Дизайнерка-самоучка огрызается на качество собственных работ, советует учиться дизайну,
Перед интервью ты призналась, что жёлтый трактор сформировал тебя как творческую личность. Расскажи подробнее.
Я однажды гуляла по окраинам околопитера: Петергоф, Чадское — уже не помню. И там были все 150 оттенков серого, мокрого и грязного. Среди такой серости сложно чего-то хотеть и о чём-то мечтать.
А потом по дальней аллее проехал жёлтый трактор. На фоне всей унылости он был кнопкой включения настроения, честное слово. И всё, искра-буря-безумие. Вокруг вообще ничего не поменялось, но я увидела, что кто-то однажды напрягся и вместо немаркого коричневого покрасил трактор в жёлтый цвет. Это меня встряхнуло: я тоже захотела быть автором
Я хотела спросить, как ты попала в дизайн, но мы уже выяснили, что это он в тебя попал. Как всё развивалось дальше?
Сначала это была просто череда факапов, которые я даже не осознавала. Я не училась дизайну, просто заходила в любой дизайн-паблик в ВК, просматривала работы и думала:
Мне казалось, что это реально просто: берём фотографию на фон, добавляем ей лёгкое размытие, красивым шрифтом, типа Гельветики, пишем слово «Хуй», красим в белый, добавляем сверху и снизу белые вензеля, в правом нижнем углу мелко пишем
Когда ты перешла от рисования артхаусных постеров к работе над собственными заказами?
Подруга упомянула, что ей нужен фирменный знак туристического бюро. И я сразу отреагировала: «Я обожаю путешествовать, я умею в красоту, я с этим точно справлюсь». Подруга закатила глаза и посоветовала не лезть, но меня это не остановило.
Мой логотип, конечно, не приняли. Потому что это был даже не факап, а факдаун. Он не сохранился, но там был такое комбо: и вензеля, и золотое тиснение, и бархатные подложки, и объяснение глубинного смысла на три альбомных страницы. Я даже распечатала всё это на глянце формата А2, чтобы презентовать. Оказалось, что пафос и презентация — это не всегда то, что нужно клиенту.
Первая попытка — и сразу отказ. Как ты справилась?
Я подумала: «Ну и ладно, вам же хуже, вы обо мне ещё услышите». В моей голове всё было очень просто — нужно просто всем показать, что я всё могу. Поэтому я потратила вечер и сделала недорезюме для клиентов, которых пока не было: нашла фон и накинула сверху текст того, что я якобы могу.
Итак, я заявила вселенной, что настроена серьёзно. Для себя я решила, что первое задание не считается — оно просто было не моим. Пора было браться за настоящую работу.
А как ты делила задания на «твои» и «не твои»?
Те, которые получились, — мои. А не получились — не судьба, не очень-то и хотелось.
Мою шрифтовую чушь увидел владелец бара «Зе Веранда». Ему нужно было меню, и он почему-то решил, что я справлюсь. А я-то уже всё умею, у меня в распоряжении миллион шрифтов — давайте мне скорее ваше задание, всё сделаю.
Тогда я ужасно гордилась тем, что получилось. А сейчас я смотрю на эту работу и хочу сказать себе в прошлом и всем, кто прочитает это сейчас: учитесь работать со шрифтами. Покупайте платные шрифты, потому что их адски сложно создавать, — этот труд должен быть вознаграждён. Если не хотите платить, возьмите что-то простое, типа Монсеррат. Старайтесь не украсить, а, наоборот, очистить, дать мысль или изображение без декоративного мусора. Правило внутреннего и внешнего тоже никто не отменял.
Не знаю, как эту работу приняли: может из-за того, что в то время такой стиль
Второй заказ был про лампы: производитель с собственным салоном хотел каталоги,
Расскажи, как ты погружалась в новую для себя сферу. Тебе не страшно было браться за то, в чём не разбираешься?
Постепенно становилось. Меню для бара — это одно, там можно сказать, что любой косяк — это гранж, так и было задумано, а вы ничего не понимаете. А вот каталоги салона —
Чтобы не терять клиента, обратилась за помощью к подруге: я делала, она исправляла, я сверху ещё что-нибудь пририсовывала, она снова исправляла, потом мы вместе
Так делать нельзя. Если вы понимаете, что недотягиваете, — идите и учитесь. Пойдите
У тебя на тот момент даже портфолио не было, а заказчики попадались серьёзные. Как получалось убеждать их в том, что ты выдашь достойный результат?
О-о-о, я с тобой сейчас поделюсь новаторской разработкой британских учёных. Называется «пафосное ебло», поставляется вместе с практикой в модельном агентстве и работает безотказно. «Смогу ли я вести ваш проект? Конечно смогу! Вам нужны обложки для каталога? Я вам сегодня же вечером отправлю десять вариантов на выбор!» «Кто ещё работает
Никогда нигде не искала заказчиков, всё через знакомых. Я же всем вдохновенно рассказывала, что я дизайнер, и демонстрировала свой огромный опыт — пару недомакетиков. Мне говорили: «Попробуй», — я пробовала.
Главное — ничего не бояться. Ничего страшного не случится, если вы провалитесь, я вам отвечаю. Зато если рискнёте, перед вами откроется море новых возможностей.
Почему ты решила брать именно количеством вариантов за раз?
Давай честно, мне больше было нечем тогда брать. В рекламных агентствах предлагали по два-три варианта, я за вечер могла потрясти своим набором шрифтов и нагенерить
Я вроде бы и начала понимать, что делаю всё не очень правильно, но работу приняли,
В какой-то момент я открыла для себя стоки всяких дизайнерских работ и меня уже было не остановить. Например, знакомые девочки открывали кофейню «Сова» и попросили меня заняться промокампанией. Я пошла на сток и вернулась с тысячей вариантов рисунков совы. Мне казалось, что всё правильно, для чего ещё нужны стоки? Зачем городить ту же новую сову, если их там уже сотни? Достаточно купить изображения, распечатать — и все довольны. Зачем вообще идти учиться, если под руками столько добра — бери и лепи из него
А сейчас как думаешь, зачем идти учиться?
Нового ничего не скажу, конечно. Чтобы делать как надо, а как не надо — не делать. Дело не в красивой картинке, а в том, чтобы решить задачу.
Знать какие-то элементарные правила дизайна — это как знать алфавит. Это основы, грамотность, фундамент. Даже «брать и компоновать» нужно правильно: чтобы элементы макета не влезали в пространство друг друга, чтобы строки текста не слипались,
Ты уже начала всё это понимать, почему всё-таки отказалась от учёбы?
Во-первых, мне уже было сильно слегка за тридцать. Это сейчас я знаю, что это ничего не значит, но тогда казалось, что для учёбы это дохуя.
Во-вторых, мне предложили параллельную работу в школе моделей, и я согласилась. Но дизайн не бросила: с утра учила девочек и мальчиков ходить по подиуму и накладывать макияж «Томная кисонька», а вечером пилила макеты.
А почему ты не забросила дизайн?
Не знаю, как правильно объяснить. Когда 18 девочек в агентстве переживают только
Однажды фотограф в перерыве между сетами сказал, как мне повезло, что можно
Итак, ты окончательно пришла к тому, что дизайн — это не про красивые картинки, а про пользу. Куда тебя это привело?
Я начала думать не о внешнем виде, а о том, как он будет взаимодействовать с потребителем. С каждым новым проектом росла уверенность в том, что я херню порю, не разбираясь, а заказчик эту херню принимает, потому что тоже не разбирается. Но не отговаривать же его деньги мне платить, правильно?
Переломный момент произошёл, когда знакомый знакомых пригласил меня оформлять продуктовый магазин. Я честно призналась, что дизайну не училась и не уверена, что у меня получится. А потом добавила, что хотела бы, чтобы результат был не только красивым, но и удобным, вызывал у потребителя какие-то эмоции. Из-за этой фразы меня
Что поменялось после того, как ты решилась на качественный подход?
Я постоянно думала, будет ли то, что я делаю, удобно покупателям. Например,
Это было по-детски: вечные пожелания улыбнуться не заставляют улыбаться,
После того как мы сдали магазин, владельцы позвонили и сказали, что довольны, планируют запускать целую сеть и приглашают меня продолжить. Это было здорово, но я отказалась — понимала, что в итоге всё зафейлю. В основе моей работы должна быть не просто интуиция и насмотренность, но проверенные знания и правила. Так честно и сказала заказчикам.
Чтобы научиться работать, пошла в рекламное агентство.
Расскажи, как ощущается переход из фриланса на работу по графику.
В плане графика — ничего нового, он у меня и раньше не был свободным и плавающим. А в плане ощущений от работы в серьёзной команде — как новый мир.
Сначала меня поставили на визуализацию. Клиенты заходили, говорили, что хотели бы привлечь внимание к своей продукции на улицах города или торговых центрах, присылали фото этих центров, указывали плоскости, на которых можно было творить, а я генерила идеи, от которых технологи хватались за головы.
Я превратилась в генератор идей и макетов-набросков с указаниями к реализации. В технологиях производства я не разбиралась, поэтому писала: «Гайз, мне всё равно,
Это всё было весело, но знаний, за которыми я пришла, не добавляло. Теперь я разбиралась в бумаге для широкоформатной печати и в размерах рекламных плоскостей,
К тому же с дружным коллективом не сложилось. Чем больше я придумывала всякого-разного, тем больше был доволен руководитель и тем меньше довольны девочки,
Я потом ещё в трёх рекламных агентствах сталкивалась с подобным: если всем дизайнерам дают одну задачу, чтобы заказчик выбрал один вариант из общей кучи предложенных, то начнётся конкуренция, какими бы адекватными все ни были. И что бы все ни доказывали, это точно нездоровая ситуация. Я проработала в том отделе ещё полгода, а потом
Расскажи, с чем принципиально новым пришлось столкнуться на новом месте?
В отделе типографики разрабатывала упаковку, каталоги, логотипы и фирменные стили. Пришлось изучить тонну правил. Чтобы сдать в печать крошечную визитку, нужно было помнить разбег размеров, отступы под обрез по периметру, разрешение, цветовые стандарты, диаметры скруглений, толщины бумаги, дизайнерские палетки картонов, матовость-хуятовость, выкладки на стандартных плоскостях. К тому же все эти требования могли отличаться для разных типографий.
Какие экзамены нужно было сдать, чтобы подтвердить, что ты все эти правила выучила?
Странно, но экзаменов не было, меня всему учили по ходу, в зависимости от задачи.
Но у меня осталось ощущение, что мои знания сложились благодаря потоку заказчиков и их пожеланиям: если бы пожелания были другими, то и знания, наверное, были бы другими. Этой системы было достаточно, чтобы стать хорошим работником именно в том рекламном агентстве. Но я хотела быть полезной в целом, а не только для тех ребят. Когда я
Что делать, когда возникают сомнения в правильности выбора: дать себе пару месяцев всё осознать, продолжая работать; сразу уволиться; поговорить с близкими, чтобы они направили?
Склоняюсь к «подумать» — я так и сделала. Продолжала работать, верстать макеты
Я могла бы сказать, что вариант с близкими тоже хороший, но работает не всегда.
Это можно воспринимать как инструкцию. Если близкие люди не поддерживают вас
В один момент моя вера в себя и свой выбор пошатнулась, и у меня появилось желание согласиться со своим парнем — я его за это возненавидела. Я выбрала дело, которым хочу заниматься. Пусть это не пафосное дело всей жизни, но я этого хочу, никому не мешаю,
Если близкие люди не поддерживают вас в каких-то обычных вещах, не такие они и близкие
Не всегда получается вычеркнуть мешающего человека из круга общения, тем более что иногда человек искренне желает тебе добра. Как сгладить углы и не поссориться, но отстоять своё право принимать решения?
У меня было несколько таких ситуаций. Я же модельное дело и модельную школу не бросила, поэтому со свободным временем, естественно, начались проблемы. Я уже не могла каждую ночь выбираться на кальяны или ночные поездки по Москве. Друзьям это не понравилось, начались вопросы: «А зачем тебе всё это нужно?», «А ты уверена, что делаешь правильный выбор?», «А зачем так пахать, если не остаётся времени на жизнь?».
Я собрала всех друзей на вечеринку-признание. Там были люди, с кем я из-за нехватки времени стала меньше общаться, но кого не хотела терять. И я честно им всё рассказала:
Это помогло. Больше не было никаких: «Да брось ты этой хернёй страдать, ну какой из тебя дизайнер». Несколько человек постепенно отпали, конечно, но просто так вышло,
Я понимаю, что мне повезло — некоторым годами приходится бороться с родителями, выгрызать свою мечту в ссорах с друзьями и остальными близкими. Как бы то ни было, первый шаг всегда — это честный разговор.
Возвращаемся к дизайну. Ты перешла в новый отдел, чтобы создавать что-то осязаемое. Помнишь свой первый серьёзный проект на новой должности?
Это была подарочная книга для клиентов бара, срочный заказ перед Новым годом. Это была дикость: перед праздниками все типографии всегда работают на износ, нам чудом удалось втиснуть эту разработку в график и то только потому, что пару раз ночевали возле печатных машин. Когда книга вышла, я её всё время с собой в сумке носила и всем показывала.
Раньше твоё стремление давать людям пользу выражалось в пожеланиях улыбаться. Как оно проявлялось теперь?
Расскажу на примере. Когда разрабатывала фирменный стиль для сети закусочных «Лагодэ», я проверяла, чтобы ручки на пакетах не врезались в пальцы, чтобы держатели на стаканах не нагревались от горячего, чтобы бумага была достаточно плотной и не порвалась
А что стало с твоими дикими идеями?
От них я не избавилась и иногда генерила всякую жизнерадостную чушь.
Чтобы я не привыкала творить что хочу, мне периодически давали серьёзных заказчиков. Например, сделать логотип для владельца компании, занимающейся грузоперевозками.
Теперь мне всё нравилось: я не стояла на месте, приносила пользу, делала что-то осязаемое. Можно было постоянно переключаться с яркого на технологичное, с процесса фактического производства на генерацию идей. Это роскошь, на самом деле, — не заниматься
Что в этом комфортном состоянии заставило тебя снова вернуться к мыслям об учёбе?
Когда я стала получать удовольствие от того, что делаю, мне захотелось делать это максимально правильно. Было хорошо, что меня исправляли коллеги, но иногда они не исправляли: говорили, чтобы я не тратила время на переделку, ведь заказчик
Для этого я начала больше читать: Советов бюро, книг про дизайн. Оказалось,
Как себя вести, когда уровень собственных работ перестаёт устраивать? От чего отталкиваться для следующего шага и на что обращать внимание?
Я ценю то, что выросла над собой, не бросила ни модельное, ни рекламное агентство, переросла склоки в коллективе, научилась успокаивать нервных клиентов. Просто пора переходить к следующему этапу — становиться техничнее и профессиональнее.
Я хочу систематизировать знания. Урвать кусок здесь, кусок там — это всё не то. Мне нужна школа, которая даст основу, которую я потом дополню, чем захочу.
К вопросу обучения я подошла обстоятельно. Планирую поступать на следующий поток Школы бюро. Буду подавать документы в ВШЭ. А там посмотрим.
Какие советы ты можешь дать начинающим и продолжающим дизайнерам?
Проговаривайте проблемы с заказчиком. Что бы ни случилось, как бы ни зафейлили заказ, как бы ни были потрачены сроки и качество — всё нужно обговаривать. Даже если кажется, что это ничего не поменяет — поменяет. Честный разговор волшебно действует на обиженную сторону.
Был случай, когда мы предложили заказчику несколько вариантов логотипа. Заказчик разорался, что мы вообще его не поняли: у его компании политика открытости,
Заказчик был закреплён за мной. И я сказала буквально следующее: «Павел. Я хочу с вами работать. Но сейчас вижу, что эту работу я почти проебала. У меня есть два пути решения. Мы можем сейчас вместе просмотреть все записи наших последних встреч, и я попробую
Не ищите скрытых смыслов. Не придумывайте объяснение каждой чёрточке в работе:
Когда я начала работать в рекламных агентствах, то столкнулась со странной штукой — каждый штрих в логотипе должен что-то означать, каждый оттенок цвета на что-то намекать. Я сначала думала, что это какой-то грандиозный рофл, типа посвящения новичков в процесс, но оказалось, что всё серьёзнее.
Я работала с адептами такого смыслового подхода: любое пятно имело своё значение, причём не изначально, а уже постфактум. Например: «Ну пиздец, у курицы для упаковки
Давай уточним: заказчики принимали эту дичь не потому, что тупые. Они разбирались
Избегайте словесной чуши. Обходите любую бессмысленную игру слов стороной.
Вот это «Ощути прикосновение роскошной страсти» и подобное — что это вообще значит, и за какие места меня ваша страсть собралась трогать?
Если такую чушь хочет добавить сам заказчик — отговаривайте всеми способами. Приводите примеры глупых ситуаций у конкурентов, разбирайте кейсы провалов из рекламного мира, спрашивайте у заказчика, что конкретно он хочет сказать, и предлагайте свои осмысленные варианты.
Не пытайтесь задизайнить побольше вариантов. Куча вариантов, из которых заказчику нужно выбирать, — это не показатель профессионализма, а сигнал о том, что дизайнер не понимает, какую задачу решает.
Часто этим грешат начинающие. Я была в их числе и прекрасно понимаю ход мысли:
Не соревнуйтесь с коллегами. Если вы работаете с несколькими дизайнерами, и вас
А если дизайнер работает сам, но всё равно пытается соревноваться со знакомыми фрилансерами и друзьями — это сложнее. Всегда кто-то будет лучше, чем бы вы
Не участвуйте в тендерах. Возможно, кому-то везёт, и тендеры проходят честно. Но ни в моей практике, ни в практике тех, с кем я работала, из этого ни разу не вышло качественного результата.
Сначала вы потратите много времени на сбор документов и соответствие всем требованиям. Потом вас будут просить присылать какие-то набросочки макетиков, тестовые заданьица, и делать их нужно быстро, ещё быстрее, вчера надо было отправить. Ведь: «Нам просто нужно ещё раз убедиться, что мы выбрали правильного исполнителя». Совещания будут бесконечными, их смысл будет минимальным — иногда всё будет сводиться к тому,
Когда работа начнётся, между вами и заказчиками будет сидеть море менеджеров,
Нет голому телу в неуместном контексте. Человеческое тело — это красиво и круто, но использовать его для продвижения абсолютно всего глупо. Если вы делаете сайт клинике по увеличению груди, то изображения женской груди — это уместно. А для стоматологии — нет. Использовать фотографии красивых мужских задов и рельефных ног в рекламе тренажёрки — здорово и ожидаемо. А в рекламе конфет — ну такое. Много подтянутых загорелых тел в рекламе нижнего белья — правильно. А для продвижения СТО — боль.
Ничего не бойтесь. Если вам нравится то, что вы делаете, никого не слушайте.
Мои близкие не видят во мне великого дизайнера, но это не самое страшное из того,
Кстати, это один
Очень мало людей, которые по-настоящему получают удовольствие от того, чем занимаются. Если вам повезло, и вы оказались в числе таких людей, какая разница, что о вас подумает подруга? Вы можете начать танцевать в любом возрасте, или рисовать, или лепить