Иллюстратор и бывший веб-дизайнер Тильды рассказала, зачем
Расскажи о себе. Чем занимаешься?
Я иллюстратор и веб-дизайнер. Сейчас помогаю американскому стартапу Бэкер разрабатывать сервис для накоплений. Идея в том, чтобы создать публичный фонд на образование ребёнка: родители, другие родственники и друзья могут откладывать деньги ежемесячно или перечислять в качестве подарка.
В нашей небольшой команде я занимаюсь дизайном сайта, делаю лендинги, верстаю статьи. Разрабатываю интерфейс сервиса, в котором пользователи управляют своими фондами. Кроме того, я создаю посты для соцсетей и выполняю штучные задачи, например готовлю презентации.
Иногда беру заказы на фрилансе. Например, я создала блог «Не просто работа»
До этого я примерно пять лет работала в Тильде: делала шаблоны для пользователей, дизайнила лендинги о новых продуктах и итогах года. Плюс помогала выпускать статьи
Несколько лет назад ты опубликовала проект «365 дней ежедневного рисования», где рассказала о своём челлендже. Как возникла идея зарисовать каждый день жизни?
Я давно увлекалась рисованием и хотела уделять ему больше времени, но всегда появлялись дела поважнее. Мой челлендж начался спонтанно пять лет назад, когда в жизни не хватало творчества. В Тильде я в основном занималась дизайном, а в этой сфере больше решаешь задачи бизнеса, чем самовыражаешься. Хотелось найти для себя отдушину.
Однажды вечером я села читать «Историю Российского государства» Бориса Акунина. Меня впечатлила часть о древних племенах, и я начала думать,
Мне понравился результат, и на следующий день я решила повторить. Потом попробовала вести такой дневник неделю, месяц — так начался челлендж. Я зарисовывала детали каждого дня: еду, свои иллюстрации для Тильды, красивые вещи, которые увидела. Всё это я никому не показывала и рисовала в стол.
Как ты находила время на челлендж?
Обычно я рисовала час по вечерам, а если вечер был занят, то на следующее утро. В редких случаях добиралась до блокнота через день. Тогда я заранее делала пометки о прошедших событиях, а потом выделяла в графике несколько часов, чтобы всё изобразить.
Конечно, бывали дни, когда не получалось специально отвести время на рисование.
Однажды я не рисовала несколько дней, потому что разрывалась между валом работы и встречами, которые не могла пропустить. Как назло, ещё и закончился блокнот — даже в перерывах между делами я не могла рисовать. Спустя время я разгрузила своё расписание, заставила себя сесть и всё наверстать.
Друзья привыкли и не обижались, если за разговором я смотрела не им в глаза, а в блокнот
Одно дело, когда нет времени, а что если вообще пропало желание рисовать? Бывало такое?
Да, временами пропадало вдохновение. Я считала это слабостью и думала: ну нет, если сейчас остановлюсь, то потом совсем заброшу проект. Мне было важно продолжать его
Поделись советами, как выдержать челлендж и не сдаться.
Сформулируйте миссию. Лучше всего записать её — пусть всегда будет перед глазами. Когда почувствуете усталость, эта записка напомнит, ради чего вы всё затеяли.
Сама я начала проект спонтанно, но осознала миссию в процессе и всегда держала в уме: я рисую, чтобы творчески самовыражаться и развиваться.
Каждый день выделяйте понемногу времени. Чтобы осилить долгий проект, нужна система: подход «может, успею, а может, и нет» не даст результата. Сделайте окно в гугл-календаре, поставьте напоминания или будильник в телефоне, повесьте стикер на холодильник, компьютерный монитор или дверь туалета — любым способом застолбите время на челлендж. Иначе рутинные заботы вмешаются и собьют вас с пути.
Я каждый вечер отводила час на иллюстрированный дневник, и только форс-мажор мог этому помешать.
Подход «может, успею, а может, и нет» не даст результата. Застолбите время на челлендж
Не берите на себя слишком много. Иначе быстро устанете, энтузиазм иссякнет и челлендж сольётся сам собой. Установите планку пониже: когда вы её осилите, эта маленькая победа вдохновит двигаться дальше. Начнёте с меньшего — со временем сможете набирать темп.
Если бы я поставила цель рисовать минимум два часа в день, то не справилась бы. Я трезво оценила возможности и взяла за норму полчаса-час.
Ищите хорошее в каждом неидеальном результате. Поначалу результат может вас не удовлетворять, и это нормально. Главное на этом этапе — не сдаться. Вспомните свою миссию, посмотрите мотивирующее видео или фильм. На следующий день не нужно фокусироваться на неудаче — подумайте, что хорошего было во вчерашнем опыте. Скажите себе: лучше хорошо и сейчас, чем идеально и никогда, а потом приступайте к челленджу по графику.
Я не хотела никому показывать первые рисунки, но челлендж научил меня любить свои работы. Я рассматривала их и думала: каждый день у меня получается чуть лучше. На самом деле так и было — со временем я находила в иллюстрациях всё меньше недостатков.
Что тебе дал пятилетний челлендж?
Иллюстрировать свои будни — интересный опыт. В голове постоянно жила мысль: сегодня надо что-то нарисовать. Это заставляло меня присматриваться к мелочам, например к рисунку мрамора на стенах метро. Постепенно мой взгляд натренировался видеть красоту повсюду.
Что ещё важнее: со временем я начала строить жизнь так, чтобы её было интересно нарисовать. Специально создавала события и впечатления, которые могли бы стать классными сюжетами для иллюстраций. В общем, благодаря челленджу я провела насыщенные пять лет.
Если говорить о практической пользе, то я здорово прокачала навыки рисования. У меня за плечами не было художественной школы или специальных курсов. Теорию я прочитала в «Основах учебного академического рисунка» Николая Ли, когда была подростком. Потом во время учёбы на фэшн-дизайнера изучала академический рисунок и живопись, но мало вынесла из тех занятий. Скилы пришли из упорной практики.
Ты говорила, что изначально рисовала в стол. Как получилось, что ты издала книгу о своём челлендже, причём за рубежом?
Спустя много месяцев челленджа я решила добавить часть рисунков в портфолио: хотела похвастаться. Сфотографировала все развороты, обработала в Фотошопе. На сайт попали рисунки только за один год, и то не самый первый: не хотелось выкладывать слабые работы.
Я связала иллюстрации текстом и заверстала всё на Тильде.
Ссылку на опубликованный проект я отправила в ресурсы, где другие дизайнеры ищут вдохновение, в том числе в «Лэндбук», «Мадеонтильду». Хотела, чтобы больше людей увидели мою работу, дали обратную связь или позвали в интересные проекты.
Так мою историю опубликовал «Лэндбук» , следом — «Кириллица.дизайн» , «Оди» ,
Спустя время мне написал Джошуа, владелец небольшого американского издательства GoArchitect, и предложил написать книгу. Возможность была исключительная, плюс американский рынок меня привлекал — я была рада сделать что-то для зарубежной аудитории, поэтому согласилась.
Каково дизайнеру-иллюстратору писать книгу, да ещё на английском?
Это была авантюра, потому что я ни разу не писатель. На работе я по необходимости писала простенький текст, но не более того. Конечно, такого опыта мало, чтобы браться за книгу, но меня это не смущало. Многие эксперты не пишут свои книги сами — им помогают редакторы. У меня не было редактора, но был издатель, готовый дорабатывать текст вместе со мной.
Дело осложнял мой английский. На тот момент я знала его на уровне Intermediate (средний): могла говорить, но словарный запас был ограниченный. Тем не менее большую часть книги я писала сразу по-английски как умела: простым языком, без навороченных конструкций. Когда не могла подобрать слов, загоняла русские фразы в гугл-переводчик. Для проверки использовала сервис Граммарли: вставляла несколько абзацев и он исправлял грамматические и орфографические ошибки.
Джошуа всегда был на связи и отвечал на любые вопросы. Раз в две недели мы созванивались в гугл-мите: я показывала написанное, а он советовал, что и как улучшить. В конце разговора мы обсуждали следующий этап работы.
Конечно, опыта мало, чтобы браться за книгу, но меня это не смущало
Расскажи по этапам, как писала текст.
Первым делом я обозначила цель — вдохновить тех, кто мечтает рисовать, и помочь им регулярно практиковаться. Это определило структуру: сначала рассказываю о челлендже, показываю, в чём его польза, а потом даю читателю советы, как начать творческий проект. Набросала 9 глав и для каждой записала ключевые мысли.
Если сразу правильно выстроить каркас книги, то в будущем не придётся делать лишнюю работу. Например, искать материал, который потом окажется ненужным, или переписывать главы. Я с этой задачей не справилась. Некоторые темы поначалу казались важными, я трудилась над ними, а в итоге выбрасывала куски неуместного текста.
Особенно трудно было с разделом про материалы для рисования. Я тогда застряла на рассказе о графитных карандашах: хотела объяснить, как они изготавливаются и рисуют, чтобы помочь читателю выбрать карандаш нужной твёрдости. Долго изучала вопрос, мучилась над текстом, а потом поняла, что такие подробности ни к чему, и всё удалила.
Моя книга собиралась хаотично, потому что я в первую очередь писала те главы, которые давались легче. Вступление и заключение появились последними.
В сумме на текст ушло несколько месяцев. Готовый вариант я показала друзьям и коллегам: кто-то поправил грамматику, кто-то порекомендовал задания для раздела с упражнениями. Я воспользовалась их советами, доработала книгу и отправила на вычитку издателю.
Основную часть твоей книги занимают иллюстрации. Как ты над ними работала?
Я начала готовить иллюстрации параллельно с текстом: если не было желания писать, то переключалась на рисунки.
Пожалуй, подготовка изображений заняла большую часть работы над книгой. В основном я использовала сканы рисунков из дневника. Каждый загружала в Фотошоп и убирала фон: выделяла белые участки инструментом «Волшебная палочка» (Magic Wand Tool) и стирала их ластиком. Так я отретушировала около 400 изображений — в книгу вошли не все, но большая часть.
Текст готов, иллюстрации тоже — получается, дальше вёрстка. Кто и как её выполнял?
Я решила верстать сама: мне казалось, другие люди не сумеют передать то, что я вложила в проект. К тому же вёрстка книги — особое искусство и классная возможность научиться новому. Я не могла такое упустить.
До этого я никогда не работала с печатным продуктом — верстала только в вебе. Теорию книжной вёрстки я узнала из книги Александры Корольковой «Живая типографика», а потом ходила по книжным магазинам и собирала референсы: разглядывала и фотографировала книги на полках.
Издатель прислал мне макет в Индизайне. Это была электронная версия книги с двумя разворотами и сеткой, которую мне предстояло заполнить.
Давным-давно я собирала в Индизайне брошюру со своим университетским портфолио и с тех пор не работала в этой программе. Но освоилась быстро, вёрстка пошла без труда. Главное было научиться попадать в развороты. Когда верстаешь страницу в вебе, то не заботишься о таком, а в книге нельзя оставить огрызок текста на одной странице
Как появился дизайн обложки?
Идея у меня возникла сразу. Ключевой темой должны были стать путешествия, потому что это источник впечатлений, которые я зарисовывала с особой любовью. Я собиралась добавить и бытовые детали, например еду, чтобы показать свои будни. Символом рисовального дневника стал календарь с часами.
Сходу не получилось воплотить этот замысел — было несколько итераций. Каждый вариант обложки я иллюстрировала вручную: делала карандашный набросок, потом раскрашивала маркером в пару слоев и напоследок обводила контур капиллярной ручкой. Готовую обложку сканировала и без всякой ретуши помещала в мокап, чтобы понять, как она смотрится на книге. Если нужно было что-то поправить, я перерисовывала обложку целиком: на это уходило не более полутора часов.
Когда книга вышла, сколько ты на ней заработала?
Меньше тысячи долларов. По договору мне полагается процент с продажи каждого экземпляра, но их покупали слабо. Думаю, проблема в продвижении.
Изначально мы обсуждали с Джошуа маркетинговую часть, но за год работы над книгой обстоятельства изменились. Джошуа решил уйти из издательского бизнеса, чтобы запускать образовательные курсы по дизайну и архитектуре. Он выполнил свои обязательства
Хотя книга не стала популярной, я рада, что выпустила её. Как я уже говорила, моей целью было вдохновить людей на ежедневную работу и саморазвитие. Если книга хоть кому-то поможет воплотить идеи и преодолеть творческие муки, всё было не зря.
Если книга кому-то поможет воплотить идеи и преодолеть творческие муки, всё было не зря
Про пользу для других понятно, а что книга дала лично тебе?
Работа над книгой здорово прокачала меня как специалиста. Я подтянула английский,
Вдобавок книга поддержала личный бренд. Тот же «Лэндбук» разместил у себя её лендинг. Плюс статистика в Яндекс. Метрике говорит о том, что людям зашёл мой проект.
Но важнее всего то, что я научилась ценить свои успехи. Пока я переносила иллюстрации на страницы книги, я осознала, какого прогресса добилась за годы челленджа. Сейчас я вижу, что мой опыт интересен людям, он вдохновляет их, а значит, я всё делаю правильно.