Редактор СберБанка о том, как новичкам бороться со страхом с помощью шоколада, силе комьюнити школы и тайном знании каждого редактора.
По образованию ты экономист. Как пришла к работе с текстом?
Сначала я хотела поступать на журналиста, но родители убедили, что с экономическим образованием смогу работать хоть в банке, хоть в страховой, хоть бухгалтером. Мне было 16 лет, и спорить с родителями я не стала. Поступила на экономический, заранее зная, что никогда не буду работать по специальности.
Ещё в университете я устроилась консультантом в Адидас, чтобы подработать летом. Но компания и команда мне так понравились, что я проработала там несколько лет — доросла до ведущего консультанта, познакомилась с будущим мужем и планировала строить карьеру управленца. Мои планы рухнули, когда мужа перевели работать в Сочи. Мне пришлось уволиться, потому что отношения в компании запрещены.
В Сочи оказалось непросто найти работу в моей сфере — там всего один торговый центр и большая конкуренция. Полгода проработала администратором в магазине одежды, но его закрыли. Я была потеряна и не понимала, чем заниматься дальше.
Как-то мы с мужем стали обсуждать, что я люблю делать. Выяснили, что больше всего я люблю спать, есть сладкое, общаться с людьми и писать. Спать и есть сладкое я сразу отмела — нет таких профессий. Начали развивать идею про разговоры и общение. Думали про ведущую или журналиста, но по ощущениям это было не то. Так докрутили до копирайтера.
Сразу после разговора я создала профиль на YouDo. Это сервис, где можно найти специалиста под определённую задачу. У меня не было цели сразу заработать денег. Для начала хотела понять, нравится ли мне писать тексты, работать с клиентами.

Одно из самых ярких впечатлений из работы в Адидасе — Чемпионат мира по футболу в 2018 году в Сочи. Я работала менеджером магазина на матчах
После YouDo ты поступила в Школу редакторов. Расскажи, как копирайтерский опыт привёл в редактуру?
На YouDo я писала посты для Инстаграм-аккаунтов компаний. Один пост стоил 100 рублей. За первый месяц смогла заработать 10 000 рублей, но писать приходилось много и на разные темы. Мне кажется, у каждого редактора есть своё тайное знание. У меня это памперсы — я писала на них обзоры.
В следующем месяце стала предлагать клиентам не только писать тексты, но и делать дизайн картинок за дополнительные 100 рублей. Моими клиентами были владельцы маленьких бизнесов — локальных кофеен или цветочных магазинов. Они не могли себе позволить заказать ведение соцсетей в агентстве, но у них была я. Так за второй месяц смогла заработать в два раза больше.
Я проработала на YouDo полгода. За это время выяснила, что мне нравится писать и работать с клиентами. Дальше у меня было два пути: стать СММ-менеджером и брать аккаунты под ключ или глубже изучать работу с текстом и становиться редактором.
Мне был интересен именно текст, поэтому стала искать, кто самый крутой в этой сфере. Узнала про Максима Ильяхова и купила его книгу «Пиши, сокращай». Читала и думала: «Господи! Он как будто читал мои тексты и по ним писал книгу!». Было стыдно за свои работы. После прочтения книги зашла на сайт Максима, оттуда узнала про Школу редакторов.

Пост для моего первого клиента с YouDo — кофейни в Чебоксарах
Какие тексты писала, пока была копирайтером? Всякие «доброе утро, как дела» или сразу понимала, что нужна польза?
Как пользователь я сама не любила пустые посты с текстом ради текста, поэтому старалась не работать с клиентами, которые от меня этого ждали. Был один заказчик — бренд одежды, там меня сразу попросили, чтобы было меньше текста и больше цепляющих креативных фраз. Мы не сработались.
Для цветочного магазина я писала, что делать, чтобы цветы дольше оставались свежими. Вела блог финансиста с историями успеха разных инвесторов. Так что лайфстайла никогда не было.
Не страшно было поступать в Школу редакторов?
Очень страшно. Когда только зашла почитать про Школу и нашла рейтинг текущего потока студентов, сразу подумала, что это не для меня. В школе учились опытные ребята из Яндекса, Сбера и других крутых компаний. Я тогда писала про памперсы. Решила начать с ютуба Максима Ильяхова, чтобы больше узнать про то, как всё устроено в школе. Смотрела разборы работ студентов и расстраивалась ещё сильнее — казалось, я так никогда не смогу.
Когда все книги и видео на канале Максима закончились, я решилась оплатить первую ступень. В марте 2020 года я поступила в Школу редакторов. Тогда же началась пандемия, и все заказчики на YouDo отказались от моих услуг. Это позволило сфокусироваться на школе.
Расскажи, что для тебя было самое крутое в Школе редакторов?
Сила комьюнити. Для меня группа потока стала судьбоносной. Я туда пришла на сто голов ниже остальных. Ничего не умела — даже файл в Фигме не знала как сохранить. Ребята были круче меня, но при этом открыто делились опытом. Это не было похоже на обычную школу, где каждый сам за себя — сделал свою работу, сдал тетрадку и сидишь довольный. Здесь все друг другу помогали. Одна я бы много с чем не справилась.
Когда ты худший среди лучших, то растёшь гораздо быстрее. Это тоже плюс редакторского сообщества школы. Ребята задавали темп, а я старалась его держать изо всех сил. Помню эту боль, когда перед выполнением очередного задания заходишь посмотреть, кто что сделал. Я всегда смотрела работы других.
Самые впечатляющие были у одногруппницы Кати Ярцевой — до сих пор помню её очаровательную работу с барашками. В моменте сильные работы меня демотивировали — казалось, так красиво, интересно, структурировано я не сделаю. Но с другой стороны, я смотрела на этот уровень и старалась выжать максимум из своей работы.
Ещё одна сила школы — поиск работы. Все свои рабочие проекты я находила через одногруппников.
Школа редакторов — это не обычная школа, где каждый сам за себя. Здесь все друг другу помогают
На какой ступени было сложнее учиться — на первой или второй?
Вторая ступень далась мне проще, чем первая. Учиться в Школе редакторов сложно людям с внутренними проблемами. У меня был целый набор: синдром отличницы, перфекционизм, страх быть новичком. Это дико мешало.
Я не делала вступительное задание в Школу, потому что посмотрела обзоры предыдущих потоков и решила, что так не смогу. По той же причине не писала статьи в «Кто студент». На первой ступени я зачем-то сравнивала свои первые шаги со сто первыми шагами опытных ребят на потоке.
Когда получила высокую оценку по курсовой, появилось чуть больше уверенности в себе — учиться стало легче. Тогда же меня взяли работать в Яндекс. Практикум, и я окончательно от себя отстала.
Расстроилась, что не прошла на третью ступень?
Было очевидно, что не пройду на третью ступень — я шла предпоследней в рейтинге. Даже если бы сдавала все тесты и задания на высший балл, попасть в десятку лучших не смогла. Я выложилась на максимум и горжусь результатами. А третья ступень у меня была в Яндекс.Практикуме.

Работа на второй ступени, за которую мне поставили двойку. Слишком буквально восприняла совет Михаила Нозика «повторяйте хорошие работы, пока учитесь». Оказалось, что заимствование и плагиат не одно и то же (смеётся)
Расскажи про свою работу в Яндекс.Практикуме. Как туда устроилась и за что отвечала?
После первой ступени я не надеялась попасть на вторую. И пока ждала оценки за курсовую, решила искать работу. Посмотрела, кто где работает из моих одногруппников, и написала ребятам.
Один из них был Максим Курепов — главред в Яндекс.Практикуме. Он взял меня редактором на курс «Инженер облачных сервисов». Это курс-онбординг для новых клиентов Яндекс. Облака, где надо было рассказывать пользователям о возможностях сервиса и учить с ним работать.
Я была далека от ИТ. Когда ты совсем не в теме, а в тексте тебе понятны разве что предлоги, работать сложно. У меня нормально получалось только структурировать текст и делать подписи к изображениям. Сейчас понимаю, что в проекте я была больше корректором, чем редактором.
Через три месяца меня пригласили работать над курсом по критическому мышлению на гуманитарный факультет Яндекс.Практикума. Я очень старалась, но не вывозила — постоянно перерабатывала, но это не особо помогало делу. Одного желания мало, нужен был опыт. Я проработала на этом проекте два месяца. Мы с командой сделали демоверсию и первый модуль курса и попрощались.
Практикум — проект мечты для опытного редактора: там можно тестировать смелые идеи, быть дерзким. Но в начале пути ты вообще не дерзкий — хочется рамок и правил. Например, опираться на редполитику или человека, который знает, как правильно.
Сложно было принять провал в Практикуме?
Не считаю, что это был провал. В первый месяц казалось, что теперь все знают, что я не справилась, и больше меня никто не возьмёт на работу. Но главное после таких неудач сделать выводы. Я поняла, что мне нужно поработать с опытным главредом. Хотела, чтобы в компании за процессы отвечал менеджер, а не я сама. Плюс убедилась, что не стоит работать с темами, в которых ты вообще ничего не понимаешь.
Потом были одновременно Сбер и «Цифровое строительство». Когда искала работу после Яндекса, мне предложили должность главного редактора в издании «Цифровое строительство». Это новое медиа про цифровизацию строительного бизнеса в России. Но у меня уже был негативный опыт работы с задачами «на вырост», поэтому я отказалась. Потом я поработала там на другой должности.
Расскажи, как устроены процессы работы в Сбере?
Я работаю в команде сайта. Наши клиенты — отделы Сбера. У них есть задачи: вышла новая кредитная карта и надо сделать лендинг, или провели исследование по страховке недвижимости и надо добавить в FAQ новые вопросы. С этими задачами они обращаются в редакцию.
В команде работают три редактора, у каждого есть свой менеджер, дизайнер и контент-менеджер. Процесс построен так: клиент приходит к менеджеру, обсуждает с ним задачу и составляет бриф. Бриф попадает ко мне, я его изучаю. Если есть вопросы, созваниваюсь с клиентом. После я делаю драфт — черновик работы. Показываю главреду, мы вместе смотрим и докручиваем. Отправляю клиенту на согласование, правлю после его комментариев. Согласованный текст уходит дизайнеру, потом макет попадает к контент-менеджеру, он загружает его на платформу.
В Сбере чётко распределены обязанности: понятно, кто за что отвечает и какой следующий шаг. Это помогает работать без стресса.
Как думаешь, важно ли редактору поработать в крупной компании, чтобы научиться работать?
Важна не крупная компания, а главред. Никакая книжка и курсы не научат тебя лучше, чем сто правок от главреда в гугл-доке. Когда ты эти правки обсуждаешь, исправляешь, плачешь, снова исправляешь, то учишься быстрее всего.
В Сбере у меня опытный главред. Он даёт обратную связь, объясняет и помогает исправить ошибки. Благодаря этому я быстро расту.
Книжки и курсы не научат тебя лучше, чем сто правок от главреда в гуглдоке
Чем занималась в издании «Цифровое строительство»?
Во второй раз меня туда пригласили на должность шеф-редактора. На тот момент я уже работала в Сбере, поэтому на проект могла выделять только два часа в день. Первое время я занималась подбором авторов. Искала их везде, в том числе в Школе редакторов. Писала ребятам с хорошим рейтингом и тем, кто не указывал место работы.
Эта работа мне нравилась, но к редактированию статей я так и не приступила. Проект сложный — нужно было искать информацию в зарубежных источниках и глубоко погружаться в тему. Два часа в день на это было мало. Я поняла, что торможу проект. Нашла на своё место более подходящего кандидата и ушла. Кстати, свою одногруппницу из Школы редакторов — снова сработала сила комьюнити.
Авторы боятся откликаться на вакансии пока у них нет крутых проектов в портфолио. Как считаешь, так ли важно портфолио, чтобы тебя взяли на работу?
Считаю, что нет. До Практикума в моём портфолио были статьи для строительной компании на Яндекс. Дзене и тексты для Инстаграма. Когда устраивалась в Сбер, к предыдущему опыту прибавилась работа в Практикуме, но не скажу, что у меня было прям крышесносное портфолио. Меня взяли благодаря хорошо выполненному тестовому.
Когда я нанимала авторов в «Цифровое строительство», то, конечно, смотрела резюме и работы в портфолио. Но часто авторы с сильным портфолио присылали странные тестовые. Поэтому я рекомендую не зацикливаться на портфолио и резюме. Не нужно додумывать за работодателя, что ему важно. Откликайтесь и вдумчиво делайте тестовые — рано или поздно вы обязательно попадёте в классную компанию.
Успех — это количество попыток. Когда я искала работу после Практикума, то даже вела табличку в Ноушене — записывала свои отклики и результаты по ним. Это была как игра — через сколько попыток я найду работу.
Если бы я искала редактора в проект, то первыми пригласила своих знакомых. Зачем мне выкладывать вакансию и тратить время на собеседования, если есть надёжные редакторы, в которых я уверена.

Список компаний, которым я писала на хедхантере или после вакансии в телеграм-каналах. Из 16 откликов было
4 собеседования и предложения работать, но только у Сбера были подходящие для меня условия
Как ты думаешь, может ли редактор одинаково хорошо писать на разные темы? Или лучше специализироваться на одной?
У меня нет ответа на вопрос, зачем редактору писать на разные темы — сегодня про строительство, завтра про медицину и ИТ. Если он впервые сталкивается с темой, то я сомневаюсь, что возможно за адекватный для клиента срок написать экспертную статью. Считаю, что надо выбрать одну-две темы, которые тебе интересны или в которых у тебя есть хоть какой-то опыт, и писать про это. Со временем ты будешь становиться не только редактором, но и экспертом в теме. Понимание основ очень упрощает и ускоряет работу.
Предположим, мне нужно сделать обзор СберДевайсов. Благодаря работе в Сбере я уже про каждый из девайсов что-то знаю — для умной розетки делала баннер, для СалютТВ составляла FAQ, а для СберТВ делала лендинг. Мне достаточно освежить свои знания и написать статью. Работа займёт максимум две недели с учётом всех согласований.
Если человек не в теме сядет писать такую статью с нуля, то ему придётся сначала вникнуть в суть каждого девайса и собрать фактуру, потом пообщаться с владельцем каждого продукта и задать вопросы, ответы на которые не удалось накопать самому, и только потом начать писать. Время и затраты на эту работу увеличатся в несколько раз. Для себя я выбрала банковскую тему и пока планирую развиваться в ней.
Какие дальнейшие планы на развитие карьеры?
Сейчас мне интересна UX-редактура. В Сбере у меня разные задачи — я делаю баннеры, пишу инструкции, лендинги, статьи. Благодаря этому могу отследить, что мне нравится, а что нет. Когда нужно написать статью, первая реакция — сопротивление. Я, конечно, потом беру себя в руки и пишу, но со скрипом. А вот делать баннер, форму обратной связи или придумывать название кнопки мне очень нравится.
Хочу лучше разбираться в этой теме, поэтому в планах пройти курс UX-копирайтера в Яндекс.Практикуме.
В 2020 году ты переехала в Санкт-Петербург. Нравится в Питере?
Жить здесь было моей мечтой. Я очень хотела поступать в университет в Петербурге, но в 16 лет родители так далеко не отпустили. Моя мечта всё равно сбылась, просто чуть позже.
Питер в сравнении с Краснодаром большой город — своим масштабом он вдохновляет меня на большие дела. Например, на поступление в Школу редакторов. Я оплатила первую ступень через две недели после переезда.
Мне нравится, что в Петербурге много мест, где можно интересно провести досуг. Всё, чтобы ты не придумал, в Питере есть. У меня много разных хобби, поэтому для меня это важно. Вот сейчас я играю в сквош. В Краснодаре о нём пришлось бы забыть, там нет сквош-клубов. Ещё Петербург подходит мне по климату — здесь не жарко.
Единственный минус жизни в Санкт-Петербурге — все мои друзья и близкие далеко. Я часто чувствую себя одиноко: иногда хочется погулять, но не с кем. Надеюсь, скоро у меня появится собака и эта проблема решится.

Моё любимое место в Питере — Новая Голландия. Обожаю расстелить плед на лужайке и просто валяться. А зимой — накататься на коньках и пойти за глинтвейном и трдельниками
Ты работаешь на удалёнке. Как организовываешь работу, чтобы продуктивно поработать и не забывать отдохнуть?
Главное, что помогает не перерабатывать — налаженная система работы в Сбере. Здесь редко бывают горящие задачи, которые нужно доделывать после 18:00. Плюс в течение дня у меня встречи, к которым нужно готовить вопросы или драфт — так что прокрастинировать не получается. Конечно, бывают такие дни, когда даже страх провалить встречу не помогает настроиться на работу. Чаще всего это связано с тем, что я устала или не понимаю задачу. Тогда я иду спать на полчаса или пишу главреду, мол, Илья, что-то я закопалась, помоги.
Чтобы не задерживаться на работе после 18:00, я планирую тренировки на 19:00. Наверное, чтобы не перерабатывать, в жизни должны быть ещё какие-то интересы. У меня их много — они вдохновляют поскорее закончить работу. Стараюсь не отвлекаться на соцсети и реже устраивать чаепития, чтобы в 18:00 закрыть ноутбук и пойти на сквош.

Чаще всего я работаю за обеденным столом — от него самый короткий путь к кофемашине и холодильнику. Ещё он стоит рядом с большими окнами — люблю в перерывах залипнуть на птиц

Чтобы побороть свой страх быть новичком, я стараюсь чаще делать то, чего не умею. Это я на мастер-классе по акварели еле сдерживаю слёзы, потому что у меня не получается сделать так, чтобы акварель оставляла красивые разводы
Не думаешь, что упускаешь что-то важное в карьере, если не перерабатываешь?
У меня есть план на год. В прошлом году во главе была работа — я училась в Школе редакторов, работала в первых проектах, закрывать ноутбук в 18:00 не получалось. Я понимала, для чего это делаю и осознанно жертвовала временем с семьёй и хобби.
В этом году хочу насладиться результатом прошлогодних трудов и перевести дух. Сейчас я сосредоточена на семье и своих увлечениях. Хочу чаще ездить к родителям в Краснодар, побольше гулять с мужем, играть в сквош, учиться делать шоколад.
Сверхрезультаты — это всегда сверхусилия. Сейчас я к ним не готова, поэтому работаю в обычном ритме и намеренно не беру несколько проектов. Понимаю, что год не будет прорывным в плане карьеры, но готова этим пожертвовать.
Важно постоянно учиться новому в профессии редактора?
Наверное, важно, но у меня не получается. После Школы редакторов у меня было перенасыщение информацией — нужно время, чтобы усвоить теорию и отработать её на практике. Пока нет потребности снова учиться.
Конечно, я всё равно изучаю что-то околоредактурное: купила курс от главреда «Манго Иншуринга» по работе с гугл-доками, читаю книгу Людмилы Сарычевой «Уступите место драме» и рассылку о фактуре Светланы Дучак. Но не потому, что важно постоянно учиться. Всё это мне нужно для конкретных рабочих задач: я часто туплю при работе с гугл-доками и без эксперта иногда теряюсь, не знаю, где ещё можно найти нужные факты. А просто вкачивать в себя информацию без конкретного запроса бесполезно, она всё равно забудется.
Недавно ты пошла на курсы шоколатье. Почему такой выбор?
Хочу трогать руками результат своего труда. У редактора интеллектуальный труд, его не потрогать. Поэтому я нашла себе занятие, после которого остаётся осязаемый артефакт.
Ну и ещё я сладкоежка. Шоколад делаю впервые, так что на курсе шоколатье снова придётся бороться со страхом быть новичком. Хочу ещё раз доказать себе — если на чём-то фокусироваться и честно трудиться, то всё обязательно получится.

Моя вторая попытка сделать шоколад — пока неудачная. После заливки у шоколадки появились пузыри, а через два часа налёт. Скорее всего, я неправильно затемперировала шоколад или в комнате было недостаточно прохладно