Выпускники школ бюро о подготовке, согласовании и защите дипломных проектов.
Кирилл Кондратьев, руководитель сайта «Хочу бизнес»
Наш проект был для Тинькофф бизнеса, поэтому у нас было два руководителя: внутри команды и из банка. После разговора с арт-директором составляли список замечаний, согласовывали его и отправлялись делать. Заносили всё в приложение Коли Товеровского — «Конспект».
Две недели мы утверждали понимание задачи. Самым сложным этапом была вёрстка. У нас были договорённости с одним верстальщиком, что за деньги он всё сделает. Но он отвалился, и за неделю до дедлайна мы с командой остались с одной свёрстанной страницей из восьми.
Было сложно кого-то найти на небольшой бюджет и срочную задачу. Я подключил знакомого, а наш редактор, Люда Савенко, вспомнила лекции Руста Кулматова и сверстала сама несколько страниц бизнес-планов.
Помните, что ружьё всегда заряжено, не планируйте впритык, арт-директор может пропасть на пару дней. Ваш проект — полностью ваша забота. Если кажется, что вас вот-вот уже допустят и можно расслабиться — нельзя. Расслабьтесь на денёк после заветного допуска и готовьтесь к защите. И не думайте, что арт-директор не заметит пустяка, на который решили забить.
От защиты остались хорошие впечатления. Мы готовились у меня на съёмной квартире недалеко от Коворкафе и прогоняли черновую структуру.
На предзащите всё пошло не по плану. Я жутко волновался, смешные моменты оказались провальными, а Горбунов сразу завалил нас вопросами и советами.
Ночью мы сели менять презентацию и рассказ о нашем дипломе. В итоге получилось значительно лучше и мы защитились, несмотря на кучу вопросов от Артёма и Николая в конце презентации.
Если хотите применить всё, чему учили в бюро, и поработать с преподавателем как с арт-директором — идите на третью ступень. Это даст огромный и полезный опыт.
Анастасия Свирид, дизайнер сайта «Хочу бизнес»
Третья ступень — это жизнь. Она научит находить общий язык с людьми, с которыми, возможно, вам его искать не очень хочется, менять планы на ходу и планировать на несколько шагов вперёд. И разумеется, это шанс использовать все знания, добытые на предыдущих ступенях, и приобрести с десяток новых навыков.
Мы работали в команде, я горжусь нашим проектом. Самой сложной была техническая реализация. Это то, что мы не могли сделать сами и приходилось контролировать разработчиков, которые постоянно сопротивлялись и не хотели делать так, как нарисовано в макете. У нас было мало времени, но мы максимально приблизились к тому, как всё должно было выглядеть.
Советую как можно раньше начинать думать над проектом для третьей ступени и присматриваться к преподавателям, кого бы вы хотели видеть своим арт-директором. Помните о том, что постоянно в вашу работу будет вмешиваться человеческий фактор, поэтому развивайте в себе переговорщика. Но главное — не забывайте отдыхать, стресс изнашивает.
От защиты неоднозначные впечатления. Человеческий фактор вышел на первый план. Казалось, что школа позиционирует себя не как стандартное учебное заведение, но в итоге всё снова свелось к субъективным оценкам и замечаниям. Отсюда совет всем, кто пойдёт на третью ступень: уделите особое внимание работе с замечаниями, даже если вы считаете, что человек глубоко неправ и его комментарии не имеют никакого отношения к проекту. Если в какой-то ситуации вы почувствуете, что на вас нападают, не нападайте в ответ, придумайте, как снять комментарии и уйти от спора.
Не обращайте внимания на оценки. Даже если ваши чувства задеты, путь к защите принесёт вам гораздо больше.
Игорь Вахромеев, дизайнер сайта клуба предпринимателей «Союзники»
Если не видеть смысла идти на третью ступень, то нет смысла идти учиться. Это так же, как получить неполное высшее образование.
Стоит каждый день быть в контакте с арт-директором, постоянно задавать ему вопросы, не пропадать, держать связь. Цель арт-директора — чтобы его подопечные выпустили качественный продукт. Он будет вносить правки до тех пор, пока не будет удовлетворён результатом. У него больше опыта и он видит много косяков, может подсказать с решением. Мы показывали макет каждый день. Если присылать раз в неделю, можно не успеть.
Можно пропустить день, но тогда ты сокращаешь своё же время на замечания, которые обязательно будут. Мы вносили правки в сайт и в день защиты.
Нам сложнее всего было понять и придумать, каким будем сайт. Нужно было сделать сайт о клубе предпринимателей и привлечь новых участников. Требовалось создать впечатление, что в нём состоят эксперты, но рассказывать про участников клуба или называть имена — нельзя.
Дальше были другие проблемы. Оказалось, что взять три интервью у тех, кто получил от участия в клубе пользу, очень трудно: все заняты и в разъездах, инфу собирали по крупицам, никто не мог дать нормальные фотки без заваленного горизонта, в фокусе, без пересветов. А ведь фото ещё должны были совпадать по стилю.
Планировали практически без запаса, это главная ошибка. Хоть нас и учили её не допускать. Зато потом была настоящая защита, не то что в институте.
Елена Тюкалова, редактор демоглавы «Как начать бегать и не бросить»
Каждый должен сам решить, идти на третью ступень или нет. Стоит думать о своём проекте заранее, знакомиться с однокурсниками и собирать команду ещё до третьей ступени, чтобы не терять время.
В нашем проекте самыми сложными были первые несколько недель, когда всё было фигово и на соплях по всем фронтам. Не было ни текста, ни макета лендинга, ни книги, ни иллюстратора. Одни страшные черновики и чувство, что вокруг полная жопа.
Мы постоянно брейнштормили и развивали идеи друг друга. Руководитель проекта Камилла предложила сделать картонный макет Сталлоне на защиту — есть такой мем у бегунов. Я предложила не Сталлоне, а чувака из нашей книжки. Камилла кинула ссылку на макеты без лица для фотографирования, а я предложила воткнуть в окошко её фотку. Вот так во всём.
Дрючили диплом каждый день, кроме одного выходного. Все время в чате и на созвонах. Каждые пару дней отправляли арт-директору какую-то часть работы для оценки: черновики, сырые тексты, варианты иллюстраций. Мы понимали, что это говно, но хотели быстрее получить обратную связь и пилить книгу дальше в нужном направлении.
Оценки и рейтинг — фигня. Нетворкинг — сила.
Екатерина Свешникова, дизайнер сайта «Посети Прибалтику»
Третья ступень изменила меня, так что, конечно, я её очень советую.
Могу сказать только про Школу дизайнеров — там очень мощная прокачка. Получаешь два месяца личного внимания очень крутого артдира, вырастаешь в разы. Кругом адское месиво, и ты думаешь: «Жесть, как же с этим справиться?» А потом берёшь и справляешься. По-моему, в мире вообще мало вещей приятнее, чем это чувство.
Я постоянно фигачила и показывала Илье Бирману макеты пачками, работала каждую свободную минуту. У меня не было проблемы, что надо себя заставлять, проект стал приоритетом. Мне было интереснее делать его, чем гулять по выходным. Если у тебя работа и есть всего несколько свободных часов в день, план уже не нужен — просто делаешь нон-стоп, когда можешь, и всё. Показываешь артдиру, переделываешь, снова показываешь. Главное — не останавливаться.
Когда осталось полторы недели до допуска, пришлось экстренно всё править и верстать. У нас не было утверждённого дизайна и готового макета, чтобы отдать разработчику. Мы утвердили структуру и общий вид макета, но в деталях приходилось практически всё править. Илья говорил, что нужно уже верстать, но наш разработчик просил отдавать утверждённые блоки, к тому же было неясно, что именно поменяется в деталях — это могло сильно повлиять на вёрстку.
Выходили из положения переработками. Верстала моя подруга, я приезжала к ней на выходные и мы вместе делали. У нас было обманчивое впечатление, что наша страница простая, почти без яваскрипта. Думали, что быстро сверстаем, но по факту все блоки были разные, нешаблонные.
Разработчиком была моя подруга, а в день допуска — я сама. Мы совмещали всё это с основной работой. Просить друзей всегда тяжело.
Ещё проект требовал постоянных и срочных правок. Я и за проект волновалась, и перед подругой было неудобно. А до этого на этапе дизайна, текстов и всего остального всё было вообще очень комфортно, с Ильёй Бирманом быстро сработались.
Защита — уже последний рубеж, самое страшное позади, и волнений было не особо много. Волновалась только при объявлении оценок, а так мы хорошо подготовились к презентации и не налажали вроде. Главное впечатление — всё, кончилась учёба, такой хардкор позади. И грустненько от этого.
Не бойтесь, не опускайте руки, идите вперёд. Кайф, который вы получите, дойдя до конца, стоит того, чтобы пройти все трудности.
Анна Чёрная, руководитель и редактор сайта «Посети Прибалтику»
Стоит ли идти на третью ступень, зависит от целей. На третьей ступени можно пополнить портфолио, поработать с командой, понервничать. Больше всего качаются навыки дизайна.
Сложно было утвердить тему, потому что в неё никто не верил. Я связывала это с тем, что в России и Прибалтике разные реальности. В России такой проект, скорее всего, не прошёл бы: слишком много конкурентов. А в Прибалтике не хватает туристических площадок, где за нормальную сумму можно разместить рекламу и она выглядела бы естественно.
У нашего проекта было две цели. Первая — развивать туризм в Прибалтике, вторая — помогать бизнесу, давать хорошую и недорогую рекламную площадку. Возможно, нам не удалось объяснить преподавателям ценность этой темы. Решилось всё банально: до конца отстаивали тему, шли на компромиссы.
Старайтесь брать тему, над которой хочется работать. На третьей ступени и так много сложностей: тратится не только время, но и эмоции. Психологически сложнее, чем на первой и второй ступени, особенно если ты интроверт. Нужно общаться с командой и напрямую с преподавателями, это уже что-то новенькое. В обучении редко бывает, когда так погружаешься в проект. Это не теория или практика на учебных заданиях, а реальный проект. Пусть хотя бы тема будет в радость.
Работу над проектом мы планировали в гугль-таблицах. Критичных ошибок в планировании не было. Флексили без особых потерь. Пришлось в ультраскоростном режиме объездить Прибалтику, чтобы собрать фотоматериал.