Софья Прозоровская. После Школы редакторов я стала увереннее на работе — Кто студент

Софья Прозоровская После Школы редакторов я стала увереннее на работе

Старший специалист поддержки блог-платформы Яндекс. Дзен о том, почему разочаровалась в школе и университете, как её взяли на работу в Яндекс и почему важно помогать людям.

Тебе 21, и ты работаешь в Яндекс.Дзен. Как ты туда попала?

Я пришла в Яндекс в службу поддержки в 18 лет, подработать во время учёбы в университете. Я с детства хотела работать в Яндексе. После школы шла мимо и залипала на стеклянные офисы и молодых сотрудников. Увидела вакансию на хедхантере и отправила резюме. В сопроводительном письме рассказала, что мне нравится журналистика и дизайн, но опыта у меня нет.

Неожиданно прошла второй этап, и попала на собеседование. Перед собеседованием переживала, что люди в офисе будут строгие. А когда вошла в холл, увидела молодых людей, которые работали в опенспейсе, болтали и выглядели дружелюбно. Через неделю меня пригласили работать.

Что ты рассказала о себе, чтобы на тебя обратили внимание в Яндексе?

Я приложила к резюме сертификаты разных курсов, чтобы показать, что много чего пробовала и изучала. Я прошла курс по ораторскому мастерству РАНХиГС и контент-маркетингу в Скилбоксе, участвовала в акселераторе высшей школы экономики.

Ещё в резюме я указывала свои проекты. Например, я создала селективный секонд-хэнд. Подбирала одежду и продавала в своём паблике во вконтакте. Для продвижения я организовывала съёмки с моделями и фотографами, искала мероприятия, где можно участвовать с магазином, запускала рекламу. Этот опыт я указала с пометкой, что интересуюсь бизнесом.

Айти-компании почти не смотрят на образование. Их больше интересуют навыки человека и заинтересованность фирмой. Полезно приходить на обучающие мероприятия организаций, в которых хочешь работать. Для развития в профессии нужно находить повод себя проявить на работе. В Яндексе я с первых дней думала, что можно улучшить и как помочь другим. Недавно мы с коллегой запустили подкасты с сотрудниками. Это поднимало боевой дух команды, а мы освоили новый формат, и заявили о себе. Так что нужно не бояться пробовать.

Иногда сама фоткалась для рекламы своего магазина вконтакте

А где и на кого ты училась?

Я училась на экономиста в Финансовом университете на факультете Международных экономических отношений. Думала, что экономическое образование помогает делать бизнес, но в итоге разочаровалась.

Теоретические знания об экономике мало полезны в бизнесе. В университете я узнала, как работает цикл жизни организации и какими формулами определить издержки, но эти знания не помогали сделать прибыльный бизнес. Мне хотелось больше понимать людей, научиться вести переговоры, не бояться рисковать. Опыт можно получить только на практике, поэтому я перевелась на заочку и стала работать.

Ты перешла на заочку только чтобы работать?

Для меня тема образования острая. В университете я пришла к выводу, что преподы не замотивированы, чтобы работать. В бизнесе надо постоянно улучшать товар и обслуживание, чтобы были клиенты. В школах и университетах среди преподавателей нет конкуренции. Учитель, получает зарплату даже если его урок не поймут. Если бы ученик мог бы сам выбирать, какому преподавателю платить, то ситуация была бы другой. А пока ученики теряют время, отсиживаясь на пустых занятиях. Это обидно.

Когда я так посмотрела на учебный процесс, стало легче принимать решения в плане образования. Если я пробую курс и понимаю, что он ничего не даёт, мне легче отпустить и пробовать другое. К образованию нужно относиться осознанно и не терять зря время. Мне эта мысль очень много времени и денег сэкономила.

А как в Школе редакторов реагировали на то, что учишься на экономическом?

Обычно реакция: «Зачем тебе экономика в редактуре?» А я говорю, что экономика не только про деньги. Есть поведенческая экономика, которая рассказывает, почему люди платят и определенным образом себя ведут. Объясняю, как экономика влияет на мою жизнь и понимание бизнеса и процессов.

Чем конкретно ты занималась в техподдержке в Яндексе?

Я отвечала на вопросы пользователей по электронной почте. Сначала переживала, что выгорю из-за постоянного общения. У меня был опыт работы на фестивалях комиксов и аниме, где было очень много людей. Я работала с Нинтендо и рассказывала посетителям про приставки. После одного такого фестиваля я отходила два дня в полной изоляции. Но на удивление в Яндекс. Дзен я себя комфортно чувствовала, даже когда отвечала на негатив. Мотивировала мысль, что помогаю людям.

Рассказываю посетителю фестиваля о приставке Нинтендо Лабо

А какие у тебя обязанности сейчас?

После техподдержки я работала персональным менеджером у каналов из программы «Нирвана», помогала уже конкретным блогерам платформы. Сейчас я старший специалист и занимаюсь задачами, связанными с улучшением поддержки.

Получается, ты уже в 21 год поняла, чего хочешь от жизни?

С детства родители поощряли мои увлечения: плавание, фехтование, стрельбу из лука, театр, французский язык, китайский, рисование, ораторское искусство и переговоры.

Понимание, чем я хочу заниматься появилось в 10 классе на профориентации в МГУ. Для характеристики работы мечты я выбрала: «На работе можно пить и материться». Обосновала тем, что мне важно быть собой, а не следовать корпоративным правилам. По результатам тестов мне предложили идти в бизнес, экономику или журналистику.

Я легко заряжаюсь, и вообще с детства хотела работать. Дзен мне нравится, и очень мотивирует мысль о том, что я помогаю людям. За счёт этого я быстро развивалась в работе. К тому же, мне повезло с коллегами. В команде мы друг друга поддерживаем, обсуждаем проблемы и зоны развития. Это большая удача, потому что я слышу от знакомых, что у них часто конфликты в коллективе. У нас такого нет.

Зачем ты поступила в Школу редакторов?

Основной формат в Яндекс. Дзен — это статьи. Чтобы помогать людям, мне нужно понимать, как хорошо писать. Когда я начала работать с блогерами, у которых личный бренд, контент-план и заказы на нативную рекламу, поняла, что можно делать клёвые информационные продукты. Параллельно с редактурой увлеклась дизайном, и это вылилось в понимание, что «Школа редакторов — это место, где я прокачаю знания».

Хотела попасть на бесплатное место. Смотрела вебинары Ильяхова с разборами вступительных работ, чтобы самой сделать плакат. Но на бесплатное место не попала. Сейчас вижу, что у меня жёсткие косяки с вёрсткой и типографикой. Сейчас я бы сделала более качественную работу.

Конкурсный плакат я делала в командировке. Фото сделано в Воронежском подъезде

Оправдались ожидания от школы?

Даже больше. После первой лекции Товеровского я рассказывала друзьям с горящими глазами про бюрошные принципы: «Представляете! У них на работе нет графика!».
Мне нравится, какие смелые идеи воплощают бюрошники. Особенно запомнился сайт «Лавишустринга» и страница салона «Мэри Трюфель». Я хотела бы научиться создавать такие же креативные продукты.

Я не привыкла к оценкам. Для меня всегда самым важным был результат работы. А в школе от оценки зависит, продолжишь ли ты учёбу. Для меня это дополнительная психологическая нагрузка. На первой ступени я долго была на 30—40 позициях, а в итоговом рейтинге, я оказалась на 21 месте — прорваться помогла курсовая. Благодаря журналу я поднялась на 9. Будущим студентам рекомендую не рефлексировать над рейтингом, а верить в себя. Старайтесь общаться с сокурсниками и читать «Кто студент», мне это дало понять, что не одна я нервничаю из-за рейтинга.

Из-за интенсивного графика в школе я пропала для друзей. Если собираетесь в школу, предупредите близких, что во время учёбы не сможете проводить с ними много времени.

Я кайфую от школы, но с другой стороны чувствую себя уставшей из-за рейтинга и постоянной погони за баллами

Что для тебя оказалось самым ценным в школе?

Мне все предметы пригодились. В школе учат отношению к работе. Это знания, которые доступны не всем практикующим дизайнерам, редакторам и руководителям.
Хотелось бы больше обратной связи от преподавателей. Для меня проблема просить обратную связь, потому что я очень стеснительная. На третьей ступени стараюсь перестать стесняться.

После школы я стала увереннее на работе. Теперь я не малютка, которая умничает перед менеджерами, а специалист, который аргументирует позицию, и в работе исходит из конкретных ценностей. На меня нельзя повесить работу, которая уйдёт в стол.

В 11 потоке было только пять человек, которые приняли участие в конкурсе на должность главреда «Кто студента». Почему ты решила в нём участвовать?

Я люблю рисовать, и ещё до конкурса иллюстрировала и писала статьи в КС.

В материале о выпускниках Школы редакторов я придумала каждую историю проиллюстрировать комиксной вырезкой, а на обложку поместить малыша Йоду. Сидела с этими иллюстрациями с четверга до вечера воскресенья: меня вдохновляла мысль, что материал выйдет, и его увидят. У меня ещё не было планшета и сканера, и я рисовала от руки и фоткала на телефон. Когда я эти иллюстрации показала, мне сказали: «Вау! Ты прям с душой подошла». Мне хотелось хорошо работу сделать, а не из-за баллов.

Следующий челлендж был научиться вырезать волосы в фотошопе. Сначала у меня уходил день на обложку, сейчас это занимает меньше 20 минут. Потом я придумала эксперимент, который показал бы, какой метод чтения самый эффективный, и написала об этом статью.

Ты проиллюстрировала 16 выпусков «Кто студента». Откуда такая тяга?

Я с детства рисую при любой возможности. Например, на Новый год на работе мультик создала.

На самом деле, я не понимаю, почему люди не интересуются журналом. Это же крутая тема — что-то выпустить, научиться новому и пополнить портфолио.

Ты закончила вторую ступень. Что посоветуешь 12 и 13 потоку?

Не торопиться со сдачей тестов и заданий, всё читать и проверять себя несколько раз. Участвовать в журнале, потому что это практика знаний и наработка портфолио. И не сравнивать свой рейтинг с другими.

Если закончишь третью ступень, где бы ты хотела работать?

Я бы хотела в бюро. Или в МИФе. Они выпускают графические романы, а я люблю комиксы, собираю коллекцию с третьего класса. В МИФе в этом плане я бы прижилась, потому что разбираюсь.