Юля Засс. Лучше хорошо и сейчас, чем идеально и никогда

Юля Засс Лучше хорошо и сейчас, чем идеально и никогда

Иллюстратор и бывший веб-дизайнер Тильды рассказала, зачем 5 лет рисовала каждый день, чему научилась в этом челлендже и как выпустила о нём книгу.

Расскажи о себе. Чем занимаешься?

Я иллюстратор и веб-дизайнер. Сейчас помогаю американскому стартапу Бэкер разрабатывать сервис для накоплений. Идея в том, чтобы создать публичный фонд на образование ребёнка: родители, другие родственники и друзья могут откладывать деньги ежемесячно или перечислять в качестве подарка.

В нашей небольшой команде я занимаюсь дизайном сайта, делаю лендинги, верстаю статьи. Разрабатываю интерфейс сервиса, в котором пользователи управляют своими фондами. Кроме того, я создаю посты для соцсетей и выполняю штучные задачи, например готовлю презентации.

Иногда беру заказы на фрилансе. Например, я создала блог «Не просто работа» для «работа.ру».

До этого я примерно пять лет работала в Тильде: делала шаблоны для пользователей, дизайнила лендинги о новых продуктах и итогах года. Плюс помогала выпускать статьи для «Тильда Эдьюкейшн» и курсы по дизайну.

Я особенно любила оформлять статьи о путешествиях для «Тильда Эдьюкейшн». Для статьи о Хельсинки я выполнила дизайн, нарисовала иллюстрации и подобрала фото. После публикации с нами связалась представительница финского посольства и сказала, что им очень понравилась статья. Она пригласила меня с коллегой на День независимости Финляндии в посольство. На праздничном вечере я пожала руку послу и его жене

Несколько лет назад ты опубликовала проект «365 дней ежедневного рисования», где рассказала о своём челлендже. Как возникла идея зарисовать каждый день жизни?

Я давно увлекалась рисованием и хотела уделять ему больше времени, но всегда появлялись дела поважнее. Мой челлендж начался спонтанно пять лет назад, когда в жизни не хватало творчества. В Тильде я в основном занималась дизайном, а в этой сфере больше решаешь задачи бизнеса, чем самовыражаешься. Хотелось найти для себя отдушину.

Однажды вечером я села читать «Историю Российского государства» Бориса Акунина. Меня впечатлила часть о древних племенах, и я начала думать, как её проиллюстрировать. Долго не могла уснуть, в голове выстраивала композицию, которая передала бы движение всадников на стремительных лошадях. Не выдержала — встала в два часа ночи и села рисовать.

Мне понравился результат, и на следующий день я решила повторить. Потом попробовала вести такой дневник неделю, месяц — так начался челлендж. Я зарисовывала детали каждого дня: еду, свои иллюстрации для Тильды, красивые вещи, которые увидела. Всё это я никому не показывала и рисовала в стол.

Рисовальный челлендж начался иллюстрацией к книге Бориса Акунина в сочетании с небольшими скетчами о событиях моего дня. Тогда я рисовала неуверенно и, чтобы ничего не испортить, делала основу карандашом, а потом обводила капиллярной ручкой

Как ты находила время на челлендж?

Обычно я рисовала час по вечерам, а если вечер был занят, то на следующее утро. В редких случаях добиралась до блокнота через день. Тогда я заранее делала пометки о прошедших событиях, а потом выделяла в графике несколько часов, чтобы всё изобразить.

Конечно, бывали дни, когда не получалось специально отвести время на рисование. Поэтому я носила с собой блокнот и рисовала при каждой возможности: во время обеда, в поездах, самолётах, когда смотрела фильмы или сидела в кафе с компанией. Друзья привыкли и не обижались, если за разговором я смотрела не им в глаза, а в блокнот.

Однажды я не рисовала несколько дней, потому что разрывалась между валом работы и встречами, которые не могла пропустить. Как назло, ещё и закончился блокнот — даже в перерывах между делами я не могла рисовать. Спустя время я разгрузила своё расписание, заставила себя сесть и всё наверстать.

Друзья привыкли и не обижались, если за разговором я смотрела не им в глаза, а в блокнот

Одно дело, когда нет времени, а что если вообще пропало желание рисовать? Бывало такое?

Да, временами пропадало вдохновение. Я считала это слабостью и думала: ну нет, если сейчас остановлюсь, то потом совсем заброшу проект. Мне было важно продолжать его ради саморазвития. Сейчас понимаю, что работать из-под палки неправильно: нужно давать себе отдых, иначе выгоришь. Главное — держать в голове, что это временная пауза, чтобы накопить сил и вернуться в проект с новыми идеями.

Поделись советами, как выдержать челлендж и не сдаться.

Сформулируйте миссию. Лучше всего записать её — пусть всегда будет перед глазами. Когда почувствуете усталость, эта записка напомнит, ради чего вы всё затеяли.

Сама я начала проект спонтанно, но осознала миссию в процессе и всегда держала в уме: я рисую, чтобы творчески самовыражаться и развиваться.

Каждый день выделяйте понемногу времени. Чтобы осилить долгий проект, нужна система: подход «может, успею, а может, и нет» не даст результата. Сделайте окно в гугл-календаре, поставьте напоминания или будильник в телефоне, повесьте стикер на холодильник, компьютерный монитор или дверь туалета — любым способом застолбите время на челлендж. Иначе рутинные заботы вмешаются и собьют вас с пути.

Я каждый вечер отводила час на иллюстрированный дневник, и только форс-мажор мог этому помешать.

Подход «может, успею, а может, и нет» не даст результата. Застолбите время на челлендж

Не берите на себя слишком много. Иначе быстро устанете, энтузиазм иссякнет и челлендж сольётся сам собой. Установите планку пониже: когда вы её осилите, эта маленькая победа вдохновит двигаться дальше. Начнёте с меньшего — со временем сможете набирать темп.

Если бы я поставила цель рисовать минимум два часа в день, то не справилась бы. Я трезво оценила возможности и взяла за норму полчаса-час.

Ищите хорошее в каждом неидеальном результате. Поначалу результат может вас не удовлетворять, и это нормально. Главное на этом этапе — не сдаться. Вспомните свою миссию, посмотрите мотивирующее видео или фильм. На следующий день не нужно фокусироваться на неудаче — подумайте, что хорошего было во вчерашнем опыте. Скажите себе: лучше хорошо и сейчас, чем идеально и никогда, а потом приступайте к челленджу по графику.

Я не хотела никому показывать первые рисунки, но челлендж научил меня любить свои работы. Я рассматривала их и думала: каждый день у меня получается чуть лучше. На самом деле так и было — со временем я находила в иллюстрациях всё меньше недостатков.

На развороте слева изображены 10 дней 2017 года, справа — два дня из 2019. В промежутке я осваивала новые стили, методом проб и ошибок училась работать с тенью, перспективой, цветом. Я вдохновлялась работами других иллюстраторов, но не копировала, потому что стремилась развить свою манеру

Что тебе дал пятилетний челлендж?

Иллюстрировать свои будни — интересный опыт. В голове постоянно жила мысль: сегодня надо что-то нарисовать. Это заставляло меня присматриваться к мелочам, например к рисунку мрамора на стенах метро. Постепенно мой взгляд натренировался видеть красоту повсюду.

Что ещё важнее: со временем я начала строить жизнь так, чтобы её было интересно нарисовать. Специально создавала события и впечатления, которые могли бы стать классными сюжетами для иллюстраций. В общем, благодаря челленджу я провела насыщенные пять лет.

Челленджу три года: все блокноты в моих руках изрисованы от корки до корки. Мне нравится заглядывать в них и вспоминать, что я делала, скажем, 1 мая 2018 года. Причём по дневнику вспоминается гораздо больше, чем по фотографиям. Теперь мне грустно, если не успеваю зарисовать интересный момент из жизни, потому что, скорее всего, он забудется

Если говорить о практической пользе, то я здорово прокачала навыки рисования. У меня за плечами не было художественной школы или специальных курсов. Теорию я прочитала в «Основах учебного академического рисунка» Николая Ли, когда была подростком. Потом во время учёбы на фэшн-дизайнера изучала академический рисунок и живопись, но мало вынесла из тех занятий. Скилы пришли из упорной практики.

По дневнику видно, как я совершенствовалась в композиции. Сначала лепила на одном развороте 10 дней, так что разобраться в этом нагромождении скетчей могла только я. Со временем решила применить принцип контраста: сгруппировала рисунки и добавила воздуха. На развороте стало помещаться от четырёх до шести дней, а иногда всего три, как на фото справа. Это стало больше похоже на истории в картинках

Благодаря челленджу я натренировалась изображать метафоры и абстракции. Теперь по работе мне проще иллюстрировать обучающие статьи о дизайне, вёрстке — о том, что нельзя потрогать и сложно представить. Это метафоричная обложка для видеокурса Jobs To Be Done на «Тильда Эдьюкейшн». Куб — это концепция бизнеса. Бизнесу нужно решить проблемы пользователя, поэтому он думает об инструментах. Инструменты я изобразила как лук, ведь он помогает стреле достичь цели

Ты говорила, что изначально рисовала в стол. Как получилось, что ты издала книгу о своём челлендже, причём за рубежом?

Спустя много месяцев челленджа я решила добавить часть рисунков в портфолио: хотела похвастаться. Сфотографировала все развороты, обработала в Фотошопе. На сайт попали рисунки только за один год, и то не самый первый: не хотелось выкладывать слабые работы.

Я связала иллюстрации текстом и заверстала всё на Тильде.

Для сайта я сделала векторные линейные иллюстрации, которые продолжали стиль скетчей из блокнота. Рисовала кривыми в Иллюстраторе, из инструментов — тачпад ноутбука

Ссылку на опубликованный проект я отправила в ресурсы, где другие дизайнеры ищут вдохновение, в том числе в «Лэндбук», «Мадеонтильду». Хотела, чтобы больше людей увидели мою работу, дали обратную связь или позвали в интересные проекты.

Так мою историю опубликовал «Лэндбук» , следом — «Кириллица.дизайн» , «Оди» , Admire the Web. Несколько дизайнеров рассказали о проекте в блогах. После этого на моём сайте ощутимо прибавилось просмотров, стали приходить заказчики.

Спустя время мне написал Джошуа, владелец небольшого американского издательства GoArchitect, и предложил написать книгу. Возможность была исключительная, плюс американский рынок меня привлекал — я была рада сделать что-то для зарубежной аудитории, поэтому согласилась.

Каково дизайнеру-иллюстратору писать книгу, да ещё на английском?

Это была авантюра, потому что я ни разу не писатель. На работе я по необходимости писала простенький текст, но не более того. Конечно, такого опыта мало, чтобы браться за книгу, но меня это не смущало. Многие эксперты не пишут свои книги сами — им помогают редакторы. У меня не было редактора, но был издатель, готовый дорабатывать текст вместе со мной.

Дело осложнял мой английский. На тот момент я знала его на уровне Intermediate (средний): могла говорить, но словарный запас был ограниченный. Тем не менее большую часть книги я писала сразу по-английски как умела: простым языком, без навороченных конструкций. Когда не могла подобрать слов, загоняла русские фразы в гугл-переводчик. Для проверки использовала сервис Граммарли: вставляла несколько абзацев и он исправлял грамматические и орфографические ошибки.

Джошуа всегда был на связи и отвечал на любые вопросы. Раз в две недели мы созванивались в гугл-мите: я показывала написанное, а он советовал, что и как улучшить. В конце разговора мы обсуждали следующий этап работы.

Конечно, опыта мало, чтобы браться за книгу, но меня это не смущало

Расскажи по этапам, как писала текст.

Первым делом я обозначила цель — вдохновить тех, кто мечтает рисовать, и помочь им регулярно практиковаться. Это определило структуру: сначала рассказываю о челлендже, показываю, в чём его польза, а потом даю читателю советы, как начать творческий проект. Набросала 9 глав и для каждой записала ключевые мысли.

Если сразу правильно выстроить каркас книги, то в будущем не придётся делать лишнюю работу. Например, искать материал, который потом окажется ненужным, или переписывать главы. Я с этой задачей не справилась. Некоторые темы поначалу казались важными, я трудилась над ними, а в итоге выбрасывала куски неуместного текста.

Особенно трудно было с разделом про материалы для рисования. Я тогда застряла на рассказе о графитных карандашах: хотела объяснить, как они изготавливаются и рисуют, чтобы помочь читателю выбрать карандаш нужной твёрдости. Долго изучала вопрос, мучилась над текстом, а потом поняла, что такие подробности ни к чему, и всё удалила.

Моя книга собиралась хаотично, потому что я в первую очередь писала те главы, которые давались легче. Вступление и заключение появились последними.

В сумме на текст ушло несколько месяцев. Готовый вариант я показала друзьям и коллегам: кто-то поправил грамматику, кто-то порекомендовал задания для раздела с упражнениями. Я воспользовалась их советами, доработала книгу и отправила на вычитку издателю.

Я редко могла после работы заняться книгой, ведь вечером было время челленджа. Обычно писала заметки в Телеграме, пока ехала в метро. Выше варианты ребусов для главы 6 Make drawings interesting & intriguing («Делайте рисунки интересными и интригующими»)

Основную часть твоей книги занимают иллюстрации. Как ты над ними работала?

Я начала готовить иллюстрации параллельно с текстом: если не было желания писать, то переключалась на рисунки.

Пожалуй, подготовка изображений заняла большую часть работы над книгой. В основном я использовала сканы рисунков из дневника. Каждый загружала в Фотошоп и убирала фон: выделяла белые участки инструментом «Волшебная палочка» (Magic Wand Tool) и стирала их ластиком. Так я отретушировала около 400 изображений — в книгу вошли не все, но большая часть.

В книге есть иллюстрации не только со времён челленджа (слева), но и те, что я нарисовала специально для издания (справа). Картинки справа иллюстрируют ту часть главы 7 Share your work with the world («Делитесь своим проектом с миром»), где говорится про оцифровку рисунков

Текст готов, иллюстрации тоже — получается, дальше вёрстка. Кто и как её выполнял?

Я решила верстать сама: мне казалось, другие люди не сумеют передать то, что я вложила в проект. К тому же вёрстка книги — особое искусство и классная возможность научиться новому. Я не могла такое упустить.

До этого я никогда не работала с печатным продуктом — верстала только в вебе. Теорию книжной вёрстки я узнала из книги Александры Корольковой «Живая типографика», а потом ходила по книжным магазинам и собирала референсы: разглядывала и фотографировала книги на полках.

Издатель прислал мне макет в Индизайне. Это была электронная версия книги с двумя разворотами и сеткой, которую мне предстояло заполнить.

Давным-давно я собирала в Индизайне брошюру со своим университетским портфолио и с тех пор не работала в этой программе. Но освоилась быстро, вёрстка пошла без труда. Главное было научиться попадать в развороты. Когда верстаешь страницу в вебе, то не заботишься о таком, а в книге нельзя оставить огрызок текста на одной странице или перенести иллюстрацию на другую. Приходилось сокращать текст, менять картинки на те, которые лучше вписываются.

Так выглядел мой макет в Индизайне. Хороший тон, когда читатель держит книгу и не закрывает большим пальцем текст. Чтобы добиться этого, я расширила поля в первоначальной сетке

Как появился дизайн обложки?

Идея у меня возникла сразу. Ключевой темой должны были стать путешествия, потому что это источник впечатлений, которые я зарисовывала с особой любовью. Я собиралась добавить и бытовые детали, например еду, чтобы показать свои будни. Символом рисовального дневника стал календарь с часами.

Сходу не получилось воплотить этот замысел — было несколько итераций. Каждый вариант обложки я иллюстрировала вручную: делала карандашный набросок, потом раскрашивала маркером в пару слоев и напоследок обводила контур капиллярной ручкой. Готовую обложку сканировала и без всякой ретуши помещала в мокап, чтобы понять, как она смотрится на книге. Если нужно было что-то поправить, я перерисовывала обложку целиком: на это уходило не более полутора часов.

Мы обсуждали с издателем несколько вариантов обложек. Первые два показались чересчур сдержанными: иллюстрации зажаты в квадрат, шрифт Lava слишком строгий. Третья версия лучше передавала свободу творчества, но из надписи не видно, что это книга-практикум по рисованию, — можно спутать с художественной литературой

Это финальная обложка: надпись стала содержательнее, а стиль — более воздушным и раскованным. Издатель отговорил меня использовать на обложке шрифт из книги и был прав: рукописный заголовок лучше отражает идею и настроение проекта. Ведь свой дневник я рисовала от руки, и многие главы посвящены именно этому

Когда книга вышла, сколько ты на ней заработала?

Меньше тысячи долларов. По договору мне полагается процент с продажи каждого экземпляра, но их покупали слабо. Думаю, проблема в продвижении.

Изначально мы обсуждали с Джошуа маркетинговую часть, но за год работы над книгой обстоятельства изменились. Джошуа решил уйти из издательского бизнеса, чтобы запускать образовательные курсы по дизайну и архитектуре. Он выполнил свои обязательства передо мной: зарегистрировал книгу для продажи, купил домен, где мы разместили её лендинг. К слову, теперь этот лендинг лежит на моём сайте. Потом Джошуа выложил «The Wonders of Daily Drawing» на Амазон и рассказал о старте продаж у себя на сайте, но больше книгу не рекламировал. У меня самой уже не было времени и сил её продвигать.

Хотя книга не стала популярной, я рада, что выпустила её. Как я уже говорила, моей целью было вдохновить людей на ежедневную работу и саморазвитие. Если книга хоть кому-то поможет воплотить идеи и преодолеть творческие муки, всё было не зря.

Если книга кому-то поможет воплотить идеи и преодолеть творческие муки, всё было не зря

Про пользу для других понятно, а что книга дала лично тебе?

Работа над книгой здорово прокачала меня как специалиста. Я подтянула английский, пока писала и общалась с издателем, — теперь свободно разговариваю. Я научилась создавать, структурировать и редактировать текст большого формата, не говоря уже о том, что сама могу сверстать и подготовить к публикации книгу. Теперь мне по силам больше профессиональных задач, чем раньше.

Вдобавок книга поддержала личный бренд. Тот же «Лэндбук» разместил у себя её лендинг. Плюс статистика в Яндекс. Метрике говорит о том, что людям зашёл мой проект. Так что популярность моих работ в интернете растёт — в сети продвигаться однозначно легче, чем на книжном рынке.

Но важнее всего то, что я научилась ценить свои успехи. Пока я переносила иллюстрации на страницы книги, я осознала, какого прогресса добилась за годы челленджа. Сейчас я вижу, что мой опыт интересен людям, он вдохновляет их, а значит, я всё делаю правильно.