Выпускники Школ бюро дают советы, как хорошо сдавать тесты, получить высокий балл за курсовую и не провалиться на второй ступени.
Заранее прочитайте бюрошные книги и всё из списка литературы
Андрей Пулин. Школа дизайнеров
На первой ступени мне помогали бюрошные книжки, на которые я был подписан ещё задолго до вступительного задания, и советы. Ещё я прочитал примерно половину книг из рекомендованной литературы, а многие не прочитали ничего. Это помогало мне быть впереди некоторых ребят.
Спланируйте нагрузку: договоритесь на работе и дома, что вы будете учиться
Марья Янкович. Школа редакторов
Из-за учёбы я отложила свадьбу. А ещё частично ради школы поменяла место работы, чтобы я могла каждый день часа три спокойно поучиться. Я много ездила в командировки, поэтому по дороге туда и обратно сидела с тестами и лекциями.
Скажите на работе, что будете учиться, — у меня к этому нормально все относились. Заранее договоритесь с близкими и друзьями, что, возможно, сможете встречаться только в субботу или воскресенье. Все остальные дни — нет, никогда и вообще отстаньте.
Самое главное — договоритесь с собой, что есть эта короткая дистанция, и нужно её пробежать. А потом в перерыве на зимние каникулы договоритесь с собой о следующей ступени.
Михаил Козлов. Школа руководителей
Мне помогло заранее забронировать время, которое ежедневно тратишь на учёбу. Ты просто не идёшь на встречу с друзьями или ещё куда-то. И не важно, что происходит на работе или где-то ещё — это время железно под тесты и задания, изучение материала.
Расписание тоже помогало спланировать время. Смотришь, что будет на следующей неделе, прикидываешь нагрузку. Что-то из этих тем искал заранее в советах или книжках и читал на выходных — так получалось, что к началу недели половина материала уже освоена.
София Рассказова. Школа руководителей
Если вы хотите получить пользу от учёбы, нужно выделять на неё много времени. Это будет сложно сделать, если у вас полный рабочий день. Мне было сложно. Я бы посоветовала договориться с начальником, чтобы работать неполный день или частично учиться во время работы.
Сначала читайте тесты, потом — лекции, советы и дополнительную литературу
Мария Нечаева. Школа дизайнеров
Мне было проще сначала прочитать тест, понять, что от меня ждут, а потом уже слушать лекции и читать материалы. Так я уже примерно знала, на какие темы стоит обратить внимание, и сдавать тесты было проще. Когда открывала тесты только после лекций, уже забывала, где и что было.
Анна Волкова. Школа редакторов
Максим Ильяхов советовал начинать с тестов — прочитать их и уже потом, читая лекцию, находить сразу же в ней ответы.
Михаил Козлов. Школа руководителей
Я сперва читал все тесты, пытался запомнить вопросы. Потом шёл читать материал — и половина ответов находилась в первую же прочитку. После этого оставалась вторая половина вопросов. Потом повторно уже шёл конкретно по каждому вопросу, искал ответы в материалах или логически додумывал.
Маринуйте тесты до пятницы
Андрей Пулин. Школа дизайнеров
За время первой ступени я заметил, что есть два типа студентов: одни очень долго и муторно всё изучали, искали ответы и сдавали тесты в пятницу, другие — в первые два дня недели. Кто-то умудрялся сдавать тесты уже в ночь с воскресенья на понедельник.
Обычно я в понедельник размечал тест, во вторник думал о нём снова, а в течение недели находил какие-то новые ответы или ошибки — мы называли это «мариновать». В пятницу вечером отправлял все тесты друг за другом. Эта дотошность помогала сдавать лучше.
Михаил Козлов. Школа руководителей
Начинать нужно сразу в понедельник. Я ложился обычно поздно, поэтому в двенадцать ночи, когда появлялись материалы, начинал ознакамливаться. Смотришь, какие вообще вопросы и какой объём, прикидываешь примерно, когда и что будешь отвечать. И потом каждый день штудируешь материалы и заполняешь тесты, штудируешь и заполняешь.
Я никогда не сдавал тест, пока не был полностью уверен в ответах. Обычно до последнего дня просто не нажимал кнопку «отправить». Сдавал в пятницу.
София Рассказова. Школа руководителей
Было полезно не сразу же сдавать тест, а отмечать ответы и переходить к другим предметам. Потом через какое-то время возвращаться к этим тестам и искать ошибки.
Когда решаете тесты, ищите в лекции ключевые слова
Андрей Пулин. Школа дизайнеров
Когда я учился, никто про это не упоминал, но идея лежит на поверхности: просто по поиску в браузере ищешь в лекции ключевые слова из тестов. Особенно мне это помогало в визуализации, где были большие объемы текста. Нужные термины подсвечиваются на странице — и всё ускоряется в миллион раз.
Не учитесь по выходным
София Рассказова. Школа руководителей
Не забывайте отдыхать. Не работайте и не учитесь по выходным. Делайте перерывы между работой и учёбой в будние дни, давайте отдых зрению. Многие мои одногруппники, включая меня, флексили обед, сон, отдых — это очень сильно влияло на здоровье и продуктивность.
На выходных лучше отдыхать, а с понедельника начинать работать — распределять равномерно лекции и тесты, чтобы всё успеть. У тех, кто делал всё за один день, результат был не очень.
Если не отдыхать, легко выгореть или заболеть. «Сначала заплати себе» — принцип, которому нас учили в бюро. Я жалею, что не всегда ему следовала.
Марья Янкович. Школа редакторов
У меня бывали моменты, когда я нифига не успевала и откладывала на субботу лекции, по которым нет тестов и заданий. Не делайте так. Потому что в итоге в субботу читаешь их кое-как, а потом начинается неделя, и ты понимаешь, что ничего не помнишь и всё нужно заново изучать, чтобы сдать тесты.
Постарайтесь делать всё до пятницы. Потом объём увеличится в два-три раза — и можно вообще загнуться.
Волноваться из-за рейтинга — нормально
Михаил Козлов. Школа руководителей
Чтобы не волноваться по поводу рейтинга, нужно с самого начала быть наверху. Хотя бы первой десятке или в двадцатке. Для этого не откладывайте всё на последний день, выкраивайте специально время и относитесь к учёбе так же серьезно, как к работе. И тогда не будет никаких сложностей оказаться наверху.
Марья Янкович. Школа редакторов
Как перестать волноваться из-за рейтинга? Никак! Если ты хочешь на следующую ступень, ты будешь париться. Это нормально. Просто постарайся, чтобы это не мешало тебе работать.
Ещё очень часто волнения из-за рейтинга — это способ прокрастинировать. У меня бывало такое, особенно к концу первой ступени. Я могла посчитать, что вот если я сейчас сделаю эту работу на такую оценку, а человек за тобой — на такую, то в рейтинге произойдёт такой сдвиг или не произойдет. И эти расчёты, если у тебя есть фора, успокаивают. У меня была какое-то время фора, я знала, что даже если сделаю плохо, это не сдвинет меня никуда — я по-прежнему буду попадать на следующую ступень, и всё будет окей. Если вас такой расчёт успокоит, то посчитайте и успокойтесь.
А если вы ловите себя на том, что вы слишком часто считаете, скорее всего, это просто способ уклониться от работы, потому что страшно сделать фигово. И тут уже надо себя на этом поймать, тормознуть. Начать использовать помодоро или другие техники. Все эти задания на первой ступени про управление временем и вниманием очень ценные, и их надо делать.
Советы по курсовой работе
Михаил Козлов. Школа руководителей
Самое главное в курсовой — не перемудрить. Надо решить задачу — не нужно делать гигантский проект. Сделайте точно по задаче, выполните все пункты.
Соберите задание, потом просто соблюдайте все правила, про которые говорили бюрошники. Перечитывайте материалы ещё раз и проверяйте. Тот же чеклист Максима Ильяхова поможет.
Не делайте слишком большой проект — лучше сделать маленький, но качественный. Опять же, чем больше макет, тем больше элементов в нём и тем легче ошибиться. А смотрят в итоге не сколько времени ты потратил и насколько большая работа — смотрят, выполнены ли условия и сколько ошибок допущено.
Марья Янкович. Школа редакторов
С курсовой всё просто: нужно как можно раньше собрать как можно больше материала. Идеально — то, о чём говорят все преподы — заранее придумать тему. Чем раньше у тебя есть тема, тем раньше ты начнёшь работать. Не бойтесь предлагать свои темы. То, что вы хорошо знаете, даётся намного легче.
Анна Волкова. Школа редакторов
Самое важное в курсовой — это тема. Выбирайте такую, какую бы взяли в Т—Ж или Лайфхакер, например. Если получится хорошо её раскрыть, это будет готовая статья для одного из изданий.
Позаботьтесь о визуале
Марья Янкович. Школа редакторов
То, что у нас в названии школы написано редакторы, вообще нифига не значит, что мы про текст. Мне кажется, сейчас Максиму особенно понравится работа, где будут продуманные картинки, какие-то схемы, таблицы — всё, что вы можете нарисовать.
Я помню, моя одногруппница делала очень классную работу про рынок. Она прошлась по всем продавцам, расспрашивала их про цены, как выбирать продукты. Такого ни у кого не было.
Если нет иллюстраций, попробуйте заранее договориться с кем-то классным, кто может нарисовать. Составьте набросок ещё до того, как сядете за текст и вёрстку, чтобы кто-то уже всё рисовал. Мне иллюстрации рисовала подруга за два дня до сдачи курсовой. В итоге они получились очень любительские. Максим Ильяхов потом ещё написал, что какие-то они странные, а я радовалась, что он не выкинул работу из-за них.
Ещё помню пример про жёлтую уточку — цветовой акцент, который потом повторялся на других иллюстрациях. И это тоже очень хорошо заходило, потому что была какая-то продуманность в иллюстрировании — это было классно.
Спланируйте работу
Марья Янкович. Школа редакторов
Главная ошибка — делать всё в последний момент. Тогда и текст почистить не успеваешь, и крутую картинку не ввернёшь, и глаз при вёрстке замыливается — просто не видишь проблемы.
Михаил Козлов. Школа руководителей
Нужно начать заранее и с итеративного подхода. За первые пару дней уже сделать какой-то готовый вариант задания, скинуть в группу ребятам, чтобы они тоже посмотрели и дали фидбэк. Скорее всего, получится улучшить.
Проштудируйте все каналы преподавателей, скопируйте идеи и структуру прошлых работ
Андрей Пулин. Школа дизайнеров
Советую изучить работы прошлых потоков — там можно найти много полезного. Казалось бы, зачем бюрошникам это поощрять, все же начнут воровать мысли и списывать. «Я возьму все удачные идеи и сделаю из них идеальную работу на пять!» Ну, давай, попробуй сделай.
Марья Янкович. Школа редакторов
Пролистайте весь канал Максима Ильяхова — он там разбирает курсовые и другие работы. Конспектируйте, что он говорит, как хорошо делать и как плохо. Ещё Максим всегда говорит, чтобы не были уникальной снежинкой — посмотрите работы, которые были до вас, скопируйте идеи.
Кристина Лунина. Школа руководителей
Перед курсовой я заходила в канал преподавателя и просто выписывала все требования, составляла чеклист, что надо и не надо.
Можно брать и копировать основные принципы вёрстки, структуру с других работ. Возможно, кто-то скажет, что это неправильно, но я всё равно посоветую брать и копировать. Это эффективный способ обучения.
В курсовой работе надо показать базу. При копировании главное как раз не идея, а основные принципы вёрстки, структура. Например, все знают, что надо сделать отступ. А какой отступ: 10 пикселей, или 100, или 150? Какие пропорции будут выглядеть красиво? Наобум обычно получается плохо. А когда ты копируешь, смотришь, какие отступы должны быть, какой шрифт читабельный, насколько широкая должна быть колонка, какая лучше структура.
Это только кажется, что повторить структуры очень легко. Нас как-то на второй ступени Максим Ильяхов попросил сделать просто заголовок, иллюстрацию и текст. И многим было трудно сделать крепкий макет по чётким критериям.
Михаил Нозик даже советовал делать такое упражнение: взять какой-то макет и просто на глаз скопировать его. Кажется, что очень легко, но на самом деле сложно подобрать цвета, похожий шрифт, который будет хорошо смотреться, сделать такие же отступы. Потом смотришь, что получилось и пытаешься понять, почему отличается, почему смотрится хуже (а чаще всего получается хуже). Копирование помогает хорошо прокачаться.
Каналы преподавателей:
- Максим Ильяхов — Пиши, соблазняй;
- Михаил Нозик — Нозик скриншотит;
- Илья Синельников — Синельников говорит «нет»;
- Артём Горбунов — Горбунов смотрит;
- Илья Бирман — Бирман посмотрел;
- Рустам Кулматов — Руст сверяет пиксели.
Узнайте, кто будет проверять работу, и выполните все требования преподавателя
София Рассказова. Школа руководителей
Секрет хорошей оценки за курсовую работу — это знание требований преподавателей, которые будут её проверять. Узнайте, кто будет оценивать работу, что важно этим преподавателям, какие у них требования. Посмотрите каналы преподавателей, спросите о критериях оценки у других выпускников.
Я подробно написала о своей курсовой в блоге — там есть оценки Ильи Бирмана. Я также попросила прокомментировать работу Михаила Нозика и Максима Ильяхова. Вам станет понятнее, на что обращают внимание преподаватели при выставлении оценок.
Кристина Лунина. Школа руководителей
У нас курсовую проверял Илья Бирман. На мой взгляд, ему важна эстетика, возможно, даже больше, чем полезное действие. Работы с эстетически приятными фотографиями, картинками, общей конструкцией, с какой-то необычностью оценивались выше.
На мой субъективный взгляд, Михаилу Нозику, важнее полезное действие, но он не проверяет курсовые на первой ступени. А Максиму Ильяхову было важно, чтобы это была крепкая, чистая работа по всем правилам из чеклиста. То есть не какая-то уникальная и необычная работа, а просто крепкий и понятный макет.
София писала пост о своей курсовой. Там видно, что работа — одна, а отношение преподавателей разное.
Общайтесь с одногруппниками и выпускниками, просите фидбэк
Михаил Козлов. Школа руководителей
Ходите на встречи с одногруппниками. Мы с ребятами собирались два или три раза. В это время можно что-то обсудить, поделиться, кто как сам подходит к учёбе и тестам. Может быть, какие-то темы разобрать.
Я отправлял курсовую в группу и знакомым дизайнерам. Они просто пальцем тыкали на какие-то ошибки. Это были простые ошибки, но я их уже не видел, потому что глаз замылился. Мне это помогло много чего улучшить.
Ещё обязательно читайте разбор чужих работ — это помогает избежать многих ошибок.
Советы по второй ступени
Михаил Козлов. Школа руководителей
На второй ступени практически все задания можно обсуждать в группе, кидать и просить у ребят фидбэк. Нам было интересно друг другу помогать. Тот, кто в понедельник или вторник делал задание, скидывал в группу, и мы давали фидбэк. Так получалось исправить что-то ещё до преподов — и уже на выходе была улучшенная версия задания, улучшенный результат.
Советую не расслабляться на каникулах. Лучше повторить материал и посмотреть по плану, что вас ждёт. Можете спросить студентов из прошлых наборов, какие задания будут, и начать их делать. Даже если задания не совпадут, это будет полезно. Особенно, если вы хотите быть в первых строчках рейтинга или пройти на бесплатное место на третью ступень.
Марья Янкович. Школа редакторов
Прочитайте книгу Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой о деловой переписке. С её помощью научитесь вежливо писать и при этом забудьте про какую-то формальную вежливость, о которой вы знали раньше. И не стесняйтесь писать преподам, напоминать преподам, долбать преподов.
Пытайтесь добиться максимальной обратной связи. Оказалось, додолбать кого-то, чтобы человек тебе действительно ответил, прямо жизненно важный навык.
Старайтесь не сдавать работы в 23:59. У нас были ребята, которые в это время загружали работу, даже просто поправляли там что-то или удаляли и перезаливали работу и в итоге не получали баллы. При таком раскладе всегда есть вероятность, что что-то сломается, и у тебя всё полетит.
Мария Нечаева. Школа дизайнеров
Советую доставать преподов, писать им уже с вечера понедельника. Вот как только вы получите задание и сделаете какой-то первый набросок, сразу пишите преподавателям.
Пишите, куда только можно, чтобы получить обратную связь. Михаил Нозик, например, отвечает довольно быстро. Максим Ильяхов — медленно и не всегда.
Не бойтесь задавать вопросы преподам, если не до конца поняли задание. У меня такое было: я абсолютно неправильно поняла идею задания и потратила на него много времени. Оказалось, что всё вообще нужно было по-другому делать. Лучше такого не допускать.
Ещё на второй ступени жёстче дедлайны — они в четверг, а не в пятницу. Советую не откладывать вообще ничего на последний день и тем более на последний вечер.
Лучше сразу загрузить черновик в начале недели, чтобы не было такого, что никакой файл не загружен. И потом уже полировать работу. У нас было много случаев, когда ребята оттягивали загрузку, а потом в последний момент что-то происходило: интернет отключали, комп ломался. Пусть лучше висит черновик — даже низкая оценка лучше, чем минус.
София Рассказова. Школа руководителей
Заранее начните думать, какой у вас будет дипломный проект, потому что в начале второй ступени нужно написать понимание задачи, найти команду, сделать рекламу своего проекта. Если у вас не будет проекта к началу ступени, вместо того, чтобы начать делать задание, придётся придумывать тему, и на задание может не хватить времени.
Андрей Пулин. Школа дизайнеров
Я бы хотел посоветовать не совершать резких движений. Я пошел в школу не для того, чтобы научиться — скорее, чтобы повысить квалификацию и получить пинок мотивации для смены работы. Мне надоело само место, и я хотел его сменить.
В итоге я это получил, причём настолько сильно, что сменил работу в середине второй ступени. И это было очень тяжело. Я попал в трудные условия: жесть на второй ступени, потом ещё диплом, а у меня испытательный срок, максимальная загрузка, но я выдержал. Если не свербит, лучше таких ошибок не повторять: условия были экстремальными.
Бонус: курсовые работы с высокими баллами
- Андрей Пулин — 125 баллов из 150;
- Михаил Козлов — 115 баллов из 150;
- Мария Нечаева — 115 баллов из 150;
- Марья Янкович — 222,50 баллов из 250;
- София Рассказова — 140 баллов из 150.