Креативный директор дизайн-отдела Даблтапа рассказал о том, как чуть не ушёл в Пятёрочку,
С чего начался твой творческий путь?
В детстве мы с двоюродным братом часто баловались кассетной камерой: записывали постановочные мультики с солдатиками. Мы не понимали, что делаем, но было прикольно. В колледже я влился в тусовку ребят, которые катались на велосипедах Би-эм-икс. Я смонтировал для них два ролика с трюками, хотя даже не знал, как работать в программах, но что-то натыкал. Ещё у меня был канал на Ютубе с обзорами аниме. Со временем мне это надоело, но появилось осознанное желание заниматься видеосъёмкой. Я пробовал снимать за бесплатно или за небольшой чек, но спроса на постановочные съёмки было немного, а заниматься репортажной я не хотел.
Каким был твой первый опыт в диджитале?
Так сложилось, что мои друзья работали в диджитал, но по разным направлениям: в таргете, сео-оптимизации, СММ-продвижении. Я предложил им запустить бизнес, где мы будем делать для компаний дизайн, продвижение в соцсетях, рекламу. Естественно, это не взлетело: нам не хватило знаний, опыта, связей, но, в первую очередь, я не смог сделать ни одной продажи, чтобы всё это запустить.
После того, как бизнес прогорел, ты остался без работы?
Нет, я всегда чем-то занимался. Если перечислять все мои работы, то я был садовником, ростовой куклой, коллектором, продажником в банке, бариста лет пять, потом управляющим в этой же кофейне. Даже сисадмином работал.
Как ты пришёл в дизайн?
Благодаря жене, тогда ещё моей девушке. Она дизайнер и делала фирменные стили для какой-то компании, а я сидел без работы. Как-то она сказала: «Паша, нам нужен моушен-дизайнер». Я знал в целом, что это такое, но реальных навыков не было. За неделю я посмотрел кучу бесплатных уроков по Адоб Афтер-эффектс, сделал маленький шоурил, скинул начальнице той компании, и меня взяли.
Первый мой заказ был для внутреннего проекта. Второй — для Бургер Кинга, на нём я заработал 100 тысяч рублей за неделю. До этого мой самый большой заработок был максимум 40 тысяч в месяц. Тут важно сказать, что у меня только девять классов образования. Я три раза пытался закончить ПТУ, и ни разу у меня это не получилось, поэтому и хорошую работу было нелегко найти. Я, конечно, подумал, что теперь буду по 100 тысяч каждую неделю зарабатывать. Но это была одноразовая акция, дальше всё пошло на спад
Чем ты занимался на фрилансе и сколько зарабатывал?
Я стал внештатным дизайнером в компании, которая занимается созданием рекламы для приложений и игр. Таких, как я, у них были сотни. Был список задач, которые соответствуют уровню дизайнера, и каждый выбирал из них то, что хочет. Так я работал полгода. Всё свободное время, что я не ел, не спал и не мылся, я работал и получал за это 60 тысяч рублей. В целом, не такие уж плохие деньги для Екатеринбурга, но когда это работа 24/7 — печально.
Что подтолкнуло тебя уйти с фриланса?
Случилось так, что я сильно закусился с менеджерами из этой компании с биржи. Это долгая история, половину я уже не помню. В итоге меня просто уволили. В тот момент показалось, что меня бросили, хотя я уже давно забыл это чувство — со своей женой я уже был вместе
Из-за чего возникали конфликты с менеджерами в этой компании?
Получалось так, что я мог делать небольшой ролик целый месяц из-за бесконечных правок. Я сдавал черновик через неделю, менеджер просил поправить. Ещё через неделю я сдавал исправленный ролик, но тот менеджер уже был в отпуске, а на его место пришёл новый. Они часто менялись, у каждого было своё мнение, от каждого были новые правки.
Как ты попал в дизайн-отдел Даблтапа?
В какой-то момент я понял, что денег больше нет, а мне надо было платить ипотеку, обеспечивать жену и двух кошек. Я продолжил искать работу моушен-дизайнером: делал миллионы тестовых, но меня нигде не брали. На тот момент я искал работу два месяца, но уже отчаялся и записался на собеседование в Пятёрочку.
И тут произошло чудо. Я был подписан на группы в ВК, где размещали дизайнерские вакансии. Одна из них — Сиджи-фриланс. Там в основном были заказы по 3Д-дизайну, а по мошушен вообще ничего не было. Мне оттуда приходили пуш-уведомления, хотя я не заходил туда. Я всё собирался отключить их. Когда я был готов идти в Пятёрочку, мне пришёл пуш, что в Екатеринбурге требуется моушен-дизайнер в дизайн-отдел Даблтапа.
Я ни на что не надеялся, просто пошёл на собеседование. Всё прошло стандартно. Но я классно заобщался с арт-директором и моушен-дизайнером, которые были на собеседовании. Шутил шутки, со многими оказались общие интересы. Через какое-то время мне написала арт-директор и сказала, что из всех кандидатов они выбрали меня. Я тут же собрал друзей и купил настойки.
Чем ты занимался в дизайн-отделе в самом начале?
Я делал анимации и быстро понял, что хард-скилов у меня не хватает, в отличие от софт. Пока работал моушен-дизайнером, я был достаточно активен и брал на себя больше ответственности, чем этого требовала должность. Даже проявлял себя как руководитель — например, продумал бизнес-план по оптимизации работы в компании. Я презентовал его руководству, идея не взлетела, но меня заметили.
Я пришёл в компанию в сентябре 2021, а зимой у нас проходило ревью, чтобы обсудить повышение зарплаты, выписать премии и выстроить трек развития на полгода. Сначала я думал, что хочу в 3Д, но понял, что мне придётся убиться, чтобы освоить это. Арт-директор заметила мою активность и предложила подумать в сторону креативного директора, мне стало интересно. После этого разговора я меньше занимался моушеном, решал больше директорских задач.
Уже на следующем ревью меня повысили до креативного директора — это было зимой 2023 года. Я начал помогать арт-директору в управлении командой, а через пару месяцев она ушла. Большая часть её задач пала на мои плечи, ими я до сих пор и занимаюсь. По сути, я стал креативным директором через кучу случайностей. Самое главное — не унывать, набирать как можно больше знакомств и информации, расставлять всё по полочкам и двигаться вперёд.
Самое главное — не унывать и двигаться вперёд
Какие задачи ты решаешь в роли креативного директора?
Работа креативного директора — это неведомый зверь. Если зайти на Хедхантер, то в вакансиях будут разные требования. Кто-то будет спрашивать про организацию ивентов на две тысячи человек, а кто-то — про работу с домами высокой моды.
Я генерирую идеи, слежу за эмоциональным состоянием коллег и назначаю исполнителей. Хотя они могут быть сильнее меня по хард-скилам, я проверяю их работу и подсказываю, как можно улучшить. Ещё езжу на конференции, занимаюсь нетворкингом. В прошлом году был на Дизайн Просмотре в Питере и даже нашёл там клиента.
Получается ли дизайнить самому, а не только управлять?
Руками я практически ничего не делаю, только если приходится тушить пожары. Я не скрываю и говорю всем, что у меня большая проблема с хард-скилами, у меня их очень мало. Я над этим работаю: попросил нашего юикс-дизайнера стать моим ментором.
Я бы сравнил путь в дизайне и в целом в диджитале с подъёмом по лестнице. Одна нога — это хард-скилы, другая — софт-скилы. Чтобы подняться как можно выше, нужно прокачивать обе ноги. Нет ноги главнее, на одной далеко не ускачешь. Я как будто прыгнул одной ногой с софт-скилами далеко, а из-за слабой ноги с хард-скилами падаю назад. Хочу это исправить.
Чтобы подняться как можно выше, нужно прокачивать обе ноги
Как ты управляешь командой?
Я бы не сказал, что я сильно управляю. У нас маленький отдел, и люди во многом самостоятельны. Вообще, в диджитал у многих высокая степень самостоятельности. Тут не нужен начальник, который, как коршун, стоит над сотрудниками и смотрит, что они делают.
Можно сказать, что ты самоучка в дизайне?
Я нигде не числился как студент дизайн-направлений. Но у меня есть насмотренность. В дизайне хорош тот, у кого большая насмотренность, кто отфильтровал много информации и понял, что хорошо, а что плохо. Ещё я знал, где лежат курсы Скилбокса, смотрел их и мотал на ус. Также учился в студии «Макс» у Максима Авдеева, но это уже когда устроился в Даблтап. Это был крутой курс для тех, кто управляет дизайн-студией.
Откуда у тебя насмотренность?
Я с детства много анализирую. Эмпирический путь самый верный для меня — этому же пути следует Артемий Лебедев, как я потом узнал. Я пытаюсь разложить по полочкам то, что мне интересно, и всегда спрашиваю себя: «Почему это так?».
Например, на афтерпати дизайнерской конференции в Суздале один парень показывал свой проект детских зубных щёток. Они выглядели очень красиво, главными достоинствами были сменяемая головка с щетиной на магните и фигурки зверей с другой стороны щётки. Посмотрев на это, я сказал, что продукт не будет работать, потому что такая щётка будет постоянно разваливаться, придётся заморочиться в производстве, рассчитывая нужное количество головок, и такая щётка просто не поместится во рту у ребёнка.
Все любовались щётками, а я прикинул, как это будет работать, и понял, что никак. Поэтому я всегда говорю, что дизайн — это не про красоту, это про функции и пользовательский опыт. Дизайнеры всё равно что инженеры: должны сделать вещи понятными и удобными. Мы делаем не по вдохновению, не как хотим, а как надо.
Хочешь ли ты вернуться на фриланс?
Я ищу проекты для себя, но из Даблтапа уходить не собираюсь. Мне нравится идея бизнес-трекеров. Их нанимают, чтобы они посмотрели на компанию со стороны и помогли решить важные проблемы: плохая логистика, беда с отделом продаж. К нам на подкаст приходил один из таких трекеров, причём у него есть свой бизнес. Наш СЕО спросил у него, почему он тратит время на работу трекером в других компаниях, хотя мог бы потратить его на свою и больше заработать. Он ответил: «Когда я работаю в своей компании, я проживаю одну предпринимательскую жизнь. Когда я работаю во многих компаниях, я везде нарабатываю опыт и делаю выводы».
Мне хотелось бы работать так же: остаться в Даблтапе, участвуя и в других проектах, ведь это что-то новое и интересное. У меня нет кредо вроде «Я этим не занимаюсь». Я могу сказать, что я не знаю, как это делать, или не умею. Но если есть возможность в чём-то поучаствовать, я всегда за.
Если есть возможность в чём-то поучаствовать, я всегда за
Почему работа в компании тебе нравится больше, чем на фрилансе?
На фрилансе ты один. А в компании, пусть даже небольшой, чувствуешь себя частью команды, вы работаете над общим делом. Это стало клише в вакансиях: «У нас дружный классный коллектив». Но когда приходишь в компанию, понимаешь, как это важно.
Работа в Даблтапе — это первая работа, где я чувствую себя хорошо за все свои 28 лет. Есть такое понятие — «кранч», когда на работе большая загрузка и ничего не успеваешь. Когда я работал один на бирже, это был полугодовой кранч.
Ты задумывался о создании собственной дизайн-студии?
Это произойдёт точно не скоро. Мне ещё нужно многому научиться. Сейчас у меня в планах пройти обучение по юикс-дизайну. Ещё я нашёл три курса для себя как для руководителя и креативного директора:
- Школа руководителей Бюро Горбунова,
- Паттерны дизайн-менеджмента в Бэнг Бэнг Эдьюкейшен,
- Креативное лидерство: авторский подход к жизни и управлению в Мэдкорсеc.
В следующем году я планирую сильно вырасти.
Какие у тебя планы на будущее?
Хочу перебраться в Москву, уже присмотрел там ЖК, по деньгам прикинул. Хотя мне Москва не очень понравилась. Всё шумно и быстро, а сейчас ещё и неспокойно. Но я понимаю, что там такие возможности, которые я на Урале никогда не увижу. При этом я хочу остаться в Даблтапе: в столице я буду намного полезнее для компании.
Что бы ты посоветовал начинающим дизайнерам?
Суйтесь везде. Благодаря этому принципу я получил работу, которая мне нравится.
Поднимайтесь по лестнице, чередуя шаги. Не качайте только одну ногу.
Применяйте весь свой опыт в дальнейшей жизни. Например, я работал два месяца коллектором, и навыки жёстких переговоров помогали мне в работе и моушен-дизайнером, и креативным директором.
Будьте активны и любознательны. Если мне нравится работа, я ей загораюсь. Я всегда спрашиваю обо всём: «Почему так работает, а здесь как мы сделаем?» Обычно такое замечают и поощряют.
Много думайте, много смотрите, много пробуйте.