Создатели журнала «Кто студент» рассказали,
О команде
Сёма Сёмочкин — редактор и автор идеи. Подготовил первые интервью, участвовал в разработке системы монетизации и передачи журнала следующим главредам.
Стас Сажаев — руководитель. Вместе с Сёмой придумывал систему монетизации и передачи, договаривался с бюро о том, чтобы студенты за работу над журналом получали баллы.
Оля Зонова — дизайнер. Разработала дизайн главной страницы и тела статей.
Андрей Борисенко — разработчик. Учился в школе дизайна на первой ступени, дальше не пошёл, но помог ребятам разработать сайт дипломного проекта.
Артём Горбунов — арт-директор. Помог продумать систему, которая будет поддерживать работу журнала. Не дал выпустить нежизнеспособный продукт.
Илья Синельников — шеф. Научил договариваться с героями о правках, помогал в работе
Идея проекта
Сёма Сёмочкин
«Кто студент» уже существовал
Становление журнала проходило в два этапа. Когда я учился в школе, мне было интересно следить за чатом и узнавать, кто где работает, какие проекты ведёт, где учился
В процессе подготовки мне понадобилась консультация Ильи Синельникова. У меня была проблема с тем, чтобы договариваться с людьми, у которых я взял интервью, о том,
Илья Синельников предложил не публиковать интервью пачкой, а сделать из них издание. Можно сказать, что с этого и началась работа над журналом. Я начал придумывать, как его назвать, с какой периодичностью будут выходить материалы, сделал первый лендинг на Редимаге. Илья помогал с дизайном, я носил ему макеты, он подсказывал, как сделать лучше. Ещё он стал первым из преподавателей, кто согласился дать интервью для журнала — так, кроме интервью, появились спецвыпуски.
В ноябре-декабре начали выходить выпуски один за другим. На тот момент над журналом работал я один, но Илья Синельников как консультант и арт-директор сильно помогал.
Наступил момент, когда нужно было придумать идею дипломного проекта, и я хотел сделать что-то клёвое с журналом. Я верстал каждое интервью вручную на новой странице в Редимаге, поэтому как минимум нужна была нормальная админка. В итоге перезапуск журнала и стал моим дипломным проектом, осталось собрать команду.
Стас Сажаев
Идея проекта должна была откликаться
Насколько я помню, наш поток был первым, где дизайнер, руководитель и редактор должны были работать вместе. Нам нужно было выбрать проект: каждый студент придумывал идею, как-то её питчил. И было видно, у кого идеи перспективные. Идея Сёмы мне показалась самой реализуемой в рамках двух месяцев. Это был уже работающий проект, самый понятный: интервью готовы, аудитория тоже есть.
Когда Сёма вёл журнал, уже началось бурление — знакомство, нетворкинг. В целом мне школа откликалась идеей сообщества: были чаты руководителей, редакторов, общешкольный. Это оказалось очень полезным. Так вышло, что я сейчас работаю в компании с выпускниками школы моего года. И я очень рад этому, знаю, чего ждать от бюрошников: большей дотошности, вопросов, обсуждения.
Такую же идею мы закладывали в журнал: создать профессиональное сообщество
Оля Зонова
Хорошая идея не обязательно про деньги
Я не сразу пришла в этот проект. Сёма звал меня, но мне хотелось чего-то более коммерческого, возможно, потому что ожидала, что на защите будут реальные работодатели. Я много с кем коммуницировала из параллельных групп: написала одному из менеджеров — у него был свой проект, и я хотела в нём участвовать, но затянула, и он выбрал другого дизайнера, а я осталась не у дел. Потом то ли Сёма снова позвал, то ли я сама написала ему, и мы договорились работать вместе. Со Стасом мы уже были знакомы, и у нас в итоге получилась классная команда, все загорелись и начали работать.
Из всех проектов наш оказался самым живучим. Идея Сёмы создать комьюнити в итоге оказалась классной.
Работа над проектом
Сёма Сёмочкин
Мы хотели усилить эффект от школы
Мы хотели передизайнить журнал, натянуть его на Вордпресс, придумать правила,
Идея проекта была в том, чтобы усилить эффект от школы. В ней есть дисциплины,
Стас Сажаев
Преподаватели не верили в жизнеспособность журнала
Глобальная задача, которую мы решали и на которую нас настраивал
Баллы за работу в журнале — это наша фантазия. Нужно было со школой договориться, заручиться поддержкой Ильи Синельникова как директора, согласовать всё это,
Идея с баллами за работу в журнале пришла не сразу. Сначала мы думали, что следующий главред и авторы будут вести журнал на энтузиазме, за опыт — Сёма же взялся на энтузиазме это делать. Только потом уже получилось сформулировать систему мотивации.
Возражения
На защите Николай Товеровский не поверил в идею и заявил, что у нас неработоспособная система: спрашивал, кто будет писать без денег и платить за хостинг, когда мы уйдём,
Оля Зонова
Нужно было задавать арт-директору вопросы, а не просто делать
Ребята говорили, что моя задача — превратить журнал в ресторан современной вёрстки.
Чтобы на обложке статьи было не только лицо, а ещё и какая-то характеристика, не хватало креативных элементов. Мы смотрели журналы МБА про баскетбол, где были всякие штуки от руки — решили воспользоваться этой идеей.
С иконками мы долго возились. Сначала я искала готовые наборы, потом пришла идея рисовать от руки. Мы придумали, как это сделать, чтобы другие дизайнеры могли поддерживать.
Это была самая сложная работа в моей жизни, у меня опускались руки. Помогла поддержка Миши Нозика: он на протяжении всей учёбы был очень отзывчивым и старался помогать студентам, ему можно было писать не по его предмету.
Например, когда нужно было подобрать шрифт, я просто не понимала, чего от меня хочет
А когда у Миши Нозика был отпуск в Питере, он согласился встретиться со мной и почти
Стас тоже помогал. Он умеет мягко разруливать менеджерские ситуации: договориться, задать правильные вопросы, снять возражения, ожидания. Я этого не умела, в плане общения у меня не хватало опыта, поэтому работа над проектом была адком. Например, мне было непонятно, чего хочет арт-директор: когда мне надо было что-то сделать, я молча делала, а нужно было сначала понять ожидания. Поэтому иногда я получала комментарий
Я отметила, что очень классно работать в паре с редактором: мы обсуждаем понимание задачи, он его прописывает. Тогда я делегировала работу над пониманием задачи журнала — этим занимались Сёма и Стас. Но в таком подходе был недостаток: готовое понимание задачи касалось больше функционала и полезного действия, а стилистике мы уделили недостаточно времени. Мы не обсуждали в достаточной мере дизайн, а ведь нам надо было удовлетворить ещё и эстетический вкус
Если вернуться к работе над журналом с моими сегодняшними знаниями, я бы кое-что изменила в процессе работы. Например, не думала бы, что будет легко. Тогда казалось,
Андрей Борисенко
Проект был тяжёлым, но клёвым опытом
На момент работы над журналом я не учился в школе. Я поступил на первую ступень вместе с Олей, но на вторую не пошёл — понял, что не потяну такой темп, потому что я всё-таки не дизайнер, а разработчик. Когда на третьей ступени началась работа над дипломами, меня позвали поучаствовать в двух проектах, в том числе и над журналом. Мне было интересно посмотреть, как строится работа с арт-директором в бюро, а так как я уже не учился, то воспользовался возможностью. Я работал бесплатно — это был обмен моего времени на опыт и знания.
В «Кто студенте» нужно было помочь ребятам с техническими вопросами: натянуть вёрстку на Вордпресс, сделать адаптивный сайт. Работать с ними было легко, наверное, потому что после школы у нас одинаковое понимание процесса, одинаковые ожидания друг от друга,
Мы помучались с форматами, чтобы это всё хорошо отображалось на телефоне и десктопе, поработали над анимацией при наведении на статью на главной, чтобы был эффект зума. Хотели, чтобы было красиво, но не слишком сложно, чтобы те, кто придут работать в журнале после нас, не мучились над анимацией, которую знаю только я.
В процессе приходилось переделывать некоторые вещи. Была идея, как должна выглядеть статья, какие блоки нужны, и только потом начали появляться требования дополнительные: блок нужен другой, что-то захотели оформить иначе, врезки сделать, шапку сделать
Из интересного помню, что хотел побывать на защите, купил билеты из Одессы в Москву, взял неделю отпуска и приехал. Но нам объявили, что защита переносится, а сейчас будет просто предзащита. Мы встретились с ребятами, познакомились вживую, а остальное время я дорабатывал проект: спал по три часа в день, чтобы успеть всё доделать. Это был большой челлендж, я думал: «Во что я ввязался, больше никогда». Но опыт получил клёвый,
Журнал сегодня
Сёма Сёмочкин
Понемногу участвует в жизни журнала
Иногда поглядываю на журнал. Если есть идеи, как сделать лучше, связываюсь с главредом, думаем вместе. Например, когда-то размещение вакансии стоило 100 рублей —
Долгие годы журнал себя не окупал. Его расходы — хостинг и два домена, а доходы — платные вакансии. С повышением стоимости вакансий он начал содержать себя сам. Теперь хватает на дополнительные траты, например, иногда главреды тратят часть средств на расшифровку конкурсных интервью.
Иногда главреды приходят посоветоваться по поводу новых форматов. В основном я участвую в выборе главреда: оцениваю конкурсные работы, провожу интервью с кандидатами. Моё участие ограничивается этим.
Стас Сажаев
Отошёл от журнальных дел
Четыре года я был в составе жюри конкурса главреда, проводил вместе с редактором собеседования. Последний год я не включаюсь в работу журнала — не хватает времени.
Мы не целились в то, чтобы журнал прожил пять лет, думали — максимум год. Когда в школе изменились правила набора, и они стали более регулярными, было ощущение, что главредам тяжело тащить журнал: качество в какой-то момент падало, но журнал продолжал жить. Сейчас он продолжает развиваться: появляются новые форматы, журнал не зациклен на одних только интервью со студентами, хотя они и составляют его костяк. Меня это радует.
Оля Зонова
Давала советы, из которых собрался гайдлайн журнала
В первый год я участвовала в выборе следующего главреда, читала статьи.
Ко мне приходили новые дизайнеры и редакторы: спрашивали, где макеты могут лежать,
Сейчас я отошла от дел журнала и не слежу за его жизнью. «Кто студент» скорее для тех,
Андрей Борисенко
Продолжал помогать с журналом в первый год
Первые полгода мы подкручивали журнал, к концу года уже меньше. Долго возились с оптимизацией изображений на главной, в статье и в списке. Картинки большие, надо было сделать так, чтобы они быстро грузились. Вроде бы тогда задачу как-то сделали, но сейчас статей больше 200 и страница, конечно, тормозит.
Я периодически захожу, смотрю, вижу, что статьи выходят, всё работает — горжусь
Журнал в будущем
Сёма Сёмочкин
Дал добро на эксперименты
Имеет смысл отнестись к форматам журнала не только как к интервью. Можно экспериментировать с дизайном, монетизацией, вёрсткой, дистрибуцией.
Стас Сажаев
Пора осовременить журнал
Хочется освежить дизайн, но, возможно, это он мне за пять лет приелся. Можно сеточку поменять, кроме карточек, добавить другие объекты, типографику поинтереснее. Может,
Оля Зонова
Есть что поправить
Сейчас я вижу косячки, которые мне не нравятся, например, слишком плотная вёрстка.
В плане дизайна я бы ничего не поменяла, классно получилось.
Андрей Борисенко
Ломайте и переделывайте
Мне нравится, что получилось. Нужно посмотреть, удобно ли работать в админке людям внутри журнала. В огне дедлайна мы не успели реализовать некоторые идеи, вроде тестов, подкастов. Думали, может, следующие главреды смогут, но нового не появляется. Возможно, сложно найти людей, которые это сделают.
Если главредам, авторам хочется всё сломать и переделать, чтобы журнал стал лучше, — ломайте и переделывайте. Если он будет развиваться дальше, меняться начинка, дизайн, форматы — это здорово.
Секрет живучести проекта
Стас Сажаев
Диплом, как стартап — может и не взлететь
Журнал стал одним из немногих проектов, который живёт так долго. Ответить на вопрос:
Сделать что-то жизнеспособное за такой короткий срок — сложная задача. Даже если посмотреть на мир стартапов, многие заканчиваются неудачей. И это нормально. Появилась гипотеза — делается минимальный продукт, выводится на рынок, если нет отклика, он загибается.
После окончания школы я углубился в изучение продакт-менеджмента, и пришло понимание, что нужно больше внимания уделять исследованию аудитории и её болей, проводить интервью. И после этого может выясниться, что идея так себе или её нужно пересмотреть. После этого делается маленький продукт, он снова проверяется на аудитории. Понятно,
Как было у нас: мы придумали идею, она классная, сейчас надо на словах убедить в этом дипломного руководителя. Если получится убедить, значит, всё хорошо. Дипломный проект — учебная штука, и не стоит ожидать, что он сразу взлетит.
Я горжусь нашим проектом, мне очень приятно вспоминать, какой мы были командой. Большая заслуга
Оля Зонова
Проект нужно суметь продать
Здорово, что Сёма и Стас смогли договориться о том, чтобы за ведение журнала студентам начислялись баллы. Думаю, без этого вряд ли журнал бы существовал. То есть у каждого проекта есть финансовая составляющая, и здесь — это баллы. И это хорошо, ведь так оно и в жизни: есть и польза, и выгода.
Мы сделали хорошую аккуратную работу, но этого мало, чтобы бизнес жил. Сёма и Стас смогли протолкнуть идею в бюро, думаю, в этом основная причина того, что он живёт. Ребята нашли способ выгодно продать проект: Сёма нашёл такую нишу, которая будет и бюро пиарить, рассказывая каждый раз, что люди учатся, и самому бюро это ничего не будет стоить. Получился такой взаимовыгодный коннект — думаю, в этом и есть весь секрет.