Ивентщик об Олимпиаде в Сочи, путешествии по Латинской Америке, задротском перфекционизме и клинической депрессии.
Ты ивентщик. Мне всегда было непонятно, чем занимаются ивентщики.
Я начинала в коммуникационном агентстве, в которое пришла стажёром. Организация мероприятий, то есть ивентов, не была зоной, на которой я фокусировалась. Работая в агентстве, ты сперва можешь быть вовлечён в проект съёмок рекламной кампании, потом соприкасаешься с диджиталом и тут же организуешь мероприятие. Вот и получается, что тебя окружает очень много проектов разного формата из разных сфер и бизнесов.
Ивенты — это то, что стало в какой-то момент превалировать в моей жизни, причём это не было осознанным выбором. Как-то так получалось, что эта сфера отодвинула все остальные и стала ключевой.
Мне нравится агентский бизнес тем, что ты не зашориваешься — нужно быстро погружаться в незнакомые сферы. С одной стороны, ты вроде как дилетант и во многом не разбираешься, с другой — приходится очень быстро становиться экспертом во всём. Понятное дело, что с ходу это не работает, но ты общаешься с людьми, давно занимающимися этим бизнесом, и постепенно вникаешь. У нас была команда, в которой мы всегда работали с мастодонтами отрасли. Если что-то тебе ещё не знакомо, ты узнаёшь это от своих коллег.
Организация мероприятий — это очень расплывчатое понятие, по-моему.
Если кратко, организовать мероприятие — это разработать и реализовать событие. В разработку входит создание креативной концепции, бюджетирование, подготовка документов, работа с подрядчиками, селебрити, сообществами.
Для меня организация мероприятий не является чем-то искусственно выделенным среди маркетинговых активностей бренда, это только часть омниканальных коммуникаций.
У тебя есть любимые проекты?
Наверное, Олимпиада в Сочи. Это был тяжёлый, выматывающий опыт, но очень эмоциональный. Агентство, в котором я работала, делало Дом болельщиков олимпийской команды России — это было большое выставочное пространство, в котором отработало три офиса агентства.
В агентстве был отдел ивентов, но я работала не в нём. Так получилось, что я сама инициировала то, чтобы оказаться в команде в Сочи. Я не участвовала в подготовке Дома болельщиков, а оказалась уже на реализации, на передовой.
Я ехала туда с некоторым скепсисом, но мне был интересен этот проект с точки зрения реализации — команда из ста человек работает как слаженный механизм. Само отношение к Олимпиаде, её значимость для страны мне казалась переоценённой. Но оказавшись в Олимпийском парке, внутри этой атмосферы, ты неизбежно проникаешься общим духом боления, поддержки спортсменов. Люди из разных стран, разных религий и мировоззрений приезжают на это событие и становятся одной сущностью — болельщиками.
Я вспоминаю про этот опыт, и кажется, что тогда находилась под действием изменяющих сознание веществ, которые погружали тебя в перманентно приподнятое состояние, хотя ты спал по три часа в день, на ногах с восьми утра до поздней ночи. И ты постоянно подпитан общей энергией людей, находящихся вокруг. Мне кажется, это проект, в котором есть возможность поучаствовать только раз в жизни.
А что конкретно ты там делала?
Я работала в клубной зоне, в основном на бэкстейдже, то есть за сценой. У нас был зал с большим экраном, куда любой желающий мог прийти посмотреть прямые трансляции, как в кинотеатре. Там же происходили и все значимые активности. Например, российские спортсмены, завоёвывающие медали, приходили к нам в дом на чествование. Я была абсолютно далёким от фигурного катания человеком, но когда в нескольких метрах от тебя стоят люди, которых поддерживала вся страна, которые только что завоевали золото, вырвали его, — это тебя сильно поднимает.
Мы с двумя коллегами отвечали за организацию трансляций, ток-шоу с известными людьми, работу ведущего, чествования, контролировали технические моменты. За сцену отвечает как минимум три-четыре технических специалиста: звук, свет, видео и выпускающий режиссёр. Мы их координировали, были связующим звеном. Плюс мы были входящим окном для просьб Олимпийского комитета. Вся информация приходила сначала к нам, а дальше мы её распространяли и распределяли.
Ещё ты участвовала в подготовке чемпионата мира по футболу 2018 года. Чем ты там занималась?
Я работала на проекте Газпрома. Как у официального партнёра чемпионата у них были собственные зоны перед входом на стадионы. Все болельщики, которые шли на матчи, проходили через эти фан-зоны. Нужно было застроить стенд, я занималась сопровождением застройки.
То есть ты отвечала за стройматериалы и так далее?
Были люди, технически всё это реализующие: проектную документацию, геодезию, расчёт ветронагрузок и ливневой канализации. А я была координатором, связующим звеном между технарями и заказчиком. Я курировала все вопросы: начиная с того, какой материал лучше применить с точки зрения маркетинговых задач бренда, до решения организационных моментов с представителями ФИФА. По сути это был менеджмент проекта.
Ты работаешь в сфере, где всегда всё очень срочно и очень жёсткие дедлайны. Ты сознательно выбрала такую работу?
Кажется, что всё это происходит вне зависимости от моих желаний и планов, меня как будто всё время затягивает в эту струю. Всё, что с тобой происходит, имеет какую-то первопричину, и ты в любом случае принимаешь решение, участвовать в этом или нет. То есть когда я оказываюсь в проектах, где я не сплю, не ем и работаю денно и нощно — это, конечно, мой выбор.
В целом, чтобы работать в организации мероприятий, проектной агентской работе, нужно быть человеком определённого склада ума или характера. Наверное, немного мазохистом. Потому что нужно очень много сил, отдачи, ты выкладываешься и думаешь: «Наверное, пора подуспокоиться, переключиться на какую-то более спокойную, монотонную сферу». Но потом снова влезаешь в это.
Чтобы работать в организации мероприятий, нужно быть немного мазохистом
У тебя есть зависимость от дедлайнов?
Я абсолютно не могу ничего делать без дедлайнов. Я себе их искусственно создаю в таск-менеджерах, ставлю сроки на бытовые и рабочие дела. Поэтому для меня была важна эта школьная система несдвигаемых дедлайнов.
Вообще я человек, постоянно находящийся в проёбе. Я всегда опаздываю, у меня всегда цейтнот. Мне никогда не хватает времени, и все знают об этом. Один человек сказал мне: «Лена, ты для меня всегда существуешь с поправкой во времени. Я знаю, что ты не придёшь вовремя, поэтому я закладываю полчаса к твоему приходу». В моём мире всё всегда поздно, в последний момент, но в то же время есть и бесконечная прокрастинация — это всё про меня.
Твоя нынешняя работа как-то связана с текстами?
В агентстве ты и швец, и жнец, и на дуде игрец. Будучи менеджером, я контролировала проекты, так или иначе связанные с текстами. Нужно было написать пресс-релиз, какой-то материал. У нас в агентстве был копирайтер, занимающийся именно текстом. Но ты как менеджер в любом случае брифовал его, проверял текст, принимал комментарии клиента. В общем, текст так или иначе выступал как инструмент твоей работы.
Когда я оказалась в Казахстане, ко мне обратилась бывшая коллега: ей нужен был человек, который бы на постоянной основе работал с текстом. И на протяжении месяца или двух я писала пресс-релизы, статьи, информационные справки. Не сказать, чтобы это стало моей основной деятельностью, просто на это сместился фокус. Потом фокус сместился обратно на маркетинговые коммуникации, а тексты продолжали быть одной из составляющих.
Перед поступлением в Школу редакторов у меня наступил ступор, когда нужно было создать портфолио. По факту я в основном занималась написанием пресс-релизов, а они никогда не подписываются твоим именем. Ты как некая пишущая рука.
Мне казалось, что в портфолио нужно включить что-то, подписанное тобой, и мне было с этим сложно. Я начала сомневаться в себе, включилась тревожность. Но увидев ребят, которые никак не были связаны с текстами и редактурой, я поняла, что в моей жизни текст хотя бы занимал определённое место.
Зачем ты пошла в Школу редакторов?
Это стандартная история, как у всех. Сначала я нашла сервис Главред и начала прогонять все свои тексты через него. Тогда я не понимала, что Ильяхов — автор этого сервиса. В какой-то момент в голове сложилась картина — есть бюро, советы, есть школа.
Но у меня всё время были переезды, другие темы, а летом 2017 года я вернулась в Москву из Казахстана, и у меня абсолютно не было никаких планов, понимания того, что делать и куда двигаться. Я решила, что пора идти учиться. Решила заземлить себя школой, чтобы это было неким якорем, держащим тебя хотя бы в какой-то сфере твоей жизни, чтобы было понимание, чем заниматься ближайшие несколько месяцев.
Ну и как, получилось?
Заземляла себя этим вплоть до конца марта этого года, потому что летом 2018 в середине второй ступени я ушла в академ, а в январе 2019-го вернулась в школу. То есть для меня учёба длится последние два года — с осени 2017-го, когда я делала вступительное.
Расскажи про свой академ.
У меня тогда в жизни всё было наперекосяк, я не понимала, зачем снова оказалась в Москве, делала что-то просто на автомате — устроилась работать в офис, занималась делами, но было ощущение постоянной апатии. У меня были очень тяжёлые мысли, абсолютное нежелание функционировать, какое-то отсутствие элементарных желаний. Началось всё с ощущения оторванности и непонимания, куда двигаться дальше, и в итоге летом я пришла к тому, что утром не хочу вставать с кровати, не понимаю, зачем мне это делать.
Утром мне не хотелось вставать с кровати, я не понимала, зачем
Когда у меня начался этот тяжёлый период, я решила, что, наверное, что-то не так с какой-то из сфер моей жизни и, исключая их по одной, я пойму, с какой именно. Я исключила работу в офисе, открыла ИП, начала делать проекты удалённо — это не помогло. Потом исключила место проживания — с одного места в Москве переехала в другое. Затем исключила личную жизнь — рассталась с молодым человеком. В итоге у меня не осталось практически ничего, но моё состояние не изменилось. Я поняла, что мой способ исключения не работает, и мне нужна помощь какого-то стороннего человека.
Одногруппница из школы посоветовала психотерапевта. В конце первого занятия с терапевтом, абсолютно неожиданно для меня, она сказала: «Лена, я вижу у вас признаки депрессии». Она порекомендовала сходить на психодиагностику к психиатру, который позже диагностировал клиническую депрессию. Это, с одной стороны, было неожиданно, с другой — дало негласное разрешение расслабиться, успокоиться и перестать гнаться. Я написала в деканат и ушла в академ.
Почему ты решила вернуться после академа?
У меня был гештальт по поводу учёбы в школе, что это незаконченное дело, которое в любом случае нужно завершить. Я не понимала и до сих пор не понимаю, зачем мне идти на третью ступень, но по поводу второй ступени я всегда была уверена, что это практика, которая закрепляет теорию, и её обязательно нужно пройти. Мне прописали антидепрессанты, я пропиваю курс с лета, моё состояние стабилизировалось, поэтому я дала себе разрешение продолжить учёбу. К тому же бюро объявило паузу для следующего набора, и я поняла, что если не продолжу учёбу сейчас, то это отложится ещё неизвестно на какой срок. «Я сделаю это завтра» у меня работает как бесконечная прокрастинация, поэтому я решила, что нужно идти сейчас.
На самом деле с академом у меня была двойная история — когда только начался мой первый раз на второй ступени, я уже была в довольно опущенном состоянии, понимала, что не справляюсь. Тогда я начала работать на чемпионате мира по футболу, и у меня был совершенно безумный период. Я дневала и ночевала в «Лужниках», и в какой-то момент, найдя себя третью ночь подряд под открытым небом с монтажниками в абсолютно разобранном состоянии, я поняла, что учёбу не потяну. Это было на первой неделе второй ступени, я написала в деканат и попросила академ. Тогда я не сдала первое же задание.
Я очень сомневающийся человек. Даже приняв какое-то решение, начинаю думать — правильно я сделала или нет? В то же время я стараюсь жить по принципу «лучше сделать, чем не сделать» и жалеть о том, что сделано, а не о том, что не сделано. Но при этом, начав движение в сторону «лучше сделать», я всё равно сомневаюсь, точно ли нужно было это делать.
Стараюсь жалеть о том, что сделано, а не о том, что не сделано
В общем, я уже в академе, и начинается это сомнение с моей стороны, а ещё транслирование со стороны близких: мол, как же так, потом будет сложно обратно влиться в учебный процесс. Всё это сводится к тому, что я снова пишу в деканат и говорю: «Ребята, простите за неразбериху, но я хочу учиться». Мне сказали, что не могут меня взять, потому что уже набрали 35 человек. А я посмотрела на список и увидела, что там 34 человека. Вроде бы кто-то вернулся после академа на вторую ступень из предыдущего потока, но тут же ушёл. И меня взяли обратно.
Это была уже среда второй недели. То есть за полтора дня мне нужно было нарисовать страницу о компании сразу в двух итерациях. Я рисую этих «Тимуровцев», получаю не совсем плохой балл от Ильяхова, это меня драйвит, и я начинаю учиться. Но моего запала хватило только на полступени. Моё эмоциональное состояние не менялось, просто периодически я пыталась себя подбадривать какими-то внешними воздействиями.
И сейчас тебе как, легче учиться?
Наверное, не легче. У меня такая особенность памяти, что я очень быстро забываю информацию. Иногда у меня стираются целые моменты из жизни, воспоминания. Психотерапевт сказала, что потеря памяти — один из симптомов депрессивного состояния. Первая и безусловная реакция организма, чтобы облегчить состояние и дать себе возможность расслабиться, — это просто стереть какие-то моменты, чтобы психика могла спокойно функционировать дальше. Когда я это услышала, начала оправдывать свои потери памяти симптомами депрессии… А какой был вопрос?
Легче ли тебе сейчас учиться?
Видишь, уже не помню… Мне не было легче, потому что теория была практически год назад и уже подзабылась. И в целом ваш поток сильнее нашего. Но в то же время это здорово, когда работаешь и учишься с более сильными.
Единственное, почему мне легче, — это благодаря моему изменившемуся внутреннему ощущению. Я как-то себя отпустила и позволила себе расслабиться. Мой перфекционизм и гипертрофированное чувство ответственности, которые я проявляю в рабочих ситуациях, расцвели у меня в школе. Я старалась сделать максимум возможного. До пяти утра могла двигать какие-то пиксели, рисовать. При этом мои результаты не были выдающимися. Но я продолжала это делать, не спала. Плюс у меня был тяжёлый проект, и я реально изнасиловала себя.
А сейчас извне мне транслируется, что можно и нужно расслабиться. Препараты тоже помогают расслабить разум и тело. И я сама перестроилась на то, что школа — это не всё. И какие бы усилия я ни прикладывала, у меня есть понимание, что я не смогу сделать максимум возможного.
Что тебе дала школа?
Школа бюро, хотя и называется Школой редакторов, на самом деле абсолютно не про это. Школа даёт знания в разных областях: и в переговорах, и в праве, и в интерфейсах. С одной стороны, это может быть неким разочарованием для человека, идущего прокачивать редакторский скил, с другой — я благодарна, что у них такая программа, дающая фундаментальные знания в разных сферах. Всё, что происходит сейчас в моей жизни, связано со школой: новые желания, стремления, понимание того, что ты хочешь делать и чего не хочешь.
А в будущем, как ты думаешь, в какое направление уйдёшь, в чём будешь развиваться?
Я сделала вывод, что связать свою жизнь с текстами и заниматься только ими — это, наверное, не мой путь. Пройдя школу и получая запросы на написание текстов и редакторские задачки, я понимаю, что я всё-таки организатор мероприятий.
Ты вообще фанат учёбы?
Могу сказать, что да. Понимаю, что у меня есть синдром отличницы. В средней школе у меня была такая установка, рождённая моим внутренним я. Мне казалось, что я должна учиться хорошо, и училась хорошо: закончила школу с медалью, поступила на бюджетное место в университет, в который хотела, и так далее. У меня была просто истерика, когда я получила первую тройку на экзамене в вузе. Но сейчас этот синдром отличницы уже сильно нивелирован реальностью, в которой прикладываемые усилия не пропорционально равны результатам.
Я поняла, что мне надо находиться в состоянии впитывания каких-то знаний и применения их. В академе мне не хватало учёбы, и я уже начинаю искать себе что-то другое и думать, что делать дальше.
Как ты думаешь, в наше время нужно высшее образование?
Думаю, нет, не нужно. Меня вдохновляют истории Ивана Сурвилло и Саши Селезнёвой. Я с удивлением на них смотрю и вспоминаю себя в их возрасте. Я была настолько неосознанным существом, действующим согласно социальным устоям. Я вообще не задумывалась о том, что можно не получать высшее образование. И сейчас, смотря на них, я поражаюсь их смелости и осознанности, понимаю, насколько этот общественный устой необходимости высшего образования эфемерен.
Твоё высшее образование тебе пригодилось?
Я пошла работать на втором курсе университета. Училась на дневном отделении и выглядела как инопланетянка. Все мои одногруппники тусовались, гуляли, ни фига не учились, а я абсолютно сама пришла к этому. У меня не было потребности в деньгах или в чём-то таком. Я сама решила пойти работать на постоянной основе в офисе. Получается, что с 19 лет я работаю. Опыт, который я приобрела за первые года работы — это в десять раз больше того, что мне дало высшее образование.
Я училась по специальности «маркетинг» и сразу начала работать по этой же специальности. То, чему тебя учат в вузе, и то, как маркетинг работает в реальной жизни, — это небо и земля. Я не отрицаю необходимости фундаментальных знаний, но российская система образования устарела и не успевает за современным миром, по крайней мере в моей сфере.
То, чему учат в вузе, и то, как маркетинг работает в реальной жизни, — это небо и земля
Ты организованный человек?
Я пытаюсь быть организованной. У меня есть доля задротского перфекционизма, как я его называю. На живых советах я однажды спросила у Ильяхова: «Что делать, если ты живёшь задротским перфекционизмом?» Он сказал: «Лена, я не знаю, как ответить на этот вопрос, потому что в моём мире не существует этого понятия». У Ильяхова есть позиция, что, когда к тебе приходит какая-то идея, нужно её сразу выкатывать. У него это происходит довольно быстро и как-то очень кстати, на волне тренда. У меня так не получается. Я пытаюсь вникнуть, разобраться. В этот момент тренд уходит, да и вообще дорога ложка к обеду. В общем, мой задротский перфекционизм мне мешает.
Фрилансер должен уметь организовывать себя. Я не скажу, что у меня суперздорово это получается, но я пытаюсь себя организовывать какими-то внешними инструментами: таск-менеджерами, своей бесконечной тревожностью, которая не даёт мне расслабиться и устроить выходной среди буднего дня. Так что я, наверное, не организованный человек, но всю свою сознательную жизнь пытаюсь им быть.
А ты ставишь перед собой какие-то цели, задачи? Цели на год, например?
В начале 2018-го я записала себе цели на год. Не помню, почему я это сделала и что меня побудило. Наверное, прочитала какой-то блог очередного успешного человека, умеющего планировать, и решила, что тоже так могу. В конце года я перечитала список и поняла, что всё, что могло пойти не так, пошло не так. Естественно, я не ставила себе в цели диагностирование депрессии, полную разруху во всех сферах и так далее.
С учётом того, что это произошло в моей жизни, цели, которые я себе поставила, ушли далеко на задний план. Поэтому я не ставила себе целей на 2019 год, но поставила на 2020-й. У меня есть план, который я назвала «двадцать-двадцать». Это мой сокровенный секрет, моё желание и стремление, но оно не состоит из отдельных пунктов, а существует как некая установка. И я к этому иду.
В 2020 году я буду такая-то и там-то?
Условно говоря, да.
Ты любишь привязывать рубежи к цифрам? У тебя в инстаграме был челлендж #этитридцатьдотридцати.
Последний год или полтора у меня период рефлексии и пересмотра отношения к себе и к жизни. Я не скажу, что важны именно цифры и возраст, но просто получилось, что в какой-то день я смотрю на календарь и понимаю, что осталось 30 дней до моего 30-летия, и у меня рождается эта идея. Я никогда не вела блог на постоянной основе, скорее, какие-то эпизодические истории либо отчёты о путешествиях и, как правило, это даже не текстовая информация. В общем, я начала каждый день писать то, что чувствую и о чём думаю.
Примерно в середине этого отчёта сестра мне сказала: «Лена, перестань транслировать свою депрессию в окружающий мир! Пиши что-нибудь позитивное». И после того как десяток человек спросили, всё ли у меня в порядке и как я себя чувствую, я поняла, что извне это действительно воспринималось как что-то крайне апатичное и депрессивное. Но по сути я просто транслировала то, о чём думала и переживала.
То есть у тебя сейчас какой-то переходный период?
Думаю, да. Я думаю, что вообще поход к психотерапевту — одно из поворотных решений в моей жизни. За последний год я осознала и поняла про себя и свои паттерны поведения и реакции больше, чем за всю свою сознательную жизнь. Я до сих пор не имею конкретных планов, но я по крайней мере понимаю и нахожу какие-то ответы на происходящее со мной в настоящем и произошедшее в прошлом.
Получается, ты вся такая неуверенная в себе, но со стороны производишь впечатление очень сильной девушки. Ты себя ощущаешь сильным человеком?
Смотря что воспринимать как силу. Физически сильной — да, стараюсь заниматься спортом. С точки зрения характера я могу быть сильной, но не ставлю это во главу угла, чтобы это не было каким-то вектором, направляющим меня и определяющим моё поведение. Одно время, например, я была директором офиса компании. В плане ответственности, рабочей структуры это накладывало определённые обязательства.
Мне кажется, я могу быть сильной. Я вообще очень просто и быстро ассимилирую любую ситуацию. Даже не знаю, хорошая это черта или плохая. Я могу быть сильной или беззащитной в зависимости от окружающей ситуации.
Ты занимаешься боксом. Почему?
Как-то в средних классах я сказала родителям, что хочу заниматься боксом. Может, я подошла к ним с каким-то очень печальным и грустным лицом, но они решили, что меня обижают в школе, и я хочу заниматься боксом, чтобы уметь за себя постоять. Начались какие-то гиперопека и забота, мне стало от этого тошно. Какой тут бокс? Потом в сознательном возрасте ко мне вернулось это желание, я его реализовала, и в целом оно меня преследует.
Единоборства доставляют мне удовольствие, драйвят меня, позволяют выплеснуть накопившиеся эмоции и расслабиться. Сейчас я стараюсь не пропускать тренировки по рукопашному бою, там в основном про самооборону. Вообще для меня спорт — это не то, что ты делаешь ради красивого тела.
Твой любимый вид спорта?
Кайтбординг.
Ты куда-то специально ездишь, чтобы им заниматься?
Да, потому что для кайтинга нужны стабильный ветер и вода. В России практически негде заниматься кайтбордингом. Единственные более или менее подходящие места — это станица Благовещенская под Анапой или Териберка за полярным кругом. В Териберке организуют зимний кайтбординг-лагерь.
Впервые мы полноценно попробовали кайтинг компанией во Вьетнаме в 2011—2012 году, загорелись, и с тех пор хотя бы раз в год стараемся выехать куда-то покататься. Но не всегда получается.
Что тебе это даёт?
Хочется ответить, что ощущение свободы, хотя я не сказала бы, что меня по жизни сопровождает ощущение замкнутости и неволи. Но просто эта компиляция ветра, воды, движения и тебя, полностью контролирующего доску с воздушным змеем, и при этом зависящего от всего этого, — это даёт какое-то ощущение освобождения и при этом контроля, но не совсем очевидное. То есть это какая-то подконтрольная свобода, и она очень проветривает голову. Я испробовала довольно много разных водных видов спорта: и сёрфинг, и виндсёрфинг, и вейкбординг с вейксёрфингом, но вот именно это соединение доски и воздушного змея — это пока то, что мне наиболее подошло, и что даёт наибольший фидбэк и желание заниматься этим.
Ты пишешь, что можешь сделать 50 бёрпи и не сдохнуть. Погуглила, что такое бёрпи, попробовала сделать и пришла в ужас.
Боюсь соврать, кажется, это упражнение из арсенала морских котиков Соединённых Штатов. В бёрпи ты только с собственным весом делаешь очень большую физическую нагрузку. В мою жизнь бёрпи вошли, когда я начала заниматься кроссфитом. У меня как-то получается, что в плане спорта то густо, то пусто. Вообще многое в моей жизни привязано к этой фразе. В Казахстане я оказалась в новой среде без знакомых, без связей и понимания того, как проводить досуг, и активно начала заниматься спортом. Это оказался кроссфит, и я не просто начала им заниматься, а стала ходить шесть раз в неделю в зал.
Ты методично занимаешься спортом каждый день?
Нет, у меня на самом деле всё как-то очень перерывами и наплывами. Последний год, когда были все эти переживания эмоциональные, это отражалось и на физическом состоянии. У меня абсолютно не было желания и сил заниматься чем-либо. Но с января я пошла на силовой тренинг. Вот уже три с половиной месяца занимаюсь три раза в неделю, тягаю штанги и работаю с весами.
Ты отдыхаешь, занимаясь спортом?
Да, мне нравится отдыхать, отключая мозг, поэтому, например, я абсолютно не воспринимаю кардио. Я не могу бегать, не могу заниматься чем-то монотонным, потому что мой неспокойный разум продолжает генерить какие-то тревожные мысли.
Однажды мой молодой человек, преподаватель йоги, научил меня медитировать. У меня есть любимая медитация, которая помогает успокоить мечущиеся в голове мысли. Я поняла, что не думать ни о чём — невероятно сложно, и чтобы достигнуть этого состояния, нужно приложить много усилий. Не думать — сложнее, чем когда нужно что-то специально придумать.
Отдых для меня — это отключение постоянного внутреннего диалога. Это у меня получается либо когда я специально сажусь и делаю медитацию, отключающую внутренний диалог, либо когда я делаю что-то руками, занимаюсь физической нагрузкой, и весь спорт, который есть в моей жизни, подразумевает полное отключение мозга — только механические повторения. Остановить внутренний диалог лучше всего у меня получается во время силовых нагрузок.
Как ты проводишь свой досуг?
Занимаюсь спортом и читаю. Я люблю прийти в книжный магазин, взять там книгу, прочитать её и, не покупая, уйти. В какой-то момент я поймала себя на том, что ищу книжные магазины, наиболее подходящие мне под этот формат. Чтобы там можно было сесть, отключиться, почитать. Мне кажется, это связано с моими переездами. С тем, что ты не можешь возить с собой книги.
У меня есть эта олдскульная необходимость держать в руках бумажную книгу, при этом я чётко понимаю, что она как предмет мне не нужна. Мне не нужно её покупать и иметь дома, потому что у меня нет дома. Мне жаль эти книги, мне кажется, у книг-то должен быть дом. И если мне без дома окей, то книгам я не хочу такую участь. Поэтому я прихожу в книжный, беру книжку, читаю и оставляю её там же.
Тебе вообще важен дом? У тебя должно быть какое-то место, которое ты называешь домом? Или ты считаешь, что где ты, там и дом?
Дом — это какое-то фундаментальное понятие, которое есть в моём мире: это то, где ты вырос, где твои родные, с чем ты чувствуешь связь. Но когда движешься по земному шару, оказываешься в разных точках, понимаешь, что это всё скорее про родину. Не сказала бы, что мой дом — это Москва. Это место, в котором я выросла, где живут мои родные, с которым меня связывает определённая история и жизненный опыт.
Мой дом — это там, где мне комфортно. Когда я оказалась в Москве снова, у меня было полное ощущение, что мне нужно отсюда уехать, что географически это не та точка, в которой я хочу быть. Но после занятий с психотерапевтом я поняла, что дело вообще не в этом, и меня как-то очень сильно отпустило на тему географического местоположения.
Ты хочешь уехать из России?
Да, хочу. Когда я уехала из Казахстана, я возвращалась в Москву как в некую буферную зону. Москва была временным пристанищем, но это временное пристанище длится уже два года. Поэтому, наверное, глобально мысль про отъезд есть, но конкретного плана нет.
А где бы ты хотела жить?
Многое в моей жизни происходит от обратного. У меня есть список стран, в которых я точно не хочу жить. Но при этом у меня есть вишлист стран, в которых я хотела бы побывать и посмотреть, как там. Но я не знаю, хочу ли и могу ли я там жить. Как правило, если ты имеешь определённые предрассудки и мысли о стране, когда ты приезжаешь туда, всё оказывается по-другому. Поэтому в какой-то момент я перестала планировать что-то и ожидать конкретики, потому что, скорее всего, всё, чего ты ожидал, будет по-другому.
Ты во многих странах была?
Как-то, когда я летела в самолете без связи, решила отметить места, где я побывала. Это был список, где ты просто плюсиком отмечаешь страны, в которых побывал. Так как у меня абсолютно не держится в голове никакая информация, особенно цифры, я сохранила это в телефоне, сейчас посмотрю — 38 стран.
А где тебе больше всего понравилось?
Мне кажется, мне нравится там, где меня нет. Любой опыт, который происходит, может быть неожиданным, не оправдывающим ожиданий или немного негативным. Я не могу выделить какую-то одну страну, одно путешествие, но в целом могу отметить путешествие по Латинской Америке — очень крутое.
Расскажи про это путешествие.
Тогда мы с моим молодым человеком находились в Казахстане. Почему-то нам захотелось поехать в Латинскую Америку. Первая поездка была короткой. А потом мы уезжали из Алма-Аты, закончили работу там, и перед тем, как снова обосноваться в Москве, решили попутешествовать и поехали странствовать на три месяца. У нас не было абсолютно никакого плана, мы просто передвигались с офлайн-картами и бумажным путеводителем «Лонели Планет». Ночуя в очередном хостеле, мы открывали путеводитель и думали: наверное, можно поехать туда. Садились на автобус и ехали. Путешествовали постоянно на автобусе, проехали пять стран.
Повлияло ли на меня это путешествие? Безусловно. Для меня это было первым опытом такой длительной поездки, опыт путешествия бесцельного, освобождающего. Потому что краткосрочное планирование — это здорово, но ты всё равно находишься в состоянии необходимости успеть всё.
Здесь ты это всё отпускаешь и просто спокойно наслаждаешься, изучаешь, вникаешь в жизнь местных жителей. Любое путешествие, мне кажется, влияет на человека, потому что это новый мир, новые эмоции, новый опыт. Не могу сказать, что это путешествие кардинально изменило что-то в моём мировоззрении или поменяло в жизни, но в целом это опыт, который наносит отпечаток.
Во время этой поездки ты сидела с семью собаками в Аргентине. Как это произошло?
В какой-то момент наших бесконечных перемещений мы решили затормозить. Начали изучать ресурс, который называется «Ворк Эвей». Суть в том, что ты регистрируешься там как волонтёр. Там есть хосты — принимающие люди, которым нужна помощь. Они не могут оплачивать твой труд, но готовы оказать поддержку в плане размещения, питания и вообще предлагают разные условия.
Мы там зарегистрировались и сразу наткнулись на милейшую немецкую фрау, которая живёт в аргентинской провинции с собаками и управляет домашним ресторанчиком. Я безумно люблю собак, мой молодой человек тоже, и мы решили, что это то, что нам нужно. Написали ей, она очень быстро ответила. Мы две недели жили у неё, помогали по хозяйству, были посудомойщиками и уборщиками листьев, выгульщиками собак.
Это был интересный опыт с точки зрения ручного труда. Мы все работаем в большом городе, в современном мире, где наши инструменты — это ноутбук, эксель, ворд, максимум — рукописный текст. Мне очень импонирует взгляд Вовы Лебедева: он говорит, что, когда отключат интернет, он пойдёт работать руками. На самом деле, не имея опыта ручного труда, забываешь элементарно, как включить мозг, чтобы решить бытовую задачку. В тот момент нам это очень подошло по нашему эмоциональному состоянию. В целом экспириенс идеального отмывания ресторанного хрусталя или чего-то такого может когда-то пригодиться. Может, я тоже, как Вова, когда отключат интернет, пойду мыть посуду.
Если бы у тебя не было необходимости зарабатывать, чем бы ты занималась?
Не знаю, как ответить на этот вопрос. Мне кажется, он соприкасается с тем, какие у меня желания. А я пока не понимаю, какие у меня есть желания. Но в целом, как ни странно и как бы мазохистки это ни звучало, организация мероприятий и процессов — это то, что мне нравится. С одной стороны, это то, чем я зарабатываю, с другой — мне это приносит удовлетворение. Когда я вижу результат, понимаю — меня это действительно драйвит.
А от чего ты получаешь удовольствие?
Получаю удовольствие от вещей, которые я позволяю себе делать, несмотря на бесконечную гонку с собой же и борьбу с тревожностью. У меня есть постоянное ощущение, что я делаю мало, ничего не успеваю и даже если я что-то сделала, этого недостаточно, и нужно сделать что-то ещё. И когда я просто позволяю себе расслабиться, сесть почитать книгу и не иметь чувства вины — это приносит мне удовольствие.
Какое у тебя самое горячее желание в ближайшей перспективе?
Я нахожусь, мне кажется, в некой не то чтобы точке… Ведь точка — это что-то очень определённое. Скорее, я нахожусь в периоде затянувшегося обнуления: обнуляю себя, нахожу ответы, взаимосвязи между произошедшими со мной событиями в прошлом и тем, как всё работает в настоящем. И мне кажется, после этого периода обнуления у меня сформируется период понимания своих истинных желаний. А пока у меня сложно с этим.