Катя Ярцева. Не бывает бесполезного опыта

Катя Ярцева Не бывает бесполезного опыта

Выпускница Школы редакторов, танцовщица и татуировщица рассказала, как совмещать разные занятия, извлекать из этого пользу и не завидовать чужой карьере.

Как ты пришла в редактуру?

Я заинтересовалась редактурой в универе, когда училась на переводчика в сфере профессиональной коммуникации. Мы изучали основы редактуры на русском. Это базовые знания, без которых невозможно переводить с английского.

После курса Нетологии по интернет-маркетингу я решила уйти в диджитал и создавать контент. Чтобы больше узнать об этом, прочитала «Пиши, сокращай», потом стала следить за работой Максима Ильяхова и так пришла в Школу редакторов.

Где ты работала, когда поступила в Школу редакторов?

До школы я устроилась в агентство Share и всё время обучения работала там. Это агентство делает диджитал-креативы: ведёт соцсети, создаёт лонгриды, снимает видео. Когда я там работала, мы в основном сотрудничали с металлургическим холдингом, строительными магазинами и брендами продуктов питания.

В Share меня взяли главредом. До этого я даже простым редактором никогда не работала, хотя знания в этой области были. На собеседовании мы с командой сошлись по общению, планам. Там понимали, что у меня нет опыта, и были готовы учиться вместе. В итоге за два года в агентстве я сильно выросла.

В Share я делала кейсы, один из них был для производителя сливочного масла «Валгеда». Менеджер проекта попросила написать об истории маслоделия: в России она началась с Вологды. Я собрала историю в Фигме, а дизайнер сделал по ней свой макет. Я тогда училась на первой ступени Школы редакторов и применяла все знания, какие откопала в лекциях и советах. Даже сейчас думаю, что мой макет был неплох. Не по-дизайнерски, конечно, но читабельно

Изначально редакции не было: я сама редачила, придумывала контент для сайтов и соцсетей клиентов, искала фрилансеров. Я поняла, что долго так не протяну, и со временем набрала постоянную команду — двух контент-продюсеров и копирайтера. Научилась делегировать, разработала для отдела регламент, а потом и редполитику.

В управлении командой были свои трудности. Например, поначалу я боялась указывать ребятам на ошибки, не хотела никого критиковать. С другой стороны, отдавать плохую работу тоже не могла. Чтобы не переделывать всё самой, пришлось научиться давать замечания. В итоге ребята даже благодарили за негативную обратную связь и называли её полезной.

Мне повезло, что создание и расширение команды совпало с учёбой в Школе редакторов: там и переговоры были, и ведение проектов. Это сильно помогало.

Фрагмент регламента, который я составила для контент-отдела в Share

До Школы редакторов у тебя был бэкграунд в вёрстке?

Нет, вёрстке я не училась. Впервые узнала о ней, когда узнала о самой школе и прочитала лекции в открытом доступе. Подумала: блин, никогда в этом не разберусь! Но мне помогли лекции и анализ чужих работ. Отдельное спасибо преподам за советы. Например, Максим Ильяхов в нашем чате подробно отвечал на вопросы о редактуре и вёрстке.

Промостраница со второй ступени. За первую итерацию я получила три из пяти баллов, хотя смотрела видеоразборы прошлых работ, вебинар о промостраницах и вроде всё понимала. За вторую итерацию получила 4,5. На вебинаре Максим Ильяхов похвалил работу за то, как передан лайфстайл: смотришь на иллюстрации и примеряешь на себя образ успешного человека

Эту работу со второй ступени моя однокурсница Яна Жернова в интервью назвала очаровательной. По условиям задания, появился фейк, будто овечий грипп передаётся через шерстяные свитеры, вызывает у людей аллергию и приводит к смерти. Производителю шерстяной одежды надо успокоить покупателей и объяснить, что шерсть безопасна. Моя первая статья была на тройку. Её главный недостаток в том, что она не учитывает контекст, то есть игнорирует страхи читателей по поводу гриппа. По совету Максима Ильяхова я исправила эту проблему и за вторую итерацию получила 4,25

Публикация Максима Ильяхова в канале «Пиши, соблазняй» об одной из моих работ на второй ступени

Что посоветуешь студентам второй ступени?

Всегда думайте, что делаете и зачем. Сначала надо понять, зачем нужны проект, страница или интерфейс: чтобы впечатлить, чтобы убедить — чтобы что? Потом каждая буква, каждый блок, каждая картинка должны работать на эту цель. Любой элемент макета надо оценивать с точки зрения пользы и всё ставить под сомнение. Бывало, я вроде закончила, а потом вставала утром и что-то переделывала.

Изучайте работы прошлых потоков и их разборы. В бюро учат, что нормально повторять чьи-то удачные страницы, главное — сделать хорошо. Так что впитывайте всё, что найдёте. Мне это сильно помогло с курсовой, да и с заданиями на второй ступени тоже.

Будьте остроумны. Можно добавлять в свои работы прикольчики или неожиданные ходы. Обычно преподы это замечают и ценят. Конечно, тут нужно чувствовать грань, но, если получится, будет большой плюс.

В постах для соцсетей на тему овечьего гриппа я съюморила — в целом вышло удачно

Выясняйте требования каждого препода. Они у всех разные, и надо вникать, что именно человек от вас ждёт.

Помните главный принцип: возможно всё. Цель — сдать работу. Для этого можно спрашивать преподов, однокурсников, друзей, искать что-то в интернете. Короче, сделайте хорошо любым путём.

Твоим дипломом стал сайт о модернизации домов культуры. Как появился этот проект?

Изначально на второй ступени я собиралась делать диплом о тату. Суть в том, что многие татуировщики не умеют рисовать и часто воруют эскизы из интернета. В итоге люди ходят с одинаковыми или похожими татуировками. При этом есть профессиональные иллюстраторы, которым нужны деньги, и они могут делать классные эскизы для тату. Например, на сайте illustrators.ru многие выкладывают работы, участвуют в конкурсах с бюджетом в 15 тысяч рублей и пытаются получить пять тысяч за первое место. Своим дипломным проектом я хотела свести иллюстраторов и татуировщиков, чтобы иллюстраторы могли зарабатывать, татуировщики получали классные эскизы, а их клиенты — оригинальные и красивые тату.

Максим Ильяхов назвал замысел классным, но Николай Товеровский сказал, что это трудно в плане разработки — невозможно сделать за диплом. В общем, идея рабочая и актуальная, но нужны большие вложения.

В итоге я с редактором Настей Журавлёвой и дизайнером Владом Гарбовским делала диплом о домах культуры. В то время Настя работала редактором и продюсером в проекте по реставрации ДК и его организаторы хотели переделать сайт. Вот мы и взялись за это.

На дипломный проект давалось всего шесть недель. Как вы организовали работу в команде, чтобы уложиться в срок?

Уже на второй неделе мы знали, что будем работать с ДК, и согласовали тему с арт-директором Ильёй Бирманом. Потом созвонились с ним и начали работу.

Мы долго возились с пониманием задачи: его нужно было сдать на первой неделе, а мы сделали это только на третьей. Я сильно переживала из-за того, что через три недели защита, а у нас ни черта не готово. Но так было у всех: никто из нашего потока не сдал понимание задачи по графику бюро.

Темп на третьей ступени был жёстким. После работы я ужинала, выдыхала и шла делать диплом. На этом фото обедаю за вебинаром Николая Товеровского

В команде мы распределили обязанности. Я и Настя выполняли то редакторские, то руководительские задачи. Я чаще брала на себя роль руководителя, связывалась с арт-директором. На тот момент я ещё работала главредом в агентстве Share, так что было интересно прокачаться в организации процессов.

Дизайнер Влад сверстал сайт в Редимаге: у нас была платная подписка. Изначально мы рассчитывали на разработчика из проекта «Идентичность в типовом». Его работу были готовы оплачивать руководители проекта, так что для нас никаких расходов. Но разработчик отказался из-за дедлайна: мы жёстко не укладывались в срок и нужно было делать всё максимально быстро. В итоге сайт, который мы собрали сами, живёт и сейчас.

Дипломный проект нашей команды о том, как модернизировать дома культуры и сделать их полезными для общества. Мы защитились на 3,96 из 5 — в 11 потоке это был высший балл. Защита прошла душевно: никто никого жёстко не разносил. Задавали много вопросов, но ни один не остался без ответа: мы реально шарили в проекте

Какой должна быть оптимальная идея для диплома?

Я много дипломов просмотрела, ребята придумывали такие классные штуки, простые и очевидные. Преподы это и продвигают: выберите историю, которую легко реализовать. Из последнего я помню проект «Буст», который даёт баллы на бирже Главреда за тесты. Сайт работает, собирает деньги — здорово же.

Тебе предлагали работу после защиты диплома?

Да. Приглашали работать в бюро редактором, но я не пошла. Там нужно было фигачить с нуля: с пушей, с очень маленьких форматов. В тот момент я уже это переросла. Были ещё две или три компании, не помню их названия. Если бы предложили что-то суперкрутое, то пошла бы.

Как тебе пригодились знания из Школы редакторов?

Я даже хотела написать пост об этом, но не собралась. Редактура мне дала структурное мышление, научила думать о задаче и полезном действии, о мотивах и ожиданиях людей. Теперь я вижу любую проблему комплексно — неважно, профессиональная она или жизненная. Это отличает меня, например, от блогеров с установкой «дай-ка расскажу о чём-нибудь этаком». Смотрю на них и думаю: для кого ты это делаешь? в чём задача? Это уже Школа редакторов головного мозга.

Чем сейчас занимаешься?

Я фрилансер. Через год после школы уволилась из Share: во-первых, собиралась уйти в тату, а во-вторых, мы с агентством не сходились во мнениях. Расстались полюбовно — ребята и сейчас могут ко мне прийти с проектами или вопросами.

Помню, очень стрессовала, когда увольнялась с постоянной зарплаты: что буду делать, если не найду проект? чем платить за квартиру? Но пока всё складывается. Я не умею планировать, не супер финансово грамотная — живу в основном за счёт постоянных проектов, есть и разовые. Сейчас зарабатываю меньше, чем на зарплате, но иду этим путём осознанно.

Конечно, есть хорошие вакансии, например в Альфа-банке. Там приличные деньги, можно было бы и откликнуться. Но я не хочу работать «пять через два»: я очень устала, хотя мне всего 26.

Наверное, я кажусь зажравшимся московским фрилансером и кто-то скажет: «Фу, мы в твоё время… А ты…» На самом деле я сейчас работаю почти полный день, ещё и в выходные. Просто хочу заниматься тату и мне не подходит постоянно быть у компа с 9:00 до 18:00: нужно рисовать эскизы в сториз, назначать сеансы. Не могу же я отпроситься с работы на день, потому что у меня клиент.

Рабочее место дома. Я консерватор: люблю писать от руки и веду бумажный ежедневник — он всегда на столе

А как ты занялась татуировками?

Всё началось с любви к рисованию, которая сопровождает меня всю жизнь. В детстве я училась в художественной школе, позже ходила на курсы, тренировалась сама. В 2021 году решила восстановить знания о светотени и пошла на академический рисунок — когда карандашом рисуешь гипсовые формы, головы, натюрморты. Ученики обычно не любят таким заниматься, а я наоборот: обожаю штриховать.

Цветной Антиной — одна из моих любимых работ. Рисовала его 9 часов — три занятия по три часа в художке. Вообще академический рисунок никогда не выполняют цветными карандашами. Но в какой-то момент я подумала: «Почему бы и нет?» Учитель меня поддержал, и в итоге я нарисовала три цветных головы

Идея заняться татуировкой появилась до Школы редакторов. Коллега из Share рассказала про подругу-татуировщицу, и я подумала: почему я не занимаюсь этим? Стала интересоваться, какие есть мастера, курсы, возможности. Окончила школу тату, но после неё боялась бить сама: не было крепкой руки. Сделала пару татуировок друзьям, и на этом всё. Устраиваться в тату-салон было страшно, да и портфолио не было.

Со временем я решила, что нужен наставник — крутой татуировщик. Написала мастеру, который мне очень нравился: «Здравствуйте, а не обучаете ли вы случайно?» А он: «Как раз через пару дней впервые запускаю группу, ещё нигде об этом не говорил. Если хочешь, давай». А я хотела!

Школа тату — это как учиться редактуре у феечки копирайтинга, а занятия с мастером — как уроки Максима Ильяхова. После обучения с наставником я не боялась работать татуировщиком: и рука поставлена, и с клиентом умею общаться.

Эти татуировки набила после учёбы в школе тату. После первой даже выпила рюмку водки — так переживала. Вторая проще по технике, поэтому делала её спокойно. Геометрические тату намного сложнее, чем те, где есть тени и не важны строгие линии

Выпускная работа после обучения у мастера

Теперь в основном занимаешься татуировкой?

Я бы так и сделала, но татуировки — сложная сфера, не маникюр, не визаж, не стрижка, тату — на всю жизнь. Чтобы к тебе шли люди, должно быть портфолио, опыт. Мастеру, который работает недолго, сложно найти клиентов. Я работаю по чуть-чуть, для удовольствия. Деньги пока только трачу, но, надеюсь, это изменится.

«Метаморфозы» — одна из последних работ. Девушка сказала, что случайно нашла этот эскиз у меня в Инстаграме и влюбилась. Вообще бить тату между плеч очень сложно. Во-первых, устаёт спина. Во-вторых, у клиента может идти много крови. В нашем случае так и было: я делаю тату, а всё тут же вытекает. Пришлось работать в два этапа. После первого сеанса ждали, пока заживёт, и смотрели, что получилось. Во второй раз я приноровилась, меняла настройки машинки. И всё-таки очень стрессовала, хоть и скрывала это: мастер не должен показывать клиентам свои переживания

Знаю по твоему Инстаграму, что тату и редактура не единственные твои увлечения. Расскажи, чем ещё занимаешься.

Я люблю изучать языки. В универе был английский, потом итальянский. В январе 2022 года взялась за корейский.

Осваивать корейский я начала сама: подруга скинула статью о том, как учиться по видео на Ютубе. Думаю такой способ сработает, если у вас крутая самодисциплина и вы готовы заморочиться. Но я люблю, когда есть система обучения и можно задавать вопросы. Поэтому нашла преподавателя и уже пять месяцев занимаюсь с ней онлайн раз в неделю. Надеюсь, к концу года смогу говорить по-корейски хотя бы на бытовом уровне.

Моя учебная тетрадь по корейскому открыта на теме числительных. Правила здесь сложные: для одних ситуаций используются корейские числительные, а для других — китайские. Вообще очень мудрёный язык для русского человека, грамматика мозговыносящая. Тяжелее всего учить слова: мне они до сих пор кажутся какими-то ненастоящими и вдобавок похожими друг на друга, так что я постоянно путаюсь

Помимо языков, другая большая страсть — танцы. Из-за них даже бросила художку в детстве: было не разорваться. С четырёх до девятнадцати лет я занималась танцами профессионально, в сильном коллективе. Потом был перерыв, а в феврале 2022 я вернулась. Правда, теперь я любитель: не выступаю ни в какой команде, потому что по времени не потяну.

Хореография под песню Бритни Спирс на тренировке по танцам

Пока танцы были на паузе, я занималась воздушной гимнастикой, даже получила звание чемпионки мира среди любителей. Через три с половиной года ушла из-за травмы: надорвала связки в колене и стала бояться. Плюс с моим уровнем уже нужно было уходить в профессиональный спорт, соревноваться, а я не хотела.

Мой первый и единственный в карьере гимнастки чемпионат. Его организовала Федерация по воздушной гимнастике и акробатике на пилоне в 2018 году. Соревнования официально назывались чемпионатом мира, но приехали только спортсмены из российских городов. Я выступала в категории «Любители» и завоевала титул чемпионки. Конечно, это не назовёшь настоящим мировым первенством, но тем не менее сертификат с печатью есть

Редактор, который знает английский, итальянский, корейский, танцует, умеет рисовать и бьёт татуировки. Кажется, ты успела попробовать многое к двадцати шести годам. Представляешь себя в 30? Кто эта Катя?

Сложно сказать, я человек увлекающийся. Полгода назад мечтала о своём тату-салоне и переезде в Австралию. Сейчас — понятия не имею. Может, на фиг всё брошу и стану хореографом или отправлюсь в Сеул. Точно могу сказать, что хочу много путешествовать.

Не боишься таких радикальных перемен?

Нет. Я делаю маленькие шаги — с ними не так страшно. Вернуться обратно всегда успею: я тут уже всё видела, знаю. А вот, как там, не знаю, но могу выяснить — вдруг окажется по кайфу?

Например, я пробовала заниматься тату, но сейчас делаю шаг обратно в редактуру. В смысле опыта — это огромный шаг вперёд, но в смысле перемены профессии — обратно, и это ок. Будет подходящий момент — снова займусь тату.

Думаю, нет неправильных решений. Как бы ты ни поступил, будет правильно — жизнь выведет куда надо. Так что надо действовать, пробовать. Ныть, мусолить мысли и не делать только изнашивает организм.

Вот ты пробовала одно, другое, третье, а кто-то годами занимался одним и тем же и, возможно, стал более сильным профессионалом. Не переживаешь из-за этого?

Нет, мне в этом плане помог психолог. Я приняла тот факт, что всегда будет кто-то круче, успешнее и талантливее меня. Здесь два варианта. Можно страдать, что я не такая классная, как тот, кто 15 лет делал карьеру. А можно заниматься тем, чем я хочу. Я выбираю второе, а как живут другие — их дело.

Наверняка есть люди, которые стремятся стать вторым Ильяховым и для этого бьют только в редактуру. Они будут впахивать днями и ночами, чего-то добьются, но не знаю, как будут себя чувствовать. У меня так не работает.

Есть тест на 16 типов личности. Сколько я ни проходила его, всегда выпадал один и тот же тип — борец. Такие люди не могут заниматься чем-то одним. Они хотят управлять вертолётом, нырять с аквалангом, вязать. Я должна попробовать как можно больше, иначе буду жалеть.

Можно говорить, что все эти увлечения мешают профессиональному росту, но я так не считаю: не бывает бесполезного опыта.

Например, я хотела поступить на программу MBA и учиться в Милане. Для этого четыре раза пересдавала адский экзамен GMAT, в итоге опоздала с документами и не прошла в магистратуру. Зато потом сделала на эту тему офигенную курсовую в Школе редакторов, и всё благодаря опыту.

Моя курсовая о GMAT на первой ступени Школы редакторов получила 445 баллов из 500

То же самое и с другими занятиями. Возьмём учёбу в художке: художником я не стала, но с навыками рисовальщика могу делать татуировки. Танцами сейчас тоже не занимаюсь профессионально, но благодаря им чувствую своё тело, остаюсь в форме, хорошо двигаюсь.

Примеров ещё херова гора, но суть такая: каждое увлечение — это ресурс. Никогда не знаешь, когда он пригодится. Сейчас я учу корейский без определённой цели — это будет мой ресурс. Однажды я смогу пожить в Корее, поработать с корейцами — мало ли что.

Когда вы многое пробуете, то видите жизнь с разных сторон, а потом привносите это видение в свою работу. Чем бы вы ни занимались, к вам будут приходить люди и проекты, которым необходим этот широкий взгляд.