Шеф-редактор «Бизнес-секретов» рассказала о пути от бирж до бренд-медиа и синдроме самозванца.
Расскажи, где ты работала до «Бизнес-секретов»?
У меня банальный путь в редактуру. Не тот случай, когда человек сегодня на заводе стоит за станком, а завтра — шеф-редактор «Бизнес-секретов». Я хотела работать редактором ещё с университета. Тогда переводила тексты с английского, записывала мысли. Но в редактуру я не пошла: просто не знала, с чего начать.
После университета работала в частной школе учителем английского, но продлилось это недолго. Не моё.
Потом стала специалистом по адаптации иностранных сотрудников. Мне нравился английский, поэтому желание заниматься редактурой ушло на второй план. Но вскоре я пошла на биржу копирайтеров ETXT, где получала 30 рублей за тысячу знаков. Радовалась, что на балансе было 130 рублей, и я такая «Господи боже, да я богач! Сколько я заработала!» Писала даже не за символы, а за буквы, это ещё большая жесть.
Я поняла, что нужно попасть в компанию, где меня смогут научить редактуре. И так совпало, что в местную IT-компанию требовался копирайтер. Ненавижу слово «копирайтер», но вот он им требовался. Отправила главреду свои работы, он назвал их «желтушными» и посоветовал почитать Максима Ильяхова.
Отправила главреду свои работы, он назвал их «желтушными» и посоветовал почитать Максима Ильяхова
Через месяц я пришла снова, выполнила тестовое и стала автором. В этой же компании выросла до старшего автора и редактора.
В какой-то момент я поняла, что переросла эти штанишки, и мне мало задач. Хотела больше прокачаться в редактуре.
Есть толк от биржи копирайтеров?
Это бесполезная штука, где ты пишешь в стол. Написал, не получил обратной связи, ещё и заработал копейки. Это рабство, я считаю.
Если хотите начать путь в редактуре — ищите стажировки, стучитесь в контент-агентства или берите проекты. Куда угодно, только не на биржу. Биржа — это дно.
А что не так с копирайтерами?
У меня в голове сидит установка, что копирайтеры просто переписывают тексты. Возможно, из-за «Биржи копирайтеров» как раз.
Я видела биржи изнутри, пробовала там работать, поэтому эта связь плотно укрепилась в моей голове.
Предпочитаю называть людей, которые работают с текстами, авторами или редакторами. В «Бизнес-секретах» у нас редакторы. Они находят фактуру для статьи, общаются с экспертами, полностью отвечают за весь цикл работы над текстом.
Как ты попала в «Бизнес-секреты»?
Вакансия в «Бизнес-секретах» долго висела у меня открытой на компьютере, но я боялась пробовать. Думала: «Блин, да куда я иду вообще? Только посмеются над моим тестовым». Типичные фразы самозванца.
Сначала я написала в одно контент-агентство, мне ответил их руководитель. На собеседовании спросил, сколько зарабатываю. Когда назвала свою зарплату, у него округлились глаза: их парт-тайм оплачивался выше, чем мой фултайм с переработками.
Я ждала пинка. Что кто-то придет и скажет: «Ян, ты классная, ты круто пишешь, давай вперёд». Помню, как руководитель сказал, что за свой опыт я могу просить в два раза больше.
Я ждала пинка. Что кто-то придет и скажет: «Ян, ты классная, ты круто пишешь, давай вперёд»
Этот пинок случился, и я открыла вакансию «Бизнес-секретов». Сделала первое тестовое, а на следующий день мне написала главред Настя Волошенко и пригласила на собеседование. Я думала, что это ошибка и меня с кем-то перепутали. После собеседования было ещё одно тестовое и заветное «Мы тебя берём». Так я начала работать в большом бренд-медиа.
Я хваталась за задачи так, будто мне не хватало воздуха. Было интересно всё. Колонки — да, интервью — да, личный опыт, соцсети, посты — да. Такие и такие темы, всё хочу, всё давайте. И набрала задач до младшего шеф-редактора.
Я хваталась за задачи так, будто мне не хватало воздуха
Сначала я вела доработки статей, это было мое маленькое направление. Спустя четыре месяца шеф-редактор направления маркетплейсов стал передавать мне направление, а она сама стала главредом. Так я стала вести два направления в «Бизнес-секретах»: маркетплейсы и доработки статей.
О чём спрашивали на собеседовании?
Я хорошо составила сопроводительное, поэтому собеседование заняло около 20 минут. Настя спросила, почему я решила поменять сферу. Помню, что рассказала, как мне было тесно в компании. Хотелось больше форматов. Хотелось увидеть, как работают по ту сторону, где Ира Ильяхова, потому что это её медиа.
А ещё я бредила Максимом Ильяховым: «О, господи, это бог редактуры». Так и сказала на собеседовании. За Максимом и сейчас иногда слежу.
«Бизнес-секреты» и «Тинькофф-журнал». В чём разница?
Это любимый вопрос редакции. Мы берём интервью у экспертов и просим поделиться ссылкой на статью в соцсетях. Они пишут: «Сегодня давал интервью „Т—Ж“, и мы такие: «Нет! Нет! Нет!»
Мы берём интервью у экспертов и просим поделиться ссылкой на статью в соцсетях. Они пишут: «Сегодня давал интервью „Т—Ж“», и мы такие: «Нет! Нет! Нет!»
«Тинькофф-журнал» — про жизнь. Например, рассказывают, как правильно заморозить продукты. А «Бизнес-секреты» — про бизнес, это для предпринимателей. Пишем про налоги, регистрацию ИП, выход на маркетплейсы.
Всё, что крутится возле бизнеса, — наше. В прошлом году к бизнесовым темам стали ещё добавлять лайф-статьи.
Например, писали, как предпринимателю справиться с эмоциональным выгоранием. То есть мы берем лайф-темы и заземляем их под предпринимателей.
Как придумываете новые темы?
У нас несколько направлений, за каждое отвечает шеф-редактор. Я, например, за маркетплейсы, это локомотивное направление.
Сама ищу темы. Читаю, о чём пишут конкуренты, смотрю ютуб-каналы продавцов и слежу за актуальной повесткой. Например, когда сгорел склад Wildberries в Шушарах, мы выпустили инструкцию «Что делать, если ваш товар сгорел на складе маркетплейса».
В чате селлеров смотрю темы обсуждений — не вижу ничего зазорного, чтобы спросить у них, что на хайпе, о чём нам лучше рассказать читателям.
Как строится день шеф-редактора «Бизнес-секретов»?
Мой рабочий день начинается с проверки статусов статей и доработок. Я пишу авторам, когда вижу горящие дедлайны, уточняю этап работы.
Потом всё зависит от задач на день: проверки статей, сбор аналитики. Могу несколько часов изучать, о чём пишут конкуренты и искать идеи для статей и постов. А ещё созвоны и много-много переписок.
Мне иногда кажется, что мой день состоит из ничего
К сожалению, я не очень хорошо умею распределять свою нагрузку, но работаю над этим. У меня лежит блокнот с ручкой, как у делового босса. Думаю, что запишу задачу, но так всё в голове и держится, потом теряется. Это мой большой пробел, который надо исправлять.
Как прокачать свой тайм-менеджмент?
Чтобы прокачать свой тайм-менеджмент, нужно записывать список задач на день. Есть матрица Эйзенхауэра, суть метода в том, чтобы разделить все задачи на группы:
- важные и срочные;
- важные, но несрочные;
- срочные, но неважные;
- неважные и несрочные.
Но как чаще бывает? Говорю себе: «Ой, разберусь сама. Подумаешь, матрицы какие-то». В итоге опять работаю в авральном режиме. Например, к концу месяца мне нужно допроверить статьи, чтобы редакторы включили их в оплату. Такие задачи не нужно записывать — и так понятно, что это важно.
Когда совсем тону в задачах — беру выходной и спокойно разгребаю их.
Студент бюро без опыта хочет попасть в «Бизнес-секреты». Какие шансы?
В вакансиях «Бизнес-секретов» пишут, что мы рассматриваем людей с опытом.
У меня есть ощущение, что немногие новички рискнут подать заявку в «Бизнес-секреты». Все редакторы, которых я тестировала, говорили, что боялись откликаться. А среди них были люди с хорошим опытом работы.
Тестовые приходят очень разные, у соискателей отличается уровень скилов. Иногда вижу классное сопроводительное, а тестовое — слабое. И наоборот: в сопроводительном три строчки, а тестовое приносят классное.
Подать заявку может каждый, ведь пока не попробуешь — не узнаешь. Попробовал, провалился, попробовал ещё раз. По крайней мере, будет классно, что человеку подсветят его слабые стороны.
Плохое тестовое, но хорошее сопроводительное или наоборот — хорошее тестовое и плохое сопроводительное? Кому отдашь предпочтение?
Сначала обозначу, что такое плохое тестовое для меня. Когда человек безответственно подошёл к задаче: не собрал фактуру, не разобрался в теме, не оформил документ по правилам. Такое тестовое — сигнал, что он будет так относиться и к работе.
Первый случай из практики. Соискатель написал неплохое сопроводительное, но тестовое было отвратительным: канцелярит, абстракции и вода. Это тот самый сигнал.
Другой случай — тестовое плохое, но видны старания. Да, не использовал инфостиль и где-то ошибся, зато правильно оформил документ и вник в задачу. В таком случае я дам человеку шанс. Научить писать — легко, научить быть ответственным — сложно.
Сопроводительные письма — непростая штука, и я сама долго училась себя продавать. При отборе меньше смотрю в сопроводительные: важнее, как человек работает с текстом, а не то, как он себя продаёт.
Какие у тебя цели в «Бизнес-секретах»?
Не знаю. Пока я шеф-редактор, но хочу развивать личный бренд, создать телеграм-канал. Нам, самозванцам, тяжело начинать работу над новыми проектами. Задаюсь вопросами: «А что я собираюсь там писать? Кому это надо?» С другой стороны, я вижу откровенно слабые тексты — мне есть, что о них сказать. Но этот внутренний блок нужно рушить. Я боюсь, но делаю, и так всегда.
Хоть протестую внутри, но накидываю контент-план для телеграм-канала и уже придумала название. Потом хочу Инстаграм развивать, делать что-то глобальное, брать личные консультации.
В канале планирую рассказывать не только про редактуру, но и про жизнь шеф-редактора самозванца. Например, как работать, когда такие установки сидят в голове (спойлер — обратиться к психологу). Но так быстро это состояние не искоренить. Человек жил с ним 27 лет, а тут резко подумал: «О, создам телеграм-канал»? Так не бывает.
Могу запланировать завтра выйти в телеграм-канал, но если встану не с той ноги, то этот телеграм-канал пойдёт в жопу. Поэтому нужно ловить момент. Чтобы я его создала, а назад пути нет. Знаю, что стоит только подгадать и создать. Контентом он заполнится сам.
Синдром самозванца. Тебе удаётся расти с ним. Как?
Есть люди с синдромом самозванца, которые вообще боятся что-то делать, а есть те, кто боится, но делает. Я отношусь ко вторым.
Когда человек набирается опыта, синдром затухает, а уверенность растёт. Он больше не мешает, как камушек в ботинке. Проблема в том, что на новом уровне синдром самозванца появляется снова.
Что ещё помогает мне бороться с синдромом самозванца:
Любовь к тому, что делаю. Например, у меня не было цели попасть в медиа, я просто хотела быть редактором. Эта цель перекрывала 90% моих неуверенностей.
Обратная связь. Я всегда спрашивала у руководителя про свои слабые и сильные стороны, чтобы доработать пробелы.
Похвала. Нужно хвалить себя даже за небольшие выполненные задачи. Недавно я шефила статью про архетипы брендов. Статья была классная, и я тоже классная! Круто сделала и похвалила себя.
Обучение других тому, что знаете сами. Я хочу делиться знаниями с другими редакторами. Классное ощущение, когда слушают. Это добавляет уверенности в своих силах.
Люди с синдромом самозванца классные — они боятся, но делают. А из-за того, что боятся, лучше готовятся и выдают хороший результат.
Хороший редактор — это?.. Ты хороший шеф-редактор?
Хороший шеф-редактор — это не столько про тексты, сколько про личные качества. Ответственность, пунктуальность, умение выслушать и дать обратную связь. Хороший шеф — полезный шеф. К которому можно прийти за советом и не бояться сказать о горящих дедлайнах.
Ещё на позиции редактора я была ответственной, отрабатывала правки и не срывала сроки. Ничего не изменилось, когда сама стала шефом.
Когда оцениваю себя и получаю обратную связь о работе, понимаю, что я хороший шеф-редактор.