Алексей Башук. Авторское право работает, главное — разобраться как

Алексей Башук Авторское право работает, главное — разобраться как

Юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный, соавтор книги о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи!» отвечает на самые популярные вопросы об авторских правах.

Что такое авторское право?

Авторское право — это целый комплекс прав, которые служат для защиты произведений и их авторов. Вы можете написать книгу, разработать логотип, сделать сайт, а авторское право поможет защитить результат вашей работы и заработать на нём.

У любого автора в России есть три личных права: право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения. А ещё есть исключительное право, которое позволяет использовать произведение и получать за это деньги.

Расскажите подробнее о каждом из названных прав?

Право авторства — это право быть автором произведения. Оно появляется автоматически в момент создания произведения. Если вы сочинили песню, написали статью, нарисовали картину, сделали фотографию, то вы стали автором.

В нашей стране право авторства нельзя передать или продать. Например, копирайтер написал пост для заказчика, заказчик заплатил и выложил текст в соцсетях, но автором поста остаётся копирайтер. И ни за какие деньги это не изменится.

Копирайтеры часто соглашаются, чтобы их тексты были подписаны именем заказчика, но в России это незаконно. У нас автором произведения считается его создатель вне зависимости от желания заказчика или самого автора. Даже письменный договор это не изменит. А вот в США можно отказаться от авторства и передать его другому человеку.

Копирайтер написал пост, заказчик заплатил и выложил текст в соцсетях, но автором поста остаётся копирайтер

Право на имя разрешает подписывать свои произведения собственным именем, взять псевдоним или вовсе не указывать автора при публикации. Например, Алексей Пешков писал под псевдонимом Максим Горький, а Борис Акунин в обычной жизни Григорий Шалвович Чхартишвили.

Автор сам решает, как ему называться. Ни издательство, ни работодатель, ни заказчики не могут заставить взять определённое имя. Автор может использовать разные псевдонимы, может открыть своё настоящее имя обществу, а может сохранить его в тайне. Так, современные художники Бэнкси и Нино Дуччо стараются держать в секрете свои имена и имеют на это полное право.

Право на неприкосновенность произведения защищает труд автора от искажения и внесения изменений. Без разрешения автора нельзя ничего менять, удалять или добавлять. Если вы отзеркалили чужую фотографию или обрезали её, если добавили к чужой статье послесловие или изменили её — вы нарушили право на неприкосновенность.

Исключительное право позволяет использовать произведение любым способом: печатать, показывать, исполнять, продавать и так далее. Когда вы создали произведение, исключительное право принадлежит вам. Потом вы можете передать исключительное право другому человеку или компании, при этом автором останетесь вы, но распоряжаться произведением уже не сможете. Когда говорят «продать песню» или «продать права на книгу», речь идёт только об исключительном праве. Тот, кому принадлежит исключительное право, называется правообладателем произведения.

Если автор передал исключительное право, значит ли, что правообладатель может не только использовать, но и изменять его произведение?

Как я говорил, у автора есть право на неприкосновенность произведения. Оно относится к личным правам, а не к исключительному праву. Это значит, что в договоре с автором нужно отдельно оговаривать, сможете ли вы изменять произведение.

Объясню на примере: я нарисовал картину и передал исключительное право на неё Петру Петровичу. Он стал правообладателем и теперь может выставлять эту картину в галерее, использовать изображение для печати на сувенирной продукции, перепродать исключительное право на неё другому лицу. Но Пётр не может без моего согласия дорисовать что-то на картину, изменить её название или обрезать края.

В договоре нужно отдельно оговаривать, сможет ли правообладатель изменять произведение

Авторское право защищает всё, что люди придумывают?

Не совсем так. Есть два условия, чтобы результат вашего труда стал объектом авторского права:

у него должна быть объективная форма,
оно должно быть создано в результате творческого труда.

Объективная форма — это форма, в которой произведение смогут воспринимать другие люди, то есть произведение можно увидеть, услышать и кому-либо передать. Объективная форма не обязательно представляет собой книгу или готовый фильм. Это может быть диктофонная запись или статья в гугл-документах.

С творческим характером немного сложнее. По умолчанию любая созидательная работа носит творческий характер. Но подборка адресов или текст с описанием технического устройства не будет считаться объектом авторского права — в этом нет творчества. А если к описанию устройства добавили историю создания или фотографию — перед нами уже произведение.

Чтобы использовать чужое произведение, нужно договориться с автором?

Да, это один из способов использовать чужое произведение законно. Только договариваться нужно не с автором, а с правообладателем, и не просто договариваться, а заключать письменный договор.

Правообладатель может продать исключительное право, а может разрешить попользоваться произведением. Для этих целей есть разные договоры.

Договор об отчуждении прав заключают, если правообладатель решил передать исключительное право, а передаётся оно полностью и насовсем. Новый правообладатель может распоряжаться произведением по своему усмотрению. Представьте, фотограф передал вам исключительное право на фотографию. Вы можете использовать эту фотографию, как захотите, а фотограф — уже нет, даже на своём сайте или на своей выставке, хотя он остаётся автором фото.

Лицензионный договор на использование заключают, если автор не готов отдать произведение насовсем. В лицензионном договоре указывается, какое произведение, как долго и каким способом вы сможете использовать. Также нужно прописать страны, где разрешено использовать произведение, и сколько вы заплатите правообладателю.

Например, российские онлайн-кинотеатры показывают фильмы и сериалы по лицензионным договорам. Каждый договор заключается на определённый срок. Если срок вышел, а лицензию не продлили, фильм показывать нельзя. Именно поэтому из библиотеки Кинопоиска в 2022 году пропали фильмы «Маска», «1+1», сериал «Друзья», некоторые проекты «Би-би-си» и другие фильмы и сериалы.

Вы сказали, договор — это один из способов использовать чужое произведение, не нарушая закон. Какие есть ещё варианты?

Можно цитировать чужое произведение или использовать старое произведение. Но у каждого способа есть ограничения.

При законном цитировании важно соблюдать требования:

указать автора произведения,
указать название произведения,
объём цитирования должен быть оправдан целью.

Поясню последний пункт: мы не можем взять и скопировать всю книгу. Есть понятие допустимого объёма использования. Он не прописан в символах или килобайтах, а определяется на усмотрение суда. Допустимый объём цитирования касается не только литературных произведений, к этому требованию относится использование музыки, фрагментов фильмов.

Скриншот — это графическое цитирование, поэтому к нему применяются те же требования, что и к литературным цитатам. Цитировать изображения можно в учебных, научных или культурных целях, при этом следует указывать название и автора произведения, с которого вы сделали скриншот.

Скриншот — это графическое цитирование, поэтому к нему применяются те же требования, что и к литературным цитатам

При использовании старых произведений в общем случае вам не требуется разрешение. В России произведение переходит в общественное достояние спустя 70 лет после смерти автора. Исключительное право в этом случае перестаёт охраняться. Это значит, что теперь его может использовать кто угодно и как угодно: печатать, публиковать в интернете и так далее. При этом право авторства и право на неприкосновенность произведения сохраняются — они бессрочны. Например, мы можем публиковать стихи Пушкина, только нужно указать автора. Но мы не можем менять его стихотворения, дописывать к ним предисловие, заключение и т. п.

В разных странах разные сроки для перехода произведения в общественное достояние. Так, в США это 95 лет после смерти автора. По Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений минимальный срок охраны фотографий и дизайна составляет 25 лет после смерти автора, а для остальных произведений искусства — 50 лет.

С картинами и скульптурами всё сложнее. Они также переходят в общественное достояние, но изображения картин и скульптур из музеев можно использовать только с разрешения дирекции музея. Например, нельзя просто взять картину Гейнсборо «Портрет дамы в голубом» и печатать её изображение на ежедневниках или футболках. Сначала нужно получить разрешение Эрмитажа. А чтобы использовать изображение экспоната из зарубежного музея, нужно найти закон той страны и выяснить, у кого получить разрешение.

Пшеничное поле с сайта нью-йоркского Метрополитен-музея

Многие мировые музеи выкладывают в открытый доступ изображения своих экспонатов и разрешают их использовать в определённых целях. Например, нью-йоркский Метрополитен-музей дал доступ к 375 тысячам изображений шедевров, находящихся в общественном достоянии. Их можно использовать как в научных, так и в коммерческих целях

Если автор выложил своё произведение в интернет в общий доступ, его можно скопировать?

Нет, это распространённое заблуждение. Многие думают, если кто-то выложил что-то в интернете, значит, разрешил использовать. Но нет, не разрешил — отсутствие запрета не считается разрешением. И даже если вы поставите ссылку на автора, это не даёт вам право использовать его произведение.

Авторское право действует независимо от того, стоит ли рядом с произведением знак охраны авторского права и указан ли автор. Автор может не подписать произведение, это не делает произведение бесхозным. Правообладатель может не ставить знак охраны — это никак не повлияет на авторские права, потому что это просто предупредительная маркировка. Вы также можете подписать свой кошелёк или сумку: «Собственность И.Ф. Не брать! Охраняется законом!». Но и без этой подписи никто не имеет права брать ваши вещи, если вы прямо этого не разрешили. Так и с произведением.

Но, бывает, авторы специально выкладывают произведения для общего пользования. Как узнать, что автор разрешил использовать его произведение?

Представим, есть сайт, где фотограф публикует свои фотографии, и он не против, чтобы кто-то их использовал, но на конкретных условиях. Он составляет документ, который называется открытой лицензией, и публикует его на сайте. Там он прописывает, кто, для чего и в каких случаях может использовать его фотографии. Например, он может разрешить использовать их в некоммерческих целях и только физическим лицам. А может разрешить использовать свои фотографии в любой рекламе, кроме рекламы алкоголя.

Когда вы захотите скачать что-то с сайта, например, фотографии или шрифты, сначала ознакомьтесь с условиями лицензии. Их нужно соблюдать. Иначе вы будете нести ответственность за нарушение авторских прав.

сайт ансплеш

На сайте «Ансплэш» можно скачать изображения в высоком разрешении. В информации к фотографии указано, что её можно бесплатно использовать по условиям лицензии. Чтобы узнать об условиях подробнее, перейдём в раздел «Лицензия»

раздел лицензия сайта ансплеш

В разделе «Лицензия» указаны разрешения и ограничения для использования фотографий с сайта. Все фотографии можно скачивать и бесплатно использовать в коммерческих и некоммерческих целях. Никаких разрешений не требуется, хотя указание авторства приветствуется. При этом нельзя продавать фотографии без внесения в них существенных изменений, а также запрещено использовать скачанные фото для загрузки на подобные сервисы

Использовать фотографии можно по лицензии. А нужно ли заключать договор с моделью, запечатлённой на фотографии?

Есть такая история, как согласие гражданина на использование его образа. Такое согласие не требуется, если фотография была сделана в публичном месте, то есть конкретный человек не является центральным лицом в этой композиции. Ещё не требуется согласие, если модель позировала за плату, но чтобы это доказать, у фотографа с моделью должен быть подписан договор.

Другой вариант — модель позировала бесплатно. Если фотограф хочет продать фото третьему лицу, он должен подписать с моделью согласие на использование изображения. Но в законе есть нюанс: модель в любой момент может отказаться от своего согласия.

В моей практике был интересный случай. Девушка бесплатно участвовала в фотосессии в стиле ню. Фотограф разместил её изображения в своём портфолио и социальных сетях. Спустя 10 лет она стала известной и решила, что не хочет, чтобы её коллеги или партнёры видели эти фотографии. Девушка обратилась к фотографу с просьбой удалить её изображения. Фотограф возразил, что она подписала соглашение, в котором указано, что ни при каких обстоятельствах она не имеет права отозвать своё согласие. Однако даже такое соглашение не лишает модель права на отзыв. В итоге фотографу пришлось удалить фотографии девушки.

Что считается нарушением авторских прав?

Любое использование чужого произведения без разрешения автора будет считаться нарушением. Помните, что авторы есть у фотографий, шрифтов, иконок, пиктограмм, видеозаписей, музыкальных произведений. Если вы хотите использовать какое-то изображение или другой объект, сначала выясните, на каких условиях вы можете это сделать.

Представьте, дизайнер делает сайт для клиента и берёт чужие векторные иллюстрации, шрифты, фотографии, накладывает на видео клиента известные молодёжные песни. Так он нарушает авторские права многих правообладателей.

Другой случай: дизайнер копирует сайт конкурента, заменив только названия и фотографии. Это уже плагиат, то есть незаконное присвоение авторства. О плагиате говорят, когда один человек создал произведение, а другой без спроса скопировал его и указал автором себя или выдал чужую работу за свою.

Например, у Максима Ильяхова есть рассылка «Продвинутый курс Главреда», куда входит 50 писем о редактуре. Один гражданин из Казахстана решил заработать на ней: получил письма из рассылки, поменял там некоторые слова и начал продавать. Максим сначала написал ему письмо, потом претензию, но нарушитель их проигнорировал. Тогда мы обратились в суд. В итоге гражданин признал нарушение и заключил с нами мировое соглашение, по которому обязался выплатить Максиму Ильяхову четыре миллиона тенге. На момент суда это было 700—800 тысяч рублей.

пример нарушения авторских прав

Нарушитель думал, что если заменить Мишу на Даурена, изменить цвет выделенного текста и сделать выключку по центру, то можно использовать чужие статьи безнаказанно. Это не так. В данном случае копирование и переработка чужого произведения очевидны

Как использовать чужие статьи при написании текстов и не бояться, что обвинят в плагиате?

Нельзя сказать, что если в статьях совпало 100 или 1000 слов — это плагиат. Авторское право не устанавливает таких количественных ограничений. Когда речь идёт о плагиате, оценивается не только совпадение отдельных слов и фраз, но также логика, структура повествования и другие детали текста. Более того, нарушитель может скопировать статью и заменить слова на синонимы. И пусть слова будут другие, плагиат с высокой вероятностью установят.

Чтобы не было нарушения авторских прав при использовании чужих произведений:

не копируйте текст дословно,
не заимствуйте картинки и фотографии,
не используйте чужую логику и структуру повествования.

Использовать чужие статьи и книги в своей работе можно. Вряд ли вы случайно нарушите авторские права, если не планируете копировать чужой труд.

Какое наказание следует за нарушение авторских прав?

Наказание может быть разным: от денежной компенсации до лишения свободы. Всё зависит от того, каким было нарушение, какие последствия оно повлекло и кто будет определять наказание: суд, Федеральная антимонопольная служба или иной орган.

В большинстве случаев нарушитель несёт гражданскую ответственность: выплачивает правообладателю сумму, установленную судом. В некоторых случаях он будет привлечён к административной или уголовной ответственности.

Административная ответственность предусмотрена, например, за использование контрафактных произведений. Если кто-то в своей продукции использовал ваше произведение без разрешения, эта продукция будет считаться контрафактной. Например, вы фотографировали лесных птиц России, а компания «Кукушка» напечатала календари с вашими фотографиями, не спросив вас. Эти календари будут контрафактом.

Уголовная ответственность предусмотрена за плагиат, если в результате правообладатель понёс крупный ущерб. При этом ущерб считается крупным, если он превышает 100 тысяч рублей, а особо крупным, если он больше одного миллиона рублей.

За использование чужих произведений в рекламе своего продукта компанию может оштрафовать Федеральная антимонопольная служба.

Штраф нарушитель выплачивает государству, а правообладатель может получить денежную компенсацию или взыскать убытки.

Какую сумму можно потребовать от нарушителя?

Чаще всего правообладатели требуют денежную компенсацию. Рассчитать её можно тремя способами.

Компенсация от пяти тысяч до одного миллиона рублей, сумма определяется на усмотрение суда. В этом случае вы можете потребовать хоть 10 тысяч, хоть миллион, а суд определит разумную и справедливую сумму. При этом учтут, как, для чего и как долго нарушитель использовал чужой объект, нарушал ли авторские права раньше и другие обстоятельства.

Двойная цена права использования. Если вы раньше уже продавали лицензии на право использования объекта, то с нарушителя можно потребовать двойную цену. Например, если фотограф продал лицензию на фотографию одной компании за пять тысяч рублей, а другая компания использовала это фото незаконно, в итоге она заплатит в два раза больше — 10 тысяч рублей.

Двойная цена контрафакта. Например, ваши фотографии напечатали без вашего разрешения на 100 футболках и продают их по тысяче рублей за штуку. Значит, вы можете потребовать с нарушителя 200 тысяч рублей.

Можно попробовать взыскать убытки. Для этого нужно посчитать, сколько денег правообладатель недополучил из-за нарушения, а потом доказать эту сумму в суде. На практике сделать это сложно, поэтому обычно правообладатели выбирают компенсацию.

Если были нарушены ваши личные права, например, нарушитель обрезал вашу фотографию или стёр ваше имя, то дополнительно можно просить компенсацию морального вреда. Точных критериев для оценки морального вреда нет, но суд может взыскать 20—30 тысяч рублей за каждое нарушение.

Помимо взыскания денежной компенсации или убытков, суд может обязать нарушителя собрать и уничтожить все контрафактные экземпляры, опубликовать на своём сайте или в социальных сетях текст решения суда или совершить другие действия для восстановления нарушенного права.

Как защитить авторские права на свои произведения?

Важно разобраться, какие права у вас есть, и быть готовым защищать их. Не бойтесь идти в суд и не слушайте тех, кто говорит, что авторское право в России не работает. Работает, только вам придётся отстаивать свои права. О том, как это сделать, мы с Максимом Ильяховым написали в книге «Своровали? Накажи!». В ней простым языком объяснено, как защитить всё то, что вы создаёте, как зарабатывать на этом деньги, зачем нужны авторские права, товарные знаки, патенты, коммерческая тайна и секреты производства.