Как сдать диплом в срок: опыт команды Телеграм-бота «Насмотрел»

Как сдать диплом в срок: опыт команды Телеграм-бота «Насмотрел»

Мы выпускницы школ бюро Вера Алексеева, Ксения Лурье и Ксения Терлецкая. Одной командой мы делали диплом — Телеграм-бот «Насмотрел». Расскажем, как нам работалось вместе и с арт-директором, какие ошибки мы совершили и как их исправили.

Идеальный план и реальность

Работа над дипломом проходит в программе «Бейскемп». Здесь сотрудники бюро публикуют новости, а студенты размещают документы по каждому этапу дипломного проекта.

На осенний диплом отводится шесть недель, а на весенний — 8 из-за майских праздников. В нашем случае это было с 4 апреля по 30 мая 2022 года. Для удобства 8 недель разбиты на этапы — это идеальный план работы над дипломом. На этапах нет жёстких дедлайнов, но есть один срок, зафейлить который нельзя, — это допуск к защите, 30 мая.

По плану на первой неделе мы работали над пониманием задачи, на второй — над дизайном, на третьей — над текстом к проекту, далее над внедрением и планом продвижения. Затем мы должны были подготовиться к защите и в конце получить допуск.

Но ожидание и реальность практически сразу после начала работы разошлись. Всё, кроме допуска к защите, пошло не по плану. Расскажем, почему так вышло.

План бюро по работе над дипломом не предполагал, что в начале третьей ступени студенты ещё могут искать тему для проекта. Поиск идеи сразу выбил нас из идеального графика

Поиск идеи: от плаката до бота

Как это было. В начале работы над дипломным проектом мы с однокурсниками были в растерянности: 8 недель уже пошли, а мы не знаем, что делать. Для начала решили собраться командой и написать арт-директору — Максиму Ильяхову. Одновременно мы переписывались с другими командами и узнавали, как у кого дела.

До работы над дипломом мы трое мало друг с другом общались, но так вышло, что оказались в одной команде. В конце второй ступени студенты проходят опрос и могут написать, с кем хотели бы поработать. Деканат обычно учитывает эту информацию, когда формирует команды, но не всегда. Кроме того, не факт, что в команде будут студенты всех трёх школ. Например, у нас было два редактора и дизайнер, но не было руководителя.

Поиск идеи мы начали с того, что обсудили, у кого какие замыслы были на второй ступени. По итогу мы из всех задумок выбрали плакат по чек-листу редактора, составленному Максимом Ильяховым, написали понимание задачи и понесли арт-директору.

Максим забраковал наше предложение: сослался на то, что плакат не такой уж полезный проект, но как развлечение может быть. К тому же в чек-листе редактора много пунктов, так что плакат может получиться перегруженным.

Потом у нас была мысль сверстать брошюру о создании аварийно-диспетчерской службы для управляющих организаций. Идея тоже отпала, потому что заказчик не планировал платить за эту работу, а дипломный проект обязательно должен монетизироваться.

Была задумка докрутить тренажёр по вёрстке текста: у Максима была разработана к нему часть кода. Но и с этой идеей не срослось: мы не знали, где применить такой тренажёр.

В Гугл-доке мы записывали идеи для диплома, одна из них — сверстать интерактивную книгу в формате бюро. Была возможность договориться с издательством «Ад Маргинем» и сделать такую книгу про искусство и одиночество в большом городе. В нынешнем издании нет видео, картин, иллюстраций, на которые автор ссылается. В электронной версии на момент написания статьи в начале июня 2022 года книгу читали более шести тысяч человек — проект работоспособный. Но Максим отказался браться за него, потому что интерактивными книгами занимается Артём Горбунов, с этой идеей — к нему

В чём была проблема. Шла вторая неделя диплома, а мы всё перебирали идеи и ни одна нам не нравилась. Важным доводом было то, что мы хотели сделать проект своими силами и не платить дорого за разработку.

Как решили. Решением стало позвонить шефу — Николаю Товеровскому. Он напомнил нам, что в работе над дипломом полезно использовать знания со второй ступени, в частности из курса по переговорам. Выход из ситуации был простым и изящным, но сами мы почему-то до него не додумались — позвонить арт-директору. Николай объяснил, что все проблемы, которые кажутся большими и нерешаемыми, решаются очень просто благодаря звонку, и посоветовал не тянуть с этим.

В тот же день мы написали Максиму Ильяхову — он согласился поговорить. На созвоне арт-директор успокоил нас: бывали случаи, когда команды определялись с проектом только на третьей неделе, и при этом хорошо справлялись. Также он подсказал, как докрутить идею с плакатом по чек-листу, и в результате родился проект — чат-бот для тренировки насмотренности.

К каждому созвону с Максимом мы тщательно готовились: прописывали план разговора, составляли список вопросов. На скриншоте видно, как мы планировали расспрашивать арт-директора о том, почему плакат не годится для диплома

Понимание задачи: документ должно быть не стыдно опубликовать на главной странице Яндекса

Как это было. Над пониманием задачи мы работали пять недель. Представьте, начался май, а мы всё ещё не согласовали главный документ по проекту. Арт-директор обращал внимание на следующие моменты:

  • было непонятно описано полезное действие;
  • даже арт-директору, как автору идеи, не было ясно, что мы предлагаем;
  • документ был неряшливым, мысли повторялись, было много воды;
  • мы неверно оформили план проекта.

Арт-директор не сразу согласовал наше понимание задачи. Он попросил составить документ так, «чтобы его было не стыдно опубликовать на главной странице Яндекса»

В чём была проблема. Проблема была в том, что мы после комментариев тут же бросались исправлять ошибки и мало задавали уточняющих вопросов. В итоге мы устраняли предыдущие замечания, а у арт-директора появлялись новые, и так по кругу.

К тому же мы сперва не понимали пользу плана, поэтому составляли его для галочки. А он нужен для того, чтобы вся команда сверялась с ним и понимала, на какой стадии проект. Арт-директор попросил оформить план в виде диаграммы Ганта. В ней мы отмечали слоты, когда нужна была помощь Максима. Исходя из этого он планировал своё время.

План работы над проектом — обязательная часть понимания задачи. Он может выглядеть по-разному, у нас была диаграмма Ганта с прописанными действиями по каждой неделе. Жирным шрифтом выделены задачи, где нам нужна помощь Максима

Как решили. Спустя месяц после начала третьей ступени мы отчаялись и попросили Максима Ильяхова о созвоне. Это снова сработало. Во время разговора 9 мая мы спланировали следующие созвоны и договорились, что подготовим к каждому из них. В тот же день понимание задачи было согласовано.

Нашим дипломным проектом стал Телеграм-бот «Насмотрел». Это бот для дизайнеров, редакторов, копирайтеров — всех, кому интересны цифровые коммуникации. Он помогает прокачать навыки в редактуре и вёрстке.

Пользователь выбирает тему и уровень сложности. Далее открываются реальные кейсы из работ студентов второй ступени школ бюро. Вы определяете, удачный пример или нет, а затем читаете комментарий преподавателя к вашему ответу.

Ксения Терлецкая

  • С пониманием задачи пришлось помучиться. Для меня ключевым стал момент, когда Максим Ильяхов написал, что испытывает отчаяние от нашего текста.
  • Я тогда поняла: мы топчемся на месте, потому что неправильно работаем с замечаниями. Если бы мы больше спрашивали, не кидались сразу всё исправлять, а сперва думали о последствиях, то не затянули бы так с пониманием задачи.
  • На второй ступени у нас был вебинар с Алиной Мишуренко, выпускницей Школы редакторов. Она рассказывала, как важно уметь и не бояться задавать вопросы. Только при подготовке диплома я поняла, как Алина была права: от способности спрашивать и уточнять напрямую зависит запуск проекта.

Текст проекта: собираем примеры, просим преподавателей о комментариях и пишем код

Как это было. Одновременно с пониманием задачи мы готовили текст проекта: составляли описание бота, ответы на частые вопросы, занимались UX-редактурой. Также мы собирали примеры на комментирование преподавателям и писали код.

Код решили подготовить самостоятельно. Бот написала наш дизайнер Вера на «Пайтоне» с использованием библиотеки AIOGram и базы данных SQLite. Он размещён на виртуальном сервере хостинга Beget. Конструкторы ботов не подходили под нашу задачу. Мы сразу решили, что в следующих итерациях будем добавлять новые темы и задания, — в самописном боте это сделать проще, чем в созданном на конструкторе.

В чём была первая проблема. С кодом проблем не возникло, а вот брать комментарии преподавателей к работам студентов нам запретили. Всё, что преподаватели пишут о работах студентов в кабинетах, это личная переписка, использовать её нельзя. Работы студентов тоже нельзя использовать без их разрешения.

Как решили. Мы попросили студентов через Гугл-форму дать согласие на использование фрагментов из их работ. Договорились с Максимом Ильяховым и Михаилом Нозиком, что они прокомментируют эти фрагменты специально для бота.

В чём была вторая проблема. Ещё одна проблема с комментариями преподавателей касалась сроков. Например, только Максиму Ильяхову нужно было прокомментировать 90 примеров, впереди были майские праздники и он у нас прямо спросил, что мы будем делать, если ни он, ни Михаил ничего не пришлют.

Как решили. Важно было, чтобы сбор комментариев не остановил работу над проектом. Для этого мы разделили примеры на группы и попросили преподавателей комментировать их частями. Риски прописали в понимании задачи, договорились с арт-директором о том, с каким объёмом он допустит нас к защите. Благодаря флексу удалось разбить работу на части и завершить стартовую версию бота вовремя. К защите проекта выпустили три темы из пяти запланированных.

Монетизация через ЮКассу: решаем проблему за четыре часа

Как это было. Проекты на третьей ступени должны монетизироваться. В нашем боте простые уровни бесплатные, а сложный и хардкорный доступны за деньги.

Мы планировали принимать деньги через ЮКассу, зарегистрированную на самозанятого. Делать это решили через встроенные платежи в Телеграме. Написали код, протестировали платежи в тестовом магазине ЮКассы, потом подключили настоящий магазин — и ничего не работает.

В чём была проблема. ЮКасса не принимает платежи через Телеграм, если получатель самозанятый. Это была ошибка со стороны ЮКассы, которая возникла ещё осенью и о которой они нигде не написали.

В техподдержке нам ответили, что нужно не использовать встроенные платежи в Телеграме, а сделать самописное решение. Мы попытались разобраться сами, но ничего не получилось.

Как решили. Тогда мы обратились за помощью к арт-директору. Максим посоветовал программиста Анатолия Бурова, который является техническим сооснователем «Главреда». В 20:00 мы созвонились с программистом и рассказали, что нам нужно, а в 2:00 всё уже было готово. На утро ещё раз протестировали — платежи работают.

Вера Алексеева

  • Я боялась передавать код другому программисту, думала, что он скажет: «Ужасный код, я не буду работать с вами». Это было бы катастрофой: до дедлайна оставалось две недели и сами мы не смогли бы подключить оплату через API ЮКассы.
  • На созвоне программист сразу предложил решение, расписал по пунктам, что кому делать. К двум часам ночи мы всё наладили. И меня, и команду такой точный план восхитил, поэтому я теперь всегда все крупные дела расписываю по пунктам и не откладываю на «через 30 минут начну».
  • Оказалось, бояться было нечего: ЮКассу подключили за день, а я получила советы и похвалу от программиста за хороший код и следование best practices.

Дизайн: оформление должно быть в одном стиле

Как это было. Вначале, когда мы внесли в план проекта пункты про дизайн для бота, арт-директор попросил их удалить, потому что «какой дизайн может быть в боте». Но мы уточнили, что нужны:

  • логотип,
  • сертификаты,
  • иллюстрации для промопостов.

Арт-директор посоветовал нам построить всё оформление на образе кровавого глаза, сертификаты и иллюстрации к постам сделать в одной стилистике.

В чём была проблема. Особой проблемы не было, мы работали как все: делали варианты иллюстраций и показывали арт-директору. Он давал замечания — мы дорабатывали. С Максимом Ильяховым было не сложно работать над иллюстрациями, потому что он подробно объяснял, что именно нужно, а наш талантливый дизайнер Вера схватывала всё на лету.

Как решили. Вопрос подготовки иллюстраций решили методом проб и доработок. Для логотипа Вера подготовила несколько вариантов.

Варианты логотипов для светлой и тёмной тем бота. В итоге мы остановились на изображении глаза с красными сосудами, доработали тени и цвет и арт-директор принял результат

Итоговый логотип бота. Одна однокурсница написала нам об интересном побочном эффекте от этой картинки. Каждый раз, когда она её видит, вспоминает, что надо закапать капли или сделать гимнастику для глаз

Вариантов сертификатов тоже было несколько. Сперва мы думали оформить их в стиле комиксов, собирали референсы. В итоге арт-директору понравилась идея размножить букву «Ееее» на сертификате и он посоветовал всё сделать в стиле пасьянса «Косынка», в конце которого скидываются все карты.

Слева — наш первоначальный сертификат с «Ееее». Справа — пасьянс «Косынка», который вдохновил на оформление остальных сертификатов. Их вы увидите в боте, когда пройдёте уровень

Продвижение: делайте так, чтобы людям хотелось купить ваш продукт

Как это было. Мы занимались продвижением и одновременно писали текст к проекту, разрабатывали дизайн. Параллельно доделывали код для бота и переписывались с преподавателями насчёт комментариев.

На каждом этапе дипломного проекта можно проконсультироваться с преподавателем, который курирует неделю. Писать преподавателям можно в любое время, но вероятность получить ответ выше именно в запланированные школой сроки. Мы воспользовались этой возможностью только на этапе продвижения — раньше не успели, потому что окончательно согласовали понимание задачи только спустя пять недель с начала третьей ступени

Насчёт продвижения мы советовались с Алексеем Куличевским. Заранее подготовили план, как будем продвигать бот, сделали заготовки постов и показали всё Алексею. Он ответил быстро, сказал, что план хороший, дал советы для второй итерации и рекомендовал, что почитать про виральность проектов.

В чём была проблема. Для допуска к защите нужно собрать пять галочек в общем зачёте: за понимание задачи, дизайн, текст, внедрение и продвижение. По продвижению получить галочку не сложно. Трудности начинаются после допуска, перед самой защитой, когда нужно в реальной жизни продвигать проект. У нас была проблема с тем, чтобы выбрать каналы продвижения и эффективно разрекламировать бот в постах.

Как решали. Важный совет нам дал Максим Ильяхов. Он сказал, что наши заготовки постов — это детский сад. Мы подготовили посты для личных страниц и страниц наших друзей, а до защиты нужно было стучаться в профильные чаты, каналы, группы и просить опубликовать наш пост. При этом он должен быть таким, чтобы пользователи захотели купить платные уровни в боте.

Мы начали продвигать бот в Телеграме и хотели написать статьи в Т—Ж или «Виси-ру». Но арт-директор посоветовал в самом начале не тратить силы на каналы, где продвижение будет слишком долгим

Допуск к защите и внедрение: опубликовать бот, тестировать и исправлять ошибки

Как это было. Этап внедрения считается выполненным, когда опубликована ссылка на итоговый продукт. Мы тестировали бот с самого начала: периодически то включали, то выключали его. Но окончательно опубликовали в день допуска к защите. Мы хотели удостовериться, что к этому моменту у нас точно работает монетизация, в бот подгружены итоговые варианты сертификатов, а все тексты проверены.

Допуск к защите мы получили первыми 30 мая, около 12:00 по мск, вместе со второй командой Максима Ильяхова. При этом до дедлайна у нас не было ни одной галочки в общем зачёте — арт-директор сказал, что поставит их, когда всё будет готово.

В чём была проблема. До защиты мы не до конца допилили окончательный функционал бота и только успели начать кампанию по продвижению.

Как решаем. После запуска бота мы собираем обратную связь от пользователей и предложения, как улучшить функционал. Например, несколько человек написали, что непонятна разница между комментариями на лёгком уровне и на платных. Мы выпустили обновление в боте, в котором показали разницу между уровнями. Скоро добавим кнопку «Меню» для навигации и отдельные примеры для раскачки перед решением сложных заданий на каждом уровне.

В продвижении сейчас мы переходим в большие чаты и каналы — рассказываем о боте широкой аудитории.

Советы напоследок: как организовать работу над дипломом лучше нас

Сейчас мы можем сказать, что многих ситуаций, описанных в статье, можно было бы избежать. Вот несколько рекомендаций из нашего опыта.

  • Свяжитесь с арт-директором на первой же неделе. Уточните, как ему будет удобнее с вами общаться и в какое время, можно ли писать ему в выходные. С нашим арт-директором мы переписывались в отдельном чате в Телеграме. Для личного общения внутри команды использовали другой чат.
  • Узнайте, как арт-директор будет принимать работу, договоритесь о первых шагах в проекте. Время уже идёт — используйте его рационально.
  • Проработайте план проекта. Составьте план так, чтобы арт-директор посмотрел на него и понял, на каком этапе находится диплом и когда ему подключиться, чтобы помочь.

    Сообщение от Максима Ильяхова в наш командный чат. У арт-директора мало времени — сделайте план проекта удобным для него. Чем быстрее арт-директор разберётся, когда вам нужна его помощь, тем быстрее вы её получите

  • Чаще созванивайтесь с командой. В начале работы над дипломом команда из предыдущего потока дала нам совет — чаще созваниваться и работать вместе. Мы с девчонками были на связи постоянно в чате и созванивались 1−2 раза в неделю, работали вместе в Фигме и Гугл-документах. Так дела продвигались быстрее, чем если бы мы работали в одиночку.
  • Спрашивайте совета у шефа. Если не можете решить проблему, напишите своему шефу — он поможет быстрее всё разрулить. Когда у нас были трудности в работе над проектом, шеф Николай Товеровский неоднократно помогал советами.
  • Созванивайтесь с арт-директором. В любой непонятной ситуации лучше созвониться. Даже за получасовой созвон можно успеть решить кучу вопросов, наш опыт с дипломом это доказывает. Письменное общение не так эффективно.
  • Не пропадайте с радаров. Напоминайте о себе арт-директору время от времени, даже на первых неделях, когда работы не так много. Никто не будет бегать за вами — инициатива должна исходить от вас. Если не стараться, можно не получить допуск к защите и зафейлить проект.
  • Не «скидывайте» ничего преподавателям. А если серьёзно, то внимательно следите за тем, что пишете. У арт-директоров большая нагрузка помимо дипломного проекта, будьте вежливы и не принимайте колкости на свой счёт.

    «Скидывать» — стоп-слово для нашей команды

  • Не парьтесь из-за галочек в сводной таблице всех команд. Но уточните у арт-директора, как ему будет удобнее их проставить: после каждого этапа или в день допуска к защите. Наш арт-директор поставил их в день допуска.
  • Не бойтесь критики. Никто не пытается вас завалить — все хотят помочь. Критики будет много: сперва от арт-директора, потом от пользователей вашего продукта. Это ничего. Когда вы её отработаете, проект станет только лучше.
  • Не отчаивайтесь, пробуйте снова и снова. Если совсем тяжело, продолжайте двигаться хотя бы маленькими шагами. У нас было много ситуаций, когда опускались руки, но мы продолжали делать по чуть-чуть и справились.

И ещё немного вместо послесловия

Мы защитили диплом 17 июня и получили 3,25 балла. Это неплохой результат, мы довольны. В дальнейшем не собираемся забрасывать работу над ботом, и в ближайших планах у нас:

  • подгрузить в бот новую тему, комментарии для которой даёт Илья Бирман;
  • написать другим преподавателям школ и предложить поучаствовать в проекте;
  • связаться с экспертами в редактуре и вёрстке и договориться с ними о создании отдельных тем, комментировании примеров.

У нас получилось — получится и у вас, всё будет хорошо!

Ксения Лурье

  • В начале третьей ступени мне было тяжело браться за любую работу, ни на что не было сил, даже были мысли уйти. Поговорив с психотерапевтом, я отправилась к психиатру, который поставил диагноз: депрессия.
  • Я никогда раньше не принимала антидепрессанты и нейролептики, но понимала, что нужно, если хочу продолжить учёбу. Помню, команда меня тогда очень поддерживала. Уже через неделю приёма медикаментов мне полегчало: появились силы и желание работать над проектом, договариваться, планировать. Признание своей проблемы и умение вовремя обратиться за помощью меня спасло.
  • Вообще изначально я нацелилась пройти все три ступени Школы редакторов. Я предполагала, что бюро даст мне не только опыт, но и команду людей, с которыми будет не страшно осуществить любую мечту. Если честно, ожидания оправдались и даже больше.
  • На защите я переживала за каждую команду, хотела, чтобы все выступили достойно. А после защиты, когда был фуршет, наслаждалась общением с потрясающими людьми, с которыми мы сделали это — окончили школу бюро! Этот вечер запомнится мне на всю жизнь. Я ещё никогда так много не обнималась и не чувствовала себя так спокойно. Когда все вокруг понимают, через что ты прошёл и что преодолел, — это лучшее чувство на свете.