Основатели онлайн-библиотеки современных рассказов «Прочитано» о том, как создавали проект, как будут развивать его и как отбирают литературных редакторов в команду.
Расскажите о себе
Анастасия. Меня зовут Анастасия Тарасова. По основному образованию я архитектор, ещё у меня есть дипломы руководителя проектов и менеджера по рекламе и пиару. В проект меня привела любовь к чтению и литературе. Чтение было со мной всю жизнь, с детства: в нашей семье все всегда читали, а мама ещё и писала. «Прочитано» — логичное продолжение нашей жизненной истории в литературе и чтении.
Александр. Меня зовут Александр Иванов, я брат Анастасии: когда она говорит о семье, это и про меня тоже. Я противоположность Насте: у меня нет высшего образования — я бросил два института. Всю жизнь был программистом, всегда что-то писал: песни, сценарии, рассказы. Люблю мыслить и жить свободно, вне рамок и устоев. Раньше читал много, но уже лет 7 не читаю вообще. Это тоже повлияло на появление проекта.
За что вы отвечаете в «Прочитано»?
Анастасия. Я отвечаю за организацию всех процессов, Саша — за всё, что касается сайта и систем. Если говорить о формальных определениях, хотя мы не сторонники такого подхода, он глава ИТ-департамента, я директор или генеральный менеджер.
Александр. Настя в проекте отвечает за серьёзную часть, я — за несерьёзную.
О чём проект и для кого он?
Анастасия. «Прочитано» — онлайн-библиотека современных рассказов на русском языке. Проект для всех, кто читает и кто пока не читает, для всех, кто пишет и кто мечтает писать на русском языке. Русский язык — клей проекта.
Как возникла идея?
Александр. 7 лет назад я написал несколько рассказов и захотел их куда-то пристроить. Можно было послать рассказы в литературные газеты, можно было выложить на сайты,
Год назад захотелось открыть ламповую литературную кафешку, где можно было бы читать рассказы новых авторов. Я придумал, что было бы прикольно размещать кьюар-код на стаканчике для кофе с собой. Кьюар-код ведёт на рассказ в приложении или на сайте: взял кофе и в метро почитал. Потом мы с Настей обсудили, что необязательно кафе открывать: можно просто сделать сайт с рассказами и кьар-коды, а с кафешками договариваться.
Сейчас непросто и читателям, и писателям. С одной стороны, в современном ритме жизни читать сложно, а тем более читать что-то крупное. Поэтому формат коротких рассказов может быть входом в литературу для тех, кто не читает. С другой стороны, современные писатели, которые пишут малую форму: им некуда с ней идти, нет места, где их действительно будут читать. Две идеи совместились, и мы поняли, что это прикольно.
Формат коротких рассказов может быть входом в литературу для тех,
кто не читает
Сколько времени ушло на разработку проекта?
Анастасия. Первый чат «Прочитано» с группой людей, которые сейчас составляют костяк проекта, создан 16 июля 2022 года. Мы кинули клич среди друзей, знакомых, создали группу и погнали. Можно назвать эту дату днём рождения «Прочитано» — именно тогда мы начали думать над названием. А 6 марта 2023 года онлайн-библиотека открыла двери для первых читателей.
Кто придумал название?
Анастасия. Название придумала Галина Преснякова, наш операционный редактор. Галя — моя правая и левая рука: общается с авторами, готовит посты в соцсети, читает рассказы, рисует обложки к рассказам.
Кто ещё в команде «Прочитано»?
Анастасия. Часть коллектива — друзья и знакомые: Галя Преснякова, младший редактор Варвара Тарасова, Луиза Могучая, которая отвечает за визуал.
Сердце и душа «Прочитано» — литературные редакторы: Виктория Саунина, Евгений Сологуб и Дарья Сологуб. Они работают с авторами: каждый текст проходит через них. Если текст прекрасный и чистый — они просто согласовывают публикацию с автором, если требуются элементы апдейта — редактируют текст и потом согласовывают.
Важная часть команды — моя кошка Клеопатра, наш талисман, ни один рассказ без неё не читается.
По каким критериям отбирали редакторов в команду?
Анастасия. Грамотность, адекватность и приятные человеческие качества. Помимо этого, основной критерий поиска — широта литературных взглядов и вкусов.
Все редакторы выполняют тестовое задание, мы даём два рассказа: один классический, другой — пожёстче. Задача — дать редакторскую оценку, стоит публиковать рассказ или нет, и сделать редакторскую правку. Мы смотрим на то, как человек реагирует на жёсткость рассказов, как формулирует свои мысли и позицию относительно того, что можно публиковать, а что — нельзя.
Наша задача, чтобы редактор, когда работает с текстом автора, не заглушал его голос и язык. Мы ищем деликатных редакторов с широкими литературными взглядами, которые открыты к тому, что редактируют, и хотят выпускать качественную литературу.
Вы смотрите на образование при поиске редакторов?
Александр. Я даже не знаю, где учат редакторов. Но опыт работы с автором и с текстом должен быть.
Анастасия. Формально образование нам абсолютно не важно, но редакторский опыт нужен. Редактор — это лицо «Прочитано» перед авторами. Нам нужны самостоятельные люди, за которыми мы не будем проверять каждое письмо и рассказ.
Сколько рассказов в день вычитывает редактор?
Александр. Здесь нет понятия «количество», есть понятие «количество и качество». Редакторы работают с разным исходным материалом. У нас много рассказов, которые пишут люди не очень опытные. В рассказе есть жизнь, изюминка, искра, но с ним стоит побольше поработать. А есть рассказы, в которых только два слова нужно поправить.
Анастасия. Редакторы работают не только с текстами, они работают с авторами. Некоторые легко принимают правки, а некоторые вступают в долгие дискуссии, поэтому процесс затягивается. Живой материал со всех точек зрения, поэтому в данном случае гармонию алгеброй измерить не очень просто.
Как организована командная работа?
Анастасия. Мы работаем полностью удалённо. Наш принцип — работать не с ближними, а с лучшими. Есть функция, а откуда она выполняется — какая разница. Трекера задач нет, потому что сейчас есть ощущение, что формальным подходом мы убьём творческую жилку. «Работа не по часам, а головой» — наш девиз.
Если говорить о системах, у нас есть несколько внутренних порталов, где мы читаем рассказы, реагируем, раскладываем по полочкам.
В телеграм-канале вы писали, что у вас неформатная команда. Почему?
Анастасия. Неформатность наша в том числе в вопросе, кто мы. Мы издательство? Да, мы издательство: мы ищем новые имена, мы редактируем тексты, оформляем их и дарим миру. Мы библиотека? Да, библиотека: любой человек из любой точки мира может бесплатно прийти к нам почитать. Для нас даже термина нет.
Какие сложности в проекте возникали и возникают?
Анастасия. У меня нет в жизни сложностей, есть задачи, которые нужно решать. Это вопрос отношения: если сложности воспринимаешь как задачи, сразу вырисовывается путь к решению.
Если говорить в этой терминологии, сложно было всё: когда идёшь по непроторенной дорожке, нет инструкции, нет правильных ответов. Ты что-то делаешь впервые, отвечаешь на вопросы, на которые раньше не отвечал: «Как собирать рассказы?», «Как вычитывать?», «Какие принимать?», «Как говорить авторам „да“ или „нет“?», «Что потом делать с рассказами?». Ответить на эти вопросы и выстроить логистику, которая сейчас работает, было основной сложностью.
Ещё мы не ожидали такого объёма откликов. Когда дали рекламу в нескольких литературных пабликах, не знали, сколько рассказов пришлют. Поток оказался просто невероятным — мы поняли, что организовывать работающую структуру и делать сайт нужно куда быстрее,
Александр. Самая большая проблема сейчас — заснуть ночью. После того как мы запустились, началась бешеная генерация идей. Мы с Настей иногда сидим до шести утра: обсуждаем новые фишки, куда двигаться, что делать.
Мы — те счастливые люди, у которых хобби и работа — одно и то же
Как выделяете время на семью?
Анастасия. Дети скажут, что мама вечно работает. Плюс в том, что я работаю из дома: дети могут ко мне подойти, задать вопрос, обсудить что-то, просто поговорить. Огромное подспорье — помощники, которые занимаются бытом.
Мы — те счастливые люди, у которых хобби и работа — одно и то же. К счастью, наши спутники жизни такие же ненормальные. Хочу отдельно поблагодарить мужа и детей за их поддержку, без неё ничего бы не было.
Александр. Уже 15 лет я живу в работе круглосуточно, потому что она мне нравится.
Параллельно есть жизнь, где мы куда-то ходим, развлекаемся. За эти годы всё гармонично переплелось и мирно сосуществует.
Как стать автором в «Прочитано»?
Анастасия. Это просто — нужно написать рассказ объёмом до семи тысяч знаков с пробелами и прислать через специальную форму на сайте. Нам не важен ни литературный опыт автора, ни его награды, ни предыдущие публикации — важно только то, как он обращается со словом, формой и смыслом.
Как происходит процесс отбора рассказов?
Анастасия. Есть система, в которую падают все присланные рассказы, есть несколько человек, которые занимаются первичной вычиткой. Если рассказ однозначно «да», он идёт в редактуру. Если по рассказу возникают вопросы, он передаётся в так называемый широкий круг «Прочитано». Потом большинством голосов мы решаем, берём или не берём рассказ.
Кто входит в широкий круг «Прочитано»?
Анастасия. Широкий круг состоит из редакторов и фокус-группы. Фокус-группа — наши друзья, знакомые, которые вызвались нам помочь. Все они с разным читательским опытом, разного возраста, разных профессий, разной географии.
«Прочитано» — это проект не только про писателей, но и про читателей. Одна из наших целей — сделать чтение привычкой у максимального количества людей, в том числе не читающих. Нам было важно в фокус-группу включить тех, кто вообще не читает, и посмотреть, какие рассказы могут их зацепить. Человек прочитал один рассказ: «Классно, понял, хочу второй». Вот так, шаг за шагом, выработать эту привычку — мы хотим вернуть моду на чтение.
Какая часть присланных рассказов идёт в публикацию?
Анастасия. Примерно половина. Мы играем в команде авторов: всегда ищем внутри себя причину взять рассказ. Поэтому вычитка занимает немало времени: мы не даём ответ за два дня, хотим принять качественное решение. Наша задача — дать максимально большому количеству авторов площадку для высказывания.
Мы играем в команде авторов:
всегда ищем внутри себя причину взять рассказ
Бывали ли конфликты с авторами?
Анастасия. Был всего один случай резкого общения среди уже четырёхсот авторов. Оказалось, что сообщество писателей — позитивное, открытое и доброе: в нашем писательском телеграм-канале царит любовь и взаимопонимание.
Александр. Мы надеемся, что сохраним эту тёплую атмосферу, и когда участников станет значительно больше.
Кто занимается визуальной частью в проекте?
Анастасия. Первые драфты дизайна сайта и логотипы делала замечательная Светлана Титова — гениальный дизайнер, с которой мы давно сотрудничаем. Автор прекрасных коллажей в ВК и Телеграме — Луиза Могучая, суперталантливый человек.
Дизайну мы уделяем огромное значение, потому что сами из визуальной сферы. Если мы хотим, чтобы проект был популярен, на него должно быть приятно смотреть.
Кто делает обложки к рассказам?
Анастасия. Мы решили делать обложку к каждому рассказу — поняли, что без обложек ничего хорошего не получится, будет недружелюбно. Создаёт обложки вся команда с помощью искусственного интеллекта. Спасибо Луизе, которая это придумала. Бывают случаи, когда наши дизайнеры дорабатывают картинки вручную.
Александр. Создание обложки может занимать до нескольких часов. Иногда что-то суперское выстреливает сразу, а над чем-то нужно работать долго.
Анастасия. Создание обложки — большая работа: читаешь рассказ, закрываешь глаза, представляешь себе образ, потом начинаешь танцы с искусственным интеллектом. Обложка должна отражать дух рассказа: если рассказ грустный — что-то легкомысленное не подойдёт, как и наоборот.
Сейчас проект некоммерческий: вы задумывались о монетизации?
Анастасия. Я не могу сказать, что мы вообще не планируем монетизацию. Доходная часть важна хотя бы потому, что самоокупаемый проект более стабилен и живуч по сравнению с проектом с внешним финансированием. Важно аккуратно и деликатно подходить к вопросу — «Прочитано» изначально создан не для заработка. Основная наша миссия — сделать хорошую литературу максимально доступной ежедневной привычкой — не совсем вяжется с монетизацией. Одно скажу определённо: библиотека с рассказами всегда будет бесплатна — это же библиотека.
Кто сейчас финансирует проект?
Анастасия. Проект живёт на личные средства любителей литературы, книжных энтузиастов. Они люди непубличные, поэтому без имён.
Какие у вас ближайшие планы?
Александр. Задача номер один — допилить сайт. Я думаю, что к функционалу, который хочу я, придём через полгода. Мы, конечно, на этом не остановимся, будем и дальше над ним работать, добавлять всякие удобные штучки для пользователей.
Анастасия. Помимо сайта, будем развивать соцсети: писательские и читательские. Писательские соцсети мы хотим сделать комфортным местом общения авторов, где можно обсуждать литературу и делиться историями. В читательском Телеграме и ВК будем публиковать рассказы. Здесь наша первая задача — собрать у себя тех, кто читает, чтобы о нас узнали. Потом выйдем в более сложную сферу — на тех, кто не читает.
Наша глобальная идея в том, чтобы человек, у которого
Также мы работаем над поиском партнёров: кафе, рестораны — все места, где у людей есть пять минут на чтение. Мы планируем связываться с компаниями и распространять «Прочитано» через кьюар-коды. У нас достигнуты первые договорённости с ребятами, которые готовы отлаживать взаимодействие и тестить нас в своих кафе и ресторанах.
Мы планируем постоянно развивать проект. Куда это всё приведёт, пока непонятно — посмотрим, очень любопытно. Всё это начиналось немного как фан, сейчас же у нас появилась ответственность перед авторами, которые нам доверились. Проект получается добрый, он пронизан кайфом его создателей, в нём всё по любви.
Когда создаёте что-то новое, делайте так, как считаете нужным, верьте в себя и не слушайте скептиков
Какие советы вы бы дали тем, кто создаёт с нуля свой проект?
Анастасия. Главный совет — границ нет вообще никаких: все границы в голове, можно вообще всё что угодно. Когда вы создаёте что-то новое, делайте так, как считаете нужным, верьте в себя и не слушайте скептиков. Есть люди, которые делают, и есть люди, которые не делают. Будьте теми, кто делает.
Александр. Оцените свои возможности, выберите из всех сумасшедших идей что-то главное и попробуйте это воплотить. Не прыгайте выше головы. Нарисуйте лесенку и поднимайтесь по ступенькам. Смело идите, просто знайте, что у лестницы конца нет: если она вам нравится, по ней можно шагать вечно.