Сергей Капличный. Многочитал

Сергей Капличный Многочитал

СММ-менеджер издательства МИФ о книгах, лайфлисте и копировании форматов.

Кто ты по образованию?

Я преподаватель английского языка. Причём я учился в школе с архитектурным уклоном, поэтому все мои друзья — архитекторы и дизайнеры. А мне всегда нравился английский язык, нравилось передавать свой опыт. Поэтому решил, что хочу быть преподавателем. Отучился пять лет и получил диплом лингвиста.

А почему тебе хотелось заниматься именно этим?

Не знаю. Английский язык — это клёво.

Перед поступлением в университет многие ориентируются на то, что у них лучше всего получается в школе. Вот у меня лучше всего в школе получалось знать английский язык, я его с детства изучал, он мне очень нравился. Ещё мне нравилось делиться впечатлениями с другими людьми — я кайфую от этого, меня прёт.

Мой студенческий билет. Он, конечно, не отражает всех тех весёлых и сложных моментов, которые я испытал во время учёбы… Но приятно о них напоминает

Я думал над разными вариантами, чем бы мне заняться в жизни. Мой кругозор был тогда ограничен в силу возраста, но я искал, что мне больше всего понравится. Родители говорили мне: «Делай, что хочешь, главное, чтобы тебя это пёрло».

И выбирая из разнообразия профессий я подумал, что преподавать английский — это будет клёво. И это действительно круто, потому что благодаря лингвистике и языкознанию у меня появилась любовь к слову, к письменному слову в том числе. В конечном счёте, вытекло в то, что я и работаю со словами: собираю в предложения, предложения в абзацы, абзацы в тексты. Всё это делаю и на этом зарабатываю.

Как ты начал работать? Вот закончил ты университет и куда пошёл?

На самом деле я начал работать ещё на первом курсе, было туго с деньгами, как у многих студентов. И моя первая работа была достаточно дурацкой: я был мерчендайзером, расставлял молочную продукцию в магазинах.

Потом я перепоступил в университете с платного места на бюджетное, и сделать это можно было только с потерей года. То есть ровно год мне не нужно было ничем заниматься. В других странах достаточно распространена практика, когда после школы не идут в университет, а целый год ничего не делают, чтобы понять, чего хочется в жизни. Вот у меня совершенно случайно такой год возник. Я думал, чего я хочу, и параллельно занимался музыкой — у меня была своя рок-группа. Для группы нужны были деньги: на репетиции, на записи. Но тогда как раз наступил кризис, и я без опыта ни на что серьёзное не мог претендовать.

Брат рассказал мне про Фриланс.ру, что там можно найти удалённую работу. Я такой: «Что? Что за бред? Я не знаю ни одного человека, который работает удалённо». Но всё равно делать особо нечего было, и спустя пару месяцев я зарегистрировался там и нашёл первые заказы: переводы небольших статей, связанных с гаджетами. Постепенно в переводы я стал добавлять больше авторского и начал переходить на собственные статьи.

Какие у тебя были проблемы с первыми текстами?

Тогда самой большой проблемой было найти заказчиков, потому что я был начинающим, совсем зелёным. Ещё я всего боялся, думал: «Вдруг я это не умею, вдруг с этим не справлюсь». При этом у меня было много энергии, сил и времени — мог ночами работать.

Потом, когда с заказчиками стало всё окей, появилась другая проблема: распределение времени. Я работал удалённо и для меня было большой проблемой найти баланс между жизнью и работой.

И как ты решал проблему времени?

Я решил, что буду продумывать свои проекты, купил себе блокнотик. Начал каждый день составлять список дел и расставлять приоритеты: что я должен сделать, что из этого более важно, что менее. И именно это стало первым шагом к тому, чтобы я начал нормально управлять своей жизнью и временем.

Какой проект стал для тебя прорывным? Переходом от переводов с добавлением авторского стиля к чему-то более серьёзному?

У меня были разные заказчики, было очень много интересного. Но переломный момент случился, когда я познакомился с девушкой Евой Кац — это было пять лет назад. Они срочно искали копирайтера в свою компанию. Меня пригласили и начали параллельно обучать СММ, чтобы я посты грамотно оформлял. Кстати, Ева тогда рассказала мне про инфостиль и лекции Ильяхова.

Для меня это всё было эдаким взрывом в голове: до этого я думал, что итак неплохо пишу, а тогда понял, что мне есть, куда развиваться

Начал прокачиваться, понял, что мои тексты состоят из кучи фальши. И если избавиться от этой фальши и добавить умных мыслей, то будет в тысячу раз лучше.

Что не надо писать огромный текст, чтобы показать себя умным: лучше писать коротко и ясно. Начал ставить себя на место читателя, по-другому начал на работу смотреть. Это стало толчком для моей уверенности.

Я закончил университет и решил, что хочу совмещать преподавание английского языка и тексты. В итоге преподавал в крупнейшем вузе Урала английский язык айтишникам, а по утрам занимался копирайтингом.

Через какое-то время мне попала в руки книга Александра Амзина «Новостная интернет-журналистика». Я прочитал и подумал: «Как же это клёво!» Решил, что почему бы не попробовать, и устроился айти-журналистом в небольшой айти-проект. Мы с главным редактором освещали все движухи по информационным технологиям в Екатеринбурге.

Потом меня позвали копирайтером в СКБ Контур. Я занимался проектом «Контур-Эльба» — онлайн-бухгалтерией для индивидуальных предпринимателей. Тогда пригласили на работу, потому что нашли мой блог. И на все последующие места работы я попадал, потому что работодатели видели мой блог и приглашали к себе.

У тебя были моменты, когда ты приунывал, перегружен был?

Да, как раз в период работы в СКБ Контур. Они тогда были крупнейшей айти-компанией на Урале. И там было всё, что я видел на картинках про красивые офисы: кухня, печеньки. Мне очень сильно понравилось, что, получается, работодатель создал нам идеальнейшие условия, чтобы мы ни о чём не парились и просто работали нашу работу.

Но я должен был приходить в офис каждый день: сперва это было весело, а через пару недель стало отстоем. Я вообще не понимал, зачем это делать, меня это очень сильно бесило. Я люблю с утра рано просыпаться и делать все дела: после четырёх дня от меня толку никакого. Поэтому я вставал в шесть вечера из-за стола и уходил, коллеги на меня смотрели и думали что-то типа: «Вот бездельник». У чуваков был прикол сидеть очень долго в офисе. Я предпочитаю брать и делать работу, делать её круто и потом отдыхать. Потому что у меня есть моя жизнь, которую я тоже очень сильно ценю, и я не готов тратить всю свою жизнь, занимаясь только работой. Это не значит, что я избегаю работы, но для меня очень важно проводить грань, потому что иначе понимаю, что теряю себя и свои идеи. Поэтому мне было сложно работать в офисе.

У меня тогда в жизни всякие сложности начали происходить. Я понял, что мне нужно гнать в отпуск, путешествовать. Я очень люблю перемещаться по разным странам. Было критично сменить обстановку, а тут получалось, что удалённо нельзя было работать над проектом. И мне не дали бы отпуск, потому что я ещё не отработал положенное время. И сколько я ни разговаривал о переходе на удалёнку, сказали «нет» и всё. И я уволился, поехал в путешествие по Европе на целый месяц.

Один из обязательных пунктов того путешествия — Рейкьявик. Как оказалось, в столице Исландии ещё уютнее, чем написано в книгах и показано в кино. Сфотографировался на память с исландскими друзьями

Чем занимался после Европы?

Я вернулся и начал грустить. Потому что заканчивались сбережения и заканчивались заказчики. Какое-то время я на разовые заказы жил, грустил и питался всяким дерьмом, жил непонятно где.

Потом моя подруга пригласила меня работать музыкальным журналистом в Екатеринбурге. Я начал десятками делать интервью: со всякими звёздами, музыкантами. В детстве слушал Дельфина и тут я с ними делаю интервью — взрыв какой-то.

Ты брал интервью. Расскажи, как ты это организовывал? С какими проблемами столкнулся?

Смешным было моё первое интервью в качестве музыкального журналиста. Мне сказали, что будет интервью с английским исполнителем, чьи песни тогда были дико популярными. Я дома готовился, чтобы вопросы были небанальными и интересными. На следующий день созвонились и оказалось, что он такой спокойный чувак, с ним было интересно болтать. Он в какой-то момент сказал, что любит рыбалку, а об этом факте нигде не было написано. Я такой: «А ты зимнюю рыбалку пробовал хоть раз?» Оказалось, что нет. И я ему: «Чувак, ты в России, ты должен это сделать». В итоге он приехал в Екатеринбург, мы договорились с организаторами, и они прямо в центре города вырыли лунку. Он там рыбачил и поймал рыбу. Потом я подошёл к нему, он меня поблагодарил. А после концерта он сквозь огромную толпу меня узнал и ещё раз поблагодарил. Это было неожиданно и клёво.

Я понял, что сделать хорошее интервью может каждый, нужно просто слушать человека

Ну и ещё это дело подготовки. Чтобы получилось суперинтервью, нужно или знать человека, или быть знакомым с его творчеством — чтобы оно тебе нравилось. Мои самые крутые интервью были с теми, чьё творчество я искренне любил.

Про твой блог. Как ты начал его вести?

Я прекрасно помню момент, как у меня родилась идея вести блог: я шёл по улице, слушал всякие дурацкие рэп-песни, и в голове возникли мысли: «О чём они вообще поют? Было бы интересно порассуждать». И решил, что буду делать это письменно. Ну и начал делать.

Тогда я ещё очень сильно увлекался гиф-анимацией: из всех подряд фоток лепил гифки и выкладывал. Мне казались — и кажутся — гифки такими смешными и весёлыми. Мне было забавно это делать, я хотел делиться этим с миром. У меня не было какой-то клёвой цели, просто хотелось делиться чем-то с людьми.

В свободное время всегда любил делать гифки. Главные составляющие — куча картинок и радость от процесса

Блог я никак не раскручивал. Не представляю, для чего мне было бы это нужно. Для меня это штука, куда я закидываю свои мысли. Прикольно, когда начали появляться откуда-то читатели. Потом, когда я начал выступать, рассказывать о себе, постепенно люди начали подтягиваться, появилось небольшое коммьюнити. Мне было прикольно, что люди начали обращать внимание. Я понял, что это кому-то нужно. Понял, что могу делиться всем, чем угодно, и кайфовать от этого. Начал делать обзоры книг, всё такое.

Ты сейчас упоминал обзоры книг. А ещё какие форматы, которые у тебя были в блоге, пригодились тебе в работе?

Да у меня вообще такого не было! Я не заводил блог с целью «зафигачу пост, кто-то его увидит и пригласит меня на работу». Наоборот, я воспринимал блог как нечто неформальное. Когда я в первый раз столкнулся с тем, что на собеседовании мне говорили: «О, я читаю твой блог и мне нравится, как ты пишешь», я удивился.

Если мой работодатель читает мой блог, как он меня воспринимает? Может, он будет меня воспринимать несерьёзно

У меня даже какие-то комплексы были. Потом я перестал париться и понял, что это клёво, и многим хочется неформального стиля в рабочих текстах.

Как МИФ появился в твоей жизни?

Когда я начал вести свой блог, случайно наткнулся на блог Сергея Короля. Он тогда работал в МИФе книжным скаутом и однажды опубликовал пост о том, что уходит из издательства, предложил своей аудитории отправить резюме. Я отправил, но не сложилось. Это было первое соприкосновение с издательством как с возможным работодателем.

Спустя долгое время я увидел, что МИФ ищет копирайтера. Я сделал тестовое, потом меня попросили сделать ещё одно тестовое. Потом тестовых было штук, наверное, десять. Это длилось три месяца, и я злился под конец. В итоге написали, что берут меня. Позже я узнал, что триста-пятьсот человек прислали тогда заявки на копирайтера. С тех пор и работаю в МИФе.

Чем ты сейчас занимаешься в издательстве? Произошёл ли какой-то рост?

На самом деле, я не знаю. Это всегда сложный вопрос. Я пришёл на должность копирайтера-креатора и на протяжении долгого времени моя деятельность заключалась в том, что я брал кучу книжек и писал огромное количество текстов для внутренних и внешних площадок.

Потом я начал вести Твиттер и Телеграм издательства. Мы, по-моему, вообще первое издательство в России, которое начало вести Телеграм. Плюс я люблю придумывать идеи, мне это больше всего нравится. Я придумывал всякие челленджи, курсы, розыгрыши, конкурсы. Креативил постоянно, что-то выдумывал на протяжении двух с половиной лет.

Подловил Игоря Манна для селфи. С ним всегда приятно общаться. И фотографироваться

Но в начале этого года я немножечко устал от всего этого, от большой нагрузки. Решил погрузиться в свои проекты и стал работать в издательстве на полставки, полгода в таком вот режиме протусовался. А потом начал грустить от того, что у меня слишком мало задач. В итоге с начала августа я примкнул к команде SMM, сейчас моя задача — это погружение в Яндекс. Дзен и видео-форматы. Еще сейчас занимаюсь МИФ-играми — новым проектом издательства про настольные игры, и МИФ-курсами. На курсах я ведущий подкастер: запускаем лайф-трансляции в Инстаграме издательства, я общаюсь с нашими авторами и крутыми экспертами.

Как сделать хороший подкаст?

Я пока слабо понимаю. Тем, что получается, я очень доволен. Нужно понимать, что месяц назад я вообще не знал, как всё это делать: как монтировать, как записывать. До этого я в подкастах участвовал только как спикер, а тут я ведущий, я должен всё это организовать.

Примерно так происходил процесс записи подкаста для курса «Санаторий МИФа»

Мои друзья, знакомые, которые занимаются подкастингом, мне во всём этом помогли, и я вполне доволен. Я пользуюсь программой Audacity, она бесплатная под все платформы. Я установил её у себя и прошу установить человека, с кем я записываю подкаст. Мы созваниваемся в Скайпе, говорим в гарнитуру: я записываю себя, человек записывает себя. Потом он присылает мне дорожку, я это всё монтирую и добавляю музыку. Есть ещё приложение Launchpad, в котором я делаю музыку для видеороликов и подкастов.

Как ты выживаешь? Ты просто сейчас такой самосвал прикатил, вывалил кучу всяких штук. Хочется понять, как ты это вообще всё увозишь.

Ко всем этим штукам я ещё каждый день пишу в свой блог и у меня есть проект Многочитал, который я развиваю. Ещё я путешествую и девушку свою люблю. На самом деле, понятия не имею, как это всё получается. У меня есть планировщик — Things, есть календарь, и я всё планирую, дела раскидываю.

Мне всегда кажется, что я мало чего делаю, постоянно хочется делать ещё больше. Иногда кажется, что у меня 48 часов в сутках или даже чуть больше

Я стараюсь в 6−7 утра вставать, хожу на тренировки — это даёт большой заряд, когда ты начинаешь заниматься с утра чем-то клёвым. Ещё я постоянно делаю перерывы. Я очень ленивый человек, мне очень важно делать перерывы и отдыхать: ничего не делать в это время или медитировать.

Про твои личные проекты — у тебя есть Лайфлист. Как появилась его идея?

Перед тем, как я уехал в Европу, мне было грустно. Я подумал, что столько всего в жизни упускаю, что не позволяю себе заниматься интересными вещами. И решил составить список из ста вещей, которые ни разу не пробовал.

Я подошёл к этому достаточно осознанно, чтобы всё это точно воплотить в жизнь — составлял список почти месяц. Сразу хотел список сделать публичным, потому что знал, что это будет на меня давить и подстегивать. Изначально я составил список из больше, чем ста вещей. Потом осознанно выбрал из них те, которые действительно хочу выполнить, отсеилось навязанное обществом.

Какой пункт оказалось не так просто внедрить, как ты думал?

Да все на самом деле. Когда ты только записываешь — это просто, а на деле, конечно, сложновато. Я этот список планировал выполнить за один год. Сейчас заканчивается четвёртый год, и я его не до конца сделал до сих пор.

Ух! Тут я выполняю очередной пункт Лайфлиста и прыгаю с вышки. Было страшно. Но зато на земле почувствовал себя всемогущим

У тебя в списке есть финальный пункт про написание книги. Как с этим дело?

Книга по сути почти готова. Она будет представлять собой посты из моего блога: отредактированные, грамотно свёрстанные и дополненные статьями. В книге будут советы о том, как составлять список, чтобы не профакапиться. Потому что я кучу ошибок сделал: начиная с формулировок заданий и заканчивая серийными задачами.

Я вижу большое количество людей, которые сделали себе такой же список. Но я смотрю и понимаю, что с какими-то пунктами человек справится уже в ближайшее время. Или есть пункт, например, «купить макбук». Ну реально, это принесёт столько счастья и эмоций? Ну нет же! Потому что весь мой список — это исключительно про эмоции, про впечатления. Я хочу передать это в книге, сделать на этом акцент.

Как ты относишься к тому, что у тебя копируют форматы?

Для меня одно время это было больной темой. Книга «Кради как художник» как раз о том, что ты ничего не можешь изобрести в этом мире. Что ты берёшь что-то и адаптируешь от других людей, другие идеи. Это естественно.

Все мои проекты и идеи — это не мои изобретения, даже тот же Лайфлист. Я просто взял идею и придумал, как её воплотить по-прикольному, добавил авторского. Мне не свойственно взять идею и сказать, что это моё.

Мне нравится принцип Do It Yourself — всегда добавлять что-то своё. Возьми идею, переделай её, и это уже твоя идея, ты сам её создал фактически

А когда просто один в один копируют, это так себе. В первую очередь человек будто себя не уважает. Для меня это странновато.

Сталкиваешься ли ты с критикой? В том числе публичной.

Прямо сейчас, мне кажется, нет. А так, конечно, да. То есть мне миллионы раз говорили, что и тексты говно, и Лайфлист дерьмо и всё такое прочее. Так было много раз и, наверное, так есть до сих пор. Просто я как-то по-другому к этому относиться стал.

Полагаю, чем бы вы ни занимались, каким бы крутым профессионалом ни были, всё равно найдутся люди, которые захотят вас покритиковать. Они будут недовольны вашей статьёй, попытаются под лупой проанализировать работу и сделают всё, чтобы найти, за что зацепиться. Тут нужно усвоить только одно: никогда ничего не принимать на свой счёт.

Я выбрал для себя пару человек, которые могут честно оценить мою работу. И если вдруг по какой-то причине я сомневаюсь, то показываю её этим людям, а они подсказывают, критикуют или говорят, что всё круто. И я публикуюсь. После этого никакая критика не страшна.

Расскажи про Многочитал. Как появился проект?

Многочитал — прикольный проект. Обожаю его. Есть такая ситуация, которая меня немного бесит: что люди не читают книги. Бесит даже не то, что не читают, а то, что они покупают книги, читают их, а потом говорят, что книга говно. При этом в жизни они ничего не реализуют из этих книг. Поэтому основная мысль Многочитал в том, чтобы мотивировать сразу воплощать в жизнь идеи из книг.

Реализуется это так: ты получаешь набор — книгу и конверт, нужно прочитать книгу и после открыть конверт. В конверте лежит какая-то записка и бонус, который намекает о том, как применить знания из книги в жизни. Например, первый набор был с книгой «Однозадачность» о тайм-менеджменте: о том, что нужно фокусироваться на одном деле. В конверте к книге лежали песочные часы на 15 минут, чтобы человек мог засечь эти 15 минут и уделить их какой-то определённой задаче, ни на что не отвлекаясь. Смысл был в том, чтобы спровоцировать человека действовать сразу после прочтения.

Первые заказы Многочитал доставил по Москве сам. Устал. Но зато сделал немало полезных выводов, как оптимизировать свою работу и работу будущих курьеров

Ещё Многочитал о том, чтобы подсказать людям клёвые книги. Потому что миллионы книг выходят, и откровенно говоря, есть очень много стрёмных книг. Я на протяжении многих лет в своём блоге рассказываю о том, что я прочитал. Моему мнению можно доверять, можно не доверять, но я вижу, что люди кликают и потом покупают эти книги. Следовательно, к моему мнению прислушиваются. Я решил, что почему бы не сделать это таким ламповым проектом с безбашенными книгами, потому что, хоть я и читаю большинство книг в электронном варианте, у меня есть своя библиотека любимых бумажных книг.

Я тащусь от бумажных книг, потому что они клёвые. И мне хотелось бы, чтобы люди также могли ими наслаждаться

Я считаю, что нужно читать не только один какой-то жанр, а развиваться со всех сторон: читать не только деловую, но и художественную литературу. Я всегда говорю об этом своим коллегам. Это помогает развиваться.

С какими сложносями ты столкнулся, когда начал делать Многочитал?

Со всеми: начиная от регистрации ИП и заканчивая доставкой. Я боялся, как люди будут реагировать, будут ли им нравиться книги. Не понимал, как позиционировать себя в социальных сетях, как раскручивать, как рассказывать о своём проекте. Потом я долго не мог прикрутить удобный эквайринг. В общем все сложности, которые я только мог и не мог себе представить — я с ними столкнулся.

Что такое продуктивный уикенд? Как появилась идея внедрить это в свой блог?

Есть два мотива, почему я хотел это сделать. Первый мотив — корыстный. Я почему-то решил, что будет очень весело попробовать писать в свой блог каждый день. Собственно, я и начал это делать, потому что таким образом ты отключаешь у себя внутри критика: иногда получается большая заметка, иногда маленькая, иногда скорее для себя. Но ты тем не менее берёшь и публикуешь её, и это клёво. И хотелось в какой-то день делать для себя перерыв, поэтому решил день отдать кому-то другому.
Соответственно, я беру, отправляю вопросы всяким интересным мне людям и прошу, чтобы они мне на них отвечали.

И второй момент, который мне очень важен: я давно понял, что если не запланировать выходные, то они уходят в никуда. То есть сидишь на Фейсбуке, смотришь сериалы и занимаешься какой-то хёрней. Поэтому последние несколько лет я всегда планирую свои выходные. Все выставки, встречи и знакомства я закидываю себе в календарь, чтобы не забыть всё это проделать.

Я подумал: «А почему бы мне всё это не совместить?» Приглашать друзей, знакомых и интересных мне ребят, закидывать им вопросы и публиковать их ответы у себя в блоге. Вот, собственно, так это всё зародилось.

Внезапный вопрос про Нетологию. Что ты там ведёшь?

Веду лекции по текстовому контенту на курсе контент-маркетинга. Раз в 2 месяца веду лекцию и рассказываю на своём примере, как писать тексты от идеи до конечной публикации. Про работу с критикой рассказываю и про всё остальное.

Это разворот книги «Покажи свою работу» О. Клеона. Наверное, нельзя более лаконично передать мой слоган и основную деятельность в жизни

На какую аудиторию рассчитан такой курс?

На новичков, которые хотят начать писать тексты или только начинают писать тексты и волнуются за свой результат, не знают, как подступиться. Или думают, что они писали изложения, сочинения в школе и считают, что они крутые авторы. Да, не спорю: возможно, они реально круты. Но просто сейчас реалии такие, что контент нужно редактировать, чтобы получилось круто, чтобы эти тексты читали в интернете.

Дай совет начинающим авторам.

На самом деле, все советы такие странноватые, потому что самое главное — это практика. Просто брать и писать кучу всего. Но самый главный совет, который мне всегда помогает — это всегда иметь под рукой приложение или ручку с блокнотом и генерировать идеи.

Я примкнул к челленджу, который запустил мой приятель: каждый день придумывал по 10 идей на любую тему. Например, 10 людей, у которых взять интервью, 10 передач, которые я хотел бы придумать сам, 10 СМИ, которыми я хотел бы руководить. Короче, какие угодно идеи, и каждый день вот так придумывать по 10 идей. И тогда генератор идей работает на полную катушку, потом можно уже специально ничего не придумывать: тебя просто уже ничего не остановит, ты постоянно что-то придумываешь.

Скриншот приложения Bear. Собираю в нём всю текстовую информацию, а также генерирую идеи

Что ты думаешь о Школе редакторов?

Прикольная движуха. Мне очень нравится, что я вижу со стороны: вся эта редакторская тусовка, хорошее комьюнити, где люди понимают проблемы других учащихся. «Ой, у меня куча проектов, куча дел, дедлайны, всё сгорит, меня там оценят так, а потом так, ещё защита диплома».

Мне кажется, это классная штука — та объединяющая вещь, которой не стыдно, грубо говоря, в социальных сетях делиться. Мне вообще нравится, когда люди учатся, меня радует, что люди получают знания, развиваются.

Единственный момент, что я очень часто видел раньше — сейчас я не обращаю внимания либо такого нет — что раньше было очень-очень много шаблонов. Брать и копировать стиль кого-то или просто руководствоваться догмами вслепую — это очень хреновый путь, который к крутому, как мне кажется, не приводит никогда. Я сейчас, к счастью, такого уже не замечаю.

Как ты себя прокачиваешь с точки зрения редактуры, написания текстов?

В первую очередь стараюсь больше читать: статьи, всевозможные книжки. Я девять-десять лет в этом и понимаю, что есть вещи, которые не для меня. И вместе с тем есть много вещей, которых я не знаю и в которых мне надо прокачиваться.

Любой курс, любая книга, если это доступно по цене, бесплатно или я готов потратиться — я обращу на это внимание и изучу. Причём это касается не только профессиональной темы

Раньше я долгое время опирался только в текстовый контент, только с ним взаимодействовал. А потом меня осенило: «Есть же сотни других вариантов, как передавать свои мысли, и нужно прокачиваться в них». Я как хобби занимался фотографией, а потом понял, что это можно использовать как рабочий инструмент: в статьи вставлять собственные фотографии.

Какие книги оказали на тебя наибольшее влияние?

Кради как художник и Покажи свою работу Остина Клеона. В этих двух книгах, до такой степени простых, в доступной форме описываются истины, которые мне очень сильно помогли в работе и жизни. После этих книг я полюбил формат, когда вещи преподносишь в простой форме.

Ещё мне нравится прочитать книгу, выбрать из неё что-то клёвое и сразу же это применить в жизни. Есть книга На пределе, когда 7 дней проходишь в адской неделе в сложных условиях: живёшь и просыпаешься в 5 утра, прокачиваешь себя со всем сторон — и так неделю. И мне очень клёво было пройти этот курс.