UX-редактор рассказал, стоит ли начинать вести блог в 2024, как набрать 12 000 подписчиков в телеграм-канале и может ли популярный канал помешать найти работу.
Расскажи немного о своём опыте.
Я начинал в 2012 году. В то время вёл с друзьями пару блогов про Apple, меня привлекала «яблочная» тематика. Потом решил подзаработать и разослал несколько писем в русскоязычные издания. Одно из них откликнулось: это был «МакРадар» — издание, которое было посвящено Apple. В компании я проработал три года: год как редактор и два — как главред.
Полтора года работал на себя, писал и редактировал статьи, письма и другой контент для изданий и продуктов, потом решил вернуться в наём. Устроился в айти-компанию «Амплифер», где 3,5 года отвечал за все коммуникации. После участвовал в нескольких проектах, один из которых из сферы EdTech.
В итоге решил двигаться в сторону UX, потому что увидел в нём сплав текстов, смыслов, дизайна, продукта. Одновременно с этим подустал от статей, рассылок. В UX я увидел большое будущее, поэтому оказался в сфере два года назад.
UX — сплав текстов, смыслов, дизайна, продукта
Зачем начал вести телеграм-канал? Начинал для себя или выделял аудиторию и подстраивался под неё?
7 лет назад я сидел на кухне ночью, и вдруг меня озарило: надо делать канал про редакторские инструменты. Как раз к этому моменту уже началась волна создания первых телеграм-каналов. Вот и я создал свой — «Инструменты редактора», в котором решил сфокусироваться на… инструментах для редактора. Моей целевой аудиторией были редакторы и все пишущие люди. Я решил рассказывать им про сервисы, приложения, делиться советами. Буквально на одном листке блокнота это расписал и набросал первые 12−15 тем.
Почему решил выбрать тематику инструментов для редактора?
Я сразу почувствовал, что ниша выбрана верно. Редакторские каналы и советы с отсылками к правилам инфостиля уже были, а я решил пойти через инструменты: приложения, сервисы. Потом постепенно туда добавлялись советы, личный опыт и переводы статей — краткая выжимка материалов зарубежных коллег, которых сам читаю.
Это обычная практика: создаётся канал на определённую тему, в него приходит заинтересованная аудитория, которая потом начинает увлекаться в принципе жизнью автора. Сначала читателей объединяет тема, потом — личный взгляд автора на жизнь и работу.
Я пробовал вести четыре канала. Один из каналов был личный: рассказывал, куда езжу и что вижу. Но в прошлом году удалил все каналы, кроме «Инструментов редактора». В остальных задора хватало на пару недель, а потом я их плавно забрасывал, поэтому решил все темы интегрировать в свой основной блог.
Сначала читателей объединяет тема, потом — личный взгляд автора на жизнь и работу
Какой контент сейчас постишь в канале? Откуда берёшь информацию?
Рекомендации из блогов по UX-редактуре, на которые я подписан.
Еженедельная рассылка от Medium, который неплохо понимает мои интересы и под это строит рекомендации: раз в неделю присылает подборку возможно интересных мне материалов.
Рекомендации из каналов русскоязычных редакторов. У нас есть свой чат лидов. Если есть что-то классное, то рассказываю об этом у себя в блоге. Например, недавно был крутой гайд от Киры Калимулиной, или коллеги из Альфа-Банка рассказывали о тестах и исследованиях на Хабре — тоже делюсь этим в канале.
Личный опыт. Когда происходит что-то интересное или приходит интересная идея во время прогулки. Когда хожу, часто приходят классные идеи.
Отсылка к старым постам. Логика простая: тогда его видела одна аудитория, сейчас — другая. Аудитория сильно изменилась даже за последний год. Тем более в старые посты всегда можно добавить комментарий и сказать, как у автора поменялось мнение по поводу той или иной темы. У людей в разное время фокус на разных вещах: в одно время пост вообще не привлёк человека, а в другое — откликнулся на насущную проблему.
Продаёшь ли ты рекламу в своём канале? Если да, то как выбираешь рекламодателя, кого отсеиваешь?
Да. Раньше бесплатно публиковал вакансии от своих коллег, но сейчас для вакансий только платное размещение. Публикую рекламу на разную тематику. Всё, что касается коммуникаций в широком смысле слова, подходит для рекламы у меня в канале. Обычно размещаю информационные и образовательные продукты для редакторов, исследователей, дизайнеров.
Не подходят рекламодатели, которые не готовы маркировать рекламу и нарушают закон. Объяснение простое: не хочется лишних проблем.
Если говорить о релевантности приходящих рекламодателей — один неподходящий на двух подходящих. Часто приходят рекламодатели, с которыми уже был диалог. Буквально на днях пришёл такой человек и повторно купил размещение.
Как редактору лучше начать вести свой блог?
Можно даже начать с простой мотивации: «Вести канал, чтобы зарабатывать на нём деньги». Когда специалист ведёт канал, то тратит на него время, энергию и внимание. Если он собирает большую аудиторию, то почему бы это не монетизировать.
Но монетизация не должна быть основной мотивацией. Это может быть следствием того, что редактор ведёт крупный канал, который интересен аудитории. Рекламодатели замечают активность, видят подходящую целевую аудиторию и готовы купить у вас размещение.
Сейчас вырасти гораздо сложнее, чем 7 лет назад. Тогда я вырос без закупки рекламы до семи тысяч за год, но сейчас это очень сложно, для такого быстрого роста надо быть известной личностью или вкладывать деньги в рекламу. На очередной канал редактора подпишутся друзья, придут подписчики из соцсетей. Наберётся пара десятков человек, а дальше органически расти будет сложно. Взаимопиары и подборки работают намного хуже, чем раньше.
Если есть желание начать вести канал, то надо начинать и не задумываться о сложностях. Появился порыв — делайте. Если есть идеи для первых постов — делайте. Если контент будет интересным, аудитория — живой, то это будет подпитывать вас как автора канала. Вы будете видеть, что канал востребован: ваши темы обсуждают, подписчики разделяют ваш подход. Всё это будет создавать самоподдерживающийся интерес к вам и вашей аудитории.
Главный совет — выбрать нишу, потому что читать 500-й дневник о работе редактора не очень интересно. Например, можно сделать канал про чат-ботов и рассказывать инсайты из работы. Или если вы работаете в государственных органах, то можно рассказывать об этом — интересно слушать небанальное. Просто рассказывать о редактуре в широком смысле — плохой вариант, с этого уже поздно начинать, только если вы не очень известный редактор.
Просто рассказывать о редактуре — плохой вариант, с этого уже поздно начинать
Нужно ли вести канал, чтобы устроиться UX-редактором?
Телеграм-канал — это украшение на торте. Он не будет играть решающую роль при приёме вас на работу. В первую очередь работодатели смотрят на хард- и софт-скилы редактора. Есть канал или нет — сильно вторично. Но канал можно использовать для оттачивания своих навыков. Если вы хотите пойти редактором в геймдев, то можно тестировать и реализовывать игровые механики. А если идёте UX-редактором, то можете сделать канал с хорошими и плохими примерами интерфейсов, развивать насмотренность.
Есть минусы своего телеграм-канала, если специалист устраивается на работу?
Для работодателей наличие у редактора телеграм-канала может сыграть отрицательную роль, если редактор ведёт канал активно. У работодателя могут быть вопросы о приоритетах: сколько времени вы будете готовы уделять работе.
А мудрый работодатель увидит в вашем блоге ещё один канал трансляции о компании, ценностях, вакансиях и других активностях, и попросит вас делиться этим с подписчиками. Но всё зависит от культуры конкретной компании.
Как личный канал помог тебе как редактору?
Сформировать сообщество интересных людей, лучше прокачаться в теме, создать место, чтобы делиться знаниями. Он работает на личный бренд и нетворк: когда я оказываюсь на конференциях или новом месте работы, всегда находится несколько человек, которые уже с ним знакомы.
Видел твой блог на Teletype, даже одну статью на DSGNERS. Как определяешь, какой контент и куда постить? Есть ли определённая стратегия?
Сейчас стратегия — хотя бы что-то написать в блог. Большие материалы я давно не писал, больше привык к формату телеграм-канала: увидел, записал и сразу опубликовал. Рутины и обязательного написания текста хватает на работе. Есть что сказать или хочется свести рекомендации по конкретному вопросу в одно место — пишу статью.
Сейчас делаю так: в Teletype — статья, в телеграм-канал — анонс этой статьи. А потом в рассылке делаю дайджест самых интересных постов и статей. На Дзене не писал, на VC примерно раз в два года публикую что-нибудь. Например, на VC публиковал статью про папки в телеграм-канале: они тогда только набирали оборот, и у нас они хорошо зашли. Также публиковал статью про сканируемый контент, которая тоже неплохо зашла. Единственные системные площадки для меня сейчас — телеграм-канал и рассылка.
Что тебе дало ведение блога на разных площадках?
Можно делиться знаниями в разных форматах под разные контексты: в Телеграме — быстрое чтение, в блоге — более вдумчивое и основательное. Рассылка помогает скомпоновать самое интересное в одно письмо — потом и самому полезно перечитать, о чём ты писал год-два назад. А статьи на внешних площадках помогают найти новую аудиторию.
В своём канале ты писал обзор на книгу. Посоветуй свой топ книг для редакторов и в чём именно они могут помочь?
Основные общие рекомендации по работе: Максим Ильяхов, Уильям Зинсер «Как писать хорошо», Генрих Альтшуллер «Теория решения изобретательских задач» и Филип Котлер «Маркетинг 5.0».
Если вы работаете в крупной компании, то можете поинтересоваться темой корпоративной культуры:
— Дэйв Логан, Джон Кинг и Хэли Фишер-Райт «Лидер и племя: 5 уровней корпоративной культуры»;
— Бен Хоровиц «Мы то, что мы делаем».
Из общего и универсального для расширения кругозора: Рэй Далио «Принципы», Сунь Цзы «Искусство войны», «Дизайн для недизайнеров».
Видел в канале, что ты проводишь консультации. Для чего они нужны редакторам и на кого нацелены?
Если копнуть в самую суть, то я помогаю людям понять свою ценность. За всем этим уже следует разбор резюме, помощь с выбором вакансий, переходом в UX. Иными словами, я помогаю редакторам ценить себя и выбирать, куда и как развиваться в профессии.
Я помогаю редакторам ценить себя
Знаете, как определить типовое редакторское резюме? Много текста и мало конкретики. Люди стесняются говорить о своих достижениях или думают, что у них вообще их нет. Но не бывает, что человек плодотворно работает и у него нет успехов. Он сам может этого не замечать, или руководитель не подсвечивает это. Я помогаю человеку на консультации увидеть в работе точки, которые дают ему уверенности. Вторично: помочь переупаковать резюме, перейти в UX, выбрать вакансию и компанию.
Расскажи какой-нибудь миф о работе у начинающего редактора.
Многие на консультациях спрашивают: «А как работать в корпорациях, ведь они такие монструозные?» Самый большой миф, который я слышал: все процессы в корпорациях выстроены, всё настолько чётко, что шаг в сторону — расстрел. Это не так.
Я стараюсь развеивать мифы и говорить, как обстоят дела со стороны корпорации в повседневности. Специалист видит вакансию: красивое описание, брендированная страница, куча плюшек, тысяча откликов. И думает, как туда сложно пробиться. Я помогаю людям увидеть, что за всем этим стоит и что внутри компании происходит. Это просто ещё одна форма работы.
Вы могли работать до этого в небольшой компании, в которой свои плюсы и минусы, так и в корпорации свои нюансы. В вакансиях не описывают, что будет после того, как вы перейдёте из небольшой компании. Я объясняю, что корпораций не стоит бояться. В них работают такие же обычные люди, и там тоже можно влиять на процессы и выстраивать их.
Какие корпорации продвигают редактуру в массы?
«Авито» часто проводит митапы, и сами редакторы рассказывают, как работают, и описывают нюансы в профессии. «Билайн» собирал митап у себя в офисе, их лид Соня Львова записала документальный фильм про UX-редакторов. «Яндекс-драйв» и «Сбер» также продвигают редактуру. Наше сообщество сейчас в процессе формирования.
Я не знаю ни одного крупного бренда, который оказывает массовые услуги, и при этом у них нет редактора. Я думаю, что на самом деле спрос на этих специалистов полностью ещё не закрыт. Это следствие того, что рынок ещё догоняет: компании поняли, что им нужны редакторы, наняли нескольких и в процессе решили сформировать отдельный штат из людей этой профессии. Я думаю, что в ближайшие несколько лет редакторов продолжат нанимать.
Был ли у тебя застой в работе, когда не понимал, куда дальше двигаться? Если да, то как с этим боролся?
Основной совет: с застоем не надо бороться, сначала его надо прожить. Вы можете сразу начать совершать телодвижения, но лучше дайте себе время прожить кризис и отдохнуть. Если у вас закончился важный профессиональный период в жизни и начался кризис самоидентификации, то это говорит о том, что вы готовы к чему-то более интересному.
С застоем не надо бороться, его надо прожить
Время кризиса можно уделить себе, позаботиться о своём моральном и физическом здоровье. Вы можете съездить куда-нибудь отдохнуть. Если чувствуете, что хотите неделю полежать дома, — делайте это. Но лучше не берите телефон и наушники, чтобы отдых был более продуктивным. Когда вы почувствуете, что устали от отдыха, то выходите на рынок с пониманием того, чего хотите.
Ответьте себе на вопрос: «Чего я хочу?» После этого вы будете понимать, что делать дальше: кто-то уходит из редактуры, кто-то приходит в редактуру.
Как только вы поймёте, чего хотите, — начинайте активно двигаться, изучайте рынок, ходите по собеседованиям, общайтесь и принимайте тот оффер, который вам нужен. Если вы поняли после многих лет работы в найме, что вам это не подходит, то начинайте своё дело.
Кризис — это всегда апгрейд. На эту тему есть хорошая книга Елены Рязановой «Это норм!». Даже в китайском языке иероглиф «кризис» значит «опасность и возможность». Если вы долго работаете, и у вас не было кризиса — это странно и неестественно. Кризис — интересное время, которое нужно принять и затем двигаться дальше.
Кризис — это всегда апгрейд