Юлия Манаева. Я больше автор, хочу писать своё — Кто студент

Юлия Манаева Я больше автор, хочу писать своё

Сценарист-копирайтер о переезде в Турцию, смешных роликах и работе за копейки на бирже копирайтинга.

Ты помнишь, за что получила свои первые деньги с писательства?

Это был 2005 год. Я попыталась работать на бирже копирайтинга. Бралась за всё что можно: статьи про фильмы, про ёлочки, про кошек. Делала тексты для баннеров о похудении: «Лосины не налазят на жопу — пей „Формавин“». Даже про колодец как-то писала.

Подросла с 10 рублей до 30−40 рублей за килознак. Это был мой карьерный рост. За два месяца я заработала на пылесос и забила на это большой болт. Так начался мой путь в коммерческом писательстве. Потом знакомые предложили мне другую работу, тоже удалённую.

А чем ты сейчас занимаешься? Где работаешь?

Я пишу сценарии к рекламным роликам для «Пающих усов»: мы делаем маленькие анимированные ролики для бизнеса. Их используют для рекламы в соцсетях и на сайтах.

И как это работает?

Компания хочет сделать презентацию своего продукта в виде ролика. Я создаю сценарий, а дальше с этим материалом уже работают аниматоры.

Они готовят сториборд — это раскадровка, где каждый кадр подписан моим текстом. Слайды рисует наш дизайнер-художник перед тем, как анимировать ролик. Дальше в студии озвучиваем. В итоге получается готовый продукт.

Как ты нашла эту работу?

Я попала на конференцию «Джениус Маркетинг», это украинский аналог «Бизнес-молодости». В конце спикер толкнул мотивационную речь: «Чем бы вы ни занимались, вы сможете это продвинуть. Будьте успешными, верьте в свою счастливую звезду, работайте, задавайте вопросы».

Ну я и спросила: «Единственное, что я умею, — это писать стишки и песни. Как это монетизировать?» Он немного подвис сначала, а потом говорит: «Есть прикольные ребята — „Пающие усы“. Они делают песни в стиле рэп и видео. Вот, можешь посмотреть на них».

Я заинтересовалась, залезла на их сайт, увидела ролики. Они были безумно смешные и креативные — очень меня зацепили! Я придумала маленький рэпчик минут за 10, сняла на видео и отправила Максиму Вараксину, который занимался этим проектом.

Начали переписываться. Потом он мне предложил: «Есть у меня заказ. Хочешь попробовать?» И так мы начали постепенно работать.

То самое видео, где я читаю рэп

Расскажи про самые необычные проекты.

На бирже делала описание товаров для секс-шопа. Я там применила всё своё красноречие, мне понравилось.

В «Усах» у нас был случай. У заказчиков в Украине бизнес: подержанные машины из США. Они помогают человеку выбрать машину, оформить на неё все документы, пригнать, техосмотр провести.

Я написала несколько вариантов, но заказчикам в них не хватало юмора. Я психанула и написала текст про старого еврея, который учит племянника, как заказать машину из США. Всё в одесском стиле. Босс был в восторге, отправил заказчикам. Они сказали, что мы перегнули палку и что это оскорбление образа заказчика. Я очень расстроилась, потому что мне действительно понравился этот сценарий.

В итоге мы написали для этих ребят ещё три сценария, но они всё зарезали. Это тот момент, когда нет нормальной коммуникации, когда ты не знаешь, чего хотят от тебя. Мы в итоге ничего не сделали.

Теперь я понимаю, что это было глупо, и больше не пишу дополнительные сценарии. Это бессмысленно. Если человеку что-то не нравится, то надо разобраться, что ему не нравится. Было бы здорово напрямую у заказчиков выяснять, что они хотят. Но моя работа в таком случае будет стоить очень дорого. Мой босс не готов платить мне такие деньги.

Cамая весёлая история — про сценарий для «Марвел гарден».

Пишет мне босс, что есть заказ на сценарий. Постоянный клиент хочет прорекламировать виллу в Турции, где мужчинам потенцию восстанавливают по какой-то английской методике. И чтобы основа сценария была — мультик про ёжика в тумане.

У меня просто взрыв мозга, я слегка в шоке. Прихожу излить свои эмоции в чатик Школы редакторов: «Ребята, что делать?» Натали, бывший главред «Кто студента», мне тут же накидала идеи про можжевеловые веточки и загадочных кобылок, которые и легли в основу ролика. Получилось весело.

Ролик, который совместно придумали в чате десятого набора Школы редакторов

Ты всё время только в «Пающих усах» работала?

Я ещё занималась продвижением массажного салона моей подруги. Делала эсэмэм, занималась контентом, снимала и монтировала видео, писала посты, делала таргетированную рекламу. Как умела кривыми ручонками, так и делала. Даже что-то получалось, клиенты были.

Мы хотели в Турции салон открыть, когда переехали. Но это сложно, если ты иностранец. Нужно много денег, всяких разрешений, лицензий, и мы оставили пока эту идею.

Расскажи о переезде, как решилась на такой смелый шаг?

Честно говоря, никогда не думала о том, что перееду в Турцию. Но когда переезжала, было ощущение, что это судьба. Документы все оформлялись сами собой. Подруге нашли квартиру по какой-то безумно низкой цене, примерно за 16 тысяч долларов. Это даже для Аланьи очень дёшево. Всё как-то складывалось… Я не знаю, как это описать, — мы просто должны были быть здесь.

Это мы с моей подругой Олей впервые прилетели в Аланью

Турция — хороший вариант для переезда?

Скажем так, переехать в Турцию для фрилансера — это классный вариант. Здесь из всего средиземноморья самые низкие цены. Особенно мой регион, Аланья, — это самый дешёвый курорт Турции.

Здесь квартиру можно снять в пределах 300—400 долларов. Это простая однокомнатная квартира с нормальным ремонтом в центре города. Мои друзья вообще за 350 долларов снимают большую двухкомнатную квартиру.

Турция для фрилансера — классный вариант

А ты купила квартиру в Турции или снимаешь?

Я продала свою квартиру в Одессе и купила в Аланье однушку. В ней есть большая терраса, выход в сад, балкон застеклённый.

Квартира обошлась мне в 30 тысяч долларов вместе с мебелью, техникой и оформлением документов. Центр города, близко от моря, все магазины рядом — локация хорошая. Если захочу жить в другом месте или жизнь прижмёт, смогу легко сдавать квартиру посуточно.

Вот такую квартирку можно купить в Аланье за 30 тысяч долларов

В Турции не боишься вечером одна гулять?

Не могу сказать про большие города, но в Аланье намного безопаснее, чем в Одессе. Тут я могу ночью пройти по улице — ко мне в жизни никто никогда не пристанет. Почти за год жизни здесь ни у меня, ни у моих друзей не было прецедентов. Город очень безопасный: тут нет пьяных, бомжей, алкоголиков на улицах. Мне очень комфортно, страха нет.

В Турции коты повсюду: они снимают стресс и даже помогают в работе. Котиков много не бывает

Пристают только зазывалы на улице, которые хотят тебе продать что-то. Бывает, на пляже подходят знакомиться какие-то пацаны, но ты им быстро даёшь понять, что тебе неинтересно, и они отчаливают.

В Стамбуле ситуация другая: там есть такие районы, что из машины страшно выйти. А Аланья летом — европеизированный курорт. Это ненастоящая Турция, а курортная зона, где очень много разных национальностей смешалось. И здесь безопасно, да.

Сколько нужно денег в месяц, чтобы нормально жить?

При самых плохих раскладах можно прожить на 200 долларов. Этого хватит, чтобы купить себе продуктов на месяц и заплатить за коммуналку.

Если есть своё жильё, на 500 баксов можно жить в своё удовольствие: ходить по ресторанам, питаться в кафе. Здесь на общепит у меня меньше денег уходит, чем в Одессе. Зимой в кафе можно наесться на 200 рублей. Полный базар всяких овощей, фруктов. Мандарины по 20 рублей за килограмм.

Если своего жилья нет, то ещё на аренду нужно будет баксов 350—400.

А как у тебя с языком? Говоришь свободно по-турецки?

Когда я сюда переехала жить, почти сразу попала на бесплатные курсы турецкого от муниципалитета. Мы занимались четыре раза в неделю по три часа. Я разбирала грамматику, что-то могла говорить о себе, общаться на простые темы. Через два месяца курсы закончились, и Юля, естественно, забила.

Поздравляем Омер-бея, нашего преподавателя по турецкому, с днём рождения

Практики языковой у меня нет, с турками общаюсь мало. Мой уровень турецкого — пойти в магазин, заказать баллон воды, договориться с помощью жестов и слов с сантехником. Но это не тот уровень, на котором ты можешь говорить и получать удовольствие от общения. Может быть, когда школа закончится, буду больше внимания уделять языку.

Чего тебе не хватает в Турции? По чему скучаешь?

Конечно, мне не хватает своих родных. Ещё не хватает каких-то бытовых штук: с косметикой здесь напряг. В Турции очень высокие налоги на импортные товары и большие пошлины на посылки из-за рубежа. Из-за этого даже на Алиэкспрессе заказывать невыгодно. Это боль.

Но вообще у меня здесь более насыщенная жизнь, чем в Одессе. Я состою в туристическом клубе. У меня здесь есть друзья: самая близкая подруга — Оля, с которой мы переехали. Ещё друзья по турклубу, друзья по турецким курсам. Всегда есть с кем пообщаться. Я не чувствую себя обделённой в плане социума. Было сложновато первые месяцы, но сейчас нормально. Ещё учёба в школе очень много времени занимала.

В Турции хожу в походы с туристическим клубом

Давай тогда про школу поговорим. Как ты здесь оказалась?

Смотрела какое-то видео по маркетингу на ютубе, там девчонка-спикер упомянула Максима Ильяхова: «Да, копирайтеры все говно, но есть Ильяхов, он крутой». Я думаю: «Блин, интересно, что это за крутой Ильяхов?» Погуглила, посмотрела его видео, узнала о школе.

Открыла тренировочные лекции и поняла, что это не для меня, а для каких-то очень умных людей. Проплакала три дня, потому что я тупая, и оставила эту идею.

Через год в Аланье встретила девочку, которая училась в школе. Опять всплыла мысль поступить. Я прошла подготовительный курс, освоила фотошоп на каком-то примитивном уровне, и вот я здесь.

А для вступительного задания что выбрала?

Я не знала, что лучше: делать историческую статью или плакат. Поняла, что мне надо взять что-то маленькое просто потому, что большое не осилю. Выбрала плакат.

За 10 дней я сделала плакат. Это была ужасная первоначальная версия, я её показала одному своему другу, человеку со вкусом. Он сказал: «Нет, это полное говно». Переделала за день, получилось получше, чем было до этого.

Для вступительного конкурса я распечатала плакат в турецкой типографии

А ты рассчитывала на бесплатное место?

Может быть, где-то в глубине души думала: «Да, всех поразит мой плакат!» Но вообще не рассчитывала. Я даже не знала, поступлю ли. Потом узнала, что в наборе было 100 человек и поступили все. И всё равно я волновалась, ждала письмо.

Что оказалось самым ценным для тебя в Школе бюро?

Однозначно — нетворкинг. Мне не хватало этого профессионального общения: обсудить тексты или просто жизнь редактора — это очень круто. Кайфую от этого.

Школа вдохновила, дала мощную мотивацию к учёбе. Здесь меня хорошо пнули под задницу. У меня очень много энергии появилось, даже личная жизнь наладилась каким-то образом.

А было желание пройти на третью ступень?

Под конец второй ступени желания было мало: я выдохлась, перестала видеть смысл. Не хотелось пилить проект, который мне не близок, и ещё выложить за это немалые деньги. Идеи своего проекта, которым бы я загорелась, тоже не было.

Применяешь какие-то из принципов бюро в работе и жизни?

Мне помогли переговоры. Я перестала психовать, когда мне присылают какие-то правки, что-то от меня хотят. Если я вижу, что это мой косяк и нужно что-то подправить, я аргументирую свою точку зрения в комментариях. Воспринимаю это спокойнее, чем раньше.

Я стараюсь применять принципы Ильяхова в информационном стиле, делать текст вкусным, мясным. Пытаюсь это применять в сценариях, но это непросто. У меня очень маленький объём текста. Там буквально каждая секунда в цене. Поэтому что-то я не могу расписывать подробно. Но информационный стиль мне помогает. Я понимаю, что можно улучшить в текстах, что нужно убрать.

Помог принцип ФФФ. Стала лучше планировать время, могу сделать с утра что-то — полезная тема. Но дисциплина ещё хромает.

В интерфейсах я продвинулась только в том, что научилась обсирать чужие интерфейсы. Теперь как диванный эксперт захожу на какой-то сайт: «Фу, говно какое-то, кто его вообще сделал? Какой кошмар!»

Когда ты смотрела чужие задания и баллы за тесты, что ты испытывала?

Сначала я очень напрягалась, когда в рейтинге была далека от первой тридцатки. Потому что много талантливых ребят, которые редакторами работают и умеют хорошо верстать. Думаю, ладно, они умные, но у меня есть много времени. Я не замужем, у меня нет детей, я могу взять жопой. У меня такая стратегия была, поначалу даже что-то получалось.

Потом поняла, что самое классное в школе — это возможность получить действительно полезные знания и контакты. Это намного ценнее, чем занять какие-то первые места или войти в тридцатку.

Не уверена, что буду редактором, потому что меня больше всё-таки тянет на писательство. Я больше автор и не люблю редактировать за кем-то. Поэтому не смогу исправлять, переформулировать чьи-то мысли. Для меня это уныло и скучно. Я хочу писать своё.

Не люблю редактировать за кем-то, для меня это уныло и скучно

А ты хочешь книгу написать или сценарий, чтобы фильм поставить?

Пока училась в школе, начала писать рассказы. На меня очень положительно повлияла в этом плане Елена Смирнова. Я вдохновилась её примером и поверила, что у меня тоже может получиться писать художественную прозу. Написала пока что два рассказа. Третий — в процессе написания. Он, возможно, перерастёт в повесть.

Я пишу рассказы в ЖЖ, но у меня никогда не хватает дисциплины, чтобы регулярно что-то постить. Есть настроение — пишу. А могу два месяца ничего не постить.

Задумка и материал для книги у меня тоже есть. Просто надо пнуть себя под жопу, уже сесть и хотя бы написать оглавление. Я даже не знаю, с чего книги начинают писать. Надо Кинга что ли почитать.

Когда рисовала осьминожку и расписывала план на год по заданию Товеровского, кем ты себя видела через год?

Я не брала большую осьминожку, потому что я понимала, что с моим уровнем я не смогу прокачать много. Я взяла скилов 10 или 12. Надеялась научиться лучше писать, что у меня появится больше самодисциплины, которой не хватает. Что лучше смогу планировать своё время. Ещё английский улучшу.

Я не ставлю какие-то заоблачные цели. Я просто хочу развиваться. Главное — не стоять на месте. Я чувствую, что я уже подросла: и в плане текстов, и в плане понимания интерфейсов и взаимодействия с пользователем. Прокачала понимание задачи, полезного действия.

Если бы ты не поступила в школу, чем бы ты сейчас занималась?

Я планировала сунуть свой нос на Апворк, если не пойдёт со школой. Это такой сайт по типу «Фриланс-ру», но американский. Я хотела там искать себе какую-то работу сценаристом, чтоб за рубежом. Короче, я хотела в баксах бабки получать.

У тебя такой хороший уровень английского, чтобы писать сценарии?

Я бы не сказала, что у меня суперанглийский. Как мне сказал друг, который работает на Апворке, там главное — идея. Если ты придумаешь хорошую идею, люди её уже докрутят.

Да и найти переводчика — не такая большая проблема. Мои сценарии в «Усах» переводили на разные языки. Но я бы хотела выучить английский на таком уровне, чтобы можно было ворваться в Голливуд.

Что посоветуешь студентам, которые собираются в Школу бюро?

По поводу плаката: не придумывать какие-то волшебные таблетки, какой-то юморок, а делать максимально просто и без выпендрежа. Не заморачиваться на этом сильно, ведь, как правило, наши дизайнерские скилы очень слабые. Не бояться, идти. Даже если это будет всего одна ступень — это в любом случае огромный шаг вперёд. И клиенты тоже чувствуют, когда от тебя начинает веять профессионализмом.