Не диджитал: Инна Левке о ювелирном дизайне

Не диджитал: Инна Левке о ювелирном дизайне

Основательница бренда украшений рассказала, где ищет вдохновение, какой путь проходит изделие от идеи до готовности и что поможет стать хорошим ювелирным дизайнером.

Почему вы решили стать дизайнером ювелирных украшений?

Меня всегда завораживало ювелирное искусство. Это особый мир. Когда я держу в руках изящную брошь, созданную лет 100 или 200 назад, моё сердце сжимается от ощущения хрупкой красоты. В этом есть волшебство, загадка.

Для меня не так важно носить украшения, как создавать их и просто держать в руках.
Это то, что я люблю делать больше всего в жизни: когда я рисую эскиз и подбираю камни, я не замечаю течения времени.

Сейчас у меня собственная мастерская в Москве, где я с командой талантливых ювелиров создаю украшения.

Расскажите о процессе создания украшений?

Украшение начинается с вдохновения, с особого внутреннего подъёма, когда перехватывает дыхание, и я думаю: «Как же это красиво!». Меня вдохновляет сама жизнь: эмоции, музыка и книги, природа и, конечно, любовь. Бывает, что я смотрю на полёт бабочки, а в голове рождается идея нового украшения. Или я вижу переливающийся камень и представляю, какое кольцо сделаю с ним.

Когда есть идея, я рисую эскиз на бумаге. Много раз перерисовываю его, чтобы добиться совершенства. Потом тщательно выбираю камни для нового украшения, подбираю цвета. Иногда происходит наоборот: меня завораживает особый камень, и я рисую эскиз специально для него.

Затем мы создаём восковую модель украшения или прибегаем к 3Д-моделированию для создания трёхмерной модели на компьютере. Отмечу, что коррективы в будущее украшение лучше всего вносить на этапе создания эскиза или восковой модели, иначе потребуется глобальная переделка. Поэтому я стараюсь детально продумывать эскиз, чтобы коррективы были минимальными.

После создания модели мы отливаем украшение из металла, например, из золота. Металл обрабатываем вручную, закрепляем камни. В конце полируем изделие или матируем его в зависимости от замысла. Иногда покрываем украшение родием, если это требуется.

Ювелир полирует брошь. На этом этапе он обрабатывает труднодоступные места. Это ещё не финальная полировка — работа над украшением не завершена, не все камни закреплены

Сколько времени уходит на создание одного украшения?

Мы создаём украшения вручную, это не массовое производство. Поэтому длительность зависит от дизайна украшения, сложности исполнения, необходимости подбирать определённые камни. В среднем мы делаем одно украшение около четырёх месяцев.

Обычно мы работаем параллельно над несколькими изделиями. Например, я рисую эскиз нового украшения, а другой ювелир закрепляет камни в почти готовом.

Ювелирное изделие Инны Левке

Есть изделия, которые можно сделать за три дня. А есть произведения ювелирного искусства, над которыми работаем год. Кольцо «Мистериос плэнет» с изумрудами и бриллиантами создавалось около четырёх месяцев

Как вы подбираете цвета для своих украшений?

Для меня работа с цветом — это особое удовольствие. Скажу даже, что это даёт мне жизненные силы.

Если украшение инкрустируется цветными камнями, важно соблюсти цветовую гармонию, баланс. Я опираюсь на внутреннее чувство цвета: вижу, какой цвет нужен в этой детали, а какой будет лишним.

Прекрасно работает правило трёх цветов. Это когда мы используем три удачно сочетающихся цвета. Например, близкие друг к другу тёплые цвета или, наоборот, контрастные, но одинаковые по насыщенности. А если добавляем четвёртый цвет, то делаем это деликатно, продуманно: вводим его оттенком одного из уже использованных в украшении цветов.

Брошь бренда Инны Левке

В броши «Мистик букет уиз э битл» сочетаются бриллианты, рубины, изумруды, голубые и розовые сапфиры. Здесь работает правило трёх цветов: я использовала три основных — красный, зелёный, голубой; и дополнительно розовый цвет — оттенок красного

Как вы выбираете камни для работы?

Конечно, важны характеристики камня: твёрдость, прозрачность, вес и другие. Например, чем твёрже камень, тем меньше подвержен царапинам и повреждениям. Но для меня особенно важно выбирать камни интуитивно, чувствовать их энергию, внутренний свет.

Я выбираю только природные, «живые» камни для своих украшений. В них есть история, глубина, особая энергия. Только представьте: они зарождались сотни и тысячи лет в недрах земли. А искусственные камни создаются в лабораториях всего за несколько месяцев, а иногда и часов. У них почти всегда хорошие характеристики, но ценятся они меньше природных, потому что драгоценные камни без дефектов в природе встречаются довольно редко и их запас ограничен.

Раньше мне очень нравилось работать с чёрными бриллиантами. Сейчас люблю сочетать разноцветные камни. Использую много шпинели, турмалинов, сапфиры разных оттенков: розовые, голубые, синие, жёлтые, зелёные.

Серьги с чёрными бриллиантами бренда Инны Левке

Серьги «Дип блэк» выполнены из чернёного золота и инкрустированы чёрными бриллиантами: по 524 бриллианта на каждой серьге

Какая обработка камней нужна, чтобы они стали частью украшения?

Чаще всего нужна огранка: она помогает показать всю красоту камня, усилить его блеск. Но если камень идеален, она не требуется.

Иногда мы покупаем уже обработанные камни, но, бывает, сами подбираем огранку под украшение и делаем её.

Среди всего многообразия я неравнодушна к огранке кушон. В ней я вижу особое благородство и красоту. Камню придаётся квадратная или квадратно-прямоугольная форма с закруглёнными углами. Выпуклые стороны создают игру света. Кушон позволяет наиболее выигрышно передать цвет камня, показать все его оттенки.

Кольцо бренда Инны Левке

«Принцес Шарлотт» — кольцо из белого золота с турмалином огранки кушон и бриллиантами. «Кушон» (cushion) в переводе с английского означает «подушечка». Это неслучайно: если посмотреть на камень сверху, то его форма будет напоминать подушку

Какие есть особенности работы с металлами?

Металлу можно придать блеск полировкой или, наоборот, сделать его матовым. Фактура придаётся разными способами: это может быть пескоструйная обработка или механическое матирование.

Глянцевая и матовая поверхность у колец бренда Инны Левке

Иногда очень эффектно смотрится контраст, сочетание глянцевой и матовой фактуры. Например, в коллекции «Плэнетс» есть кольца из белого золота с гранатами, одно с глянцевой, а другое с матовой поверхностью

С помощью обработки можно изменить не только фактуру металла, но и его цвет. Например, чёрный и белый родий применяются для придания украшениям соответствующих цветов. Родирование усиливает блеск и защищает украшения от износа и коррозии.

Кольцо, покрытое чёрным родием

Кольцо «Блэк крос ринг» из белого золота выглядит чёрным из-за покрытия чёрным родием

Какую работу делаете только вы?

Я разрабатываю дизайн украшений и подбираю камни для них. Все изделия бренда созданы по моим эскизам. Некоторые из украшений сделаны моими руками, другие — ювелирами, которых я приняла в свою команду.

Я всегда сама нанимаю мастеров и трепетно отношусь к их выбору, потому что от этого зависит качество украшений. Предпочитаю находить ювелиров по рекомендациям от знакомых. Для меня важно качество работы и отношение человека к делу — любит ли он то, что делает.

Общаться с клиентами стараюсь тоже сама. Так я могу лучше понять их потребности, ведь они у всех разные. Кто-то мечтает о бриллиантовых пусетах, а кто-то хочет обладать необычной дизайнерской драгоценностью, которой больше ни у кого нет. Для большинства моих клиентов важна эксклюзивность, поэтому многие изделия мы создаём в единственном экземпляре.

Если я создаю украшение на заказ, то пытаюсь уловить особенности личности человека. Обращаю внимание на его характер и внешность — важно всё. Поэтому я предпочитаю личную встречу, а не переписку или общение по телефону. Заказчики обычно доверяют моему вкусу и лишь в общих чертах описывают, что они хотят получить.

Когда украшение готово, я организую его фотосъёмку: выбираю фотографа, моделей, обсуждаю со стилистом образы для фотосессии.

Почему фотосъёмка — это важно?

От результата зависит то, каким люди увидят украшение на нашем сайте и в соцсетях, поэтому нужно показать его во всей красе. При этом через фотографию сложно передать блеск и игру камней, фактуру металла, точные цвета. Важно правильно организовать фотосъёмку.

Фотографии должны быть высокого разрешения, чтобы при приближении можно было разглядеть каждую деталь. Украшение нужно показать не только само по себе, но и на модели. Так люди смогут оценить размер изделия, как оно смотрится в носке.

Модель должна уметь красиво и непринуждённо двигаться в украшениях

Вы учитываете моду и современные тренды при создании украшений?

Я никогда не следую за модой, следую лишь внутреннему представлению о том, каким должно быть ювелирное творение. Для меня важен свой стиль. Я создала бренд ювелирных украшений, потому что мне захотелось делиться собственным видением прекрасного.

Над каким украшением вы работаете сейчас?

Это бабочка-брошь из белого золота 750 пробы. Её крылья и тело будут полностью инкрустированы розовыми и лиловыми сапфирами, шпинелью, бриллиантами и рубинами. В конце будет финальное чернение. Работа полностью ручная, сложная, но интересная. Мы создадим только одну такую бабочку, это будет эксклюзивная вещь.

Заготовка для броши

Заготовка для новой броши. По замыслу Инны бабочка должна получиться как живая:
с трепещущими крыльями и нежным мерцанием

Работы каких ювелиров вас вдохновляют?

Очень люблю творчество Лидии Куртель. У неё безграничная фантазия, много интересных работ и прекрасные камни. Когда вижу её украшения, всегда улыбаюсь и восхищаюсь, потому что они прекрасны.

Ещё мне очень нравится Хемерле. Это ювелирный дом, история которого насчитывает четыре поколения. Ювелиры создают украшения вручную и часто используют необычные материалы в своей работе: медь, сталь, дерево, алюминий и даже бетон.

Что должен знать и уметь ювелирный дизайнер?

Если вы хотите заниматься ювелирным дизайном, изучите этапы создания украшений, особенности работы с камнями и металлами. Конечно, нужно уметь рисовать. Будет большим плюсом, если вы научитесь сами создавать восковые модели и работать с металлом.

Я советую учиться у талантливого опытного ювелира, перенимая его мастерство и любовь к делу. Так вы постепенно вольётесь в профессию, познакомитесь с нюансами и тонкостями ювелирного дела. Без практики невозможно качественное обучение ювелирному искусству.

Ювелирное производство требует большого бюджета. Но начать можно с украшений из серебра и недорогих камней. Это реально даже для новичка, и работы могут получиться очень интересные.

И, конечно, нужно любить своё дело, потому что ювелирное украшение начинается с вдохновения.