Редакция «Кто студента». Ответы на вопросы

Редакция «Кто студента» Ответы на вопросы

22-й главред Мария Кокшанова ответила на частые вопросы студентов Школ Бюро Горбунова. Выяснили, как устроена редакция и как в неё попасть, на какие темы можно писать в журнале, как авторам и героям найти друг друга.

В журнале у каждого своя задача

Как устроена редакция журнала «Кто студент»?

Редакция состоит из главреда, редакторов, дизайнеров и корректоров. Все решения принимает главный редактор. За работой редакции наблюдает Совет директоров, в который входят предыдущие главреды и создатели журнала. Совет не вмешивается в работу «Кто студента», но может уволить главреда в экстренной ситуации.

Здесь хочется сразу рассказать, что считать экстренной ситуацией в журнале. В уставе чётко описан один вариант: «Если главред не соблюдает редполитику, Совет директоров объявляет выговор. Повторное нарушение — повод для отставки. Совет директоров публично увольняет главреда единогласным решением».

Со стороны может показаться, что Совет директоров — грозный орган, который ругает главреда за любую опечатку. На самом деле это товарищи, которые всегда готовы помочь.

Журнал независимый, а значит, не подчиняется бюро или деканату школ. Если в журнал придёт Артём Горбунов и попросит срочно выпустить статью, то он запустит один процесс — переговоры. Это будет легендарно 🙂

Так устроена иерархия журнала. За все редакционные процессы отвечает главред, Совет директоров не вмешивается в работу журнала, но следит за работой главреда

Что делает автор?

У нас автор и редактор — это один человек, он делает статью от заявки до чистовика. Работа автора заканчивается, когда статья готова к публикации.

Этапы работы над статьёй глазами автора.

  • Заявка. Автор ищет героя для интервью, договаривается с ним, выбирает тему, составляет заявку на статью и отправляет её главреду. В заявке автор пишет тему статьи, полезное действие и вопросы для интервью. Главред оставляет комментарии, вместе с автором дорабатывает заявку.
  • Интервью. Автор общается с героем и делает расшифровку.
  • Редактура и согласование с главредом. Магией редакторских навыков автор превращает расшифровку в черновик статьи и присылает главреду. Тот оставляет комментарии по редактуре и возвращает черновик автору. Таких итераций может быть сколько угодно, но чаще всего 2−3, пока главред не согласует текст.
  • Согласование с героем. Автор отправляет черновик герою и отрабатывает его комментарии, чтобы согласовать текст.
  • Корректура. Когда текст согласован, главред подключает корректора, но автор не выключается из работы. Он работает с комментариями корректора: соглашается или аргументированно спорит.

Автор в «Кто студенте» всегда может рассчитывать на помощь главреда: можно попросить совет или поддержку, получить обратную связь или даже пожаловаться. Мы все только учимся, поэтому ошибаться не стыдно.

Что делает дизайнер?

Задача дизайнера — нарисовать обложку статьи в трёх форматах, тизер для соцсетей и иллюстрации. Идеи иллюстраций придумывает автор, а дизайнер их воплощает. У нас есть гайды и шаблоны, чтобы помочь студентам сделать красоту.

Дизайнер включается в работу, когда появляется черновик статьи. Главред присылает ему черновик, описание задачи, пожелания автора по оформлению и обсуждает сроки. Обычно дизайнер работает над статьёй 10 дней.

Мария Кокшанова отправила статью дизайнеру на оформление и получила результат, который понравился автору и герою

Что делает корректор?

Корректор исправляет ошибки и следит, чтобы текст соответствовал редполитике. Например, мы всегда пишем «ё» и не ставим точки в подписях к иллюстрациям.

Корректор не редактирует текст, потому что он уже согласован с главредом и героем. Иногда корректор замечает «шпагат» или другие мелочи, тогда он пишет комментарий в документе, но сам ничего не исправляет.

Мария Кокшанова: «Восхищаюсь крутыми корректорами, сама я обязательно бы что-нибудь упустила»

Что делает главред?

В «Кто студенте» главный редактор делает всё, чтобы статья вышла. Собирает заинтересованных людей в редакцию, помогает авторам найти героев, составить заявку на интервью, отредактировать черновик. Главред договаривается с дизайнерами и корректорами, чтобы они вовремя включились в работу.

Примерно так выглядит путь статьи глазами главреда.

  • Заявка. Автор пишет главреду, предлагает героя и тему статьи. Главред комментирует заявку и помогает её докрутить.
  • Черновик. Главред получает, читает и комментирует черновик. Когда автор отработает комментарии, главред проделывает это ещё раз. И так несколько итераций, пока текст не станет логичным и понятным. Потом автор согласует статью с героем.
  • Дизайн. Пока автор отрабатывает комментарии, главред находит дизайнера на статью и рассказывает, что нужно сделать.
  • Корректура. Когда текст согласован с героем, можно подключать корректора. После корректуры главред смотрит текст и просит автора отработать комментарии.
  • Публикация. Статья готова и согласована с героем, иллюстрации восхитительны — теперь нужно всё сверстать. После публикации статьи главред постит тизер в соцсети.
  • Отчёты. Главред ставит баллы за публикацию. На страницу «О журнале» он вписывает всех, кто работал над статьёй.
  • Шлифовка. Главред исправляет мелочи после публикации статьи: битые ссылки, рамки в иллюстрациях, кавычки, которые движок сайта решил перевернуть.

Одновременно в работе у главреда всегда есть несколько статей на разных этапах подготовки.

Как начисляют баллы за работу в «Кто студенте»?

Главред ставит баллы за публикации статей в таблицу и передаёт её в деканат за неделю до конца ступени. Баллы публикуют одновременно с итоговым рейтингом ступени. Например, первая ступень 21-го потока закончилась 26 мая, а таблицу с баллами деканат получил 19 мая. Итоговый рейтинг первой ступени опубликовали сразу с баллами за работу в «Кто студенте».

На первой ступени все начинают учиться в разное время, но итоговые баллы публикуют одновременно. Если студент уже сдал курсовую, но до конца ступени осталось время, то все баллы за публикации пойдут в рейтинг первой ступени.

За статьи, выпущенные на каникулах между первой и второй ступенями, баллы начисляются на второй ступени. Допустим, статья выходит в день публикации рейтинга первой ступени — баллы за неё пойдут в рейтинг второй ступени.

Иногда над интервью работают автор и редактор: один делает расшифровку, а второй редактирует статью. Тогда баллы за публикацию делят пополам.

Мы начисляем баллы один раз за неделю, за первую публикацию. Если дизайнер оформлял три статьи, но все они вышли на одной неделе, то он получит баллы только за первую.

В «Кто студенте» один человек может сделать всю статью: написать, отредактировать, оформить и вычитать. Но есть нюанс — он получит баллы только за одну роль, которая приносит больше баллов.

В редакцию «Кто студента» может попасть каждый

Как стать автором, дизайнером, корректором «Кто студента»?

Просто напишите главреду. Не нужно ждать объявления в чате или искать повод. Главред будет рад каждому, кто придёт работать над журналом.

В сообщении студенты могут написать, из какой они школы и чем хотят заниматься в журнале. В ответ главред пришлёт гайд и все нужные ссылки.

Так в редакцию «Кто студента» пришли Надежда Бортникова и Люся Заковряжина — авторы статей

Кто может работать в редакции журнала?

Студенты первой и второй ступеней всех Школ Бюро Горбунова. Роль в журнале не зависит от школы. Руководители могут быть авторами. Редакторы могут рисовать обложки, а дизайнеры корректировать статьи.

Бывает, что студенты не успевают закончить статью до окончания школы, но всё равно хотят её выпустить. Тогда они продолжают работу, хотя формально уже не считаются студентами Школы бюро. Эти авторы, дизайнеры и корректоры не получат баллы, но опыт и публикация останутся навсегда.

Как определяете профпригодность авторов, корректоров, дизайнеров?

«Кто студент» — тренировочная площадка для тех, кто начинает путь в профессии. Мы не ждём, что к нам придут гениальные специалисты. Главред всегда поможет авторам обратной связью, здесь не стыдно попросить помощь.

Профпригодность определяется реальной работой. Если главред увидит, что дизайнер игнорирует гайд и редполитику, он больше не даст ему оформлять статью. И наоборот, если корректор убрал из текста все лишние запятые, двойные пробелы и прочие артефакты, то главред будет счастлив поработать с ним ещё.

Профпригодность определяется реальной работой

Иногда авторы понимают, что не справляются с редактурой: сложный материал, нет времени, разногласия с героем. Тогда главред может найти редактора для этой статьи, и она выйдет.

Статьи должны быть полезными

На какие темы можно писать в «Кто студенте»?

Для публикации подходит всё, что несёт пользу студентам Школ Бюро Горбунова. Можно писать инструкции или делать тесты. Самый понятный формат для авторов — интервью.

Есть разные способы найти тему. Можно искать героя, отталкиваясь от личных интересов. Другой вариант — найти героя и узнать, в чём он эксперт. Вполне реально, что на одном потоке с автором учатся крутые ребята. Они наверняка согласятся поделиться своим опытом.

В журнале были выпуски на разные темы: смена профессии, работа с чиновниками, развитие музея, тайм-менеджмент и Новый год. У каждого — свои польза и цели, но все они подходят формату журнала.

Как готовите статьи к публикациям? Есть чёткое ТЗ или пользуетесь другими методами?

У нас есть гайды для авторов и дизайнеров. Авторы понимают, как написать герою и попросить об интервью, как составить вопросы, как оформить черновик. Дизайнеры знают, какого размера должны быть обложки, как нарисовать элементы и написать заголовок. Главред тоже пользуется опытом предшественников в виде памяток и инструкций.

Мы не ограничиваем авторов количеством знаков и не запрещаем использовать какие-то слова. Единственное ограничение — это здравый смысл. Например, цвет обложек в журнале определяется палитрой, чтобы поддерживать единую стилистику. Но дизайнеры иногда рисуют на обложках цветные элементы — это вносит разнообразие и индивидуальность.

Единственное ограничение — это здравый смысл

Как устроен процесс согласования статьи с основателями «Кто студента»?

Мы не согласуем статьи с основателями журнала. Автор согласует текст с главредом и героем, а главред отвечает за общее качество работы.

В правилах «Кто студента» есть пункт, что статью могут забраковать и она не выйдет. На каком шаге это происходит, кто в этом участвует?

В Уставе и в редполитике об этом ничего не сказано. Возможно, речь о том, что главред не выпустит статью низкого качества. Такое решение он может принять на любом из этапов работы.

Главред отвечает за качество, поэтому не станет публиковать статью, которую сам считает провальной. Но чаще всего главред помогает автору сделать текст полезным и читаемым, а не просто ставит крест на проделанной работе.

Тиндер героев и авторов

Как найти героя интервью?

Героями могут быть ребята с вашего потока, коллеги, преподаватели школ. Ещё у нас есть документ «Герои без авторов». Туда мы вписываем всех, у кого хотим взять интервью. Если автор не знает, с кем пообщаться, то ищет героя там. Главред пополняет список героев без авторов и поддерживает его актуальность.

20-й главред «Кто студента» Полина Пахотина рассказала, как они с Еленой Пашутинской нашли тему и героя для интервью. Из личного интереса родилась статья с выпускающим редактором «Кинопоиска» Татьяной Симаковой.

Как стать героем интервью?

Чтобы стать героем интервью, достаточно написать об этом главреду. Здорово, если герой сразу пишет, о чём готов рассказать. Так авторы поймут, справятся ли с работой.

Главред добавит героя в документ «Герои без авторов», напишет об этом в чат редакции и будет предлагать взять интервью всем, до кого сможет дотянуться. Когда автор найдётся, главред передаст ему контакт героя и работа над статьёй запустится.

Главред может всё

Как строится работа при смене главреда? Может ли новый главред не согласиться с предыдущим в плане или оценке полезности готовящейся статьи?

Пост главреда в «Кто студенте» передаётся за один день. Новый главред берёт на себя ответственность за журнал и принимает решения самостоятельно. Он может не соглашаться вообще ни с кем и перевернуть редакцию с ног на голову. Если Совет директоров не посчитает это экстренной ситуацией и не уволит главреда, то всё хорошо 🙂

Смена проходит так: предыдущий и новый главреды созваниваются и вместе верстают статью. Новичок получает все документы редакции, пароли и чаты. Прошлый главред помогает во всём разобраться и становится наставником на четыре месяца полномочий нового главреда.

Что делать, когда кто-то пропадает — автор, корректор, герой?

Всегда нужно ориентироваться по ситуации. Если автор уже прислал расшифровку или черновик, — найти редактора и продолжить работу. Если автор только прислал заявку, — начать работу заново.

С корректором то же самое. Если корректор успел поработать в документе, а потом перестал отвечать, то главред найдёт другого или закончит работу сам. В такой ситуации главред решит, начислять ли баллы корректору.

Герой тоже может пропасть на разных этапах работы. Это прозвучит цинично: хорошо, если герой перестал отвечать до созвона с автором — меньше времени потеряно. Если он пропал в момент, когда нужно согласовать текст, будет сложнее. У меня такого не было, поэтому не могу рассказать героическую историю.

За 8 лет работы журнала у главредов были разные ситуации — они находили выход из любой. Фраза «главред может всё» означает не только безграничную свободу, но и способность справляться с трудностями.

Что происходит, если увольняют главреда?

Пока в «Кто студенте» такого не было, поэтому сложно сказать, что на самом деле произойдёт. По Уставу Совет директоров может уволить главреда только в экстренных случаях. Это может быть грубое нарушение редполитики.

Если действующего главреда уволят, предыдущий главред вернётся на пост. Дальше Совет директоров обсудит ситуацию и решит, что делать.

Что происходит с главредом, который профукал сроки — публичная порка?

Публичной порки не будет, но все и так заметят, что статья вышла не в понедельник. Если главред не выпустит статью в срок, он не получит за неё баллы. При этом автор, оформитель и корректор всё равно получат баллы, когда статья выйдет.

Бывают факапы? Можешь рассказать о самых жёстких?

Факапы бывают у всех, это нормально. Главное — справиться с ними.

Когда мы готовили тест «Кто вы из бюро?», я собрала его на отдельном сайте и опубликовала. Через 20 минут обнаружилось, что в бесплатной версии этого сайта ограничено количество прохождений теста. Я начала искать человека, который сможет собрать тест другим способом. Каким — я не знала.

Виталий Гурын из Школы руководителей написал мне, что может сделать код с тестом, а я просто вставлю его на сайт. Пока он писал код, я сделала тест с другого аккаунта на том же сайте, чтобы дать ещё несколько прохождений читателям журнала. Через пару часов тест был готов, Виктор Корепанов помог встроить его на сайт, и мы уже не зависели от стороннего сервиса.

У каждого главреда был случай, когда нечего публиковать в понедельник — это жёстко. Но все справлялись и выпускали материал вовремя.