Илья Бирман. О дизайне, музыке и красоте — Кто студент

Илья Бирман О дизайне, музыке и красоте

Что такое хорошо и плохо, как развивать слух и почему переставить вешалку — это дизайнерское решение.

Что ты делаешь, когда не работаешь?

Я не знаю, где конкретно проходит граница между работой и отдыхом. Есть занятия, которые очевидно относятся к работе, например, создание макета для клиента. А когда ты смотришь картинки в Пинтересе и откладываешь ценные, это считается работой? За это не платят, но без такого поиска ты не сможешь сделать что-то полезное для клиента.

Или если я пишу пост в блог — я работаю или нет? Благодаря блогу меня знают тысячи людей, оттуда приходят клиенты и ко мне, и в бюро. В каком-то смысле это тоже работа.

Из вещей, которые точно не придёт в голову назвать работой: много времени посвящаю музыке, иногда бегаю, иногда могу сходить поиграть в снукер, правда редко. Зимой могу съездить на гору покататься на сноуборде.

А сериалы ты смотришь?

Я очень редко смотрю видео — невозможно делать что-то ещё, когда и слух, и зрение заняты. Видео должно быть безумно интересным, чтобы я не чувствовал, что зря трачу время. А такого практически не бывает.

Из ютюба я выдёргиваю аудио, загружаю в телефон и слушаю, пока иду или еду, когда зрение нужно для чего-то другого.

Есть классный аудиосериал Serial — детектив, причём про реальные, а не вымышленные дела. Это проект, отпочковавшийся от подкаста This American Life. Очень интересный, и его можно слушать, пока идёшь куда-нибудь.

Как планируешь свой день? Какими инструментами для этого пользуешься?

У меня в эпловском Ноутсе есть заметка со списком дел на день, но он довольно размытый. Почти всё, что я делаю, можно сделать и завтра, и послезавтра, и через неделю — и никто не умрёт.

Накануне я собираю набор дел, которые хотел бы сделать завтра. На следующий день я открываю список, беру то, к чему душа лежит, и делаю. Часто к концу дня остаётся то, что я не сделал. Значит не больно-то и хотелось — я просто вставил это в список на тот случай, если останется время.

На сочетании Control+3 у меня висит Ноутс — иногда захожу и смотрю, что дальше, что ещё можно сделать сегодня. Календарём я пользуюсь для встреч, но их у меня немного.

Пользуешься ли ты практиками, которые советует Коля Товеровский в своих лекциях: «Сделать завтра», например?

«Сделать завтра» — основа всего. Любая мысль типа «Надо сделать ещё вот это» автоматически записывается на завтра, чтобы даже не отвлекаться на её обдумывание сегодня.

Когда-то про «Сделать завтра» мне рассказал Артём Горбунов, и с тех пор я не понимаю, как можно жить иначе: ты уже спланировал дела на сегодня, и вдруг кто-то решает, что ты будешь делать что-то ещё? Это реально должен быть пожар.

Есть исключение: когда отсутствие списка дел — это выбор. Например, ты в поездке и не хочешь ничего планировать. Ты так решил и наслаждаешься неопределённостью. Но если кто-то просто пытается вмешаться сверх того, что ты запланировал, это сильно дестабилизирует.

Артём Горбунов рассказывал, что ты попал в бюро, после того как прислал ему письмо с просьбой посмотреть твою схему челябинского транспорта. А до бюро ты чем зарабатывал на жизнь?

Делал сайты: сам рисовал, сам же и верстал странички в ХТМЛ. Обычный графдизайн и вебдизайн. Всё аккуратно и осмысленно, но ничего особенного.

Сайт Английского клуба

До бюро я делал сайты: сам рисовал, сам же и верстал странички в ХТМЛ. Всё аккуратно и осмысленно, но ничего особенного

Меня по-настоящему увлекали всякие транспортные дела, но, естественно, клиентов на них не было. Поэтому я делал их для души: схему московского метро, челябинского транспорта и другие проекты.

Когда я написал Артёму про челябинскую схему, он посмотрел мои работы и сказал, что вещи, которые я делаю в свободное время, намного круче, чем мои коммерческие проекты, что их и надо сделать основной работой. И пригласил меня работать в бюро.

Дизайн транспортных схем всё равно не стал моей работой, но в целом жизнь изменилась довольно сильно.

«Транспортные схемы — вершина дизайна». Доклад с «Просмотра»

Артём начинал карьеру дизайнера в Студии Артемия Лебедева. Ты никогда не хотел там работать?

Никогда не думал об этом всерьёз. Чтобы работать в Студии Лебедева, надо было жить в Москве (по крайней мере, так было написано на их сайте).

За последние три года Москва стала очень приятным городом, и мысль о переезде сейчас не кажется абсурдом. А тогда Москва была омерзительна во всём. Люди ехали туда только ради какой-то работы, ради неё им приходилось терпеть все лишения.

Мне и в Челябинске было неплохо, а когда Артём принёс более интересную работу, стало совсем хорошо. Ещё сначала было ощущение, что удалённая работа — это временно, и в итоге всё равно придётся переехать. Но потом в бюро официально ввели «Ресурс» и вопрос о переезде отпал.

В бюро у тебя несколько ролей: ты арт-директор, преподаватель курсов и школ. Какая роль тебе больше нравится и почему?

В бюро я несколько лет был одновременно и арт-директором, и ведущим дизайнером. Эти роли находятся в противоречии. Когда ты ведёшь проект, твоя задача — помнить о полезном действии, управлять ожиданиями клиента и соблюдать сроки. А если ты арт-директор, твоя задача — делать крутизну, внедрять смелые штуки и не допускать ничего средненького.

В такой непростой ситуации я проработал несколько лет. Иногда приходилось звать на помощь Артёма: он артдиректит — я веду. И наоборот: в других проектах ведущим дизайнером был Миша Нозик, а я был арт-директором.

Три года назад я договорился с Артёмом, что больше не веду проекты по умолчанию, а буду вести только те, которые захочу.

Был очень важный для меня проект с картами московского марафона, который я полностью провёл по старинке в роли и арт-директора, и ведущего дизайнера — очень захотел.

Большую часть моего времени занимают образовательные штуки. В основном это книги. Сейчас я занимаюсь книгой про транспортные схемы и английской версией книги про интерфейс.

Преподавание на курсах и в школе тоже интересная вещь, конечно же. А если придёт какой-то клиент с навигацией, картами или сложным интерфейсом, я с удовольствием возьмусь его вести.

Карты Московского марафона

Для участников Московского марафона в бюро созданы двадцать пять карт и гайдлайны для будущих сезонов

Дизайн транспортных схем

Разворот книги Дизайн транспортных схем: как гнуть линию, глядя на реальные объекты

Студенты-дизайнеры спрашивают, почему ты не хвалишь их, как Ильяхов своих студентов.

Наверное, есть разные ожидания, но мне кажется, Школа дизайнеров — это не детский сад, где нужно использовать похвалу как инструмент мотивации.

И вообще есть теория, что даже детей хвалить не очень классно: радость от похвалы подменяет радость от самого дела и достижений. Ребёнок перестаёт получать удовольствие от процесса и начинает охотиться за одобрением сверху. Это ломает всю систему мотивации и может стать проблемой во взрослом возрасте. Может, это и чушь, но я такое где-то читал.

Если мне в работе студента что-то очень понравилось, я сам порадовался или удивился, то я об этом пишу — не в форме похвалы, а как выражение собственных эмоций. Но чаще всего это прагматичная работа: я вижу перед собой картинку и комментирую, что в ней надо исправить. Это абсолютно ровно, хотя может показаться, что я ругаюсь.

Расскажи про Зерулс. Как тебе пришло в голову сделать ещё один справочник по орфографии и пунктуации?

Большинство моих личных проектов — «скучные» повседневные штуки. Некоторых людей вдохновляет идея сделать соцсеть будущего или полететь на Марс. А меня вдохновляет сделать хорошим то, что уже и так есть, но сделано плохо.

В 2005 году была хер пойми какая схема московского метро — я нарисовал нормальную. Если бы она стала официальной, это не перевернуло бы жизнь москвичей. Просто секунды, которые каждый человек в день тратит на схему, были бы более приятными.

Меня вдохновляет сделать хорошим то, что уже есть, но сделано плохо

С правилами русского языка такая же история: я сам обращаюсь к ним периодически в интернете, где они размещены в отвратительном виде. Я подумал: надо это сделать нормально.

«Грамота.ру» — это абсолютно ужасный сайт, где всё сделано жопой. Сам текст отвратительно свёрстан. Найти нужное правило невозможно, если только ты не знаешь конкретный параграф, где идёт речь о расстановке запятых вокруг обстоятельственных оборотов.

Ещё там есть удивительная хрень под названием «Справочная служба русского языка»: неведомые люди без ссылок на источники отвечают на вопросы, причём иногда противореча друг другу. А читатели ещё на это ссылаются.

Был ещё сайт «Рус-яз-ру», но там было всё ещё хуже с вёрсткой и поиском.

Я делал Зерулс очень долго: верстал, пытался запрограммировать поиск. Я хотел, чтобы в поле поиска можно было поставить всё что угодно, например, саму запятую — и тебе покажут всё, что известно про запятые в русском языке.

Но сам бы я так сделать не смог. К счастью, нашёлся программист Роман Парпалак, который довёл до ума мою идею с поиском. Он очень крутой разработчик сложных алгоритмов. И мы вместе это сделали: я занимался самой базой и разметкой, а код для выдачи написал Роман.

Спустя несколько лет мы сделали свежий дизайн: пришёл Вадим Юмадилов, нарисовал макеты, и мы их внедрили. Теперь у нас вторая версия.

У тебя много разных интересов, в том числе языки. Сколько ты знаешь языков?

Могу разговаривать на русском и английском. Иврит знаю на уровне «чуть-чуть»: могу заказать кофе или спросить, как пройти. На ещё более простом уровне знаю французский: могу сказать, что я не знаю французский, давай по-английски, пожалуйста. Могу по-французски заказать кофе, но если меня спросят, какой именно кофе, придётся перейти на английский. На иврите я смогу объяснить, что предпочитаю более кислое зерно, здесь, а не с собой, в фарфор, а не стекло. Но если начнут обсуждать ещё более тонкие вещи, тоже придётся перейти на английский.

Ещё я в совершенстве знаю токипону — искусственный язык, в котором 118 слов. Это немудрено: нужно дня три, чтобы выучить его с нуля. Рекомендую всем найти в жизни эти три дня — чтобы понять, как работают языки и как выражать мысль на языках, которые ты плохо знаешь.

Недавно я посмотрел лекцию про китайский. Не собираюсь его учить — просто было интересно узнать, как он устроен. Оказалось, что он по логике построения предложений близок к токипоне.

o kama sona e toki pona. ona li pona pona. nimi ona li toki pona tan ni

У тебя прекрасный разговорный английский. Что нужно делать, чтобы достичь такого уровня?

Если совсем по чесноку, нужно, чтобы повезло с бабушкой, а в следующую очередь — с родителями.

Моё обучение организовала бабушка. Она жила недалеко от школы, и я после уроков приходил к ней — пообедать и погулять во дворе с друзьями. В том возрасте мне было интереснее провести время во дворе у бабушки, чем поехать домой, где нет родителей.

Раз или два раза в неделю туда приходила Людмила Фёдоровна, давняя знакомая бабушки, преподавательница Челябинского педагогического университета, которая учила английскому ещё моего папу в его детстве. Мы занимались английским час или полтора в неделю на протяжении нескольких лет.

А в чём была роль родителей?

За время, пока я учился в школе, родители трижды отправляли меня за границу: в Штаты, в Англию и на Мальту.

В Штатах я жил в семье и ходил в школу. Там были всякие развлекаловки: мы ездили в диснейленды и аквапарки. Это было в Флориде, а там весь штат — это парки развлечений и пляжи.

В Лондоне я тоже жил в семье и ходил в школу, но это было не так весело. Хотя я сразу понял, что Лондон — классное место. Если бы я мог не ходить в школу, а просто гулять по Лондону, было бы интереснее.

Мальта — самое «левое» место из трёх, но там тоже было весело. Я был ещё чуть взрослее — можно было ходить тусоваться в район ночных клубов.

Ты много путешествуешь, причём в одни и те же города. Нет желания объездить весь мир, побывать во всех странах?

Желания объездить весь мир у меня нет. Про бо́льшую часть мест в мире можно сказать честно: это дыра. Африка — практически полностью. Там есть пара мест, куда я хотел бы поехать когда-нибудь, когда не останется ничего другого.

Не сказал бы, что часто повторяюсь. Я люблю Лондон и Берлин. В Тель-Авиве я провожу несколько зимних месяцев: там тепло, а в Челябинске холодно. Зимой можно бегать вдоль моря в шортах, а потом прийти поработать в кофейню, где люди точно так же сидят с макбуками. У кого-то открыт код, у кого-то Скетч, у кого-то встреча в скайпе.

Многие люди ездят зимовать в какие-нибудь Таиланды, а я терпеть не могу пляжный отдых и курортное ощущение. Не люблю города, в которых всё посвящено безделью.

В Тель-Авиве я провожу несколько зимних месяцев: зимой можно бегать вдоль моря в шортах, а потом прийти поработать в кофейню. Что снято

Нет идеи эмигрировать туда, где приятнее жить?

Есть такая идея — всё время кажется, что где-то такое место есть. Но чем больше путешествуешь, тем больше видишь: везде свои недостатки. И если к российским недостаткам ты более-менее приноровился, то в других местах их достоинства воспринимаешь как должное, а о недостатках думаешь: «Что за бред?»

Самый страшный случай — США, страна, где вообще невозможно жить. Когда узнаёшь, как там работают налоги, здравоохранение и другие институты, кажется, что все оттуда должны уехать, потому что это невыносимо.

Ты человек твёрдых моральных принципов. Можешь кратко рассказать, что такое хорошо и что такое плохо?

Кратко не могу.

Я несколько лет вдумчиво занимался этим вопросом и обнаружил, в частности, что многие философы до меня его исследовали. К простым ответам они не пришли. Либо они друг другу противоречат, либо у них очень сложные системы ценностей, которые явно искусственно сконструированы.

Тогда расскажи подробно.

Мне нравится мысль, что в основе моральных норм лежит одна простая идея, из которой вытекает всё остальное. Такой идеей мне пока кажется принцип ненасилия: ты можешь делать всё, что хочешь, если не применяешь насилие. Я имею в виду слово «насилие» в прямом смысле: ты не можешь силой заставлять кого-то что-то делать.

В остальном вещи, которые мы считаем хорошими, обычно вытекают из необходимости жить. Люди пытаются выстроить отношения друг с другом так, чтобы не сдохнуть.

Поведение, которое увеличивает шансы не сдохнуть, в конечном счёте и является добром

Есть поступки, которые с первого взгляда не вписываются в эту идею, но в конечном счёте оказываются выгодными. Например, зачем делиться едой с кем-нибудь, кто голодает? Вроде бы это уменьшает твои шансы не сдохнуть. Но эволюция показала: если ты будешь делиться, то с тобой поделятся в ответ и не будут считать мудаком. В критической ситуации больше людей захотят тебя спасти, защитить и помочь.

Государство и церковь пытаются внушить, что хорошо то поведение, которое на самом деле выгодно им. Они записывают принципы поведения в виде бумажек, законов, заповедей, чтобы придать этому моральный вес: если ты так будешь себя вести, то ты хороший. Ты этому веришь, потому что эволюция приучила тебя: быть хорошим — выгодно.

Как понять, что действительно хорошо, а что выгодно кому-то другому?

Важно распутывать логику моральных требований. Когда тебе говорят: «Хороший человек должен делать вот так» — нужно думать, почему, и поступать в соответствии с принципом, который ты сам безоговорочно разделяешь.

Ты должен знать, почему так решил, и понимать, что это полностью твой выбор. Это штука про свободу и ответственность. В моём понимании это и есть полноценная жизнь.

Многие люди этого не понимают. Они говорят: «Да, но по закону вот так». Невозможно объяснить человеку, что закон — это просто бумажка, что её составили другие люди, которые могли руководствоваться чем угодно и даже просто ошибиться.

Мало людей с такими прогрессивными взглядами, как у тебя. Как им донести эту мысль?

Могу посоветовать простую штуку: надо представить, что происходит в физической реальности. Например, человек говорит: «По выходным надо отдыхать». Совершенно бредовое утверждение, но многим людям оно кажется осмысленным.

Чтобы понять, насколько оно бредовое, нужно представить, что происходит в физической реальности: камень летит вокруг большой горящей херни в пустоте. Это наша планета летит в космосе вокруг Солнца. Вокруг летят какие-то другие камни по своим траекториям.

На одном из этих камней существует жизнь, ты один из её представителей, и перед тобой многообразие всего, что можно делать в любой день. Почему из-за того, что кто-то сделал таблицу из семи колонок и назвал какие-то из них «суббота» и «воскресенье», ты решаешь, чем тебе сегодня заняться?

Может, так удобнее?

«Мне так удобнее» — очень хороший довод. Нет ничего важнее того, чтобы тебе было классно. Но когда говорят: «Так надо, потому что сегодня воскресенье», в этот момент мне хочется человека потрясти за плечи и сказать: «Чувак, проснись, нет никакого воскресенья».

Твой пост про клинья все понимают по-разному. Непонятно, дело во вкусе или моральных принципах. Поясни, что ты хотел сказать.

Клинья вокруг глаз

Иллюстрация из заметки Клинья вокруг глаз

У многих людей есть представления о том, чего от них ждут: как они будут выглядеть, вести себя. У девушек есть представление о том, как они должны краситься. Можно услышать фразу: «Я пришла ненакрашенная» — в значении «Это ужасно». Как будто пришла неумытая или в рваной одежде.

На самом деле быть ненакрашенной — нормальное явление, а макияж — это некая форма наряда. Можно прийти куда-то в вечернем платье, а можно — в обычной чистой, аккуратной одежде.

Ситуация, когда кто-то считает ненакрашенность позором, кажется неестественной и навязанной. Я считаю, что люди красивы сами по себе, им не надо для этого ничего с собой делать. Это касается и мужчин, и женщин.

Люди красивы сами по себе, им не надо ничего с собой делать

А что не так со стрелками?

Я часто обращаю на них внимание, как на очень неестественную штуку. Вижу, что это специально нарисовали, и не понимаю зачем.

Пост получился скандальным, потому что некоторые подумали, что я пытаюсь склонить к какой-то линии поведения. А я как раз хочу дать больше свободы: если вы думаете, что нельзя прийти куда-то ненакрашенной — нифига, можно. И будет классно: вы прекрасны в любом случае.

Что ты вкладываешь в понятие красоты?

Я считаю красивыми людей, на них интересно смотреть. Кому-то нравятся горы, а мне приятно наблюдать за людьми.

Но чем больше всякого разукрашивания, тем меньше мне интересно. Когда слишком много всего сделано с лицом, волосами, я не вижу за этим самого человека.

Макияж как форму искусства я совершенно не ценю. На обложке журнала девушка с профессиональным макияжем выглядит хорошо, но просто как изображение. Я не могу сказать, красива эта девушка сама по себе или нет. Она спряталась за слоем косметики.

У тебя в блоге есть заметка «Все люди — дизайнеры». Приведи пример дизайнерского решения из жизни простого обывателя.

А кто такой простой обыватель? Давай придумаем, чем он занимается.

Обычный человек, ходит на завод работать. Вечером приходит домой, смотрит телевизор, ужинает, проверяет уроки детей и ложится спать.

Например, он садится перед телевизором и при этом не хочет терять контакт с ребёнком, чтобы наблюдать, как он делает уроки. Он думает, как бы ему так поставить стол, за которым ребёнок делает уроки, чтобы можно было поглядывать на телевизор, а ребёнок при этом не отвлекался. И придумывает такую планировку комнаты.

Он может придумать что-то ещё полезное: как книжки должны стоять на полке, чтобы было удобно достать нужную, или как разложить вещи в шкафу, чтобы ребёнку не нужно было тянуться слишком высоко.

А почему эти решения будет дизайнерскими?

Я вижу в дизайне осмысленное упорядочивание, оптимизацию и приведение к гармонии, устранение ненужных препятствий. Дизайн — это введение порядка во всём, а не красота, хотя это один из инструментов дизайна.

Например, Зерулс — это дизайнерский проект. Я сделал в нём всё максимально приземлённо и аккуратно. Но это дизайн в смысле внесения удобства и комфорта в повседневную вещь.

В случае с нашим героем с завода получается, что пользователи его дизайна — семья. Такой эффект трудно считать заметным. Но если бы он у себя на заводе придумал перевесить вешалку, чтобы стало удобнее, это повлияло бы на 25 человек в коллективе.

А если на заводе поймут, что это классная идея и надо во всех цехах так сделать, получится, что дизайн повлиял на рабочий процесс всего завода.

Расскажи, какую музыку ты любишь.

Сейчас я чаще всего слушаю оркестровую классику и техно.

Иногда ты советуешь людям развивать слух. Как это делать?

Просто внимательно слушать музыку и попытаться понять, что в ней происходит. Зайдите в рубрику «Аудио по четвергам» на моём сайте, включите композицию и внимательно, жадно прослушайте от начала до конца, не отвлекаясь и не пытаясь использовать музыку как фон.

Проследите за всем, что в ней происходит. В какой-то момент прозвучал вот такой звучок — почему? Как он изменился, где он повторяется? В какой момент его изменение становится заметным? Что в это время происходит с басом? Что в это время происходит с ритмом? Почему так?

Тогда вы обнаружите, что в музыке огромный мир всего интересного. Если так относиться ко всему, что слушаешь, музыка становится источником огромного наслаждения. Ты постепенно повышаешь разрешение, начинаешь слышать больше деталей и приёмов.

Для этого нужно изучить музыкальные термины?

Желательно. Смысл музыкальных терминов не в том, чтобы описать музыку. Благодаря им ты больше слышишь. Человек, который владеет терминологией и понимает, что такое размер, тональность, сильная и слабая доля, такт, модальность, в одной и той же симфонии слышит в тысячу раз больше, чем человек, который этого не знает.

Когда ты понимаешь слова «кернинг» и «интерлиньяж», ты больше понимаешь в том, как набран текст и можешь насладиться хорошей вёрсткой. С музыкой так же: когда ты владеешь музыкальными понятиями, ты можешь насладиться тем, что слышишь.

Наверное, у тебя есть музыкальное образование?

Я учился в музыкальной школе играть на фортепиано. Ненавидел это всей душой и в какой-то момент перестал заниматься: почувствовал, что я уже достаточно взрослый, чтобы сделать по-своему, а не как хотят родители.

Позже я стал заново изучать музыкальную грамоту в интернете. Нельзя сказать, что я ей владею: вряд ли смогу дать определения терминов. Но у меня в голове есть некие теги, которыми я объясняю себе происходящее в музыке.

Когда ты сам начал писать музыку?

Лет 15 назад, когда троюродный брат показал мне «Фрути Лупс» — позже её переименовали в «Эф-Эл Студио». Это DAW (digital audio workstation) — класс программ для написания музыки.

С тех пор я стал пытаться что-то делать. Первые несколько лет это было смешно, но потом стали появляться какие-то вещи, которые мне было не стыдно публиковать.

Сейчас у тебя есть какое-то оборудование, диджейский пульт?

Есть маленький диджейский контроллер, но это никак не связано с написанием музыки. Для написания музыки нужны только клавиатура и мышка.

Людям, которые владеют фортепианной клавиатурой, удобнее вводить мелодию с её помощью. А я не играю, но у меня в голове есть мелодия — мне удобнее расставить ноты в программе, чем наиграть.

Ты бываешь в ночных клубах. В чём кайф танцев под техно? Люди же просто дёргаются под музыку.

В основном да, но это и прекрасно. Это штука про свободу: в танце ты двигаешься так, как тебе подсказывает тело. Ситуация ночного клуба очень располагает к тому, чтобы не думать, как на тебя посмотрят, как ты выглядишь.

Ты пьёшь алкоголь?

Короткий ответ — «Нет». Длинный ответ: «Я иногда пью хороший виски, но в таких количествах, которые никто из окружающих не считает выпивкой».

Пятнадцати миллиграммов хватает на четыре часа. Обычно в 10 вечера я наливаю 2 миллиметра от дна стакана Гленморанджи или Лагавулина, а в начале третьего допиваю и иду спать.

Не понимаю, как люди могут выпить 50 мг крепкого алкоголя за раз. Для меня это безумие, как съесть свадебный торт в одного. Поэтому я никогда в жизни не был пьяным.

Все считают, что твой предмет и твои тесты в школе самые сложные. Как ты думаешь, с чем это связано?

Мне кажется, у Горбунова сложнее. Я пытался проходить тесты Артёма и иногда ошибался.

При составлении тестов были какие-то принципы или это просто творчество?

Я просто шёл по материалу и выписывал ключевые знания в виде вопросов.

Смысл теста не в том, чтобы протестировать, а в том чтобы заставить человека ещё раз вникнуть, разобраться в теме. Есть достаточно примитивные вопросы, в которых некоторые варианты ответа очевидно неправильные. Но всё равно надо прочитать каждый ответ, чтобы понять, что бред, а что похоже на правду. Это способ ещё раз мысленно вернуть студента к какой-то идее.

Лекции в школе отличаются от курса, который ты читаешь в бюро?

Изначально лекции были записаны с одного из курсов. В целом лекции и курс очень похожи по материалу и по последовательности, но какие-то конкретные примеры или порядок в рамках одной темы могут отличаться.

Обновляешь ли ты материал в лекциях и на курсе?

Курс постоянно изменяется и дополняется. Лекции тоже: меняются расшифровки, ссылки. К следующему набору я переснял видео нескольких лекций по своему предмету.

Про обновления курса недавно снимал видео:

Рассказ о курсе «Пользовательский интерфейс и представление информации»

Что ты посоветуешь студентам, чтобы лучше сдавать тесты по твоей дисциплине?

Важно понимать, как устроен тест. Каждый ответ надо читать независимо от других. Не нужно иметь в голове какой-то правильный ответ и потом пытаться галочками под него подстроиться.

Например, в вопросе картинка и написано: «Что сделать, чтобы улучшить интерфейс?» А в ответах разные изменения. Нужно подумать, улучшится ли интерфейс от одного изменения, независимо от того, какие ещё есть варианты. Если улучшится, ставишь галочку.

В тесте к теме иконок был вопрос про коробочки и стрелочки. Как понять, что нужно убрать?

Если повторяющийся элемент на всех иконках (не важно, что это: стрелка, рамка, кружочек) — убрать, то иконки с точки зрения их узнаваемости и тех аспектов, о которых я говорил в лекции, будут лучше. В них быстрее можно будет что-то находить. Значит это правильно.

То, что их вообще можно перерисовать или подписать кнопки словами — тоже правда, но это неважно. Ты смотришь только на конкретный пункт и пытаешься понять, становится лучше в результате этого конкретного действия или не становится.

Что посоветуешь ребятам, которые дойдут до диплома и будут работать с тобой как с арт-директором?

Сделать интересный проект и не стесняться тормошить меня каждый день.

Есть студенты, которые почему-то думают, что их задача — обеспечить комфорт преподавателю. Они десять раз извинятся перед тем как прийти, спросят, в какое время удобнее спросить. «Ой, а ничего, что я опять спрашиваю? Когда написать, чтобы ты ответил?». Эта вся хрень не про полезное действие.

Обеспечение комфорта преподавателя не входит в обязанности студента

В обязанности студента входит сделать дипломный проект, а преподаватель — это инструмент. Студент должен абсолютно безжалостно этот инструмент эксплуатировать, как строитель сверлит дрелью: он старается её не сломать, но чувства дрели его не волнуют.

Такое же отношение должно быть к арт-директору в дипломном проекте. Надо завалить его вопросами, достать из-под земли, позвонить, ночью позвонить, если нужно. Проект должен быть сделан.

Ты живёшь в Челябинске. Я прилетаю на один день в твой город. Назови пять мест, куда мне нужно успеть сходить.

Я не из тех людей, кто будет защищать родной город и спрашивать: «Ну, как вам Челябинск?» Это обычный город, в котором более или менее нечего делать. Я могу назвать несколько мест, где нормальный кофе, и несколько мест, где можно нормально пообедать. Но это не то, ради чего стоит лететь в Челябинск.

А ради чего стоит туда лететь?

Ни ради чего не стоит.

Тут очень много озёр, летом можно хорошо провести время. Зимой можно покататься на сноуборде: полтора часа на машине — и ты на горе. Можно каждые выходные ездить кататься.

Но это для тех, кто уже тут живет. Специально для этого прилететь странно, есть куда более интересные места.

Продолжение следует.