Не диджитал: Зиля Мардеева о дизайне одежды и аксессуаров

Не диджитал: Зиля Мардеева о дизайне одежды и аксессуаров

Основательница бренда шёлковых аксессуаров рассказала, что важно учитывать при разработке новых изделий, как выбирать для них цвета и ткани и что нужно, чтобы бренд взлетел.

Почему вы решили стать дизайнером?

Это внутреннее ощущение, призвание. Мне с детства нравилось рисовать. Мама вспоминает, что в детстве я всё время рисовала принцесс в разных платьях. А в школе у меня были бумажные куколки, которым я рисовала и вырезала одежду. У меня всегда была тяга к этому.

Где вы учились?

Когда я росла, дизайн не считался нормальной профессией. Поэтому я пошла учиться в Московский государственный лингвистический университет на пиар-специалиста со знанием иностранных языков: английского и испанского. Моё основное образование связано с иностранными языками, маркетингом и рекламой.

В маркетинге я и работала шесть лет после окончания университета: занималась рекламой, разработкой продуктов, аналитикой. Но у меня оставалась тяга к рисованию и шитью, поэтому я уволилась и занялась дизайном одежды.

Я пошла учиться в Институт бизнеса и дизайна би-энд-ди в Москве на двухлетний курс по дизайну одежды. Туда входило конструирование и пошив одежды, разработка дизайна, работа в графических программах. Это комплексное образование, которое заканчивалось выпуском своей коллекции в качестве дипломной работы.

После окончания курса мы с подругой создали собственный бренд и открыли шоурум со своей одеждой. Но вскоре мы поняли, что нужны большие инвестиции для раскрутки бренда одежды. Нужно постоянно создавать новые коллекции и отшивать одежду в больших объёмах, если хочешь достичь результатов. Поэтому я перешла в сферу дизайна аксессуаров.

Наволочки и маски бренда Зили Мардеевой

Бренд «Очо ораз оф силк» начинался с шелковых наволочек, масок для сна и резинок для волос. За четыре года ассортимент вырос в несколько раз. Сейчас на сайте бренда можно купить постельное бельё, одежду для дома, аксессуары для сна, волос и ухода за собой

Расскажите о процессе работы: как вы создаёте аксессуары и одежду?

Дизайн начинается с вдохновения. Вдохновлять может природа, эпоха, актриса, фильм. При этом нельзя просто взять и повторить мотив или элемент одежды, нужно погрузиться в тему, творчески её переработать, чтобы она выглядела современно.

Когда разрабатываешь коллекцию, важно, чтобы каждая вещь соответствовала какой-то одной идее, чтобы коллекция смотрелась цельно.

Эскизы я рисую вручную. Моя помощница отрисовывает потом продукты в программах.

Мраморный принт бренда Зили Мардеевой

Микеланджело использовал каррарский белый мрамор для создания скульптуры Давида и других шедевров. Эта история вдохновила меня на создание мраморного принта «Каррара»

Как вы выбираете цвета и ткани?

Очо ораз оф силк переводится как «8 часов шёлка». Я использую шёлк и другие натуральные ткани. Для меня важно, чтобы ткань хорошо смотрелась, была приятной к телу, выглядела дорого. Полиэстер заполонил рынок, поэтому натуральная ткань сейчас — роскошь. Хочется радовать своё тело натуральными тканями.

Ткани я выбираю в зависимости от продукта. Например, маски для сна мы шьём из натурального шёлка — он очень приятен к телу и не оставляет заломов на лице. Есть линейка нижнего белья из бамбука: эта ткань отлично впитывает влагу, поэтому в таком белье комфортно заниматься спортом.

Мне интересно работать с новыми тканями, например, с тенселем. Этот материал производят из эвкалиптового волокна, а процесс производства считается одним из самых экологичных. Варёный хлопок интересен своей мягкостью и стильной помятостью. Постельное бельё из него не нужно гладить, ухаживать за таким комплектом очень просто.

Наволочка бренда Зили Мардеевой

Важный показатель ткани — её плотность. Раньше мы отшивали наволочки из шёлка
плотностью 19 момми, а сейчас — 22 момми. Чем выше плотность, тем ткань прочнее и дольше выглядит как новая

Цвет выбираю в зависимости от ткани. Если это красивый мягкий хлопок, хочется, чтобы он был белого, бежевого, молочного оттенков. Было бы странно выбрать в этом случае кислотный цвет.

Я не ориентируюсь на модные веяния при выборе цвета. Институт цвета Пантон каждый год выбирает цвета, которые будут в тренде. Дизайнеры могут ориентироваться на этот прогноз, но он не всегда верен. Для меня важнее красивые цветовые сочетания. С опытом появляется насмотренность, начинаешь понимать, что с чем хорошо сочетается.

Расскажите о вашей компании: кто создаёт идеи, как они воплощаются?

Все идеи мои. Иногда они приходят из повседневной жизни: что-то кажется неудобным, хочется изменить и создать удобную вещь. Иногда смотрю в Пинтересте работы иностранных коллег и думаю, как их можно переработать и воплотить. Клиенты и подписчики тоже могут подать интересную идею, нужно только услышать их.

Тюрбаны бренда Зили Мардеевой

Сначала мы создали шёлковый тюрбан для бережной сушки волос (слева). Несколько покупателей написали нам, что не всегда удаётся шёлком просушить сильно влажные волосы. Тогда я придумала комбинированный тюрбан с внутренним слоем из хлопковой махры. Махровая сторона впитывает лишнюю влагу, а шёлковая — деликатно сушит волосы

Сейчас я работаю с тремя швейными производствами: с одним мы работаем с самого начала, со вторым — больше двух лет, с третьим — больше года. Я всегда предпочитала отдавать пошив изделий на аутсорс. Главное — найти качественное производство и выстроить долгосрочные партнёрские отношения.

Собственное производство — это ужасно сложная и затратная история, поэтому мне не хочется в неё ввязываться. На швейных производствах большая текучка кадров, нужно арендовать помещение, ремонтировать машины, следить за их состоянием. Это постоянные большие эмоциональные, временные и денежные расходы.

Общаетесь ли вы с клиентами?

Раньше общалась, сейчас уже нет. У нас большой поток заказов, поэтому у меня нет времени общаться с клиентами напрямую. Я могу эффективнее потратить время, например, работая над новыми продуктами и рекламными стратегиями.

У меня есть помощница, которая общается с клиентами в Инстаграме, и два менеджера: один помогает оформлять заказы на сайте, второй отвечает на вопросы и комментарии клиентов на Озоне и Вайлдбериз. При этом я всегда держу руку на пульсе. Если клиент на что-то жалуется, менеджеры сообщают мне, чтобы вовремя решить проблему: найти нарушение на производстве, улучшить товар или упаковку.

Упаковка для маски бренда Зили Мардеевой

Я уделяю особое внимание упаковке. Например, маски для сна мы упаковываем в брендовые коробочки. Они красиво смотрятся на тумбочке и практичны: можно хранить там маску или брать с собой в поездку. Ещё такие коробочки подходят для подарка

Создаёте ли новые продукты сейчас?

Да, сейчас я активно думаю над линейкой одежды для дома из мягких и уютных натуральных тканей, не из шёлка. Это могут быть хлопковые, эвкалиптовые ткани. Думаю над коллекцией халатов из варёного хлопка, из махры, фланели или вафельного полотна. Эти материалы подходят для домашней одежды — они создают уют.

Пижамный костюм бренда Зили Мардеевой

У меня уже есть коллекции домашней одежды: это пижамы из шёлка и тенселя. Брючные шёлковые костюмы можно носить не только дома — пижамный стиль сейчас в моде, так что в пижаме можно гулять по улице или отправиться на вечеринку. Как выглядеть стильно в пижаме и с чем её сочетать, можно подсмотреть у модных стритстайлеров

Что должен знать и уметь дизайнер аксессуаров и одежды?

Первое, о чём всегда нужно помнить, — все созданные товары придётся продавать. Самой большой ошибкой, которую я совершала, было бездумное создание кучи разных продуктов, потому что мне казалось, что они классные и их будут покупать.

С опытом приходишь к тому, что сначала нужно изучить рынок, посмотреть, что хорошо продаётся, а уже потом выпускать что-то своё. Например, полазить на Вайлдбериз, посмотреть ту сферу, в которой хочешь запустить новинку, изучить, что пользуется спросом, какие цвета нравятся клиентам, что для них важно.

Нельзя креативить легкомысленно. Даже когда создаёшь креативную вещь, нужно обуздать себя, подумать о том, как это будет продаваться, по какой цене, насколько удобно будет в использовании.

Конечно, дизайнер должен уметь рисовать, у него должен быть хороший вкус. Нужно тренировать насмотренность, посещать больше красивых мест.

Дизайнер одежды должен разбираться в практических аспектах пошива, владеть специальными терминами: вытачки, припуски, оверлок, плоскошовка и другие. Это нужно, чтобы на одном языке общаться со швеями.

Часто дизайнер стоит во главе компании не только как идейный вдохновитель, но и как руководитель. Поэтому дизайнер должен быть ещё и хорошим организатором, уметь общаться с разными людьми: от рекламщиков и СММ-специалистов до швей. Нужно уметь доносить свои мысли. Организаторские и коммуникативные способности необходимы, чтобы реализовать свою идею от этапа рисунка до товара на полке.

Быть дизайнером — это не просто сидеть за компьютером и рисовать. Нужно постоянно самообразовываться, проходить курсы, получать образование в разных сферах: в продажах, в рекламе, в производстве упаковки, в выборе тканей. Это очень разносторонняя история.

Что нужно, чтобы открыть свой бизнес по созданию одежды или аксессуаров?

Нужно получить базовые знания, для этого стоит отучиться на дизайнера одежды, например, пройти двухлетний курс в Институте бизнеса и дизайна би-энд-ди. А потом нужно постоянно самообразовываться в продажах, продвижении, создании красивого фотоконтента.

Желательно начинать не в 20 и не в 25 лет, а хотя бы лет в 30. Нужно оценивать рынок, изучать, как что продаётся. Не думайте, что люди спят и видят, как купить ваше крутое детское боди или вашу пижаму. Это точно не так.

На успех бренда одежды влияет, кто из блогеров и инфлюенсеров носит ваши вещи. Это целое направление работы с инфлюенсерами.

Важно, как вы будете позиционировать свой бренд, как визуально преподносить, как рекламировать, как представлять товар на маркетплейсах, как менеджеры будут с клиентами общаться, как сайт будет выглядеть — во всех этих аспектах нужно разбираться.

Чтобы бренд взлетел, мало сделать хороший продукт. Нужно предусмотреть множество вещей и постоянно держать руку на пульсе.