Алина Мишуренко. Меняю жизнь с помощью слова

Алина Мишуренко Меняю жизнь с помощью слова

Выпускница Школы редакторов рассказала, почему Максим Ильяхов назвал её курсовую бомбой, кому подойдёт работа главреда и как психотерапия помогает справляться с критикой.

Ты поступила в школу, когда жила в Пекине и мало говорила на русском языке. Почему решила стать редактором?

Я работала в Пекине и 99% времени говорила на английском языке. А когда общалась с друзьями по-русски, стала замечать, что плохо формулирую мысли — неточно и непоследовательно. Было некомфортно, и я начала искать курсы изучения русского языка.

Через Гугл я нашла раздел «Советы» на сайте Бюро Горбунова. Меня тогда впечатлил совет Артёма о перфекционизме. Раньше считала, что это круто, поэтому даже расплакалась и загорелась идеей. Сейчас уверена, что перфекционизм — повод обратиться к психологу.

На сайте бюро я прочитала про Максима Ильяхова и книгу «Пиши, сокращай» в соавторстве с Людой Сарычевой. Подписалась на рассылку советов и в одном из писем увидела, что открыт набор в Школу редакторов. Меня так зажгли идеи Максима и Артёма, что решила поступать.

Тогда я слабо верила, что буду редактором, и видела в этом нечто большее, чем способ заработать. Мне импонирует идея, что редактура — это возможность менять мысли и жизнь людей с помощью слова. То есть поступление в школу было скорее миссией по улучшению мира.

В Пекине я преподавала английский язык детям. Вернулась в Россию через три года, потому что соскучилась по дому

Где брала работы для портфолио, чтобы поступить?

Я написала и собрала на Тильде статьи о личном опыте. Выбрала три темы: медитации, тайм-трекеры и пекинское метро — как в нём проехать и не испугаться иероглифов.

Для конкурсной работы я выбрала «Викс», самый неудобный конструктор в мире. То есть была настолько лузером и почти ничего не знала о редактуре, дизайне и вёрстке. На бесплатное место не прошла, но меня зачислили — на тот момент это было главное.

Как относилась к рейтингу первой ступени в школе? Участвовала в гонке за лидерство?

Рейтинг мотивировал не опускать руки — для меня это было важно, я не марафонец, а скорее спринтер.

На первый взгляд, на первой ступени всё устроено как возможность соревноваться с другими. Но на самом деле это возможность соревноваться с самим собой. Не отчаиваться и не забивать, если получил низкий балл за тест, а пробовать ещё и ещё. Тренировать в себе олимпийскую закалку.

Невысокие баллы за тесты не нарушали мой сон, но признаюсь: тесты мне жутко не нравились. Я считаю их жестокими. Хотя как драйвер они работали.

Цель первой ступени для меня была не в том, чтобы стать номер один, а в том, чтобы попасть на вторую ступень. Когда я поняла, что шансы высоки, успокоилась и концентрировалась на лекциях, а не на баллах.

Максим Ильяхов назвал твою курсовую работу бомбой, а спустя четыре года её опубликовали в бренд-медиа «Кухни на районе». Расскажи, как пришла идея писать про манго?

В первую очередь задумалась о том, что мне интересно, в чём разбираюсь и чем хочу поделиться. Я очень люблю манго: настолько, что у меня появилась на них аллергия из-за переедания. Когда я переехала в Китай — страну, где выращивают манго, — постоянно его покупала всех сортов и оттенков. С опытом поняла, как выбрать спелое и сладкое.

Для курсовой работы я накупила разных манго. А друзья в Пекине помогли сделать иллюстрации для статьи: подруга была моделью, другой друг — фото- и видеооператором. Уже тогда я поняла: не так важно, что я напишу. Гораздо важнее, что покажу на фото или видео и как сверстаю страницу, чтобы получилось наглядно.

Когда писала курсовую, что было самым сложным?

Сложнее всего было структурировать весь объём информации в голове. Если тема интересна и есть опыт, то подобрать слова не проблема. Задача — разложить контент так, чтобы это было похоже на целостную историю. Ещё важно абстрагироваться и представить себя на месте читателя: что ему было бы интересно, какие у него проблемы с выбором манго?

Мне кажется, Максим Ильяхов похвалил мою работу за визуальную подачу, а не за текст. Текст был обычный. Я до сих пор пишу обычные тексты и не считаю, что это проблема. Королева всего — логика. А король — мир читателя. Если текст в мире читателя, с последовательной структурой и иллюстрациями, то больше ничего и не надо.

Редактура — это возможность менять мысли и жизнь людей с помощью слова

Расскажи, что было самым полезным на второй ступени?

Я перестала бояться задавать вопросы и научилась адекватно реагировать на критику. Это такой психологический момент, возможность выйти за рамки своей головы: попросить Мишу Нозика созвониться и прокомментировать работу в его день рождения. Или задать Максиму Ильяхову вопросы и напомнить о них ещё 23 раза, если не отвечает. «А что так можно было? Оказывается, да!» Это про разрыв шаблонов и сотрудничество.

Я научилась смотреть на людей как на союзников. Поняла, что студенты и преподаватели заодно — все хотят сделать работу классно. Тогда какие между нами могут быть противоречия? Их нет.

При этом на второй ступени никто не будет ходить за студентом и говорить, что ему делать, — это не детский сад. Но мне было настолько надо, я так хотела научиться всё делать, что не оставляла себе выбора.

На второй ступени в Школе редакторов сделала промостраницу о пользе кофе. Получила высокую оценку Максима Ильяхова за качественные иллюстрации, наглядные цитаты и фактоиды. А студенты на следующих потоках стали копировать мою работу

Для студентов второй ступени на твоём потоке Максим Ильяхов проводил конкурсы. Расскажи о них.

Конкурсы проходили каждую неделю или две. Я участвовала во всех, потому что это была возможность попрактиковаться и применить знания из школы на реальных примерах. Например, мы переделывали объявление в московском метро или верстали фото и текст в квадрате 1000×1000 пикселей.

С этих конкурсов начался канал Максима Ильяхова про визуальное повествование в Телеграме. Он разбирал в нём наши работы, кидал скрины и комментарии.

В конкурсной работе про вёрстку в квадрате я взяла цитату из песни Монеточки и решила не ставить текст на фото. В итоге заняла первое место и выиграла толстовку Главреда

Расскажи, как формировали команду для дипломного проекта?

По итогам второй ступени каждый студент предлагает идею дипломной работы. В команде собираются руководитель, редактор и дизайнер. Они договариваются, о чём будет дипломный проект, и выбирают одну идею. Команды формируются по принципу «кто с кем договорится или, возможно, уже знаком». Бывает, что студент загорается чьей-то идеей. Наша команда выбрала тему руководителя Саши Файзулина — сайт для кроссфит-зала на Мальте.

Я попала в команду не сразу. Для меня было важно, чтобы арт-директором был Максим Ильяхов. Была уверена, что он даст максимально полезную для редактора обратную связь. Но в деканате ответили, что не гарантируют место в команде Максима. И я отказалась идти на третью ступень.

Потом неделю переживала, созванивалась с командой — узнавала, как у них дела. По иронии судьбы их арт-директором стал Ильяхов.

Тогда я написала письмо в деканат — попросила взять меня в команду четвёртой, то есть вторым редактором. Все были не против, и со второй недели третьей ступени я присоединилась к команде.

Ваша дипломная работа заняла первое место. Что было самым сложным во время работы над проектом?

Самым сложным было сделать дизайн, который одновременно соответствует требованиям Бюро Горбунова, нравится владельцу зала и удобен клиентам клуба. Чтобы это и на конкурсе дипломных проектов выглядело хорошо, и в жизни применимо. Спасибо дизайнеру в нашей команде Ване Звягину, который нашёл баланс между желаниями клиента и требованиями арт-директора.

Ещё было сложно проводить переговоры внутри команды и с арт-директором. Сложно, но одновременно полезно. Максим Ильяхов комментировал нашу работу на еженедельных созвонах. По итогам мы готовили гугл-документ и согласовывали с ним каждый шаг: что Максим сказал, как мы это поняли и что на самом деле надо сделать. Почти как язык супружеского общения — что имела в виду жена, когда нахмурила брови.

Тут мы с Наташей Никоновой приехали в коворкинг, чтобы обсудить с Максимом наш дипломный проект (я в центре)

Что пригодилось в работе и в жизни после окончания школы?

Мне пригодились знания в дизайне, например правила внутреннего и внешнего, грамотная вёрстка. Это расширяет возможности редактора: когда знаешь больше — легче создать продукт.

Ещё окружение — многие студенты стали моими друзьями или коллегами. Мы обмениваемся полезными контактами, помогаем друг другу. Это очень ценно.

Эта работа заняла первое место в вызове Главреда «Тильда зовёт». Я участвовала в конкурсах «Главред вызывает» четыре раза. Два из них выиграла. Считаю, это отличная возможность тренировать все редакторские мышцы

Максим Ильяхов писал в своём блоге, что пригласил тебя работать в Т—Ж после школы. Как так вышло?

Ещё во время учёбы я написала в Т—Ж статью о том, как сдавала комнату на «Эйр-би-эн-би». Потом Максим позвал меня делать рубрику о финансовых разводах. Я сначала испугалась: как это — приносить тексты на редактуру сразу Ильяхову? Это же сколько надо выпить? Но решила попробовать.

Вообще фраза «Я хотя бы попробовала» помогает в жизни начать что-то делать. Сначала пробовать, а дальше видно будет. Подумала, самое плохое, что может случиться, — Максим назовёт мою работу недостаточно хорошей и попрощается. Но я попробовала — и вместе мы выпустили 120 финансовых разводов.

Когда Максим Ильяхов ушёл из Т—Ж, я работала в Открытой редакции с Мариной Сафоновой. Считаю её богиней логики и редактуры. Если хотите научиться логически структурировать текст и писать связно — это к Марине.

Через три месяца после выпуска из Школы редакторов пошла учиться на очный курс Максима Ильяхова по инфостилю и редактуре текста

А это я на курсе «Редактура и хвастовство» Людмилы Сарычевой. Обсуждали принципы драматургии в тексте на примере короткометражного фильма с его режиссёром — Анной Симаковой

Вместе с выпускницей Школы дизайнеров Олей Зоновой вы открыли своё диджитал-агентство. Расскажи, как это было.

На третьей ступени Школы редакторов у меня появились первые клиенты. Одному из них я написала текст для промостраницы, и он попросил сделать дизайн. Я предложила Оле поработать вместе. Это был наш первый совместный заказ. После этого мы стали звать друг друга на разные проекты. У нас был рабочий тандем, который потом перерос в дружеский.

Со временем возникла идея сделать сайт, придумать фирстиль, открыть ИП. Так появилось агентство Ozam. digital.

С какими сложностями сталкивались в работе с клиентами?

Было два сложных момента. Первый — сдача проектов. Вроде всё обсудили, написали понимание задачи — презентуем первый вариант дизайна, а клиент недоволен работой. Не в том плане, что она плохо сделана, а в том, что не попали в его ожидания. Тогда включаются эмоции, с которыми тяжело совладать. Кажется, если есть тюрьма своей головы, то она в этом. Важно понимать: когда клиент озвучивает свои замечания, он критикует не лично меня, а мою работу. И всё, что требуется, — это спокойно и конструктивно обсудить его ожидания. Но при этом сохранять чувство собственного достоинства. Держать баланс.

Второй сложный момент — это вопрос денег. У нас был самый странный случай за всю историю работы, когда заказчик из Швейцарии сделал предоплату, а после сдачи работы пропал. Мы тогда ничего не поняли. Он говорил, что всё хорошо, был доволен и улыбался. А потом перестал отвечать на сообщения, звонки и письма. После этого мы решили, что будем работать только по полной предоплате.

Проекты, которые делали в Ozam.digital. Сайт для студии анимации «Рокет Фокс» и сайт для «Авито.Тех». Последний — самый любимый. Кажется, я вложила в него всю любовь к редактуре и к людям

Ты главред в «Иммигрант Инвест». Какие навыки нужны, чтобы стать главредом?

Есть стереотип, что любой редактор должен стать главредом. Я считаю такая работа подходит далеко не всем.

Например, человеку, который не может навести порядок в своих планах на день или неделю, на должности главреда будет сложно. Я люблю составлять списки и использую планировщики. Держать в голове все дела — это не то, на что стоит тратить ресурсы мозга. Я выписываю всё на бумагу или в заметки и больше не думаю о мелочах: написала, посмотрела и сделала. То есть нужны ответственность и дисциплина.

Ещё важно хотеть делиться знаниями с командой. Потому что, если всё время тянуть одеяло на себя, станешь человеком, который зарылся в гору одеял и задыхается. Работать продуктивно невозможно. Гораздо лучше научить людей, а потом только управлять и мягко корректировать. Работа главредом — это как езда на машине по автобану: она не предполагает резких постоянных манёвров. Только регулярное подруливание и точечные стратегические обгоны.

Людям, которые не разобрались с самооценкой и тяжело воспринимают критику, я не рекомендую идти в редактуру в принципе. Им будет больно и сложно. Скорее всего, они будут думать, что мир жесток и несправедлив, а все вокруг мудаки. Но это не так. Сначала научитесь по-другому на это смотреть: окей, руководитель критикует мою работу — пойду переделаю. Я рада что в «Иммигрант Инвест» мой руководитель умнее меня. Поэтому мне с ним интересно работать.

Если всё время тянуть одеяло на себя, станешь человеком, который зарылся в гору одеял и задыхается

У тебя в редакции 20 человек. По какому принципу набираешь людей в команду?

Последний раз я искала редакторов в марте прошлого года. Составила таблицу в экселе со списком критериев: первое сообщение, портфолио, тестовое задание. В отклике просила поделиться ссылками на две лучшие работы, кратко рассказать о своём опыте и о том, почему будет интересно работать в «Иммигрант Инвест».

Скажу так: всё начинается с первого сообщения. Если после него у меня появлялись сомнения, то дальше было только хуже. Например, несколько людей писали повести о своём образовании. Мне было всё равно, где они учились. Или вместо ссылок на две лучшие работы присылали ссылки на гугл-драйв с кучей папок. Эти красные флаги сразу показывают, что мы не на одной волне.

Ещё я предпочитаю работать со взрослыми, ответственными, адекватными людьми, которые к тому же любят животных. У нас даже есть чат «Животные редакции Иммигрант Инвест». Мы туда иногда присылаем фотки своих животных — и это весело. Конечно, есть редакторы, у которых нет животных, я их от этого меньше не люблю. Просто у тех, кто любит, рядом с именем ещё сердечко.

Таблица с откликами на вакансию редактора в «Иммигрант Инвест» и моими комментариями. Из 70 человек я предложила работу 8, один из которых был из Школы редакторов

Ты закрыла ИП и работаешь в штате компании. Чем отличается работа на себя от работы по найму?

Кажется, что предпринимательство — не про форму трудовых отношений. В первую очередь, это про предприимчивость. В «Иммигрант Инвест» руководитель сейчас даёт мне столько возможностей и свободы что-то предпринимать, что я не чувствую себя ограниченной жёсткими корпоративными рамками.

Со временем я полностью перешла на удалённую работу. Не считаю, что работа по найму — это кабала или клетка. Всё зависит от человека. От того, как он выстроит свою работу и договорится с руководителем.

Ещё в компании интересно следить за развитием продукта в долгосрочной перспективе. Когда мы с Олей делали сайты, было ощущение текучки: сдали проект и не знаем до конца, помог ли он вообще. А в «Иммигрант Инвест» мы можем одну и ту же страницу третий раз переделывать и анализировать результат. Это намного интереснее, чем просто каждый раз штамповать новую страницу.

Думаю, что в любой сфере главное — найти своё и успокоиться. Если работать интересно, не возникает вопросов о форме занятости. Это всё становится неважно.

В блоге «Иммигрант Инвест» рассказываем о европейских и карибских программах гражданства и жизни за рубежом

Как планируешь задачи в течение дня, чтобы всё успеть и в то же время не увязнуть в работе на удалёнке?

Я всегда планирую какие-то дела после работы. Веду расписание на неделю вперёд и стараюсь вечера проводить интересно: учёба, спорт, личные встречи. Когда дело запланировано, меньше шансов его не сделать.

Никто не придёт и не осчастливит интересными занятиями. Личные дела такие же важные, как рабочие. Сходить на тренировку или купить новое платье так же ценно, как отредачить статью.

Так выглядит моё рабочее место на удалёнке

У тебя есть свой Телеграм-канал #тыжредактор. Как пришла идея его создать?

Каждый начинающий редактор страшно хочет улучшить чужой продукт. На второй ступени в Школе редакторов я предложила одногруппницам Маше и Свете создать канал, чтобы делиться в нём примерами, которые кажутся неудачными, и предлагать, как их улучшить.

Со временем у Маши и Светы энтузиазм пропал, а у меня остался. Я стала делиться в канале тем, что кажется интересным и полезным. Чаще это даже связано не с работой, а с какими-то наблюдениями, размышлениями о жизни глазами редактора.

В канале закреплён гугл-док, где подписчики задают вопросы о профессии или просят разобрать текст. Если люди считают, что я буду полезна, — с радостью помогу.

Ещё веду канал для редакции «Иммигрант Инвест» в Телеграме. Кидаю туда правила и комментарии, когда редактирую материалы и вижу ошибки. Информация в доступе сразу у всех, и редакция на одной волне

Ты много путешествуешь. Как удаётся совмещать путешествия и работу?

Наверное, это вопрос самодисциплины. Если лечу куда-то одна, то всегда выделяю необходимое количество часов на работу. При этом мне не надо себе ничего доказывать. Я не борюсь за звание «сотрудник года». Спокойно работаю в самолёте. А в экстренной ситуации — открываю ноутбук ночью. Если мне будет удобнее редачить статью на лавочке в парке Турции, так и сделаю. Не считаю, что в этот момент подвожу кого-то. Сижу и работаю.

Ещё я умею договариваться. Это вопрос личных границ. Если лечу с кем-то, то мы планируем, что до пяти вечера я работаю, а дальше идём гулять. Или вместе обедаем — часа для подзарядки достаточно. А для масштабных экскурсий или поездок есть выходные.

Сейчас чаще путешествую по выходным или праздникам. Без ущерба для работы. Когда была ИП и вела разные проекты, могла уехать в другую страну и работать оттуда. Наверху я в Пиране, Словения, внизу — в Венеции, Италия

Что делаешь для развития? Как прокачиваешь редакторские навыки?

Я изучаю психологию. Учусь понимать людей и то, как они думают. Ещё через психологию работаю над своей вспыльчивостью и излишней требовательностью. Это всё помогает в работе.

Другой способ развития — это познание мира. Я путешествую и расширяю кругозор. Тренирую глаза красотой. С удовольствием хожу и рассматриваю стены в Венеции, думаю, почему это так сделано. Хожу на выставки, смотрю, как люди работают с подачей информации. Листаю бортовой журнал в самолёте и разглядываю вёрстку. Впитываю идеи из окружающей среды.

Книги, необязательно по редактуре, часто наводят на какие-то новые мысли. Эти мысли внезапным образом приносят пользу в работе. Или, бывает, поговорю с другом о смысле жизни, порадуюсь открытиям, а на следующий день это вдохновит на новый текст.

Я не верю в тренды. Считаю, что базовые вещи всегда в моде. Если выделить три главные вещи для редактора в 2022 году, то: перечитайте книгу Люды Сарычевой «Уступите место драме», следите за тем, что пишет Максим Ильяхов о визуальном повествовании, и подпишитесь на канал питерского агентства «Сеттерс». Они там как раз рассказывают о трендовых штуках.

Ты регулярно занимаешься с психологом. Как это помогает в работе?

Для меня психотерапия — это про жизнь в радость. Когда человек в хорошем настроении, с ним приятнее и проще иметь дело. Ему самому проще жить. Это жизнь без раздирающих противоречий: я ненавижу свою работу, но жрать же что-то надо. Когда работаешь в удовольствие, это похоже на вариант нормы.

Психологи говорят, что есть относительно нормальные люди. То есть нет абсолютной нормы. А у относительно нормальных людей относительно здоровая самооценка. Они менее уязвимы к критике. Лучше работают с личными границами. Да, они не идеальны. Зачем вообще быть идеальным — достаточно делать хорошо.

Психотерапия — это вклад и в профессиональное развитие. С людьми без потребности в постоянной похвале проще иметь дело. Им самим легче договариваться о чём-то. Они не будут три часа страдать перед тем, как попросить о переносе срока сдачи статьи. Или перечитывать свой текст 28 тысяч раз. Они принесут материал, получат порцию комментариев и пойдут его улучшать.

Например, обсудить вопрос повышения зарплаты или разрешить рабочий конфликт — это сложно. Этому не учат в школе или институте. Остаётся разбираться с вопросами своей головы самостоятельно. А человек, который в этом поможет, называется психолог.

Не надо быть идеальным. Достаточно делать хорошо

Какую свою работу или проект считаешь самым полезным и почему?

Считаю, самое полезное, что я делаю — это Инстаграм моей собаки Юты. Мечтаю, чтобы в мире не осталось бездомных животных. Люди берут собак, потом выбрасывают, позволяют им бесконтрольно размножаться. Так появляется очень много дворняг, или метисов, как их ещё называют.

Приюты по всей России переполнены тысячами собак. Я создала этот канал, чтобы показать, что дворняги — это хорошо. А жизнь с дворнягой — не престижно, но кайфово. Пожалуй, это моя главная редакторская работа.

Я завела Инстаграм моей собаке Юте, когда взяла её из приюта. Хочу, чтобы как можно больше людей узнали, что дворняги — это здорово

Что посоветуешь студентам школы, которые только начинают путь в профессии?

Советую быть внимательными к своим чувствам и ощущениям. Есть такой способ перемен в жизни: терпеть до ужасного дискомфорта и только потом начать что-то менять. Это радикальный способ, но рабочий. Называется — меняйся или сдохнешь.

А есть другой способ — каждый день прислушиваться к своим ощущениям, научиться их различать. Потому что дискомфорт всегда возникает по одинаковой схеме: когда человек долго и усердно делает то, что не нравится. Если вовремя это заметить — глобальной катастрофы не произойдёт.

И советую не читать статьи про личную эффективность. Отписаться от Инстаграмов успешных людей. Перестать верить в идеальные семьи, работу, тело. Даже олимпийские чемпионы идеальны ровно в тот момент, когда стоят на пьедестале с медалью. Потом начинается новый четырёхлетний сезон, и они снова никто. Не тратьте жизнь на чужие иллюзии — слушайте свои чувства и сердце.

Не тратьте жизнь на чужие иллюзии — слушайте свои чувства и сердце