Анастасия Волошенко. Главная задача редактора — понять, что делать

Анастасия Волошенко Главная задача редактора — понять, что делать

Редактор из Владивостока о пути из СММ в редактуру, о пользе первой ступени и о работе над проектами в трёх крупных компаниях одновременно.

Кто ты по образованию?

Я училась на экономическом по специальности мировая экономика. Когда поступала в университет, выбирала между экономическим и журфаком. Знакомые с журфака говорили, что они там только книжки читают, и я подумала, что лучше пойду учиться анализировать рынки и считать в экселе. Если учиться чему-то несколько лет, то с хардовым скиллам.

Мне всегда был интересен бизнес. Обожаю читать про предпринимателей: их биографии, истории развития реальных проектов.

Во Владивостоке у Анастасии с мужем своя парусная школа

Как начиналась твоя редакторская карьера?

Я поступила на экономический и работала журналистом в Women’s Day, за что теперь немного стыдно. Мы с подругой-редактором вдвоём отвечали там за региональный отдел во Владивостоке. Брали интервью у местных предпринимателей, фотографов, визажистов, выпускали подборки кафе и интересных магазинов. Хорошо раскачали направление. Секрет был в том, что мы много писали о людях, которые тут живут, и нас активно репостили в социальных сетях.

Через год мы с той же подругой занялись СММ. Предложили продвижение друзьям, у которых были небольшие бизнесы. Кроме нас во Владивостоке было ещё одно такое же маленькое агентство, и спрос был большой.

Мы проработали полгода, а дальше стало очень тяжело: много проектов, съёмок, встреч, плюс параллельно я работала управляющей в бьюти-студии и училась очно на втором курсе на отлично. Всё старалась делать на максимум, и к концу года начались проблемы со здоровьем. Я поняла, что вообще ничего не хочу. Абсолютное выгорание.

Мы закрыли агентство, поделили проекты, и я решила, что хочу только писать тексты. Работала копирайтером и помогала с контентом другой компании. Зарабатывать стала меньше, но и заморачиваться сильно не приходилось. Так я проработала полгода и поняла, что опять делаю одно и то же. Есть проект-менеджер, который общается с клиентом, есть фотограф — они всё придумывают, а я особо не влияю на результат.

Главный помощник в рабочих вопросах — бигль Руди

Как ты нашла Школу редакторов и поняла, что нужно учиться?

Я работала на верфи, где строили прогулочные яхты. Мы запустили сайт, начали вести соцсети, писать статьи, делать брошюры для каждой лодки и презентации. В этот момент стало понятно, что мне не хватает многих компетенций.

Одно дело прочитать «Пиши, сокращай» и что-то писать, а другое дело, когда нужно самой ввести рассылку, делать печатные брошюры, договариваться с дизайнером. Вот я вижу, что свёрстано плохо, а как сделать лучше — не понимаю.

Про Школу редакторов я узнала из поста в телеграме. Стало интересно, что за школа такая, изучила сайт и сразу поняла: вот ответ на все мои вопросы. Мне туда сильно надо!

Сложно было поступить?

Когда я узнала о Школе, занятия уже начались, заскакивала в последний вагон. Я ужасно сделала тестовое задание — плакат. Тогда я в фотошопе умела максимум текст на картинку наложить. Что-то почитала в советах, на всё образование ушло часа три. Кое-как нарисовала горизонтальный плакат, отправила. Тогда я ещё не знала, что плакат — это вертикальная история.

Пока моё тестовое рассматривали, я искала, где взять деньги на учёбу. Для меня это была существенная сумма относительно копирайтерского дохода. Но вопрос с деньгами решился. Я отучилась на первой ступени, а дальше не пошла.

Почему ты решила не идти дальше?

К концу первой ступени я была где-то в середине рейтинга. Можно было попасть в тридцатку, если поднапрячься.

Но как раз в это время мы по работе мужа переехали в Таиланд и не знали, сколько там будем жить, и на какие деньги. Я продолжала работать копирайтером в агентстве и писать для верфи, мы много ездили по стране, и я поняла, что вторую ступень просто не потяну. Надо было думать, где завтра жить, когда покупать билеты, как арендовать машину или байк. На вторую ступень не было ни времени, ни финансов.

Жизнь и работу в путешествии не получилось совмещать со второй ступенью Школы

Как ты справлялась с большими объёмами информации в школе, ведь приходилось совмещать с работой?

Я читала лекции, мало смотрела видео. Иногда параллельно читала и отвечала на вопросы теста. Практические навыки сразу применяла в работе.

Я считаю, что учить про запас — это бессмысленная трата времени

Нужно отталкиваться от задач, которые возникают в работе. Надо сайт сделать или с хтмл разобраться — пошёл и разобрался. Заранее без практики запоминается хуже.

Какая была тема твоей курсовой, и как оценили работу?

Для меня тема лежала на поверхности: «Как бюджетно перезимовать в Таиланде». У меня был фотоконтент и знание цен.

Мы как раз вернулись из поездки в Малайзию, очень уставшие. Я безвылазно просидела три дня в коворкинге. В первый день только писала, потом два дня верстала. Это был первый опыт работы в редимаге. Курсовую оценили на 4.

Вёрстка мне давалась сложно. Я до сих пор могу посмотреть на макет и сказать: «Что-то не так со слайдом, надо переделать», но сама сделать не могу. Ещё недостаточно хорошо вычитала работу, были ошибки. Но я была рада, что сделала курсовую, не бросила.

Сколько проектов ты сейчас ведёшь?

Моя основная работа в редакции Тинькофф Бизнес. Мы делаем лендинги, рассылки, вебинары, стори для приложения; пишем статьи и создаём скрипты и методички для обучения сотрудников. Все задачи связаны с банковскими продуктами для бизнеса. У нас большая редакция, есть команда дизайнеров, корректоров. Мы работаем напрямую с экспертами из банка и тесно связаны с маркетологами — они приходят к нам с задачами. Работа очень разнообразная, можно брать задачи, которые больше нравятся и самому контролировать свою загрузку.

Летом у меня было ещё два крупных проекта. Контракт на 3 месяца со стартапом «Профессионалы 4.0» от «Газпром нефти». Это платформа, на которой крупный российский бизнес размещает проектные задачи для специалистов. Я вела телеграм проекта, мы его тогда только запустили, и периодически писала статьи. Придумывала с нуля контент-стратегию, проводила интервью, публиковала по 3−4 поста в неделю.

Другой проект был для МТС «Из офлайна в онлайн». Это отдельный сайт с историями предпринимателей, как они пережили карантин и пандемию. Параллельно с сайтом выходили партнерские статьи в больших журналах. Я общалась с компаниями из Москвы и Питера, отвечала за рассылку, редактуру основного сайта и часть статей.

Сейчас проекты для Газпрома и МТС закончились и я полностью сосредоточилась на работе в редакции Тинькофф и не беру другие большие задачи.

Параллельно я помогаю мужу: у нас своя парусная школа во Владивостоке. Я занимаюсь продвижением: веду инстаграм, запускаю рекламу, контролирую коммуникацию с клиентами. Это единственный проект, где я занимаюсь вообще всем контентом. И есть ещё совсем маленькие проекты, где я помогаю только с текстами для соцсетей.

Пауза для отдыха между работой в Тинькофф Бизнес, Газпроме и МТС

Как ты попала в Тинькофф Бизнес?

После Таиланда мы с мужем по работе жили в Москве полгода. Я ушла из агентства, писала только для верфи и искала новые проекты. Я открыла для себя мир каналов с вакансиями в телеграме: там очень много заданий по контенту. Мне кажется, сейчас спрос на хороших редакторов превышает предложение. Просто делай свою работу хорошо, и не будет вопроса, где найти клиента.

Вакансию в Тинькоф Бизнес увидела у Максима Ильяхова. Написала, сделала тестовое, и меня взяли. Это был мой первый большой проект. Когда мы вернулись во Владивосток, я очень переживала из-за разницы во времени, что я не буду успевать всё делать вовремя и налажаю. В результате делала все супер-быстро. Если присылали правки в час ночи — вносила сразу же. Сейчас уже так не делаю, получилось выстроить процесс, чтобы не работать по ночам.

В Тинькофф Бизнес я работаю полтора года, чувствую, что выросла там профессионально. В редакции много разных задач, можно пробовать новые форматы, учиться на своих ошибках. У нас очень классный главред — Ира Ильяхова, у неё учусь многому в работе.

А как ты оказалась в Газпроме и МТС?

Газпром нашел моё резюме на хедхантере, их заинтересовало, что я работаю с Тинькофф. Позвонили мне с очень приятным предложением по цене и объёму работ. И я подумала, что от такого не отказываются. Сделала большое тестовое: контент-план на две недели, предложение по стратегии и примеры пяти постов.

Знаю, что среди редакторов есть предубеждение — не выполнять большие тестовые. Но я считаю, что это неправильный подход.

Для интересной вакансии можно сделать любое тестовое, а если проект не сильно интересует, то зачем вообще начинать

Потом было два собеседования, и меня выбрали. В итоге всё, что делала в тестовом, пригодилось в работе.

В спецпроект МТС меня позвала подруга. Мы с ней давно вместе работаем по другим проектам, она живёт в Москве.

Какие скиллы из Школы точно пригодились в работе?

Точно пригодилось право — это всегда важно, но особенно, когда работаешь с крупными компаниями. Например, недавно мы выясняли ситуацию с авторскими правами фотографии для вебинара. До школы я в этом вообще не разбиралась.

Вёрстка и типографика давались тяжело во время обучения, но это было полезно. Далеко не все дизайнеры делают хорошо, и нужно уметь объяснить, что не так. Ещё в проектах вне редакции мне иногда нужно самой сделать макет в фотошопе или сверстать рассылку. Понимание основ сильно помогает.

Текст и редактура очевидно пригодились. Особенно идея про стратегический подход и понимание задачи. В школе я научилась думать, зачем и для кого я пишу текст, и чего мы хотим этим добиться.

Иногда обращаются клиенты со стороны и не понимают своих задач. Некоторые не могут ответить на простые вопросы о своём бизнесе или аудитории. Они даже не задумываются об этом, а это ключевое для создания контент-стратегии. Даже пост в инстаграме без этого написать не получится. Таким клиентам хочется сказать: «Приходите, когда разберетесь, что вы делаете и для кого».

Для себя не вижу смысла в таком сотрудничестве, потому что невозможно сделать хорошо, если этого не понимаешь. Просто что-то написать лишь бы написать — не работает.

А какие навыки взяла из дисциплины «управление и результаты»?

Управление — классная дисциплина для тех, кто не работал на удалёнке. Я в таком режиме с университета, и многое из курса для меня часть жизни. Я всегда пишу задачи на день: не веду блокноты, а использую отдельные листки. В моём блокноте только стратегические планы. Что-то пишу в гуглдоке.

Ещё периодически веду гугл-таблицу, в которой записываю поминутно, что делаю за день: не план, а по факту. Очень помогает понять, куда уходит время в течение дня. После такого анализа проще убрать лишнее и повысить эффективность.

Рабочее место Анастасии дома во Владивостоке

Несмотря на загруженность, читаешь что-то для себя?

Читаю только художественную литературу перед сном и на выходных. По работе читаю статьи и кейсы. Я много прочитала, когда училась в университете: про маркетинг, про бизнес, истории предпринимателей. В плане профессионального образования мне сейчас интересно, что происходит на рынке, чужие удачные техники, истории конкретных инструментов, способов, подходов. Этого ещё нет в формате книг, это происходит здесь и сейчас. Часто читаю каналы в телеграме, например «Что почитать редактору». Это подборки по 5−7 материалов в неделю из всего информационного поля.

Как бы ты сформулировала основную задачу редактора?

Главная задача редактора — понять, что делать. Поговорить с заказчиком, разобраться в задаче.

Потом исходя из этого писать статью, посты, или сценарий для ролика. Иногда я как редактор проверяю или доделываю чужие работы. Могу дать правки автору или переписать сама. В редакции в основном пишу и разговариваю. Главное, докопаться, как решить задачу.
Важно умение стратегически посмотреть на задачу и задавать вопросы, разобраться в самом процессе. Если не очень понимаешь продукт, про который пишешь, обычно это чувствуется по статье.

Задача редактора — досконально разобраться в проекте, аудитории и её проблемах.