Хардкор третьей ступени — Кто студент

Хардкор третьей ступени

Как сделать проект за 7 недель в команде с незнакомыми людьми и не умереть.

В Школе Бюро — три школы: дизайнеров, редакторов и руководителей. На третьей ступени для работы над общим проектом создается команда из студентов трёх школ. Люди не знают друг друга, живут в разных городах, руководителю может быть 27 лет, дизайнеру — 20, а редактору — 40. Опыт в профессии разный, спасает только одно: участники команды прошли две ступени в одной из школ бюро и есть вероятность, что в итоге сработаются.

Что нужно знать студенту о других специальностях Школы Бюро

На первой ступени набор дисциплин разных школ почти одинаковый, с небольшими изменениями.

Список обязательной литературы тот же: руководителям надо читать Чихольда, дизайнерам — Странка, а редакторам — Харровера.

Практика по направлениям

На второй ступени редакторы, дизайнеры и руководители отрабатывают теорию первой ступени на практике — каждый со спецификой своего направления.

Редакторы пишут и верстают в хтмл страницу о компании, визитку о себе и интерактивную статью, создают промостраницу и изучают, как работает интерфейс мобильного приложения.

Дизайнеры проектируют сайт, верстают сложный документ, страницу в хтмл, многоэтажную веб-страницу, работают с интерфейсом мобильного приложения.

Руководители тренируют навыки управления, проектирования, аналитики, лидерства и делегирования, изучают, как продвигать проект, что такое продающая страница, как справиться с проблемами на проекте и составить договор.

При этом если на первой ступени ещё можно было сдать в дедлайн сырое задание, на второй это уже не прокатит. Просто можно, плохо — нельзя.

Халтура — смертный грех

Все три направления продолжают практиковать переговоры.

Когда предлагать тему диплома

Студенты выбирают тему диплома уже в конце второй ступени и делают анонс проекта, чтобы собрать команду для работы над ним. Анонс может быть в виде лендинга, видео или просто поста в фейсбуке.

Видеоанонс: руководитель Наталья Кабалюк рассказывает про дипломный проект — сайт «Тебе не нужна диета!»

Кто кого выбирает

В конце второй ступени школа собирает темы, предложенные студентами и составляет список. Можно выбрать наиболее интересные и пообщаться с их авторами. Потом студент в специальной анкете отмечает, с кем бы хотел работать над дипломом.

Финальное решение о составе команды принимает школа: результат может совпасть с пожеланиями студента, а может и нет. В большинстве случаев мечты сбываются.

Когда начинается третья ступень, участники команды оказываются перед выбором: чью идею выбрать. Отсчёт времени пошёл: надо выбрать тему и написать для неё понимание задачи, которое утвердит арт-директор. Это нужно сделать как можно скорее.

Бывает так, что тема и понимание задачи арт-директора не устраивают: например, он не видит пользы проекта. Тогда команда думает дальше: какую тему предложить и какое понимание задачи написать, чтобы арт-директор их всё-таки утвердил.

Команда состоит из трёх или четырёх человек: редактор (один или два), дизайнер (один или два) и руководитель, плюс шеф и арт-директор. Итого в проекте 5−6 человек.

Кто за что отвечает

Команда распределяет роли сама. Бывает, что руководитель — отличный программист, редактор — хорошим переговорщиком, а дизайнер имеет большой опыт в продвижении продукта. Школа не следит за распределением ролей.

В школе нет дипломного руководителя, который заинтересован в защите. В этом заключается главное отличие от дипломной работы в университете. Это значит, что полная ответственность за проект ложится только на исполнителей.

Шеф и арт-директор — не стопроцентные члены команды. Они не участвуют в создании проекта, а направляют и помогают. Арт-директор — это клиент, а может выступать даже блокатором. Шеф — советник, а не покровитель. Шеф не действует за подшефного, а только подсказывает, как выйти из трудного положения.

Цитата из совета Артёма Горбунова

Зачем нужен диплом и нужен ли вообще

Нужно чётко понимать, для чего вы делаете дипломный проект. Неправильная мотивация или слишком сложный и невнятный проект в условиях жёсткого аврала — это медленный, но верный яд.

Вот что пишут те, кто прошёл через защиту:

  • — Если вы хотите кому-то что-то доказать, это слабая мотивация, вы будете заставлять себя и в итоге проиграете. Если вас дико прёт от самого процесса и вы идёте туда, потому что хотите, то вас ждет успех.
  • — Главное — правильно выбрать проект, чтобы он был реальным и нужным. И второе — команда. Чтобы все были заинтересованы и не сливались.
  • — Диплом выдержат только взрослые люди, инфантильным деткам там делать нечего. Полтора месяца взаимодействия с арт-директором прокачают круче любой стажировки. После диплома появится понимание, что любое дело по плечу.
  • — Меня зажгла идея проекта, когда я увидела анонс руководителя. Я была уже выжата после второй ступени, думала, что уже нет никаких сил, но оказалось, что есть
  • — Работа над дипломом — это ад. Нужно быть готовым к большому количеству критики, миллиону замечаний, постоянному авралу. Но результат того стоит, и опыт очень крутой. После третьей ступени любая работа кажется нипочем.
  • — Диплом очень приближен к реальному проекту. В жизни немного по-другому, но дедлайны никто нигде не отменит, а ответственность не уйдет ни в учебном дипломе, ни в клиентском мире. Тут вам придется работать по-бюрошному, но даже бюрошный стиль на 80−90% соответствует тому, с чем придется иметь дело в настоящей, не учебной среде.

Этапы работы

Для работы над дипломом всем даётся 7 недель. По каждому этапу нужно получить «ок» от арт-директора, чтобы допустили к защите. Темп у каждого будет свой: кто-то тратит на понимание задачи одну неделю, у кого-то уходит пять.

Структура третьей ступени на примере 11 потока 2020 года приблизительная. Команда расписывает поэтапный план, консультируется с преподавателями, но к дедлайну должны успеть все

Самая боль — доказать арт-директору, что проект принесёт пользу. Без утверждённого понимания задачи проект зафейлится — и его не спасет то, что остальные работы вы сделали качественно. Нет понимания задачи — нет допуска.

И вот, наконец, всё вовремя согласовано, допуск получен. С одной стороны, можно уже выдохнуть, ведь проект по факту готов, но с другой стороны — впереди ещё защита. Обычно на подготовку даётся три недели.

Процесс защиты — это обязательный ритуал, где уже работающему проекту ставится оценка за смысл, эстетику, реализацию и презентацию, а участникам команды выдаются дипломы об окончании Школы Бюро Горбунова.

Студенты «после защиты становятся заметнее среди коллег и получают предложения о работе», — цитата с сайта школы. Последний пункт не преувеличение: на защите присутствуют не только преподаватели школы, но и потенциальные работодатели.

Трудности и ошибки

Планировать впритык. На каждом этапе проекта может случиться ахтунг. Если не планировать заранее, не делать запас, то очень легко вывалиться из графика и даже не успеть к дедлайну.

Вот что говорят студенты:

  • — Отвалился верстальщик, на которого рассчитывали. Сложно было подобрать стиль иллюстраций, перепробовали много разных исполнителей.
  • — У нас каждый успел поболеть — это отняло время. Дизайнер пару раз пропадала из-за своей работы. Пришлось забить на свои личные дела, семью.
  • — Мы надеялись на фотоматериалы от компании, а они оказались как будто из девяностых. Нашли фотографа, он вроде всё понял, но в итоге прислал совсем не то — хорошо, что нам помог иллюстратор.
  • — У нас ушёл руководитель из проекта. У ребят не было времени делать проект, поэтому приходилось работать за других. У клиента и арт-директора было разное видение решения.
  • — Время разработчиков было оплачено на конкретный срок, и мы в него не уложились, пришлось доделывать самим.

Не подумать про деньги. А ведь они могут понадобиться. Комментарии дипломников про деньги можно условно разделить на 4 категории:

0—10 тысяч рублей: ноль — когда расходы несла компания-заказчик. Далее небольшие расходы на хостинг, общий доступ к Фигме, продвижение в соцсетях, картонные макеты на защиту, покупка фото.

10—20 тысяч рублей: мерчендайзинг для защиты, работа иллюстратора или оплата работы эксперта.

20—30 тысяч рублей: разработчики, художники, хтмл-вёрстка.

Более 30 тысяч рублей: Тильда — 750 ₽, разработчик — 10 000 ₽ + 40 000 ₽, реклама в ВК — 1 000 ₽, оплата домена — 500 ₽, раздача материала на защите — 2 500 ₽, лицензия на видеоредактор — 1 500 ₽.

Если хотите защищаться очно в Коворкафе, стоит учесть расходы на дорогу и проживание, если вы не из Москвы.

Надеяться на помощь арт-директора, плохо работать с замечаниями

Арт-директор будет критиковать, не отвечать на звонки и сообщения, уедет в отпуск на неделю. Он может не читать понимание задачи, если его раздражает в документе нарушение правил внутреннего и внешнего или множество закрытых вопросов. Правки будут длиться бесконечно, если просто принимать их в работу и не обсуждать.

Вот что сказали по этому поводу выпускники:

  • — С арт-диром было очень сложно договориться и он появлялся очень редко, только к концу диплома стал чаще отвечать.
  • — Арт-дир выступал блокатором. Никто не умел руководить. И дизайнить.
  • — Наверное, главная трудность — достать арт-директора. Сразу всю теорию пробуешь на практике, всё становится не так очевидно, как в лекциях Товеровского и Синельникова.

Из блога Киры Калимулиной о провале на третьей ступени

Думать, что я — уникальная снежинка, остальные — козлы

Все, кто идут на третью ступень, сами по себе крутые пацаны и девчонки. Но по условиям игры придётся работать вместе. И каким бы крутым ты не был, если не умеешь работать в команде — проект под угрозой.

Вот некоторые отзывы недовольных студентов:

  • — Руководитель оказался самодуром. Вместо того, чтобы идти вместе по тонкому льду, он громко скакал впереди, всё разрушая. И судя по отзывам товарищей — это нормальная практика. Но может, это часть роста, ибо в живых проектах бывает точно также.
  • — Менеджер проекта был себе на уме, сделал пару неожиданных пасов на защите.
  • — Труднее всего оказался не какой-то этап, а взаимодействие в команде. Если нет взаимопонимания, то работа не идёт.
  • — Если в команде есть слабый игрок, то остальным придётся тянуть его обязанности на себе.
  • — Команда может часто прийти к несогласию почти в каждом моменте.
  • — В нашем проекте пахал только дизайнер и только его дрючил арт-дир — мы лишь топтались рядом.

Работать без отдыха и выходных

Сначала может показаться, что отдыхать нельзя, надо каждый день плотно утрамбовать работой, тогда успеешь к дедлайну. Но продуктивность будет снижаться, придут усталость и апатия.

Это подтверждают выпускники, которые не смогли правильно организовать время на третьей ступени:

  • — Отдыхать — критически важно. Когда у тебя ограничено время, очень хочется скипануть этот «необязательный» элемент.
  • — Если вы не спали и не ели все 7 недель — значит, не рассчитали силы в самом начале, взяли на себя больше, чем надо.
  • — Отсутствие личного времени, недосып, недопонимание в семье приводят к утрате веры в себя.

Чужие ошибки — ценный материал. Если ещё к ним добавить советы тех, у кого получился дипломный проект, это будет сила.

Советы тех, кто делал и сделал

  • — Будет в итоге совсем не так, как рассчитывали. Мы до последнего не хотели флексить, но арт-директор стал настаивать. Жизнь не идеальна. Главное — сделать.
  • — Всё равно: какое бы говно не творилось — защита всё окупит, потому что приятно, чёрт побери, что ты дошел до конца и не слился.
  • — С первого дня консультироваться с шефом и арт-директором. Задавайте открытые вопросы, чтобы узнать больше.
  • — Если есть проблема на дипломе, обращайтесь сразу к шефу, иначе потеряете время.

Найти пушера

Даже в команде равных надо найти того, кто будет думать о проекте в целом, двигать всю команду и заботиться об атмосфере. Тимлидом может оказаться не только руководитель, но дизайнер или редактор.

Команда — живые люди, надо заботиться об атмосфере. Идеальный вариант, когда в команде уже все познакомились до начала третьей ступени и ясно, кто за что возьмётся в работе над проектом. Но даже если заранее не получилось договориться и распределить роли, это нужно сделать как можно раньше, ведь от этого зависит успех проекта.

Такие советы дали выпускники нынешним студентам:

  • — Знакомьтесь с другими школами заранее, чтобы найти людей, с которыми вы на одной волне и сможете делать проект.
  • — Когда поджимали сроки, нужно было не паниковать, а брать себя в руки и фигарить, не раздражаться на коллег по команде.
  • — Было непросто научиться доверять, быть терпеливой, отделять себя от своей работы, особенно когда ее критикуют.
  • — У нас были команды, которые так и не смогли договориться между собой и всё время срались. Нам повезло друг с другом, мы ржали всю дорогу и в итоге дошли до конца.

Несмотря на все внутрикомандные трудности, очень малая часть выпускников считает, что делать диплом лучше в одиночку:

Относиться к арт-директору как к заказчику

А это значит, понимание задачи оформлять на чистовую, прорабатывать замечания, уточнять и никаких скрытых флексов. Записывать встречу подробно, вспомнить Кемпа. Хорошо бы определить, кто будет выполнять функцию клиентского менеджера и общаться с арт-директором.

  • — Важно слушать и делать то, что говорит арт-дир. Быть готовым переделывать работу столько раз, сколько потребуется.
  • — Чья задача — тот и носится. Относитесь к своему проекту как к клиентскому, в котором клиент — арт-директор. Вспоминайте лекции Товеровского об управлении проектами. Если нужно, перечитывайте — это не стыдно.
  • — На это уходит очень много нервов. С другой стороны, если потом в жизни встретишь клиента, похожего на арт-директора, то будешь знать, как себя вести.
  • — Будьте храбрыми и не бойтесь ошибиться. Помните, что когда слышите критику — скорее всего это совет, а не нападка. Воспринимайте её именно с этого ракурса и получится услышать суть.

Быть как Амундсен. Планировать работы заранее, составлять бюджет проекта запасом. Бюджет — это время, деньги, эмоции и энергия. Беречь себя и свою команду. Не быть, как Скотт.

Отдыхать. Один день выходного в неделю, без диплома и школы. Подумать заранее, как распределить нагрузку в течение рабочего дня. Не оставлять близких надолго без внимания, — именно они поддержат в трудный момент.

  • — Третья ступень отнимает много времени. Убедитесь, что баланс дом — основная работа — диплом работает правильно.
  • — Возьмите отпуск от основной работы, хотя бы на финальную часть проекта.
  • — У меня не было перекосов со сном и отдыхом, только на пару дней перед защитой график стал авральным.
  • — Лучше не совмещать третью ступень ни с чем — ни с работой, ни с другими проектами.

Выпускник с дипломом и без

К третьей ступени отсеивается 90% студентов. Но и среди прошедших на третью ступень не все смогут получить допуск и защититься. Дипломники, которые дошли до конца, официально становятся выпускниками Школы Бюро.

Соотношение учеников школы и дипломников к маю 2020 года:

Все дипломные проекты выпускников выложены на сайте бюро. Кто-то продолжает поддерживать проект, кто-то — нет.

Есть пример, когда проект не бросили и докрутили даже после недопуска. «Ватериуса» нет в списке дипломных работ на сайте бюро, потому что ребята не получили допуск к защите. Но всё-таки доделали проект.

Что ещё почитать про третью ступень и диплом в команде

У Максима Ильяхова

Краткая инструкция для тех, кто добрался до третьей ступени
О том, что проект — это не сайт
Совет о дипломе студентам второй ступени
Как делать анонс дипломного проекта
Технологии для дипломных проектов
Презентация дипломных проектов
Разница между хорошей и плохой презентацией
Про понимание задачи

У Николая Товеровского

Как развалился проект. Пример
Искусственная внешняя помощь вредит

У Артёма Горбунова

О дипломах 7 потока
О дипломах 9 потока

У студентов-дипломников

Ваня Звягин: «Зафигачить живой проект — это самое ценное»
Михаил Озорнин: «Въедливый арт-директор — половина успеха»
Анна Доронина: «Надо подстраиваться под арт-директора»
Петр Рябиков: «Как придумать тему для диплома в Школе редакторов»
Кира Калимулина: «Как (не) зафейлить третью ступень»