Екатерина Давидова. Про ИТ пишут обычные люди, которые не испугались

Екатерина Давидова Про ИТ пишут обычные люди, которые не испугались

Студентка 16 набора Школы редакторов и менеджер контентных проектов Авито Теха рассказала, что помогает расти в редактуре, как работает редакция ИТ-компании и кто может писать для айтишников.

Как ты пришла в копирайтинг?

Начнём с того, что у меня нет профильного образования: я не филолог и не журналист. У меня диплом оперной певицы. Так вышло, это долгая история.

Пока училась в универе, поняла, что оперой заниматься не буду. Мне всегда было интересно делать что-то полезное для мира и людей, поэтому на втором курсе я начала работать педагогом музыки. Я занималась с детьми и проработала так три года. В 2020 году я поняла, что очень устала. К тому же пандемия повлияла на мою работу: занятия стали проводить в онлайне, а мне в работе нравилось именно живое общение.

Я начала искать новые направления и устроилась аккаунт-менеджером в БУДУ — компанию, которая ведёт одноимённый сайт с вакансиями для айтишников. От меня требовалось публиковать вакансии и общаться с клиентами. Занималась этим примерно месяц, пока не наткнулась на вакансию автора курсов от Скилсетера. На тот момент я умела писать только научные статьи, но всё равно решила попробовать — отправила резюме, мне ответили и пригласили на работу.

В Скилсетере я писала курсы для сорсеров и статьи в интерактивный блог. Компания предоставляла экспертов, которые готовили черновик курса по моим вопросам и помогали разобраться в сложных моментах. Я дорабатывала текст, показывала работу продюсеру и при необходимости вносила правки по его комментариям.

Пример интерактивного курса в Скилсетере

В Скилсетере интерактивные курсы: студент погружается в сюжет, где выполняет задания, общается с героями и постепенно изучает теорию. Например, в курсе по продакт-менеджменту ученик попадает в виртуальную ИТ-компанию, где выполняет задачу от СЕО-специалиста — определяет функциональность продукта, а ему помогает его друг — опытный продакт. Чтобы создать такой курс, нужно продумать сюжет, героев, вопросы, задания и ответы — всем этим занималась я

В Скилсетере я познала прелести удалёнки и коммуникации в ИТ-компании. Мне никогда не говорили: «Ты плохо справляешься со своей работой, мы оставили в доке 125 комментариев!» Всегда был конструктив, который и меня развивал как специалиста, и моего руководителя как управленца. На этой работе я впервые почувствовала, что я не просто винтик, которым пользуются, а я на что-то влияю: могу сказать «нет» задачам, которые я не хочу делать, донести своё видение и договориться. Такое отношение меня подкупило.

Как думаешь, такая свобода — это особенность небольших компаний?

Не могу точно сказать, от чего это зависит, но точно не от размера. Сейчас я работаю в большой компании, но не потеряла свободу решений.

В Авито Техе у нас распределённая команда. Каждый из нас полностью отвечает за свою функцию. Например, если я меняю что-то в редполитике, любой член команды может высказать своё мнение на этот счёт, но финальное решение остаётся за мной. При этом я всегда открыта к диалогу и прислушиваюсь к мнению коллег.

Как ты попала в Палиндром?

В Скилсетере я прокачалась в плане работы с текстом: сначала писала курсы, потом перешла к редактуре публикаций в интерактивный блог. Я даже не думала о смене работы — меня всё устраивало.

Я следила за каналом «Через не могу», его вела Настя Зубарева — главредка контент-бюро Палиндрома. Однажды она опубликовала анонс вебинара про работу и деньги. Я решила послушать: Настя делилась своим опытом — было круто. А в конце упомянула, что в Палиндром ищут редактора, и скинула форму для отклика на вакансию. Я посмотрела эту форму, испугалась и закрыла.

Через полтора месяца в этом же канале Настя опубликовала пост о том, что вакансия всё ещё актуальна. Я опять открыла форму и подумала: «Ладно, заполню, и будь что будет». На тот момент у меня не было серьёзного редакторского опыта, поэтому я написала, чем занимаюсь в Скилсетере, приложила работы и отправила, ни на что особо не надеясь. А на следующий день мне написала рекрутер и пригласил на собеседование с Настей. Она буквально сказала, что ИТ-редактор нужен позарез, проекты некому вести. Думаю, тогда я неплохо себя презентовала, и меня взяли.

Ты попала в Палиндром, имея за плечами небольшой опыт редактуры. Что помогло адаптироваться?

В Палиндроме я стократно выросла.

Первый месяц был тяжёлым, я откровенно лажала. Ответственность была куда выше, чем я привыкла: раньше я сдавала курсы продюсеру и забывала о них, а в Палиндроме стала тем человеком, который отвечает за результат. Мои руководители смогли донести до меня, что я могу работать гораздо лучше. Постепенно я научилась брать ответственность, вести проекты и уже через месяц-полтора чувствовала себя уверенно.

Чтобы быть в теме и задавать экспертам вопросы, перед каждым интервью я читала технические статьи: просила экспертов делиться ими со мной или искала сама. Ещё старалась выспрашивать как можно больше — конечно, не всегда спикеры были разговорчивыми, но выбора не было. Первые два месяца каждая тема была для меня в новинку, и я усиленно впитывала информацию.

Перед каждым интервью я читала технические статьи. Ещё старалась выспрашивать как можно больше

Какая глубина погружения в тему требуется от ИТ-редактора?

Я встречала страх со стороны авторов и редакторов: «Как я буду писать про ИТ, если ничего про это не знаю?» На самом деле глубокие знания не нужны. Хороший редактор — это человек, который умеет разбираться в разных темах. И тогда не важно, о чём писать: про крем для рук или про инженерную систему.

Конечно, никто не отменяет подготовку — изучать тему перед интервью всё же придётся, хотя бы чтобы не тратить время эксперта. Но глубокого погружения от вас никто не ждёт. У меня за плечами куча ИТ-статей, но я до сих пор не могу с ходу разобраться в новых темах. Приходится задавать много вопросов.

Давай вернёмся к Палиндрому. Чем ты занималась?

В основном я редактировала лонгриды для ГПБ Спейса и Авито Теха.

Фрагмент лонгрида для Газпромбанка

В Палиндроме я готовила лонгриды: проводила интервью с экспертами, передавала запись автору и редактировала готовый текст. Это фрагмент одной из статей, которую я готовила для Газпромбанка

В тот момент, когда я почувствовала, что готова брать больше ответственности и решать сложные задачи, моя шеф-редактор уходила из компании. Я поговорила с руководителем о том, что хочу занять её место, — мне отказали. Было обидно, но я продолжила работать. А через пару месяцев ушла в никуда, потому что очень устала.

Каково было уходить из большой тёплой компании в никуда?

Было страшно. Май 2022 года — компании уходят с российского рынка, все на нервах. А тут я без работы.

Я была в неопределённости месяц. Потом мне написала проджект-менеджер из Палиндрома, с которой мы в хороших отношениях. Она рассказала, что из Авито Теха уходит главредка и что мне стоит попробоваться на её место. Я сомневалась. С одной стороны, сильная главредка уходит из большой ИТ-компании — как я могу занять её место? С другой — проджект, которая видела меня в работе, уверена, что я справлюсь.

Я решила попробовать. Отбор был тщательным: меня собеседовал рекрутер, руководитель, а потом и вся команда — весь этот процесс занял месяц. Когда объявили, что я прошла отбор, было нереальное облегчение.

Получается, ты работала над проектом Авито Теха как исполнитель, а потом перешла на сторону клиента?

Можно и так сказать. Будучи редактором Палиндрома, я редактировала статьи для Авито Теха. Сейчас я выполняю больше организационную работу: теперь я принимаю и выпускаю материалы, когда считаю нужным. Публикации Авито Теха за последние четыре месяца — моя работа.

Расскажи, как проходит твой рабочий день?

Я отвечаю за выпуск всего текстового контента от бренда «Авито Тех». Из этого вытекают мои основные задачи: взаимодействие с авторами, подрядчиками и ведение документов. Помимо этого, я занимаюсь спецпроектами, обновляю редполитику, готовлю мерч Авито Теха, работаю над плейбуком на Гитхабе — собираю и оформляю принципы разработки в Авито.

У меня смешанный формат работы: по своему желания я могу работать удалённо или в офисе. Раньше я в основном работала из дома, но в последнее время зачастила в офис — это зависит от настроения.

Офис Авито в Москве

У нас крутой офис, который настраивает на работу. Я приезжаю минимум раз в неделю. Стараюсь выбираться, если у меня много рабочих задач: дома буду прокрастинировать, а здесь соберусь и быстро всё решу

Обычно мой рабочий день начинается в 10—11 часов. В первой половине дня я предпочитаю делать менеджерские задачи, связанные с коммуникациями: созваниваюсь, переписываюсь с авторами и подрядчиками. Во второй половине дня стараюсь ни с кем не общаться и редачить тексты, пилить спецпроекты, заполнять документы.

Иногда коллеги приходят с внеплановыми задачами. Обычно это что-то небольшое, например, подготовить описание для записи митапа, чтобы опубликовать её в Ютубе. Но такие задачи бывают редко.

Раз в квартал я пишу отчёт о результатах работы. В основном делаю это для себя: сама ставлю себе цели, а потом подвожу итоги — сколько статей опубликовали, какую статистику просмотров и реакций получили, какие спецпроекты запустили.

Мне кажется, это отличительная черта больших ИТ-компаний: руководители не стоят над душой и не капают на мозги, а дают спокойно делать свою работу. Такие условия подходят тем, кто может себя организовать и взять ответственность за результаты. Условно, ко мне никто не подойдёт и не скажет: «Так не делай, делай по-другому». Я делаю, как считаю нужным — это здорово, но и страшно одновременно.

Руководители не стоят над душой. Я делаю, как считаю нужным — это здорово, но и страшно

Иногда помимо основной работы я беру фриланс-заказы. Для меня это способ переключиться и «размять кисть», поэтому я откликаюсь, если интересна тема или редактор, с которым буду работать. Но из-за основной работы такие проекты удаётся брать редко, может, раз в два-три месяца.

Как ты оцениваешь свою нагрузку?

Я схожу с ума. У меня есть бэклог — список задач, которые мне необходимо решить в ближайшее время. Обычно в нём находится не меньше шести статей, которые ждут моего внимания.

Мне нужно выпускать по статье в неделю. Обычно на подготовку одной уходит не меньше трёх месяцев. Чтобы публиковаться регулярно, я одновременно веду несколько материалов.

Обычно материалы пишут либо подрядчики, либо разработчики Авито Теха. Подрядчикам могу скинуть запись митапа и попросить сделать статью на основе этого выступления. Эти статьи — мой спасательный круг, ими я закрываю пробелы в публикациях.

Материалы с сотрудниками Авито Теха находятся под моим личным контролем. Разработчики получают «плюсики» за публикации, поэтому часто сами приходят ко мне. Но бывают ситуации, когда за ними нужно побегать. Например, узнаю, что ребята выкатили новую фичу, уговариваю их рассказать об этом, а потом периодически напоминаю о себе. За каждую статью мы дарим им толстовки с мерчем Авито Теха — разработчиков это радует и мотивирует.

Разработчики приносят мне черновики — как умеют, так и пишут. Бывает, я получаю 20 страниц текста, написанного научным техническим языком. Моя задача — навести порядок. Мне повезло, что разработчики в Авито понимающие: никто не ругается, когда я задаю миллион глупых вопросов, и не спорит, когда из 20 страниц черновика делаю статью на пять. Чаще наоборот говорят: «Вот я так не смог. Спасибо!»

Какие у тебя планы по развитию медиапространства Авито Теха?

Многие разработчики не читают «Хабр», а сидят на англоязычных источниках. Чтобы охватить эту аудиторию, я планирую больше сил вкладывать в наш блог на «Медиуме» — это одна из популярных зарубежных площадок.

Подготовка статей в «Медиум» — дело непростое. Я стараюсь не запускать отдельные материалы, а переводить те материалы, которые уже есть. Так, вместо трёх-четырёх месяцев, которые ушли бы на создание статьи с нуля, мы тратим месяц на перевод.

У меня есть несколько статей, готовых к публикации, но я их не выкладываю. Хочу накопить запас, чтобы раз в месяц публиковать. Это поможет попадать в тематические подборки и получать дополнительный трафик: люди видят наши упоминания в подборках ИТ-блогеров, переходят на нашу страницу и подписываются.

Для чего ИТ-компании что-то публиковать на «Хабре», «Медиуме» и других площадках?

Блог компании нужен для повышения узнаваемости бренда среди разработчиков.

Есть сложные статьи, например «Как и почему перешли с Python на Go в основном сервисе рекомендаций Авито». Их мы пишем для мидлов и сеньоров, чтобы они прочитали и заинтересовались технологиями Авито. Если в ИТ-сообществе мы будем считаться классной компанией, то и с наймом разработчиков проблем не будет — крутые спецы будут сами идти к нам.

Иногда мы публикуем туториалы, например «Как посчитать длину текста и не привлекать внимание санитаров». Обычно это простые статьи, которые нужны для раскрутки аккаунта. Они нагоняют трафик и повышают рейтинг блога.

Давай подведём итог. За год ты выросла из копирайтера в главреда крупной ИТ-компании. Как тебе это удалось?

Этот рост проходил незаметно для меня. У меня не было инсайдов: «Вот теперь я редактор!» Я просто делала свою работу и, если мне предлагали взяться за задачи посложнее, не отказывалась. Так постепенно рос мой функционал, а должности просто догоняли. Наверное, если бы было наоборот и, например, после нескольких месяцев на должности копирайтера мне предложили стать редактором, я бы спасовала.

А та скорость, с которой мне удалось расти — дело случая. Так сложилось, что как только я начинала чувствовать уверенность на нынешней роли, появлялись возможности роста.

Что посоветуешь тем, кто хотел бы стать редактором в ИТ, но пока не решается?

Прежде всего откажитесь от установки, что редактор в ИТ — гений. Это обычный человек, который не испугался выйти на незнакомую территорию. Работа в ИТ такая же, как и работа в медиа, бизнесе или банковской сфере — это под силу каждому, кто готов изучать новое.

Работа в ИТ под силу каждому, кто готов изучать новое

Отбросьте страх показаться глупым. От редактора в ИТ никто не ждёт знания языков программирования, технологий и алгоритмов. А этот давящий страх, что все видят только глупость и ошибки, находится только в голове. Разработчики точно не подумают о редакторе ничего плохого — вы для них человек, который классно работает с текстом и помогает доносить мысли до публики.

И начните уже — нам вас не хватает! Я часто ищу авторов, редакторов и не могу найти — все боятся. Возьмите себя в руки и сделайте первый шаг, а дальше будет только легче.