Редактор из Владивостока о пути из СММ в редактуру, о пользе первой ступени и о работе над проектами в трёх крупных компаниях одновременно.
Кто ты по образованию?
Я училась на экономическом по специальности мировая экономика. Когда поступала в университет, выбирала между экономическим и журфаком. Знакомые с журфака говорили, что они там только книжки читают, и я подумала, что лучше пойду учиться анализировать рынки и считать в экселе. Если учиться чему-то несколько лет, то с хардовым скиллам.
Мне всегда был интересен бизнес. Обожаю читать про предпринимателей: их биографии, истории развития реальных проектов.
Как начиналась твоя редакторская карьера?
Я поступила на экономический и работала журналистом в Women’s Day, за что теперь немного стыдно. Мы с подругой-редактором вдвоём отвечали там за региональный отдел во Владивостоке. Брали интервью у местных предпринимателей, фотографов, визажистов, выпускали подборки кафе и интересных магазинов. Хорошо раскачали направление. Секрет был в том, что мы много писали о людях, которые тут живут, и нас активно репостили в социальных сетях.
Через год мы с той же подругой занялись СММ. Предложили продвижение друзьям, у которых были небольшие бизнесы. Кроме нас во Владивостоке было ещё одно такое же маленькое агентство, и спрос был большой.
Мы проработали полгода, а дальше стало очень тяжело: много проектов, съёмок, встреч, плюс параллельно я работала управляющей в бьюти-студии и училась очно на втором курсе на отлично. Всё старалась делать на максимум, и к концу года начались проблемы со здоровьем. Я поняла, что вообще ничего не хочу. Абсолютное выгорание.
Мы закрыли агентство, поделили проекты, и я решила, что хочу только писать тексты. Работала копирайтером и помогала с контентом другой компании. Зарабатывать стала меньше, но и заморачиваться сильно не приходилось. Так я проработала полгода и поняла, что опять делаю одно и то же. Есть проект-менеджер, который общается с клиентом, есть фотограф — они всё придумывают, а я особо не влияю на результат.
Как ты нашла Школу редакторов и поняла, что нужно учиться?
Я работала на верфи, где строили прогулочные яхты. Мы запустили сайт, начали вести соцсети, писать статьи, делать брошюры для каждой лодки и презентации. В этот момент стало понятно, что мне не хватает многих компетенций.
Одно дело прочитать «Пиши, сокращай» и что-то писать, а другое дело, когда нужно самой ввести рассылку, делать печатные брошюры, договариваться с дизайнером. Вот я вижу, что свёрстано плохо, а как сделать лучше — не понимаю.
Про Школу редакторов я узнала из поста в телеграме. Стало интересно, что за школа такая, изучила сайт и сразу поняла: вот ответ на все мои вопросы. Мне туда сильно надо!
Сложно было поступить?
Когда я узнала о Школе, занятия уже начались, заскакивала в последний вагон. Я ужасно сделала тестовое задание — плакат. Тогда я в фотошопе умела максимум текст на картинку наложить. Что-то почитала в советах, на всё образование ушло часа три. Кое-как нарисовала горизонтальный плакат, отправила. Тогда я ещё не знала, что плакат — это вертикальная история.
Пока моё тестовое рассматривали, я искала, где взять деньги на учёбу. Для меня это была существенная сумма относительно копирайтерского дохода. Но вопрос с деньгами решился. Я отучилась на первой ступени, а дальше не пошла.
Почему ты решила не идти дальше?
К концу первой ступени я была где-то в середине рейтинга. Можно было попасть в тридцатку, если поднапрячься.
Но как раз в это время мы по работе мужа переехали в Таиланд и не знали, сколько там будем жить, и на какие деньги. Я продолжала работать копирайтером в агентстве и писать для верфи, мы много ездили по стране, и я поняла, что вторую ступень просто не потяну. Надо было думать, где завтра жить, когда покупать билеты, как арендовать машину или байк. На вторую ступень не было ни времени, ни финансов.
Как ты справлялась с большими объёмами информации в школе, ведь приходилось совмещать с работой?
Я читала лекции, мало смотрела видео. Иногда параллельно читала и отвечала на вопросы теста. Практические навыки сразу применяла в работе.
Я считаю, что учить про запас — это бессмысленная трата времени
Нужно отталкиваться от задач, которые возникают в работе. Надо сайт сделать или с хтмл разобраться — пошёл и разобрался. Заранее без практики запоминается хуже.
Какая была тема твоей курсовой, и как оценили работу?
Для меня тема лежала на поверхности: «Как бюджетно перезимовать в Таиланде». У меня был фотоконтент и знание цен.
Мы как раз вернулись из поездки в Малайзию, очень уставшие. Я безвылазно просидела три дня в коворкинге. В первый день только писала, потом два дня верстала. Это был первый опыт работы в редимаге. Курсовую оценили на 4.
Вёрстка мне давалась сложно. Я до сих пор могу посмотреть на макет и сказать: «Что-то не так со слайдом, надо переделать», но сама сделать не могу. Ещё недостаточно хорошо вычитала работу, были ошибки. Но я была рада, что сделала курсовую, не бросила.
Сколько проектов ты сейчас ведёшь?
Моя основная работа в редакции Тинькофф Бизнес. Мы делаем лендинги, рассылки, вебинары, стори для приложения; пишем статьи и создаём скрипты и методички для обучения сотрудников. Все задачи связаны с банковскими продуктами для бизнеса. У нас большая редакция, есть команда дизайнеров, корректоров. Мы работаем напрямую с экспертами из банка и тесно связаны с маркетологами — они приходят к нам с задачами. Работа очень разнообразная, можно брать задачи, которые больше нравятся и самому контролировать свою загрузку.
Летом у меня было ещё два крупных проекта. Контракт на 3 месяца со стартапом «Профессионалы 4.0» от «Газпром нефти». Это платформа, на которой крупный российский бизнес размещает проектные задачи для специалистов. Я вела телеграм проекта, мы его тогда только запустили, и периодически писала статьи. Придумывала с нуля контент-стратегию, проводила интервью, публиковала по 3−4 поста в неделю.
Другой проект был для МТС «Из офлайна в онлайн». Это отдельный сайт с историями предпринимателей, как они пережили карантин и пандемию. Параллельно с сайтом выходили партнерские статьи в больших журналах. Я общалась с компаниями из Москвы и Питера, отвечала за рассылку, редактуру основного сайта и часть статей.
Сейчас проекты для Газпрома и МТС закончились и я полностью сосредоточилась на работе в редакции Тинькофф и не беру другие большие задачи.
Параллельно я помогаю мужу: у нас своя парусная школа во Владивостоке. Я занимаюсь продвижением: веду инстаграм, запускаю рекламу, контролирую коммуникацию с клиентами. Это единственный проект, где я занимаюсь вообще всем контентом. И есть ещё совсем маленькие проекты, где я помогаю только с текстами для соцсетей.
Как ты попала в Тинькофф Бизнес?
После Таиланда мы с мужем по работе жили в Москве полгода. Я ушла из агентства, писала только для верфи и искала новые проекты. Я открыла для себя мир каналов с вакансиями в телеграме: там очень много заданий по контенту. Мне кажется, сейчас спрос на хороших редакторов превышает предложение. Просто делай свою работу хорошо, и не будет вопроса, где найти клиента.
Вакансию в Тинькоф Бизнес увидела у Максима Ильяхова. Написала, сделала тестовое, и меня взяли. Это был мой первый большой проект. Когда мы вернулись во Владивосток, я очень переживала из-за разницы во времени, что я не буду успевать всё делать вовремя и налажаю. В результате делала все супер-быстро. Если присылали правки в час ночи — вносила сразу же. Сейчас уже так не делаю, получилось выстроить процесс, чтобы не работать по ночам.
В Тинькофф Бизнес я работаю полтора года, чувствую, что выросла там профессионально. В редакции много разных задач, можно пробовать новые форматы, учиться на своих ошибках. У нас очень классный главред — Ира Ильяхова, у неё учусь многому в работе.
А как ты оказалась в Газпроме и МТС?
Газпром нашел моё резюме на хедхантере, их заинтересовало, что я работаю с Тинькофф. Позвонили мне с очень приятным предложением по цене и объёму работ. И я подумала, что от такого не отказываются. Сделала большое тестовое: контент-план на две недели, предложение по стратегии и примеры пяти постов.
Знаю, что среди редакторов есть предубеждение — не выполнять большие тестовые. Но я считаю, что это неправильный подход.
Для интересной вакансии можно сделать любое тестовое, а если проект не сильно интересует, то зачем вообще начинать
Потом было два собеседования, и меня выбрали. В итоге всё, что делала в тестовом, пригодилось в работе.
В спецпроект МТС меня позвала подруга. Мы с ней давно вместе работаем по другим проектам, она живёт в Москве.
Какие скиллы из Школы точно пригодились в работе?
Точно пригодилось право — это всегда важно, но особенно, когда работаешь с крупными компаниями. Например, недавно мы выясняли ситуацию с авторскими правами фотографии для вебинара. До школы я в этом вообще не разбиралась.
Вёрстка и типографика давались тяжело во время обучения, но это было полезно. Далеко не все дизайнеры делают хорошо, и нужно уметь объяснить, что не так. Ещё в проектах вне редакции мне иногда нужно самой сделать макет в фотошопе или сверстать рассылку. Понимание основ сильно помогает.
Текст и редактура очевидно пригодились. Особенно идея про стратегический подход и понимание задачи. В школе я научилась думать, зачем и для кого я пишу текст, и чего мы хотим этим добиться.
Иногда обращаются клиенты со стороны и не понимают своих задач. Некоторые не могут ответить на простые вопросы о своём бизнесе или аудитории. Они даже не задумываются об этом, а это ключевое для создания контент-стратегии. Даже пост в инстаграме без этого написать не получится. Таким клиентам хочется сказать: «Приходите, когда разберетесь, что вы делаете и для кого».
Для себя не вижу смысла в таком сотрудничестве, потому что невозможно сделать хорошо, если этого не понимаешь. Просто что-то написать лишь бы написать — не работает.
А какие навыки взяла из дисциплины «управление и результаты»?
Управление — классная дисциплина для тех, кто не работал на удалёнке. Я в таком режиме с университета, и многое из курса для меня часть жизни. Я всегда пишу задачи на день: не веду блокноты, а использую отдельные листки. В моём блокноте только стратегические планы. Что-то пишу в гуглдоке.
Ещё периодически веду гугл-таблицу, в которой записываю поминутно, что делаю за день: не план, а по факту. Очень помогает понять, куда уходит время в течение дня. После такого анализа проще убрать лишнее и повысить эффективность.
Несмотря на загруженность, читаешь что-то для себя?
Читаю только художественную литературу перед сном и на выходных. По работе читаю статьи и кейсы. Я много прочитала, когда училась в университете: про маркетинг, про бизнес, истории предпринимателей. В плане профессионального образования мне сейчас интересно, что происходит на рынке, чужие удачные техники, истории конкретных инструментов, способов, подходов. Этого ещё нет в формате книг, это происходит здесь и сейчас. Часто читаю каналы в телеграме, например «Что почитать редактору». Это подборки по 5−7 материалов в неделю из всего информационного поля.
Как бы ты сформулировала основную задачу редактора?
Главная задача редактора — понять, что делать. Поговорить с заказчиком, разобраться в задаче.
Потом исходя из этого писать статью, посты, или сценарий для ролика. Иногда я как редактор проверяю или доделываю чужие работы. Могу дать правки автору или переписать сама. В редакции в основном пишу и разговариваю. Главное, докопаться, как решить задачу.
Важно умение стратегически посмотреть на задачу и задавать вопросы, разобраться в самом процессе. Если не очень понимаешь продукт, про который пишешь, обычно это чувствуется по статье.
Задача редактора — досконально разобраться в проекте, аудитории и её проблемах.