Даша Платонова. Смотри по сторонам

Даша Платонова Смотри по сторонам

Главред Ситимобил о том, как стать ИТ-редактором после журфака, как создают голосовых помощников и нужно ли редактору шарить в мемах.

Как ты поняла, что тебе нужно в ИТ?

Студенты из Бауманки сделали подводного робота. Робот был крут — с рукой-манипулятором и 3D-зрением, умел погружаться на глубину до ста метров и управлялся с обычного ноутбука.

Проекту нужна была огласка и меня позвали в него пиар-менеджером. Я согласилась: на журфаке ни роботов, ни парней-инженеров нет, а тут так интересно. Я писала статьи о роботе и рассказывала о нём на мероприятиях. Начала разбираться в технических вещах, писать о них, общаться с технарями. Поняла, что превращать сложное в человеческое — чистый кайф. Этим и захотела заниматься.

После окончания журфака, ты сразу пришла в ИТ?

Это был путь в несколько шагов. В студенчестве я подрабатывала курьером в маленькой фирме. Там производили и продавали тротуарную плитку. Сразу после универа я устроилась туда менеджером. Делала всё: писала статьи, отвечала на звонки, консультировала клиентов, обзванивала вхолодную. Мне нужен был опыт, что-то есть и где-то жить.

Подводный робот Акватор-3D

Это сильно задело твоё самолюбие, после журфака МГУ писать о плитке?

Не без этого. Но это оптика, через которую я увидела: неважно что ты окончил. Везде можно быть полезным и учиться. Статьи про тротуарную плитку не хуже статей про искусственный интеллект. Главное — разобраться в теме и написать понятно.

Я благодарна начальнице, которая меня приняла на ту работу. Она дала мне старт. Осознание, что можно пригодиться везде, сделало меня сильнее. Потому однажды я встряхнулась и начала искать новую работу.

Не возникло мысли идти по профессии?

В классическую журналистику — репортажи, статьи, радио — больше не хотелось. История с роботом всё перевернула. Я знала, что мне нужно в ИТ.

В 2015 со мной случился Рамблер. Рамблер владел «Живым Журналом», популярной тогда блог-платформой. Там открыли вакансию джуна-редактора, на которую я нацелилась. Я долго делала тестовое — безумно волновалась. Но прошла. Была рада, что первый шаг к мечте сделан.

Рамблер оказался хорошей школой. Я пришла на младшего, а ушла ведущим редактором. Поуправляла редакцией. Почувствовала уверенность в том, что делаю и приняла ответственность — это очень зарядило.

Путь в Рамблере: от младшего до ведущего редактора

Как получилось, что с ведущего редактора ты пошла в Яндекс на копирайтера?

Я фанатично хотела попасть в Яндекс. Ещё бы — одна из самых сильных ИТ-компаний в России. И я так любила всё, что они делают, что даже смирилась с понижением при переходе. Это стоило мне 20−30% от зарплаты, но я пришла туда с горящими глазами. И не пожалела. Училась у лучших людей в сфере. Отчасти мой стиль и принципы написания текстов оттуда.

Всё шло гладко или были ошибки?

Ошибок было много. Всё время нужно быть начеку, чтобы их не пропустить. В начале пути в Яндексе я взялась за большую задачу — сайт проекта. Не просто лендинг, а с вложенной структурой, разделами, на непростую тематику, с ценами. До этого я не писала таких объёмных текстов на сайт. Короче, сложно. И я такая — конечно, сделаю. В Яндексе сотрудникам доверяют. Задачу мне дали.

Когда я поняла, что это слишком тяжело и опыта не хватает, надо было пойти к руководителю и сказать: «Что-то никак, помоги». А я испугалась и не пошла. Сидела в обнимку с этим сайтом, кучу сил и нервов потратила, но к дедлайну не успела.

Задача оказалась срочной и важной, заказчик был недоволен. Меня поругали. Материально не наказывали, но было дико стыдно. Думала, меня точно уволят. До сих пор с мурашками вспоминаю. Этот опыт мне помогает на фрилансе. Бывает, ко мне приходят с настолько крутыми проектами, что глаза загораются. Но если понимаю, что не потяну, времени или сил не хватит, всегда отказываюсь. Репутация — это очень важно.

Над рабочим столом до Яндекса

Первый рабочий день в Яндексе

Когда ты почувствовала, что твёрдо стоишь на ногах?

Я думаю, что на все сто процентов уверенно не буду чувствовать себя никогда. Это синдром самозванца. У меня он есть, как и у многих в нашей сфере. Но он работает в плюс. Например, в Яндексе тебя окружают суперзвезды и ты всегда чувствуешь себя немножко глупее. Это подталкивает развиваться.

Достаточно уверенно я себя почувствовала, когда начала рулить самостоятельно. В Рамблере я уже это попробовала. В Алисе распробовала окончательно. Я была предоставлена сама себе и знала, что здесь за мной никто не приберёт. Не придёт главный редактор и не скажет: «Даш, что-то фигня вышла». Все мои решения будут оцениваться сразу топ-менеджментом.

В тот момент стало ясно, что на мне ответственность и я уверена в том, что делаю. Чувствую себя в своей тарелке. И это даёт силу продолжать делать хорошие вещи, теперь уже самостоятельно.

Даша несёт ответственность в Яндексе

Как ты сделала Алису? Как создавали её образ?

Правильнее сказать, я только приложила руку к её развитию. Когда я пришла в проект, Алиса уже была. Если ты о внешности, то у Алисы её нет. Внешность или её отсутствие определяют, когда помощника только начинают создавать. Если человек спросит о цвете волос, росте, весе, помощник как-то отреагирует. Как конкретно — зависит от наличия внешности и характера помощника.

Характер помощника — это большой проект с культурными референсами, образом компании в этом помощнике и хорошо продуманными человеческими качествами. Характер должен считываться. При общении с помощником человек должен понимать, что помощник любит, а что нет, как реагирует на грубости или комплименты. Всё учтено и получается законченный образ, а не безликий чат-бот. Важна индивидуальность — некие шероховатости, за которые можно зацепиться.

Поэтому даже выбор голоса помощника — отдельная задача. Голоса актёров отслушиваются и сравниваются. В этом тоже участвует редактор. Ведь он уже представляет помощника: шутки, характер и тон ответов. Редактор отсматривает записи, приходит послушать актёров в студию. Объём работы большой, в один момент замыливается ухо, а нужна чуткость. Задача идёт довольно медленно.

Алиса остроумно отвечает на ругательства. Она генерирует ответы сама или их пишет редактор?

Как правило, у голосовых помощников есть нейросеть, которая обучена на массивах данных. Часть ответов она генерирует сама и может подставить что-то прикольное и внезапное.

Но есть ответы, которые определяют личность помощника — о его вкусах и интересах, и ответы на острые темы, например, религия, политика, просто мат и оскорбления. Эти ответы прописаны. То есть существует набор фраз, который редакторы обновляют. И эти фразы крутятся в ротации.

Сложность в том, что нужно написать ответ, который прозвучит естественно (с правильным склонением, спряжением) и подойдёт практически под любую тему, которую поднимет человек. То есть группируем вопросы по смыслу и пишем фразу, которая подойдёт в ответ на любой мат. Или на любой вопрос о политике.

Например, в вопросах про животных могут быть такие:

  • — А ты любишь котиков?
  • — Любишь собак?
  • — А гекконы тебе нравятся?

На все эти вопросы нельзя ответить по-разному. Трудозатратно писать ответы про каждое существующее в мире животное. Нужен универсальный ответ вроде «Обожаю животных, особенно…» и подставить туда животное, которое помощник предпочитает по характеру. Мы даём понять, что помощник распознал о чём речь, и отвечаем в тему. При этом не пишем ответ на каждый вопрос по отдельности. Редактор решает этот ребус. Это круто закаляет мозг.

Здесь работали редакторы Яндекса

Тебя называли «Душой Алисы». Как ты к этому относишься?

Действительно, называли — и душой, и совестью. Про совесть — так говорил руководитель в Алисе. Я вообще слышала от разных коллег в команде, что с моим приходом стало больше неформального общения, каких-то тусовок, шуток, творчества, народ стал больше разговаривать. Так многие говорили. И что я действительно похожа на Алису по характеру.

Как я к этому отношусь? Мне очень приятно. Если команда так тебя ценит — это невероятно круто.

Как ты рассталась с Яндексом? Всё-таки компания мечты

Вот поэтому уйти было очень трудно. Я, наверное, впервые в жизни так сильно плакала, когда уходила с работы. Помню, был последний день, и коллеги из самых разных отделов начали писать в личку сообщения типа: «Куда мы без тебя, ты же Алиса». Я эти сообщения прочитала, когда сидела на встрече. Разревелась прямо там и выбежала из переговорки, просто как ребёнок.

Причина прозаична — ушли многие из костяка команды, очень крутые ребята, которые меня учили нейросетевым премудростям, «растили». Они перешли в Сбер — делать новый крутой проект, новые устройства и двигать голосовые технологии дальше. Мой ментор, который меня собеседовал в Алису, ушёл ещё раньше, но не в Сбер. Я очень долго сомневалась, было тяжело. Но, в конце концов, всё решилось в пользу новых амбициозных задач и ещё большей ответственности. Это было круто.

Когда меня провожали, была большая вечеринка. Коллеги подарили мне плюшевого кота — в честь бумажного письма, которое получила Алиса. Дети часто пишут Алисе, а одна девочка прислала свой рисунок, в настоящем письме. И там был игрушечный кот Басик. Представьте мои эмоции, когда я получила этого кота в последний рабочий день. Кажется, сейчас снова расплачусь. Это были отличные времена и крутой опыт с прекрасными людьми.

Письмо девочки Алисе

Подарок коллег на прощание.

После Алисы в Яндексе ты делала Сберовских помощников, а потом Марусю в «Мейл-ру». Для тебя эта тема исчерпана или хочешь продолжить ими заниматься?

К голосовым помощникам ещё хотелось бы вернуться. Банальную, наверное, фразу скажу, но за ними будущее. Людям естественно просить что-то голосом и стараться облегчить себе жизнь. Поэтому голосовые помощники — это перспективно.

У меня умный дом. Алиса управляет всем: кондиционером, лампочками, светильниками, чайником. Когда я ушла из Яндекса, я сдала колонку, которая полагалась сотрудникам команды. Хотела купить свою, но к увольнению не успела. И когда мне захотелось по привычке включить свет и узнать погоду, не вставая с дивана, я такая: «Э-э-э». Думаю, что в будущем всё по такому сценарию и будет.

В работе с помощниками прикольно чувствовать, что ты буквально творишь будущее. Ты не просто написал шутку, а вложился в развитие голосовых технологий. И ты чувствуешь себя причастным к чему-то большему.

Чем ИТ-редактура отличается от любой другой?

В том, что погружаться в тему нужно не только глубоко, но и быстро. Нужно уметь задавать вопросы и вникать. ИТ — сфера, где всё нужно срочно, у неё быстрый темп.

Везде нужно писать хорошо и понятно. Но разобраться в структуре нейросети всё-таки сложнее, чем написать статью про три вида плитки. Поэтому надо вникать точнее и быстрее. Задавать правильные вопросы.

Задавать вопросы бывает сложно. Особенно в начале карьеры. Думаешь, что сейчас спросишь, а собеседник подумает, что ты дурак, раз простых вещей не понимаешь. Пугаешься и не спрашиваешь. Когда я начала чувствовать свои силы, я поняла, что вопросы показывают тебя неглупым. Наоборот, становится ясно, что ты — классный, вдумчивый редактор. И сейчас, когда я задаю заказчикам вопросы, они часто говорят: «Как здорово, что ты это спросила!» или «Хорошо, что мы это учли».

Было такое, что заказчики, когда много расспрашиваешь, раздражаются? Что с этим делать?

Я много переживала из-за сложных заказчиков, когда пришла в Яндекс. Но меня научили вот чему: заказчик нервничает не из вредности, а потому, что у него есть боль. Проблема, фича, пресс-релиз — что-то его беспокоит. Он не может подобрать нужных слов, чтобы описать это. Но он и не должен, он же не редактор.

То есть задача в том, что нужно найти общий язык и наводящими вопросами понять, что именно нужно. И решать задачу можно по-разному. Часто лучше поговорить лично. Ругаться в джире, в письмах — ни к чему не ведёт. Первая реакция, особенно когда ты новичок — пойти и написать, что он такой-сякой, он не прав! А при встрече накал снижается. Становится легко понять друг друга. Главное — не принимать замечания на свой счёт. Оставаться хладнокровным как можно дольше.

Важно слышать оппонента. Не всегда нужно стоять на своём, важно найти то, что устроит всех и решит задачу. Когда редактор молодой-горячий, ему кажется, что если его результат не примут — пиши пропало. Ведь он сделал классно, но всё переделали и стало не классно. Да, может получиться менее ярко. Но главное — чтобы задача бизнеса была решена.

Короче, спокойствие и только спокойствие. Надо держать себя в руках. Своих ребят я обязательно учу этому. Порой они приходят и говорят: «Защити меня. Всё плохо, заказчик злобный, говорит, что текст ужасный». Я стараюсь объяснить, как действовать, как не расстраиваться. И вопросы решаются, люди учатся, всем становится легче.

Когда видишь гневные комменты или слышишь резкие слова, кажется, что ты плохой редактор. Но переводится это так: «Мою задачу не решили»

Как ты определяешь, когда надо помочь редактору?

Я подключаюсь, когда всё зашло в дебри какие-то, в тупик. Но такое редко бывает. Обычно человек справляется сам, я арбитр крайнего порядка. Если я всю карьеру буду ходить защищать редактора, он сам потом не выплывет. Меня тоже так учили. Это правильная школа.

Команде важно передать не только знания, но и методы решения проблем. Только если человеку эти методы нужны. Не стану переучивать, когда вижу, что редактор действует по-иному, не так, как я. Самостоятельный, ни с кем не ссорится и пишет хорошие тексты — отлично. Так держать. Я даю помощь, если человек в ней нуждается.

У меня были случаи, когда я брала на работу джуна и вкладывалась в него. Джун обычно помощи не просит, я сама приходила и учила. А бывает, когда редактор приходит и говорит: «Хочу научиться работать с капризными заказчиками». Тогда я даю советы.

Когда ты начала руководить, что было самым тяжёлым?

Делегировать. Кажется, джун будет делать долго, уж лучше ты сам. И ты думаешь: да ладно, тут задача всего на день. Из таких «я сам» складывается гора. Смотришь на неё и думаешь: «Ну и зачем я это сделала?».

Исправляется это исключительно усилием воли: однажды заставляешь себя отдать задачу. Польза от этого будет и тебе — разгрузить руки, и сотруднику — он получит возможность. Иначе, из-за твоих страхов: ты в огне, сотрудник без опыта и заказчик без результата.

У меня есть лайфхак: «Да, эту задачу трогать нельзя, её делает сотрудник, но ты потом её проверишь». Помогает подсластить пилюлю. Ещё хорошо помогает поставить себя на место сотрудника. Приятно, когда тебе доверяют. Когда я училась, не было такого, что руководитель у меня всё отбирал. Полезно вспомнить: ведь я была исполнителем, и задачи делались, и работа шла — всё было нормально.

Ты хорошо ориентируешься в диджитал — в тиктоке, ютубе и твиттере. Как считаешь, это обязательный навык для тех, кто в редактуре?

Мне это в профессии очень помогло, в том числе и в Алису попасть. Коллеги знали, что я разбираюсь в ютуберах: кто что снимает, кто популярен, какие ролики в топе. Нужно было написать тексты для Алисы про блогеров. Ко мне пришли за консультацией, я помогла и запомнилась этим.

Диджитал нужен не всем. Но он часть современной культуры. Когда редактор делает что-то игровое, он может давать отсылки к книгам, музыке, клипам, фильмам. А может и к диджитальной повестке. Ориентироваться в диджитал — такой же инструмент как начитанность и насмотренность. Расширяет возможности.

Недавно в тренде был мем про «рыбов». Про него писали твиты, шутили в заголовках и пуш-сообщениях. У многих получилось прикольно. Если таким инструментом пользоваться в меру и вовремя, продукт будет более живым в коммуникациях.

Ещё здорово помогает следить за брендами, которые классно разговаривают с аудиторией: Кухня на районе, Яндекс. Драйв, Авиасейлз, у Сбера смешной новый твиттер. Мне нравятся заботливые, дружелюбные сервисы. Это я приношу и в Ситимобил. Моя задача — сделать продукт не формальным, а для людей.

Мем про рыбов и реакции брендов

Тебе пригодился диплом журфака МГУ?

Его при устройстве на работу в кадрах сканируют. Вообще, я немножко стесняюсь своего образования. Есть стереотип, что журфак МГУ — это всегда за большие деньги. Когда я говорю, что училась на бюджете, многие недоверчиво отвечают: «ой, да ладно, знаем мы».

Я поступила со второго раза. В первый раз до бюджета недобрала пару баллов. Вечерка или платное мне не подошли. Я из Архангельска и не из семьи миллионеров. Нужна была общага и бесплатная учёба.

Поэтому год я провела на филфаке в ГКА имени Маймонида. Училась и работала репетитором — преподавала русский и литературу, готовила школьников к ГИА. И готовилась к повторному поступлению на журфак. Получилось.

Почему именно журфак?

Журфак был главной целью. Я с 13-ти лет занималась в студии журналистики. Там была детская передача, прямые эфиры на местной областной радиостанции «Поморье». Я ездила на всероссийские фестивали детских радиопередач, ходила с микрофоном-удочкой, таким, знаешь, старым, тяжёлым, с мохнатым чехлом от ветра.

Нас даже учили монтировать плёнку на бобинах! Тогда радио было частично на цифровом вещании, частично нет. Мне всё это удавалось, нравилось. Поэтому нацелилась на журфак. У меня есть такая особенность — во что бы то ни стало добиться желаемого. Надо на журфак — пришла на журфак. Надо в ИТ — пришла в ИТ. Хочу водить яхту — пошла учиться на шкипера.

Как ты отдыхаешь от работы?

Я стараюсь быть чуткой к себе. Бывает, сильно устаю, тогда хочется просто лежать и смотреть сериалы. Люблю пробовать новые вещи, бывать в новых местах. Например, прошлым летом я прыгнула с парашютом. На днях собираюсь в Стамбул, а недавно получила яхтенные права. Люблю путешествовать, да и просто менять обстановку. Переехать поработать на два дня куда-нибудь. Даже вечерком прокатиться на велике по набережной — уже приятно.

Люблю коллекционировать виниловые пластинки: искать новые, привозить из путешествий и устраивать виниловые вечера. И я обожаю Лего! Вечером под приятную музыку посидеть, пособирать — очень здорово.

Что посоветуешь, чтобы стать хорошим редактором?

Не люблю банальные советы, типа «пройди курсы», «почитай Ильяхова» — ну да, это и так ясно. Найди наставника. Самостоятельно проходить курсы и читать книжки — это хорошо. Но нужен человек с опытом, который будет направлять. Это убережёт от подводных камней и ты быстрее поплывёшь сам.

Не бойся. Страх всё убивает. Ему даже я до сих пор подвержена. Когда мешает перфекционизм, когда кажется, что это неподъёмная и серьёзная задача и всё должно быть идеально — надо взять и начать. Классическая проблема белого листа так и решается. Потом поймаешь состояние потока и проблема уйдёт.

И больше смотри по сторонам. Круто быть наблюдательным и подхватывать хорошие кейсы. Например, найти бренд, лендинги, рассылки, в которых тебе нравится как пишут, и подмечать приёмы. Это работает как грамотность и книжки. Когда в голове много best practices, ты не начнёшь думать готовыми фразами, но будешь понимать, что хорошо, а что плохо.