Команда проекта «Учиться просто» о работе с реальным заказчиком

Команда проекта «Учиться просто» о работе с реальным заказчиком

Выпускники семнадцатого потока Школ бюро рассказали, каково было делать настоящий клиентский кейс на третьей ступени, как договаривались с заказчиком и защищали проект.

Расскажите, кто был заказчиком и какая задача стояла перед командой?

Юрий
Заказчиком была моя супруга Елена. Она разработала обучающие игры для преподавателей китайского языка. Перед нами стояла задача создать удобный сайт для подбора игр. Проект «Учиться просто» был жизнеспособным, к тому же довольно компактным и простым с точки зрения реализации.

Раньше каталог был оформлен в вордовском файле, письма с материалами Елена отправляла вручную. Она получала оплату переводом на карту, а продажи регистрировала в приложении «Мой налог». Нашей команде удалось автоматизировать эти операции.

На какие этапы была поделена работа?

Юрий
На первом этапе мы сформулировали понимание задачи и придумали решение — собрать сайт с классификацией учебных материалов. Затем распределили задачи между собой, некоторые вопросы пофлексили.

Дизайнеры Андрей и Наталья созванивались почти каждый день, на встречи приходили с общей позицией по дизайну. Редактор Мария больше работала с заказчиком.

Мы фиксировали договорённости в общем чате, там же обсуждали задачи и планировали встречи. За полтора месяца работы над проектом собралось более трёх тысяч рабочих сообщений, не считая регулярных созвонов.

В чём состояла задача руководителя?

Юрий
В команде было четыре человека из разных городов. Первое, что я сделал, — разобрался, с какой мотивацией ребята пришли к третьей ступени. Это помогло мне как руководителю лучше распределить задачи и сформировать ожидания друг от друга в начале проекта. Ребята ответили, что хотят закончить третью ступень, получить дипломы и поработать в команде.

Затем мне нужно было декомпозировать задачу — правильно разложить её на независимые кусочки и собрать жизнеспособный продукт. Даже если часть операций нужно делать вручную или код совсем не идеален, первоначальная версия уже должна выполнять полезное действие.

Когда я вижу такую версию продукта, я говорю команде: «У нас есть база, с которой мы выйдем на защиту. Что ещё мы можем сделать, с чем поэкспериментировать, что исследовать?» Мы обсуждаем эти вопросы и улучшаем проект.

Какие задачи взял на себя редактор?

Мария
Нашей целью было сделать продажи через сайт удобнее. Елена не хотела тратить время на объяснение сути игр каждому клиенту. Нужно было минимизировать прямое общение с покупателями.

Я как редактор взялась за следующие задачи:

  1. Разработать чёткую структуру сайта. В нашем случае — классифицировать игры для удобного поиска: для новичков и продвинутых учеников, для детей и взрослых.
  2. Описать каждую игру. Всего получилось 20 карточек.
  3. Прописать текст об авторе игр.
  4. Продумать и прописать сценарий оплаты.

Как разрабатывали дизайн сайта?

Андрей
Никто из нас профессионально не разбирался в вёрстке, поэтому мы выбрали Тильду. Она позволяет собрать сайт, не привлекая разработчиков со стороны. В процессе работы мы поняли, что функционала Тильды недостаточно, — пришлось изучать нюансы кода, чтобы настроить фильтры и сделать нужные элементы. В Тильде есть функция «Вставка кода». С её помощью мы полностью поменяли фильтры и решили задачу Елены: классифицировали игры по уровням.

Юра и я вместе занимались функционалом сайта. В этом плане мы сделали сайт проекта в первые две недели. Оставшиеся четыре недели рисовали варианты дизайна, согласовывали их с заказчиком и арт-директором проекта.

Цветовое кодирование уровней сложности

Первым решением было отсортировать игры с помощью цветовой маркировки материалов. Эта идея дошла до финала. Благодаря ей получилась функциональная история

Наталья
С Андреем на ежедневных созвонах обсуждали текущие задачи и договаривались, кто что делает. Скидывали друг другу результаты и обсуждали их.

Часть задач чётко поделили между собой. Андрей создавал структуру главной страницы, разбирался с программированием и настраивал фильтры. Я занималась карточками учебных материалов: рамками, подбором иллюстраций на витрину и для описания карточек. Также мы работали параллельно, когда нужно было придумать много разных вариантов.

Создавать дизайн в паре было интересно. Мы советовались, обсуждали, что удачно получается, а что не очень. Благодаря этому у меня было ощущение команды.

Какие трудности возникали в процессе работы над проектом, и как вы их преодолевали?

Юрий
Для меня оказалось сюрпризом, что на рынке нет конструкторов сайтов, которые одновременно дали бы витрину с фильтрами, корзину, оплату и рассылку электронных материалов. Я посмотрел более 15 решений. Они оказались либо слишком дорогими, либо ограниченными по функционалу. Западные конструкторы отпали, а среди отечественных ближе всего к нашим требованиям оказалась Тильда.

Мы сами собрали витрину и корзину. Андрей предложил переделать стандартные чекбоксы фильтров на более удобные и аккуратные кнопки. Оплату настроили через ЮКассу: сервис подходит для самозанятых, сам отправляет чеки покупателю и в налоговую. Автоматизация экономит время.

В работе над реальным проектом важно желание и способность учиться новому: обязательно будут появляться вопросы без готовых ответов. Это мотивирует разбираться и придумывать решение. Например, мы сами разработали механизм фильтрации материалов на сайте и автоматизировали их отправку на почту.

Мария
Чтобы сделать описание для каждой игры, нужно было её понять. Для этого мы с Еленой созванивались несколько раз, и она подробно описывала мне каждую игру: как играть, для кого подходит, какие есть особенности.

Китайский я не знаю совсем, поэтому сначала было сложно вникнуть. Я самостоятельно изучала материалы, смотрела соцсети Елены, читала отзывы и комментарии пользователей — всё это очень помогло. Последние 3−4 игры я написала сама, без созвона с Еленой.

Карточка с описанием игры

В описании каждой игры есть указатель сложности, времени и формата. К отдельным играм добавили видео для лучшей наглядности

Были сложности с согласованием текста?

Мария
На третьей ступени школ сразу дают совет не брать на диплом клиентские проекты. Почему нам так настоятельно это советовали, я поняла только в процессе работы. Сотрудничать с реальным клиентом оказалось действительно сложно, но зато мы получили классный опыт.

Вначале мы, как нас учили, согласовали понимание задачи — на что направлено полезное действие проекта. Но в понимании задачи не было подробных решений по тому, как будет выглядеть текст и сайт. Начали работать, предлагать первые варианты, но у заказчика было своё видение.

Мы хотели сделать текст в виде промостраницы: рассказать про игры, какие они, для чего. Это не понравилось клиенту. «Мне нужен не сухой учебник, а интересная история», — прокомментировала она. Елена хотела рассказ о себе: о том, как она создавала первые игры, как они развивались со временем, что на это влияло, как можно применять игры в обучении.

Работа шла тяжело. Получался текст, который не выполнял своей задачи. Первый комментарий Максима Ильяхова помог расставить акценты: почему пользователь должен читать текст, как заинтересовать читателя. Я доработала замечания: сделала чёткую структуру статьи, добавила пользы и предложила вынести текст об авторе на отдельную страницу сайта.

Елена согласилась. В итоге получилось описание, у которого есть структура и визуальное повествование. Всё это вплетено в рассказ от первого лица про автора игр. Теперь у пользователя есть выбор — читать или не читать.

Считаю, что нам повезло с арт-директором проекта. Максим Ильяхов много времени и внимания уделял нашей дипломной работе, каждую неделю были созвоны. Мне как редактору он давал много советов и обратной связи — это ценно.

Текст об авторе на сайте

В тексте об авторе много пользы для заказчиков, а не только «смотрите, какой автор молодец». Это делает текст интересным, его хочется прочитать

А как согласовывали дизайн?

Наталья
Для меня было непросто совместить пожелания заказчика, наши с Андреем представления о том, как было бы лучше, и замечания арт-директора. Тем не менее нашей команде удалось преодолеть сложности и сдать проект вовремя.

Андрей
В этом проекте нужно было добиться китайскости. Это оказалось самым сложным: нам хотелось сделать продажный сайт с аккуратным и современным дизайном, а не подобие китайского рынка.

У заказчика была принципиальная позиция в отношении деталей. Елена не хотела отказываться от нескольких визуальных элементов дизайна, в том числе логотипа. Мы проводили переговоры, пытались донести мысль, что не получится изменить дизайн сайта, оставив старый логотип.

Мы рассматривали огромное количество референсов, создали мудборд с идеями. Были варианты, которые однозначно одобрял арт-директор, но они не устраивали заказчика. То, что нравилось заказчику, отрицал Максим.

Референсы для проекта

Арт-директор предложил сделать мудборд для вдохновения: посмотреть референсы, изучить современный китайский дизайн. Оказалось, что сейчас китайские дизайнеры во многом ориентированы на европейскую школу, в том числе швейцарскую. Мудборд здорово помог в работе: для итогового дизайна взяли цвета с первого плаката

Незадолго до защиты нам сказали: «С таким проектом выходить нельзя». Допуск был под угрозой. Тогда нам пришлось спасать ситуацию и предлагать варианты, пока они не устроят одновременно и заказчика, и арт-директора. Некоторые элементы переходили из одного дизайна в другой. Были версии, созданные с нуля. Всего для этого проекта я предложил пять вариантов дизайна.

Первая версия дизайна

Одна из первых версий дизайна. Здесь уже были фильтры для облегчения поиска и разделение игр по уровням сложности в соответствии с цветом

Каким получился проект в итоге? Что пришлось пофлексить?

Андрей
Итоговый вариант сайта получился удобным и функциональным. Им приятно пользоваться, он не отвлекает от главной задачи — помочь учителям китайского языка подобрать обучающие игры.

Мы отказались от дизайнерских амбиций и остановились на лаконичном варианте без ярких стилистических элементов. Cчитаю, если заказчику не нужны дизайнерские навороты, непрофессионально с нашей стороны забить на это и навязывать свой дизайн во что бы то ни стало. Такой была позиция команды и арт-директора. Мы понимали: если клиенту не нравится наше предложение, мы не сдадим проект.

Мультяшный дизайн

Этот мультяшный дизайн нравился команде, но не зашёл Елене, поэтому от него отказались

Юрий
Изначально я хотел показать одну из игр на первой странице крупным планом — сделать рекламный блок. В будущем в нём могли бы размещаться новинки или игры к тематическим праздникам. Но это в рамках проекта сделать не успели — пофлексили. Буду работать над этим дальше.

Я понимал, с чем связаны требования заказчика, а рекомендации Максима Ильяхова помогали найти более интересные решения. Когда арт-директор говорит, что «решение — говно», нужно сначала уточнить требования клиента, потом накидать больше идей и предложить ещё три варианта для согласования.

Заказчик хорошо понимает ценность продукта и ограничения, а арт-директор видит тысячи возможных решений и уточняет вектор движения. Задача команды — найти лучшую идею.

Как прошла защита дипломного проекта?

Юрий
Мы выступали первыми — преподаватели и гости были заряжены, так что вопросов было много: все острые и по делу.

Самыми интересными мне показались вопросы Кати Безручко, шеф-редактора «Палиндрома», и Артёма Горбунова. Катя обратила внимание, что на сайте осталась ссылка на запрещённую социальную сеть, а это могло повлечь юридические риски. Артём заметил, что для классификации учебных материалов по возрасту ученика мы использовали иероглифы без иконок ребёнка, подростка и взрослого.

Наталья
Защита проекта была стрессовой. Во время презентации случилась техническая ошибка, а потом вопросы преподавателей и гостей вышли за пределы заданного тайминга. Было непросто.

Зато мы пообщались с ребятами из других команд, узнали подробности об их проектах. Эта часть защиты прошла радостно и на подъёме.

Какие пожелания дадите студентам Школ бюро?

Юрий
Советую держать в уме проект уже на первой ступени, чтобы получать новые знания и сразу находить им применение. За время обучения в Школах бюро идея пройдёт испытание временем и дорастёт до состояния, когда её можно презентовать.

Важно сразу определиться с мотивацией к учёбе. Одни идут в школу, чтобы побороть свои страхи, другие — чтобы получить опыт работы в команде. Некоторые учатся, чтобы сделать проект, которым можно гордиться, или просто получить диплом бюро.

Андрей
Рекомендую пройти школу молодым дизайнерам, так как это хороший челлендж и возможность проверить свой текущий уровень, получить новые знания и комментарии к своим работам. Самому сложно обнаружить ошибки, а преподаватель на второй ступени обращает внимание на косяки и даёт обратную связь.

На третьей ступени успех проекта зависит от выбора темы. Если взять амбициозную идею, можно физически не успеть реализовать её за полтора месяца. Дедлайн на третьей ступени жёсткий: надо всё делать быстро, любые проблемы внутри команды грозят дополнительной тратой времени и недопуском к защите.

Мария
Делайте всё с удовольствием. Меньше думайте о рейтинге и баллах. Для меня все три ступени школы были в кайф, думаю, в том числе поэтому я дошла до финала.

Не делайте впритык. Это очень полезная привычка. Школа прививает её не зря — она пригождается в учёбе, работе и жизни.

Желаю дойти до конца. Я знаю, что каждый сам решает, сколько ступеней ему нужны. Но если есть возможность дойти до конца — действуйте и не сомневайтесь. Будет сложно, но это очень крутой путь.

Наталья
Желаю студентам интересной учёбы. В Школах бюро она точно будет такой.