподходящий момент.