Дизайнер интерфейсов рассказывает, как переехал на Мальту и почему третий раз учится в школе.
Чем занимаешься?
Я работаю дизайнером интерфейсов в IT-компании. Если начать вообще с самого начала, я учился на программиста. После учёбы переквалифицировался в дизайнера.
Как так произошло?
Ещё когда учился в радиотехническом колледже на программиста, работал администратором в компьютерном клубе. После учёбы я пошёл работать в научно-производственное объединение на завод.
Работал программистом, верстал странички: HTML, CSS, даже таблицами. Потом появился Flash, и я им увлёкся: стал разбираться, как делать анимированные кнопки для сайтов. От этого сделал свой первый шаг к дизайну.
Позже попробовал работать фрилансером. Дико не нравилась эта гонка:
— Сделаю эту работу за день за 5 долларов.
— А, я за час и за 3 доллара!
Потом сильно повезло: сделал тестовое задание, и меня взяли дизайнером в Студию Борового в Минске. За два года я там хорошо прокачался.
Почему ушёл?
Предложили работу покруче — в агрегаторе авиабилетов, типа Aviasales. Мне как дизайнеру интерфейсов это было интересно. В этом стартапе проработал тоже два года. Мы открылись, начали продавать билеты. Но потом компанию купили, и я уехал на Мальту.
Почему именно Мальта?
Я давно думал переехать из Белоруссии в Европу. Мальту выбрал, потому что здесь все говорят на английском — это второй государственный язык. И климат хороший.
Почему не Москва?
Я работал в Москве полгода, и мне не понравилось. Тратил на дорогу по два часа туда и обратно. Для меня это очень большой город — не моё.
Вот Мальта нравится: небольшой островок, всё рядом. Можно недорого полететь в любую точку Европы.
Сталкивался с тем, что в бюро называют «Таиландом»?
Заметил, что на Мальте люди более расслабленные и весёлые по сравнению с Москвой и Минском. Здесь всё медленное, особенно мальтийские сервисы. Грубо говоря, водопроводчик придёт недели через две. Если пнёшь, может быть, через неделю появится. Начинаешь впитывать эту медлительность и тоже превращаться в амёбу. С этим надо быть осторожным.
У твоей компании офис на Мальте?
Сначала я здесь работал в русской компании. Она была интернациональная: работали мальтийцы, немцы, испанцы, португальцы, поляки. После года работы компания переехала в Ригу. У них там был большой отдел программистов, и они решили оставить на Мальте только менеджмент, а всех остальных увезти в Латвию. Я решил остаться и нашёл другую компанию — немецкую, работаю тут до сих пор. Год назад нас выкупила крупная шведская компания.
Как тебе удалённая работа?
Сначала нас было человек восемь, и мы работали в офисе. Прочитали книжку «Remote: офис не обязателен», впечатлились и решили работать удалённо. Это был мой первый опыт удалённой работы.
Это большое испытание для любого человека. Нужно настроить себя на рабочий лад, иначе вся работа превращается в ночную. У меня было именно так: вечером садился и работал до глубокой ночи. Это плохо, потому что не высыпаешься. В этом плане первые три месяца было сложно себя организовать, но потом всё само пошло. Я даже придумал себе специальные рабочие тапочки. Надеваю их — всё, я на работе.
Как организовали работу?
У нас и Basecamp был, и ежедневные планёрки. Программисты работали спринтами: планировали на неделю и делали. Плюс были ежедневные срезы со всеми участниками команды. Мы находились в одном информационном пространстве.
Не знаю про пользу для компании, но на команде это хорошо отразилось. Мы стали более организованными и самостоятельными.
Расскажи про свою историю со школой. Ты же три раза учился?
У меня была привычка: ежедневно заходил на сайт Студии Лебедева. Однажды наткнулся на совет Артёма Горбунова и вспомнил, что он работал арт-директором в Студии Лебедева. С тех пор стал ежедневно заходить на оба сайта: почитать бизнес-линчи и советы.
Через пять лет я узнал, что открылась Школа стажёров. Туда пошли мои знакомые и все отзывались положительно. Я тоже решил попробовать — во втором наборе. Отучился одну ступень, но дальше не прошёл.
Я хотел поступить ещё раз, но не мог никак собраться. Потом появилась Школа редакторов. Я подумал, надо идти, потому что в Школе редакторов можно прокачать инфостиль. Поступил, прошёл все три ступени и защитил диплом.
В 2017 году появилась Школа руководителей. Я решил прокачать руководительские навыки и вот снова учусь.
Кто был арт-директором?
Коля Товеровский. Сначала я думал, что он такой скромный, тихий парень. Оказалось, что он очень крутой. Я многому у него научился. Он сразу забил со мной созвоны два раза в неделю. Прямо в Скайпе учились согласовывать замечания. Иногда он мне говорил: «Саша, это полная фигня». Коля крутой, надо его слушать.
Что тебя заставило ещё раз пройти все три ступени?
Мне показалось, что во второй раз знания больше впечатываются в голову и ты глубже начинаешь понимать. Лично мне одного раза было недостаточно, чтобы врубиться во все темы. После Школы редакторов я думал, что я крутой и всё знаю. А сейчас нахожу много моментов, которые пропустил. Рекомендую всем попробовать второй раз, потому что, возможно, вы что-то недопоняли. Попробуйте дойти до конца.
Третья ступень тогда и сейчас — в чём разница?
Колоссальная разница. Когда я делал диплом один — это совсем другая вещь. Тебе помогают, но на дипломе ты работаешь один. Это твой проект, у тебя есть только шеф и арт-директор.
Делать диплом втроём — крутая идея. Для руководителя это клёво, потому что у тебя есть команда, в которой у каждого свое видение проекта. Твоя задача собрать всех вместе, замотивировать и задать вектор. Это помогает прокачать руководительские навыки. А для дизайнера и редактора это очень хорошая возможность научиться работать в команде.
Работать над дипломом одному тяжелее?
Нет, гораздо легче. Сам себе распланировал и всё. А сейчас результат зависит от команды.
Почему вы решили делать сайт для кроссфит-зала? Не сервис, не стартап, а сайт для работающего бизнеса.
Стартапы в основном загибаются, выстреливает очень маленький процент. Для дипломного проекта выбрать свою идею — очень сложно и рискованно, потому что не факт, что идея выстрелит и будет жить после защиты. А тут сайт для кроссфит-зала, который нужен точно. Он будет работать после защиты.
Почти каждый вечер я занимаюсь кроссфитом. Это началось три года назад. Я ленивый: обычно через месяц останавливаюсь и нахожу причины не ходить в качалку. А кроссфит мне зашёл, потому что там есть соревновательный элемент и каждая тренировка не похожа на предыдущую.
Перейдём к быстрым вопросам. Каким проектом гордишься больше всего?
У меня есть музыкальное хобби. Я научился играть на всех инструментах, играл в разных группах. Записал свой сольный музыкальный альбом: на всех инструментах играл сам. Не могу сказать, что прямо горжусь этим проектом, но это прикольно.
С какими иллюзиями ты попрощался за последние три года?
Избавился от зацикленности на перфекционизме. Решение простое — дедлайн. Тебе надо написать статью в блог — ставишь себе дедлайн и к нему выпускаешь. Даже если она не настолько хороша, как хотелось.
Что бы ты посоветовал себе 20-летнему?
Фокусируйся и не распыляйся. Круто брать одно и фигачить в этом направлении. Но я не могу про себя сказать, что стал специалистом в определённой сфере. Проблема в том, что я ещё не определился, кем хочу быть: дизайнером, руководителем или редактором. Возможно, хорошая цель — стать арт-директором в своей компании.