Маргарита Ларионова. Собеседование — это партнёрство, а не война

Маргарита Ларионова Собеседование — это партнёрство, а не война

Эйчар крупной айти-компании о том, как откликаться на вакансии без опыта работы, как не волноваться на интервью и что писать в резюме и сопроводительном письме.

Расскажи, чем ты занимаешься?

Я работаю эйчаром. Занимаюсь подбором людей в команду айти проекта. Отсматриваю примерно по 500 резюме на вакансию.

Я хочу работать с текстом. На что эйчар в первую очередь обратит внимание, рассматривая мою кандидатуру?

Я бы в первую очередь обратила внимание на то, как ты пишешь в отклике, резюме и сопроводительном письме. Если человек плохо пишет сопроводительное письмо, то он, скорее всего, плохо будет писать потом. Точно будут учитываться орфография и структура резюме.

Будет ли учитываться портфолио, если я его приложу?

В портфолио есть большой смысл. Особенно когда оно оформлено действительно удобно, а не когда это документ с кучей ссылок, которые не оптимизированы. Портфолио показывает профессиональные навыки в деле и твой опыт. Поэтому его лучше приложить.

Вы смотрите на образование?

Да, мы смотрим на образование и курсы. Они особенно важны для новичков без опыта. Курсы показывают, что человек не просто получил корочку и что ему интересно развиваться в профессии.

Образование играет большую роль для начинающих специалистов. А тот, кто уже работает, может компенсировать недостатки образования своим опытом.

Как лучше оформлять резюме?

Резюме лучше делать лаконичными: чтобы сразу было видно, где образование, где опыт работы. Рекрутер отсматривает тысячи заявок, удобнее смотреть резюме, которые сделаны по шаблону. Например, ХэдХантерскому.

Нужна чёткая структура, чтобы эйчар сразу видел: где карьера, а где образование. Потому что иногда открываешь резюме и просто не понимаешь: где начало, где конец, где образование, а где работа, и что вообще человек хочет.

Если мы говорим про вакансии креативных специалистов, то конечно же, для них в оформлении больше вольности. При этом хочется, чтобы даже креативные резюме оставались простыми и интуитивно понятными.

Можно сделать резюме на лендинге. Такой вариант хорошо подойдёт, если работа подразумевает создание лендингов и промостраниц.

Резюме лучше оформить по шаблону — так рекрутеру будет проще его читать

Бывало такое, что человек прислал резюме на одну вакансию, а вы ему предложили другую?

Да, такое бывает. Например, недавно я искала в одно подразделение человека в бухгалтерию, и в продажи. Кандидат откликнулся в продажи с опытом бухгалтера. Я предложила: «Может быть, вы хотите в бухгалтерию?», а он ответил: «Нет, я хотел уйти от бухучёта, хочу в продажи».

Успешные кейсы, конечно, тоже есть. Иногда человек просто не знает о другой вакансии, и она ему лучше подходит.

Как рассказать в резюме об опыте работы?

Сначала нужно указывать последнее место работы, или где ты работаешь сейчас.

Описание задач нужно формировать от самой частой к более редкой. Например, для автора может быть такая иерархия: пишу тексты, подбираю картинки, добавляю их на страничку, анализирую отклик читателей, подбираю темы для новых публикаций.

Если опыта не очень много, можно рассказать о достижениях и результатах работы, например: «Закрыл проект за три месяца, хотя планировали за шесть», «написала 10 статей за неделю».

Длительные проекты можно указать как отдельное место работы. Разовые проекты лучше указать в портфолио, так как их вряд ли можно расценивать как место работы.

Если я ещё работаю в компании, то как мне об этом написать в резюме?

Место работы можно указать стандартно: «„Название компании“ с 20… года по настоящее время». Это нормальная практика, когда человек не хочет уходить в пустоту.

Если вы беспокоитесь, что работодателя может это смутить, то попробуйте честно сказать на собеседовании о причинах смены работы. Нормально искать работу, если что-то не устраивает или хочется чего-то другого. Многие меняют работу, чтобы получить новый опыт и знания.

Пример оформления:

Опыт работы — 3 года 11 месяцев
Апрель 2018 — настоящее время
ООО «Моя оборона»
Стажёр

Основные обязанности:

  • 1. Создание текстов для социальных сетей.
  • 2. Подбор и подготовка изображений для социальных сетей.
  • 3. Подготовка отчетов и пресс-релизов.
  • 4. Участие в организации корпоративных мероприятий.

А что написать в резюме в графе «Обо мне»?

Круто писать то, что может помочь устроиться на конкретную вакансию. Например, если ты предполагаешь, что для вакансии нужен английский, напиши, на каком уровне ты его знаешь и где применяешь.

Обычно в вакансии сразу указано, какие качества нужны, либо их можно понять по описанию задач. Например, в задачах указано: «Вам предстоит делать холодные звонки». Для такой задачи, скорее всего, нужно быть коммуникабельным и стрессоустойчивым.

Сегодня для рекрутеров собственные характеристики: «я стрессоустойчивый, общительный, с активной жизненной позицией…» мало что значат, потому что это просто слова. Коммуникабельность будет видно по тому, как человек общается письменно и устно.

Если ты правда считаешь, что стрессоустойчивость — это твоя сильная сторона, то можно вкратце описать какой-то кейс, где ты научился стрессоустойчивости или её продемонстрировал. Идея в том, что все свои качества нужно обосновывать, тогда они имеют смысл.

Все свои качества нужно обосновывать, тогда они имеют смысл

Конечно же, можно написать «Я ответственный», это не стоп-слово. Но если будет человек, который напишет: «Я в студенчестве был старостой и волонтёрил в 33 проектах. А ещё у меня есть хобби: я учу английский язык и преподаю йогу» — это будет убедительнее, чем перечисление: коммуникабельный, ответственный, спортивный.

Если хотите рассказать о своих качествах, лучше сделать это на примерах:

Обо мне

  • В университете была старостой в группе, помогала организовывать студенческие концерты и участвовала в студсовете.
  • Мне нравится обучать. Когда я работала в рекламном агентстве, руководила группой стажёров из пяти человек. Все из них потом продолжили работать в агентстве и росли в команде.
  • Свободно говорю по-английски. В 20 лет я полгода прожила в Англии, проходила курс по микроэкономике.

Как рассказать о себе в резюме, которое обычно по размеру не больше листа А4?

Не нужно писать всё в графе «Обо мне», достаточно написать только важные моменты. Подумай, что хочешь на самом деле показать, а незначительные факты лучше убрать.

Если видишь, что в вакансии нужен стрессоустойчивый человек, напиши о стрессовых моментах, которые ты преодолел. Но если ты откликаешься на вакансию, где гораздо важнее твоя активность и коммуникабельность, то сделай упор на этих качествах, напиши про «33 волонтёрских проекта».

Не нужно расписывать 70 страниц своего опыта, лучше — сделать максимально компактно

Что такое сопроводительное письмо и почему оно важно?

Сопроводительное письмо позволяет кандидату рассказать не только о себе, а ещё о том, почему он хочет эту вакансию, почему это важно для него сейчас, и какую цель он ставит в отклике. Если я смотрю на резюме, и у меня есть сомнения, то решающим фактором становится как раз сопроводительное письмо: оно даёт мне понять, насколько человек подходит на позицию.

Когда мы искали специалиста поддержки, было суперважно, чтобы он писал нешаблонные письма, и мы указали это в вакансии. У меня было недоумение, когда мне присылали шаблонные сопроводительные письма «как под копирку». Сразу портилось впечатление, возникало чувство, что кандидат недопонял задачу.

Тех, кто ответственно подходит как к резюме, так и сопроводительному письму, с большей вероятностью рассмотрят на вакансию первыми.

Если в сопроводительном письме скажу, что хочу много зарабатывать, это хорошая мотивация?

Деньги — это важно, но думаю, что всё-таки мотивация больше должна быть в другом. Деньги зарабатывают разными способами, и нужно понять, почему человек хочет их зарабатывать именно так.
По поводу мотивации в сопроводительном письме хочу посоветовать не врать. Когда человек врёт, это сразу видно.

Когда человек врёт, это сразу видно

У меня недавно одна девочка откликалась на вакансию. У неё сопроводительное письмо было большевато, но в нём она написала, что раньше уже занималась подобными проектами и писала диплом по теме, связанной с сервисом, куда устраивалась. Ей эта тема была интересна, и она хотела развиваться в ней дальше, — это крутая мотивация. Её сопроводительное письмо было убедительным, потому что было видно её желание.

Не отправляйте шаблонные письма. Например: «Прошу рассмотреть мое резюме». Такие письма вызывают ощущение, что-либо кандидату не очень интересно, либо у него таких откликов на 500 вакансий.

В сопроводительном письме можно прикреплять просто портфолио, но биографию переписывать ни в коем случае не нужно.

Что можно сделать, чтобы снизить панику на интервью?

Можно применять техники первого контакта. Это техника переговоров, которая помогает создать хорошее впечатление у собеседника. Старайтесь расслабить атмосферу, а не себя: пошутите, задайте вопрос.

Все понимают, что интервью это волнительно. Если человек будет заговариваться, или чуть-чуть путаться в словах, то это нормально. Многие нанимающие менеджеры и рекрутеры сами стараются расслабить атмосферу и наладить контакт.

Что делать, если мне задали вопрос, на который я не знаю ответ?

Советую хотя бы построить догадку и порассуждать. Можно сказать: «Я не знаю, но могу предположить, что это так». Это нормально, что вы не знаете ответ на какой-то вопрос. Если попытаться применить логику, это тоже будет результатом.

Нанимающий менеджер увидит, что ты не знал, но был готов подумать, поразмышлять. Даже если ты не дошёл до правильного ответа, но рассуждал в правильном направлении, это произведёт хорошее впечатление.

Если не знаешь ответ, но готов порассуждать и подумать — это будет большим плюсом на интервью

Как рассказать о своих успехах, но при этом не показаться выскочкой?

Мне кажется, что интервью — это не то место, где нужно бояться показаться выскочкой. Наоборот, тут надо «хвалить» себя. Если ты расскажешь о том, что сделал и как это вышло круто — это будет нормально. Возможно, за столиком в баре это будет как хвастовство, но на интервью это ок. Чтобы не говорить: «А ещё я сделал это», можно дождаться вопроса и рассказать обо всём в ответе на него.

Будь готов рассказывать и о провалах. Потому что за вопросом об успехах обычно всегда идёт вопрос о неудачах. Вопросы про провалы и слабые стороны можно повернуть в свою сторону. Например, сказать что ты ответственный, не можешь спать по ночам, пока не выполнишь работу. Или ты перфекционист, любишь идеальный порядок в отчётах.

Как подготовиться к интервью?

Почитай про продукт и компанию, в которую идёшь. Это покажет твой уровень заинтересованности. Если подзабыл вакансию, на которую откликнулся, лучше её открыть и ещё раз пробежаться по тестовому заданию. Во время интервью могут быть вопросы и по нему.

Чтобы меньше нервничать, можно подготовить скрипт рассказа о себе. Во время интервью скрипт поможет вспомнить важные факты, которые нужно рассказать. Если очень волнуешься, можно попросить друга порепетировать вопросы и ответы.

Примерный и короткий сценарий для репетиции интервью:

  • — Расскажите о себе и своём опыте работы. Какие были задачи, что нравилось, а что — нет?
  • — Расскажите о достижениях на прошлом месте работы?
  • — Какие были сложности?
  • — Почему решили сменить работу?
  • — Что ищете сейчас: какие проекты и задачи интересны, какие критерии для выбора нового места?
  • — Что бы вы хотели в перспективе года — трёх лет?
  • — Какие у вас есть вопросы?

В конце интервью соискателям дают время, чтобы задать вопросы. Лучше заранее подумать, о чём спросить.

Что бы ты посоветовала почитать по теме?

Профессиональные книги о том, как подготовиться к интервью, я не люблю рекомендовать. Для меня многие из них настраивают не на партнёрство, а на «войну». Могу с уверенностью порекомендовать книгу про публичные выступления и то, как интересно рассказывать — это книга Брайана Трейси «Убеждение. Уверенное выступление в любой ситуации». В ней довольно много ценной информации, и к ней можно постоянно возвращаться.