Павел Яценко. Одна нога — это хард-скилы, другая — софт

Павел Яценко Одна нога — это хард-скилы, другая — софт

Креативный директор дизайн-отдела Даблтапа рассказал о том, как чуть не ушёл в Пятёрочку, за что любит работу в команде и как быстро вырасти в профессии.

С чего начался твой творческий путь?

В детстве мы с двоюродным братом часто баловались кассетной камерой: записывали постановочные мультики с солдатиками. Мы не понимали, что делаем, но было прикольно. В колледже я влился в тусовку ребят, которые катались на велосипедах Би-эм-икс. Я смонтировал для них два ролика с трюками, хотя даже не знал, как работать в программах, но что-то натыкал. Ещё у меня был канал на Ютубе с обзорами аниме. Со временем мне это надоело, но появилось осознанное желание заниматься видеосъёмкой. Я пробовал снимать за бесплатно или за небольшой чек, но спроса на постановочные съёмки было немного, а заниматься репортажной я не хотел.

Каким был твой первый опыт в диджитале?

Так сложилось, что мои друзья работали в диджитал, но по разным направлениям: в таргете, сео-оптимизации, СММ-продвижении. Я предложил им запустить бизнес, где мы будем делать для компаний дизайн, продвижение в соцсетях, рекламу. Естественно, это не взлетело: нам не хватило знаний, опыта, связей, но, в первую очередь, я не смог сделать ни одной продажи, чтобы всё это запустить.

После того, как бизнес прогорел, ты остался без работы?

Нет, я всегда чем-то занимался. Если перечислять все мои работы, то я был садовником, ростовой куклой, коллектором, продажником в банке, бариста лет пять, потом управляющим в этой же кофейне. Даже сисадмином работал.

Как ты пришёл в дизайн?

Благодаря жене, тогда ещё моей девушке. Она дизайнер и делала фирменные стили для какой-то компании, а я сидел без работы. Как-то она сказала: «Паша, нам нужен моушен-дизайнер». Я знал в целом, что это такое, но реальных навыков не было. За неделю я посмотрел кучу бесплатных уроков по Адоб Афтер-эффектс, сделал маленький шоурил, скинул начальнице той компании, и меня взяли.

Первый мой заказ был для внутреннего проекта. Второй — для Бургер Кинга, на нём я заработал 100 тысяч рублей за неделю. До этого мой самый большой заработок был максимум 40 тысяч в месяц. Тут важно сказать, что у меня только девять классов образования. Я три раза пытался закончить ПТУ, и ни разу у меня это не получилось, поэтому и хорошую работу было нелегко найти. Я, конечно, подумал, что теперь буду по 100 тысяч каждую неделю зарабатывать. Но это была одноразовая акция, дальше всё пошло на спад из-за ковида. Я стал искать работу моушеном хоть где-то, поэтому решил выйти на фриланс-биржу.

Чем ты занимался на фрилансе и сколько зарабатывал?

Я стал внештатным дизайнером в компании, которая занимается созданием рекламы для приложений и игр. Таких, как я, у них были сотни. Был список задач, которые соответствуют уровню дизайнера, и каждый выбирал из них то, что хочет. Так я работал полгода. Всё свободное время, что я не ел, не спал и не мылся, я работал и получал за это 60 тысяч рублей. В целом, не такие уж плохие деньги для Екатеринбурга, но когда это работа 24/7 — печально.

Что подтолкнуло тебя уйти с фриланса?

Случилось так, что я сильно закусился с менеджерами из этой компании с биржи. Это долгая история, половину я уже не помню. В итоге меня просто уволили. В тот момент показалось, что меня бросили, хотя я уже давно забыл это чувство — со своей женой я уже был вместе 11 лет. Хотя я с самого начала знал, что конкретно эта работа — говно, я очень рассчитывал на неё. Да, она мне не нравилась, но приносила деньги.

Из-за чего возникали конфликты с менеджерами в этой компании?

Получалось так, что я мог делать небольшой ролик целый месяц из-за бесконечных правок. Я сдавал черновик через неделю, менеджер просил поправить. Ещё через неделю я сдавал исправленный ролик, но тот менеджер уже был в отпуске, а на его место пришёл новый. Они часто менялись, у каждого было своё мнение, от каждого были новые правки.

ТЗ от Павла Яценко

Иногда на фриланс-бирже были дикие ТЗ

Как ты попал в дизайн-отдел Даблтапа?

В какой-то момент я понял, что денег больше нет, а мне надо было платить ипотеку, обеспечивать жену и двух кошек. Я продолжил искать работу моушен-дизайнером: делал миллионы тестовых, но меня нигде не брали. На тот момент я искал работу два месяца, но уже отчаялся и записался на собеседование в Пятёрочку.

И тут произошло чудо. Я был подписан на группы в ВК, где размещали дизайнерские вакансии. Одна из них — Сиджи-фриланс. Там в основном были заказы по 3Д-дизайну, а по мошушен вообще ничего не было. Мне оттуда приходили пуш-уведомления, хотя я не заходил туда. Я всё собирался отключить их. Когда я был готов идти в Пятёрочку, мне пришёл пуш, что в Екатеринбурге требуется моушен-дизайнер в дизайн-отдел Даблтапа.

Я ни на что не надеялся, просто пошёл на собеседование. Всё прошло стандартно. Но я классно заобщался с арт-директором и моушен-дизайнером, которые были на собеседовании. Шутил шутки, со многими оказались общие интересы. Через какое-то время мне написала арт-директор и сказала, что из всех кандидатов они выбрали меня. Я тут же собрал друзей и купил настойки.

Чем ты занимался в дизайн-отделе в самом начале?

Я делал анимации и быстро понял, что хард-скилов у меня не хватает, в отличие от софт. Пока работал моушен-дизайнером, я был достаточно активен и брал на себя больше ответственности, чем этого требовала должность. Даже проявлял себя как руководитель — например, продумал бизнес-план по оптимизации работы в компании. Я презентовал его руководству, идея не взлетела, но меня заметили.

Я пришёл в компанию в сентябре 2021, а зимой у нас проходило ревью, чтобы обсудить повышение зарплаты, выписать премии и выстроить трек развития на полгода. Сначала я думал, что хочу в 3Д, но понял, что мне придётся убиться, чтобы освоить это. Арт-директор заметила мою активность и предложила подумать в сторону креативного директора, мне стало интересно. После этого разговора я меньше занимался моушеном, решал больше директорских задач.

Уже на следующем ревью меня повысили до креативного директора — это было зимой 2023 года. Я начал помогать арт-директору в управлении командой, а через пару месяцев она ушла. Большая часть её задач пала на мои плечи, ими я до сих пор и занимаюсь. По сути, я стал креативным директором через кучу случайностей. Самое главное — не унывать, набирать как можно больше знакомств и информации, расставлять всё по полочкам и двигаться вперёд.

Самое главное — не унывать и двигаться вперёд

Какие задачи ты решаешь в роли креативного директора?

Работа креативного директора — это неведомый зверь. Если зайти на Хедхантер, то в вакансиях будут разные требования. Кто-то будет спрашивать про организацию ивентов на две тысячи человек, а кто-то — про работу с домами высокой моды.

Я генерирую идеи, слежу за эмоциональным состоянием коллег и назначаю исполнителей. Хотя они могут быть сильнее меня по хард-скилам, я проверяю их работу и подсказываю, как можно улучшить. Ещё езжу на конференции, занимаюсь нетворкингом. В прошлом году был на Дизайн Просмотре в Питере и даже нашёл там клиента.

Павел Яценко на Дизайн-пиве

Был на тусовке «Дизайн-пиво» в Екатеринбурге и предложил ребятам стать партнёром их следующего мероприятия, чтобы повысить узнаваемость нашей компании и помочь продажам

Получается ли дизайнить самому, а не только управлять?

Руками я практически ничего не делаю, только если приходится тушить пожары. Я не скрываю и говорю всем, что у меня большая проблема с хард-скилами, у меня их очень мало. Я над этим работаю: попросил нашего юикс-дизайнера стать моим ментором.

Я бы сравнил путь в дизайне и в целом в диджитале с подъёмом по лестнице. Одна нога — это хард-скилы, другая — софт-скилы. Чтобы подняться как можно выше, нужно прокачивать обе ноги. Нет ноги главнее, на одной далеко не ускачешь. Я как будто прыгнул одной ногой с софт-скилами далеко, а из-за слабой ноги с хард-скилами падаю назад. Хочу это исправить.

Чтобы подняться как можно выше, нужно прокачивать обе ноги

Как ты управляешь командой?

Я бы не сказал, что я сильно управляю. У нас маленький отдел, и люди во многом самостоятельны. Вообще, в диджитал у многих высокая степень самостоятельности. Тут не нужен начальник, который, как коршун, стоит над сотрудниками и смотрит, что они делают.

Можно сказать, что ты самоучка в дизайне?

Я нигде не числился как студент дизайн-направлений. Но у меня есть насмотренность. В дизайне хорош тот, у кого большая насмотренность, кто отфильтровал много информации и понял, что хорошо, а что плохо. Ещё я знал, где лежат курсы Скилбокса, смотрел их и мотал на ус. Также учился в студии «Макс» у Максима Авдеева, но это уже когда устроился в Даблтап. Это был крутой курс для тех, кто управляет дизайн-студией.

Откуда у тебя насмотренность?

Я с детства много анализирую. Эмпирический путь самый верный для меня — этому же пути следует Артемий Лебедев, как я потом узнал. Я пытаюсь разложить по полочкам то, что мне интересно, и всегда спрашиваю себя: «Почему это так?».

Например, на афтерпати дизайнерской конференции в Суздале один парень показывал свой проект детских зубных щёток. Они выглядели очень красиво, главными достоинствами были сменяемая головка с щетиной на магните и фигурки зверей с другой стороны щётки. Посмотрев на это, я сказал, что продукт не будет работать, потому что такая щётка будет постоянно разваливаться, придётся заморочиться в производстве, рассчитывая нужное количество головок, и такая щётка просто не поместится во рту у ребёнка.

Все любовались щётками, а я прикинул, как это будет работать, и понял, что никак. Поэтому я всегда говорю, что дизайн — это не про красоту, это про функции и пользовательский опыт. Дизайнеры всё равно что инженеры: должны сделать вещи понятными и удобными. Мы делаем не по вдохновению, не как хотим, а как надо.

Хочешь ли ты вернуться на фриланс?

Я ищу проекты для себя, но из Даблтапа уходить не собираюсь. Мне нравится идея бизнес-трекеров. Их нанимают, чтобы они посмотрели на компанию со стороны и помогли решить важные проблемы: плохая логистика, беда с отделом продаж. К нам на подкаст приходил один из таких трекеров, причём у него есть свой бизнес. Наш СЕО спросил у него, почему он тратит время на работу трекером в других компаниях, хотя мог бы потратить его на свою и больше заработать. Он ответил: «Когда я работаю в своей компании, я проживаю одну предпринимательскую жизнь. Когда я работаю во многих компаниях, я везде нарабатываю опыт и делаю выводы».

Мне хотелось бы работать так же: остаться в Даблтапе, участвуя и в других проектах, ведь это что-то новое и интересное. У меня нет кредо вроде «Я этим не занимаюсь». Я могу сказать, что я не знаю, как это делать, или не умею. Но если есть возможность в чём-то поучаствовать, я всегда за.

Если есть возможность в чём-то поучаствовать, я всегда за

Почему работа в компании тебе нравится больше, чем на фрилансе?

На фрилансе ты один. А в компании, пусть даже небольшой, чувствуешь себя частью команды, вы работаете над общим делом. Это стало клише в вакансиях: «У нас дружный классный коллектив». Но когда приходишь в компанию, понимаешь, как это важно.

Работа в Даблтапе — это первая работа, где я чувствую себя хорошо за все свои 28 лет. Есть такое понятие — «кранч», когда на работе большая загрузка и ничего не успеваешь. Когда я работал один на бирже, это был полугодовой кранч.

Команда Павла Яценко

В команде делаете всё вместе, проще и быстрее. А потом идёте пить пиво и отдыхаете в два раза сильнее, чем устали

Ты задумывался о создании собственной дизайн-студии?

Это произойдёт точно не скоро. Мне ещё нужно многому научиться. Сейчас у меня в планах пройти обучение по юикс-дизайну. Ещё я нашёл три курса для себя как для руководителя и креативного директора:

В следующем году я планирую сильно вырасти.

Какие у тебя планы на будущее?

Хочу перебраться в Москву, уже присмотрел там ЖК, по деньгам прикинул. Хотя мне Москва не очень понравилась. Всё шумно и быстро, а сейчас ещё и неспокойно. Но я понимаю, что там такие возможности, которые я на Урале никогда не увижу. При этом я хочу остаться в Даблтапе: в столице я буду намного полезнее для компании.

Что бы ты посоветовал начинающим дизайнерам?

Суйтесь везде. Благодаря этому принципу я получил работу, которая мне нравится.

Поднимайтесь по лестнице, чередуя шаги. Не качайте только одну ногу.

Применяйте весь свой опыт в дальнейшей жизни. Например, я работал два месяца коллектором, и навыки жёстких переговоров помогали мне в работе и моушен-дизайнером, и креативным директором.

Будьте активны и любознательны. Если мне нравится работа, я ей загораюсь. Я всегда спрашиваю обо всём: «Почему так работает, а здесь как мы сделаем?» Обычно такое замечают и поощряют.

Много думайте, много смотрите, много пробуйте.