Редактор «Журналуса» рассказала о том, что даже десять лет филфака не помогут разобраться в редактуре без Школы бюро и как попасть в «Студию Артемия Лебедева», оставив сотню конкурентов позади.
Как ты пришла в редактуру?
Я окончила школу в 15 лет с серебряной медалью. Мне всегда легко давались русский язык и литература, впрочем, как и точные науки. Я могла выбрать любое направление, но тогда мне казалось, что стать скандально известным журналистом — это круто, да и учиться на филологическом факультете будет легче, чем на каком-нибудь физмате.
Учиться мне нравилось, поэтому после бакалавриата я пошла в магистратуру, и меня даже начала привлекать возможность преподавать. Но на последнем курсе я устроилась менеджером по продажам в строительную компанию, где до этого помогала со статьями на сайте. В итоге задержалась там на 10 лет и выросла до руководителя планово-экономического отдела.
Спустя три года после окончания магистратуры мне стало как-то не по себе на этой работе. Тогда психология была не в моде, и я не знала ничего про выгорание. Было скучно: я настолько отточила свои навыки, что выполняла все задачи практически с закрытыми глазами. Тогда я решила внести в жизнь что-то новое и поступила в заочную аспирантуру.
Защитила диссертацию, а неудовлетворённость осталась
Оттарабанила ещё четыре года на филфаке и защитила кандидатскую диссертацию. Но прикол был в том, что ощущение неудовлетворённости от работы всё равно осталось. В этот момент я заинтересовалась веб-дизайном, окончила курсы и потихоньку начала брать заказы. Я по-прежнему была ключевым сотрудником в строительной компании, поэтому долго готовила себе замену, и когда стала уверена в новом человеке, ушла в никуда. После этого три года фрилансила как веб-дизайнер.

Я изучила Фотошоп, Фигму, Тильду, затем начала осваивать программирование, потому что Тильда — хороший инструмент для начинающих, но он очень костыльный, и многого там не сделаешь. Развивала насмотренность, повторяла дизайнерские решения, которые нравились. Но в какой-то момент я поняла, что фриланс нестабилен. До этого я была руководителем в большой федеральной компании и привыкла к определённому уровню комфорта. А теперь то зарабатывала, то нет. Заказов или густо, или пусто, при этом я человек‑оркестр: и менеджер по продажам, и бухгалтер, и руководитель, и веб-дизайнер, и верстальщик.
Фрилансер — человек-оркестр
Со временем поняла, что мне интересно не дизайнить макеты сайтов, а фокусироваться на первом этапе работы: как решить задачу клиента. Ко мне приходили заказчики сайтов, у которых не было вообще ничего, и я начинала не с референсов или макетов, а именно с исследования рынка, прототипа и текста. У меня всё чаще стали просить разработать структуру, логику сайта. Это сильно пересекается с редактурой. Тогда я познакомилась с книгами Максима Ильяхова и начала искать вакансии в агентствах, чтобы работать над текстами в клиентских проектах.
Где ты начала работать редактором?
Я устроилась редактором в агентство «Лес», которое занималось созданием сайтов и продвижением соцсетей. Основной упор они делали на особо охраняемые природные территории и туристический бизнес. Например, мы разрабатывали проекты для музея Ахматовой, заповедников Мурманской области и Центра развития туризма Ивановской области.
Вакансию я нашла через телеграм-канал для удалёнщиков, сделала тестовое, прошла собеседование. Как мне кажется, тогдашний шеф-редактор зацепилась за то, что я кандидат наук. Меня попросили написать о себе, и я не упомянула про учёную степень, но в итоговый текст на сайте это попало. На встрече с клиентами меня могли презентовать так: «У нас есть прекрасный редактор Маша, она, вообще-то, кандидат наук».
Хотя на тот момент я знала редактуру на уровне пары книжек Ильяхова. Не каждый филолог — редактор, так же как не каждый редактор — филолог. Кандидат филологических наук разбирается в литературе или в языке, умеет преподавать студентам. Это ещё не означает, что он с ноги зайдёт в любое онлайн-медиа и начнёт раздавать. Даже если ты кандидат наук, всё равно надо идти и доучиваться редактуре.
Как ты попала в Школу бюро?
У «Леса» была подписка для сотрудников на книжную полку бюро. Я прочитала книги Максима Ильяхова, которые мне до этого не попадались, потом что-то по типографике. Начала сёрфить сайт бюро, увидела школу и поняла — надо идти учиться: мне всё время кажется, что знаний недостаточно.
Тесты на первой ступени меня не напрягали, я просто открывала и решала их. Больше переживала из-за того, что, как бы ни пыжилась, всё равно многое оказывалось неправильным, и в итоге я получала какие-нибудь 70 баллов. Учёба не казалась мне сложной, но за результаты тестов было обидно.
Основную часть домашки на второй ступени делала за один день, а потом допиливала по необходимости. Брала на работе каждый понедельник в счёт отпуска и разом выполняла задание. Мне удалось найти баланс между учёбой, работой и личной жизнью. До третьей ступени всё шло гладко, потому что я была одна, а когда появилась команда, всё стало рассыпаться, и я схватилась за голову.

Как ты придумала проект для третьей ступени?
В конце второй ступени было задание придумать проект. Я сразу понимала, что фигню типа очередных карточек или постеров делать не хочу. Нужен бизнесовый проект, который будет приносить деньги. Из меня бизнесмен никудышный, поэтому я обратилась к своему бывшему директору из строительной компании — это единственный человек с предпринимательской жилкой среди моих знакомых. Он рассказал, что они запускают новую услугу, и было бы неплохо сделать сайт. Так у меня появилась готовая домашка и идея для проекта на третью ступень.
Я загорелась темой, потому что это была абсолютно новая технология. Компания поможет клиентам сэкономить кучу денег, при этом сама тоже кучу денег заработает. Тогда я точно решила идти на третью ступень, чтобы реализовать идею.
Проблема была в том, что во время учёбы я не особо общалась с ребятами: не продвигала свой проект, не писала в чатах. Я не забивала себе место в какой-то команде, а знала, что, в какую команду ни попаду, буду топить за свой проект: он был «Титаником» в океане карточек и постеров. Просто звучало не сексуально: «Рекламная кампания услуги защелачивания грунта для компании „ГлавФундамент“».
В начале третьей ступени всех перемешали, и некоторые попали не в те проекты, куда планировали. Так я оказалась в компании двух дизайнеров, которые хотели в другие команды. Я сразу заявила, что буду заниматься только своим проектом и никаким другим. Это, конечно, ошибка, так как я не дала людям «право на нет», чему нас учили, но иногда я бываю категорична.
Я презентовала свой проект ребятам, которые видели меня в первый раз и были очень обижены: недовольны распределением по командам и моей темой, непонятной и незнакомой для них. Наше общение началось даже не с нуля, а с минуса. Но со временем они поняли, в чём суть проекта, мне удалось расположить их в свою сторону и донести, что услуга на самом деле прикольная.

Сайт, который мы сделали на третьей ступени, до сих пор живёт и приносит строительной компании миллионы. Нашу рекламную стратегию используют: например, коллаборации с университетами и организаторами конференций, продвижение в телеграм-каналах. А я как не активничала в чатах, так и не активничаю. Считаю, что хорошим редакторам не обязательно иметь личный бренд или пропихивать себя в комьюнити.
Где ты нашла вакансию редактора в «Журналусе» и как выполняла тестовое?
Когда я заканчивала третью ступень бюро, то знала, что агентство «Лес» закрывается и мне надо искать работу. Как-то просто сёрфила интернет, зашла на сайт «Студии Лебедева» и увидела свежую вакансию редактора «Журналуса». Решила сделать тестовое задание: составить список вопросов для интервью с Артемием Лебедевым о его принципах в дизайне.
Я начала искать интервью Артемия Лебедева, посты, даже самые старые в ЖЖ. Потом вспомнила, что у студии есть книга «Принципы и парадоксы», которую они выпустили на своё 25-летие. В онлайне её не нашла, поэтому пришлось заказать и ждать. Процесс растянулся на несколько дней, и в итоге у меня получился внушительный список из 23 вопросов, в некоторых пунктах которого было ещё по 2−3 вопроса.
Я никогда не думала, что буду работать в студии, у меня и мечты такой не было, это казалось чем-то недосягаемым. Я сильно вложилась в тестовое не из желания заполучить вакансию, а просто из огромного удовольствия. Меня захлестнула волна интереса, и я кайфанула, когда читала о принципах разных известных дизайнеров. Отправила тестовое и ничего не ждала в ответ, но вскоре меня позвали на собеседование.
Меня собеседовали главред «Журналуса» Кирилл Олейниченко и директор по продуктам студии Пётр Моругин. В скором времени пришёл оффер от Петра, и я согласилась, потому что предложение меня полностью устроило. Позже Кирилл рассказал, что моё тестовое было лучшим среди ста откликов, поэтому было бы странно меня не взять. Тогда я поняла: в тестовое надо вкладываться и делать его так, как будто это последний шанс в вашей жизни.

Иногда попадаются тестовые, которые даже начинать не хочется. Тогда не стоит себя насиловать, ведь если на первом этапе неинтересно, значит, вакансия вам не подходит. Когда задание нравится, вы получаете удовольствие и перестаёте следить за временем. Благодаря этому шансы возрастают в разы. Иногда в тестовых пишут, что необязательно расписывать детали, а достаточно накидать идеи. Расписывайте детали! Ваше тестовое будет выгодно отличаться глубиной, и остальные соискатели останутся позади.
Как устроена работа в «Журналусе»?
Над текстами и дайджестами в редакции работает пять человек. Кирилл Олейниченко главный редактор, я и Александр Швецов — кураторы и редакторы, на мне рубрика о нейросетях, у Натальи Телятинской рубрика с цитатами из книг, вычитывает тексты Наталья Сухорукова. Команда «Журналуса» не ограничивается редакцией. Например, есть арт‑директор, менеджер, дизайнер и верстальщик, от которых тоже многое зависит.
В редакции поощряется самостоятельность. Я предлагаю идею или тему, и мы с Кириллом её обсуждаем. Затем я пишу текст, он предлагает правки, и мы сообща допиливаем материал. У нас нет никакой авторитарности. Итоговый текст — это всегда результат работы как минимум двух человек: меня и главного редактора.
Важнее выпустить статью, чем тратить время на споры
В «Журналусе» есть еженедельный дайджест новостей из мира дизайна и «риды» — экспертные статьи, в которые мы зовём крутых арт-директоров и дизайнеров. То ли мне так повезло, то ли в индустрии много классных людей, — я обожаю наших героев. Отношения складываются по-разному, но всегда комфортно. Даже если передо мной крутой эксперт, чьё имя стоит в портфолио главных студий страны, это совсем не значит, что он будет смотреть на меня свысока.
Нашей редакции важнее выпустить статью, чем тратить время на споры, поэтому я не лезу на рожон. Если герою в итоговом материале что-то не нравится, то я предложу другие формулировки на выбор, чтобы он чувствовал, что мы заодно и нам обоим важно выпустить офигенную статью. Главное, чтобы человеку было комфортно работать с нашим медиа и со мной в частности.
Где ты ищешь темы и героев для статей в «Журналусе»?
Благодаря своему бэкграунду я знаю о дизайнерских болях и могу о них рассказывать. Я погружена в сферу: подписана на телеграм-каналы и медиа о дизайне, знаю в лицо лидеров индустрии.
Слушаю подкасты, слежу за дизайнерскими рейтингами, смотрю «Дизайн-просмотры». Общаюсь со знакомыми дизайнерами, могу пойти к читателям «Журналуса» в телеграм-чат и спросить, на какую тему они хотят что-то узнать. Придумывать идеи помогают нейросети: сами темы они формулируют плохо, но отдельные мысли можно брать и развивать.
Недавно мне попался на глаза манифест Массимо Виньелли. Это известный дизайнер, который в своём манифесте требовал, чтобы шрифтовые дизайнеры перестали разрабатывать шрифты, потому что их достаточно. Он на протяжении всей жизни подтверждал этот тезис и справлялся с любой дизайнерской задачей, используя ограниченное количество гарнитур. Так родилась тема «Сколько шрифтов нужно дизайнеру». Я пошла узнавать, есть ли сейчас шрифтовые аскеты, подобные Массимо Виньелли.
Если тема про динамическую айдентику, то я иду в портфолио дизайнеров и студий и смотрю, у кого есть работы с такой айдентикой. Затем ищу контакты арт-директоров и ведущих дизайнеров этих студий. Найти контакты даже очень известных арт-директоров бывает непросто, приходится включать сыщика и тратить уйму времени.
Я всегда составляю список героев с запасом. Если в статье 5−6 экспертов, значит, изначально у меня было 8−10 человек. Редко все доходят до финала: одни сразу не отвечают, другие пропадают в процессе. Если все эксперты отозвались, то я делю статью на две части, потому что 10 мнений — слишком много для одного материала.
Наши герои не знают, с кем участвуют в статье, поэтому абсолютно вслепую высказывают свою точку зрения по определённому вопросу. Многие отвечают письменно, но я всегда даю выбор: созвон, текст или голосовые. Обязательно назначаю дедлайн, к которому жду ответ. Раньше я смущалась, мне казалось странным, что какой-то редактор будет устанавливать сроки крутым арт-директорам. Но работать без дедлайна было ошибкой, поэтому сейчас я спокойно оговариваю крайний срок, когда жду материал.
Как правило, герои с удовольствием делятся иллюстрациями, но если у них нет времени, то могу подобрать визуал сама и согласовать его.
Когда все участники всё окнули, материал отправляется на вёрстку. После неё я ещё раз смотрю статью и вношу итоговые правки, а после публикации отправляю экспертам ссылку на материал.
Как ты понимаешь, что твоя работа приносит пользу?
Первое время в «Журналусе» «риды» были доступны бесплатно, и на них приходил органический трафик из поисковиков.
Люди читали материалы и заодно знакомились с журналом. Было приятно, что эксперты, которые участвовали в статьях, постили ссылки на наши лонгриды у себя в соцсетях. Так «Журналус» продвигался, но для меня отдельное удовольствие — это обратная связь от наших героев.
У Артемия Лебедева в выпусках новостей есть рекламный блок, где он рассказывал про «Журналус» и пролистывал «риды». Некоторые герои статей писали мне в личку и благодарили за то, что засветились в роликах Тёмы. Иногда знакомые писали нашим экспертам, что видели их фотографии в «Самых Честных Новостях».
Отдельное удовольствие — обратная связь от наших героев
Часто эксперты говорят спасибо или вспоминают добрым словом меня или главного редактора у себя в телеграм-каналах. Несколько раз мне даже дарили подарки. Один герой прислал книгу собственного авторства, другой — книги о дизайне и прокачке креативного мышления, а третий — футболку с собственным дизайном. Такие вот неочевидные бонусы работы, о которых я и подумать не могла.

Какими качествами и навыками должен обладать редактор медиа?
Неважно, на какую тему вы пишете, главное — этой темой гореть, иначе работа превратится в каторгу. В своей сфере держите руку на пульсе. Если это дизайн, то у вас в закладках должны быть последние ролики с «Дизайн-просмотра», результаты дизайн-премий, важно понимать, какая студия какими проектами занималась, следить за лидерами индустрии в соцсетях.
Старайтесь быть корректным и спокойным, легко относитесь к человеческим закидонам. По работе придётся общаться с разными людьми. Не принимайте ничего на свой счёт, пробуйте договариваться и вспоминайте всё, чему учили в Школе бюро. Задавайте открытые вопросы, выкладывайте багаж и так далее.
Я уже год пишу для Mindbox как автор, но когда я только начинала, то ничего не понимала в маркетинге. На интервью с известным экспертом я честно говорила, что пока плохо разбираюсь в теме, и извинялась за глупые вопросы. Это помогало: эксперт расслаблялся, и разговор проходил гладко.
Чтобы не отставать от прогресса, изучайте нейросети, скидывайте всю рутину на сервисы, способные вас разгрузить. И, конечно, постоянно учитесь и следите за крутыми проектами, которые делают ваши коллеги.