Александр Поливанов. Надо почаще вылезать из своей скорлупы

Александр Поливанов Надо почаще вылезать из своей скорлупы

Главред Альфа-Банка и ведущий подкаста «Деньги пришли» о том, как добиться успеха в редактуре, не выгореть и почему нельзя домысливать.

Александр Поливанов — журналист, колумнист, редактор спецпроектов, преподаватель курсов по подкастам. Окончил историко-филологический факультет Российского государственного гуманитарного университета. Работал в разных медиа: Газета-ру, Лента-ру, «Ведомости», «Медуза», Спортс-ру. Сейчас отвечает за контент Альфа-Банка.

У тебя большой опыт в журналистике. Когда ты понял, что хочешь связать свою жизнь с текстами и медиа?

Всё произошло почти случайно. Я учился на историко-филологическом факультете Российского государственного гуманитарного университета и не мог определиться: то ли стать переводчиком со шведского, то ли связать свою жизнь с современной русской литературой. Помогли случай и прагматические соображения.

На втором курсе я шёл по коридору и думал, где взять деньги, чтобы съездить с девушкой в Крым, и встретил Тимофея Дзядко, который сейчас работает в РБК. Он мне рассказал, что нужны корреспонденты в бизнес-отдел Газеты-ру. Я засомневался — опыта в журналистике не было, экономических знаний тоже, но Тимоша меня убедил. Сказал, в частности, что в Газете-ру есть отличный редактор — Кирилл Харатьян, он всему научит.

Так и вышло. Я заработал денег, уволился, мы съездили в Крым, но потом потянуло обратно. Так в 2006 году я оказался в журналистике, и уже отсюда никуда не уходил.

Чему научила первая работа в Газета-ру?

Я многим обязан Кириллу Харатьяну, у него было здорово учиться. Да и сам факт выхода моих заметок поднимал самооценку, был таким ежедневным поощрением. Я понял, какое удовольствие получаешь, когда твои тексты читают десятки тысяч человек.

Факапы в работе случались?

О, да! Расскажу такой случай, как раз из Газеты-ру. У меня была специализация — авиационный бизнес, я много общался с авиастроителями. В том числе — с пресс-секретарем российского отделения Airbus.

Однажды он позвонил мне и сказал, что я выпустил материал с его цитатой, которой на самом деле не было. Это была правда: с ним я предварительно пообщался, но для статьи взял вольную трактовку, которая мне показалась логичной. Оказалось, навыдумывал, получилось нехорошо.

Тот случай заставил меня отказаться от домысливания, от того, что если цитируешь, то обязательно только то, что было на самом деле сказано.

Фактчекинг — это буквально все для редактора. Не проверил — значит соврал, доверия к тебе уже не будет. И оправдания вранью и лени тоже нет

Девять лет ты работал в Ленте-ру, какие открытия здесь сделал?

Эта была большая школа. Сначала я работал редактором в отделе экономики, потом возглавил этот отдел, в самом конце дорос до заместителя главного редактора.

Филологическое образование очень пригодилось — особенно когда надо было быстро вникнуть в суть сложного текста, выделить из него главное, проанализировать несколько разных текстов или разных точек зрения на проблему. Я тогда понял ценность фундаментального образования.

Саша не любит позировать и позёрничать: с ним хорошо и родным, и коллегам

Википедия представляет тебя в том числе как заместителя главного редактора по спецпроектам «Ведомостей». Что интересного в этой редакции происходило?

Здесь я проработал меньше года, но эмоционально кажется, что гораздо дольше. Для меня «Ведомости» того времени — издание с кристальной репутацией, непререкаемым авторитетом. Вместе с ребятами команды спецпроектов мы «догоняли» цифровизацию: было интересно делать свежие, любопытные, необычные продукты, добавлять новые форматы и подходы к журналистской базе «Ведомостей».

После «Ведомостей» была «Медуза», куда ты ушел также над спецпроектами работать. Что из этого вышло?

В 2014 году я переехал Ригу — делать спецпроекты для «Медузы», которая только открылась.

До начала 2019 работал над разными форматами: это были игры, тесты, нативная реклама. В 2014—2015 годах нативкой были одержимы американские СМИ (от Buzzfeed до The New York Times), для России это было что-то новое.

Мы исследовали возможности геймификации и вовлекающих механик в общественно-политическое медиа. Когда-то получалось не очень, когда-то случались прорывы. Когда мы в 2015 году сделали игру с Макдоналдс, которая показала отличные охваты, для нас открылись двери многих рекламодателей — они тоже так хотели.

Пользователи игры отвечали на вопросы, кликая на точку на карте где, как кажется, находится тот или иной город

Давай поговорим про твой опыт в Спортс-ру. Управляющий директор ресурса Марк Тен писал, что с твоей помощью издание собирается выйти за пределы спортивной аудитории. Удалось задуманное?

Спортс-ру — уникальное медиа на российском рынке. Оно огромное (едва ли не каждый интересующийся спортом в России знает о его существовании), у него очень лояльная аудитория, своё сообщество. Спортсу надо было дальше расти и мы думали, что это может произойти за счёт привлечения к спорту неспортивной аудитории. И ещё за счет тех, для кого спорт — это не футбол по телевизору, а каждодневная привычка. Спортс идёт в этом направлении, я ему в этом помог.

Какой проект запомнился и почему?

В Спортсе я много занимался геймификацией контента — как в рамках редакционной работы, так и в рамках нативных материалов. Один из хороших примеров — игра с букмекерской компанией Фонбет, на которой пользователи проводили в среднем 15−20 минут. И совершали больше 40 взаимодействий! Так получилось, потому что мы смогли придумать по-настоящему вовлекающую механику для целевой аудитории Спортса — читателей, которые разбираются в футболе и хотят показать, что они в нем разбираются.

Александр и сам любит спорт, особенно необычные виды: сквош, бадминтон, даже сап-серфинг и падел. Катается на велосипеде и уважает покер

Вот ты в Альфа-Банке. Своим подписчикам на в Фейсбуке ты описал происходящее с тобой одним словом «интересно». А чем всё-таки отличается работа в банке от медиа?

Мне действительно нравится, что каждый день происходит что-то новое для меня: от редактирования текста для съёмок рекламы с очень известными людьми до изменений в редакционной политике, от срочно-аврального до сложного и неторопливого. В Альфа-Банке я ещё только разбираюсь, но могу точно сказать, что работа в большой компании, с большими амбициями и возможностями — это не то же самое, что работа в независимых медиа.

При поддержке Альфа-Банка родился наш с Ильей Красильщиком подкаст «Деньги пришли». Это как бы вторая работа, но в то же время и отдых, перезагрузка, эмоциональная разрядка.

Саша Поливанов и Илья Красильщик записывают новый выпуск подкаста «Деньги пришли»: каждый раз выходит очень ржачно, но полезно

Как рождаются идеи для новых выпусков подкаста?

В совместном мозговом штурме. Тут помогает медийная база — когда на протяжении многих лет придумываешь, как каждый день выглядит твоё издание, о чём мы пишем, о чём не пишем, темы для подкаста придумать не так сложно.

Что двигало тобой, когда переходил в новые проекты?

Я иду туда, где, мне кажется, могу принести пользу. Люблю, когда медиа или компании вылезают из своей скорлупки, из своего пузыря, и пытаются сделать что-то новое.

Насколько для тебя важно быть первым в профессии?

Так получалось, что в работе я почти всегда был вторым — заместителем главного редактора Ленты-ру, «Медузы». Мне было комфортно в роли «второго пилота», но в 2021 году так получилось, что я принял вызов стать главредом в Альфа-Банке.

Саше комфортно в роли второго пилота, но он всегда готов принимать решения и нести ответственность за команду

У тебя есть собственные критерии успешности редактора?

Выделил бы несколько:

  • На первое место успешный редактор ставит здравый смысл, а не бриф. Если бриф плох, пытается улучшить его, уточнить детали. Не берётся за тупую работу и не заставляет подчиненных работать, не разобравшись в задаче.
  • Развивает в себе стрессоустойчивость. Ни один проект не идет по плану: нужно уметь быстро переориентироваться, собраться для следующего рывка, не принимать замечания на личный счет.
  • Помнит, что за текстами стоят люди и готовят тексты тоже люди. Уважение к читателю и коллегам, забота о них — важные составляющие редакционного успеха.
  • Не боится выглядеть некомпетентным. Признаваться, что чего-то не знаешь — это нормально и даже правильно.
  • Готов обучаться. Трудная задача должна заводить, мотивировать искать решение, а не вселять панику.
  • Даже успешного редактора может настигнуть эмоциональное выгорание

    Как спасаться от эмоционального выгорания?

    Я долго не знал, что такое эмоциональное выгорание. Даже когда совмещал работу и учёбу — до выгорания не доходило. Наверное, дело в том, что я занимался тем, что мне нравилось. Это ключевое.

    Второе, банальное — переключайтесь на хобби, семью, спорт, на любую активность, не связанную напрямую с работой. Мне повезло, что у меня есть подкаст, в котором как раз можно отвлечься, переключиться.

    Сейчас успеваешь читать? Какие книги, рассылки, каналы посоветуешь?

    Мне кажется, что редактору важно много читать — от фэнтези до классической литературы, от Телеграм-каналов до больших статей-расследований. Всё подряд. Две книги, которые я регулярно перечитываю и нахожу что-то новое: «Анна Каренина» Льва Толстого и «Доктор Живаго» Бориса Пастернака.

    Я подписан на десяток разных почтовых рассылок: Bloomberg, The Bell, «Медуза», The Quartz, «Новая Газета», The Economist. Раньше у меня в Телеграме было много спортивных каналов, сейчас — перевес в пользу финансовых.

    Как ты относишься к тому, что маты стали частью контента в СМИ, соцсетях и мессенджерах?

    Отношусь терпимо. Более того, считаю нежизнеспособными законы, которые пытаются ограничить употребление ненормативной лексики. Русский язык — очень живой, развивается по своим законам, не надо ему мешать.

    Я больше верю в русский язык, чем в директивы и «охранные» законопроекты.

    Александр Поливанов представляет просветительский проект InLiberty и «Медузы» «Возвращение этики», посвященный моральной философии

    Как приходят идеи чего-то нового — спецпроектов, которые потом находят большой отклик у аудитории?

    Важны начитанность, насмотренность, работа в команде, когда один человек приходит с идеей, другие её докручивают. Я люблю не спешить и несколько дней подумать над задачей в спокойной обстановке. Ну и важно не завидовать чужим успехам, а подсматривать то, что может пригодиться в твоих проектах.

    Успех есть тогда, когда редактор проявляет интерес, неравнодушие, любопытство к другим проектам

    Предположим, мы подсмотрели какую-то идею и представили, как она впишется в наш проект. Как дальше подать идеи главреду?

    Идея сама по себе стоит мало. Но если вы проработали идею, в голове есть механизм реализации, вы можете объяснить её пользу, представить примерный таймлайн — шансы увеличиваются. Сначала хорошо подумайте — часть идей отпадут сами собой на стадии проработки. Ну и помните о том, что главреду нужны новые идеи, он ждёт их от команды. Никому не хочется десятилетиями делать одно и то же.