Станислав Рогачков. Дизайнер должен понимать людей

Станислав Рогачков Дизайнер должен понимать людей

Продакт-дизайнер «Эльбрус Буткемп» рассказывает о том, как эмпатия помогает в работе, что делать дизайнеру в начале карьеры и почему важно полюбить себя.

Ты занимаешься дизайном 13 лет. Расскажи, где сейчас работаешь?

Сейчас я пробую себя в роли продакт-дизайнера в «Эльбрус Буткемп». Вдохновила меня Мария Приказчикова — продакт-менеджер. Она крутой специалист: проводит исследования, участвует в прототипировании и общается с разработчиками.

Это новое для меня направление. Я всё также придумываю названия, разрабатываю логотипы, цвета, фирменные шрифты для брендов, но теперь ещё разбираюсь в маркетинге. Когда ко мне обращается заказчик, я выясняю ценность его продукта, разбираюсь в особенностях бизнеса, смотрю, что вообще происходит в компании. Может, заказчику не нужно то, что он просит, и его задача решается по-другому.

Обложка вебинара «Эльбрус Буткемп» в Санкт-Петербурге

Расскажи, как ты дорос до продакт-дизайнера?

«Буткемп» — это супер-интенсивная программа, когда за три месяца можно стать программистом и устроиться на работу.

Мне рассказали об идее программы и предложили разработать для неё дизайн. Я сделал буквально всё: лого, фирменный стиль, мерч, стикеры и прочее. На этом опыте почувствовал, что могу работать продакт-дизайнером.

Недавно понял, что мне этого тоже мало. Хочу расширять свои знания и компетенции.

Куда планируешь расти?

Я не про достижения и не про карьеру. Плыть по течению — тоже крайность. Мне просто нравится постоянно эволюционировать, чувствую, что ещё много чего нового сделать можно.

Вот с точки зрения людей, им нравится то, что я делаю. Меня не отпускают из этой сферы, а я не уверен, что хотел бы этим же дальше заниматься. Мне нравится чувство, что всегда могу от чего-то отказаться и пойти в другое. Мне кажется прикольно пробовать разные штуки.

Я рассматриваю для себя моушен-дизайн как дальнейшую сферу для развития. Мне очень нравится работать с видео: здесь есть возможность сочетать звук с визуалом, создавать динамику и ритм. Даже в обычных титрах есть пространство для интересных решений и волшебства. Бывает, я просто в готовой анимации рандомно двигаю несколько слайдов, и динамика непредсказуемо меняется — похоже на импровизацию в музыке. Может быть, пойду работать в моушн.

Как дизайн появился в твоей жизни?

Он почти сразу появился, потому что у меня мама художник, и она рано окружила меня компьютерами. Тогда вообще ещё ни у кого из местных компов не было, а нам она домой поставила. Начала сама пробовать что-то делать и меня быстро подсадила, мне понравилось. С тех пор не расстаюсь с компьютером.

Странная история, но я вот ни по барабанам, ни по дизайну ничего не проходил, кроме микро курсов для себя. Фигму изучил в процессе изучения специализированного софта.

Самым эффективным было учиться у коллег в процессе работы в студиях и агентствах, на реальных кейсах и проектах. Когда учишься сам, то определяешь себе потолок. Думаю, что если бы я учился в Англии дизайну, то это определило бы и мой круг заказчиков.

Где ты больше всего прокачался в дизайне?

В дизайн студии «Эвер Клевер» в Красном октябре. Там уровень заказчиков был такой, что ничего нельзя зафакапить, например, пригласительные для Большого театра.

Кроме работы там каждую пятницу были крутые вечеринки. Это было офигенное место работы. Но сейчас я всё равно не променяю фриланс на офис.

Одна из вечеринок «Эвер Клевер»

Стас, ты жил на Алтае. Расскажи, как тебя коснулась восточная культура?

Меня она коснулась сначала через родителей. Они у меня очень прогрессивные, играли в театре, дома часто были встречи, вечеринки. Я вырос на пластинках Бориса Гребенщикова, Led Zeppelin, Doors, Deep Purple. Дома было много книг по философии, по искусству. Мы ездили в горы много раз.

Но в большей степени восточная философия в моей жизни — это заслуга жены. Она, как ни странно, круче большинства коучей московских. Это опыт души человека, который уже много чего прошёл. Кроме того, общение с ней привело меня к отказу от алкоголя и мяса.

Как опыт восточной традиции помогает тебе общаться с заказчиками?

Я встречаю собственника бизнеса и представляю себя частью его команды. У меня даже меняется речь, говорю: «мы», «для нас». То есть, я не где-то там со стороны наемный спец. Я понимаю свою зону ответственности, максимально вовлекаюсь, соответственно, у меня лучше получается результат.

Это философия о стремлении к эмпатии. Эмпатия нужна для того, чтобы понимать разные аудитории. Дизайнеру нужно понимать заказчика и людей, для которых это делается.

Эмпатия нужна для того, чтобы понимать разные аудитории

Ты переехал жить из Москвы в Великие Луки. Как пришло такое решение?

В определенный момент мы с супругой поняли, что хочется не московского «фона», а такого места, где будешь легко себя чувствовать.

У наших друзей был загородный дом в Зубарях. Мы туда приехали и год там пожили, постоянно высовывались из окон и фотографировали. Реально просто невозможно, как было красиво круглый год.

Через год поняли, что не хотим возвращаться в московскую суету. Мы уже здесь наладили нашу жизнь.

Туман в Зубарях

Расскажи, что приобрёл для себя в Москве, и что — в Великих Луках.

В Москве я быстро вырос в техническом плане. Когда пошёл работать в агентство «Эвер Клевер», научился взаимодействовать с коллегами, решать сложные задачи в коллективе.

В Великих Луках я чувствую свою ответственность и поддержку со стороны жителей. Ко мне подходили ребята, которые делают наружную рекламу и говорили: «Никто кроме тебя это нормально не сделает, мы так не умеем».

В Москве много хороших специалистов: сделал какую-то вывеску, ну и ок. А здесь специалистов мало, чувствую, что прикладываю руку к чему-то осязаемому, каждая работа связана с обликом города. Я здесь понимаю, что если возьмусь за какую-то вывеску, то она будет клёвая, и понимаю, какая она будет, если я не буду её делать. В этом смысле прикольно понимать свою ответственность.

Ты почувствовал влияние среды на то, какие были у тебя заказчики?

Все, с кем я работал — люди кайфовые. Они в основном ездят по разным странам. На них город не накладывает отпечаток, с ними классно работать.

У меня был показательный момент. Нужно было сделать вывеску для магазина штор, приехали рекламщики великолукские и предложили варианты. Владелица бизнеса спрашивает: «А почему из этого материала?» — «Ну как же, так дешевле будет!» — «Ребята, я вас не прошу экономить мои деньги, сделайте мне крутую вывеску. Мне нужна крутая, а не та, что подешевле».

Они так оторопели вообще. Для них это в новинку, что не надо делать дешевле.

Все, с кем я работал — люди кайфовые.

Какой у тебя любимый проект в Великих Луках?

Это проект «Нью Ворк», его основатель — Роман Иванов. Сначала он увидел мою вывеску в городе и сказал, что ему нужна такая же для магазина «СтройСам» — лидеры в городе на рынке строительных материалов. Я сделал логотип, вывески, визитки. Сейчас весь магазин переделали в фирменном стиле, даже стены перекрасили.

Потом Рома купил в Питере бизнес и привез его в Великие Луки. Мы назвали его «Нью Ворк», заребрендили, сделали стиль, картинку.

Изначально это была столярная мастерская, теперь это центр творческого развития и коворкинг. С Ромой у нас полное взаимопонимание. Он понимает и поддерживает мои идеи. Поэтому мне этот проект очень близок, как родной.

Кейс для «Нью Ворк»

Какой любимый проект из всех, которые у тебя были?

«Pirozhki» — это тот случай, когда я начал работать с мощными людьми.

В один момент мне позвонил человек из Лос-Анджелеса — Игорь Авраменко. Игорь и его супруга Алёна предоставили мне мудборд, я сделал логотип. Мы сделали вместе наклейки, сайт, клип. Они купили ретроавтомобиль 1964 GMC Pickup truck и прикрепили трейлер — получился стрифуд. Он ездит по Лос-Анджелесу и продает русские пирожки из русской муки и с тестом по грузинскому рецепту.

Позже Игорь стал делать бургеры и попросил меня подключиться к проекту, связанному с коноплей. Но я отказался от участия в обоих проектах. Не хочу поддерживать продажу мяса и употребление наркотиков.

Стридфуд «Pirozhki» на улице Лос-Анджелеса

От каких проектов отказываешься и почему?

То, что сомнительное с точки зрения пользы организму — я не могу в этом участвовать. Всё, что связано с рыбой, мясом, яйцами, любой вид алкоголя, наркотиков, энергетиков. Даже чипсы картофельные.

Где посмотреть твое актуальное портфолио?

У меня кто-то единожды попросил портфолио. Я его сделал, больше не обновляю. Так как люди приходят по рекомендации, то нет повода его постоянно обновлять.

Бывают конфликты с заказчиками?

Было замечено, что с женщинами в возрасте лет 40−50 происходит дисконнект.

То есть, мы уже работаем, всё нормально, взаимопонимание есть. Но в какой-то момент неизбежно возникает такое: «Вообще-то я считаю, что нужно делать не так».

Например, была заказчица, продукт хороший — магазин детских товаров. Я придумал много всего клёвого. Она из такой советской, видимо, закалки, сказала: «Это вообще не совсем то, что я хотела, и вообще, мне не подходит, не могу это вешать». И до сих пор у нее висит космически стремная фигня. Что с ней сделать? Она из старой школы, а я по-старому не могу.

Коммуникация всё ок, а с точки зрения визуального языка не складывалось.

Расскажи про свой опыт, когда ты был недоволен своей работой.

Дмитрий Давыдов запустил глобальные курсы по всей России — «Крафтор». Мы с самого начала придумывали всё вместе: название, логотип, стиль, сайт.

В один момент мы стали работать с инвесторами. Они настояли, чтобы я занимался интернет-рекламой. Я залез в эту историю, наверное, год этим занимался. Конечно, прокачался, но сейчас понимаю, что это была какая-то ерунда.

Это неэффективный путь. Заниматься профессионально сразу дизайном, интернет-рекламой и упаковкой продукта — такое себе занятие. В итоге всё равно мы сильно не преуспели в интернет-рекламе.

Заниматься профессионально сразу дизайном, интернет-рекламой и упаковкой продукта — такое себе занятие

Но ты работал в «Крафторе» больше года. Удалось морально компенсировать этот момент?

Был классный кейс. Мы проводили мастер-классы: идея была в том, чтобы приходили подростки и пробовали разные профессии. Мы делали фирменные халаты, модные роллапы, буклеты. Я сам создавал атмосферу: собирал плейлисты и включал музыку.

Это был контраст на фоне всех великолукских движей, естественно ребята облепили всё место: они заходят, там всё аккуратно, с клевой музыкой, вся атмосфера для них. Они прям заценили.

Мы несколько раз провели эти мастер-классы. Ребята спрашивали, откуда у нас такой сайт, стали писать нам и спрашивать советы. Для одной девочки я сделал короткий курс из пяти уроков, сейчас она пробует себя в дизайне.

Что посоветуешь молодым дизайнерам?

  • Первый совет — изучать работы великих.
    В живописи художники буквально копируют. Также у дизайнеров — берёшь сайт и разбираешь по пикселям.

    Суть в том, что у крутых дизайн-студий, мастеров веб-дизайна есть осмысленные принципы. Если постараешься, а не тупо скопируешь, то есть возможность со временем понять эти принципы.

  • Второй совет дизайнеру — прокачивать насмотренность.
    Нужно как можно больше питать себя красивыми штуками: ходить в галереи, ездить по городам, изучать языки и культуры других стран. Знакомый дизайнер сказал, что по его наблюдениям, всё это копится, где-то переваривается, а потом всплывает, если нужно.

    Ещё Полина Забродская сказала: «Что на входе, то и на выходе. Сходите в салон и посидите на самом дорогом стуле. Поужинайте в ресторане, отмеченном звёздами Мишлен. Сходите к самому дорогому мастеру прически. Ощутите, что такое максимально качественный продукт».

    Это будет также отражаться в дизайне. Во многих провинциальных городах России полно эстетически ужасных вывесок, разрушенных зданий, дорог. И это всё влияет на нас, просто многие не обращают внимания. Мы живём в контексте, где реально фигово продуманная среда, очень не эстетично сделан дизайн. И вот если так жить, то нечему удивляться, что не сформирован вкус.

Ты в дизайне ёмко и точно передаёшь связь между объектом и брендом. Ощущение, будто я поняла, что ты хотел сказать.

Ты как раз правильно всё сказала. Дизайнер и занимается передачей смысла. Самое лучшее, что может сделать дизайнер — это взять сообщение бренда и на языке целевой аудитории передать ей это сообщение.

Какие принципы дизайна тебе помогают в работе?

Мне нравится, как их сформулировал мой коллега Женя Арутюнов: «Взять материал, взять носитель, помнить задачу, и выбирая подходящие шаблоны проектирования, творчески их совместить. Классный дизайнер — это дизайнер с огромной встроенной коллекцией шаблонов проектирования».

Стас, ты выглядишь всегда позитивно настроенным. Расскажи, как успеваешь восстанавливаться?

У меня невысокая степень тревожности. Для меня достаточно выйти на солнышко погреться.

Я знаю инструменты, которые позволяют расслабиться. Это, например, работа с мозгом. То есть это работа с тем, как ты на всё смотришь — рефлексия.

Иногда просто садишься спокойно, и понимаешь что-то, что себе надумал — это фигня какая-то. Или просто выписываешь на бумаге всё, что есть. Ещё лучше поговорить с близким человеком, знакомым хорошим. Можно обсудить и 100% становится легче. Чем искреннее и понятнее говоришь, тем легче.

У меня невысокая степень тревожности. Для меня достаточно выйти на солнышко погреться

Ты каждый день делаешь выбор в пользу чего-то более важного?

В плане принятия решений у меня нет лайфхака. Когда есть нацеленность на рост, а у меня она есть, то приходят автоматические решения: сколько времени в сутках должна занимать работа, чтение книг, сколько нужно уделить времени семье и отдыху.

Надо полностью полюбить себя. Буквально, быть довольным собой во всём, принять. Любовь к себе отражается на всех сферах жизни — отношениях, деньгах и здоровье. Вроде бы очевидная мысль, но важно осознать и сделать это.

А есть вещи, которые в себе любить не надо?

Нет, точно. Любовь к себе — это ключ, который настраивает все сферы жизни.