Сергей Чипсанов. Главное — не ссать

Сергей Чипсанов Главное — не ссать

Редактор агентства «Сделаем» рассказал, что делать, если эксперт пропал перед согласованием, как перебороть страх первого интервью, как быть, если запись разговора не сохранилась, и какие ошибки совершают начинающие авторы.

Чем ты занимаешься в «Сделаем»?

Я полностью отвечаю за контрактную составляющую и текст, который мы отдаём клиенту. Принимаю задачу, продумываю план работы и отдаю ТЗ авторам. В агентстве я работаю с разными форматами: от баннеров до лонгридов и курсов.

Как в «Сделаем» проходит работа с экспертами?

Агентство общается с экспертами в рамках проектов. Эксперт помогает писать статьи, вести соцсети и поддерживать блог.
Например, к нам приходит компания, которая хочет создать корпоративный блог. У компании много специалистов в разных сферах. Из них мы выбираем экспертов для статей.

Через интервью мы узнаём о продукте клиента с разных сторон. Например, мы можем взять интервью у разработчика, продажника и в конце у потребителя. Из ответов людей собирается фактура для материалов. Как правило, одна статья — один эксперт, но иногда мы разговариваем с несколькими людьми.

Часто клиенты приходят с готовым решением. Им кажется, что идея создать новый «Тинькофф-журнал» проста и оригинальна

Как вы ищете экспертов?

Чаще всего клиенты приходят со своими экспертами. Но бывает так, что у компании экспертов нет. Тогда найти специалиста помогают авторы, редакторы и главред «Сделаем».

Каждый человек в команде сохраняет контакт эксперта после интервью — вдруг пригодится. Так получается база экспертов, к которой мы периодически прибегаем.

Иногда один эксперт даёт интервью для разных статей по одной теме. Если человек не «привязан» к конкретной компании, его можно подключить к разным проектам.

Как найти эксперта, если у автора нет базы и опыта?

Поищите в соцсетях или позвоните знакомым.

Расскажу историю. Мы писали статью «Шкаф-купе своими руками» для строительной компании. Понадобились эксперты. Я позвонил человеку, который делал шкаф в моей квартире. Я знал, как он работает, поэтому не сомневался в его компетентности. Он согласился дать интервью, хотя раньше этого не делал.

Один раз нашли эксперта на Ютубе. Он рассказывал о каркасных домах, а мы писали статью на эту тему. Связались с ним — он согласился. Потом несколько раз брали у него интервью и получали мощные статьи.

Если эксперт хочет рассказать о себе, то согласится на любую авантюру. Особенно если статью опубликуют в авторитетном издании. Опыт автора будет волновать его в последнюю очередь.

Если эксперт хочет рассказать о себе, то согласится на любую авантюру

В материале для авторов агентство пишет: «К интервью нужно тщательно готовиться». Но что делать, если для подготовки мало времени?

Лучше начать подготовку как можно раньше. Но бывает так, что тема узконаправленная, и быстро разобраться в ней невозможно, даже если проштудировать несколько учебников. Тогда можно начать с простых вопросов, а потом постепенно углубиться в тему.

Например, автор плохо разбирается в экономике, но ему надо поговорить с экспертом об инвестициях. Разговор можно начать с чего-то элементарного: «Во что можно инвестировать?» Например, эксперт отвечает: «В акции и облигации» — тогда можно спросить, что это такое и чем они отличаются. Постепенно автор входит в тему, собирает фактуру и разбирается в вопросе — и уже в конце интервью спрашивает что-то вроде «Как хеджироваться опционами?»

Как справиться со страхом первых интервью?

Все люди переживают. Эксперт тоже нервничает, потому что боится сказать что-то не то.

В начале интервью говорим, что думаем. Например: «Здравствуйте! Спасибо, что согласились на интервью. Честно сказать, я полный ноль в инвестициях. Простите, если некоторые вопросы покажутся вам глупыми». Эксперт отнесётся с пониманием и не будет грузить сложной информацией. Диалог получится позитивным и продуктивным.

Назови распространённые ошибки в интервью и расскажи, как их исправить.

❌ Задавать вопросы с лёту. В начале нужен small talk — спросите о настроении или погоде. Расскажите, что пролили кофе или попали под дождь. Это создаст непринуждённую дружескую атмосферу.

Нет Да
«Привет! Мой первый вопрос. Как вы считаете…» «Привет! Меня слышно? Как настроение?»
«Сразу к делу» «Видели новость про… Что думаете?»
«Начнём без прелюдий. Расскажите, что у вас за идея» «Читаю ваш блог. Последний пост — мощь!»

❌ Читать вопросы по списку. Не нужно превращать интервью в блиц. Развивайте ответы эксперта: задавайте вопросы, которые созрели во время общения. Пропускайте темы, которые уже обсудили.

Нет Да
— Тут конкуренты занервничали. Тогда мы решили их добить.
— Это всё интересно, но у меня ещё осталось три вопроса. Все отвлечения предлагаю обсудить в конце.
— И тут конкуренты занервничали. Тогда мы решили их добить.
— Ого, расскажите, что вы придумали!

❌ Молчать. Нужно кивать головой или агакать. Человек поймёт, что вы включены в разговор и внимательно его слушаете. Иногда можно вежливо перебить и пересказать мысль эксперта своими словами. Так он убедится, что вы его понимаете.

Нет Да
Молчать «Ага, понял»
Молчать «Забавно получилось!»
Молчать «А можете привести пример?»

На предварительном звонке ты сказал, что хочешь затронуть «проблему контекста». Что ты имел в виду?

Сложно сформулировать в одном предложении, поэтому объясню на примере.

Мы проводили интервью с заказчиком и исполнителем, чтобы написать кейс. Мнения сторон разделились: исполнитель гордился работой, а заказчику она не понравилась. В общении чувствовалось напряжение. Когда автор сказал «потрясающие результаты», разговор внезапно обострился.

После этого между исполнителем и заказчиком появился негатив, они начали спорить. Я вклинился и перевёл разговор на что-то общее, на совместные цели. Мы нашли точки соприкосновения и продолжили интервью.

В разговоре надо учитывать контекст: какие отношения между собеседниками, какая была предыстория. Если интервью пошло не по плану, то важно не растеряться. Нужно вывести разговор в продуктивное русло и попытаться найти общие цели. Например, можно задать вопросы, которые не требуют субъективного мнения сторон. В такой ситуации нужно быть гибким и строить общение в соответствии с новыми данными.

Нужно быть гибким и строить общение в соответствии с новыми данными

Прошло пятнадцать минут, а вопросы закончились. Как этого избежать?

Придумать запасные вопросы. А лучше — задавать дополнительные, которые возникают в процессе общения.

Эксперт говорит, что сильно торопится. Как действовать?

Лучше перенести интервью на другое время. Если такой возможности нет, то быстро задать важные вопросы и получить ответы. В такой ситуации главную роль играет гибкость автора.

Как влияет фон и внешний вид на ход интервью?

Естественно, не хочется общаться с человеком, у которого кетчуп на бороде. Нужен опрятный внешний вид.

Но мне кажется, что внешний вид влияет в последнюю очередь. У нас многие авторы работают из дома. Фон у них такой же, как у тебя. Ещё никто не жаловался.

Автор: «Так меня видел Сергей. Кажется, камеру нужно поставить выше и прикрыть шторы. Кетчуп пришлось вытереть, а бороду — сбрить»

Как разговорить эксперта, если он отвечает кратко?

Задавайте больше дополнительных и меньше закрытых вопросов. Попытайтесь пересказать то, что поняли из ответов. Эксперт может заметить неточность в пересказе и разговориться. Так он подробнее раскроет вопрос.

Дополнительные вопросы дают глубину в интервью. Эксперт начинает отвечать развёрнуто и даёт больше информации.

Если построить интересный диалог и создать дружелюбную атмосферу, то человек сам попытается разговориться. Он не захочет выглядеть каменным, поэтому постарается приводить примеры и рассказывать истории.

Автор слева задаёт закрытые вопросы и слепо идёт по списку. Автор справа «цепляется» за ответы эксперта.

Нет Да
— Чтобы разбогатеть, нужно инвестировать в акции?
— Да.
— Следующий вопрос. Сколько бирж есть в России?
— Две.
— Ага, идём дальше. Сколько нужно инвестировать, чтобы заработать?
— Всё зависит от ситуации. Мы скоро закончим?
— Да, скоро. Последний вопрос. Сколько акций может выпустить компания?
— Много.
— Чтобы разбогатеть, нужно инвестировать в акции?
— Да.
— Неужели есть только акции?
— Не только.
— Может, есть какие-то другие инструменты?
— Ну, есть парочка.
— Какие, например?
— Есть облигации и фонды.
— Получается, что есть акции, облигации и фонды. Чем отличается одно от другого?
— Простыми словами облигации — это займ компании у инвестора. Часто облигации покупают для…

Что делать, если запись не сохранилась?

Запишите всё, что помните.

Однажды у меня слетел двухчасовой разговор.
Мы провели интервью с директором и руководителем крупной компании. Общение длилось два часа. Разговор строился прекрасно, и мы с автором получили много классных историй. Но в конце интервью я понял, что не включил запись.

После встречи я наговорил на камеру всё, о чём мы общались. Получился получасовой ролик, где я рассказал то, что посчитал важным. Кажется, видео вышло даже лучше интервью, потому что я отжал воду. В итоге об этом никто не узнал, а статья получилась бомбическая.

Как действовать, если эксперт не согласовывает статью?

Узнайте, что конкретно не нравится эксперту. Попробуйте пересмотреть структуру. Если эксперт слишком долго не согласовывает — найдите нового.

Важно понимать, если эксперт недоволен, это вина автора или редакции.
Мы писали интервью про атомную энергетику для научного журнала. Общались с профессором университета. Он дал много теории — с ходу не разберёшься. Мы отправили черновик, который он согласовывал две недели.

Эксперт переписал всё своим языком, а мы снова переделали и отправили. Он снова оставил правки, потому что «всё не так». Мы перелопатили структуру, заменили автора и снова отправили материал. В итоге эксперт согласовал материал. Не знаю, либо он устал, либо действительно остался доволен результатом. Но статью мы писали несколько месяцев.

Мы идём до конца. Если эксперт не собирается продолжать работу, мы найдём нового человека, который даст и согласует интервью.

Если эксперт недоволен, это вина автора или редакции

Эксперт пропал на этапе согласования. Что делать?

Лучше подождать, когда человек выйдет на связь. В противном случае нужно найти нового эксперта и вновь провести интервью.

В нашем агентстве не принято отдавать материал заказчику без согласования эксперта. Мы отрабатываем комментарии до тех пор, пока эксперт не скажет финальное «ок». Потом прикладываем скрин переписки с подтверждением заказчику и сдаём материал.

Мы дорожим экспертами, поэтому без согласования не вышло ни одной статьи.

Что делать, если интервью получилось неинформативным?

Договориться на ещё одно интервью или задать вопросы письменно.
Брать дополнительное интервью нехорошо. Появляется впечатление некомпетентности. Если задаёте дополнительные вопросы, то для начала объясните, почему не задали их при общении. Вопросы после интервью не должны быть навязчивыми, эксперт не обязан на них отвечать.

Что нужно для идеального интервью?

Хорошее настроение. Если автор попал в ДТП или у него заболел близкий, то общение не получится.

Концентрация. Если человек говорит десять минут, а его никто не слушает, то возникают дурацкие вопросы.

Нормальный интернет. Если связь прерывается, то интервью превратится в переспрашивание человека — это бесит. Ответы будут сухие и короткие.

Качественная подготовка. Если общаетесь с человеком впервые, лучше узнать о нём подробнее. Это поможет составить список вопросов, на которые он ответит без эмоционального напряжения.

Заранее соберите фактуру по открытым источникам. Так собеседник поймёт, что вы разобрались в вопросе и сумеете правильно донести его мысли.

Дай напутствие начинающим интервьюерам.

Главное — не ссать. Все мы люди и все мы чего-то боимся.
Представьте, что общаетесь со старым знакомым. Эта мысль помогает избавиться от страха.

На первые интервью лучше прийти с опытными ребятами и поприсутствовать в роли наблюдателя. Записывайте вопросы, которые появляются, и попытайтесь их задать в конце интервью.

Все мы люди и все мы чего-то боимся