Дети в школе — Кто студент

Дети в школе

Как студенты-родители успевают учиться в Школе бюро и воспитывать детей.

В интервью студентов и выпускников школы есть советы, как совмещать учёбу и фулл-тайм работу. Однако очень немногие говорят, как успевать учиться и воспитывать ребёнка.

Герои этой статьи — семь студентов-родителей. Они честно рассказали о том, реально ли учиться в Школе бюро с детьми на руках и чего это стоит. В этих историях вы не найдёте волшебных таблеток вроде «дайте ребёнку эту игрушку и он посидит молча три часа подряд». Здесь — только реальные ситуации с мультиками, дневным сном и жёстким распорядком дня.

Евгения Черешкова, школа редакторов

Дети: Дмитрий, 9 лет

У взрослого семейного человека две сущности, между которыми приходится выбирать: семья или заработок. Начинается учёба — появляется третья сущность. Тут важно расставить приоритеты и не дать разорвать себя на части. Например, для меня ребёнок первичен, а школа важнее работы.

Учёба в школе с самого начала пошла не по плану. Я хотела тратить на лекции и тесты максимум три часа в день, но это сломала уже первая лекция по редактуре. Неразбериха длилась недели четыре. Потом я пересмотрела план на неделю, и он начал совпадать с реальностью.

Я стала понимать, сколько времени куда уходит. Знаю, что сын проводит в школе пять с половиной часов, поэтому учусь, пока учится он. Он в обычной школе — я в Школе редакторов. Он делает уроки — я смотрю лекции. Правда, иногда бывает так, что в одно ухо вещает об абзацах Максим Ильяхов, а в другое сын рассказывает о Стрекозе и Муравье.

Ребёнок приходит домой в 13:30. После этого времени тесты я не делаю — кормлю сына обедом, вожу на кружки и помогаю с уроками. При этом получается слушать лекции, но приходится делать перерывы. Рабочие вопросы решаю вечером и ночью — спасибо удалёнке.

Иногда Дима быстро разбирается с уроками, а я с лекциями ещё не закончила. Тогда приходится занимать его планшетом и телеком. Отношусь к этому спокойно — главное контролировать, что и сколько сын там смотрит. Если жесткача в Школе бюро нет, я освобождаю вечер. Делаю домашние дела, а потом играем вместе в настольные игры. Выходные обязательно проводим вместе — гуляем в парках Москвы, любим интерактивные музеи вроде «Лунариума» и «Экспериментаниума». Недавно ещё узнали про парк развлечений «Джоки Джоя».

Сложно бороться с собственной совестью. Я реально не понимаю, какой пример подаю ребёнку. Дима видит, что мама постоянно сидит за компьютером, но при этом не играет и не видео смотрит, а работает или учится. Не понимаю, какая картина мира складывается у него в голове, но верю, что это большой вклад в будущее — и моё, и Димы.

Сын любит читать и конструировать из картона. Отдала коробку из-под компьютера на поделки, а Димка нашел ей другое применение. Занятие его надолго увлекло, а я смогла спокойно заняться учёбой

Анна Павлова, школа редакторов

Дети: Диана, 3 года

Моё главное спасение во время учёбы — чёткий режим дня с обязательным дневным сном дочки. Те два часа, когда она спит, трачу на тесты. И ещё два часа занимаюсь вечером перед сном. Выходных с таким расписанием почти нет.

Дочке три года, но место в саду мы пока не получили. Вместо этого вожу Диану на творческие занятия. Пока она рисует, я могу почитать лекции.
Пробовала заниматься, когда дочка не спит — получилось плохо. Вот однажды Диана просила идти гулять, а я хотела в тесте по интерфейсу подумать над сложными вопросами. Итог — три ошибки, причем как раз в тех вопросах, которые исправила.

Школа занимает много времени, и это иногда изматывает. Самое сложное здесь — не сбрасывать негатив на семью. Сидела над тестом три часа, нажала «сдать», получила 75 баллов. Я после такого завожусь с пол-оборота из-за мелочей: разбросанных игрушек или немытой кружки в раковине. Приходится постоянно работать над собой и повторять, что глупо срываться на дочку из-за учёбы. Для меня это как мантра, ведь всё, что делаю — ради будущего семьи.

Диана рисует не только на занятиях, но и дома. Когда она так увлечена, я рядом спокойно занимаюсь учёбой

Вероника Высотина, школа редакторов

Дети: Миша, 3 года

Мне удаётся совмещать работу в офисе, учёбу и воспитание ребёнка. Это сильно выматывает, но при этом я ничем не жертвую.

Работа позволяет заниматься школой, сидя в офисе. Я заранее предупредила руководителя, что поступила в школу и что иногда буду слушать лекции или решать тесты. При этом рабочие задачи в приоритете — если надо что-то написать по работе, школу отодвигаю на вечер.

Сын в сентябре пошёл в сад, но пока на неполный день. Заниматься учёбой долго поэтому не получается — не хватает концентрации. Все тесты я стараюсь сдавать утром в офисе, потому что вечером отвлекаюсь на игры, ужин и мультики. По вечерам делаю только практические задания по вёрстке или редактуре.

Мой главный помощник — чёткое планирование времени. День расписан практически по минутам — я заранее знаю, во сколько надо вставать, когда забирать сына из сада и сколько минут осталось на решение теста.

Первые две недели учёбы я проводила с Мишей дома — в сад сын ходил только на два часа. Я тогда выбрала для себя неправильную систему — один день на тест. С самого утра решала вопросы, вечером сдавала. Ещё надо было погулять с сыном, накормить его обедом и ужином, поиграть и почитать. Я не смогла сосредоточиться на тестах, не понимала всей хитрости вопросов. На второй неделе из-за этого завалила тесты и упала с 6 места на 86. Считаю это своей ошибкой, после провала занялась планированием времени.

Естественно, комплекс «я плохая мама» цветёт буйным цветом. Немного с ним справиться помогла книга Людмилы Петрановской «СелфМама». О ней я прочитала в интервью Евгении Самойловой, за что сильно благодарна. Теперь буду пробовать применять лайфхаки в деле.

У нас в семье есть обязательные детско-родительские дела, которые не зависят от количества работы. Книжка на ночь — один из таких ритуалов

Валерия Бекарева, школа редакторов

Дети: Натаниэл (Нэйт), 3 года

Я начала учиться в онлайн-школах, когда сыну исполнилось полгода. Окончила шесть или семь курсов в «Нетологии», теперь — Школа редакторов. Ещё с того момента моё главное правило — сделать самое энергозатратное в тихий час. Каждый сон ребёнка был и остается временем для учёбы.

За лекции и тесты сажусь в 9:30 и заканчиваю в 16:00. Всё это время ребёнок проводит с няней — с марта взяла её на фулл-тайм. Это и спасение, и проблема одновременно. Няня всегда вовлечена в процесс, она постоянно с ребёнком что-то делает — гуляет, занимается творчеством, играет. Поэтому Нэйт не может надолго сам себя увлечь, постоянно требует активного внимания. Иногда по вечерам, когда не успеваю закончить учёбу, приходится включать ему мультики на айпаде или на канале «Карусель».

Ещё одно правило — отдыхать по ночам и по выходным. Укладываю сына на ночь и иду заниматься своими делами — пью чай, болтаю с мужем. По выходным играю с сыном, отдыхаю головой, читаю книги — и это совсем не Кэмп с Раскиным по учёбе.

В сложные недели с большим количеством тестов устаю уже к среде. Боюсь выгореть из-за большой нагрузки. Муж днём работает, а по вечерам учится в магистратуре, поэтому его дома нет с утра и до позднего вечера. А мне надо вечером после учёбы-работы приготовить обед на следующий день, покормить ребёнка, искупать его и уложить спать. Пока ещё не нашла решение, как в шесть вечера чувствовать себя бодро и всё успевать. И в этом я похожа на остальных обычных мам.

Верю, что можно быть классной мамой и одновременно прокачиваться профессионально — это вопрос настроя и тайм-менеджмента. А ещё важно не поддаваться эмоциям. Чувствуешь, что задолбалась — возьми паузу и подумай, что не так.

Няня — моя главная помощница, всегда увлекает Нэйта играми и заданиями. Мне сложно целый день заниматься с сыном так, как это делает Татьяна Анатольевна

Елена Козадерова, школа дизайнеров

Дети: Лиза, 5 лет

В учёбе помогает то, что дочка ходит в садик на полный день. Также мы четыре раза в неделю водим её на танцы и на кружок по подготовке к школе.

Лиза — супер-самостоятельный ребёнок. У нас в семье действует железное правило «я работаю». Когда звучат эти слова, маму или папу трогать нельзя, выкручивайся, как хочешь. Не скрою, на обучение этому ушло много времени. Мы объясняли дочке, что такое работа, откуда берутся еда и игрушки. В итоге сейчас Лиза прекрасно умеет занимать себя сама — за рисунками и играми может часа два просидеть одна.

В мультиках мы дочку не ограничиваем — не считаю их вредными или отупляющими. Главное контролировать, что она смотрит. Намного хуже, когда дети с воплями бросаются на телевизор, будто никогда его не видели.

Главный лайфхак в сочетании учёбы и родительства — контроль и самоорганизация. В этом мне помогают закрытые списки. Все дела стараюсь расписывать на неделю заранее — когда какая лекция и какой тест. Естественно, всё это с поправкой на расписание ребёнка.

На практике мы поняли, что важно разговаривать с дочкой на равных. Она нормально реагирует на просьбу не мешать, если я сильно занята. При этом важно обязательно вернуться к её вопросу, когда освободишься.

Рисование за маминым рабочим местом полезно для всех — ребёнок одновременно и занят, и под присмотром

Григорий Голованов, школа редакторов

Дети: Алексей, 8 месяцев

Я безумно благодарен супруге Алине за помощь в учёбе. Она меня поддержала перед поступлением, поддерживает и сейчас. Когда я занят с тестами и лекциями, забота о малыше лежит на жене. А ещё недалеко живут её родители и тоже здорово выручают.

В день на школу уходит от трёх до шести часов. Когда получается, учусь по ночам. Первые три месяца мы тратили на каждый подъём около часа и не высыпались. Потом привыкли, пару месяцев ночные подъёмы проходили быстро и естественно. Утром чувствовали себя так же, будто спали всю ночь. Сейчас у Лёши режутся зубы, и он не спит больше часа, нужно укачивать и укладывать. Ночь теперь совершенно неспокойное время, непригодное для учёбы.

Работа позволяет возить сына в бассейн, на массаж и на плановые осмотры в поликлинику. Я веду машину, несу Лёшу в люльке и потом жду за дверью — в это время слушаю или смотрю лекции.

В интервью Люды Сарычевой прочитал о шезлонге для малышей. Мы тоже его купили — подтверждаю, незаменимая штука. Прикрепили к шезлонгу дугу с игрушками, и эффект усилился. Сын сам играл, сам себя укачивал, мог заснуть, — в общем, всегда при деле и в хорошем настроении. Под детский крик не получается сосредоточиться, а шезлонг помогал от него избавиться. Жаль, что Лёша из него вырос.

Я бы не смог учиться, если бы оказался на месте Алины. Постоянная занятость с грудным ребёнком несовместима с таким объёмом лекций. Но у меня другие обязанности, с которыми справляюсь и поэтому могу учиться.

Выходные — время для семьи. Это мы с Лёшей на совместной прогулке — он только что поел, и я ношу его столбиком

Ольга Сабурова, школа редакторов

Дети: Маша — 4 года, Катя — 2 года

Я не стала выходить на работу после рождения дочек. Мне кажется, сочетать детей, работу и школу тяжело.

На занятия уходит в среднем четыре часа в день. Час из них днём, пока младшая спит. В это время меня никто не отвлекает, и я могу погрузиться в лекции. Ещё занимаюсь по вечерам, когда с детьми помогает муж. Но приходится постоянно отвлекаться: готовлю ужин, купаю девчонок и укладываю их спать.

Первые три недели пыталась учиться по ночам. Сейчас уже так не делаю — в 12 ночи начинаю вырубаться и ничего из прочитанного не усваиваю. На сон с учётом ночных кормлений остаётся 6−7 часов, но к такому я уже привыкла.

Первые недели учёбы были адовыми — муж на работе, я одна с девчонками. У младшей шли зубы, она не слазила рук. Старшая заболела, вдобавок нужно было готовиться в сад. Я физически не успевала толком погрузиться в материалы — навёрстывала в выходные.

Никогда не забуду, как доделывала работу на конкурс главреда для «Кто студента». Катя в ту ночь без меня не спала — только сяду за компьютер и тут же слышу её плач. Приходилось постоянно качать, укладывать, снова качать. Было обидно не закончить работу. Сделала так — левой рукой держала дочку у груди, правой собирала макет вёрстки. Так продолжалось час, руки потом дрожали от напряжения. Зато никто не отвлекал от работы — я успела сдать интервью до дедлайна и даже заняла на конкурсе первое место.

Ещё в первые недели пыталась совместить воспитание и учёбу — играла с дочками и краем глаза читала лекции. Результаты тестов показали, что так делать нельзя. Баллы низкие, да и до кучи ужасной матерью себя чувствуешь. Сейчас учусь только тогда, когда дети заняты игрой или спят. Иногда смотрю лекции при дочках. Интересно, кем станут Маша и Катя, если в детстве вместо сказок они слушали Ильяхова и Бирмана?

Будущим студентам-родителям советую заранее начать читать литературу из дополнительного списка. А ещё хорошо хотя бы на первое время брать помощника — бабушку или няню. Так быстрее втянетесь в процесс.

Учим с девчонками отличать назывные заголовки от транзитивных

Будущим студентам: запомнить

  • Учёбу в Школе бюро и воспитание детей совмещать реально.
  • Важно заранее поговорить с ребёнком и приучить его к самостоятельным играм.
  • Если ребёнок ходит в детский сад или на творческие занятия, это даст вам дополнительное время на занятия.
  • На первые несколько недель учёбы пригласите помощника — няню или бабушек.