Издатель My Gadget о том, что значит держать фокус на работодателе, какие ошибки совершают кандидаты в откликах и зачем нужно выстраивать партнёрские отношения с компанией.
Расскажи, чем занимаешься сейчас.
Я владелец и издатель онлайн-журнала My Gadget. Отвечаю за результаты журнала, например: прибыль, прирост трафика. Сайт посещает 600 тысяч уникальных пользователей в месяц. Также у нас два ютуб-канала, которые суммарно смотрят 1,8 миллиона человек ежемесячно.
Недавно я основала агентство для продвижения брендов бытовой техники IB Studio. В My Gadget мы хорошо изучили этот рынок, поэтому агентство тоже ориентировано на нишу бытовой техники.
Веду блог о внутрянке работы медиа и управлении им, рассказываю о найме сотрудников и их мотивации.
Держать фокус на работодателе — это маст-хэв. А как редактору понять, что он держит фокус на работодателе? Он не пишет отклики в стихах — этого достаточно?
Однажды один молодой человек прислал сопроводительное с посылом: «Из ваших глаз будут сыпаться искры радости, ваши губы будут шептать моё имя как имя великого автора, я и ваша компания сольёмся в танце искусства». Сопроводительное упаковал в стихи. Мы даже дали ему тестовое: хотели посмотреть, что принесёт. Ничего интересного не принес, ну да ладно.
Работодатель не нанимает человека просто так. У него есть свои боли и цели, которые надо решить, и под них он ищет релевантных специалистов, например, редактора. Редактору важно понять, какие именно боли и цели стоят за этим поиском. Может быть, работодатель хочет классного специалиста, чтобы тексты лучше продавали. Или может быть, у издания немного денег, поэтому статьи пишут авторы с бирж, а сильный редактор поможет довести биржевский отстой до ума.
Держать фокус на работодателе — значит понимать, зачем компания вообще хочет нанять человека, и думать: «А могу ли я помочь решить эти задачи?», «Чем я помогу работодателю достичь его целей?»
Фраза «Я хочу себя в этом попробовать» — это фокус на себе, а не работодателе. Обычно ищущие себя уходят через месяц работы в компании, потому что при первой же неудаче у них опускаются руки.
Более мотивированного человека, мне кажется, нет на свете (вот что эмиграция с людьми делает). Активно пытаюсь войти в айти всеми способами! Давно искала вакансию, в которой я смогу понабраться опыта и попробовать себя в копирайтинге. Обучаюсь мимолетно, пробовала себя в разных сферах, работала диджитал хэлпером в дизайн-агентстве, администратором в студии воздушной гимнастики, вела Инстаграмы и писала посты и даже делала макеты для дальнейшей печати!
Какие ошибки редакторы совершают до отклика?
Некоторые ошибки выше мы уже разобрали. Другая главная ошибка: полное непонимание, с какой компанией хотят сотрудничать. Нужно хотя бы минимально изучить сайт компании, в которую хотите устроиться. Посмотреть соцсети компании, если они есть. Почитать блог главного редактора или издателя, чтобы понимать, подходите ли вы по вайбу.
К нам на собеседование приходили люди, которые рассказывали, как будут писать о продвинутых технологиях и нейросетях. Хотелось сказать им: «Вы сайт-то смотрели?» Мы не пишем про нейросети — мы пишем про технику.
Какие красные флаги на этапе отклика есть для тебя как работодателя?
Для меня маркеры следующие:
Неадекватный отклик. Это понятно, останавливаться не будем.
Работа в компаниях по два-три месяца. Если человек понравился по другим параметрам, например, написал классное сопроводительное, то мы спрашиваем причину смены мест. Где-то была стажировка, где-то проект закрылся или это было разовое сотрудничество. Многое проясняется.
Вообще в диджитале вижу тенденцию на короткий срок работы. Отработал четыре месяца, пошёл в другую компанию и так по кругу. Мне как работодателю это не нравится: хочется вкладываться в человека, чтобы он рос в компании. Да и за четыре месяца специалист не сможет узнать компанию, на это нужен примерно год. Под «узнать компанию» имею в виду понять, как она переживает кризисные моменты, решает конфликты с клиентами и так далее.
Безграмотность. Если человек пропустил одну запятую — ноль вопросов. А если в целом кандидат безграмотный, то для редактора это непростительно.
Курсы от прекрасных неведомых всем людей. Авторов этих курсов никто не знает, зачем эти обучения указывать?
Эзотерические тексты. Лично меня отталкивает, если кандидат писал тексты для тарологов, например.
Если человек ноет в блоге — для тебя это будет красным флагом?
Это вопрос частоты высказываний. Человек может писать каждую неделю, что его всё достало, и он выжат как лимон. Такого кандидата я бы пожалела и не стала брать.
Один из наших авторов работал в My Gadget и ещё в нескольких медиа. В своём блоге он как-то написал: «Понабрал проектов, ничего не успеваю, кручусь как белка в колесе». Такие честные посты с иронией — ок, если специалист осознаёт, что это не его все насилуют кругом, а он сам себя насилует.
Если работодатель не подписан на блог сотрудника, то в целом такое можно писать. Но представьте: что будет, если он случайно найдёт ваш блог и увидит такой пост?
Ныть можно и нужно, но делайте это аккуратно. Не вините никого, кроме себя.
Кого-то мотивирует, когда много работы. Когда я в своём блоге пишу, что сделала 300 дел, то я делаю это не с посылом «всё достало, я устала», а с посылом, что я вдохновлена. Руки по локоть в работе, и это классно. Посты с таким смыслом не воспринимаются как нытьё.
Какие ошибки допускают в отклике?
Портфолио без сопроводительного. Такую ошибку совершают очень часто. Вообще не понимаю, что с этим делать. Просто закрываю такое портфолио и ухожу.
Сопроводительное не по делу. Всё в духе: «Я мама троих детей, дайте мне работу».
Здравствуйте, я мама в декрете которая нуждается в вдохновении, и соответствую в деньгах. Поэтому мне кажется мы с вами сработаемся.
Пишут сопроводительные без уважения. Один кандидат написал в конце письма: «Не пишите, если не готовы оплатить тестовое». Да, такое тоже бывает.
Не понимают, компании нужен командный игрок или одиночка. На стадии отклика важно внимательно вчитаться в вакансию и понять: вы командный игрок или «сам по себе» редактор? Если компания хочет командного игрока, значит, нужно показать достижения при совместной работе с дизайнерами, например. Это может быть совместно реализованная идея, которая дала нужный результат. Или можно показать достижения команды под вашим руководством. Если ищут редактора-одиночку, значит, напишите, каких целей достигли лично вы.
Описывают процесс, а не результат. Очень часто вижу такую ошибку, когда люди пишут: «Я писал тексты для промостраниц», «Я писал обзоры». Это просто действие. Пишите результат. Можно по модели «задача → действие → результат». Например, нужно было повысить вовлечённость в бренд, вы написали промостраницы с виральными заходами. Как итог — столько-то охвата и упоминаний, выросла узнаваемость, судя по Вордстату. Или, например, у статьи было столько-то дочитываний, значит, аудитории было интересно.
Нужно, чтобы человек мыслил в парадигме не действий, а в парадигме «задача → действие → результат». Когда люди пишут в отклике о результатах, я вижу, что они основательно подошли к нему. Скорее всего, мы с кандидатами на одной волне.
Фразы из плохого отклика | Фразы из хорошего отклика |
---|---|
«Я написал 100 500 статей» | «Мои статьи принесли 100 500 продаж» |
«Я придумал 100 500 идей для постов в телеграм-канале» | «Пять моих идей для телеграм-канала принесли нам 100 500 подписчиков» |
«Я взял 100 500 интервью» | «Два моих интервью набрали больше 100 500 просмотров» |
«Я управлял командой из десяти человек» | «Под моим руководством команда из десяти человек превратились из пофигистов в сплочённый коллектив» |