Марина Гогуева. Психолог о рейтинге и мотивации

Марина Гогуева Психолог о рейтинге и мотивации

Кандидат психологических наук рассказывает, стоит ли расстраиваться из-за тестов, как переживать, но двигаться к цели и когда нужно идти на психотерапию, а не учёбу.

Наталья, студентка Школы редакторов:

  • «Из выпусков журнала „Кто студент“ и чата 13 потока я поняла, что студентов школы тревожат результаты тестов и место в рейтинге. Я решила узнать у психолога, как сохранить мотивацию и настроение, когда в планах пройти дальше на вторую ступень, а результаты тестов не блестящие. Марина Гогуева ответила на вопросы».

О Марине:

  • Кандидат психологических наук, супервизор, специалист высшей категории.
  • Автор «Школы консультантов» для психологов и коучей, а также курсов и тренинговых программ.
  • Главный редактор онлайн журнала для психологической самоработы «ГА.МАК».

Студентов школы тревожат результаты тестов и место в рейтинге. Как сохранить мотивацию?

Марина, как не переживать, когда учёба на выбывание?

Никак. Переживать из-за рейтинга — нормально. Человек может испытывать весь спектр эмоций от ярости до эйфории. Современная же позиция, что ты должен испытывать только положительные эмоции, тебе должно быть постоянно хорошо — не очень грамотная с точки зрения психологии. С этой позиции, если вдруг тебе плохо, то это ужас-ужас, и нужно скорее из этого состояния выходить.

Когда в жизни происходит то, что нам не нравится — мы переживаем. Особенно будем беспокоиться, когда можем потерять что-то важное. И это нормально. Например, в ситуации с рейтингом мы можем выбыть с учёбы, которая нравится и важна для нас. Это тревожит. Но тревога — одна из базовых человеческих эмоций и испытывать её в таких ситуациях адекватно. В общем, я не вижу никакой проблемы.

Тогда как уберечь самооценку, когда тебя сравнили с другими и показали это на графике?

Нужно понимать, что сравнили не всего тебя и не всю твою личность. Сравнили твои результаты с результатами другого человека и только в Школе редакторов. То есть это результаты по конкретному навыку, который развивается в этой конкретной школе и оценивается конкретным тестом или преподавателем. Это один навык, одна локация и один оценивающий преподаватель, который проставляет эти баллы и выстраивает график.

График — не вся твоя личность и не все твои навыки. Это не все заслуги и достижения, и это не прогноз на всю последующую жизнь. Нужно не делать это глобальным, а сделать это локальным — таким, каким на самом деле оно и является.

Переживать из-за рейтинга — нормально

Какие ещё есть примеры локальных проблем, которые мы распространяем глобально на нашу жизнь?

Я бы сделала акцент на другом: для чего расстраиваться из-за результатов теста? Это всё равно, что расстраиваться из-за дождя. Вы планировали пойти по делам, но пошёл дождь. Тогда лучше взять с собой зонт.

Человек почувствовал себя плохо, измерил температуру. Оказалось, что у него 38. Он расстроился, сложил лапки и начал горевать вместо того, чтобы принять жаропонижающее и отдохнуть.

Если результат теста не такой, какой хочется, приведите себя туда, куда хочется. «Я увидел результаты теста, расстроился и теперь не могу» — инфантильная позиция. Я думал, что я хороший, оказалось, что не настолько хороший. Я сейчас буду плакать, а вы мне говорите, что я молодец.

Вы сдали тест и думали, что ваши успехи гораздо выше, но оказалось, что они вот такие. Это просто показатель. Нужно вести себя к тому результату, который вы хотите.

В рейтинговой гонке кажется, что другие становятся конкурентами. Как сохранить фокус на изучении и применении нового, а не победе над другими в рейтинге?

Вопрос «Для чего я иду учиться?» стоит себе задать до того, как идти в школу. Я или получаю и развиваю свой навык, или доказываю своим одногруппникам, соседям, бабушкам, дедушкам, и первой учительнице, что я самый лучший. Если цель — доказать другим, что я самый лучший, то лучше идти на психотерапию, а не на учебный курс.

В рейтинговой гонке кажется, что другие становятся конкурентами. Но цель почувствовать себя лучшим реализуется в психотерапии, а не в учёбе

То есть, если хочется показать превосходство, то сначала идти на психотерапию, а потом учиться?

На учёбу тоже можно идти. Здесь нет противопоставления психотерапии и учёбы, можно ими заниматься параллельно. Но цель почувствовать себя лучшим реализуется в психотерапии. Цель освоить навык и с помощью этого навыка зарабатывать реализуется в рамках учёбы.

Поэтому, если цель улучшить психологическое состояние, то за этим нужно идти на психотерапию.

Марина, как не потерять мотивацию, если видишь себя не на том месте в рейтинге, на каком хотелось бы? Скажем на 11, а не 1. Или получил 65% за тест вместо 100%.

Если мотивация падает вместе с местом в рейтинге, то надо вернуться к вопросу о цели обучения. Если вы идёте развивать навык, то понимая, что вы его развили не очень хорошо, вы на тридцатом месте, но, допустим, из сорока, это должно подстегнуть мотивацию.

Человек получает обратную связь через рейтинг. Я хотел выполнить задачу развить навык, но понимаю, что этот навык развил недостаточно хорошо. Значит мне нужно больше заниматься теорией или тренироваться. Опять же, для чего идти в школу: мериться у кого длиннее или развивать свой навык?

Откуда вообще появляется желание сравнить себя с другими?

Желание сравнивать себя с другими это классическая советская история, которая применялась и в семьях, и в школе учителями, когда другие ставятся в пример: вот посмотри на Леночку, Леночка молодец! А ты — не очень.

В итоге, сравнивать себя с другими становится привычным поведенческим паттерном. Хорошая новость — паттерны можно изменить. В младенчестве мы плакали, чтобы мама поменяла нам подгузник. Потом мы перестали применять этот поведенческий шаблон, научились справляться сами и перестали звать маму. Точно так же мы можем применять другие стратегии поведения, которым научились в родительской семье, или можем понять, что они уже не подходят и заменить их на другие.

Что делать, чтобы заменить паттерн?

Нужно заранее продумать: в тот момент, когда у меня возникает мысль сравнить себя с кем-то, о чём мне нужно думать и что мне нужно делать? В какую новую стратегию мне нужно научиться переплывать из стратегии, с которой я хочу расстаться?

Например, вы смотрите на рейтинг и думаете, что вы хуже других. Вспоминаете, что ваша желаемая стратегия — посмотреть результаты предыдущего теста, посмотреть свои ошибки и пройти материал заново, чтобы на следующей неделе достичь лучшего результата. Затем идёте и делаете то, что решили.

Если мотивация падает вместе с местом в рейтинге, то надо вернуться к вопросу о цели обучения

А какой совет подойдёт для тех, кому хочется сделать либо идеально, либо никак?

Либо идеально, либо никак — это синдром отличницы. На самом деле он делает из человека двоечника. Такие люди постоянно напряжены и очень несчастны: что бы они ни делали, гордиться нечем. Все свои достижения они обесценивают. Переживают за работу, семью, репутацию. Такие люди перед приходом уборщицы сделают уборку, чтобы не стыдно было.

Опять же, синдром появляется, когда кто-то для родителей всегда был лучше: старший брат или Маша Иванова. Так своя самооценка уползла вниз, а ценность и значимость других взлетела до небес. И первое, что нужно сделать — дать себе возможность быть разным. А не только максимум и минимум.

Я перестала проверять своё место в рейтинге, чтобы не огорчаться. Можно ли сохранить мотивацию, не проверяя место в рейтинге?

Мотивация сохранится, если вы сама себе поставите задачу и будете понимать, насколько вы с ней справились. Справились — молодец. Не справились — то по определённым параметрам. Параметры должны быть объективные, допустим: на этой неделе я вовремя сдала тесты и задания, получила не меньше 75 баллов по «Типографике и вёрстке». Или на второй ступени мне не вернули текст на доработку. Когда вы сами поставите себе параметры, то то, как вы справляетесь с этими параметрами, будет вам показывать, насколько вы успешны в обучении.

Синдром отличницы на самом деле делает из человека двоечника

Студенты хотят быть в топе, чтобы пройти дальше или получить бесплатное место. Может, в этом проблема?

Если есть вариант пройти дальше за деньги, заплатив за обучение, то нужно изначально этот вариант рассматривать.

Само желание пройти дальше не может никак влиять на самооценку. Самооценка регулирует, какие задачи мы перед собой ставим и какие решения принимаем. Вам предлагают новую должность, и вы уверены, что справитесь.

Если у вас высокая стабильная самооценка, вы без страха будете осваивать новое с интересом. Хорошая самооценка помогает нам жить лучше.

Бывает ли слишком высокая самооценка?

Неадекватная самооценка бывает в двух случаях: завышенная и заниженная.

Чаще всего мы работаем с заниженной самооценкой, потому что с завышенной самооценкой практически никто не обращается. Человеку с чрезмерно высокой самооценкой не придёт в голову, что у него есть проблема, и с этой проблемой надо что-то делать.

Есть способ забыть про ступени, рейтинги и просто учиться?

Если изначально у человека есть фиксация, чтобы всех победить и всем доказать, какой он крутой, то для того, чтобы забыть про рейтинги и просто учиться дальше, ему показана психотерапия.

Как побороть страх показывать свои работы, так как они кажутся непрофессиональными?

Если этот страх есть, можно с ним не бороться. Взять и отправить свои тексты. У вас может быть неприятное эмоциональное состояние, но вы продолжаете действовать через дискомфорт. Так, как вам выгодно сейчас действовать. Многие из нас учатся водить машину. Сначала не поймёшь, что куда нажимать, тебе страшно и тревожно. Но всё равно пробуешь, делаешь, сначала не очень получается. Потом всё лучше и лучше. То есть страх, дискомфорт, и тревога в нас присутствует, но тем не менее мы продолжаем действовать.

Важно понимать, что в центре вашего внимания: получить результат или действовать из желания, чтобы вам всегда было комфортно. Комфорт это немножечко про розовых пони, нам не всегда должно быть хорошо.

Предполагается, что психологически зрелый человек умеет выдерживать ситуацию дискомфорта. Не бежать от него, представляя, что он на ромашковом поле, не пытаться подменить дискомфорт искусственным благополучием, не впадать в депрессию. А именно выдерживать состояния дискомфорта и уметь быть функциональным в любой ситуации.

Психологически зрелый человек умеет выдерживать состояния дискомфорта и быть функциональным в любой ситуации

О чём помнить, когда тревожитесь из-за учёбы

  • Переживать — нормально. Переживайте.
  • Помните, что оценили вас не всего, а только лишь кусочек ваших знаний.
  • Если хочется показать превосходство в рейтинге вместо результата — сходите на психотерапию. И потом решайте, всё ещё ли важна учёба.
  • Поставьте себе цель обучения и держите фокус на ней, чтобы не грустить о рейтинге.
  • Установите объективные параметры, по которым поймёте, что движетесь в выбранном направлении.
  • Придумайте новую стратегию поведения, которой хотите пользоваться вместо нежелательного поведения.
  • Отправляйте своё портфолио работодателям и показывайте работы преподавателям даже когда страшно.

И помните, что вы можете быть разным. А не только идеальным.