Выпускница Школы редакторов, танцовщица и татуировщица рассказала, как совмещать разные занятия, извлекать из этого пользу и не завидовать чужой карьере.
Как ты пришла в редактуру?
Я заинтересовалась редактурой в универе, когда училась на переводчика в сфере профессиональной коммуникации. Мы изучали основы редактуры на русском. Это базовые знания, без которых невозможно переводить с английского.
После курса Нетологии по интернет-маркетингу я решила уйти в диджитал и создавать контент. Чтобы больше узнать об этом, прочитала «Пиши, сокращай», потом стала следить за работой Максима Ильяхова и так пришла в Школу редакторов.
Где ты работала, когда поступила в Школу редакторов?
До школы я устроилась в агентство Share и всё время обучения работала там. Это агентство делает диджитал-креативы: ведёт соцсети, создаёт лонгриды, снимает видео. Когда я там работала, мы в основном сотрудничали с металлургическим холдингом, строительными магазинами и брендами продуктов питания.
В Share меня взяли главредом. До этого я даже простым редактором никогда не работала, хотя знания в этой области были. На собеседовании мы с командой сошлись по общению, планам. Там понимали, что у меня нет опыта, и были готовы учиться вместе. В итоге за два года в агентстве я сильно выросла.
Изначально редакции не было: я сама редачила, придумывала контент для сайтов и соцсетей клиентов, искала фрилансеров. Я поняла, что долго так не протяну, и со временем набрала постоянную команду — двух контент-продюсеров и копирайтера. Научилась делегировать, разработала для отдела регламент, а потом и редполитику.
В управлении командой были свои трудности. Например, поначалу я боялась указывать ребятам на ошибки, не хотела никого критиковать. С другой стороны, отдавать плохую работу тоже не могла. Чтобы не переделывать всё самой, пришлось научиться давать замечания. В итоге ребята даже благодарили за негативную обратную связь и называли её полезной.
Мне повезло, что создание и расширение команды совпало с учёбой в Школе редакторов: там и переговоры были, и ведение проектов. Это сильно помогало.
До Школы редакторов у тебя был бэкграунд в вёрстке?
Нет, вёрстке я не училась. Впервые узнала о ней, когда узнала о самой школе и прочитала лекции в открытом доступе. Подумала: блин, никогда в этом не разберусь! Но мне помогли лекции и анализ чужих работ. Отдельное спасибо преподам за советы. Например,
Что посоветуешь студентам второй ступени?
Всегда думайте, что делаете и зачем. Сначала надо понять, зачем нужны проект, страница или интерфейс: чтобы впечатлить, чтобы убедить — чтобы что? Потом каждая буква, каждый блок, каждая картинка должны работать на эту цель. Любой элемент макета надо оценивать с точки зрения пользы и всё ставить под сомнение. Бывало, я вроде закончила, а потом вставала утром и что-то переделывала.
Изучайте работы прошлых потоков и их разборы. В бюро учат, что нормально повторять чьи-то удачные страницы, главное — сделать хорошо. Так что впитывайте всё, что найдёте. Мне это сильно помогло с курсовой, да и с заданиями на второй ступени тоже.
Будьте остроумны. Можно добавлять в свои работы прикольчики или неожиданные ходы. Обычно преподы это замечают и ценят. Конечно, тут нужно чувствовать грань,
Выясняйте требования каждого препода. Они у всех разные, и надо вникать, что именно человек от вас ждёт.
Помните главный принцип: возможно всё. Цель — сдать работу. Для этого можно спрашивать преподов, однокурсников, друзей, искать что-то в интернете. Короче, сделайте хорошо любым путём.
Твоим дипломом стал сайт о модернизации домов культуры. Как появился этот проект?
Изначально на второй ступени я собиралась делать диплом о тату. Суть в том, что многие татуировщики не умеют рисовать и часто воруют эскизы из интернета. В итоге люди ходят с одинаковыми или похожими татуировками. При этом есть профессиональные иллюстраторы, которым нужны деньги, и они могут делать классные эскизы для тату. Например, на сайте illustrators.ru многие выкладывают работы, участвуют в конкурсах с бюджетом в 15 тысяч рублей и пытаются получить пять тысяч за первое место. Своим дипломным проектом я хотела свести иллюстраторов и татуировщиков, чтобы иллюстраторы могли зарабатывать, татуировщики получали классные эскизы, а их клиенты — оригинальные и красивые тату.
Максим Ильяхов назвал замысел классным, но Николай Товеровский сказал, что это трудно в плане разработки — невозможно сделать за диплом. В общем, идея рабочая и актуальная, но нужны большие вложения.
В итоге я с редактором Настей Журавлёвой и дизайнером
На дипломный проект давалось всего шесть недель. Как вы организовали работу в команде, чтобы уложиться в срок?
Уже на второй неделе мы знали, что будем работать с ДК, и согласовали тему
Мы долго возились с пониманием задачи: его нужно было сдать на первой
В команде мы распределили обязанности. Я и Настя выполняли то редакторские, то руководительские задачи. Я чаще брала на себя роль руководителя, связывалась
Дизайнер Влад сверстал сайт в Редимаге: у нас была платная подписка. Изначально мы рассчитывали на разработчика из проекта «Идентичность в типовом». Его работу были готовы оплачивать руководители проекта, так что для нас никаких расходов. Но разработчик отказался из-за дедлайна: мы жёстко не укладывались в срок и нужно было делать всё максимально быстро. В итоге сайт, который мы собрали сами, живёт и сейчас.
Какой должна быть оптимальная идея для диплома?
Я много дипломов просмотрела, ребята придумывали такие классные штуки, простые и очевидные. Преподы это и продвигают: выберите историю, которую легко реализовать. Из последнего я помню проект «Буст», который даёт баллы на бирже Главреда за тесты. Сайт работает, собирает деньги — здорово же.
Тебе предлагали работу после защиты диплома?
Да. Приглашали работать в бюро редактором, но я не пошла. Там нужно было фигачить с нуля: с пушей, с очень маленьких форматов. В тот момент я уже это переросла. Были ещё две или три компании, не помню их названия. Если бы предложили что-то суперкрутое, то пошла бы.
Как тебе пригодились знания из Школы редакторов?
Я даже хотела написать пост об этом, но не собралась. Редактура мне дала структурное мышление, научила думать о задаче и полезном действии, о мотивах и ожиданиях людей. Теперь я вижу любую проблему комплексно — неважно, профессиональная она
Чем сейчас занимаешься?
Я фрилансер. Через год после школы уволилась из Share: во-первых, собиралась уйти в тату, а во-вторых, мы с агентством не сходились во мнениях. Расстались полюбовно — ребята и сейчас могут ко мне прийти с проектами или вопросами.
Помню, очень стрессовала, когда увольнялась с постоянной зарплаты: что буду делать,
Конечно, есть хорошие вакансии, например в Альфа-банке. Там приличные деньги, можно было бы и откликнуться. Но я не хочу работать «пять через два»: я очень устала, хотя мне всего 26.
Наверное, я кажусь зажравшимся московским фрилансером и кто-то скажет: «Фу, мы в твоё время… А ты…» На самом деле я сейчас работаю почти полный день, ещё и в выходные. Просто хочу заниматься тату и мне не подходит постоянно быть у компа с 9:00 до 18:00: нужно рисовать эскизы в сториз, назначать сеансы. Не могу же я отпроситься с работы на день, потому что у меня клиент.
А как ты занялась татуировками?
Всё началось с любви к рисованию, которая сопровождает меня всю жизнь. В детстве я училась в художественной школе, позже ходила на курсы, тренировалась сама. В 2021 году решила восстановить знания о светотени и пошла на академический рисунок —
Идея заняться татуировкой появилась до Школы редакторов. Коллега из Share рассказала про подругу-татуировщицу, и я подумала: почему я не занимаюсь этим? Стала интересоваться, какие есть мастера, курсы, возможности. Окончила школу тату, но после неё боялась бить сама: не было крепкой руки. Сделала пару татуировок друзьям, и на этом всё. Устраиваться в тату-салон было страшно, да и портфолио не было.
Со временем я решила, что нужен наставник — крутой татуировщик. Написала мастеру, который мне очень нравился: «Здравствуйте, а не обучаете ли вы случайно?» А он: «Как раз через пару дней впервые запускаю группу, ещё нигде об этом не говорил. Если хочешь, давай». А я хотела!
Школа тату — это как учиться редактуре у феечки копирайтинга, а занятия с мастером —
Теперь в основном занимаешься татуировкой?
Я бы так и сделала, но татуировки — сложная сфера, не маникюр, не визаж, не стрижка, тату — на всю жизнь. Чтобы к тебе шли люди, должно быть портфолио, опыт. Мастеру, который работает недолго, сложно найти клиентов. Я работаю по чуть-чуть, для удовольствия. Деньги пока только трачу, но, надеюсь, это изменится.
Знаю по твоему Инстаграму, что тату и редактура не единственные твои увлечения. Расскажи, чем ещё занимаешься.
Я люблю изучать языки. В универе был английский, потом итальянский. В январе 2022 года взялась за корейский.
Осваивать корейский я начала сама: подруга скинула статью о том, как учиться по видео на Ютубе. Думаю такой способ сработает, если у вас крутая самодисциплина и вы готовы заморочиться. Но я люблю, когда есть система обучения и можно задавать вопросы.
Помимо языков, другая большая страсть — танцы. Из-за них даже бросила художку в детстве: было не разорваться. С четырёх до девятнадцати лет я занималась танцами профессионально, в сильном коллективе. Потом был перерыв, а в феврале 2022 я вернулась. Правда, теперь я любитель: не выступаю ни в какой команде,
Пока танцы были на паузе, я занималась воздушной гимнастикой, даже получила звание чемпионки мира среди любителей. Через три с половиной года ушла из-за травмы: надорвала связки в колене и стала бояться. Плюс с моим уровнем уже нужно было уходить в профессиональный спорт, соревноваться, а я не хотела.
Редактор, который знает английский, итальянский, корейский, танцует, умеет рисовать и бьёт татуировки. Кажется, ты успела попробовать многое к двадцати шести годам. Представляешь себя в 30? Кто эта Катя?
Сложно сказать, я человек увлекающийся. Полгода назад мечтала о своём тату-салоне и переезде в Австралию. Сейчас — понятия не имею. Может, на фиг всё брошу и стану хореографом или отправлюсь в Сеул. Точно могу сказать, что хочу много путешествовать.
Не боишься таких радикальных перемен?
Нет. Я делаю маленькие шаги — с ними не так страшно. Вернуться обратно всегда успею: я тут уже всё видела, знаю. А вот, как там, не знаю, но могу выяснить — вдруг окажется по кайфу?
Например, я пробовала заниматься тату, но сейчас делаю шаг обратно в редактуру. В смысле опыта — это огромный шаг вперёд, но в смысле перемены профессии — обратно, и это ок. Будет подходящий момент — снова займусь тату.
Думаю, нет неправильных решений. Как бы ты ни поступил, будет правильно — жизнь выведет куда надо. Так что надо действовать, пробовать. Ныть, мусолить мысли и не делать
Вот ты пробовала одно, другое, третье, а кто-то годами занимался одним и тем же и, возможно, стал более сильным профессионалом. Не переживаешь из-за этого?
Нет, мне в этом плане помог психолог. Я приняла тот факт, что всегда будет кто-то круче, успешнее и талантливее меня. Здесь два варианта. Можно страдать, что я не такая классная, как тот, кто 15 лет делал карьеру. А можно заниматься тем, чем я хочу. Я выбираю второе, а как живут другие — их дело.
Наверняка есть люди, которые стремятся стать вторым Ильяховым и для этого бьют
Есть тест на 16 типов личности. Сколько я ни проходила его, всегда выпадал один и тот же тип — борец. Такие люди не могут заниматься чем-то одним. Они хотят управлять вертолётом, нырять с аквалангом, вязать. Я должна попробовать как можно больше, иначе буду жалеть.
Можно говорить, что все эти увлечения мешают профессиональному росту, но я так не считаю: не бывает бесполезного опыта.
Например, я хотела поступить на программу MBA и учиться в Милане. Для этого четыре раза пересдавала адский экзамен GMAT, в итоге опоздала с документами и не прошла в магистратуру. Зато потом сделала на эту тему офигенную курсовую в Школе редакторов, и всё благодаря опыту.
То же самое и с другими занятиями. Возьмём учёбу в художке: художником я не стала, но с навыками рисовальщика могу делать татуировки. Танцами сейчас тоже не занимаюсь профессионально, но благодаря им чувствую своё тело, остаюсь в форме, хорошо двигаюсь.
Примеров ещё херова гора, но суть такая: каждое увлечение — это ресурс. Никогда не знаешь, когда он пригодится. Сейчас я учу корейский без определённой цели — это будет мой ресурс. Однажды я смогу пожить в Корее, поработать с корейцами — мало ли что.
Когда вы многое пробуете, то видите жизнь с разных сторон, а потом привносите это видение в свою работу. Чем бы вы ни занимались, к вам будут приходить люди и проекты, которым необходим этот широкий взгляд.