Три шага к успешным публичным выступлениям

Три шага к успешным публичным выступлениям

Бизнес-тренер с 9-летним опытом рассказывает, как справляться со страхом сцены и готовиться к выступлениям.

Публичные выступления — это не квантовая механика и не изготовление скрипок. Мы отличные ораторы, когда рассказываем друзьям о фильме, на который сходили, или убеждаем мужа пойти за роллами вместо пиццы.

На сцене всё сложнее. Чтобы успешно выступать публично, нужно:

1. Работать с волнением.

2. Готовиться к каждому выступлению.

3. Практиковаться.

Я работала в корпоративном обучении, вела тренинги по общению, публичным выступлениям, управлению временем, переговорам в разных форматах: однодневные тренинги, вебинары, лекции, модульные трёхмесячные программы. Тема публичных выступлений — моя любимая.

Работа с волнением

Тихая или слишком громкая речь, слова-паразиты, неумеренная жестикуляция — всё это следствия волнения, а причина — в эффекте «белой вороны». Когда мы выходим на сцену, даже если сцена импровизированная, то невольно противопоставляем себя аудитории. Организм запускает механизм стресс-реакции: у нас дрожат руки и ноги, сбивается дыхание и голос. Причина стресса кроется в генетической памяти: мы боимся быть не принятыми другими людьми, ведь в древности одиночество и изгнание из общины означало смерть.

Проработать волнение помогут специальные техники. Необязательно применять все сразу, выберите несколько подходящих.

Фрирайтинг. Цель техники — перенести страхи из головы на бумагу. Способ хорошо использовать за несколько дней до выступления. Возьмите бумагу, ручку и ответьте на вопрос: «Почему я боюсь выступать 9 марта?». Пишите так, как вам комфортнее: связными предложениями, тезисами, отдельными словами. Если вы никогда не пробовали фрирайтинг, заведите таймер на 10 минут — не будет соблазна написать два предложения и закончить практику.

После упражнения передохните, перечитайте написанное и подумайте: ваши страхи реальные или выдуманные? Выдуманный страх, зафиксированный на бумаге, теряет остроту: мы понимаем, что настоящей угрозы нет. Реальный страх можно проработать. Подумайте, что вы можете сделать заранее — например, если вы боитесь, что забудете текст, напишите шпаргалку.

Уменьшение значимости. Упражнение лучше выполнять письменно. Вспомните пять важных событий в вашей жизни, например: поступление в институт, защита диплома, свадьба. Проранжируйте события по 10-балльной шкале: свадьба — 9,5 баллов, диплом — 8 баллов, поступление в институт — 6 баллов. Напротив списка напишите дату выступления и подумайте, сколько баллов вы бы дали ему. Когда вы сделаете упражнение, выступление потеряет значимость и страх уменьшится.

Визуализация успеха. Начните выполнять упражнение за неделю до выступления и повторите минимум пять раз. Результат будет лучше, если вы посетите аудиторию, где будете выступать, или посмотрите фотографии зала. Закройте глаза и представьте выступление. Ощутите то состояние, в котором хотели бы быть, — спокойное, расслабленное или собранное и энергичное. Представьте слушателей: доброжелательные, приятные люди. Пару минут наблюдайте за фильмом с вами в главной роли, дождитесь аплодисментов и откройте глаза. Повторяйте это упражнение раз в день, добивайтесь максимально реалистичной картинки. Так вы обманете страх: как будто вы уже выступили, а второй раз повторить успех будет проще.

Подготовка. Знание темы — важный момент в подготовке, но не единственный. Заранее подготовьте и проверьте одежду, уточните, как будете добираться, сохраните слайды в облачном хранилище и сделайте копию на флешку. Если всё учтено, не будет дополнительных поводов для волнения.

Счастливый пиджак. Традиция, или даже суеверие из театральной среды. Выберите для выступления пиджак, рубашку, галстук, шейный платок, кольцо, браслет — любой предмет одежды или аксессуар, в котором вы уже успешно выступали и который придаёт уверенности. «Счастливый» предмет создаст связь между предыдущим успехом и текущим выступлением, придаст уверенность.

Движение. Мы сбрасываем напряжение, когда двигаемся. Пройдитесь пешком, поднимитесь по лестнице вместо лифта. Перед выступлением подвигайте пальцами, разомните руки. Любая физическая активность успокаивает: вырабатываются вещества, которые уменьшают содержание в крови гормона стресса, расслабляют и улучшают настроение.

Вода. Один из побочных эффектов волнения — сухость во рту. Подготовьте стакан воды комнатной температуры и медленно сделайте несколько глотков перед выступлением. Вода поможет и во время выступления: можно будет сделать естественную паузу и посмотреть заметки.

Контролируемое дыхание Самый простой способ — дышать глубоко и сконцентрироваться на процессе вдоха и выдоха. Ещё один вариант — «дыхание по квадрату». Представьте квадрат и дышите по схеме:

1. Сделайте вдох на четыре счёта.

2. Задержите дыхание на четыре счёта.

3. Сделайте выдох на четыре счёта.

4. Задержите дыхание на четыре счёта.

Повторите цикл четыре раза.

Обезьяна. Первые пару минут аудитория смотрит только на оратора, как будто у него на плечах сидит обезьяна. Оратору важно сбросить с себя обезьяну — перевести внимание на что-то ещё. Можно предложить полюбоваться видом из окна, можно использовать раздаточные материалы, можно сбросить обезьяну на человека из зала. Сказать: «Коллеги, до нашей встречи я уже показал Ивану диаграмму и внёс его идеи в презентацию». Все посмотрят на Ивана, обезьяна перепрыгнет на него, а оратор справится с волнением.

4 красных предмета. Цель техники — остановить поток мыслей о страхе и переключиться. Найдите в комнате четыре вещи красного цвета или пять серых, посчитайте количество людей в голубых рубашках. На чём именно вы сконцентрируетесь — неважно, главное — отвлечься от мыслей о волнении.

Друзья в зале. Известный способ работы со страхом сцены — попросить близкого человека или друга прийти на выступление. Если друзей в зале нет, попробуйте с кем-нибудь познакомиться до начала выступления. Первые несколько минут почаще смотрите на знакомое лицо — это помогает успокоиться.

Оратору важно сбросить с себя обезьяну — перевести внимание на что-то ещё

Волнение: часто задаваемые вопросы

Можно ли признаться аудитории в том, что волнуешься?

Конечно, можно. В этом случае сработает принцип «не в порядке».

Волнуются ли профессиональные ораторы?

Профессиональные ораторы тоже испытывают волнение — но они научились его минимизировать.

Сколько раз надо выступить, чтобы волнение перестало мешать?

Обычно двух-трёх успешных выступлений хватает, чтобы выработать свою стратегию работы с волнением.

Я интроверт. Смогу ли я стать хорошим оратором?

Большая часть моих коллег-тренеров, как и я сама, — интроверты. Это никак не влияет на успех во время выступлений.

Однажды я провела серию тренингов для слушателей с особенностями: слабовидящих, слабослышащих или с ограниченной мобильностью. Позднее меня попросили рассказать об этом опыте на конференции: 150 человек в зале. Я вела тренинги шесть лет, но перед большой аудиторией не выступала. Когда шла к трибуне, почувствовала, что паникую: радовалась, что была без каблуков, иначе бы точно споткнулась. Первые пару минут мой голос дрожал. А после конференции ко мне подошло несколько человек с комплиментами: как проникновенно и искренне я говорила. Волнение мне помогло, слушатели восприняли его как часть выступления.

Когда шла к трибуне, радовалась, что была без каблуков, иначе бы точно споткнулась

Подготовка к выступлению

Подготовка состоит из двух частей: решение организационных вопросов и подготовка самого выступления. Организационные — уточнить, будет ли микрофон и проектор; узнать имя контактного лица; предупредить организаторов, если вам нужен техник или помощник.

Текст выступления ораторы готовят по-разному: рисуют интеллект-карты, сразу делают слайды или просто записывают ключевые мысли в блокнот. Я предлагаю воспользоваться алгоритмом из четырёх шагов: идея, структура, креатив, репетиция. Он особенно удобен для тех, кто выступает редко, потому что учитывает все нюансы.

Алгоритм подготовки к выступлению

Алгоритм подготовки к выступлению

Как продумать идею выступления

В начале подготовки к выступлению ораторы сталкиваются с двумя ситуациями:

1. Появилась идея выступления, но непонятно, как её реализовать.

2. Руководитель поручил выступить, а как подступиться к теме, неясно.

В обоих случаях помогут вопросы про аудиторию, тему, время и формат. Аудитория не случайно на первом месте: лучшие выступления ориентированы на слушателей и учитывают их интересы.

Аудитория. Сколько будет участников — 3 или 33? Что они знают по теме выступления? Какого результата я ожидаю от них после выступления? Что они знают обо мне? Какое у них ко мне отношение? Нужно ли формировать доверие и авторитет?

С тремя участниками можно беседовать, обмениваться мнениями, просить делиться опытом. Если вас будут слушать 33 человека, подойдёт лекционный формат. Чем больше человек в аудитории, тем меньше возможности у оратора взаимодействовать с публикой.

Если вы знаете, что аудитория предубеждена против вас или против темы, важно «выложить багаж» — проговорить это в начале выступления.

В командировке я проводила тренинг по эффективному общению в офисе компании в Баку. Сотрудник отдела кадров заверила меня в переписке, что все участники говорят по-русски. С утра в день выступления выяснилось, что половина молодых сотрудников не понимают русского. Пришлось вести тренинг по-английски: быстро найти переводчика не удалось. На этом сюрпризы не закончились: вместо заявленных 18 пришли 30 человек. Пришлось на ходу перестраивать программу из формата тренинга в лекционный — давать обратную связь 30 участникам один тренер не может.

Тема. Тема актуальна для слушателей? Есть ли у аудитории предубеждения в отношении темы выступления? Эксперт ли я по теме? Нужно ли мне что-то почитать или глубже разобраться в вопросе, чтобы чувствовать себя увереннее?

Актуальность темы — маркер для оратора: если тема неактуальна, выступление будет бесполезным и его стоит отменить или изменить тему.

Экспертность и упрощает, и усложняет задачу. Эксперт чувствует себя уверенно, отвечает на любые вопросы. Но, с другой стороны, эксперт употребляет сложные термины, говорит выводами, забывает про важность объяснений и примеров. Если экспертности для выступления не хватает, можно её нарастить — прочитать дополнительные источники, проконсультироваться у коллег. Другой вариант — пригласить специалиста по теме поучаствовать в выступлении.

Я проводила тренинг по управлению проектами, но личного опыта проектной деятельности у меня было мало. Поэтому я пригласила на тренинг эксперта — я рассказывала теорию, а он приводил примеры и отвечал на вопросы.

Время. Сколько у меня времени на выступление? В какое время я выступаю? Моё выступление — единственное или одно из многих? Временной регламент жёсткий?

Чем меньше по времени вы выступаете, тем тщательнее нужно готовиться. Время дня влияет на активность и внимание слушателей: после обеда люди слушают хуже. Если вы выступаете целый день, не планируйте на вторую половину дня сложные темы. Чем жёстче временной регламент, тем больше придётся репетировать с таймером.

Когда я вела тренинги по публичным выступлениям, участники выступали с 10-минутной речью. Я видела сотню таких выступлений, и в каждом втором была типичная ошибка — стремление объять необъятное за 10 минут. Заключение получалось скомканным, а иногда до заключения дело и не доходило — время кончалось. Поэтому лучше рассказать меньше, но сделать это качественно.

Формат. Я сам могу выбрать формат, или формат уже задан? Что это будет: лекция, серия историй из жизни, презентация и слайды? Предусмотрено ли взаимодействие с аудиторией? Буду ли я отвечать на вопросы?

Если формат предполагает вопросы, подготовьтесь заранее: подумайте, какие вопросы могут задать слушатели; если у вас есть цифры в выступлении, проверьте источники; если вы используете цитаты, проверьте авторство. Если вы можете взаимодействовать с аудиторией, подумайте, как вы будете это делать: задавать людям вопросы или просить поделиться опытом.

Меня попросили разработать и провести тренинг по эмоциональной компетентности для практикующих психологов — сотрудников фондов и хосписов. Но что я могу рассказать о стрессе людям, которые каждый день сталкиваются с болью и страданиями других? Стандартный тренинг, который я обычно веду для офисных сотрудников, — слишком простой. Если я прочитаю пять умных книжек и перескажу их, пользы всё равно будет мало.
Вместо тренинга, я решила провести фасилитацию, чтобы участники смогли обменяться опытом и найденными решениями. Встреча прошла успешно — участники присылали мне письма с благодарностями. Если бы я не учла опыт участников и не изменила формат, тренинг стал бы бесполезной тратой времени.

Подумайте, как вы будете взаимодействовать с аудиторией: задавать вопросы или просить поделиться опытом

Как собрать структуру выступления

Любое выступление, даже короткое, состоит из трёх частей: вступление, основная часть и заключение. Структура важна для устной речи не меньше, чем для письменной: слушатели легче воспринимают речь оратора и лучше запоминают содержание. Когда прописываете структуру, сначала обозначьте ключевые мысли, потом добавляйте креатив: примеры, истории, слайды и графики.

Вступление. Начало речи формирует ожидания слушателей и убирает эффект «белой вороны». Во вступлении нужно сделать три вещи: поздороваться, представиться самому и представить тему. Люди хотят понять, кто перед ними, и хотят услышать, почему им стоит слушать выступление на эту тему.

Добрый день, друзья! Меня зовут Константин Иванов, я бариста ресторана «Театральная Трапеза» и победитель Российского чемпионата «Бариста 2021». Готовлю идеальный кофе 8 лет и знаю о кофе всё. Сегодня я расскажу, как в домашних условиях приготовить раф «Сникерс», как выбрать правильную турку и в каких чашках кофе дольше остаётся горячим.

Иногда стоит проговорить регламент: вопросы во время или после выступления, перерывы, длительность выступления. Важно не затягивать: вступление не должно занимать больше 10 процентов от общего времени.

Пример схемы, чтобы представиться

Пример схемы, чтобы представиться

Пример схемы, чтобы рассказать о теме

Пример схемы, чтобы рассказать о теме

Основная часть. Ораторы в основной части используют принцип трёх частей: озвучивают тезис, потом его раскрывают и доказывают, а в заключение повторяют тезис. Трёхчастная структура используется с античных времён: она привычна для слушателей и удобна для оратора. Приведем пример трёхчастной структуры.

Голосовые приёмы удерживают внимание слушателей. Когда мы говорим медленно и монотонно, слушатели засыпают, а если слишком быстро — устают. Меняйте темп речи, варьируйте громкость, добавьте интонационной выразительности, чтобы слушателям было комфортно. Используйте паузы — они привлекают внимание к сказанному. Темп речи, громкость, интонации и паузы влияют на восприятие информации.

Ораторы используют трёхчастную структуру для классических выступлений перед большой аудиторией. Выступления небольшого формата: презентации идей или информирование коллег на совещании, экспертные рекомендации в коротком видеоролике — можно структурировать иначе.

Пример схемы для презентации идеи

Пример схемы для презентации идеи

Пример схемы для экспертной рекомендации

Пример схемы для экспертной рекомендации

Пример схемы, чтобы проинформировать о нововведении

Пример схемы, чтобы проинформировать о нововведении

Заключение зависит от двух факторов: цели выступления и его длительности.

С длительностью просто: если вы выступаете 10 минут, времени повторять все идеи нет, нужно проговорить ключевую мысль. Если выступление длится два часа, можно кратко озвучить все тезисы.

С целью сложнее: бывают выступления, чтобы обучить, информировать, мотивировать, продать. В зависимости от того, какую цель вы поставили, продумайте логичное завершение. Например, если у вас обучающее выступление, скажите в заключении: «Чтобы успешно выступать, практикуйтесь, не забывайте про подготовку и работайте с волнением». Если цель — информировать, закончите так: «С 11 марта мы работаем с 8 утра: не забывайте предупреждать клиентов». В зависимости от ситуации в конце можно упомянуть контакты, уточнить, остались ли вопросы. Хорошая идея — поблагодарить слушателей за внимание или сделать комплимент.

Ораторы в основной части используют принцип трёх частей: озвучивают тезис, раскрывают и доказывают его, в заключение повторяют тезис

Как добавить креатива

Креатив — примеры, истории, слайды, графики, видеофрагменты. Без них выступление будет поверхностным и скучным. Если вы объясняете что-то сложное, голоса может быть недостаточно, важна наглядность.

Примеры особенно важны, если мы обучаем или рассказываем о чём-то абстрактном. Возьмём фразу из тренинга по выступлениям: «Чтобы удержать внимание, нужно использовать интерактивные методы взаимодействия с аудиторией». Сложных слов нет, но смысл размыт, воспринять на слух тяжело. Нужен пример: «Чтобы слушатели не засыпали, используйте интерактив: задавайте вопросы в зал, провоцируйте дискуссии, просите поделиться опытом».

Всё то, что Максим Ильяхов пишет о примерах в текстах, применимо и в устной речи: абстрактные понятия надо объяснять на примерах, примеры должны быть в мире слушателя и опираться на его опыт — на то, что он может представить и с чем уже сталкивался в жизни.

Истории должны быть достаточно короткими, относится к теме выступления и иллюстрировать её. Истории помогают удерживать внимание слушателей.

Когда я работала тренинг-менеджером в гостинице, раз в месяц я проводила двухдневный вводный тренинг для новых сотрудников. Тренинг включал часть про охрану труда и электробезопасность — её проводил или заместитель главного инженера, или старший электрик. Старший электрик приходил с кипой нормативных документов и зачитывал — слушатели засыпали на второй минуте чтения. Заместитель главного инженера не читал — он рассказывал истории про нарушения электробезопасности и серьёзные последствия таких нарушений. Прошло 10 лет, а я до сих пор помню эти истории.

Видеофрагменты хорошо разбавляют длинные выступления, мощнее, чем просто слова. Видеофрагмент должен не только развлекать слушателей, но и работать на цель выступления. Рассказываете о языке тела — покажите несколько коротких роликов и проанализируйте со слушателями; если тема — безопасность на дорогах, найдите видео экстренного торможения; рекламируете летний тур на Байкал — покажите ролик о катании на катере.

Заместитель главного инженера не читал — он рассказывал истории про нарушения электробезопасности и серьёзные последствия таких нарушений

Как репетировать

Репетиция — необходимая часть подготовки к выступлению. Репетируйте перед зеркалом — так вы поработаете над жестами, мимикой, позой. Запишите видео — у вас получится проанализировать ошибки и увидеть себя со стороны. Привлеките родственников и друзей, чтобы получить от них обратную связь. Пока опыта мало, лучше репетировать с таймером: вы научитесь укладываться в необходимое время.

Летом 2008 года я стала координатором по обучению: опыта у меня не было, а тренинги надо было вести сразу. Тексты тренингов я учила в течение рабочей недели, а репетировать уезжала на выходные на дачу. Моим благодарным слушателем был бородатый Хемингуэй — жесткошёрстная такса Хем.

Практика

Полноценная практика — это выступление перед аудиторией. После выступления проанализируйте, что получилось хорошо, а на что в следующий раз стоит обратить больше внимания. Соберите обратную связь от слушателей: со стороны ошибки виднее. Если нет возможности выступить на сцене, тренируйтесь в повседневной жизни: расскажите за обедом коллегам о новой выставке, объясните родителям суть приложения, сами проведите еженедельное совещание.

Анализ чужих выступлений — тоже полезная практика: учитесь замечать удачные приёмы и ошибки ораторов, оценивайте стиль спикера. Пока опыта мало, лучше учиться на хороших примерах: идеальный вариант — сайт ежегодной конференции «ТЕД».

В англоязычной традиции авторы пособий по публичным выступлениям используют формулы-аббревиатуры, моя любимая — формула три «П»: Подготовка+Практика=Прогресс. Формула работает: если вы готовитесь к каждому выступлению и много практикуетесь, скоро прогресс будет виден и вам, и слушателям.

Что почитать про публичные выступления

Книг по ораторскому искусству много: где-то больше внимания уделяется структуре, где-то разбирается, как работать со сложными вопросами, а где-то авторы подробно описывают подготовку слайдов к презентации. Среди отечественных тренеров: Никита Непряхин специализируется на теме аргументации, Сергей Кузин — на работе с вопросами, а Радислав Гандапас учит получать и доставлять удовольствие от публичных выступлений, его самая известная книга — «Камасутра для оратора».

Три мои любимые книги

Сэм Хорн «Минуту внимания! Как заинтриговать и увлечь любую аудиторию». Основная цель книги — научить оратора удерживать внимание аудитории с помощью модели INTRIGUE. Это аббревиатура, каждая буква которой рассматривает один из аспектов публичных выступлений.

Крис Андерсон «TED TALKS. Слова меняют мир: первое официальное руководство по публичным выступлениям». Книга от куратора ежегодной конференции «ТЕД»: примеры выступлений, способы ярко закончить выступление, работа с волнением. Есть раздел о том, как грамотно сделать слайды для презентации.

Джулиан Трежер «Выступление в стиле TED. Говорю. Слушаю. Слышу.»
Книга, которую стоит прочитать, если вы хотите копнуть поглубже: первые главы посвящены не выступлениям, а слушанию. Ещё автор подробно рассматривает голосовой арсенал оратора и сценическое искусство.