Быть главредом «Кто студента»

Быть главредом «Кто студента»

Экс-главреды рассказали, зачем пришли в журнал, какие набили шишки и как этот опыт пригодился в карьере.

Ксения Петроченкова

Как решилась стать главредом?

Ещё до поступления в школу я читала журнал «Кто студент» и думала, что это мощнейшая редакция, где работают лучшие из лучших. На первой ступени поняла, что хочу взять от школы максимум, и решила стать автором в журнале. Поэтому, когда увидела конкурс на главреда с припиской, что непрошедших конкурсантов позовут авторами, приняла участие. Я ставила цель поработать автором, а вышло, что прошла в финал и меня позвали на собеседование.

Конкурс я тогда проиграла, но зато стала автором «Кто студента». Выпустила свою конкурсную работу, потом поредачила статью и так начала втягиваться в работу журнала. Как раз тогда поняла, как сильно заблуждалась насчёт главредства: думала, что главред сидит на троне, к нему подносят тексты, он там что-то чиркает и отдаёт. Оказалось, что это ответственность и труд. Если бы прошла по конкурсу в первый раз, то не справилась бы с этой ролью, не смогла бы подготовиться и посмотреть на работу старших коллег.

Когда объявили следующий конкурс главреда, я подала заявку, сделала задание и уже была уверена, что выиграю.

Письмо о себе для конкурса главредов

На втором этапе конкурса, чтобы познакомиться с жюри,
нужно написать рассказ о себе

Был ли опыт руководства или главредства перед этим?

До школы я два года работала копирайтером в Минцифре Оренбургской области; учиться пришла, чтобы вырасти в редактора. Когда мой руководитель в Минцифре ушёл в отпуск и на больничный, он передал мне руководство над выпуском публикаций и постов. Я руководила одним СММ-специалистом и выпускала материалы чуть больше месяца.

Что было самое крутое в работе главреда?

Самое крутое — постоянная прокачка всех скилов. Это было нелегко, но меня пёрло от работы: я поняла, как все устроено в работе редакции, набила шишки, закалилась. Возможность прокачаться в главредстве, не рискуя чужими деньгами, — это было самым крутым для меня.

Возможность прокачаться в главредстве, не рискуя чужими деньгами, — это было самым крутым для меня

Расскажи о каком-нибудь главредском провале, если был?

У меня работа началась с уверенности, что я буду тем главредом, которого с позором сняли с должности спустя две недели. Есть такое правило: если главред вовремя не выкладывает две публикации, его снимают. А у меня как раз в первые две недели выпуски были под угрозой.

Первый провал случился из-за того, что я легкомысленно отнеслась к информации, что героиня интервью будет в отъезде на выходных и не сможет согласовать материал. Но всё закончилось хорошо, потому что каким-то чудом и автор, и героиня вошли в положение, выделили время в воскресенье, чтобы дошлифовать статью.

Во второй статье я не учла длительное согласование, которое потребовалось из-за упоминания в тексте крупной компании. Нам обещали, что статью будут согласовывать две недели — если бы это было так, мне бы нечего было выпустить во второй понедельник главредства. Но, к счастью, согласование прошло быстрее обещанного.

Ещё один крупный провал случился в середине главредства и был из серии «впритык»: автор пообещала прислать статью во вторник или среду, я доверилась и ждала. В четверг автор перестала отвечать на сообщения, а я запаниковала, потому что запасного материала не было. В итоге в пятницу удалось связаться с автором: оказалось, что не готово вообще ничего, есть лишь расшифровка интервью. Договорились, что я возьму сырую расшифровку, сама всё поредачу и согласую. Материал мы выпустили, но это стоило нескольких дней сильнейшего напряжения. Моя ошибка была в том, что я заранее не обсудила дедлайн по каждому шагу подготовки материала и не позаботилась о том, чтобы была замена, если что-то пойдёт не по плану.

Чему главредство научило?

Когда искала работу в конце главредского «дежурства», я сравнила свои отклики на вакансии с теми, что оставляла до журнала, и увидела, что это будто два разных человека писали. Вспоминается мем, где сидит маленькая собачка и плачет, и рядом мощная прокачанная собака, такая вся мускулистая. Вот я себя так ощущаю.

Я научилась работать чужими руками, ставить задачу авторам, координировать действия нескольких человек, чтобы всё было сделано вовремя. Умею договариваться о сроках, планировать наперёд и разбивать задачи на кусочки; поддерживать автора, чтобы он довёл идею до конца; давать правки, которые человек поймёт, и при этом я его не обижу: чтобы не просто: «Я редактор, я так вижу», — а чётко и аргументировано.

до главредства и после главредства

Собаки нарисованы Софьей Марковской по мотивам известного мема

Как главредство помогло в дальнейшем развитии?

После первой ступени меня пригласили в Майндбокс, я работаю внештатным автором их журнала для директоров по маркетингу, пишу статьи о кейсах. Хоть я и не редактор, эта работа меня прокачивает: здесь крутая редакция, у которой многому можно поучиться. Например, я узнала про лайфхак — кофе-созвон перед интервью. Нужно созвониться с героем до основного интервью, познакомиться и согласовать с ним тему разговора. Бывает, что я хочу поговорить об одном, а на кофе-созвоне выясняю, что у героя есть другая шикарная тема. Я только на созвоне узнаю об этой теме, и статья выходит намного интереснее, чем если бы мы про что-то стандартное 100 раз поговорили.

Полина Лукьянович

Как решилась стать главредом?

На первой ступени школы я не решилась идти в главреды: чувствовала, что недотягиваю по навыкам. С инфостилем была знакома только в теории, проектами не управляла, а единственной практикой в типографике и вёрстке была вступительная работа в Школу редакторов. После лекций и тестов я почувствовала себя увереннее и начала присматриваться к журналу: взялась писать интервью с Машей Ольховниковой, помогала с корректурой.
Пойти на конкурс главреда меня вдохновил однокурсник Максим Волков. Он возглавил журнал уже на первой ступени, и я решила: нечего титьки мять — надо тоже пробовать.

Польза главредства была очевидной. Я хотела пройти всю школу до конца, а журнал помогает заработать достаточно баллов, чтобы дойти до третьей ступени. Стремилась выжать из школы максимум пользы: натренироваться в редактуре, визуальном повествовании, вёрстке, переговорах. Ну и амбиции, наверное: хотелось понять, чего я стою, получится ли у меня руководить журналом.

Максим Волков возглавил журнал уже на первой ступени, и я решила: нечего титьки мять — надо тоже пробовать

Какой был опыт в редактуре до этого?

Я работала выпускающим редактором в информагентстве: помогала авторам готовить к публикации заметки, интервью, репортажи, вычитывала их перед выпуском. Этот опыт пригодился. Но одно дело — работать в команде редакторов большого СМИ. И совсем другое — быть человеком-редакцией в «Кто студенте».

Что было самое крутое в работе главреда?

Самым крутым было самой делать материал: от интервью с героем — до вёрстки. Как автор, редактор и корректор я выпустила три статьи. Мне нравилось, что не надо никого пушить — я целиком отвечаю за сроки и результат. Конечно, это работа автора, а не главреда, и я поняла, что кайфую от неё больше, чем от управления и организации. Мой любимый выпуск — с Родионом Скрябиным. Так случилось, что я была в Москве и смогла с ним пообщаться в офисе Палиндрома, а не в Зуме. Материал писался и согласовывался легко, на драйве. Было приятно зафиналить им своё главредство.

Расскажи о каком-нибудь главредском провале?

В мой второй или третий выпуск как главреда мы готовили интервью с Катей Дмитриевой. Это было одно из интервью на конкурсе главреда: вопросы задавал Максим Волков, а я подхватила расшифровку и поручила Карине Крючковой сделать материал. Мы договорились о дедлайне — три недели на подготовку. Тут мне следовало прибить гусеницу гвоздями: проставить чек-пойнты и по Кемпу ещё три раза переспросить насчёт сроков. А я профакапилась — статья забуксовала, запасного материала у меня не было. В итоге за три дня до запланированной публикации мы пришли к героине с сырой статьёй и попросили иллюстрации. Рассуждали так: добавим визуал, а потом дошлифуем текст. Но Катя откомментила черновик и наотрез отказалась нести фактуру, пока не увидит пристойный чистовик. Я ужаснулась, что выпуск сорвётся, и побежала за советом к Максиму Волкову. Он успокоил, что впереди ещё три дня, а у нас четыре редакторских головы: я, Карина, он сам и Катя. Успеем, но придётся попотеть.

За субботу мы с Кариной допилили черновик, я показала его Максиму для перестраховки. Навели красоту и понесли Кате. Конечно, согласовывать в последний момент — это риск. Было спасением, что Катя нашла время и в воскресенье ещё раз прошлась по статье, добавила иллюстрации и дала добро.

Интервью вышло в понедельник, в тот же день Максим Ильяхов на вебинаре похвалил заголовок, а в Телеграме выпуску наставили огонёчков.

Для меня это был классный кейс: я облажалась, но смогла решить проблему; собрала полезную обратную связь от других редакторов; посмотрела, как они работают с текстом; подкачала навык переговоров с автором и героем.

Работа над статье в Кто студнете

Когда в субботу мы допиливали интервью, Максим был в отъезде, поэтому
смотрел текст со смартфона и замечания слал со скринами

Как главредство помогло тебе в дальнейшем развитии?

Я прокачала полезный навык справляться с повышенной нагрузкой и договариваться с людьми в стрессовых ситуациях.

Школа и главредство помогли мне получить работу в Майндбоксе. По учёбе я пересекалась с Марьей Авраменко — преподавателем бюро и главредом Майндбокс-журнала. По делам «Кто студента» общалась с основателем журнала Сёмой Сёмочкиным, сейчас он издатель в Майндбоксе. Ребята присмотрелись ко мне, а я — к компании. Там были интересные и новые для меня редакторские задачи, сильная команда. Так что к началу третьей ступени я уже была внештатным автором и редактором.

15 поток школы бюро после диплома

На защите дипломов 15 набора в Коворкафе. В Москву из нашей команды приехали я и Софья Гломозда из Школы руководителей. Мы познакомились, пока работали над двумя выпусками для журнала и на третьей ступени решили попроситься в одну дипломную команду

Чем сейчас занимаешься?

Я редактор: готовлю материалы о бизнесе и маркетинге для журнала, пишу для лендингов, сайта, рекламных креативов, выпускаю ежемесячный дайджест обновлений платформы и веду телеграм-канал, чтобы клиенты Майндбокс узнавали о новых фичах и продуктах.

Наталья Которева

Как решилась стать главредом?

Я хотела доказать самой себе, что справлюсь. К тому же мне были нужны дополнительные баллы, чтобы попасть на вторую ступень. Ещё я поняла, что лекции и тесты сами по себе дают намного меньше, чем настоящая практика в журнале.

Какой был опыт в редактуре до этого?

Я работала контент-директором в ИТ-компании, где делали продукты для малого бизнеса и бухгалтерии, а до этого ещё журналистом. То есть, в принципе, я понимала, как работать с медийными проектами, но опыта редактуры в бюрошном понимании у меня не было.

Был ли опыт руководства или главредства перед этим?

На работе бывали эпизодические задачи, когда я помогала освоиться новичкам-копирайтерам и обучала их базовым вещам. То есть навык наставничества был, но полноценного опыта руководства с ответственностью, постановкой задач, контролем исполнения и вот этим всем не было.

Что было самое крутое в работе главреда?

Для меня работа главредом была главной ценностью школы. Мне нравилось выстраивать процессы, составлять сетку, обсуждать, кто у кого и о чём хочет взять интервью. Нравилось вычитывать и дорабатывать статьи.

У нас был активный поток: ребята хотели писать и шли ко мне с идеями. Кажется, я была единственным главредом за всю историю журнала, который выпускал по два материала в неделю — настолько много у нас было идей. Сейчас вспоминаю, как работала, училась и главредила одновременно — это жесть. Хотя тогда меня это драйвило невероятно.

Работа главредом была главной ценностью школы

Расскажи о каком-нибудь главредском провале, если был?

Я запомнила только свою самую первую публикацию. Мы опубликовали мою же работу с конкурса главреда. Я дорабатывала текст в ночь перед публикацией вместе с Яной Попович, героиней интервью, и мне было ужасно стыдно, что вынуждаю человека вместе со мной работать в три часа ночи. Интервью в итоге получилось немножечко кривоватое, но я посчитала это таким посвящением в главреды.

Чему главредство научило?

Главредство научило не пасовать, если что-то идёт не так: получается ситуацию вырулить — выруливайте, не получается — бросайте, иначе это сожрёт слишком много энергии и времени, а выхлопа не будет. Допустим, автор приносит слабое интервью, а все правки вносит как из-под палки. Отказывайте и не бойтесь, что он обидится. Не бойтесь править и аргументировать своё мнение, когда уверены, что правы. Например, я убираю этот кусок текста, потому что он сюда не ложится. Или я переписываю это предложение, потому что оно противоречит редполитике.

Ещё научилась договариваться с людьми, понимать, что ими движет, искать подходы, чтобы они захотели принести интересный материал.

И пожалуй главное — научилась спокойно относиться к критике, фильтровать её. Например, когда слышу критику, сразу задаю вопрос, есть ли предложения, как это исправить. Бывает, что человек не может ответить и ждёт, что ты без каких-либо вводных догадаешься, что переписать. Либо это правка ради правки, которую можно просто пропустить.

Главредство научило не пасовать, если что-то идёт не так

Как главредство помогло в дальнейшем развитии?

Я начала искать работу, когда училась в школе, но мне много отказывали. Это сильно влияло на оценку себя в качестве специалиста: я наивно думала, что выстроится очередь из крутых работодателей, ведь я редактор из той-самой-школы. Уже потом пришло понимание, что полученные знания — это прекрасно, но нужен опыт, и я стала брать разные мелкие проекты, чтобы его наработать.

Однажды я увидела вакансию в Яндекс-практикуме и сделала тестовое задание за пару часов. Не рассчитывала, что меня позовут, но мне предложили хорошую работу. Команда, в которую меня взяли, только-только начинала писать курс «Мидл пайтон-разработчик», поэтому умения выстраивать процессы и общаться с людьми очень помогли.

Кем сейчас работаешь?

Я сейчас шеф-редактор блога на «Хабре» в Яндексе. Пишем технические статьи для технически прошаренной аудитории. До этого работала в Практикуме — редактировала уроки и статьи для «Хабра». А ещё успела посотрудничать с Ламодой — с их блогом, тоже на «Хабре».

Вячеслав Лазарев

Как решился стать главредом?

Стал главредом со второй попытки. В первый раз взял задачу и заленился делать. Во второй раз дожал, потому что был интересный материал — интервью с Ириной Ильяховой. С этой работой я набрал много баллов, поэтому передо мной не стоял вопрос, буду я главредом или нет: на собеседовании с советом меня поставили перед фактом. Уже когда стал главредом, понял, что теперь надо как-то совмещать работу, учёбу и главредство.

Какой был опыт в редактуре до этого?

Работал на «Вилсакоме», писал новости и статьи.

Что для тебя самое крутое в работе главреда?

Наверное, что при мне журнал начал зарабатывать деньги. Мы придумали публиковать вакансии. Я обратился к тем, кто учился в школе со мной и до меня, рассказал, что есть такая тема. Кто-то откликнулся и прислал вакансию для публикации, кто-то отказался, но процесс мы запустили.

Расскажи о каком-нибудь главредском провале, если был?

Мы сделали интервью с Женей Лебедевым и несколько недель бомбили его личку, чтобы он прокомментировал текст, а у Жени всё это время были какие-то другие дела. В итоге пришлось экстренно за две ночи сделать интервью с Кристиной Луниной. Было нервно, и на защите дипломов от нас ожидали разборок. Но всё закончилось хорошо.

Научился организовывать людей, планировать дела, набил шишки

Чему главредство научило?

Начнём с того, что до главредства я никогда никем не руководил, а тут в относительно безопасной среде научился организовывать людей, планировать дела, набил шишки. Стал требовательно подходить к взаимным обязательствам. Право на «нет» — священно, от обязательств можно отказаться в любой момент, но если человек согласился вместе делать проект, а потом пропал без предупреждения, то мне не очень понятно, как можно дальше с ним работать.

Кем сейчас работаешь?

Сейчас работаю редактором в Скилбокс-медиа. Ищу авторов, помогаю им добивать тексты, слежу за дедлайнами, ищу экспертов и общаюсь с ними.

Аня Волкова

Как решилась стать главредом?

Не помню, чтобы приходилось решаться — я просто хотела использовать все возможности, чтобы учиться в Школе бюро и практиковаться в редактуре, поэтому сделала тестовое интервью. Потом мне позвонил текущий главред Костя Ермолкевич и сказал, что я выиграла.

Какой был опыт в редактуре до этого?

Я работала редактором в СЕО-агентстве: писала статьи для сайтов заказчиков, делала описания товаров, рассылки про всякие акции, ещё делала аудит сайтов — насколько удобно для пользователя там расположены элементы и что можно улучшить. Руководящего опыта у меня не было.

Что было самое крутое в работе главреда?

Самое крутое — это наше общение с дизайнером Машей Нечаевой. Мы готовили обложки, визуал статей, обсуждали обтравку волос и подводку в Телеграме. После окончания моего срока главредства я всё ещё обращала внимание на то, как классно получаются у Маши обложки и шеринги. Но спустя время поняла: больше сил лучше вкладывать в смысл, а не в надрачивание обложек.

Переписка главреда и дизайнера Кто студента

После главредства еще долго оценивала обложки и хвалила Машу

Чему главредство научило?

Брать на себя ответственность и тащить. В реальных рабочих проектах это очень пригождается.

Как главредство помогло в дальнейшем развитии?

Я не разделяю учёбу в Школе редакторов и главредство — для меня это всё единая школа ведения проектов, подготовки инфопродуктов, применения правил редактуры и вёрстки. Если говорить об этом опыте, он очень полезен, рекомендую всем. Мне это помогло найти заказчиков на отдельные проекты, а через год после школы и постоянную работу.

Учёба в Школе редакторов и главредство — это единая школа ведения проектов, подготовки инфопродуктов, применения правил редактуры и вёрстки

Кем сейчас работаешь?

На защите дипломов я познакомилась с Ирой Ильяховой и сказала, что ищу работу. Ира предложила написать ей, но я долго сомневалась. Когда увидела у неё вакансию редактора в Тинькофф, решилась и сделала тестовое. Ира тогда работала главредом продуктовой редакции в Тинькофф-бизнесе и взяла меня к себе.

Сейчас работаю шеф-редактором сторис в Тинькофф-бизнесе: развиваем с командой канал историй в приложении для бизнеса, делаем полезные и иногда фановые истории, проводим тесты разных механик, вовлекаем пользователей.