Ксюша Иванова. Я не могу забить, если что-то не так

Ксюша Иванова Я не могу забить, если что-то не так

Управляющий шеф-редактор «Бизнес-секретов» о стремительном карьерном росте, качествах крутого руководителя и киллер-фиче Школ бюро.

Чем ты занималась до редактуры?

Продвижением, маркетингом и продажами. На предпоследнем рабочем месте я была менеджером по продажам пластиковых окон. На последнем — продавала B2B-выставки.

Потом выгорела — мне не нравились продажи. Но я продолжала этим заниматься, потому что хорошо платили. Казалось, только в продажах есть деньги. Поэтому я плакала, кололась, но ела этот кактус. Кроме того, я всё ещё не знала, кем хочу стать, когда вырасту.

Как случилась редактура?

Я ушла в декрет, там было скучно, и я начала активно читать. Проглатывала по  100−120 книжек за год: художку, научпоп, книги по саморазвитию. В какой-то момент начала писать впечатления об этих книгах в блог в Инстаграме, пришлось даже завести отдельную «книжную» страничку.

Оказалось, что книгоблогов очень много, это прям отдельный мир — букстаграм. И я тоже захотела стать блогером — научилась фотографировать и обрабатывать фото, делать красивые раскладки книг, писать интересные обзоры, следить за контентными метриками. Интерактивы тоже были: проводила марафоны и совместные чтения, разыгрывала книги и открытки, гадала по книгам.

В итоге блог вырос до 4500 подписчиков. Но не это главное — пока изучала книги по саморазвитию, текстам и блогингу осознала, что хочу зарабатывать на текстах.

Инстаграм Ксюши

Мой книжный блог в Инстаграме. Даже сейчас, когда с Инстой трудности, люди от меня всё равно не отписываются. Наверное, ждут, когда вернусь

Расскажи про свой первый заказ.

Помогло совпадение. Знакомая, которая читала мой блог, написала: «Ищем копирайтера в продюсерский центр. Хочешь попробовать?» Я согласилась. Писала цепочки писем для рассылок, собирала лендинги для онлайн-школ, лид-магниты, статьи.

В итоге сотрудничество сошло на нет. В продюсерском центре отношение к редакторам было не очень хорошим. Маркетологи и менеджеры воспринимали копирайтера как человека, который просто переставляет словечки. Я выполнила несколько тестовых — надеялась, что мне только с компанией не повезло. Но ответов на тестовые не дождалась, ушла из продюсерского центра и максималистски решила завязать с редактурой навсегда.

Чем ты занималась после неудачного опыта в редактуре?

После продюсерского центра я решила обратить свою страсть к саморазвитию в профессию и поступила на курсы психологов. Прошла первый модуль в конце 2020 года. И тут мне приходит ответ от Иры Ильяховой на тестовое, которое я писала месяца полтора назад. Ира похвалила тестовое и позвала меня работать редактором в «Бизнес-секреты».

Я подумала: «Блин, я же больше не редактор. Ну ладно, попробую, буду что-нибудь пописывать, пока учусь на психолога». В итоге учёбу я бросила, а редакторство стало моей новой профессией.

Письмо Ирины Ильяховой

Письмо от Иры. Как оказалось, дороги сошлись

Ирина Ильяхова предложила тебе поработать. Что было дальше?

Сначала я решала небольшие продуктовые задачи и готовилась к аттестации: чтобы перейти на более высокую ставку, нужно разобраться в продуктах банка и понять, как работает бизнес. Ещё писала стори в приложение «Тинькофф» для бизнеса, тексты для хелпов, небольшие статьи. После аттестации стала брать более сложные задачи. Например, не один текст для хелпа, а целый тематический блок, статью на сложную тему или лендинг.

Расскажи в двух словах о «Бизнес-секретах».

«Бизнес-секреты» — бренд-медиа «Тинькофф-бизнеса». Мы рассказываем, как начинать и развивать бизнес в России. Помогаем состоявшимся предпринимателям увидеть зоны роста, а начинающим — открыть или раскачать бизнес.

Мы пишем подробные статьи, инструкции и новости, рассказываем об опыте предпринимателей. Всё это — на платформе «Бизнес-секретов», в Телеграме, в ВК, Дзене, Одноклассниках, Пинтересе.

Как начался твой карьерный рост?

Вмешался фактор везения. У нас поменялась структура внутри редакции. Через полгода моей работы Ира Ильяхова ушла в декрет, внутри команды произошли ротации, и появилось вакантное место шеф-редактора. Главред Настя Волошенко предложила его мне.

У вас же было несколько редакторов. Как думаешь, почему стать шефом предложили именно тебе?

Наверное, дело в качестве материалов, последовательности и предсказуемости. Я выдавала стабильное качество статей. Не было такого, что одна статья гениальная, а другая ужасная. Я просто соблюдала базовую редакторскую гигиену и с интересом подходила к задачам.

Не могу сказать, что писала и пишу идеально. Нет такого, что кто-то читает мою статью и говорит: «Это лучшее, что я когда-либо видел». Скорее, пишу достаточно хорошо. Сделала хорошо — всё, едем дальше.

Я не боюсь сложных тем. Часто редакторы жалуются, что им попалась сложная тема, не хотят писать о ней. А я прям хочу. Мне интересно разобраться. Я была очень жадной до работы — всё хотела попробовать. Грустила, когда не хватало времени на какую-то задачу. Эта жадность не прошла до сих пор: всё давайте, всё интересно!

Сама по себе жадность до работы — ничто. Нужно ещё хорошо работать. В противном случае просто скажут: «Подожди ещё, ты не готова». Видимо, я была готова. Брала задачи, не нарушала сроки, не проваливалась с фактурой, хорошо коммуницировала с заказчиками.

Сама по себе жадность до работы — ничто. Нужно ещё хорошо работать

Сколько времени прошло, прежде чем ты стала управляющим шефом?

Управляющим шефом я стала через полтора года шеф-редакторства. Через два года, если считать с начала работы в «Бизнес-секретах».

Как у тебя выстроен рабочий процесс?

Я сама почти ничего не редактирую. Я управляю процессами. Моя задача — продумать стратегию, соблюсти план выпуска статей и следить за метриками. Для этого я ставлю и согласую задачи с командами, ориентируясь на глобальные цели медиа. Чтобы их достичь, каждому участнику нужно выполнить свою маленькую цель.

Мне повезло: у меня опытная команда. Шеф-редакторы распределяют темы статей между редакторами и помогают довести материалы до публикации в нужном качестве и в срок. Редакторы выбирают темы, общаются с экспертами, пишут и дорабатывают статьи.

От тестового Ирины Ильяховой до должности управляющего шеф-редактора прошло всего два года. В чём твой секрет успеха?

Секрет успеха — в неравнодушности. Я об этом рассказывала в полуторачасовом подкасте. Мне не всё равно, каким будет результат моей работы. Мне не всё равно, сколько будет комментариев к моей статье. Когда я писала для Иры, мне казалось, что не должно быть ни одного замечания. Я внимательно следила и разбиралась, почему главред оставляет мне именно такие комментарии, и старалась учесть это на будущее.

Я не могу забить, если что-то идёт не так. Даже если это не моя зона ответственности, я приду и спрошу: «Ребят, всё тут нормально?» Может, правда нормально. А может, только меня и ждут.

Вторая составляющая неравнодушности — умение не только замечать, что что-то идет не так, но и предлагать решение и браться за его реализацию. Просто неравнодушность сама по себе не работает. Представь, как это выглядит со стороны. Я бы просто ходила и кричала: «Поправьте это, поправьте то!» Трясла бы людей: «Ну, давай что-нибудь сделаем, пожалуйста!»

Какие самые важные навыки тебе пришлось освоить, чтобы стать руководителем?

Пришлось наточить взгляд на задачи с точки зрения метрик, цифр и результата. Мы не просто так выпускаем продукт. Мы делаем это с определённой целью и пользой.

Мне важно разбираться в роли продукта в системе компании, бюджете и смыслах. Разбираться, как то, что мы делаем, поможет бизнесу заработать. Какие у нас глобальные цели, задачи. Как конкретно это действие продвинет нас вперёд. Если никак, закрываем лавочку. Материал может быть хорошим, красивым и весёлым. Но если он не приблизит нас к целям бизнеса, он не нужен. Я называю это целецентричным мышлением. Оно про цели и цифры. Не про то, что мы должны стать «супермедиа-номер-один-ух-побежали!» А про метрики, по которым мы поймём, что стали номером один.

Ксения за обдуманный подход к работе

Переход от мышления контентом к целецентричности

Что ещё нужно хорошему управляющему шеф-редактору?

Умение планировать и организовывать выполнение плана. Умение контролировать и смотреть чуть сверху и вперёд, договариваться с редакторами о качестве и количестве материалов. Допустим, у нас есть план: ежемесячно выпускать 20 статей. Я знаю, что производство статьи в среднем занимает 5−6 недель, а редактор в среднем пишет 4 статьи в месяц. Значит, чтобы в сентябре вышло 20 статей, пять редакторов должны взять их в работу в июле. А по-правильному, нужно раздать дополнительно ещё 7 статей, чтобы был запас на случай форс-мажора, например, если эксперт пропадёт. Чтобы статьи писались быстрее, было меньше итераций и они не застревали, разрабатываю и дорабатываю процессы и редполитику, помогаю редакторам в них «въехать». Главное, чтобы процессы реально помогали и упрощали работу.

Понимание логики того, как тексты должны строиться. Чтобы объяснить человеку, как что-то должно работать, сначала нужно самим разобраться. Если не разобраться, получится не объяснение, а сумбур.

Неравнодушность. Когда невозможно бросить статью или выпустить её на уровне «и так сойдёт». У меня не сойдёт.

Работа с пониманием задачи и аудитории. Чтобы хорошо отредактировать статью, нужно понять, кто наш читатель и с какими проблемами он сталкивается. Если этого не понять, получится некачественный материал непонятно для кого. Для понимания задачи и аудитории авторы у нас пишут заявку на статью.

Ответственность и умение признавать ошибки. Это не про «отмечать только хорошее», но и про понимание, где мы продолбались. Если что-то пошло не так, не надо устраивать разнос, мол, давайте разберёмся, кто тут виноват. Это второстепенное. Важно понять, что именно в процессе пошло не так, как это исправить и как не допустить в будущем.

Умение хвалить команду и людей. Если почти всё в статье сделал автор, а главред хвалит вас, редактора, — ну сообщите вы главреду об этом! К примеру, скажите: «Эту схему придумала Маша. Похвалить нужно её».

Научить писать текст несложно. Сложно научить человека относиться к задаче бережно, ответственно, с пониманием. Я лучше возьму увлечённого новичка с правильным подходом и научу его писать. А не опытного редактора, который кривит лицо от заявки на статью и не учитывает боли аудитории.

Как считаешь, какой ты руководитель?

Неопытный. Бо́льшая часть моей работы — руководство людьми, общение и достижение целей через людей. Мне привычнее управлять процессами — они не могут обидеться.

С людьми иначе. Телега поедет, только если у каждого есть личная заинтересованность. Понятно, что мы все работаем ради денег. Но наличие другой мотивации помогает человеку к чему-то стремиться, быть частью команды, разделять интересы компании и работать на них. Сейчас учусь управлять командой, мотивировать, лучше объяснять задачи и цели, вовлекать и заинтересовывать. Через полгода-год смогу рассказать, что из этого вышло.

Заботливые посты Ксении

Будьте человечными. Человечность бьёт в самое сердечко

Как ты относишься к кандидатам из Школы редакторов?

Школа, конечно, плюс для кандидата. Потому что она даёт как минимум базу работы с заказчиком и текстом. В школе редакторы понимают, что текст — это 20% работы, а 80% — сбор фактуры, структура, согласование, понимание задачи, боли аудитории, заполнение логических дыр.

Если у редактора есть бюрошный бэкграунд, это очень хорошо. Но редактором можно стать по-разному: у нас есть ребята, которые прошли Школу бюро, и те, кто не прошли. Все прекрасно работают.

Текст — не главное

Школа редакторов объясняет, что текст — это мелочи жизни

Почему ты не пошла в Школу редакторов?

Сначала я не поступала в школу, потому что не было денег и редакторского опыта. Было дешевле и безопаснее поучиться в другом месте, поэтому пошла в «Нетологию».

Когда попала в «Тинькофф», поговорила с шефами, которые прошли школу:

— Хочу пойти в Школу редакторов.
— А тебе зачем?
— Ну, типографика, интерфейсы…
— Почитай книжки и советы в бюро, посмотри вебинары.

Финальной точкой в решении не идти в школу стала работа в «Бизнес-секретах». Одна из классных возможностей для учеников школы — получить предложение от реального работодателя на защите диплома, в том числе из редакций «Тинькофф». А я уже  В «Тинькофф» — хакнула систему.

Больше вообще не думала о школе?

Периодически думаю о поступлении. То, чего мне не хватает из-за стремительного скачка в карьере, — комьюнити. Школы — это комьюнити. Вас запоминают преподаватели. Вы начинаете понемногу входить в редакторскую тусовочку: где-то вместе потусили, где-то приходят опытные редакторы, чтобы присмотреть себе сотрудников. Комьюнити — это такая вещь, которая мне кажется важной при удалённой работе. Но не настолько важной, чтобы я нашла достаточное количество часов на учёбу.

Что посоветуешь студентам по учёбе и работе?

Любые курсы нужно проходить, когда ты можешь применить знания. Когда читала книгу Максима Ильяхова «Пиши, сокращай», чтобы сделать о ней отзыв в книжном блоге, поняла: правила из книги для самого блога почти не нужны. Да, мой текст стал немного чище, но бо́льшую часть знаний было просто некуда деть.

Не нужно работать с девяти до шести. Нужно работать на метрику. Если вы движетесь к метрике, и всё хорошо налажено, можно работать мало. Не в часах дело. Дело в результате, который вы приносите заказчику. Когда вы смотрите на проект как партнёр, которому не всё равно, — это совсем другой уровень подхода и смысла.

Смотрите на задачи с точки зрения руководителя бизнеса. Если руководитель поставил какую-то цель, не помешает спросить у него, почему мы делаем именно это. Можно даже спросить про задачи бизнеса в целом, которые не подпадают под ваше личное управление. Вы ведь не можете помочь проекту решить задачи, когда не понимаете цель. А если разобраться, часто бывает так: «Ах, вот для чего! У меня же есть супер-пупер-идея!»

Бонус: как поработать с Ксюшей в «Бизнес-секретах»

Тебе в редакцию сейчас нужны люди?

Да, мы регулярно ищем редакторов на разные задачи — писать статьи, новости или курсы. Например, сейчас сильно ищу шеф-редактора в ИТ-направления и эсэмэмщика в телеграм-канал для бухгалтеров. Ну и в целом веду базу кандидатов — если сейчас ничего не могу предложить, возможно, что-то появится через время. Если хотите поработать в «Бизнес-секретах», пишите мне в телегу.

Как попасть к тебе в «Т—Ж»?

Для начала не путать «Т—Ж» и «Бизнес-секреты». Для меня это красная тряпка.

А какие ещё есть красные тряпки в откликах?

  1. Залететь в переписку на «ты». Мы ещё друг друга не знаем, по душам не говорили, а человек уже тыкает.
  2. Молча кинуть ссылку на резюме или портфолио. Ни «привет», ни «откликаюсь на вакансию», ни «буду тем-то и тем-то полезен». По таким ссылкам я не перехожу.
  3. Написать большое неадекватное письмо не по делу. К примеру: «Откликаюсь на вакансию, потому что очень хочу прокачать своё портфолио, а ещё мне надо денег, потому что у меня дети». И всё это в красках расписать.
  4. Написать небольшое неадекватное письмо не по делу. «Я звёздочка, возьмите меня, пригожуся».
  5. Попросить деньги за тестовое или отказаться его делать.
  6. Безалаберно отнестись к тестовому. Не разобраться в теме, не подумать об аудитории и её болях, написать по-журналистски абстрактно, приправить личной историей. Или просто написать фигню не по теме.

Что сделать, чтобы ты, наоборот, захотела прочитать отклик и посмотреть тестовое?

Написать коротенькое письмо о себе. В нём рассказать об опыте и пользе. Будет классно, если человек скажет, какие задачи редакции сможет взять на себя, с чем справится и почему.

Достаточно хорошо сделать тестовое. Если попросили подготовить заявку к статье, нужно сделать именно это. Даже если пришлют готовую статью, я всё равно буду смотреть именно на «заявочные» детали: понимание аудитории и её задач, структуру и логику.

Если есть аккуратное портфолио, — приложить. Если портфолио похоже на набор из тысячи ссылок, лучше не показывать. В любом случае отклик и тестовое сильно важнее портфолио.

Каким должен быть редактор, чтобы тебя пёрло от работы с ним?

Заинтересованным, любопытным, очень погружённым в тему. Это не должна быть навязанная история, человеку должно быть действительно интересно. Мне очень нравится работать с микрокомандами. Потому что ребята, которые глубоко и с интересом погружаются в тему, так классно над ней работают, что я сама от них заряжаюсь. Когда я работаю с редактором, которому не всё равно, нам приятно вместе лететь.

В «Бизнес-секретах» есть редактор Олег Денисов, с которым приятно писать статьи на маркетинговые темы. Я даже стараюсь сама пошефить, когда он берёт материал — настолько по кайфу. Он приводит классные примеры, пишет с тонким юмором и подмечалочками. Я обычно хочу быть первым читателем этой статьи. Да, иногда приходится вырезать куски, потому что примеры не в тон-оф-войс. Но его статьи я узнаю из тысячи.

Твой совет начинающим редакторам.

Не бойтесь пробовать и, если что-то начали, — сделайте это так хорошо, как можете. В декабре прошлого года я стала управляющим шефом примерно так же: решила попробовать. В итоге перевыполнила личный план и тот, который ожидал руководитель.

Редактором, главредом, управляющим шеф-редактором можно стать без Школ бюро. Просто, как мне кажется, бюро лишает возможности вписаться в дичь. Школа учит ценить личный труд и научает студентов навыкам работы по-взрослому. А не как учит на марафонах условная Маша Текстова или горе-эсэмэмщики.