Студентка 16 набора Школы редакторов и менеджер контентных проектов Авито Теха рассказала,
Как ты пришла в копирайтинг?
Начнём с того, что у меня нет профильного образования: я не филолог и не журналист. У меня диплом оперной певицы. Так вышло, это долгая история.
Пока училась в универе, поняла, что оперой заниматься не буду. Мне всегда было интересно делать что-то полезное для мира и людей, поэтому на втором курсе я начала работать педагогом музыки. Я занималась с детьми и проработала так три года. В 2020 году я поняла, что очень устала. К тому же пандемия повлияла на мою работу: занятия стали проводить в онлайне, а мне в работе нравилось именно живое общение.
Я начала искать новые направления и устроилась аккаунт-менеджером в БУДУ — компанию, которая ведёт одноимённый сайт с вакансиями для айтишников. От меня требовалось публиковать вакансии и общаться с клиентами. Занималась этим примерно месяц,
В Скилсетере я писала курсы для сорсеров и статьи в интерактивный блог. Компания предоставляла экспертов, которые готовили черновик курса по моим вопросам и помогали разобраться в сложных моментах. Я дорабатывала текст, показывала работу продюсеру
В Скилсетере я познала прелести удалёнки и коммуникации в ИТ-компании. Мне никогда не говорили: «Ты плохо справляешься со своей работой, мы оставили в доке
Как думаешь, такая свобода — это особенность небольших компаний?
Не могу точно сказать, от чего это зависит, но точно не от размера. Сейчас я работаю в большой компании, но не потеряла свободу решений.
В Авито Техе у нас распределённая команда. Каждый из нас полностью отвечает за свою функцию. Например, если я меняю что-то в редполитике, любой член команды может высказать своё мнение на этот счёт, но финальное решение остаётся за мной.
Как ты попала в Палиндром?
В Скилсетере я прокачалась в плане работы с текстом: сначала писала курсы, потом перешла к редактуре публикаций в интерактивный блог. Я даже не думала о смене работы —
Я следила за каналом «Через не могу», его вела Настя Зубарева — главредка контент-бюро Палиндрома. Однажды она опубликовала анонс вебинара про работу и деньги. Я решила послушать: Настя делилась своим опытом — было круто. А в конце упомянула,
Через полтора месяца в этом же канале Настя опубликовала пост о том, что вакансия
Ты попала в Палиндром, имея за плечами небольшой опыт редактуры. Что помогло адаптироваться?
В Палиндроме я стократно выросла.
Первый месяц был тяжёлым, я откровенно лажала. Ответственность была куда выше,
Чтобы быть в теме и задавать экспертам вопросы, перед каждым интервью я читала технические статьи: просила экспертов делиться ими со мной или искала сама. Ещё старалась выспрашивать как можно больше — конечно, не всегда спикеры были разговорчивыми, но выбора не было. Первые два месяца каждая тема была для меня в новинку, и я усиленно впитывала информацию.
Перед каждым интервью я читала технические статьи. Ещё старалась выспрашивать как можно больше
Какая глубина погружения в тему требуется от ИТ-редактора?
Я встречала страх со стороны авторов и редакторов: «Как я буду писать про ИТ, если ничего про это не знаю?» На самом деле глубокие знания не нужны. Хороший редактор —
Конечно, никто не отменяет подготовку — изучать тему перед интервью всё же придётся, хотя бы чтобы не тратить время эксперта. Но глубокого погружения от вас никто не ждёт. У меня за плечами куча ИТ-статей, но я до сих пор не могу с ходу разобраться в новых темах. Приходится задавать много вопросов.
Давай вернёмся к Палиндрому. Чем ты занималась?
В основном я редактировала лонгриды для ГПБ Спейса и Авито Теха.
В тот момент, когда я почувствовала, что готова брать больше ответственности и решать сложные задачи, моя шеф-редактор уходила из компании. Я поговорила с руководителем о том, что хочу занять её место, — мне отказали. Было обидно, но я продолжила работать. А через пару месяцев ушла в никуда, потому что очень устала.
Каково было уходить из большой тёплой компании в никуда?
Было страшно. Май 2022 года — компании уходят с российского рынка, все на нервах.
Я была в неопределённости месяц. Потом мне написала проджект-менеджер из Палиндрома, с которой мы в хороших отношениях. Она рассказала, что из Авито Теха уходит главредка и что мне стоит попробоваться на её место. Я сомневалась. С одной стороны, сильная главредка уходит из большой ИТ-компании — как я могу занять её место? С другой — проджект, которая видела меня в работе, уверена, что я справлюсь.
Я решила попробовать. Отбор был тщательным: меня собеседовал рекрутер, руководитель, а потом и вся команда — весь этот процесс занял месяц. Когда объявили, что я прошла отбор, было нереальное облегчение.
Получается, ты работала над проектом Авито Теха как исполнитель, а потом перешла на сторону клиента?
Можно и так сказать. Будучи редактором Палиндрома, я редактировала статьи для Авито Теха. Сейчас я выполняю больше организационную работу: теперь я принимаю и выпускаю материалы, когда считаю нужным. Публикации Авито Теха за последние четыре месяца —
Расскажи, как проходит твой рабочий день?
Я отвечаю за выпуск всего текстового контента от бренда «Авито Тех». Из этого вытекают
У меня смешанный формат работы: по своему желания я могу работать удалённо
Обычно мой рабочий день начинается в 10—11 часов. В первой половине дня я предпочитаю делать менеджерские задачи, связанные с коммуникациями: созваниваюсь, переписываюсь с авторами и подрядчиками. Во второй половине дня стараюсь ни с кем не общаться и редачить тексты, пилить спецпроекты, заполнять документы.
Иногда коллеги приходят с внеплановыми задачами. Обычно это что-то небольшое, например, подготовить описание для записи митапа, чтобы опубликовать её в Ютубе. Но такие задачи бывают редко.
Раз в квартал я пишу отчёт о результатах работы. В основном делаю это для себя:
Мне кажется, это отличительная черта больших ИТ-компаний: руководители не стоят
Руководители не стоят над душой. Я делаю, как считаю нужным —
это здорово, но и страшно
Иногда помимо основной работы я беру фриланс-заказы. Для меня это способ переключиться и «размять кисть», поэтому я откликаюсь, если интересна тема или редактор, с которым буду работать. Но из-за основной работы такие проекты удаётся брать редко, может, раз в два-три месяца.
Как ты оцениваешь свою нагрузку?
Я схожу с ума. У меня есть бэклог — список задач, которые мне необходимо решить в ближайшее время. Обычно в нём находится не меньше шести статей, которые ждут
Мне нужно выпускать по статье в неделю. Обычно на подготовку одной уходит не меньше трёх месяцев. Чтобы публиковаться регулярно, я одновременно веду несколько материалов.
Обычно материалы пишут либо подрядчики, либо разработчики Авито Теха. Подрядчикам могу скинуть запись митапа и попросить сделать статью на основе этого выступления.
Материалы с сотрудниками Авито Теха находятся под моим личным контролем. Разработчики получают «плюсики» за публикации, поэтому часто сами приходят ко мне. Но бывают ситуации, когда за ними нужно побегать. Например, узнаю, что ребята выкатили новую фичу, уговариваю их рассказать об этом, а потом периодически напоминаю о себе. За каждую статью мы дарим им толстовки с мерчем Авито Теха — разработчиков это радует и мотивирует.
Разработчики приносят мне черновики — как умеют, так и пишут. Бывает, я получаю
Какие у тебя планы по развитию медиапространства Авито Теха?
Многие разработчики не читают «Хабр», а сидят на англоязычных источниках. Чтобы охватить эту аудиторию, я планирую больше сил вкладывать в наш блог на «Медиуме» — это одна из популярных зарубежных площадок.
Подготовка статей в «Медиум» — дело непростое. Я стараюсь не запускать отдельные материалы, а переводить те материалы, которые уже есть. Так, вместо трёх-четырёх месяцев, которые ушли бы на создание статьи с нуля, мы тратим месяц на перевод.
У меня есть несколько статей, готовых к публикации, но я их не выкладываю. Хочу накопить запас, чтобы раз в месяц публиковать. Это поможет попадать в тематические подборки и получать дополнительный трафик: люди видят наши упоминания в подборках ИТ-блогеров, переходят на нашу страницу и подписываются.
Для чего ИТ-компании что-то публиковать на «Хабре», «Медиуме» и других площадках?
Блог компании нужен для повышения узнаваемости бренда среди разработчиков.
Есть сложные статьи, например «Как и почему перешли с Python на Go в основном сервисе рекомендаций Авито». Их мы пишем для мидлов и сеньоров, чтобы они прочитали и заинтересовались технологиями Авито. Если в ИТ-сообществе мы будем считаться классной компанией, то и с наймом разработчиков проблем не будет — крутые спецы будут сами
Иногда мы публикуем туториалы, например «Как посчитать длину текста и не привлекать внимание санитаров». Обычно это простые статьи, которые нужны для раскрутки аккаунта. Они нагоняют трафик и повышают рейтинг блога.
Давай подведём итог. За год ты выросла из копирайтера в главреда крупной ИТ-компании. Как тебе это удалось?
Этот рост проходил незаметно для меня. У меня не было инсайдов: «Вот теперь я редактор!» Я просто делала свою работу и, если мне предлагали взяться за задачи посложнее, не отказывалась. Так постепенно рос мой функционал, а должности просто догоняли. Наверное, если бы было наоборот и, например, после нескольких месяцев на должности копирайтера мне предложили стать редактором, я бы спасовала.
А та скорость, с которой мне удалось расти — дело случая. Так сложилось, что как только я начинала чувствовать уверенность на нынешней роли, появлялись возможности роста.
Что посоветуешь тем, кто хотел бы стать редактором в ИТ, но пока не решается?
Прежде всего откажитесь от установки, что редактор в ИТ — гений. Это обычный человек, который не испугался выйти на незнакомую территорию. Работа в ИТ такая же, как и работа в медиа, бизнесе или банковской сфере — это под силу каждому, кто готов изучать новое.
Работа в ИТ под силу каждому,
кто готов изучать новое
Отбросьте страх показаться глупым. От редактора в ИТ никто не ждёт знания языков программирования, технологий и алгоритмов. А этот давящий страх, что все видят
И начните уже — нам вас не хватает! Я часто ищу авторов, редакторов и не могу найти —