Редактор агентства «Сделаем» рассказал, что делать, если эксперт пропал перед согласованием, как перебороть страх первого интервью, как быть, если запись разговора не сохранилась, и какие ошибки совершают начинающие авторы.
Чем ты занимаешься в «Сделаем»?
Я полностью отвечаю за контрактную составляющую и текст, который мы отдаём клиенту. Принимаю задачу, продумываю план работы и отдаю ТЗ авторам. В агентстве я работаю с разными форматами: от баннеров до лонгридов и курсов.
Как в «Сделаем» проходит работа с экспертами?
Агентство общается с экспертами в рамках проектов. Эксперт помогает писать статьи, вести соцсети и поддерживать блог.
Например, к нам приходит компания, которая хочет создать корпоративный блог. У компании много специалистов в разных сферах. Из них мы выбираем экспертов для статей.
Через интервью мы узнаём о продукте клиента с разных сторон. Например, мы можем взять интервью у разработчика, продажника и в конце у потребителя. Из ответов людей собирается фактура для материалов. Как правило, одна статья — один эксперт, но иногда мы разговариваем с несколькими людьми.
Как вы ищете экспертов?
Чаще всего клиенты приходят со своими экспертами. Но бывает так, что у компании экспертов нет. Тогда найти специалиста помогают авторы, редакторы и главред «Сделаем».
Каждый человек в команде сохраняет контакт эксперта после интервью — вдруг пригодится. Так получается база экспертов, к которой мы периодически прибегаем.
Иногда один эксперт даёт интервью для разных статей по одной теме. Если человек не «привязан» к конкретной компании, его можно подключить к разным проектам.
Как найти эксперта, если у автора нет базы и опыта?
Поищите в соцсетях или позвоните знакомым.
Расскажу историю. Мы писали статью «Шкаф-купе своими руками» для строительной компании. Понадобились эксперты. Я позвонил человеку, который делал шкаф в моей квартире. Я знал, как он работает, поэтому не сомневался в его компетентности. Он согласился дать интервью, хотя раньше этого не делал.
Один раз нашли эксперта на Ютубе. Он рассказывал о каркасных домах, а мы писали статью на эту тему. Связались с ним — он согласился. Потом несколько раз брали у него интервью и получали мощные статьи.
Если эксперт хочет рассказать о себе, то согласится на любую авантюру. Особенно если статью опубликуют в авторитетном издании. Опыт автора будет волновать его в последнюю очередь.
Если эксперт хочет рассказать о себе, то согласится на любую авантюру
В материале для авторов агентство пишет: «К интервью нужно тщательно готовиться». Но что делать, если для подготовки мало времени?
Лучше начать подготовку как можно раньше. Но бывает так, что тема узконаправленная, и быстро разобраться в ней невозможно, даже если проштудировать несколько учебников. Тогда можно начать с простых вопросов, а потом постепенно углубиться в тему.
Например, автор плохо разбирается в экономике, но ему надо поговорить с экспертом об инвестициях. Разговор можно начать с чего-то элементарного: «Во что можно инвестировать?» Например, эксперт отвечает: «В акции и облигации» — тогда можно спросить, что это такое и чем они отличаются. Постепенно автор входит в тему, собирает фактуру и разбирается в вопросе — и уже в конце интервью спрашивает что-то вроде «Как хеджироваться опционами?»
Как справиться со страхом первых интервью?
Все люди переживают. Эксперт тоже нервничает, потому что боится сказать что-то не то.
В начале интервью говорим, что думаем. Например: «Здравствуйте! Спасибо, что согласились на интервью. Честно сказать, я полный ноль в инвестициях. Простите, если некоторые вопросы покажутся вам глупыми». Эксперт отнесётся с пониманием и не будет грузить сложной информацией. Диалог получится позитивным и продуктивным.
Назови распространённые ошибки в интервью и расскажи, как их исправить.
❌ Задавать вопросы с лёту. В начале нужен small talk — спросите о настроении или погоде. Расскажите, что пролили кофе или попали под дождь. Это создаст непринуждённую дружескую атмосферу.
Нет | Да |
---|---|
«Привет! Мой первый вопрос. Как вы считаете…» | «Привет! Меня слышно? Как настроение?» |
«Сразу к делу» | «Видели новость про… Что думаете?» |
«Начнём без прелюдий. Расскажите, что у вас за идея» | «Читаю ваш блог. Последний пост — мощь!» |
Нет | Да |
---|---|
— Тут конкуренты занервничали. Тогда мы решили их добить. — Это всё интересно, но у меня ещё осталось три вопроса. Все отвлечения предлагаю обсудить в конце. |
— И тут конкуренты занервничали. Тогда мы решили их добить. — Ого, расскажите, что вы придумали! |
Нет | Да |
---|---|
Молчать | «Ага, понял» |
Молчать | «Забавно получилось!» |
Молчать | «А можете привести пример?» |
Нет | Да |
---|---|
— Чтобы разбогатеть, нужно инвестировать в акции? — Да. — Следующий вопрос. Сколько бирж есть в России? — Две. — Ага, идём дальше. Сколько нужно инвестировать, чтобы заработать? — Всё зависит от ситуации. Мы скоро закончим? — Да, скоро. Последний вопрос. Сколько акций может выпустить компания? — Много. |
— Чтобы разбогатеть, нужно инвестировать в акции? — Да. — Неужели есть только акции? — Не только. — Может, есть какие-то другие инструменты? — Ну, есть парочка. — Какие, например? — Есть облигации и фонды. — Получается, что есть акции, облигации и фонды. Чем отличается одно от другого? — Простыми словами облигации — это займ компании у инвестора. Часто облигации покупают для… |