Екатерина Ноа. От бездарного артхауса к вступительным экзаменам

Екатерина Ноа От бездарного артхауса к вступительным экзаменам

Дизайнерка-самоучка огрызается на качество собственных работ, советует учиться дизайну, несмотря на поток клиентов и тонну идей, и доказывает, что начинать в любом возрасте — нормально.

Перед интервью ты призналась, что жёлтый трактор сформировал тебя как творческую личность. Расскажи подробнее.

Я однажды гуляла по окраинам околопитера: Петергоф, Чадское — уже не помню. И там были все 150 оттенков серого, мокрого и грязного. Среди такой серости сложно чего-то хотеть и о чём-то мечтать.

А потом по дальней аллее проехал жёлтый трактор. На фоне всей унылости он был кнопкой включения настроения, честное слово. И всё, искра-буря-безумие. Вокруг вообще ничего не поменялось, но я увидела, что кто-то однажды напрягся и вместо немаркого коричневого покрасил трактор в жёлтый цвет. Это меня встряхнуло: я тоже захотела быть автором каких-то штук, которые будут людям настроение поднимать.

Я хотела спросить, как ты попала в дизайн, но мы уже выяснили, что это он в тебя попал. Как всё развивалось дальше?

Сначала это была просто череда факапов, которые я даже не осознавала. Я не училась дизайну, просто заходила в любой дизайн-паблик в ВК, просматривала работы и думала: «Не, ну так-то и я могу».

Мне казалось, что это реально просто: берём фотографию на фон, добавляем ей лёгкое размытие, красивым шрифтом, типа Гельветики, пишем слово «Хуй», красим в белый, добавляем сверху и снизу белые вензеля, в правом нижнем углу мелко пишем что-то хренопонятное, типа «Однажды трижды восемь сосиски», — ура, получился постер для артхаусного кино, снятого на задворках Саратова.

Когда ты перешла от рисования артхаусных постеров к работе над собственными заказами?

Подруга упомянула, что ей нужен фирменный знак туристического бюро. И я сразу отреагировала: «Я обожаю путешествовать, я умею в красоту, я с этим точно справлюсь». Подруга закатила глаза и посоветовала не лезть, но меня это не остановило.

Мой логотип, конечно, не приняли. Потому что это был даже не факап, а факдаун. Он не сохранился, но там был такое комбо: и вензеля, и золотое тиснение, и бархатные подложки, и объяснение глубинного смысла на три альбомных страницы. Я даже распечатала всё это на глянце формата А2, чтобы презентовать. Оказалось, что пафос и презентация — это не всегда то, что нужно клиенту.

Первая попытка — и сразу отказ. Как ты справилась?

Я подумала: «Ну и ладно, вам же хуже, вы обо мне ещё услышите». В моей голове всё было очень просто — нужно просто всем показать, что я всё могу. Поэтому я потратила вечер и сделала недорезюме для клиентов, которых пока не было: нашла фон и накинула сверху текст того, что я якобы могу.

Первое коммерческое предложение Екатерины Ноа

Первое коммерческое предложение. Непонятно, чья цель и как чёткий образ компании выразит нечёткое нагромождение слов, но меня это не смутило. Да и какая разница, ведь я и шрифтами поиграла, и начертаниями поблестела, и по одной ширине всё выровняла — теперь все клиенты должны были понять, что мне можно доверять

Итак, я заявила вселенной, что настроена серьёзно. Для себя я решила, что первое задание не считается — оно просто было не моим. Пора было браться за настоящую работу.

А как ты делила задания на «твои» и «не твои»?

Те, которые получились, — мои. А не получились — не судьба, не очень-то и хотелось. Хочу сразу отметить, что это провальная позиция, но тогда я этого ещё не поняла.

Мою шрифтовую чушь увидел владелец бара «Зе Веранда». Ему нужно было меню, и он почему-то решил, что я справлюсь. А я-то уже всё умею, у меня в распоряжении миллион шрифтов — давайте мне скорее ваше задание, всё сделаю.

Меню для бара «Зе Веранда»

Меню для бара «Зе Веранда». Я скачала все кириллические шрифты, которые нашла, и несколько часов тасовала это богатство, чтобы они друг на друга не заползали, — как будто мозаику собирала

Тогда я ужасно гордилась тем, что получилось. А сейчас я смотрю на эту работу и хочу сказать себе в прошлом и всем, кто прочитает это сейчас: учитесь работать со шрифтами. Покупайте платные шрифты, потому что их адски сложно создавать, — этот труд должен быть вознаграждён. Если не хотите платить, возьмите что-то простое, типа Монсеррат. Старайтесь не украсить, а, наоборот, очистить, дать мысль или изображение без декоративного мусора. Правило внутреннего и внешнего тоже никто не отменял.

Не знаю, как эту работу приняли: может из-за того, что в то время такой стиль был популярным. Меню разошлось на ура, принесло мне какие-то деньги и бонусом несколько бесплатных коктейлей. А вместе с коктейлями — второго заказчика.

Второй заказ был про лампы: производитель с собственным салоном хотел каталоги, и чтобы я продолжила играться со шрифтами.

Один из разворотов страниц каталога Мун Рум

Один из разворотов страниц каталога Мун Рум (визуал на мокапе). В этом каталоге я допустила все ошибки, которые только можно: там были и строки капсом, и полнейший бардак с отступами, и гора эффектов из набора «Тени-вензеля-градиенты-полупрозрачные подложки». Это не остановило ни меня, ни заказчика

Расскажи, как ты погружалась в новую для себя сферу. Тебе не страшно было браться за то, в чём не разбираешься?

Постепенно становилось. Меню для бара — это одно, там можно сказать, что любой косяк — это гранж, так и было задумано, а вы ничего не понимаете. А вот каталоги салона — это уже другое, за них браться было уже стремновато.

Чтобы не терять клиента, обратилась за помощью к подруге: я делала, она исправляла, я сверху ещё что-нибудь пририсовывала, она снова исправляла, потом мы вместе что-то ещё добавляли и отправляли клиенту. Он вносил правки, ими я уже сама занималась.

Так делать нельзя. Если вы понимаете, что недотягиваете, — идите и учитесь. Пойдите хотя бы на курсы, поступите к хорошему преподавателю, а не к подруге за вином. Но я ни на какие курсы тогда не пошла. Во мне бурлило желание смешивать шрифты, я ему не мешала — взялась за оформление лукбука.

Варианты обложки для лукбука Розатти

Варианты обложки для лукбука Розатти. Мне казалось, чем замысловатее выбранный шрифт, тем круче и богаче результат. А если вместо чёткой надписи смешать все буквы в одну кучу, то это будет просто прорыв в дизайнерском искусстве

У тебя на тот момент даже портфолио не было, а заказчики попадались серьёзные. Как получалось убеждать их в том, что ты выдашь достойный результат?

О-о-о, я с тобой сейчас поделюсь новаторской разработкой британских учёных. Называется «пафосное ебло», поставляется вместе с практикой в модельном агентстве и работает безотказно. «Смогу ли я вести ваш проект? Конечно смогу! Вам нужны обложки для каталога? Я вам сегодня же вечером отправлю десять вариантов на выбор!» «Кто ещё работает с такой скоростью и предлагает не два варианта на выбор, а сразу несколько? Ну всё, с вас предоплата 70 процентов».

Никогда нигде не искала заказчиков, всё через знакомых. Я же всем вдохновенно рассказывала, что я дизайнер, и демонстрировала свой огромный опыт — пару недомакетиков. Мне говорили: «Попробуй», — я пробовала.

Главное — ничего не бояться. Ничего страшного не случится, если вы провалитесь, я вам отвечаю. Зато если рискнёте, перед вами откроется море новых возможностей.

Почему ты решила брать именно количеством вариантов за раз?

Давай честно, мне больше было нечем тогда брать. В рекламных агентствах предлагали по два-три варианта, я за вечер могла потрясти своим набором шрифтов и нагенерить сразу с десяток. Круто? Круто. Но на самом деле это глупо, бесцельно и очень чётко показывает, что ничью задачу я не решала. Просто просматривала варианты в интернете и делала то, что считала очень похожим.

Я вроде бы и начала понимать, что делаю всё не очень правильно, но работу приняли, всё утвердили, а что ещё нужно? Заказчик доволен, я довольна, едем дальше.

В какой-то момент я открыла для себя стоки всяких дизайнерских работ и меня уже было не остановить. Например, знакомые девочки открывали кофейню «Сова» и попросили меня заняться промокампанией. Я пошла на сток и вернулась с тысячей вариантов рисунков совы. Мне казалось, что всё правильно, для чего ещё нужны стоки? Зачем городить ту же новую сову, если их там уже сотни? Достаточно купить изображения, распечатать — и все довольны. Зачем вообще идти учиться, если под руками столько добра — бери и лепи из него что-то своё.

Наброски для кофейни «Сова»

Наброски для кофейни «Сова». Это провал. Нужно было привлечь покупателя, рассказать, что по такому-то адресу открылась вот такая кофейня, приходите. Но на бордах нет ни адреса, ни внятного названия — ни слова про кофейню. Про «совее некуда» мне нравится, но чтобы это прочитать, нужно глаза собрать в кучу

Ещё работа для Совы, набросок для раздатки

Ещё работа для Совы, набросок для раздатки. Чудовищно нравятся цвета, но, опять же, суровый нечитаемый шрифт, ни названия, ни информации. «Оставайтесь бодрыми, ёпта. Спасибо, я без вас разберусь, чего вы ко мне пристали со своим непонятным кофе?»

А сейчас как думаешь, зачем идти учиться?

Нового ничего не скажу, конечно. Чтобы делать как надо, а как не надо — не делать. Дело не в красивой картинке, а в том, чтобы решить задачу.

Знать какие-то элементарные правила дизайна — это как знать алфавит. Это основы, грамотность, фундамент. Даже «брать и компоновать» нужно правильно: чтобы элементы макета не влезали в пространство друг друга, чтобы строки текста не слипались, чтобы заглавные буквы были разряжены, а от самого макета до его краёв были нормальные отступы.

Ты уже начала всё это понимать, почему всё-таки отказалась от учёбы?

Во-первых, мне уже было сильно слегка за тридцать. Это сейчас я знаю, что это ничего не значит, но тогда казалось, что для учёбы это дохуя.

Во-вторых, мне предложили параллельную работу в школе моделей, и я согласилась. Но дизайн не бросила: с утра учила девочек и мальчиков ходить по подиуму и накладывать макияж «Томная кисонька», а вечером пилила макеты.

А почему ты не забросила дизайн?

Не знаю, как правильно объяснить. Когда 18 девочек в агентстве переживают только из-за лишних миллиметров на попе, оттенка тональника и ламинирования, мне хочется знать, даже чисто про себя, не озвучивая, что я не только торгую лицом, но ещё и какую-то практическую пользу приношу. Не в том смысле, что я лучше их — я точно так же переживала за тональник. Но к переживаниям хотелось добавить уверенность, что я сделала что-то полезное, и этим кто-то пользуется и радуется.

Однажды фотограф в перерыве между сетами сказал, как мне повезло, что можно даже не заморачиваться, чтобы чем-то заниматься, — всегда можно выехать на модельной внешке, торговать лицом. Он потом извинился, сказал, что неправ. Но он был прав, понимаешь? И мне это не понравилось. Ужасно хотелось доказать, что он ошибается, что я не тупая: «Вот, смотри, я пришла домой и делаю каталог для сельскохозяйственной техники, я не только модель!».

Макеты для каталогов сельскохозяйственной техники Агрофарма

Макеты для каталогов сельскохозяйственной техники Агрофарма. Помню, как мне нравилось работать с цветами, выходить текстом за рамки — я чувствовала себя такой крутой, нарушающей правила: все делают скучно и серо, а я всем покажу, что можно по-другому. Меня совсем не интересовало, какой контент зальют менеджеры в присланные мной макеты: текст не помещался, полз в разные стороны, но мне казалось, что это уже не моя забота

Итак, ты окончательно пришла к тому, что дизайн — это не про красивые картинки, а про пользу. Куда тебя это привело?

Я начала думать не о внешнем виде, а о том, как он будет взаимодействовать с потребителем. С каждым новым проектом росла уверенность в том, что я херню порю, не разбираясь, а заказчик эту херню принимает, потому что тоже не разбирается. Но не отговаривать же его деньги мне платить, правильно?

Переломный момент произошёл, когда знакомый знакомых пригласил меня оформлять продуктовый магазин. Я честно призналась, что дизайну не училась и не уверена, что у меня получится. А потом добавила, что хотела бы, чтобы результат был не только красивым, но и удобным, вызывал у потребителя какие-то эмоции. Из-за этой фразы меня всё-таки наняли.

Примерная визуализация зала для магазина

Примерная визуализация зала для магазина. Я почему-то решила, что если вокруг будут нарисованные от руки картинки, то покупатель почувствует себя как дома. Идея, конечно, так себе, но она прижилась, поэтому картинки мы рисовали даже на стенах и в навигации

Что поменялось после того, как ты решилась на качественный подход?

Я постоянно думала, будет ли то, что я делаю, удобно покупателям. Например, при оформлении магазина стала обращаться к покупателям, но делала это неумело, как могла: на стендах желала им хорошего дня, на морозилках с мороженым напоминала не забывать свои сумочки.

Макет поклейки для холодильных камер

Макет поклейки для холодильных камер. Её реально изготовили и разместили в магазине

Это было по-детски: вечные пожелания улыбнуться не заставляют улыбаться, во всех этих заигрываниях с пожеланием хорошего настроения слышится фальшь, а напоминания на морозилках всегда были закрыты толпами народа. Но можно считать, что начало было положено.

После того как мы сдали магазин, владельцы позвонили и сказали, что довольны, планируют запускать целую сеть и приглашают меня продолжить. Это было здорово, но я отказалась — понимала, что в итоге всё зафейлю. В основе моей работы должна быть не просто интуиция и насмотренность, но проверенные знания и правила. Так честно и сказала заказчикам.

Чтобы научиться работать, пошла в рекламное агентство.

Расскажи, как ощущается переход из фриланса на работу по графику.

В плане графика — ничего нового, он у меня и раньше не был свободным и плавающим. А в плане ощущений от работы в серьёзной команде — как новый мир.

Сначала меня поставили на визуализацию. Клиенты заходили, говорили, что хотели бы привлечь внимание к своей продукции на улицах города или торговых центрах, присылали фото этих центров, указывали плоскости, на которых можно было творить, а я генерила идеи, от которых технологи хватались за головы.

Набросок визуализации для рекламной кампании Чумака

Набросок визуализации для рекламной кампании Чумака. Чтобы это реализовать, нужно было вытачивать форму сока из акрила: готовить специальные формовки, которые стоили дорого, а пригодились бы раз в жизни; заказывать специальный полупрозрачный акрил; привлекать сторонних специалистов для изготовления самих фруктов и овощей. Две недели потратили только на просчёт, в итоге от идеи отказались в пользу скучных, но дешёвых баннерных растяжек, которые были не такими эффектными, но тоже работали

Визуализация для торговой площадки «Сландо»

Визуализация для торговой площадки «Сландо». Динозавр, который утверждал, что продаётся всё, должен был стоять возле какой-то остановки, чтобы люди с ним фоткались. Потом оказалось, что заказчику нужно согласовывать это чудовище с городом, и динозавра забраковали

Я превратилась в генератор идей и макетов-набросков с указаниями к реализации. В технологиях производства я не разбиралась, поэтому писала: «Гайз, мне всё равно, из чего вы сделаете эту огромную фигуру. Но на крыше магазина должна торчать коробка сока высотой два с половиной метра». Гайз обзывали меня матерными словами, вздыхали и делали трёхметровый тетрапак сока из пенопласта. Со временем я начала понимать, какие идеи будут точно нереализуемы, потому что, например, нет основы для крепления, или она есть, но слабая. Или тросы, которые есть на производстве, такой нагрузки не выдержат, а тросы другого типа заказывать дороже в 15 раз, и вообще нет смысла такое предлагать, только время потратим на просчёт.

Визуализация для рекламной кампании Старопрамене

Визуализация для рекламной кампании Старопрамене — пример идеи, которая до этого встречалась уже десятки раз, но при этом отвечала задачам клиента и была проста в исполнении. Подсмотренные идеи я не выдавала за свои, да и наши заказчики честно признавались: потоку покупателей в торговом центре всё равно, что рекламный сюжет неуникальный

Это всё было весело, но знаний, за которыми я пришла, не добавляло. Теперь я разбиралась в бумаге для широкоформатной печати и в размерах рекламных плоскостей, но это совершенно не приблизило меня к созданию чего бы то ни было.

К тому же с дружным коллективом не сложилось. Чем больше я придумывала всякого-разного, тем больше был доволен руководитель и тем меньше довольны девочки, которые были на этом направлении вместе со мной. Они были уверены, что я отбираю их хлеб, им не нравилось, что мои идеи выбирают чаще. Хотя работа считалась командной, и деньги все получали поровну — никаких поощрений тому, чью идею выбрал заказчик. Однажды ко мне подошли две коллеги и спросили, зачем мне вообще работать в рекламном агентстве и отбирать чужую работу, если я уже работаю в модельном. Вопрошающие были посланы. Я же не спрашиваю у людей, зачем они слушают Лиззо, если они уже слушают Доджу. Мне нравится — вот я и делаю, отвалите.

Я потом ещё в трёх рекламных агентствах сталкивалась с подобным: если всем дизайнерам дают одну задачу, чтобы заказчик выбрал один вариант из общей кучи предложенных, то начнётся конкуренция, какими бы адекватными все ни были. И что бы все ни доказывали, это точно нездоровая ситуация. Я проработала в том отделе ещё полгода, а потом всё-таки решила сбежать на смежное направление — заниматься типографикой.

Расскажи, с чем принципиально новым пришлось столкнуться на новом месте?

В отделе типографики разрабатывала упаковку, каталоги, логотипы и фирменные стили. Пришлось изучить тонну правил. Чтобы сдать в печать крошечную визитку, нужно было помнить разбег размеров, отступы под обрез по периметру, разрешение, цветовые стандарты, диаметры скруглений, толщины бумаги, дизайнерские палетки картонов, матовость-хуятовость, выкладки на стандартных плоскостях. К тому же все эти требования могли отличаться для разных типографий.

Какие экзамены нужно было сдать, чтобы подтвердить, что ты все эти правила выучила?

Странно, но экзаменов не было, меня всему учили по ходу, в зависимости от задачи. В той первой типографии работали потрясающие тётки, у которых были ответы на любой вопрос.

Но у меня осталось ощущение, что мои знания сложились благодаря потоку заказчиков и их пожеланиям: если бы пожелания были другими, то и знания, наверное, были бы другими. Этой системы было достаточно, чтобы стать хорошим работником именно в том рекламном агентстве. Но я хотела быть полезной в целом, а не только для тех ребят. Когда я это осознала, прозвучал первый звоночек: «Катя, ты хотела учиться, а пошла работать, и, похоже, это снова фейл».

Что делать, когда возникают сомнения в правильности выбора: дать себе пару месяцев всё осознать, продолжая работать; сразу уволиться; поговорить с близкими, чтобы они направили?

Склоняюсь к «подумать» — я так и сделала. Продолжала работать, верстать макеты для печати, читать Советы бюро и подыскивать хотя бы короткие курсы.

Я могла бы сказать, что вариант с близкими тоже хороший, но работает не всегда. Мой на тот момент парень начал меня доставать нытьём: «Визитки? Вот это твоя цель в жизни?». Я сначала пыталась объяснить, что это просто микроскопическая часть того, чем я буду заниматься, что даже визитки — это польза. Что сначала я как будто учу алфавит, чтобы потом писать книги. Когда мои слова ничего не поменяли, и вся моя работа продолжила обесцениваться, парень был послан на хуй.

Это можно воспринимать как инструкцию. Если близкие люди не поддерживают вас в каких-то обычных вещах, не такие они и близкие. Если вы чем-то занимаетесь и получаете от этого удовольствие, и это законно — никого не слушайте. Кто-то может желать вам добра, но не понимать, чего вы хотите. Кто-то решает за вас, что эта работа скучная. Кто-то пытается вас убедить, что вы созданы для чего-то большего — тоже мимо.

В один момент моя вера в себя и свой выбор пошатнулась, и у меня появилось желание согласиться со своим парнем — я его за это возненавидела. Я выбрала дело, которым хочу заниматься. Пусть это не пафосное дело всей жизни, но я этого хочу, никому не мешаю, это законно, зачем вы меня останавливаете? Я могу начинать с самого нуля, верстать кошмарные макеты и гордиться ими, а потом понять, что они провальные, и сделать лучше — но это то, что я хочу. Да, через пять лет я могу захотеть бросить — и брошу. Но это будет потому, что я так захотела, а не потому, что все мои желатели-мне-добра меня отговаривали, когда я их об этом не просила.

Если близкие люди не поддерживают вас в каких-то обычных вещах, не такие они и близкие

Не всегда получается вычеркнуть мешающего человека из круга общения, тем более что иногда человек искренне желает тебе добра. Как сгладить углы и не поссориться, но отстоять своё право принимать решения?

У меня было несколько таких ситуаций. Я же модельное дело и модельную школу не бросила, поэтому со свободным временем, естественно, начались проблемы. Я уже не могла каждую ночь выбираться на кальяны или ночные поездки по Москве. Друзьям это не понравилось, начались вопросы: «А зачем тебе всё это нужно?», «А ты уверена, что делаешь правильный выбор?», «А зачем так пахать, если не остаётся времени на жизнь?».

Я собрала всех друзей на вечеринку-признание. Там были люди, с кем я из-за нехватки времени стала меньше общаться, но кого не хотела терять. И я честно им всё рассказала: как хочу что-то из себя представлять, делать что-то осязаемое, пусть не сразу, но пока хотя бы начать. Рассказала, что вот это сейчас и есть моя жизнь, что я хочу проверить сама себя — потяну ли её. И, конечно, сказала, как хочу, чтобы они все в этой жизни остались, пусть совместных тусовок и поубавится.

Это помогло. Больше не было никаких: «Да брось ты этой хернёй страдать, ну какой из тебя дизайнер». Несколько человек постепенно отпали, конечно, но просто так вышло, никаких конфликтов больше не было.

Я понимаю, что мне повезло — некоторым годами приходится бороться с родителями, выгрызать свою мечту в ссорах с друзьями и остальными близкими. Как бы то ни было, первый шаг всегда — это честный разговор.

Возвращаемся к дизайну. Ты перешла в новый отдел, чтобы создавать что-то осязаемое. Помнишь свой первый серьёзный проект на новой должности?

Это была подарочная книга для клиентов бара, срочный заказ перед Новым годом. Это была дикость: перед праздниками все типографии всегда работают на износ, нам чудом удалось втиснуть эту разработку в график и то только потому, что пару раз ночевали возле печатных машин. Когда книга вышла, я её всё время с собой в сумке носила и всем показывала.

Обложка подарочной книги для клиентов фэшн-лаунж-бара «Коко»

Обложка подарочной книги для клиентов фэшн-лаунж-бара «Коко». Верстали в Индизайне, вечность вносили правки, запороли первый тираж, после отгрузки второго тиража заказчик вспомнил, что хорошо бы добавить главу благодарностей

Раньше твоё стремление давать людям пользу выражалось в пожеланиях улыбаться. Как оно проявлялось теперь?

Расскажу на примере. Когда разрабатывала фирменный стиль для сети закусочных «Лагодэ», я проверяла, чтобы ручки на пакетах не врезались в пальцы, чтобы держатели на стаканах не нагревались от горячего, чтобы бумага была достаточно плотной и не порвалась при неосторожном движении, но была при этом не слишком дорогой. С технологами подбирала освещение на лайтбоксах, чтобы, например, жёлтый не бил по глазам в ночное время.

Визуализация фирменного стиля для сети закусочных «Лагодэ»

Визуализация фирменного стиля для сети закусочных «Лагодэ». С удовольствием работала над проектом: простые, чёткие формы и цвета, и заказчик был таким же, с простыми и чёткими требованиями

А что стало с твоими дикими идеями?

От них я не избавилась и иногда генерила всякую жизнерадостную чушь.

Оформление входной группы торгового центра

В один из торговых центров нужно было оформить входную группу, и мне разрешили чудить и наркоманить. Жуткий шрифт, конечно, потом заменили, а идею оставили: чушь и яркий бред для осени самое то

Чтобы я не привыкала творить что хочу, мне периодически давали серьёзных заказчиков. Например, сделать логотип для владельца компании, занимающейся грузоперевозками.

Логотип для грузоперевозчика «Ист экспресс»

Логотип для грузоперевозчика «Ист экспресс». На проекте уже не нужно было фонтанировать яркими идеями, результат должен был получиться спокойным и не бросающимся в глаза, просто сообщающим информацию: «Вот мы есть и вот так называемся»

Теперь мне всё нравилось: я не стояла на месте, приносила пользу, делала что-то осязаемое. Можно было постоянно переключаться с яркого на технологичное, с процесса фактического производства на генерацию идей. Это роскошь, на самом деле, — не заниматься изо дня в день чем-то одним.

Что в этом комфортном состоянии заставило тебя снова вернуться к мыслям об учёбе?

Когда я стала получать удовольствие от того, что делаю, мне захотелось делать это максимально правильно. Было хорошо, что меня исправляли коллеги, но иногда они не исправляли: говорили, чтобы я не тратила время на переделку, ведь заказчик уже всё утвердил. Так и получалось, что свои ошибки я находила уже после того, как отдавала результат довольному клиенту. А мне хотелось научиться замечать их вовремя, чтобы исправлять и больше не допускать.

Для этого я начала больше читать: Советов бюро, книг про дизайн. Оказалось, что я пропускаю много ошибок. Например, был заказчик, который просил серию плакатов для слесарных инструментов. Мне хотелось отойти от строительной темы и представить эти инструменты больше ювелирными — крупные фото по отдельности, а не унылыми пачками, однородный фон вместо строительных полок. Идея была неплохая, но реализация хромала.

Варианты плакатов для производителя ручного, слесарного и садового инвентаря «Мистер Лого»

Варианты плакатов для производителя ручного, слесарного и садового инвентаря «Мистер Лого». Мне нравился результат, пока я не поняла, что правило внутреннего и внешнего не соблюдается, капс не нужен, рамки лишние, часть изображения обрезана, в адресе недостаёт пробелов, в номерах телефонов лишние скобки и выравнивать лучше по левому краю, а не по центру

Как себя вести, когда уровень собственных работ перестаёт устраивать? От чего отталкиваться для следующего шага и на что обращать внимание?

Я ценю то, что выросла над собой, не бросила ни модельное, ни рекламное агентство, переросла склоки в коллективе, научилась успокаивать нервных клиентов. Просто пора переходить к следующему этапу — становиться техничнее и профессиональнее.

Я хочу систематизировать знания. Урвать кусок здесь, кусок там — это всё не то. Мне нужна школа, которая даст основу, которую я потом дополню, чем захочу.

К вопросу обучения я подошла обстоятельно. Планирую поступать на следующий поток Школы бюро. Буду подавать документы в ВШЭ. А там посмотрим.

Какие советы ты можешь дать начинающим и продолжающим дизайнерам?

Проговаривайте проблемы с заказчиком. Что бы ни случилось, как бы ни зафейлили заказ, как бы ни были потрачены сроки и качество — всё нужно обговаривать. Даже если кажется, что это ничего не поменяет — поменяет. Честный разговор волшебно действует на обиженную сторону.

Был случай, когда мы предложили заказчику несколько вариантов логотипа. Заказчик разорался, что мы вообще его не поняли: у его компании политика открытости, и всё без обмана, он годами работал, чтобы этого всего достичь, а мы своими логотипами пытаемся всё разрушить. Что политику компании может отразить только шрифтовой логотип на английском, которого мы не сделали. И что это понятно без техзадания, мы вообще профессионалы или кто.

Заказчик был закреплён за мной. И я сказала буквально следующее: «Павел. Я хочу с вами работать. Но сейчас вижу, что эту работу я почти проебала. У меня есть два пути решения. Мы можем сейчас вместе просмотреть все записи наших последних встреч, и я попробую вам доказать, что выполнила все ваши требования, а про шрифт вы ни разу ни слова не сказали. Но вас это выбесит ещё больше, ну да же? Поэтому давайте сделаем так: через дорогу открылся новый бар. Там орать гораздо приятнее. И вдруг у нас там получится всё спокойно обсудить, без жертв. Агентство угощает. Что скажете?» Павел ответил: «Нихуя себе. А виски там есть?» И работали мы с ним ещё два года, и всё у нас было хорошо.

Не ищите скрытых смыслов. Не придумывайте объяснение каждой чёрточке в работе: если логотип смотрит вправо — это ещё не значит, что компания подчёркивает своё стремление развиваться. Точно так же, как если логотип направлен влево — это не значит, что компания собирается деградировать. Это какой-то убогий детский лепет, в который верит обидно много людей.

Когда я начала работать в рекламных агентствах, то столкнулась со странной штукой — каждый штрих в логотипе должен что-то означать, каждый оттенок цвета на что-то намекать. Я сначала думала, что это какой-то грандиозный рофл, типа посвящения новичков в процесс, но оказалось, что всё серьёзнее.

Я работала с адептами такого смыслового подхода: любое пятно имело своё значение, причём не изначально, а уже постфактум. Например: «Ну пиздец, у курицы для упаковки такие выпученные глаза получились, как будто её душат. А шея такая тоненькая, как будто сейчас переломится под весом головы. Перерисовываем?» «Не-е-ет, давайте скажем, что нарочитая огромность глаз отражает широту взглядов. А ущербная тонкость шейки показывает, что мы дорожим своей репутацией, ведь её так просто сломать и долго восстанавливать». Короче, любое говно заворачивали в отвлекающую внимание упаковку, и заказчики на это соглашались чаще, чем хотелось бы.

Давай уточним: заказчики принимали эту дичь не потому, что тупые. Они разбирались в своём деле и пришли к нам, потому что мы якобы разбирались в своём. Они нам доверяли и вежливо не лезли в нашу работу. А мы в благодарность за доверие делали говно. В общем, совет — не делайте говна, не придумывайте каких-то скрытых смыслов, чтобы его скрыть.

Избегайте словесной чуши. Обходите любую бессмысленную игру слов стороной.

Вот это «Ощути прикосновение роскошной страсти» и подобное — что это вообще значит, и за какие места меня ваша страсть собралась трогать?

Если такую чушь хочет добавить сам заказчик — отговаривайте всеми способами. Приводите примеры глупых ситуаций у конкурентов, разбирайте кейсы провалов из рекламного мира, спрашивайте у заказчика, что конкретно он хочет сказать, и предлагайте свои осмысленные варианты.

Не пытайтесь задизайнить побольше вариантов. Куча вариантов, из которых заказчику нужно выбирать, — это не показатель профессионализма, а сигнал о том, что дизайнер не понимает, какую задачу решает.

Часто этим грешат начинающие. Я была в их числе и прекрасно понимаю ход мысли: кажется, чем больше наплодишь макетов, тем яснее покажешь, что можешь всё и быстро. Но во-первых, заказчик будет дольше выбирать. Во-вторых, ему будет казаться, что если вы выслали 11 набросков, то почему бы не прислать ещё парочку. А в-третьих, и в самых главных, — это бессмысленно. Если задачу решит один вариант, зачем ещё 10 дополнительных?

Не соревнуйтесь с коллегами. Если вы работаете с несколькими дизайнерами, и вас всё время сталкивают лбами — это нездорово. Поговорите с руководителем, поймите, зачем он это делает. Если он осознанно добивается внутренней войны между дизайнерами — уходите. На такой работе вы потратите очень много нервов, ссоры будут после каждого проекта.

А если дизайнер работает сам, но всё равно пытается соревноваться со знакомыми фрилансерами и друзьями — это сложнее. Всегда кто-то будет лучше, чем бы вы ни занимались. Это нормально: кто-то лучше вас, вы лучше кого-то. Пустая внутренняя борьба только отнимет силы и не приведёт к результату. Лучше выберите себе условного дизайн-кумира и старайтесь дотянуть до его уровня.

Не участвуйте в тендерах. Возможно, кому-то везёт, и тендеры проходят честно. Но ни в моей практике, ни в практике тех, с кем я работала, из этого ни разу не вышло качественного результата.

Сначала вы потратите много времени на сбор документов и соответствие всем требованиям. Потом вас будут просить присылать какие-то набросочки макетиков, тестовые заданьица, и делать их нужно быстро, ещё быстрее, вчера надо было отправить. Ведь: «Нам просто нужно ещё раз убедиться, что мы выбрали правильного исполнителя». Совещания будут бесконечными, их смысл будет минимальным — иногда всё будет сводиться к тому, что вы будете часами выяснять, кто виноват в том, что потерялась какая-то бумажка.

Когда работа начнётся, между вами и заказчиками будет сидеть море менеджеров, каждый будет отвечать за что-то очень важное, например, за чихание офисного котика. Ваши предложения должны будут понравиться бухгалтеру, менеджеру по продажам, водителю — потому что: «Политика нашей компании открытая, и важно учитывать мнения каждого, вы же понимаете». Вы никогда не узнаете, почему макет не приняли, или приняли, но завернули на этапе печати, или не заплатили. Всё время будут мешать подводные камни, не пойми откуда взявшиеся сотрудницы и толпа людей, которые ничего не решают, но звонят в час ночи и орут, что к утру всё должно быть готово.

Нет голому телу в неуместном контексте. Человеческое тело — это красиво и круто, но использовать его для продвижения абсолютно всего глупо. Если вы делаете сайт клинике по увеличению груди, то изображения женской груди — это уместно. А для стоматологии — нет. Использовать фотографии красивых мужских задов и рельефных ног в рекламе тренажёрки — здорово и ожидаемо. А в рекламе конфет — ну такое. Много подтянутых загорелых тел в рекламе нижнего белья — правильно. А для продвижения СТО — боль.

Ничего не бойтесь. Если вам нравится то, что вы делаете, никого не слушайте.

Мои близкие не видят во мне великого дизайнера, но это не самое страшное из того, что может в жизни произойти. Просто не очень приятно, не более. Всегда помните, ради кого вы это делаете и кто всегда на вашей стороне, что бы ни случилось.
Кстати, это один и тот же человек — вы сами.

Очень мало людей, которые по-настоящему получают удовольствие от того, чем занимаются. Если вам повезло, и вы оказались в числе таких людей, какая разница, что о вас подумает подруга? Вы можете начать танцевать в любом возрасте, или рисовать, или лепить какие-нибудь тарелочки из глины. Вы можете водить фуру-двадцатитонник, даже если вы девушка, и заниматься ресничками-ноготочками, если вы парень. Вы можете прийти сегодня вечером домой и выкрасить входную дверь в красный, вы можете завтра начать снимать свой первый фильм, вы можете пойти учиться в 42. Это нормально. Начинать всё сначала — нормально.