Сценарист-копирайтер о переезде в Турцию, смешных роликах и работе за копейки на бирже копирайтинга.
Ты помнишь, за что получила свои первые деньги с писательства?
Это был 2005 год. Я попыталась работать на бирже копирайтинга. Бралась за всё что можно: статьи про фильмы, про ёлочки, про кошек. Делала тексты для баннеров о похудении: «Лосины не налазят на жопу — пей „Формавин“». Даже про колодец как-то писала.
Подросла с 10 рублей до 30−40 рублей за килознак. Это был мой карьерный рост. За два месяца я заработала на пылесос и забила на это большой болт. Так начался мой путь в коммерческом писательстве. Потом знакомые предложили мне другую работу, тоже удалённую.
А чем ты сейчас занимаешься? Где работаешь?
Я пишу сценарии к рекламным роликам для «Пающих усов»: мы делаем маленькие анимированные ролики для бизнеса. Их используют для рекламы в соцсетях и на сайтах.
И как это работает?
Компания хочет сделать презентацию своего продукта в виде ролика. Я создаю сценарий, а дальше с этим материалом уже работают аниматоры.
Они готовят сториборд — это раскадровка, где каждый кадр подписан моим текстом. Слайды рисует наш дизайнер-художник перед тем, как анимировать ролик. Дальше в студии озвучиваем. В итоге получается готовый продукт.
Как ты нашла эту работу?
Я попала на конференцию «Джениус Маркетинг», это украинский аналог «Бизнес-молодости». В конце спикер толкнул мотивационную речь: «Чем бы вы ни занимались, вы сможете это продвинуть. Будьте успешными, верьте в свою счастливую звезду, работайте, задавайте вопросы».
Ну я и спросила: «Единственное, что я умею, — это писать стишки и песни. Как это монетизировать?» Он немного подвис сначала, а потом говорит: «Есть прикольные ребята — „Пающие усы“. Они делают песни в стиле рэп и видео. Вот, можешь посмотреть на них».
Я заинтересовалась, залезла на их сайт, увидела ролики. Они были безумно смешные и креативные — очень меня зацепили! Я придумала маленький рэпчик минут за 10, сняла на видео и отправила Максиму Вараксину, который занимался этим проектом.
Начали переписываться. Потом он мне предложил: «Есть у меня заказ. Хочешь попробовать?» И так мы начали постепенно работать.
Расскажи про самые необычные проекты.
На бирже делала описание товаров для секс-шопа. Я там применила всё своё красноречие, мне понравилось.
В «Усах» у нас был случай. У заказчиков в Украине бизнес: подержанные машины из США. Они помогают человеку выбрать машину, оформить на неё все документы, пригнать, техосмотр провести.
Я написала несколько вариантов, но заказчикам в них не хватало юмора. Я психанула и написала текст про старого еврея, который учит племянника, как заказать машину из США. Всё в одесском стиле. Босс был в восторге, отправил заказчикам. Они сказали, что мы перегнули палку и что это оскорбление образа заказчика. Я очень расстроилась, потому что мне действительно понравился этот сценарий.
В итоге мы написали для этих ребят ещё три сценария, но они всё зарезали. Это тот момент, когда нет нормальной коммуникации, когда ты не знаешь, чего хотят от тебя. Мы в итоге ничего не сделали.
Теперь я понимаю, что это было глупо, и больше не пишу дополнительные сценарии. Это бессмысленно. Если человеку что-то не нравится, то надо разобраться, что ему не нравится. Было бы здорово напрямую у заказчиков выяснять, что они хотят. Но моя работа в таком случае будет стоить очень дорого. Мой босс не готов платить мне такие деньги.
Cамая весёлая история — про сценарий для «Марвел гарден».
Пишет мне босс, что есть заказ на сценарий. Постоянный клиент хочет прорекламировать виллу в Турции, где мужчинам потенцию восстанавливают по какой-то английской методике. И чтобы основа сценария была — мультик про ёжика в тумане.
У меня просто взрыв мозга, я слегка в шоке. Прихожу излить свои эмоции в чатик Школы редакторов: «Ребята, что делать?» Натали, бывший главред «Кто студента», мне тут же накидала идеи про можжевеловые веточки и загадочных кобылок, которые и легли в основу ролика. Получилось весело.
Ты всё время только в «Пающих усах» работала?
Я ещё занималась продвижением массажного салона моей подруги. Делала эсэмэм, занималась контентом, снимала и монтировала видео, писала посты, делала таргетированную рекламу. Как умела кривыми ручонками, так и делала. Даже что-то получалось, клиенты были.
Мы хотели в Турции салон открыть, когда переехали. Но это сложно, если ты иностранец. Нужно много денег, всяких разрешений, лицензий, и мы оставили пока эту идею.
Расскажи о переезде, как решилась на такой смелый шаг?
Честно говоря, никогда не думала о том, что перееду в Турцию. Но когда переезжала, было ощущение, что это судьба. Документы все оформлялись сами собой. Подруге нашли квартиру по какой-то безумно низкой цене, примерно за 16 тысяч долларов. Это даже для Аланьи очень дёшево. Всё как-то складывалось… Я не знаю, как это описать, — мы просто должны были быть здесь.
Турция — хороший вариант для переезда?
Скажем так, переехать в Турцию для фрилансера — это классный вариант. Здесь из всего средиземноморья самые низкие цены. Особенно мой регион, Аланья, — это самый дешёвый курорт Турции.
Здесь квартиру можно снять в пределах 300—400 долларов. Это простая однокомнатная квартира с нормальным ремонтом в центре города. Мои друзья вообще за 350 долларов снимают большую двухкомнатную квартиру.
Турция для фрилансера — классный вариант
А ты купила квартиру в Турции или снимаешь?
Я продала свою квартиру в Одессе и купила в Аланье однушку. В ней есть большая терраса, выход в сад, балкон застеклённый.
Квартира обошлась мне в 30 тысяч долларов вместе с мебелью, техникой и оформлением документов. Центр города, близко от моря, все магазины рядом — локация хорошая. Если захочу жить в другом месте или жизнь прижмёт, смогу легко сдавать квартиру посуточно.
В Турции не боишься вечером одна гулять?
Не могу сказать про большие города, но в Аланье намного безопаснее, чем в Одессе. Тут я могу ночью пройти по улице — ко мне в жизни никто никогда не пристанет. Почти за год жизни здесь ни у меня, ни у моих друзей не было прецедентов. Город очень безопасный: тут нет пьяных, бомжей, алкоголиков на улицах. Мне очень комфортно, страха нет.
Пристают только зазывалы на улице, которые хотят тебе продать что-то. Бывает, на пляже подходят знакомиться какие-то пацаны, но ты им быстро даёшь понять, что тебе неинтересно, и они отчаливают.
В Стамбуле ситуация другая: там есть такие районы, что из машины страшно выйти. А Аланья летом — европеизированный курорт. Это ненастоящая Турция, а курортная зона, где очень много разных национальностей смешалось. И здесь безопасно, да.
Сколько нужно денег в месяц, чтобы нормально жить?
При самых плохих раскладах можно прожить на 200 долларов. Этого хватит, чтобы купить себе продуктов на месяц и заплатить за коммуналку.
Если есть своё жильё, на 500 баксов можно жить в своё удовольствие: ходить по ресторанам, питаться в кафе. Здесь на общепит у меня меньше денег уходит, чем в Одессе. Зимой в кафе можно наесться на 200 рублей. Полный базар всяких овощей, фруктов. Мандарины по 20 рублей за килограмм.
Если своего жилья нет, то ещё на аренду нужно будет баксов 350—400.
А как у тебя с языком? Говоришь свободно по-турецки?
Когда я сюда переехала жить, почти сразу попала на бесплатные курсы турецкого от муниципалитета. Мы занимались четыре раза в неделю по три часа. Я разбирала грамматику, что-то могла говорить о себе, общаться на простые темы. Через два месяца курсы закончились, и Юля, естественно, забила.
Практики языковой у меня нет, с турками общаюсь мало. Мой уровень турецкого — пойти в магазин, заказать баллон воды, договориться с помощью жестов и слов с сантехником. Но это не тот уровень, на котором ты можешь говорить и получать удовольствие от общения. Может быть, когда школа закончится, буду больше внимания уделять языку.
Чего тебе не хватает в Турции? По чему скучаешь?
Конечно, мне не хватает своих родных. Ещё не хватает каких-то бытовых штук: с косметикой здесь напряг. В Турции очень высокие налоги на импортные товары и большие пошлины на посылки из-за рубежа. Из-за этого даже на Алиэкспрессе заказывать невыгодно. Это боль.
Но вообще у меня здесь более насыщенная жизнь, чем в Одессе. Я состою в туристическом клубе. У меня здесь есть друзья: самая близкая подруга — Оля, с которой мы переехали. Ещё друзья по турклубу, друзья по турецким курсам. Всегда есть с кем пообщаться. Я не чувствую себя обделённой в плане социума. Было сложновато первые месяцы, но сейчас нормально. Ещё учёба в школе очень много времени занимала.
Давай тогда про школу поговорим. Как ты здесь оказалась?
Смотрела какое-то видео по маркетингу на ютубе, там девчонка-спикер упомянула Максима Ильяхова: «Да, копирайтеры все говно, но есть Ильяхов, он крутой». Я думаю: «Блин, интересно, что это за крутой Ильяхов?» Погуглила, посмотрела его видео, узнала о школе.
Открыла тренировочные лекции и поняла, что это не для меня, а для каких-то очень умных людей. Проплакала три дня, потому что я тупая, и оставила эту идею.
Через год в Аланье встретила девочку, которая училась в школе. Опять всплыла мысль поступить. Я прошла подготовительный курс, освоила фотошоп на каком-то примитивном уровне, и вот я здесь.
А для вступительного задания что выбрала?
Я не знала, что лучше: делать историческую статью или плакат. Поняла, что мне надо взять что-то маленькое просто потому, что большое не осилю. Выбрала плакат.
За 10 дней я сделала плакат. Это была ужасная первоначальная версия, я её показала одному своему другу, человеку со вкусом. Он сказал: «Нет, это полное говно». Переделала за день, получилось получше, чем было до этого.
А ты рассчитывала на бесплатное место?
Может быть, где-то в глубине души думала: «Да, всех поразит мой плакат!» Но вообще не рассчитывала. Я даже не знала, поступлю ли. Потом узнала, что в наборе было 100 человек и поступили все. И всё равно я волновалась, ждала письмо.
Что оказалось самым ценным для тебя в Школе бюро?
Однозначно — нетворкинг. Мне не хватало этого профессионального общения: обсудить тексты или просто жизнь редактора — это очень круто. Кайфую от этого.
Школа вдохновила, дала мощную мотивацию к учёбе. Здесь меня хорошо пнули под задницу. У меня очень много энергии появилось, даже личная жизнь наладилась каким-то образом.
А было желание пройти на третью ступень?
Под конец второй ступени желания было мало: я выдохлась, перестала видеть смысл. Не хотелось пилить проект, который мне не близок, и ещё выложить за это немалые деньги. Идеи своего проекта, которым бы я загорелась, тоже не было.
Применяешь какие-то из принципов бюро в работе и жизни?
Мне помогли переговоры. Я перестала психовать, когда мне присылают какие-то правки, что-то от меня хотят. Если я вижу, что это мой косяк и нужно что-то подправить, я аргументирую свою точку зрения в комментариях. Воспринимаю это спокойнее, чем раньше.
Я стараюсь применять принципы Ильяхова в информационном стиле, делать текст вкусным, мясным. Пытаюсь это применять в сценариях, но это непросто. У меня очень маленький объём текста. Там буквально каждая секунда в цене. Поэтому что-то я не могу расписывать подробно. Но информационный стиль мне помогает. Я понимаю, что можно улучшить в текстах, что нужно убрать.
Помог принцип ФФФ. Стала лучше планировать время, могу сделать с утра что-то — полезная тема. Но дисциплина ещё хромает.
В интерфейсах я продвинулась только в том, что научилась обсирать чужие интерфейсы. Теперь как диванный эксперт захожу на какой-то сайт: «Фу, говно какое-то, кто его вообще сделал? Какой кошмар!»
Когда ты смотрела чужие задания и баллы за тесты, что ты испытывала?
Сначала я очень напрягалась, когда в рейтинге была далека от первой тридцатки. Потому что много талантливых ребят, которые редакторами работают и умеют хорошо верстать. Думаю, ладно, они умные, но у меня есть много времени. Я не замужем, у меня нет детей, я могу взять жопой. У меня такая стратегия была, поначалу даже что-то получалось.
Потом поняла, что самое классное в школе — это возможность получить действительно полезные знания и контакты. Это намного ценнее, чем занять какие-то первые места или войти в тридцатку.
Не уверена, что буду редактором, потому что меня больше всё-таки тянет на писательство. Я больше автор и не люблю редактировать за кем-то. Поэтому не смогу исправлять, переформулировать чьи-то мысли. Для меня это уныло и скучно. Я хочу писать своё.
Не люблю редактировать за кем-то, для меня это уныло и скучно
А ты хочешь книгу написать или сценарий, чтобы фильм поставить?
Пока училась в школе, начала писать рассказы. На меня очень положительно повлияла в этом плане Елена Смирнова. Я вдохновилась её примером и поверила, что у меня тоже может получиться писать художественную прозу. Написала пока что два рассказа. Третий — в процессе написания. Он, возможно, перерастёт в повесть.
Я пишу рассказы в ЖЖ, но у меня никогда не хватает дисциплины, чтобы регулярно что-то постить. Есть настроение — пишу. А могу два месяца ничего не постить.
Задумка и материал для книги у меня тоже есть. Просто надо пнуть себя под жопу, уже сесть и хотя бы написать оглавление. Я даже не знаю, с чего книги начинают писать. Надо Кинга что ли почитать.
Когда рисовала осьминожку и расписывала план на год по заданию Товеровского, кем ты себя видела через год?
Я не брала большую осьминожку, потому что я понимала, что с моим уровнем я не смогу прокачать много. Я взяла скилов 10 или 12. Надеялась научиться лучше писать, что у меня появится больше самодисциплины, которой не хватает. Что лучше смогу планировать своё время. Ещё английский улучшу.
Я не ставлю какие-то заоблачные цели. Я просто хочу развиваться. Главное — не стоять на месте. Я чувствую, что я уже подросла: и в плане текстов, и в плане понимания интерфейсов и взаимодействия с пользователем. Прокачала понимание задачи, полезного действия.
Если бы ты не поступила в школу, чем бы ты сейчас занималась?
Я планировала сунуть свой нос на Апворк, если не пойдёт со школой. Это такой сайт по типу «Фриланс-ру», но американский. Я хотела там искать себе какую-то работу сценаристом, чтоб за рубежом. Короче, я хотела в баксах бабки получать.
У тебя такой хороший уровень английского, чтобы писать сценарии?
Я бы не сказала, что у меня суперанглийский. Как мне сказал друг, который работает на Апворке, там главное — идея. Если ты придумаешь хорошую идею, люди её уже докрутят.
Да и найти переводчика — не такая большая проблема. Мои сценарии в «Усах» переводили на разные языки. Но я бы хотела выучить английский на таком уровне, чтобы можно было ворваться в Голливуд.
Что посоветуешь студентам, которые собираются в Школу бюро?
По поводу плаката: не придумывать какие-то волшебные таблетки, какой-то юморок, а делать максимально просто и без выпендрежа. Не заморачиваться на этом сильно, ведь, как правило, наши дизайнерские скилы очень слабые. Не бояться, идти. Даже если это будет всего одна ступень — это в любом случае огромный шаг вперёд. И клиенты тоже чувствуют, когда от тебя начинает веять профессионализмом.