Редактор СберБанка о том, как новичкам бороться со страхом с помощью шоколада, силе комьюнити школы и тайном знании каждого редактора.
По образованию ты экономист. Как пришла к работе с текстом?
Сначала я хотела поступать на журналиста, но родители убедили, что с экономическим образованием смогу работать хоть в банке, хоть в страховой, хоть бухгалтером. Мне было 16 лет, и спорить с родителями я не стала. Поступила на экономический, заранее зная, что никогда не буду работать по специальности.
Ещё в университете я устроилась консультантом в Адидас, чтобы подработать летом. Но компания и команда мне так понравились, что я проработала там несколько лет — доросла до ведущего консультанта, познакомилась с будущим мужем и планировала строить карьеру управленца. Мои планы рухнули, когда мужа перевели работать в Сочи. Мне пришлось уволиться, потому что отношения в компании запрещены.
В Сочи оказалось непросто найти работу в моей сфере — там всего один торговый центр и большая конкуренция. Полгода проработала администратором в магазине одежды, но его закрыли. Я была потеряна и не понимала, чем заниматься дальше.
Как-то мы с мужем стали обсуждать, что я люблю делать. Выяснили, что больше всего я люблю спать, есть сладкое, общаться с людьми и писать. Спать и есть сладкое я сразу отмела — нет таких профессий. Начали развивать идею про разговоры и общение. Думали про ведущую или журналиста, но по ощущениям это было не то. Так докрутили до копирайтера.
Сразу после разговора я создала профиль на YouDo. Это сервис, где можно найти специалиста под определённую задачу. У меня не было цели сразу заработать денег. Для начала хотела понять, нравится ли мне писать тексты, работать с клиентами.
После YouDo ты поступила в Школу редакторов. Расскажи, как копирайтерский опыт привёл в редактуру?
На YouDo я писала посты для Инстаграм-аккаунтов компаний. Один пост стоил 100 рублей. За первый месяц смогла заработать 10 000 рублей, но писать приходилось много и на разные темы. Мне кажется, у каждого редактора есть своё тайное знание. У меня это памперсы — я писала на них обзоры.
В следующем месяце стала предлагать клиентам не только писать тексты, но и делать дизайн картинок за дополнительные 100 рублей. Моими клиентами были владельцы маленьких бизнесов — локальных кофеен или цветочных магазинов. Они не могли себе позволить заказать ведение соцсетей в агентстве, но у них была я. Так за второй месяц смогла заработать в два раза больше.
Я проработала на YouDo полгода. За это время выяснила, что мне нравится писать и работать с клиентами. Дальше у меня было два пути: стать СММ-менеджером и брать аккаунты под ключ или глубже изучать работу с текстом и становиться редактором.
Мне был интересен именно текст, поэтому стала искать, кто самый крутой в этой сфере. Узнала про Максима Ильяхова и купила его книгу «Пиши, сокращай». Читала и думала: «Господи! Он как будто читал мои тексты и по ним писал книгу!». Было стыдно за свои работы. После прочтения книги зашла на сайт Максима, оттуда узнала про Школу редакторов.
Какие тексты писала, пока была копирайтером? Всякие «доброе утро, как дела» или сразу понимала, что нужна польза?
Как пользователь я сама не любила пустые посты с текстом ради текста, поэтому старалась не работать с клиентами, которые от меня этого ждали. Был один заказчик — бренд одежды, там меня сразу попросили, чтобы было меньше текста и больше цепляющих креативных фраз. Мы не сработались.
Для цветочного магазина я писала, что делать, чтобы цветы дольше оставались свежими. Вела блог финансиста с историями успеха разных инвесторов. Так что лайфстайла никогда не было.
Не страшно было поступать в Школу редакторов?
Очень страшно. Когда только зашла почитать про Школу и нашла рейтинг текущего потока студентов, сразу подумала, что это не для меня. В школе учились опытные ребята из Яндекса, Сбера и других крутых компаний. Я тогда писала про памперсы. Решила начать с ютуба Максима Ильяхова, чтобы больше узнать про то, как всё устроено в школе. Смотрела разборы работ студентов и расстраивалась ещё сильнее — казалось, я так никогда не смогу.
Когда все книги и видео на канале Максима закончились, я решилась оплатить первую ступень. В марте 2020 года я поступила в Школу редакторов. Тогда же началась пандемия, и все заказчики на YouDo отказались от моих услуг. Это позволило сфокусироваться на школе.
Расскажи, что для тебя было самое крутое в Школе редакторов?
Сила комьюнити. Для меня группа потока стала судьбоносной. Я туда пришла на сто голов ниже остальных. Ничего не умела — даже файл в Фигме не знала как сохранить. Ребята были круче меня, но при этом открыто делились опытом. Это не было похоже на обычную школу, где каждый сам за себя — сделал свою работу, сдал тетрадку и сидишь довольный. Здесь все друг другу помогали. Одна я бы много с чем не справилась.
Когда ты худший среди лучших, то растёшь гораздо быстрее. Это тоже плюс редакторского сообщества школы. Ребята задавали темп, а я старалась его держать изо всех сил. Помню эту боль, когда перед выполнением очередного задания заходишь посмотреть, кто что сделал. Я всегда смотрела работы других.
Самые впечатляющие были у одногруппницы Кати Ярцевой — до сих пор помню её очаровательную работу с барашками. В моменте сильные работы меня демотивировали — казалось, так красиво, интересно, структурировано я не сделаю. Но с другой стороны, я смотрела на этот уровень и старалась выжать максимум из своей работы.
Ещё одна сила школы — поиск работы. Все свои рабочие проекты я находила через одногруппников.
Школа редакторов — это не обычная школа, где каждый сам за себя. Здесь все друг другу помогают
На какой ступени было сложнее учиться — на первой или второй?
Вторая ступень далась мне проще, чем первая. Учиться в Школе редакторов сложно людям с внутренними проблемами. У меня был целый набор: синдром отличницы, перфекционизм, страх быть новичком. Это дико мешало.
Я не делала вступительное задание в Школу, потому что посмотрела обзоры предыдущих потоков и решила, что так не смогу. По той же причине не писала статьи в «Кто студент». На первой ступени я зачем-то сравнивала свои первые шаги со сто первыми шагами опытных ребят на потоке.
Когда получила высокую оценку по курсовой, появилось чуть больше уверенности в себе — учиться стало легче. Тогда же меня взяли работать в Яндекс. Практикум, и я окончательно от себя отстала.
Расстроилась, что не прошла на третью ступень?
Было очевидно, что не пройду на третью ступень — я шла предпоследней в рейтинге. Даже если бы сдавала все тесты и задания на высший балл, попасть в десятку лучших не смогла. Я выложилась на максимум и горжусь результатами. А третья ступень у меня была в Яндекс.Практикуме.
Расскажи про свою работу в Яндекс.Практикуме. Как туда устроилась и за что отвечала?
После первой ступени я не надеялась попасть на вторую. И пока ждала оценки за курсовую, решила искать работу. Посмотрела, кто где работает из моих одногруппников, и написала ребятам.
Один из них был Максим Курепов — главред в Яндекс.Практикуме. Он взял меня редактором на курс «Инженер облачных сервисов». Это курс-онбординг для новых клиентов Яндекс. Облака, где надо было рассказывать пользователям о возможностях сервиса и учить с ним работать.
Я была далека от ИТ. Когда ты совсем не в теме, а в тексте тебе понятны разве что предлоги, работать сложно. У меня нормально получалось только структурировать текст и делать подписи к изображениям. Сейчас понимаю, что в проекте я была больше корректором, чем редактором.
Через три месяца меня пригласили работать над курсом по критическому мышлению на гуманитарный факультет Яндекс.Практикума. Я очень старалась, но не вывозила — постоянно перерабатывала, но это не особо помогало делу. Одного желания мало, нужен был опыт. Я проработала на этом проекте два месяца. Мы с командой сделали демоверсию и первый модуль курса и попрощались.
Практикум — проект мечты для опытного редактора: там можно тестировать смелые идеи, быть дерзким. Но в начале пути ты вообще не дерзкий — хочется рамок и правил. Например, опираться на редполитику или человека, который знает, как правильно.
Сложно было принять провал в Практикуме?
Не считаю, что это был провал. В первый месяц казалось, что теперь все знают, что я не справилась, и больше меня никто не возьмёт на работу. Но главное после таких неудач сделать выводы. Я поняла, что мне нужно поработать с опытным главредом. Хотела, чтобы в компании за процессы отвечал менеджер, а не я сама. Плюс убедилась, что не стоит работать с темами, в которых ты вообще ничего не понимаешь.
Потом были одновременно Сбер и «Цифровое строительство». Когда искала работу после Яндекса, мне предложили должность главного редактора в издании «Цифровое строительство». Это новое медиа про цифровизацию строительного бизнеса в России. Но у меня уже был негативный опыт работы с задачами «на вырост», поэтому я отказалась. Потом я поработала там на другой должности.
Расскажи, как устроены процессы работы в Сбере?
Я работаю в команде сайта. Наши клиенты — отделы Сбера. У них есть задачи: вышла новая кредитная карта и надо сделать лендинг, или провели исследование по страховке недвижимости и надо добавить в FAQ новые вопросы. С этими задачами они обращаются в редакцию.
В команде работают три редактора, у каждого есть свой менеджер, дизайнер и контент-менеджер. Процесс построен так: клиент приходит к менеджеру, обсуждает с ним задачу и составляет бриф. Бриф попадает ко мне, я его изучаю. Если есть вопросы, созваниваюсь с клиентом. После я делаю драфт — черновик работы. Показываю главреду, мы вместе смотрим и докручиваем. Отправляю клиенту на согласование, правлю после его комментариев. Согласованный текст уходит дизайнеру, потом макет попадает к контент-менеджеру, он загружает его на платформу.
В Сбере чётко распределены обязанности: понятно, кто за что отвечает и какой следующий шаг. Это помогает работать без стресса.
Как думаешь, важно ли редактору поработать в крупной компании, чтобы научиться работать?
Важна не крупная компания, а главред. Никакая книжка и курсы не научат тебя лучше, чем сто правок от главреда в гугл-доке. Когда ты эти правки обсуждаешь, исправляешь, плачешь, снова исправляешь, то учишься быстрее всего.
В Сбере у меня опытный главред. Он даёт обратную связь, объясняет и помогает исправить ошибки. Благодаря этому я быстро расту.
Книжки и курсы не научат тебя лучше, чем сто правок от главреда в гуглдоке
Чем занималась в издании «Цифровое строительство»?
Во второй раз меня туда пригласили на должность шеф-редактора. На тот момент я уже работала в Сбере, поэтому на проект могла выделять только два часа в день. Первое время я занималась подбором авторов. Искала их везде, в том числе в Школе редакторов. Писала ребятам с хорошим рейтингом и тем, кто не указывал место работы.
Эта работа мне нравилась, но к редактированию статей я так и не приступила. Проект сложный — нужно было искать информацию в зарубежных источниках и глубоко погружаться в тему. Два часа в день на это было мало. Я поняла, что торможу проект. Нашла на своё место более подходящего кандидата и ушла. Кстати, свою одногруппницу из Школы редакторов — снова сработала сила комьюнити.
Авторы боятся откликаться на вакансии пока у них нет крутых проектов в портфолио. Как считаешь, так ли важно портфолио, чтобы тебя взяли на работу?
Считаю, что нет. До Практикума в моём портфолио были статьи для строительной компании на Яндекс. Дзене и тексты для Инстаграма. Когда устраивалась в Сбер, к предыдущему опыту прибавилась работа в Практикуме, но не скажу, что у меня было прям крышесносное портфолио. Меня взяли благодаря хорошо выполненному тестовому.
Когда я нанимала авторов в «Цифровое строительство», то, конечно, смотрела резюме и работы в портфолио. Но часто авторы с сильным портфолио присылали странные тестовые. Поэтому я рекомендую не зацикливаться на портфолио и резюме. Не нужно додумывать за работодателя, что ему важно. Откликайтесь и вдумчиво делайте тестовые — рано или поздно вы обязательно попадёте в классную компанию.
Успех — это количество попыток. Когда я искала работу после Практикума, то даже вела табличку в Ноушене — записывала свои отклики и результаты по ним. Это была как игра — через сколько попыток я найду работу.
Если бы я искала редактора в проект, то первыми пригласила своих знакомых. Зачем мне выкладывать вакансию и тратить время на собеседования, если есть надёжные редакторы, в которых я уверена.
Как ты думаешь, может ли редактор одинаково хорошо писать на разные темы? Или лучше специализироваться на одной?
У меня нет ответа на вопрос, зачем редактору писать на разные темы — сегодня про строительство, завтра про медицину и ИТ. Если он впервые сталкивается с темой, то я сомневаюсь, что возможно за адекватный для клиента срок написать экспертную статью. Считаю, что надо выбрать одну-две темы, которые тебе интересны или в которых у тебя есть хоть какой-то опыт, и писать про это. Со временем ты будешь становиться не только редактором, но и экспертом в теме. Понимание основ очень упрощает и ускоряет работу.
Предположим, мне нужно сделать обзор СберДевайсов. Благодаря работе в Сбере я уже про каждый из девайсов что-то знаю — для умной розетки делала баннер, для СалютТВ составляла FAQ, а для СберТВ делала лендинг. Мне достаточно освежить свои знания и написать статью. Работа займёт максимум две недели с учётом всех согласований.
Если человек не в теме сядет писать такую статью с нуля, то ему придётся сначала вникнуть в суть каждого девайса и собрать фактуру, потом пообщаться с владельцем каждого продукта и задать вопросы, ответы на которые не удалось накопать самому, и только потом начать писать. Время и затраты на эту работу увеличатся в несколько раз. Для себя я выбрала банковскую тему и пока планирую развиваться в ней.
Какие дальнейшие планы на развитие карьеры?
Сейчас мне интересна UX-редактура. В Сбере у меня разные задачи — я делаю баннеры, пишу инструкции, лендинги, статьи. Благодаря этому могу отследить, что мне нравится, а что нет. Когда нужно написать статью, первая реакция — сопротивление. Я, конечно, потом беру себя в руки и пишу, но со скрипом. А вот делать баннер, форму обратной связи или придумывать название кнопки мне очень нравится.
Хочу лучше разбираться в этой теме, поэтому в планах пройти курс UX-копирайтера в Яндекс.Практикуме.
В 2020 году ты переехала в Санкт-Петербург. Нравится в Питере?
Жить здесь было моей мечтой. Я очень хотела поступать в университет в Петербурге, но в 16 лет родители так далеко не отпустили. Моя мечта всё равно сбылась, просто чуть позже.
Питер в сравнении с Краснодаром большой город — своим масштабом он вдохновляет меня на большие дела. Например, на поступление в Школу редакторов. Я оплатила первую ступень через две недели после переезда.
Мне нравится, что в Петербурге много мест, где можно интересно провести досуг. Всё, чтобы ты не придумал, в Питере есть. У меня много разных хобби, поэтому для меня это важно. Вот сейчас я играю в сквош. В Краснодаре о нём пришлось бы забыть, там нет сквош-клубов. Ещё Петербург подходит мне по климату — здесь не жарко.
Единственный минус жизни в Санкт-Петербурге — все мои друзья и близкие далеко. Я часто чувствую себя одиноко: иногда хочется погулять, но не с кем. Надеюсь, скоро у меня появится собака и эта проблема решится.
Ты работаешь на удалёнке. Как организовываешь работу, чтобы продуктивно поработать и не забывать отдохнуть?
Главное, что помогает не перерабатывать — налаженная система работы в Сбере. Здесь редко бывают горящие задачи, которые нужно доделывать после 18:00. Плюс в течение дня у меня встречи, к которым нужно готовить вопросы или драфт — так что прокрастинировать не получается. Конечно, бывают такие дни, когда даже страх провалить встречу не помогает настроиться на работу. Чаще всего это связано с тем, что я устала или не понимаю задачу. Тогда я иду спать на полчаса или пишу главреду, мол, Илья, что-то я закопалась, помоги.
Чтобы не задерживаться на работе после 18:00, я планирую тренировки на 19:00. Наверное, чтобы не перерабатывать, в жизни должны быть ещё какие-то интересы. У меня их много — они вдохновляют поскорее закончить работу. Стараюсь не отвлекаться на соцсети и реже устраивать чаепития, чтобы в 18:00 закрыть ноутбук и пойти на сквош.
Не думаешь, что упускаешь что-то важное в карьере, если не перерабатываешь?
У меня есть план на год. В прошлом году во главе была работа — я училась в Школе редакторов, работала в первых проектах, закрывать ноутбук в 18:00 не получалось. Я понимала, для чего это делаю и осознанно жертвовала временем с семьёй и хобби.
В этом году хочу насладиться результатом прошлогодних трудов и перевести дух. Сейчас я сосредоточена на семье и своих увлечениях. Хочу чаще ездить к родителям в Краснодар, побольше гулять с мужем, играть в сквош, учиться делать шоколад.
Сверхрезультаты — это всегда сверхусилия. Сейчас я к ним не готова, поэтому работаю в обычном ритме и намеренно не беру несколько проектов. Понимаю, что год не будет прорывным в плане карьеры, но готова этим пожертвовать.
Важно постоянно учиться новому в профессии редактора?
Наверное, важно, но у меня не получается. После Школы редакторов у меня было перенасыщение информацией — нужно время, чтобы усвоить теорию и отработать её на практике. Пока нет потребности снова учиться.
Конечно, я всё равно изучаю что-то околоредактурное: купила курс от главреда «Манго Иншуринга» по работе с гугл-доками, читаю книгу Людмилы Сарычевой «Уступите место драме» и рассылку о фактуре Светланы Дучак. Но не потому, что важно постоянно учиться. Всё это мне нужно для конкретных рабочих задач: я часто туплю при работе с гугл-доками и без эксперта иногда теряюсь, не знаю, где ещё можно найти нужные факты. А просто вкачивать в себя информацию без конкретного запроса бесполезно, она всё равно забудется.
Недавно ты пошла на курсы шоколатье. Почему такой выбор?
Хочу трогать руками результат своего труда. У редактора интеллектуальный труд, его не потрогать. Поэтому я нашла себе занятие, после которого остаётся осязаемый артефакт.
Ну и ещё я сладкоежка. Шоколад делаю впервые, так что на курсе шоколатье снова придётся бороться со страхом быть новичком. Хочу ещё раз доказать себе — если на чём-то фокусироваться и честно трудиться, то всё обязательно получится.