Журналу «Кто студент» исполнилось пять лет

Журналу «Кто студент» исполнилось пять лет

Создатели журнала «Кто студент» рассказали, как работали над журналом, и порассуждали над тем, что помогло их дипломному проекту просуществовать пять лет.

О команде

Сёма Сёмочкин — редактор и автор идеи. Подготовил первые интервью, участвовал в разработке системы монетизации и передачи журнала следующим главредам.

Стас Сажаев — руководитель. Вместе с Сёмой придумывал систему монетизации и передачи, договаривался с бюро о том, чтобы студенты за работу над журналом получали баллы.

Оля Зонова — дизайнер. Разработала дизайн главной страницы и тела статей.

Андрей Борисенко — разработчик. Учился в школе дизайна на первой ступени, дальше не пошёл, но помог ребятам разработать сайт дипломного проекта.

Артём Горбунов — арт-директор. Помог продумать систему, которая будет поддерживать работу журнала. Не дал выпустить нежизнеспособный продукт.

Илья Синельников — шеф. Научил договариваться с героями о правках, помогал в работе над журналом ещё до того, как он стал дипломным проектом.

Идея проекта

Сёма Сёмочкин
«Кто студент» уже существовал

Становление журнала проходило в два этапа. Когда я учился в школе, мне было интересно следить за чатом и узнавать, кто где работает, какие проекты ведёт, где учился до Школы редакторов. Сам в чате я не общался — стеснялся, но познакомиться с людьми всё равно хотелось. Поэтому решил, что могу больше узнать о людях через интервью, а раз буду их брать, неплохо было бы и опубликовать — может, это будет полезно другим ребятам. Задумка была в том, чтобы к Новому году опубликовать ПДФ с 20−30 интервью.

В процессе подготовки мне понадобилась консультация Ильи Синельникова. У меня была проблема с тем, чтобы договариваться с людьми, у которых я взял интервью, о том, как эти интервью редактировать. Например, некоторые герои хотели переписать ответ на вопрос — я тогда не мог понять, правильно это или нет. Я задал Илье вопрос в Телеграме, как правильно вести переговоры по поводу редактуры интервью с человеком, чтобы не обидеть его, чтобы он вообще не отказался публиковать своё интервью и чтобы читателю не пришлось читать неправду.

Илья Синельников предложил не публиковать интервью пачкой, а сделать из них издание. Можно сказать, что с этого и началась работа над журналом. Я начал придумывать, как его назвать, с какой периодичностью будут выходить материалы, сделал первый лендинг на Редимаге. Илья помогал с дизайном, я носил ему макеты, он подсказывал, как сделать лучше. Ещё он стал первым из преподавателей, кто согласился дать интервью для журнала — так, кроме интервью, появились спецвыпуски.

В ноябре-декабре начали выходить выпуски один за другим. На тот момент над журналом работал я один, но Илья Синельников как консультант и арт-директор сильно помогал. Так я вёл журнал до конца второй ступени школы. Распространял журнал в чатиках студентов своего потока.

Репост Максима Ильяхова публикаций в «Кто студенте»

Максим Ильяхов репостил несколько выпусков в своих каналах

Наступил момент, когда нужно было придумать идею дипломного проекта, и я хотел сделать что-то клёвое с журналом. Я верстал каждое интервью вручную на новой странице в Редимаге, поэтому как минимум нужна была нормальная админка. В итоге перезапуск журнала и стал моим дипломным проектом, осталось собрать команду.

Два варианта главной страницы «Кто студента»

Два варианта главной страницы «Кто студента»: слева — когда журнал ещё был на Редимаге, справа — сегодня

Стас Сажаев
Идея проекта должна была откликаться

Насколько я помню, наш поток был первым, где дизайнер, руководитель и редактор должны были работать вместе. Нам нужно было выбрать проект: каждый студент придумывал идею, как-то её питчил. И было видно, у кого идеи перспективные. Идея Сёмы мне показалась самой реализуемой в рамках двух месяцев. Это был уже работающий проект, самый понятный: интервью готовы, аудитория тоже есть.

Когда Сёма вёл журнал, уже началось бурление — знакомство, нетворкинг. В целом мне школа откликалась идеей сообщества: были чаты руководителей, редакторов, общешкольный. Это оказалось очень полезным. Так вышло, что я сейчас работаю в компании с выпускниками школы моего года. И я очень рад этому, знаю, чего ждать от бюрошников: большей дотошности, вопросов, обсуждения.

Такую же идею мы закладывали в журнал: создать профессиональное сообщество для поиска работы, идей, вдохновения через изучение опыта своих коллег из школы.

Оля Зонова
Хорошая идея не обязательно про деньги

Я не сразу пришла в этот проект. Сёма звал меня, но мне хотелось чего-то более коммерческого, возможно, потому что ожидала, что на защите будут реальные работодатели. Я много с кем коммуницировала из параллельных групп: написала одному из менеджеров — у него был свой проект, и я хотела в нём участвовать, но затянула, и он выбрал другого дизайнера, а я осталась не у дел. Потом то ли Сёма снова позвал, то ли я сама написала ему, и мы договорились работать вместе. Со Стасом мы уже были знакомы, и у нас в итоге получилась классная команда, все загорелись и начали работать.

Из всех проектов наш оказался самым живучим. Идея Сёмы создать комьюнити в итоге оказалась классной.

Работа над проектом

Сёма Сёмочкин
Мы хотели усилить эффект от школы

Мы хотели передизайнить журнал, натянуть его на Вордпресс, придумать правила, чтобы журнал продолжал жить, когда мы окончим школу. Последнее было самое сложное: нужно было продумать, как будет передаваться главредство, что будет мотивировать авторов, как будут проходить конкурсы главредов — с этим помогал Артём Горбунов.

Идея проекта была в том, чтобы усилить эффект от школы. В ней есть дисциплины, но, кроме них, есть много ещё чего: рынок труда, работа с клиентами, позиционирование себя как специалиста. Знания об этом можно получить от студентов: кто-то меняет профессию, кто-то с нуля начинает, у кого-то уже есть карьера и он просто пришёл за дополнительными знаниями. Журнал по нашему замыслу должен был помогать студентам обмениваться опытом, знакомиться друг с другом, находить единомышленников, специалистов — это польза для читателей. А для тех, кто пишет, польза в опыте — появляется работа в портфолио. Например, я не знаю ни одного главреда журнала, у которого нет кучи работы сейчас.

Полезное действие журнала «Кто студент»

Полезное действие для редакции, студентов и читателей из понимания задачи по диплому

Стас Сажаев
Преподаватели не верили в жизнеспособность журнала

Глобальная задача, которую мы решали и на которую нас настраивал Артём Горбунов, — сделать работоспособную систему. Чтобы, когда мы выпустимся и у нас не будет мотивации заниматься журналом, он продолжал жить. Нужно было разработать регламент передачи журнала от одного главреда к другому. Мы придумали систему с конкурсом, подготовили лендинг, чтобы провести первый отбор и на защите показать нового главреда. Нужна была ещё система мотивации для главреда, для авторов, дизайнеров, принципы передачи журнала.

Баллы за работу в журнале — это наша фантазия. Нужно было со школой договориться, заручиться поддержкой Ильи Синельникова как директора, согласовать всё это, чтобы не мешало учебному процессу и другие студенты не чувствовали несправедливости. Этому было уделено много внимания. В итоге получилось.

Идея с баллами за работу в журнале пришла не сразу. Сначала мы думали, что следующий главред и авторы будут вести журнал на энтузиазме, за опыт — Сёма же взялся на энтузиазме это делать. Только потом уже получилось сформулировать систему мотивации.

Правила начисления баллов журнала «Кто студент»

Правила начисления баллов прописаны в Уставе журнала

Возражения Артёма Горбунова было сложно отрабатывать, жизнеспособность проекта всегда была под сомнением. Также много времени ушло на проработку дизайна — он кажется несложным, всего три страницы, но Артём Горбунов был очень дотошен, вымерял типографику, каждый пиксель.

Команда проекта журнала «Кто студент» на созвоне

За три минуты до встречи с арт-директором. Фото Михаила Нозика

На защите Николай Товеровский не поверил в идею и заявил, что у нас неработоспособная система: спрашивал, кто будет писать без денег и платить за хостинг, когда мы уйдём, ведь проект некоммерческий. Мы парировали тем, что у нас уже продумана система с баллами, ещё были идеи о том, как монетизировать проект. Одна из них — это размещение вакансий. Николая и других преподавателей мы убедили. К слову, сегодня платные вакансии и содержат журнал.

Оля Зонова
Нужно было задавать арт-директору вопросы, а не просто делать

Ребята говорили, что моя задача — превратить журнал в ресторан современной вёрстки. Для начала я собрала доски в Пинтересте для главной и для тела статьи. Ещё нужно было продумать, как будут выглядеть блоки в теле статьи, набор основного текста, врезки, цитаты, обложка, как будет указываться автор, время создания статьи. И здесь мы долго возились, подбирали референсы, переделывали макеты.

Референс главной страницы журнала «Кто студент»

За основной референс я взяла маркетинговую кампанию Оперы. Хотелось, чтобы было ярко, необычно, запоминаемо

Чтобы на обложке статьи было не только лицо, а ещё и какая-то характеристика, не хватало креативных элементов. Мы смотрели журналы МБА про баскетбол, где были всякие штуки от руки — решили воспользоваться этой идеей.

С иконками мы долго возились. Сначала я искала готовые наборы, потом пришла идея рисовать от руки. Мы придумали, как это сделать, чтобы другие дизайнеры могли поддерживать.

Обложки МБА — референсы для обложек журнала «Кто студент»

Нужно было сделать эффектную главную, одних лиц было мало, обложки МБА
вдохновили надписями «от руки»

Это была самая сложная работа в моей жизни, у меня опускались руки. Помогла поддержка Миши Нозика: он на протяжении всей учёбы был очень отзывчивым и старался помогать студентам, ему можно было писать не по его предмету.

Например, когда нужно было подобрать шрифт, я просто не понимала, чего от меня хочет Артём Горбунов. В один момент я пошла в подборщик шрифтов и скинула ему 50 вариантов. Тогда мне Миша Нозик написал: «Оль, ты чего-то борщишь, там совсем уже ужасные вещи». А я правда не понимала, чего от меня хотят.

А когда у Миши Нозика был отпуск в Питере, он согласился встретиться со мной и почти два часа помогал рисовать макеты. Я ревела, пыталась хоть что-то сделать, он подсказывал, куда и что подвинуть.

Стас тоже помогал. Он умеет мягко разруливать менеджерские ситуации: договориться, задать правильные вопросы, снять возражения, ожидания. Я этого не умела, в плане общения у меня не хватало опыта, поэтому работа над проектом была адком. Например, мне было непонятно, чего хочет арт-директор: когда мне надо было что-то сделать, я молча делала, а нужно было сначала понять ожидания. Поэтому иногда я получала комментарий от арт-директора: «Это говно», — было сложно на это что-то ответить. Стас же задавал нужные вопросы и помогал сформулировать, чего же хочет арт-директор.

Я отметила, что очень классно работать в паре с редактором: мы обсуждаем понимание задачи, он его прописывает. Тогда я делегировала работу над пониманием задачи журнала — этим занимались Сёма и Стас. Но в таком подходе был недостаток: готовое понимание задачи касалось больше функционала и полезного действия, а стилистике мы уделили недостаточно времени. Мы не обсуждали в достаточной мере дизайн, а ведь нам надо было удовлетворить ещё и эстетический вкус Артёма Горбунова. Наверное, поэтому мне было так сложно.

Если вернуться к работе над журналом с моими сегодняшними знаниями, я бы кое-что изменила в процессе работы. Например, не думала бы, что будет легко. Тогда казалось, что нарисовать главную и страницу статьи — работа на два вечера. Сейчас я понимаю, что ошибалась. К тому же я бы подошла к работе с пониманием ожиданий и, правильно их обрабатывая, я могла бы немного смягчить тот стресс, который получила во время работы.

Андрей Борисенко
Проект был тяжёлым, но клёвым опытом

На момент работы над журналом я не учился в школе. Я поступил на первую ступень вместе с Олей, но на вторую не пошёл — понял, что не потяну такой темп, потому что я всё-таки не дизайнер, а разработчик. Когда на третьей ступени началась работа над дипломами, меня позвали поучаствовать в двух проектах, в том числе и над журналом. Мне было интересно посмотреть, как строится работа с арт-директором в бюро, а так как я уже не учился, то воспользовался возможностью. Я работал бесплатно — это был обмен моего времени на опыт и знания.

В «Кто студенте» нужно было помочь ребятам с техническими вопросами: натянуть вёрстку на Вордпресс, сделать адаптивный сайт. Работать с ними было легко, наверное, потому что после школы у нас одинаковое понимание процесса, одинаковые ожидания друг от друга, все знают, как согласовывать, договариваться.

Мы помучались с форматами, чтобы это всё хорошо отображалось на телефоне и десктопе, поработали над анимацией при наведении на статью на главной, чтобы был эффект зума. Хотели, чтобы было красиво, но не слишком сложно, чтобы те, кто придут работать в журнале после нас, не мучились над анимацией, которую знаю только я.

В процессе приходилось переделывать некоторые вещи. Была идея, как должна выглядеть статья, какие блоки нужны, и только потом начали появляться требования дополнительные: блок нужен другой, что-то захотели оформить иначе, врезки сделать, шапку сделать по-новому. Вот и подпиливалось, переделывалось.

Из интересного помню, что хотел побывать на защите, купил билеты из Одессы в Москву, взял неделю отпуска и приехал. Но нам объявили, что защита переносится, а сейчас будет просто предзащита. Мы встретились с ребятами, познакомились вживую, а остальное время я дорабатывал проект: спал по три часа в день, чтобы успеть всё доделать. Это был большой челлендж, я думал: «Во что я ввязался, больше никогда». Но опыт получил клёвый, мне понравилось.

Журнал сегодня

Сёма Сёмочкин
Понемногу участвует в жизни журнала

Иногда поглядываю на журнал. Если есть идеи, как сделать лучше, связываюсь с главредом, думаем вместе. Например, когда-то размещение вакансии стоило 100 рублей — это символическая сумма, вакансий становилась всё больше, стало понятно, что стоимость нужно повышать. Мы подняли цену до 500 — запросов меньше не стало. Потом придумали, что можно размещать вакансии в закрепе, и это будет стоить ещё дороже. В итоге подняли стоимость размещения до полутора — двух тысяч рублей.

Раздел «Работа» на сайте «Кто студент»

После повышения стоимости спрос на размещение вакансий всё равно есть: в месяц публикуем от трёх до восьми вакансий

Долгие годы журнал себя не окупал. Его расходы — хостинг и два домена, а доходы — платные вакансии. С повышением стоимости вакансий он начал содержать себя сам. Теперь хватает на дополнительные траты, например, иногда главреды тратят часть средств на расшифровку конкурсных интервью.

Табличка с бюджетом журнала

Табличка с бюджетом журнала — она в открытом доступе, каждый может посмотреть,
сколько мы зарабатываем и тратим

Иногда главреды приходят посоветоваться по поводу новых форматов. В основном я участвую в выборе главреда: оцениваю конкурсные работы, провожу интервью с кандидатами. Моё участие ограничивается этим.

Стас Сажаев
Отошёл от журнальных дел

Четыре года я был в составе жюри конкурса главреда, проводил вместе с редактором собеседования. Последний год я не включаюсь в работу журнала — не хватает времени.

Мы не целились в то, чтобы журнал прожил пять лет, думали — максимум год. Когда в школе изменились правила набора, и они стали более регулярными, было ощущение, что главредам тяжело тащить журнал: качество в какой-то момент падало, но журнал продолжал жить. Сейчас он продолжает развиваться: появляются новые форматы, журнал не зациклен на одних только интервью со студентами, хотя они и составляют его костяк. Меня это радует.

Оля Зонова
Давала советы, из которых собрался гайдлайн журнала

В первый год я участвовала в выборе следующего главреда, читала статьи.
Ко мне приходили новые дизайнеры и редакторы: спрашивали, где макеты могут лежать, как цвета менять. Я рассказывала, как рисовала в блокнотик, каким маркером, на какой бумаге, чтобы оно немного растекалось, потом фоткала и переводила в вектор. За первые два года моё участие сошло на нет.

Вырезка из гайдлайна журнала

Как рисовать элементы описано в гайдлайне журнала

Сейчас я отошла от дел журнала и не слежу за его жизнью. «Кто студент» скорее для тех, кто ищет ответы на вопросы вроде: «Как мне развиваться?». Меня же больше интересует либо чисто визуал для вдохновения, либо статистические исследования и лучшие кейсы в сфере юикс и юай.

Андрей Борисенко
Продолжал помогать с журналом в первый год

Первые полгода мы подкручивали журнал, к концу года уже меньше. Долго возились с оптимизацией изображений на главной, в статье и в списке. Картинки большие, надо было сделать так, чтобы они быстро грузились. Вроде бы тогда задачу как-то сделали, но сейчас статей больше 200 и страница, конечно, тормозит.

Я периодически захожу, смотрю, вижу, что статьи выходят, всё работает — горжусь этой работой.

Журнал в будущем

Сёма Сёмочкин
Дал добро на эксперименты

Имеет смысл отнестись к форматам журнала не только как к интервью. Можно экспериментировать с дизайном, монетизацией, вёрсткой, дистрибуцией.

Стас Сажаев
Пора осовременить журнал

Хочется освежить дизайн, но, возможно, это он мне за пять лет приелся. Можно сеточку поменять, кроме карточек, добавить другие объекты, типографику поинтереснее. Может, как-то сделать больше в духе современных популярных медиа. В общем, сделать посложнее и поразнообразнее типографику и вёрстку.

Примеры от Стаса: слева «Ремайндер-медиа», справа «Зе вёрдж»

Примеры от Стаса: слева «Ремайндер-медиа», справа «Зе вёрдж»

Оля Зонова
Есть что поправить

Сейчас я вижу косячки, которые мне не нравятся, например, слишком плотная вёрстка. Но это потому, что на тот момент и в бюро так было.

В плане дизайна я бы ничего не поменяла, классно получилось.

Андрей Борисенко
Ломайте и переделывайте

Мне нравится, что получилось. Нужно посмотреть, удобно ли работать в админке людям внутри журнала. В огне дедлайна мы не успели реализовать некоторые идеи, вроде тестов, подкастов. Думали, может, следующие главреды смогут, но нового не появляется. Возможно, сложно найти людей, которые это сделают.

Если главредам, авторам хочется всё сломать и переделать, чтобы журнал стал лучше, — ломайте и переделывайте. Если он будет развиваться дальше, меняться начинка, дизайн, форматы — это здорово.

Секрет живучести проекта

Стас Сажаев
Диплом, как стартап — может и не взлететь

Журнал стал одним из немногих проектов, который живёт так долго. Ответить на вопрос: «Как сделать проект, который будет долго жить?» — сложно, мне кажется, сами бюрошнки не знают ответа. Ведь когда команда приходит с темой диплома, ребята доказывают, что у неё есть перспектива, что это жизнеспособная система. Типа, сейчас мы сделаем минимальную версию, а потом он станет коммерческим. Но мы видим, что некоторые материалы по ссылкам дипломных работ давно не обновлялись или даже не открываются уже.

Сделать что-то жизнеспособное за такой короткий срок — сложная задача. Даже если посмотреть на мир стартапов, многие заканчиваются неудачей. И это нормально. Появилась гипотеза — делается минимальный продукт, выводится на рынок, если нет отклика, он загибается.

После окончания школы я углубился в изучение продакт-менеджмента, и пришло понимание, что нужно больше внимания уделять исследованию аудитории и её болей, проводить интервью. И после этого может выясниться, что идея так себе или её нужно пересмотреть. После этого делается маленький продукт, он снова проверяется на аудитории. Понятно, что для дипломного проекта это слишком большая работа — только подтверждение гипотезы может занять несколько месяцев. Но это и есть фундамент успешного проекта.

Как было у нас: мы придумали идею, она классная, сейчас надо на словах убедить в этом дипломного руководителя. Если получится убедить, значит, всё хорошо. Дипломный проект — учебная штука, и не стоит ожидать, что он сразу взлетит.

Я горжусь нашим проектом, мне очень приятно вспоминать, какой мы были командой. Большая заслуга Артёма Горбунова в том, что проект жив и сейчас: идеи, с которыми мы приходили к нему, временами были наивные, и он каверзными вопросами помогал сделать работоспособную систему. Но это было, конечно, стрессово.

Оля Зонова
Проект нужно суметь продать

Здорово, что Сёма и Стас смогли договориться о том, чтобы за ведение журнала студентам начислялись баллы. Думаю, без этого вряд ли журнал бы существовал. То есть у каждого проекта есть финансовая составляющая, и здесь — это баллы. И это хорошо, ведь так оно и в жизни: есть и польза, и выгода.

Мы сделали хорошую аккуратную работу, но этого мало, чтобы бизнес жил. Сёма и Стас смогли протолкнуть идею в бюро, думаю, в этом основная причина того, что он живёт. Ребята нашли способ выгодно продать проект: Сёма нашёл такую нишу, которая будет и бюро пиарить, рассказывая каждый раз, что люди учатся, и самому бюро это ничего не будет стоить. Получился такой взаимовыгодный коннект — думаю, в этом и есть весь секрет.