Николай Товеровский. Важно понять, нахрена нужен продукт

Николай Товеровский Важно понять, нахрена нужен продукт

Преподаватель школы о работе над продуктами, сервисе для заметок на встрече «Конспект» и об управлении проектами.

Как ты расскажешь о себе в паре предложений?

Это вопрос, который ставит меня в тупик. Можно сказать так: я стараюсь зарабатывать на изготовлении проектов. Я чувак, который может что-то запилить.

У тебя сейчас есть Конспект, есть преподавание, может быть есть что-то ещё. Как у тебя распределяется время между разными активностями?

Больше всего я занимаюсь всякими бюрошными штуками. Я помогаю в школе, у меня есть курсы, книга. Бывает вообще нечего делать, а бывает фул-тайм. Конспект — это сайд-проект пока. Хотя я стараюсь вкладывать туда больше сил.

В Конспекте я не придумал того, что требует времени и даёт результат. Если ты поговоришь с обычным продуктовым менеджером, он тебе скажет, что у него постоянный цейтнот. Я был бы рад иметь такую проблему с Конспектом: знать, что есть поток дел и всё время что-то происходит. Но Конспект пока не взлетел и не требует очень много внимания. Мы запиливаем фичи, но ничего не горит.

Конспект — это заметки на встрече. Для ведения заметок люди пользуются и другими инструментами: пишут резюме в гугль-доках или просто в письме на почту. Зачем пользоваться Конспектом?

Есть не только Гугль, есть целые классы программ-конкурентов. Есть инструменты, которые делают то же самое, что Конспект, но в России о них вообще никто не знает. На Западе знают, но они очень маленькие. Ещё люди пользуются мессенджерами, пишут в чат вопросы.

Мы пытаемся создать запрос на новый продукт. Перед нами сейчас сложная задача: объяснить, зачем это надо, и сделать, чтобы было полезно. Мы предполагаем, что те инструменты, которые есть, неудобные. Именно по смыслу. Ты написал в чате, а оно там потерялось. Или ты написал в чате, а все работают в Асане, и как это туда отправить? Можно скопировать, конечно, но неудобно. Если ты встретился с клиентом или начальником, то он не хочет логиниться в эту Асану. Он просто хочет сесть и поговорить.

Мы сейчас делаем Конспект не только для работы с клиентом, как было изначально, а вообще для любой встречи. Можно делать заметки в Конспекте во время скрам митинга, и это превратится в спринты. Много разных сценариев.

В Конспекте можно сделать питч для инвестора

Мы рассчитываем на то, что продукт встроится в процесс любых встреч. Будет проще использовать Конспект, чем долбаться с этими гугль-документами, в которых нельзя оставить пометки для себя. Например, надо показать документ клиенту, а ещё у тебя к этому пункту свой комментарий. Куда его записывать, во второй гугль-документ? Неудобно.

Сработает это или нет — зависит от того, насколько мы правы со смыслом и насколько мы хорошо всё сделаем.

Есть ли какой-то срок, после которого закроешь проект, если что-то не срастётся?

Мы договорились, что сделаем подход длиной в два года. Год уже прошел.

Одна из задач при работе с Конспектом — понять, как делать продукты. У него должно быть время жизни. Важно решить, в какой точке будет принято решение. Самое страшное из моего опыта с продуктами — это когда продукт и не стартанул, и не сдох. Всегда хочется дальше его пилить, но непонятно, зачем. Но мы пока к ней не приблизились. У нас есть важные задачи, которые мы ещё не пробовали сделать. Точка принятия решения у нас будет следующим летом.

Самое страшное — это когда продукт и не стартанул, и не сдох

Конспект был дипломом студентов третьей ступени. Они участвовали в дальнейшем развитии продукта?

Нет, после диплома не участвовали. Это была прикольная история. Я в том проекте выступал в роли клиента. Даже заплатил немного, чтобы получить эту штуку. Довольно ценная была итерация — мы поняли, как сделать неправильно. И можно было попробовать потыкать в интерфейс. Ребята запустили это всё, дожали. Какое-то последнее место заняли, но дожали.

Потом мы собрались другой командой и сделали заново. Даже название изменили. Но исходная идея была точно такая же — инструмент для работы на переговорах.

Ты участвовал с Конспектом в школе «Уай комбинатор». Что это такое, в чём её польза?

Это десятинедельное онлайн мероприятие. Раз в неделю открывают пачку видеолекций, как в Школе Бюро. Ты их смотришь подаешь апдейт. Пишешь отчёт, что у тебя произошло, как изменились ключевые метрики продукта. Пишешь задачи на следующую неделю. Никто это не проверяет, ты работаешь для себя.

Если сделать апдейт, на следующий день получаешь право поучаствовать в групповом звонке. В «Уай комбинаторе» обучается 20 тысяч компаний, и по определённому алгоритму собирается группа из 5−8 человек. Все по кругу в скайпе рассказывают о продукте — это называется «инвестор питч». Рассказываешь про свой проект, почему у тебя получится, где бабло. Очень коротко. Мой первый питч был полным трешем, потом стало лучше.

Экран подачи еженедельного апдейта

Школа «Уай комбинатор» оказалась мега-полезной для меня лично. Важно понять, нахрена нужен продукт, кто его купит. Когда ты пытаешься людям объяснить, что ты делаешь, почему ты в это веришь, почему это сработает, как вы заработаете миллиард на этом — это помогает.

У них есть отличная фраза: School gives you an excuse to work on your startup. То есть «Уай комбинатор» даёт тебе оправдание, чтобы заниматься своим продуктом. Ты должен делать его в любом случае, а школа — компьютерная система, которая подпинывает и рассказывает простые вещи.

Я знаю, что ты проводил кастдев: звонил пользователям Конспекта, чтобы узнать, как они пользуются продуктом и за что готовы платить. Для чего ты это делал и что это тебе дало?

Я это делал потому, что это было частью еженедельного апдейта в школе. Вообще я немного слил задачу, она на самом деле постоянная, её нужно всё время делать. Сделать её нельзя.

Кастдев — один из способов понять, что у тебя в итоге купят. Вообще, единственная цель всей школы — помочь это понять. В «Уай комбинатор» есть лозунг: «Build something people want — Строишь то, что у тебя купят». То, что люди хотят реально. Единственная твоя задача — понять, что надо. Поэтому стартапы делают развороты, повороты, пивоты в своей работе. Можно начать с Конспекта, а закончить пекарней. И это совершенно нормально. При этом можно называться Конспект-булочная. Главное, чтобы люди покупали.

Важно понять, нахрена нужен продукт, кто его купит

У тебя на сайте «ФФФ-воркс» написано, что весь сайт — это инвентарь руководителя. Есть Конспект, есть другие инструменты. Осьминожка та же. Что ты ещё хочешь включить в этот инвентарь?

Это моя мечта — целый набор инструментов. Мы от неё немного сейчас отклонились с Конспектом, потому что мы его выделили в отдельный продукт.

Общая идея очень простая. У нас накопились разные знания, которые есть в книге, в советах, и где-то ещё. Мне кажется, они важные, клёвые, реально работают. Проблема в том, что ими сложно воспользоваться. Даже если книжку прочитаешь или на курс сходишь. Ты что-то поймёшь, но потом ты придёшь в свою компанию и тебе нужно нечеловеческое усилие, чтобы переключиться и начать этим пользоваться.

Моя идея в том, что нужна помощь в виде инструмента. Как с бегом. Бегать — это хорошо. Но если бы не было трекеров, беспроводных наушников, музыки, приложения, чтобы это всё в ленту запостить и комментировать, то индустрия бега была бы существенно меньше.

Идея ровно такая же. У тебя есть пул инструментов, который помогает тебе вести проект, помогает свои задачи разобрать. Конспект, например, помогает с переговорами.

У тебя уже запланированы какие-то следующие продукты?

Я про них не готов говорить. Но есть список. Можно открыть книгу, прочитать её. Если принцип из книги похож на штуку, которую можно сделать в виде инструмента, скорее всего я уже это придумал. Но пока это такие мечты, что рано об этом говорить. Лучше я помолчу, пока не сделаю.

Иногда люди рассказывают, что хотят сделать, чтобы было сложнее не сделать. У тебя принцип наоборот: не анонсировать проекты на ранней стадии. Ты его всегда соблюдаешь?

Да, видимо это моя особенность. Я просто очень люблю что-нибудь придумывать. Когда я рассказываю об этом, то как будто всё сделал, получил свой дофамин. А когда ты терпишь — «блин, я уже всё придумал, тут осталось немного дожать, запрограммировать, дорисовать» — это помогает.

Понятно, что кому-то лично можно рассказать. Поговорить об идее — это хорошо. Но не делать заявление. Если только это не часть продвижения продукта.

Ты вместе с Артёмом и другими бюрошниками создал много мемов по управлению проектами, людьми и собой. Они собраны в твоей книге. Какие из этих мемов-принципов самые важные для руководителя?

Попробуем определить популярность принципов по стикерам. Самый популярный — рукожоп. Часто используют гусеничку. Маршрут проекта, летающий асфальтоукладчик. ФФФ — ключевая базовая штука. Флекс уже используют как термин многие, не только у нас. Я сам всё это постоянно использую.

Из тех штук, которые мы придумали во время работы над книгой, моя любимая часть — лидерство и делегирование. Там много важных ассоциаций. Это и Кунг-фу Панда, которая мочит всех молотком, и Халк, который проект дожимает. «Дожать проект», «дожми» — мне кажется, это используется даже чаще, чем гусеничка.

Любой такой клёвый термин важен. Тафти придумал свои спарклайны, и в сети все врубились. А когда нет термина, нет слова, человеку не за что зацепиться. Прикольчики важны, термины важны.

Вова Колпаков и Дарья Чильцова взяли картинки из книги и запилили стикеры под руководством Артёма Горбунова. Иллюстраторы — Михаил Голев и Андрей Ерес

Ты упомянул делегирование. У тебя есть совет про тупое правило «делегируй всё». Расскажи про тупые правила, какие из них ты используешь в проектах и в жизни?

Идея тупых правил в том, что там всего одно условие. Но при этом оно хитро так сформулировано, что не даёт тебе ошибиться. Если тупое правило — «делегировать все задачи», то какая бы задача к тебе не пришла, ты придумываешь, как её делегировать. Но как только понадобиться собственную коррекцию глаз сделать, ясно, что ты не можешь это делегировать, потому что глаза к тебе пришиты. Поэтому ты ошибиться не можешь. На самом деле, кайф этих правил в том, что не надо думать.

Правила сами возникают в нужный момент. Одно время у меня было тупое правило подготовки к переговорам «всегда заполняй карточку переговоров». Хорошее правило — переход дороги, детей этому учу. Скажи, в какую сторону смотреть, когда дорогу переходишь?

В ту сторону, откуда едут машины?

Неправильно. Это правило не работает. У тебя здесь есть дополнительное условие: надо знать, откуда едут машины. Можно смотреть налево, но если ты в Таиланде или в Лондоне, то не работает. В России тебя могут сбить вообще в любом месте. Поэтому тупое правило очень простое: когда стоишь на тротуаре, ты смотришь в обе стороны, посмотрел в обе стороны, переходишь дорогу до половины, и снова в обе стороны смотришь. И потом переходишь. Вот и всё.

Совет про делегирование

Тебя часто спрашивают о прокрастинации. Ты обычно советуешь превратить задачу в подобие текущей инициативы и использовать календарь. Но есть люди, которым календарь не подходит. Что посоветуешь?

Прокрастинация — смесь привычки и слабого характера. Из неё сложно выбраться с помощью силы воли. Но если ты привыкаешь фигачить, то тебе потом уже лень бросать. И мой базовый совет простой: надо придумать хак, который тебе поможет. Мой способ связан с фиксированными дедлайнами, которые прописываются в календаре. Я смотрю, что всё, время пришло, надо идти и делать.

Но можно придумать какой-то свой хак. Надо смотреть, как ты живёшь, чем ты пользуешься, куда этот элемент добавить. Может помочь простейшая фигня, которая есть во всяких инструментах — блокировка сайтов и приложений. Включаешь — Ютуб, Твитер и им подобные отключаются. Каждому нужно придумать подходящий инструмент для себя.

Нужно ли для этого знать основы нейробиологии, разобраться как работает мозг?

Знания никогда не могут помешать. Мозг — это просто сложный биологический механизм. Если ты знаешь, как он работает, ты лучше им пользуешься. То же самое в дизайне. Ты должен знать, как человек обрабатывает информацию, чтобы правильно её подать.

Но я про работу мозга практически ничего не знаю, кроме каких-то видео или обывательских книг типа «Максимальная концентрация».

Ты как-то писал в блоге про усложнение ментальных моделей. Ты свою усложняешь?

Стараюсь, да. Мне кажется, что уход с работы, собственный проект — всё это про усложнение. Иногда уход с работы называют «прыжком веры». Припекает, что я исполнил этот прыжок не совсем правильно. Но когда прокручиваю назад, понимаю, что в той ситуации я принял нормальное решение. Иначе я бы не получил никаких новых знаний.

Ты мог бы порекомендовать три самые важные книги для руководителя?
Пусть будет Extreme Ownership. Это для управления командой и проектами. Не могу не посоветовать Марка Форстера. Do It Tomorrow — отличная книга для управления собой. И пусть будет The Magic of Thinking Big. На самом деле много таких книг, которые повлияли на меня так или иначе.

В бюро считают, что руководитель должен быть немного дизайнером и редактором. Какие хардскиллы нужны руководителю?

Я затрудняюсь разделять хардскилы и софтскиллы. Если чувак занимается продуктом и продаёт, то продажа — это у него хардскилл или софтскилл? Планирование — это его хардскилл, но кто-то скажет иначе. В целом тема хардскиллов — это про предметную область.

Берите пример с Бориса Николаевича Ельцина. Когда он закончил универ, ему предложили сразу стать мастером. Он год потратил на то, чтобы освоить основные специальности: месяц работал бетонщиком, сварщиком, плотником. У него есть 12 специальностей до уровня третьего или четвёртого разряда, это примерно на троечку. Но если ему бетонщик говорил, что бетон два дня месить, он понимал, что здесь что-то не то.

Если ты чем-то рулишь, твоя минимальная задача — разбираться так, чтобы тебя не смогли наебать. Это хотят сделать все. Причём, большая часть людей делает это неспециально. Когда ты предлагаешь что-то сложнее, чем обычно, тебе говорят: это будем делать шесть недель или два года. В этот момент тебе нужен навык, чтобы вычислить подвох. Если ты делаешь сайты, будь добр знать, что такое пиксель. Если стартуешь в другой области, надо врубиться в неё.

Если ты чем-то рулишь, твоя минимальная задача — разбираться так, чтобы тебя не смогли наебать

Ты пишешь, что можно всё. И в книге, и в блоге ты часто это используешь. Кажется, ты специально преувеличиваешь, чтобы принцип был понятнее. Что нельзя делать в жизни и в управлении проектами?

Я с этим принципом не шучу. Смысл в том, что ограничений нет, но есть причины и следствия. Ты реально можешь сделать всё, что угодно. Просто ты смотришь, сработает это или нет. Ты можешь наорать на клиента, и это может сработать.

Хорошо это или плохо? Ты можешь сам придумывать свои моральные принципы. Главное понимать, что любые ограничения придумываешь только ты и что они зачем-то нужны тебе. И всё.

Фишка такая: это установка против того, что кто-то не может чего-то сделать. Из-за этого человек не добивается целей. Он думает, что может работать только со стандартными блоками конструктора «Лего». Но ты можешь отпилить от блока «Лего» кусок по диагонали и вкрутить туда шуруп. То есть можешь делать всё, что хочешь. Необязательно всё собирать только из одинаковых блоков.

Продолжение следует.

Конкурс для читателей журнала

В Конспекте есть шаблоны для быстрого создания заметки — «Подсказки». Уже работает подсказка для согласования замечаний и подсказка, которая добавляет вопросы Горбунова для понимания задачи.

Задача: придумать новый шаблон для регулярной встречи с командой.

Приз: автор лучшего шаблона получит годовую подписку на книгу «Управление проектами, людьми и собой».

Сценарий: представьте еженедельную командную встречу. Она проходит каждую среду в 14:00, её ведёт один ответственный. Перед встречей разные люди присылают ему вопросы к обсуждению, а он добавляет свои и собирает повестку. На встрече первым делом проходят по повестке. Вопросы добавляют и убирают. Затем начинают обсуждать их по порядку, принимают и записывают решения. Иногда в разговоре исходные вопросы разделяются, исчезают или превращаются в новые. В результате встречи должно получиться резюме, из которого понятно, о чём договорились, у кого какие задачи и когда они должны быть сделаны. Учтите, что ведущий встречу не хочет писать лишнего, не заставляйте его дублировать информацию без надобности.

Результат: две ссылки на почту nick.toverovskiy@gmail.com. Первая — на шаблон и вторая — на пример заполненного по шаблону резюме. Тема письма: «Шаблон для Конспекта».

Чтобы получить ссылки, опубликуйте шаблон: Поделиться → Сделать шаблоном → Скопировать ссылку. Убедитесь, что в ссылке есть /t/

Опубликуйте резюме: Поделиться → Доступ по ссылке → Скопировать ссылку. Убедитесь, что в ссылке есть /c/

Пример ссылок, которые нужно прислать:
conspectus.io/t/fq8xyoXbtO
conspectus.io/c/fq8xyoXbtO

Если ваш шаблон окажется удачным, Николай добавит его в Конспект.

Дедлайн: воскресенье, 27 октября, 23:59.

Конспект: как поделиться шаблоном