Редакторы и авторы о том, как не стать врагами, кто виноват в плохих текстах и как редактору найти баланс между мягкостью и строгостью.
Автор и редактор работают в паре. У них общая цель, но разные функции. Бывает, что автор видит в редакторе противника, а не союзника, и это усложняет работу. Правки вызывают споры; доработки — злость; разбор ТЗ — стресс. Мы спросили редакторов агентства «Сделаем», блога компании Квик Ресто, сайта Инфратех-ру и одного независимого редактора о том, как работать с исполнителями, чтобы не стать врагами.
Дополнительно мы собрали мнения авторов о том, какие качества редактора делают его профессионалом, с которым приятно работать. В анонимном опросе поучаствовали 16 человек, все старше 25 лет и с опытом в создании текстов не меньше года.
В чём проблема отношений редактор-автор
«Я не могу печатать такую херню!» — это правки моего главреда в бизнес-журнале в 2013 году. Два года спустя в областной газете редактор просто правил текст без обсуждения. В 2018 году меня, нового редактора информационного сайта, предупредили: все наши авторы идиоты.
Мой опыт подтверждают и другие факты. Осенью я видела вакансию редактора в телеграм-канале с требованием «Получать хороший текст даже через боль и слёзы автора». 7 декабря на сайте «Журналист» вышла статья о том, какие ошибки совершают авторы при работе с редактором.
Из этого напрашивается вывод, что автор и редактор работают по иерархической модели «начальник и подчинённый»: редактор — деловой дядя — ставит задачу, закатывает глаза и винит во всём автора, а автор молча выполняет приказы, даже если они абсурдные.
В результате большинство авторов получают клеймо «плохой», за остальными редактор доделывает работу по ночам потому что «ну что от них ждать». Поиск авторов превращается в кошмар. Когда на должности редактора информационного сайта мне пришло 327 откликов на хедхантере, и все отмечены мной как «плохие», я поняла — дело не в авторах, а во мне.
Поговорив с коллегами, я узнала, что так было не только у меня. На первой работе редактор зачастую видит только два пути: «Сейчас покажу, кто тут папочка!» или «Я ещё ничего не умею, буду зайчиком!» Ни то, ни другое не работает.
Какие редакторы бесят авторов
Результаты опроса авторов показали, что больше всего их бесит два типа редакторов: нерешительный трус и звезда.
- Нерешительный трус
- постоянно меняет задачу, сам не знает, чего хочет;
- пропадает, не даёт обратную связь;
- не может внятно объяснить, что хочет;
- не владеет темой.
- Звезда
- возвращает на доработку текст, потому что забыл что-то вписать в ТЗ;
- не объясняет, говорит: «Потому что я так сказал!»;
- целиком переписывает текст вместо того, чтобы дать правки;
- зазнаётся, грубо выражается.
Каких редакторов авторы считают идеальными
В опросе авторы указали характеристики идеального редактора. Среди ответов встречались такие формулировки:
«Не мешает работать; сам исправляет мелкие ошибки и проводит фактчекинг; не придирается к мелочам; ценит время автора; исправляет грамматику и пунктуацию».
Составим из этих утверждений собирательный образ — получится редактор, который не заботится ни о себе, ни о качестве работы — такого выбирают или ленивые авторы, или новички. С ним легко сдавать плохой текст, но невозможно расти. А сильный редактор прокачивает скиллы лучше персонального коуча. Авторы, нацеленные на профессиональный рост, это понимают.
Сильный редактор прокачивает скиллы лучше персонального коуча
- По результатам опроса в топ вышли такие характеристики идеального редактора:
- точно знает, что хочет получить: чётко формулирует задачу и правки;
- предупреждает о редполитике заранее;
- образованный, постоянно развивается и достойно справляется с ролью наставника;
- подтверждает своё мнение фактами, даёт полезные советы;
- ставит реальные сроки;
- корректный и конструктивный.
Что об этом думают редакторы
Редакторы ответили на вопрос: «Как строить работу без страха и ненависти, добиваться результатов и укладываться в дедлайны?»
Алексей Рожков, руководитель агентства «Сделаем»
Работать надо в кайф. Может быть тяжело, могут гореть сроки, но когда появляются боль и слёзы, срывы и стресс — это всегда плохо. Это значит, что редактор не наладил правильные процессы. Потому что именно от него всё зависит. Вы можете как угодно общаться с авторами, что угодно писать в рабочих чатах — лишь бы всем было комфортно. Но это работает до тех пор, пока кто-то не превращается в токсичного, вечно недовольного мудака. Не надо путать манеру общения с плохим воспитанием. Редактор, у которого постоянно все в страхе и слезах — идиот и садист, у которого не хватило ума наладить работу без стресса. Даже если случаются форс-мажоры, куда без них, нормальный человек всегда найдет способ выйти из ситуации без криков. Это признак профи.
Вика Царенкова, редактора блога компании «Квик Ресто»
Главный способ наладить контакт — уважительное и вежливое отношение. Необходимо показывать автору, что вы партнёры, у вас общая задача, а не ты «сверху» и такой важный, а автор «снизу» и от него ничего не зависит. Прислушивайтесь к мнению автора, благодарите, если он заметил нестыковки в правках, хвалите за хорошие идеи. Если ты не согласен с мнением, нужно аргументировать, а не «я так решил, и точка».
Когда редактор присылает фидбек с высокомерной критикой, скупыми комментариями и работа идёт через «боль и слёзы» автора, я это в шутку называю БДСМ-редактурой. Мне такой стиль коммуникации не близок.
Кристина Крецу, независимый редактор
Я никогда не пытаюсь переписать текст за автора — пользы от этого ноль. Автор не понимает, что не так с его материалом, а для тебя это «мартышкин труд». С таким подходом ты и дальше будешь переписывать текст сам.
По моему опыту, достаточно один-два месяца плотной работы и количество правок уменьшится где-то на 70%. Не критикуйте автора, переходя на личности, не оставляйте комментарии в стиле «что это за херня?». Уверена, что человек написал эту «херню» не умышленно. А подобные комментарии люди принимают на свой счёт. Поэтому пишите в нейтральном тоне, через который чувствуется желание помочь, объяснить и научить. Это отнимает больше сил и времени, но это ценится.
Екатерина Корнилова, редактор агентства «Сделаем»
Главное в задаче — чтобы все понимали её цель и условия. Когда в этом разберёшься, то странные на первый взгляд вещи становятся очевидными. Редактор в пятый раз просит поправить заголовок не потому что мудак, а потому что хочет, чтобы статью открыло как можно больше людей. Автор спорит в комментариях, потому что детально разобрался в фактуре и заметил неочевидные факты.
Когда вы ждёте друг от друга подвоха — это не сотрудничество. Результат будет вымученным, сроки прогорят, заказчик останется недоволен. Вы потратили силы впустую, а могли бы праздновать крутой проект.
Лиза Кабанова, редактор агентства «Сделаем»
Сама по себе строгость — не инструмент. Главное придерживаться правил: редполитики, ТЗ, организационных договорённостей. Вот в чём нужна строгость. Если автор не соблюдает условий — не сотрудничайте с ним. Если чего-то не понимает — объясните.
Один из авторов в опросе написал, что идеальный редактор — это тот, который знает что и когда он хочет получить, внятно формулирует ТЗ, сразу предупреждает о стандартах и ставит чёткие дедлайны. Я с этим согласна.
Артём Тюрин, редактор «Инфратех»
Обговорите условия работы «на берегу». Чем больше инфы заранее получит исполнитель и чем лучше сформулировано ТЗ — тем больше шансов нормально сработаться.
Предупредите о правках. Я не враг, но фигню на публикацию не пущу. Готов помочь автору сделать хороший контент.
Как только пришли на должность, начинайте создавать или дорабатывать редполитику. Попалась типовая ошибка — сразу её в редполитику. Для редактора это экономия времени на одинаковых вопросах, а автору легче сдать текст.
Самое большое фиаско — обсуждать правки голосом в звонке или аудиосообщениях. Однажды я потратил на это два часа, а автор всё заигнорил и принял к сведению только письменные комментарии.
Главный способ наладить контакт — уважительное и вежливое отношение
Как работать с авторами: советы начинающим редакторам
- Надо:
- Составлять подробную редполитику и гайды, актуализировать и дополнять. Показывать их автору до того, как он приступил к задаче.
- Давать подробные комментарии, обсуждать задачу, слушать вопросы и идеи автора.
- Отмечать успехи — так человек понимает, в каком направлении двигаться, и чувствует, что его работу ценят.
- Проверять текст не перед дедлайном, а через равные промежутки: на начальном этапе и на полпути. Держите всё под контролем.
- Ставить дедлайн с запасом, чтобы осталось время на правки.
- Не надо:
- Переходить на личности и самоутверждаться за счёт авторов. Плохой текст — ответственность редактора: не объяснил задачу и цель, не убедился, что тебя поняли, не обсудил условия и требования.
- Давать полную свободу и доверять на 100%, даже постоянным исполнителям, от которых косяков не ждёшь.
- Идти на уступки в сроках и качестве. Нерешительность и мягкость — черты редактора, на которого наплевать.
- Думать, что твой автор дурак, и ты знаешь лучше. Если это действительно так, то дурак здесь тот, кто дал ему эту работу.