Анна Седая: От рукописи до опубликованного сборника стихов

Анна Седая От рукописи до публикации

Анна Седая — социолог, блогер и поэтесса. Аня выпустила поэтический сборник «72 часовых пояса» и сейчас занимается его продвижением. Мы поговорили с Аней, чтобы узнать: какие сложности ждут нишевого автора, почему продвижение бывает сложнее написания и на что обратить внимание при оформлении заявки в издательство.

Расскажи, как ты искала издательство?

Довольно долго. Я составила список российских издательств, которые работают с поэзией, и отправила им рукопись. Первый блин вышел комом: я живу в Польше, в России меня тогда никто не знал — рукопись не приняли.

Две основные причины отказа: либо издатели не работали с неизвестными авторами, либо уже были загружены проектами. Иногда мне отвечали, что текст качественный, но они не видели коммерческого потенциала. Неудивительно: поэзия — камерный жанр с ограниченной аудиторией. Убедить издателя в её коммерческом успехе очень трудно.

Текст качественный, но в нём нет коммерческого потенциала

После нескольких отказов я связалась со знакомыми из Москвы. Они посоветовали обратиться к поэтессе Дане Курской — у неё издательство «Стеклограф». Я какое-то время присматривалась к Дане, а потом написала ей письмо с рукописью. Случился мэтч.

А ты не боялась, что недобросовестные издатели могут украсть твои тексты?

Такое иногда случается, но лично я не боялась. Дело в том, что я с самого начала публиковала все стихи в соцсетях. Мне этого было достаточно — там стоит дата публикации. К тому же моя книга уже вышла.

Совет от редакции «Кто студент»

Пять способов защиты авторского права

Если вы переживаете за авторское право, опытные литераторы советуют:

Дедовской способ. Отправьте себе свою рукопись заказным письмом. При получении не нужно вскрывать письмо, чтобы никто не засомневался в целостности конверта. Оберегайте почтовый штамп от порчи.
Уровень защиты — низкий. В суде придётся доказать, что именно вы отправляли письмо.

Зумерский способ. Отправьте документ с рукописью на свою эл. почту.
Уровень защиты — низкий. В суде придётся доказать, что именно вы отправляли письмо.

У нотариуса. Отнесите рукопись к нотариусу и заверьте у него.
Уровень защиты — высокий. Если кто-то украдёт ваш текст, вы покажете справку нотариуса в суде, и закон встанет на вашу сторону.

Депонирование — хранение вашей рукописи в аккредитованной организации. В России таких организаций три: АО «НРИС», «Интеллектуальный регистратор авторских прав IREG» и РАО «Копирус». Регистрируетесь на одной из этих платформ, загружаете вашу рукопись, выбираете срок хранения, оплачиваете и получаете свидетельство.
Уровень защиты — высокий. Депонирование защитит вас и в России, и за её пределами.

Зарегистрировать товарный знак. Название книги, место действия, имя персонажа, ваше личное имя или псевдоним можно зарегистрировать в «Роспатенте» как товарный знак.

Минусы: цена — от 20 тысяч рублей. Регистрация займёт от двух месяцев до полугода. Срок действия — 10 лет, потом нужно подать новое заявление. Если вы не ИП или юридическое лицо, товарный знак вам не дадут.
Уровень защиты — высокий. Если отправить международную заявку в «Роспатент», он защитит вас и в России, и за её пределами.

Также рекомендуем почитать статьи про защиту интеллектуальной собственности в нашем журнале:

Как заинтересовать издателя нишевому автору?

Я считаю, что важно проявить свою индивидуальность и уникальность. Ваш голос должен выделяться и трогать лично. Издатель ищет не просто хороший текст, а оригинальную идею или подход.

Изучите требования и ожидания издательства. У меня не было одного шаблона для всех издательств. Ищите требования на сайте издательства на страницах «FAQ» или «Авторам». Если там мало информации, найдите соцсети издательства и спросите в комментариях. Ещё вариант: найдите автора, который печатается в издательстве, и спросите у него.

Обозначьте свою непохожесть. Это диктует сам жанр: поэзия — это про мощный индивидуальный голос, и заявка на публикацию должна это отражать.

Покажите потенциальную аудиторию. Для начала нужно найти людей, которые будут вас читать. Если вы, как я, пишете в узкой нише, донесите до издателя важность работы именно с вашими читателями. Акцентируйте потребности вашей аудитории и нишу, которую заполнит ваша рукопись.

Причешите рукопись перед отправкой издателю. Среди молодых авторов бытует миф, что главное — идея или сюжет. А уж издатель сам почистит текст. Но до редактора и корректора рукопись ещё должна дойти. Если вы отправите небрежную рукопись с кучей ошибок, у скаута не хватит сил вникнуть в суть.

Вычитайте рукопись на свежую голову. Чтобы поправить орфографию и пунктуацию, проверьте текст на «Грамота.ру», «Орфограммка» или «LanguageTool»
Вычитайте рукопись на свежую голову. Чтобы поправить орфографию и пунктуацию, проверьте текст на «Грамота.ру», «Орфограммка» или «LanguageTool»

Как ты подписывала договор с издателем?

Я подписывала договор дистанционно. Оформила генеральную доверенность на подругу в России, и она подписала договор от моего имени.

Я вычитывала договор с подругой, не с юристом. Дана — человек моего круга, у нас много общих знакомых в Facebook, поэтому я ей доверяю. Впоследствии проблем у меня не возникло. Если ваш бюджет позволяет, есть смысл подстраховаться и привлечь юриста.

В любом случае тщательно проверьте следующие моменты:

  • Права на текст: убедитесь, что цифровые, аудиовизуальные и переводческие права чётко оговорены. Нужно понимать, какие права передаются издателю, а какие остаются у вас.
  • Сроки и обязательства: проверьте срок, когда выйдет книга, и срок действия договора. Убедитесь, что в договоре есть пункт о расторжении. В нём должны быть прописаны условия, при которых договор перестаёт действовать.
  • Распределение обязанностей: ясно ли распределены обязанности между вами и издателем? Кто отвечает за маркетинг, распространение и продажу книги? Кто несёт ответственность за печать, качество продукции и её доставку?
  • Форс-мажор: изучите раздел, посвящённый форс-мажорным обстоятельствам. Надо иметь в виду, как они влияют на договор.
  • Финансовые условия: проверьте условия оплаты, сумму роялти и другие финансовые аспекты. Выплаты по ним и сроки тоже должны быть прописаны.

Как создавалась книга?

У меня всё затянулось. Каждый этап занял больше времени, чем я думала. Но я всё равно довольна — получилась именно та книга, которую я хотела.

Сначала мы искали дизайнера. В одном чате я наткнулась на Янку Сметанину из Берлина. Мне понравились её работы, и я ей написала. Янка тоже почитала мои стихи и только потом согласилась работать. Мы договорились, что я приеду к ней в Берлин — обсудить детали и отдать часть денег.

Процесс получился долгим: я познакомилась с Янкой в ноябре 2019 года, а лично встретилась в феврале 2020. Потом я два года шлифовала текст. Тут мне помогли консультации Оксаны Васякиной и частные уроки Дмитрия Воденникова. Макет мы закончили к сентябрю 2021 года и планировали выпустить книгу в декабре. Из-за пандемии она вышла в феврале 2022 года.

Мы с Янкой очень сдружились. Я приезжала к ней из Варшавы, и мы вместе занимались вычиткой текста

Надо сказать, что в плане редактуры у меня не было каких-то серьёзных разногласий. Думаю, если бы я сочла замечания редактора необоснованными, я бы попыталась обсудить их и найти компромисс. Молодым авторам я советую не расстраиваться из-за правок редактора: он видит текст со стороны, а его работа — помочь вам.

Что было самым сложным в процессе издания книги?

До работы с издателем у меня была мысль, что самое сложное — написать книгу. Вот продвижение мне казалось простым делом: напишите несколько постов и проведите пару интервью.

На практике всё вышло по-другому. Я быстро поняла, что продвижение — это тяжёлый труд. Зачастую он тяжелее, чем сам процесс написания.

В марте 2022 года я планировала презентацию в Москве. Договорилась с музыкантом для мероприятий, забрала часть тиража с собой. Но всё отменилось. Пандемия и политические события помешали

Часть моего продвижения книги ещё впереди. В Европе я распространяю книгу через друзей. Отзывы от них очень позитивные — меня это радует. В России книгу продвигает Дана Курская: книга уже засветилась на всероссийских выставках.

Ещё я записала аудиокнигу с другом-звукорежиссёром. Скоро выйдет рецензия в журнале «Воздух». Надеюсь, что удастся реализовать все задуманные планы.

Можно сдать книгу в печать и больше ничего не делать?

Написать книгу и сразу стать богатым и знаменитым — мечта многих авторов. В реальности такое бывает редко. Даже самый классный текст так и останется в тени, если его не продвигать.

В моём случае цель была такая: достичь своей аудитории и вернуть хотя бы часть вложенных средств. У меня не было иллюзий, что первая книга сделает меня богатой и знаменитой.

Когда думал, что можно просто написать книгу и сразу стать богатым и знаменитым

Важно понимать, что продвижение — это не просто реклама. Цель продвижения — создать контакт с аудиторией. Авторам в узкой нише я советую:

  • Создайте личный бренд. Продвигайте своё имя и репутацию как эксперта в своей нише. Публикуйтесь, давайте интервью, участвуйте в обсуждениях.
  • Используйте соцсети. Делитесь контентом по теме вашей ниши, общайтесь с подписчиками.
  • Сотрудничайте с коллегами. Найдите других авторов или экспертов в вашей нише. Попробуйте поработать над совместным проектом, чтобы расширить аудиторию.
  • Участвуйте в мероприятиях. Посещайте конференции, фестивали и подкасты — в общем, ищите способы засветиться перед читателями.

Какие есть мифы о книгоиздании?

Я почему-то верила, что издатели отвечают на все заявки. Да, нет — что-то же могут ответить?

Не могут. К ним каждый день приходят сотни заявок. У них не хватит сил отвечать на каждую. Если текст не подходит — он остаётся без ответа.

Я считаю, отсутствие ответа — это тоже ответ. Это сигнал, что нужно двигаться дальше. Ищите другие возможности и не останавливайтесь на достигнутом. Отказ или молчание издателя — не всегда показатель качества вашей работы. Иногда это вопрос, насколько рукопись соответствует нуждам конкретного издателя.

Какие лекции или практические руководства посоветуешь молодым авторам?

Я бы посоветовала обратиться в школы литературного мастерства или пройти курсы. От себя могу порекомендовать «Современные литературные практики», «Хороший текст» и «Band». У моей издательницы тоже есть школа — «Литературные курсы Даны Курской».

На курсах вы не только повысите навык письма — там можно пообщаться с опытными авторами. А иногда школы делают сборники с работами студентов.

Бонус

Готовый шаблон письма в издательство

Приветствие: Здравствуйте! Меня зовут [Великий Автор]. Прошу рассмотреть рукопись моего романа «Название великой книги».

Структура: «Великий роман» состоит из трёх частей: «Название цепляющей первой части», «Название наполненной клиффхэнгерами второй части» и «Название крышесносной третьей части».

Идея или тема: «Великий роман» — это история конфликта бобра с ослом в человеческом сердце.

Жанр: городская мистика.

Фишка: ретеллинг сказки о Золушке от лица главной злодейки-маньячки.

Размер рукописи: первая часть — 7,5 авторских листов, вторая часть — 8 авторских листов, третья часть — 300 авторских листов.

Целевая аудитория: девушки и юноши 16−25 лет.

Похожие книги: Кассандра Клэр «Хроники сумеречных охотников».

Место и время действия: альтернативная Россия, захолустный сибирский городок, середина 90-х.

Аннотация: Злая мачеха обнаруживает, что её муж умер и оставил коммуналку с тараканами в наследство Золушке — падчерице злой мачехи. Мачеха ненавидит Золушку и она сваливает на неё работы по устранению тараканов в коммуналке.

Когда Золушка занимается дезинсекцией, она встречает волшебного таракана-фею. Таракан знакомит Золушку с дубайским принцем. Теперь у мачехи-маньячки цель сжить со свету Золушку и таракана-фею, а принца женить на своих дочках…

Контактные данные автора: имя и фамилия, актуальная эл. почта, телеграм-контакт для быстрой связи.

Приложение к письму: синопсис и тело рукописи.