Мы выпускницы школ бюро Вера Алексеева,
Идеальный план и реальность
Работа над дипломом проходит в программе «Бейскемп». Здесь сотрудники бюро публикуют новости, а студенты размещают документы по каждому этапу дипломного проекта.
На осенний диплом отводится шесть недель, а на весенний — 8 из-за майских праздников. В нашем случае это было с 4 апреля по 30 мая 2022 года. Для удобства 8 недель разбиты на этапы — это идеальный план работы над дипломом. На этапах нет жёстких дедлайнов, но есть один срок, зафейлить который нельзя, — это допуск к защите, 30 мая.
По плану на первой неделе мы работали над пониманием задачи, на второй — над дизайном, на третьей — над текстом к проекту, далее над внедрением и планом продвижения. Затем мы должны были подготовиться к защите и в конце получить допуск.
Но ожидание и реальность практически сразу после начала работы разошлись. Всё,
Поиск идеи: от плаката до бота
Как это было. В начале работы над дипломным проектом мы с однокурсниками были в растерянности: 8 недель уже пошли, а мы не знаем, что делать. Для начала решили собраться командой и написать арт-директору — Максиму Ильяхову. Одновременно мы переписывались с другими командами и узнавали, как у кого дела.
До работы над дипломом мы трое мало друг с другом общались, но так вышло, что оказались в одной команде. В конце второй ступени студенты проходят опрос и могут написать, с кем хотели бы поработать. Деканат обычно учитывает эту информацию, когда формирует команды, но не всегда. Кроме того, не факт, что в команде будут студенты всех трёх школ. Например, у нас было два редактора и дизайнер, но не было руководителя.
Поиск идеи мы начали с того, что обсудили, у кого какие замыслы были на второй ступени. По итогу мы из всех задумок выбрали плакат
Максим забраковал наше предложение: сослался на то, что плакат не такой уж полезный проект, но как развлечение может быть. К тому же в чек-листе редактора много пунктов,
Потом у нас была мысль сверстать брошюру о создании аварийно-диспетчерской службы
Была задумка докрутить тренажёр по вёрстке текста: у Максима была разработана к нему часть кода. Но и с этой идеей не срослось: мы не знали, где применить такой тренажёр.
В чём была проблема. Шла вторая неделя диплома, а мы всё перебирали идеи и ни одна нам не нравилась. Важным доводом было то, что мы хотели сделать проект своими силами и не платить дорого за разработку.
Как решили. Решением стало позвонить шефу — Николаю Товеровскому. Он напомнил нам, что в работе над дипломом полезно использовать знания со второй ступени, в частности из курса по переговорам. Выход из ситуации был простым и изящным, но сами мы почему-то до него не додумались — позвонить арт-директору. Николай объяснил, что все проблемы, которые кажутся большими и нерешаемыми, решаются очень просто благодаря звонку, и посоветовал не тянуть с этим.
В тот же день мы написали Максиму Ильяхову — он согласился поговорить. На созвоне
Понимание задачи: документ должно быть не стыдно опубликовать на главной странице Яндекса
Как это было. Над пониманием задачи мы работали пять недель. Представьте, начался май, а мы всё ещё не согласовали главный документ по проекту. Арт-директор обращал внимание на следующие моменты:
- было непонятно описано полезное действие;
- даже арт-директору, как автору идеи, не было ясно, что мы предлагаем;
- документ был неряшливым, мысли повторялись, было много воды;
- мы неверно оформили план проекта.
В чём была проблема. Проблема была в том, что мы после комментариев тут же бросались исправлять ошибки и мало задавали уточняющих вопросов. В итоге мы устраняли предыдущие замечания, а у арт-директора появлялись новые, и так по кругу.
К тому же мы сперва не понимали пользу плана, поэтому составляли его для галочки. А он нужен для того, чтобы вся команда сверялась с ним и понимала, на какой стадии проект. Арт-директор попросил оформить план в виде диаграммы Ганта.
Как решили. Спустя месяц после начала третьей ступени мы отчаялись и попросили Максима Ильяхова о созвоне. Это снова сработало. Во время
Нашим дипломным проектом стал Телеграм-бот «Насмотрел». Это бот для дизайнеров, редакторов, копирайтеров — всех, кому интересны цифровые коммуникации. Он помогает прокачать навыки в редактуре и вёрстке.
Пользователь выбирает тему и уровень сложности. Далее открываются реальные кейсы из работ студентов второй ступени школ бюро. Вы определяете, удачный пример или нет, а затем читаете комментарий преподавателя к вашему ответу.
Ксения Терлецкая
|
Текст проекта: собираем примеры, просим преподавателей о комментариях и пишем код
Как это было. Одновременно с пониманием задачи мы готовили текст проекта: составляли описание бота, ответы на частые вопросы, занимались UX-редактурой. Также мы собирали примеры на комментирование преподавателям и писали код.
Код решили подготовить самостоятельно. Бот написала наш дизайнер Вера на «Пайтоне» с использованием библиотеки AIOGram и базы данных SQLite. Он размещён на виртуальном сервере хостинга Beget. Конструкторы ботов не подходили под нашу задачу. Мы сразу решили, что в следующих итерациях будем добавлять новые темы и задания, — в самописном боте это сделать проще, чем в созданном на конструкторе.
В чём была первая проблема. С кодом проблем не возникло, а вот брать комментарии преподавателей к работам студентов нам запретили. Всё, что преподаватели пишут о работах студентов в кабинетах, это личная переписка, использовать её нельзя. Работы студентов тоже нельзя использовать без их разрешения.
Как решили. Мы попросили студентов через Гугл-форму дать согласие на использование фрагментов из их работ. Договорились с Максимом Ильяховым
В чём была вторая проблема. Ещё одна проблема с комментариями преподавателей касалась сроков. Например, только Максиму Ильяхову нужно было прокомментировать
Как решили. Важно было, чтобы сбор комментариев не остановил работу над проектом. Для этого мы разделили примеры на группы и попросили преподавателей комментировать их частями. Риски прописали в понимании задачи, договорились с арт-директором о том, с каким объёмом он допустит нас к защите. Благодаря флексу удалось разбить работу на части и завершить стартовую версию бота вовремя. К защите проекта выпустили три темы из пяти запланированных.
Монетизация через ЮКассу: решаем проблему за четыре часа
Как это было. Проекты на третьей ступени должны монетизироваться. В нашем боте простые уровни бесплатные, а сложный и хардкорный доступны за деньги.
Мы планировали принимать деньги через ЮКассу, зарегистрированную на самозанятого. Делать это решили через встроенные платежи в Телеграме. Написали код, протестировали платежи в тестовом магазине ЮКассы, потом подключили настоящий магазин — и ничего не работает.
В чём была проблема. ЮКасса не принимает платежи через Телеграм, если получатель самозанятый. Это была ошибка со стороны ЮКассы, которая возникла ещё осенью и о которой они нигде не написали.
В техподдержке нам ответили, что нужно не использовать встроенные платежи в Телеграме, а сделать самописное решение. Мы попытались разобраться сами, но ничего не получилось.
Как решили. Тогда мы обратились за помощью к арт-директору. Максим посоветовал программиста
Вера Алексеева
|
Дизайн: оформление должно быть в одном стиле
Как это было. Вначале, когда мы внесли в план проекта пункты про дизайн для бота,
- логотип,
- сертификаты,
- иллюстрации для промопостов.
Арт-директор посоветовал нам построить всё оформление на образе кровавого глаза, сертификаты и иллюстрации к постам сделать в одной стилистике.
В чём была проблема. Особой проблемы не было, мы работали как все: делали варианты иллюстраций и показывали арт-директору. Он давал замечания — мы дорабатывали. С Максимом Ильяховым было не сложно работать над иллюстрациями,
Как решили. Вопрос подготовки иллюстраций решили методом проб и доработок.
Вариантов сертификатов тоже было несколько. Сперва мы думали оформить их в стиле комиксов, собирали референсы. В итоге арт-директору понравилась идея размножить букву «Ееее» на сертификате и он посоветовал всё сделать в стиле пасьянса «Косынка», в конце которого скидываются все карты.
Продвижение: делайте так, чтобы людям хотелось купить ваш продукт
Как это было. Мы занимались продвижением и одновременно писали текст к проекту, разрабатывали дизайн. Параллельно доделывали код для бота и переписывались с преподавателями насчёт комментариев.
Насчёт продвижения мы советовались с Алексеем Куличевским. Заранее подготовили план, как будем продвигать бот, сделали заготовки постов и показали всё Алексею. Он ответил быстро, сказал, что план хороший, дал советы для второй итерации и рекомендовал, что почитать про виральность проектов.
В чём была проблема. Для допуска к защите нужно собрать пять галочек в общем зачёте: за понимание задачи, дизайн, текст, внедрение и продвижение. По продвижению получить галочку не сложно. Трудности начинаются после допуска, перед самой защитой,
Как решали. Важный совет нам дал Максим Ильяхов. Он сказал, что наши заготовки постов — это детский сад. Мы подготовили посты для личных страниц и страниц наших друзей, а до защиты нужно было стучаться в профильные чаты, каналы, группы и просить опубликовать наш пост. При этом он должен быть таким, чтобы пользователи захотели купить платные уровни в боте.
Допуск к защите и внедрение: опубликовать бот, тестировать и исправлять ошибки
Как это было. Этап внедрения считается выполненным, когда опубликована ссылка на итоговый продукт. Мы тестировали бот с самого начала: периодически то включали, то выключали его. Но окончательно опубликовали в день допуска к защите. Мы хотели удостовериться, что к этому моменту у нас точно работает монетизация, в бот подгружены итоговые варианты сертификатов, а все тексты проверены.
Допуск к защите мы получили первыми 30 мая, около 12:00 по мск, вместе со второй командой Максима Ильяхова. При этом до дедлайна у нас не было ни одной галочки в общем зачёте — арт-директор сказал, что поставит их, когда всё будет готово.
В чём была проблема. До защиты мы не до конца допилили окончательный функционал бота и только успели начать кампанию по продвижению.
Как решаем. После запуска бота мы собираем обратную связь от пользователей и предложения, как улучшить функционал. Например, несколько человек написали,
В продвижении сейчас мы переходим в большие чаты и каналы — рассказываем о боте широкой аудитории.
Советы напоследок: как организовать работу над дипломом лучше нас
Сейчас мы можем сказать, что многих ситуаций, описанных в статье, можно было бы избежать. Вот несколько рекомендаций из нашего опыта.
-
Свяжитесь с арт-директором на первой же неделе. Уточните, как ему будет удобнее с вами общаться и в какое время, можно ли писать ему в выходные. С нашим
арт-директором мы переписывались в отдельном чате в Телеграме. Для личного общения внутри команды использовали другой чат. - Узнайте, как арт-директор будет принимать работу, договоритесь о первых шагах в проекте. Время уже идёт — используйте его рационально.
-
Проработайте план проекта. Составьте план так, чтобы арт-директор посмотрел на него и понял, на каком этапе находится диплом и когда ему подключиться,
чтобы помочь . -
Чаще созванивайтесь с командой. В начале работы над дипломом команда из предыдущего потока дала нам совет — чаще созваниваться и работать вместе. Мы с девчонками были на связи постоянно в чате и созванивались 1−2 раза в неделю, работали вместе в Фигме и Гугл-документах. Так дела продвигались быстрее,
чем если бы мы работали в одиночку. -
Спрашивайте совета у шефа. Если не можете решить проблему, напишите своему шефу — он поможет быстрее всё разрулить. Когда у нас были трудности в работе
над проектом , шеф Николай Товеровский неоднократно помогал советами. - Созванивайтесь с арт-директором. В любой непонятной ситуации лучше созвониться. Даже за получасовой созвон можно успеть решить кучу вопросов, наш опыт с дипломом это доказывает. Письменное общение не так эффективно.
-
Не пропадайте с радаров. Напоминайте о себе арт-директору время от времени,
даже на первых неделях, когда работы не так много. Никто не будет бегать за вами — инициатива должна исходить от вас. Если не стараться, можно не получить допуск к защите и зафейлить проект. - Не «скидывайте» ничего преподавателям. А если серьёзно, то внимательно следите за тем, что пишете. У арт-директоров большая нагрузка помимо дипломного проекта, будьте вежливы и не принимайте колкости на свой счёт.
-
Не парьтесь из-за галочек в сводной таблице всех команд. Но уточните
у арт-директора , как ему будет удобнее их проставить: после каждого этапа или в день допуска к защите. Наш арт-директор поставил их в день допуска. - Не бойтесь критики. Никто не пытается вас завалить — все хотят помочь. Критики будет много: сперва от арт-директора, потом от пользователей вашего продукта. Это ничего. Когда вы её отработаете, проект станет только лучше.
- Не отчаивайтесь, пробуйте снова и снова. Если совсем тяжело, продолжайте двигаться хотя бы маленькими шагами. У нас было много ситуаций, когда опускались руки, но мы продолжали делать по чуть-чуть и справились.
И ещё немного вместо послесловия
Мы защитили диплом 17 июня и получили 3,25 балла. Это неплохой результат, мы довольны. В дальнейшем не собираемся забрасывать работу над ботом, и в ближайших планах у нас:
- подгрузить в бот новую тему, комментарии для которой даёт Илья Бирман;
- написать другим преподавателям школ и предложить поучаствовать в проекте;
- связаться с экспертами в редактуре и вёрстке и договориться с ними о создании отдельных тем, комментировании примеров.
У нас получилось — получится и у вас, всё будет хорошо!
Ксения Лурье
|