Как откликнуться на вакансию и вести себя на собеседовании

Как откликаться на вакансии и вести себя на собеседовании

Наниматели рассказали, как подбирают людей в команду, какие качества важны у кандидата и чего не стоит делать на собеседовании. А студенты 14 потока Школы редакторов рассказали, как искали работу и что на самом деле было важно работодателю.

Наниматели

Александр Табернакулов,
эксперт в контенте для IT-компаний

Этапы отбора

При отборе на пишущие вакансии я сначала даю кандидату творческое задание, где надо написать текст с нуля или отредактировать черновик. Так я вижу, насколько человек владеет русским языком и грамотно пишет. Если соискатель проходит этот этап, то мы встречаемся на собеседовании в Зуме. Я смотрю, как и что он говорит, как представляет будущую работу, чем интересуется.

Важно ли резюме

Я всегда обращаю внимание не только на то, что делал кандидат, но и на то, что сделал. Почти никто не описывает свои достижения — обычно пишут только про функции. Это тоже важно: ответ на вопрос, есть ли у кандидата нужный мне опыт. Но дополнительный плюс при найме, если соискатель описывает результаты, например: «Построил редакцию Дзен-канала из трёх пишущих редакторов. Каждый будний день мы выпускали по одному посту. Средний охват поста — Х, процент дочитываний — Y, средний прирост подписчиков — Z в месяц».

Софты и харды

Для меня важно, насколько чётко редактор отвечает на вопросы о своём предыдущем опыте. Плюс, если редактор честно описывает, что он умеет, а что нет. На собеседовании слежу за тем, насколько связно и внятно кандидат описывает функции и результаты на предыдущих местах работы.

Ещё интересуюсь, какие книги по редактуре и копирайтингу кандидат считает достойными. Расспрашиваю, какие достижения считает своей визитной карточкой.

Что касается хард-скилов, тут опираюсь на результаты тестового задания.

Тестовое

Мои тестовые — это всегда задачи, с которыми редакторы сталкиваются в повседневной работе. Самый частый косяк — небрежность и неаккуратность, когда не вычитывают свои же тексты перед тем, как отправить мне. Отказываю таким кандидатам сразу, без тени сомнения. Тот, кто неаккуратен в тестовом, неаккуратен и в работе.

Советы

На собеседовании и при отклике не стоит играть роль и выдавать себя за того, кем не являешься. Например, врать, что ты мастер UX-копирайтинга, когда весь предыдущий опыт — работа в местной газете.

Дарья Горячева,
руководит подбором персонала в онлайн-школе Фоксфорд

Этапы отбора

Для большинства линейных позиций существуют три этапа: онлайн-интервью с рекрутером примерно на полчаса, тестовое задание и интервью с будущим руководителем на час.

Важно ли резюме

Мы обязательно смотрим в резюме или портфолио: так легко сразу ранжировать кандидатов и наметить пул вопросов для собеседования. Опыт кандидата важен, но это не единственное, что мы хотим понять из резюме.

Например, мы смотрим, насколько компании, в которых работал кандидат, похожи на нашу по корпоративной культуре, ценностям, размеру и сфере. Потому что культура в классических банках, госсекторе или тяжёлой промышленности значительно отличается от культуры в EdTech. Скорее всего, если кандидат много лет проработал в таких отраслях, то адаптироваться к культуре продуктовых компаний в EdTech будет непросто: у нас всё быстрее и не так централизованно, больше свободы и ответственности, мы работаем с другими метриками.

Для многих вакансий важен опыт на конкретном рынке — B2B, B2C, B2G, потому что важно знать способы коммуникации на конкретном рынке. Например, крупная компания в B2B-сегменте может работать с десятком клиентов, а в B2C — уже с сотнями тысяч. На этих рынках абсолютно разные подходы к аналитике информации, метрики. Соискателям, которые работали на других рынках, может быть сложно адаптироваться к нашим объёмам. Отличаются и сами клиенты: в B2B решение о покупке продукта принимает не конечный пользователь, а в B2C — он сам. Поэтому тут важно, чтобы соискатель умел общаться с покупателем.

Софты и харды

Мы ищем выпускающих и продуктовых редакторов. И у первых, и у вторых мы оцениваем опыт работы с задачами, которые надо будет выполнять у нас: умение работать с разными медиа, понимание особенности текстов для каждой площадки, знание инструментов аналитики, отслеживание трендов и работа с ними. Продуктовые редакторы должны уметь коммуницировать с командой. Выпускающие — ещё иметь опыт поиска авторов. Ну и само собой, мы ищем грамотных людей, так как придётся работать с текстами авторов. Это основные харды, но, если соискатель разбирается в SЕО, запускал медиа с нуля, знает Вордпресс, его шансы повышаются.

По софтам мы ищем ответственных и внимательных к мелочам командных игроков с чувством юмора и развитой эмпатией. Они должны уметь принимать критику и быть самостоятельными в решениях.

Кроме скилов мы проверяем соискателя на соответствие нашим корпоративным ценностям: нацеленность на результат, умение работать в команде, гибкость, толерантность к ошибкам, открытость. Опытный рекрутер считывает нужную информацию просто во время разговора. Чтобы направить соискателя в нужное русло, мы задаём вопросы, из ответов на которые многое можно понять:

  • Приведите пример, когда вы использовали обратную связь для улучшения своей работы.
  • Расскажите о каком-то своём провале в работе. Опишите ситуацию: что привело к такому результату, какие последствия были.
  • Что вы делаете, если понимаете, что приняли плохое или неправильное решение?
  • Какие решения вы считаете самыми трудными?
  • Вам нравится ответственность за принятие решений или комфортнее, когда это не на вас?
  • Какое самое сложное решение вы должны были принять на работе? Что вы решили?

Тестовое

Фоксфорд ищет людей, которые могут вырастить аудиторию блога, выпускать интересные материалы и, продвигая наши продукты, привлекать в школу новых пользователей. Поэтому часто в первом задании мы просим рассказать, чем же плох наш блог сегодня, чего не хватает и что надо добавить, чтобы он улучшился. Нам важно, чтобы человек разбирался, что нужно той или иной аудитории, и знал, как добиться от неё целевого действия.

В одном из заданий мы даём соискателю карт-бланш в инструментарии и бюджете и просим пофантазировать, как улучшить наш блог за год. Человек с опытом подробно описывает структуру, дизайн блога, темы и форматы материалов. Тут сразу можно отсеять новичков, на обучение которых мы не можем тратить время в процессе работы.

Нам важна насмотренность кандидата, поэтому мы просим привести примеры классных бренд-медиа, проанализировать их плюсы, инструменты привлечения аудитории, способы продвижения. Так мы видим, что кандидат разбирается в рынке.

Важны не только резюме и тестовое, но и сопроводительное письмо. Мы видим, насколько живым языком оно написано, раскрывает ли мотивацию кандидата, ведь это тоже поможет понять совпадение по культуре. Сопроводительное письмо не должно быть формальной отпиской. Совершенно не впечатляют письма формата: «Добрый день! Прошу рассмотреть моё резюме на вакансию (ссылка). С уважением…» В хорошем письме соискатель должен рассказать немного о себе, релевантном опыте работы и дать ссылку на тестовое и резюме.

Советы

Обязательно подготовьтесь к интервью: почитайте о компании, изучите сайт, пробегитесь по вакансии, подготовьте вопросы. На интервью рекрутер даст возможность задать ему вопросы — не стесняйтесь уточнять любые детали. Вопросы кандидата отлично показывают его сознательность, вовлечённость и заинтересованность в вакансии. Видно, что ему по-настоящему важно в работе, что его волнует.

Главное правило для первой встречи — не притворяйтесь тем, кем не являетесь. Не нервничайте и не пытайтесь ответить правильно: если не знаете ответ, просто покажите ход своих мыслей. На большинство вопросов, которые задаёт рекрутер, нет правильного или неправильного ответа, рассуждения и аргументация важнее.

Помните: не бывает хороших и плохих кандидатов или вакансий — есть подходящие и неподходящие, в том числе по ценностям и мотивации.

Алина Соломенникова,
шефредит в Тинькофф Дата

Этапы отбора

У нас два этапа: письмо с откликом на вакансию и созвон в Зуме на минут 15. Этого достаточно, чтобы понять, подходит человек для задач или нет.

Важно ли резюме

Резюме в классическом понимании — родился, учился, работал, хобби — для редактора пережиток прошлого. На резюме иногда смотрят эйчары, но, если я ищу человека напрямую и выбираю кандидата сама, ни в каком виде мне оно не надо. Неважно всё, что не касается текущих задач. А всё, что касается, можно выразить тремя предложениями текста. Честно, я даже не открывала резюме, если видела их прикреплёнными к письму. Вместо резюме я смотрю на тестовое.

Софты и харды

В октябре 2021 года в редакцию Тинькофф Даты мы искали новых редакторов. Направление нашей редакции специфическое: мы пишем исследования на основе внутренних данных банка. Важно, чтобы человек умел формулировать гипотезы по теме, строить графики, анализировать тренды. Тут не подойдёт классический редактор в нашем понимании — мы искали дата-журналиста. Это относительно новое для России направление журналистики.

При отборе кандидатов я обращала внимание, есть ли база по дата-журналистике. Мне не так важно, где именно кандидат получил знания: окончил ВШЭ по направлению «журналистика данных» или курсы, а может, самостоятельно обучился. Были кандидаты без академического образования в дата-журналистике, но с крепким тестовым, а были студенты-журналисты, кто не разобрался в тестовом и сделал его поверхностно.

Задачи, которые выполняет дата-журналист

Тестовое

Я продумывала такое тестовое, чтобы оно занимало у кандидата минимум времени, от силы час-полтора, но при этом помогло бы мне увидеть, как человек размышлял, как оформил, есть ли в тексте логика.

Пример тестового

Я ждала от кандидатов лаконичных, структурно оформленных тестовых. Я обращала внимание, какие недостатки находили редакторы в исследованиях и как предлагали улучшить. Были письма — разборы полётов. Из серии «тут не так, это я бы переделал, и вот тут как-то так себе». А обосновать, почему всё плохо, нормально не могут. Это сразу мимо. Мне нравилось, когда каждый тезис кандидат чётко аргументировал.

Тут кандидат чётко написала, что её смутило и как это можно улучшить. Это не просто чих в воздух, а толковое замечание

Были отклики, когда человек полностью игнорировал вопросы и гнул свою линию: рассказывал о себе и писал так, будто за один только отклик его непременно надо брать. Думаю, такие кандидаты найдутся при любом поиске. Это вопрос общей адекватности человека, мне кажется.

Приветственное письмо было первым фильтром, после которого я решала, вчитываться в тестовое или нет. Обычно, если по письму я чувствовала, что человек не подходит, то тестовое картины не меняло. Кажется, что письмо — фигня, так, приписка к главному. Но это не так: по нему сразу понятен стиль общения автора и то, как он будет вести задачи. Часто в письмах напрочь едет оформление — это некий маркер того, что, вероятно, в работе с этим человеком придётся тратить время на причёсывание текста. Но, конечно, я не отсеиваю кандидата только из-за вёрстки письма.

Пример того, что стоит уделять внимание не только смыслу, но и оформлению текста

Здесь кандидат мало того, что опоздала, так ещё и проигнорировала просьбу рассказать о себе. Я делаю вывод, что в работе возможны срывы сроков и невнимание к задаче

А это хороший пример рассказа о себе без лирических отступлений и с грамотным вплетением портфолио в текст

Советы

На собеседовании не надо давить на жалость, показывать нужду и писать то, о чём не спрашивали. Рассказывать стоит только то, что соответствует вакансии и описанным задачам. Если я пишу, что кандидат будет визуализировать данные, ставить ТЗ аналитику и выдвигать гипотезы, то в письме я жду, что кандидат подтвердит эти навыки так, что я пойму: он это всё умеет делать.

Вот тут всё мимо. Человек пишет про опыт работы в ивенте, в Битриксе и стаж вождения — ничего, связанного с запросами в вакансии

На собеседовании было не так много нареканий, потому что я приглашала ребят, которые мне понравились по письму и тестовому. Но всё же кандидаты сильно различались в одном — в умении задавать вопросы. В работе это важный скил.

Не бывает такого, что пришло ТЗ от заказчика, а редактор взял и всё понял, тем более когда речь о данных. Мы постоянно задаём кучу вопросов заказчику, аналитику, без этого нельзя.

На живом собеседовании сама я особо не вклинивалась с вопросами, а сразу просила редактора задать вопросы мне. Кто-то сразу говорил, что у него нет вопросов, всё понятно из вакансии. Это было странно, потому что спросить можно кучу всего: как устроен процесс в редакции, какой срок работы над исследованием, нужно ли самому собирать данные, какие доступы будут, кто составляет и рисует графики и прочие детали, по которым редактор может понять зону своей ответственности и порядок работы с другими. Из шести кандидатов только двое сразу же начали вникать в процессы и спрашивать меня об этом. Для меня это знак: человеку важно понять его роль, важно увидеть, от кого ещё будет зависеть его работа. Я понимаю, что в работе над задачами автор будет так же дотошно приставать с уточнениями к другим. Это суперскил.

Кристина Гордон,
отвечала за подбор в Палиндроме и в контент-агентстве закрытого типа

Этапы отбора

Я считаю, что лучший отбор — двухэтапное собеседование. Первый — в Зуме с эйчар-специалистом, второй — в офисе с руководителем и редактором.

На первом этапе идёт чисто технический отбор — какой опыт в портфолио, насколько он релевантен. Это помогает сэкономить время и отсеять заведомо не подходящих кандидатов.

На втором этапе уже начинается прицельная коммуникация с человеком. Разбираем выполненное тестовое, узнаем детали сложных ситуаций из предыдущего опыта, моделируем новые. Проверяем, как человек умеет настраивать процессы работы, владеет ли навыком переговоров и внутри команды, и с внешним заказчиком.

Важно ли резюме

Я обязательно смотрю резюме, чтобы понять, на что соискатель ставит акценты в работе — описывает процессы, перечисляет свои заслуги, — на что готов ради работы и чем может подтвердить свои амбиции. Грубо, всех кандидатов можно поделить на две группы: процессники и результатники. Процессники обычно перечисляют, чем занимались. Результатники рассказывают, чего достигли, какие задачи решили. Первый напишет, что работал в редакции известного банка. Второй — о том, как поднял продажи кредитных карт через блог этого банка.

Софты и харды

Важен опыт работы с текстами, потому что с нуля не обучаю. А вот профильное высшее образование не главное. Можно и из другой сферы вырасти в классного автора и редактора. Дополнительный плюс — развитая коммуникация: переговоры, согласования, презентации, опыт интервьюирования и тому подобное. Когда у человека нет проблем с общением, он адекватно обсуждает задачи.

Отдаю преимущество тому, кто пишет в инфостиле. Как минимум это поможет сотруднику и главреду говорить на одном языке. Как максимум означает, что человек умеет работать со структурой текста и подачей материала.

Хорошо, если соискатель умеет работать автономно, принимать решения в нестандартных ситуациях, брать на себя ответственность. Такой человек не растеряется, если вдруг главред заболел или уехал в командировку, и самостоятельно расставит приоритеты и выдержит дедлайны.

Тестовое

В тестовом я всегда обращаю внимание на то, как человек строит логику решения задачи. Это видно и в тестовом задании, и в том, как он предлагает реализовать задачу.

Хорошо, когда человек даёт примерный пошаговый план: редактор — этапы работы с авторами, автор — структуру будущей статьи или разбивку по блокам. Классно, если показывает приоритетность — какие шаги обязательны и сколько на них потребуется времени, а какие можно отложить или вовсе пропустить. Совсем замечательно, когда человек чётко аргументирует свой выбор и предложенный план. Например: если мы сделаем это, то результат будет вот такой, а если упустим вот такую деталь, то риск будет здесь.

Если есть сопроводительное, то из него можно увидеть, как человек ставит себя относительно потенциального работодателя. Я хочу видеть самостоятельного человека. Это означает общаться на равных: человек не будет дожидаться указаний, а сам задаст нужные вопросы или придёт с интересной идеей. Не возьму соискателя, который специально льстит или ведёт себя заносчиво.

Советы

Перед собеседованием подумайте, чего вы хотите для себя в компании в среднесрочной перспективе. Для меня будет классно, если вы планируете расти, а не просто писать тексты. Если вы умеете разложить свою жизнь на этапы реализации, то и с планированием в работе справитесь. А если хотите просто работать по заданию и ничего больше, мы не сработаемся. Отсутствие амбиций — это тупик и для сотрудника, и для компании. Так что не бойтесь задавать множество вопросов, проявляйте инициативу, беритесь за сложные задачи. Это поможет быстро вырасти.

Студенты

Светлана Брылёва,
редактор в «Бизнес-секретах»

Этапы отбора

У меня было не очень сложно. Я откликнулась на вакансию, выполнила тестовое и побеседовала с главредом. Меня попросили рассказать, в каких проектах я работала. Дальше я рассказала, какие статьи писала и как выстраивала работу с экспертами. Больше никаких вопросов мне не задавали. Наоборот, я спрашивала о том, как выстраивается работа в редакции и по каким показателям оценивают материалы. Собеседование прошло дружелюбно.

На собеседовании нужно всё время держать в голове, зачем сейчас с тобой разговаривают. Не надо говорить только про себя, а особенно про то, какой ты молодец и сейчас придёшь и изменишь мир. Если реально понимаешь, что в какой-то теме нет достаточного опыта, лучше так и сказать.

Я думаю, что всегда важна честность, потому что обман всё равно раскроется. Человек может сказать что угодно, но настоящие качества проявятся только в работе. Например, все знают, что пропадать и подводить людей — плохо. Но на собеседовании никто не расскажет, что пропадал на других проектах и всех подводил. Наверное, у тех, кто часто отбирает кандидатов, с опытом приходит интуиция.

Важно ли резюме

Когда я устраивалась на работу, у меня не было резюме. Был только отклик на вакансию и тестовое. В отклике я была честна и не пыталась прыгнуть выше головы, поэтому, думаю, меня пригласили на собеседование.

Я призналась, что не претендую на вакансию, но могу помочь с рутинной работой

Софты и харды

Я сразу сказала, что сейчас не смогу стать крепким редактором, потому что не хватает опыта. Также рассказала о своём опыте переговоров. Мне кажется, это тоже сыграло роль: умение договариваться важно в любой профессии. Но я не очень верю, что на собеседовании реально определить софты кандидата. С хардами всё проще: можно дать тестовое задание и многое станет понятно.

Тестовое

Я откликалась на вакансию пишущего редактора в Тинькофф Страховании. Там было небольшое тестовое: написать текст для сториc про страхование, в нём рассказать про шуточную акцию и попутно о продуктах страхования. Я сделала упор на визуальную подачу, и, думаю, поэтому главред обратил внимание на работу.

Уже в личной переписке я скидывала примеры своих работ, и этого оказалось достаточно, потому что на большую позицию в редакции я и не претендовала. Думаю, меня взяли больше за софты, а харды я подтягиваю в процессе работы.

Я не просто подготовила текст, а сделала стори иллюстрацией, поэтому на тестовое обратили внимание

Советы

В отклике не нужно расписывать свою жизнь и рассказывать о совсем не релевантном опыте. Например, если ищут автора по финансам, не нужно писать, что раньше ты работал врачом. И не надо креативить: заказчик ищет человека, который решит его задачу, а не рассмешит. Не пишите, что ничего не умеете, но готовы научиться. Никто не хочет никого учить, люди хотят найти того, кто придёт и будет работать. Когда откликаешься на вакансию, сфокусируйся на задаче клиента и расскажи, чем можешь помочь.

Артём Тюрин,
главный редактор в агентстве
Firefly Salad

Важно ли резюме

В 2021 году за полгода я прошёл около пятидесяти собеседований и созвонов по проектам. И куда бы я ни устраивался, точно могу сказать: резюме и портфолио вообще не важны. Под портфолио я имею в виду солянку из тридцати работ.

Софты и харды

Важно, делал ли ты уже задачки, на которые тебя берут, или нет. Берут писать на Хабр — покажи статью для Хабра или айтишное. Берут шефредом, главредом — важен опыт подбора команды, запуска продуктов. Нужно сделать сайт — покажи какой-нибудь сайт. То есть нужны 1−2 максимально подходящих примера, а не 30.

Если по пунктам, то вот что важно работодателям из навыков:

  • Понимание задачи и вопросы. Как работаю, насколько глубоко копаю тему, какие задаю вопросы. Что думаю о проекте как об информационном продукте — зачем, кому и какую пользу принесёт. Не редактура на уровне «слова подвигать», а верхний уровень.
  • Что уже делал. Важно то, что создавал редакции, искал авторов, выстраивал процессы.
  • Бэкграунд в темах. В айтишные проекты меня брали, потому что я айтишник.

Из софтов — надо задавать вопросы, быть любопытным и пытливым. Самое важное — надо быть адекватным, нормальным человеком.

Тестовое

Я за боевые тестовые! У меня лучше всего получается, когда говорят: «Вот тестовое, выполни, и мы его выпустим в блог или отдадим в дизайн». Тогда ты просто работаешь, как обычно с любой задачей.

Лучшие проекты — по знакомству или рекомендациям. И ещё важно — не быть в нужде, не торопиться. Работа, где вы полгода друг к другу присматриваетесь, будет удачнее проекта «горим, надо вчера».

Советы

Проекты, где я проходил собеседования с эйчарами, обычно не удавались. Они часто выдвигали на первый план какие-то другие вещи вместо пользы и релевантного опыта. В таком отборе были тестовые задания и куча этапов, где надо было повторять одно и то же. Например, три раза отредачить разные материалы и показать эйчару, экспертам и редакторам.

Самое важное — общаешься ты по работе над проектом или с работодателем на фултайм — фокус на клиенте. Условно, перестать болтать о себе и начать спрашивать у клиента, что ему надо, что у него горит. Если тебя нанимают на работу, надо узнать, какие задачи ты будешь выполнять, что сейчас срочно нужно закрыть, и в голове прикинуть, какие твои скилы под это подойдут.

Я бы порекомендовал людям, которые хотят исполнять свои планы и желания: задавайте вопросы, узнавайте о компании, действительно интересуйтесь проектом, любопытничайте и цените своих клиентов. Тогда всё будет хорошо.

Дарья Вильчук,
техноредактор в 2ГИС

Важно ли резюме

Резюме важно только для того, чтобы отследить хронологию, сколько лет на какой позиции специалист провёл.

Софты и харды

Харды редактора видны из портфолио, софты обычно выясняют на собеседовании. А фотки и то, чем человек дышит, смотрят в соцсетях.

Тестовое

Бывает, процесс найма в компании налажен, тогда всё прозрачно и складывается легко. Это становится хорошим опытом, так хотелось бы всегда. Но не всегда найм прост и понятен — об этом никто не предупреждает. Иногда выполняешь тестовое, и процесс затягивается. В таких случаях нужно отслеживать по внутреннему состоянию, стоит ли вакансия приложенных усилий.

Для одной компании я сделала два тестовых, прошла очное знакомство с эйчаром, где по её просьбе выполнила ещё одно задание, а на прощание получила: «Теперь мы вам пришлём нормальное тестовое. Сделаете хорошо — пригласим поговорить о деньгах с руководителем». Вышла я оттуда растерянной: бросать попытку на полпути неправильно — столько усилий зря, но путь к работе кажется слишком уж извилистым. И тут пришёлся к месту урок Синельникова про бюджет переговоров: я поняла, что мой бюджет превышен. Я не была готова вкладываться в дело ещё и закончила общение с той компанией.

В 2ГИС всё было легко и понятно. Во-первых, они сразу озвучили, сколько будет этапов отбора: тестовое, беседа с эйчаром, потом с главредом и ментором. Во-вторых, на встрече мы с эйчаром сверили, совпадают ли мои зарплатные ожидания с их вилкой. Если бы не совпали, не пришлось бы идти дальше. Такой подход вызвал у меня больше доверия: процесс найма прозрачный и сразу ясно, что тебя ждёт.

Советы

Уложить в голове, что это не экзамен, а диалог, поэтому отвечать надо честно, слушать внимательно, что непонятно — спрашивать.

Нет смысла казаться круче — надо показать, что есть на самом деле. Может выясниться, что именно твой набор качеств нужен в этом месте. Например, спрашивают, что любишь делать в свободное время. Не надо отвечать «перечитывать Толстого», если вместо этого залипаешь в Тиктоке. Смело говори про Тикток: вполне может быть, что им кроме редактора нужен ещё и продюсер для роликов!

Хорошо выяснить как можно больше про рабочий процесс: от кого приходят задачи, кто определяет сроки, есть ли коллеги, которых можно попросить о ревью, и прочие детали. Рассказать, где и как работал раньше, опять же без преувеличений и преуменьшений, как будто делишься опытом на митапе.

Если вопрос почему-то кажется неудобным, его точно лучше задать. Я допускаю, что меня могут посчитать алчной за вопросы о том, есть ли переработки и как они оплачиваются. Но лучше на собеседовании увидеть реакцию на острый вопрос, чем после устройства на работу.

Снова вспомню Синельникова: лучше всё записывать в блокнот. Я вообще на все встречи с блокнотом прихожу, мне так спокойнее. Когда ходила по собеседованиям, у меня там была шпаргалка с вопросами к работодателю прямо по блокам: процессы, задачи, обучение, рабочий день, ЗП, коллектив. Мне это помогало не забыть выяснить что-то. И, конечно, лучше сразу ответы записывать. После встречи выходишь — всё помнишь, а через пару дней сомневаешься: точно вот так сказали? Лучше не рисковать, а записать и потом подглядывать.

Александра Семёнова,
редактор в Яндексе

Я не собиралась менять сферу, но в 2021 году меня уволили после девяти лет работы. Тогда я уже заканчивала первую ступень школы, поэтому решила рискнуть и пойти в редактуру. Без опыта, статей и портфолио за три месяца я откликнулась на 50 вакансий в редактуре, выполнила 20 тестовых, получила 15 отказов, прошла шесть собеседований в Зуме, получила три предложения о работе, два из которых не приняла.

Это только часть откликов — с Хедхантера. После приглашения нужно было сделать тестовое. Если хотите попасть в конкретную компанию, отзывайтесь на разные вакансии, как я в Сбер, и вас заметят

Отбор во всех компаниях построен по-разному, но в компаниях, где я общалась с эйчарами, обычно всё шло в никуда: и компании не получали сотрудника, и я — обратную связь. Если же разговаривала с редактором, то было понятно, куда двигаться дальше. Самый понятный для меня отсев — проверить харды через отклик и тестовое, потом софты — на собеседовании.

Важно ли резюме

Резюме должно висеть на работном сайте и рекламировать вас работодателям. Но обычно все хотят портфолио или хотя бы парочку статей. Резюме может быть важным, чтобы вас пригласили на собеседование, но без реальных навыков оно работу не принесёт.

Софты и харды

Думаю, самый важный хард — не просто быть грамотным и знать, где ставить длинное тире и правильные кавычки, а быть экспертом в одной или нескольких темах. Работодатели не ищут тех, кто сможет разобраться в чём-то. Им нужен человек, который уже разобрался и умеет. Например, я юрист и не разбираюсь в сложных понятиях из IT. Поэтому я и откликалась на вакансии, где требовалась подкованность в праве.

Из какой бы сферы вы ни приходили, на ваши знания есть заказчик. Строили ракеты — пишите на эту узкую и смежные с ней темы. Возможно, поиски работы займут больше времени, но оно того стоит.

Из софтов главный — вменяемость и способность читать требования вакансии и тестового. В отклике не нужно растекаться по древу и рассказывать, почему в три года решили стать великим писателем. Ну только если просят.

Если хотят три ваши лучшие статьи, приложите ровно столько. У Насти Зубаревой, бывшего главреда Палиндрома, есть отличный пост на тему конкурентного преимущества соискателей. Она рассказывает, что иногда просто смотрит количество ссылок в отклике. Письма, где не три ссылки, а больше или меньше, она порой просто не рассматривает: автор либо не умеет читать, либо, что хуже, не считает нужным выполнять требования редактора.

Тестовое

Мне запомнились тестовые из двух вакансий в Яндексе. После одного из них стала там редактором. В Яндексе первый этап — тестирование по русскому языку. Чтобы его пройти, надо не тормозить, быть грамотным и уметь анализировать. Сначала я читала все вопросы на странице, а потом отвечала, иначе рисковала застрять и не успеть. После успешного тестирования присылают тестовое задание.

Для рекламных сервисов просили изучить и улучшить существующий кейс. Я же вместо нового решения просто раскритиковала старое — тут не так, ну кто так делает? — и поменяла местами фотографии и блоки, потому что нас же в школе учили управлять вниманием читателя. Думаю, по этой причине и не прошла этап тестового: компании нужен был человек, который не позорит чужую работу, а умеет делать свою.

На юридического редактора просили написать маленькую статью на предложенную тему и обосновать, почему по такой структуре и на таких источниках. Если на рекламных сервисах мне не хватило хардов и я чуть-чуть подвисала, то тут проблем не было: я ж юрист.

Советы

Не стоит пытаться выглядеть лучше, чем есть на самом деле: это мешает отвечать на вопросы и показывать себя с лучшей стороны. Если нервничаете, честно признайтесь будущему руководителю, что можете страшно тупить, потому что волнуетесь, и страх уйдёт.

Советую не врать. Не бойтесь каверзных вопросов — каверзными их делает только ваш опыт. Будьте честными, но тактичными, не погружайтесь в тернии прошлого, например, отвечая на вопросы про предыдущих работодателей. Помните: напротив вас такой же человек, у него нет задачи вытрясти всю душу. Абстрагируйтесь от бытовых проблем и прошлого: важны только вы как специалист.