Ректор Школы редакторов и главред «Тинькофф-журнала» рассказывает, как делал студенческий журнал и устраивался в бюро.
Для интервью с Максимом я подготовил 90 вопросов. На практические вопросы он отвечал письменно, на эмоциональные — в разговоре по Скайпу.
Максим помогал мне готовить выпуск: перед публикацией я ходил к нему за замечаниями. Процесс был похож на то, как мы делаем задания на второй ступени.
Сёма Сёмочкин
Расскажи про подкаст «Зелёная комната». Я видел анонсы на Ютюбе, но не нашёл сами выпуски.
Сначала я вёл программу «Вращение», где мы с моим товарищем Андреем рассказывали про русский трип-хоп. Разговорный жанр понравился, и я сделал музыкальную программу «Большая черепаха».
Подкастинг становился всё более модным, и мы с друзьями по пьяной лавочке решили записать программу. В тот вечер мы программу не записали, но проснулись потом утром с похмелья и подумали: «Вот сейчас надо действительно записать». Поехали с другом в мою общагу, поставили микрофоны и похмельные записали нормальный такой разговорный подкастик. Выложили его на сайт «Рашн подкастинг».
Потом сделали ещё два выпуска с другими друзьями. Причём так сложилось, что мы начинали подкаст писать, когда сидели и пили, а заканчивали писать уже наутро. Потом сайт «Рашн подкастинг» закрылся, и всё пропало.
Что такое «Бэарс энд водка»? Тоже нашёл старые анонсы. В группе во «Вконтакте» последний фотоотчёт с лекции публиковали в 2013 году.
В универе я начал с того, что делал журнал факультета — «Лингва». Мы, как в журнал влезли всей толпой, так его и поддерживали, передавали из рук в руки. Постепенно это всё переросло в более серьёзные занятия, в том числе в проект «Бэарс энд водка».
В начале пятого курса я подумал, что, чем писать диплом на какую-то отвлечённую тему, лучше сделать сайт и защитить диплом по нему: с красивыми картинками и скриншотами. Мы были студентами иняза МГУ, и нам казалось, что к России возрастает интерес в связи с какими-то международными событиями. Мы подумали, что будет круто изнутри рассказывать о России на английском языке. О политике писать, культуре, переводить интересные статьи.
Если я правильно помню, 3 января 2010 года мы зарегистрировали домен bearsandvodka.com. Поставили «Вордпрес», накрутили дизайн: по стандартам 2010 года он был довольно свежий. Начали с однокурсниками писать туда статьи.
Потом придумали, что нужно не только статьи писать, но и снимать юмористические новостные программы. Вся наша тусовка в этом участвовала: писали сценарии, ходили с камерами, снимали всякую движуху.
Такие штуки нельзя поддерживать на голом энтузиазме очень долго. Когда ты студент, ты ещё можешь это делать. Потом у всех начинается личная жизнь, всем нужно зарабатывать. И постепенно на сайте перестали выходить материалы.
В один из моментов мои друзья придумали делать лекции под брендом «Бэарс энд водка». В кинотеатре «Пионер» в Парке Горького собирали людей и рассказывали на английском языке историю России. Из этих лекций вырос другой бренд — «Чертоги разума». Этот бренд ещё жив, ребята проводят мероприятия, читают лекции.
С чего ты начал зарабатывать?
Самая первая работа за деньги в Москве — соцопросы. Мы с однокурсниками ездили на электричках по Подмосковью и ходили по квартирам: спрашивали людей, где они покупают подарки, в какие ходят рестораны. Было забавно: проводил опрос магазин вроде «Интерьеров Махараджей», а люди отвечали, что покупают подарки в «Ашане». Вообще не попадали в ЦА.
Первая работа с текстом — переводы. Зимой в первую же сессию у меня украли бумажник в «Ростиксе», я остался в Москве без денег. И вместо того, чтобы найти нормальную работу, я пошёл на «Фриланс.ру» и получил заказ на перевод сайта компании, которая продавала и давала в аренду контейнеры. Потом я им же сделал флеш-заставку. За перевод всего сайта и флеш-заставку я взял 1200 ₽.
Потом я два года работал вебмастером: делал дорвеи, сео-сайты, сайты с таблетками для похудения и биодобавками. За первый месяц вебмастеринга я заработал 5000 ₽, потом дошел до 25−30 тысяч. На первый гонорар купил своей будущей жене фотоаппарат, а на второй — свой первый диджейский набор. Одна из вертушек из того набора до сих пор стоит дома.
Ты до сих пор подрабатываешь переводчиком. Что это за заказы? Почему ты по-прежнему их берёшь?
У меня был очень крутой препод по фонетике — Андрей. Он помимо преподавания работал переводчиком. Как-то ему упал заказ из компании, которая распространяет фильмы по всему миру. Есть такая штука — «пресс-тур». Это когда актёр или режиссёр фильма приезжает в Россию, даёт интервью, снимается во всяких программах, ходит к Иванам Ургантам, проводит автограф-сессии, устраивает пресс-конференции.
Я начинал с того, что мы с Андреем пошли переводить на пресс-конференцию фильма «Точка обстрела» — это был 2008 год. У нас получилось, и с тех пор меня раз в полгода зовут, когда нужен второй переводчик.
Это прикольно, ты можешь пообщаться с людьми вообще с другой планеты: из Голливуда. Ребята, совсем по-другому живущие. Я за это время видел Эмму Стоун, Шарлиз Терон, Люка Бессона, Уилла Смита и кучу классных ребят, которые приезжали в Россию по разным поводам. К ним приходят журналисты, и я перевожу: если надо — журналисту, если надо — от журналиста. Помогаю сориентироваться в языке, чтобы им было удобно общаться.
Интересно видеть, как живут и ведут себя другие люди, интересно оказаться в отеле «Ритц-Карлтон», где всё обычно происходит. Интересно поехать на программу Урганта, увидеть, как одну за другой снимают несколько программ, посмотреть на этих измученных продюсеров. Для меня это экскурсия в мир, с которым я обычно не соприкасаюсь. Это очень прикольный опыт. Наполняет эмоционально и добавляет знания жизни.
Ты говорил, что с 2003 года занимаешься дизайном. Насколько я понимаю, это значительно раньше твоей карьеры редактора. Чем занимался в те годы?
Я вырос с мыслью, что главный человек в русском интернете — Артемий Лебедев. Когда я только получил доступ в интернет, я был уверен, что самая главная профессия в мире — это дизайнер. У меня до сих пор нет в этом сомнений: важнее дизайна сложно что-то найти. Естественно, как подросток я хотел быть космонавтом, пожарным, адвокатом, а потом сразу дизайнером. Как только у меня появился компьютер, я сказал: «Пойду учиться на дизайнера».
Пошёл в художественный лицей, учился рисованию: черепа, цилиндры, конусы. Живописью занимался. Я готовил себя к тому, чтобы поступить на художественно-графический факультет и стать настоящим графическим дизайнером, как Тёма Лебедев. В 2003 году я сделал свой первый сайт. В этот же год я сделал сайт для фирмы, которой руководила моя мама. В этом же году я сделал ему редизайн. Через несколько лет я сделал сайт своему дедушке.
Первые мои дизайнерские штуки, насколько они могли быть примитивными, они были в 2003 году. Нельзя сказать, что я профессионально занимаюсь дизайном, но редактор кода и Фотошоп у меня открыты с 2003 года.
Почему это закончилось? Почему ты решил поступать на иняз?
Это не закончилось. Я был уверен, что буду дизайнером ещё за полгода до того, как нужно было подавать документы. Потом меня занесло на олимпиаду по английскому языку. Олимпиады идут в несколько этапов: сначала школьный уровень, потом районный, городской, краевой и всероссийский. Мне повезло: я легко прошёл все этапы и оказался в Пятигорске на всероссийской олимпиаде в 2005 году.
Занял второе место, и меня пригласили поступать в МГУ или МГИМО на иняз. Я выбрал МГУ. Подумал, что лучше попробую стать дизайнером, учась на инязе в Москве, чем в Краснодаре поступлю на графического дизайнера. В какой-то степени это получилось.
В какой момент ты перешёл из дизайна в редактуру?
Я никогда не переходил из дизайна в редактуру, просто сейчас больше занимаюсь дизайном текста. У меня с художеством никак не сложилось, рисую я плохо, с эстетикой плохо. Мне удалось это выправить как-то, когда я несколько лет подряд делал проекты с Артёмом Горбуновым — под его бдительным контролем и миллионом замечаний.
Дизайн — это не только, как пиксели стоят. Дизайн — это то, как вещь устроена, как подаётся информация, какая она и как работает. Я занимаюсь дизайном в более высокоуровневом смысле. В графике я ничего не умею — просто заказываю у тех, кто умеет.
Расскажи, как устраивался в бюро.
Была зима 2009 года, мне в следующем году выпускаться. Я сидел в родительском доме в Краснодаре и почему-то психовал, что у меня нет никакой работы. К тому моменту у меня провалился издательский проект общеуниверситетского журнала, мне было грустно, я составлял список работодателей мечты.
У меня там была студия Лебедева, бюро, ещё с пяток других компаний. Я написал всем. Через какое-то время ответил Артём, я стал бюрошным чернорабочим: подносил текстики для Тани Мисютиной и генерировал довольно хреновые даже по тем временам дизайнерские идеи.
Потом Артём почему-то подумал, что я справлюсь вести бюрошный проект «Инфограммы». Мы с Антоном Шеиным и Таней Мисютиной стали их придумывать и выпускать. Проект не взлетел, но я впервые узнал, что такое работа с Артёмом. Он был очень строгий и требовательный, и я почувствовал, что бюро — место силы.
Надо сказать, что Артём почему-то мне ужасно доверился с первых же дней. Я ничего не умел, невозможно косячил и лажал во всём. Он меня критиковал, но не увольнял. Постепенно я чему-то научился.
Это гораздо лучше, чем когда тебе заглядывают в ротик, а потом увольняют. Синк эбаут ит.
Не спросить тебя про музыку — грех. Как раз есть повод: ты сказал, что снова делаешь музыку. Почему бросал?
Чтобы заниматься нормально музлом и делать из этого карьеру с гастролями, этому нужно уделять много времени. Две репетиции в неделю — это базовый минимум, чтобы у тебя что-то получалось и был прогресс. Плюс ещё, естественно, репетировать все выходные. А у меня была в тот момент диссертация, я делал проекты в бюро, думал про создание «Главреда», у меня была уже семейная жизнь. Я понял, что не справляюсь со всеми этими вещами одновременно, что нужно от чего-то отказаться. Я отошёл от музыки.
Лидер нашей группы Филипп говорил: «Ты не можешь бросить музыку: однажды она придёт и укусит тебя за жопу». И вот прошло, наверное, два или три года, и я вдохновился барабанами. Купил электронную барабанную установку и стал барабанить ради прикола.
Потом я шёл мимо, и в Фейсбуке на меня набросилась реклама школы электронной музыки Маскелиаде. Я посмотрел: классный чувак, классная школа, приятный график занятий по выходным. Я записался и пошёл. Бешено кайфанул от того, как там всё преподавалось, насколько простой сейчас софт, как быстро можно получить вменяемый результат.
Я купил себе аналоговый синтезатор, контроллер. Периодически вечерами сижу, делаю биты, подбираю звуки на синтезаторе. Мне в кайф, и я это делаю. Но я прекрасно понимаю: чтобы заниматься этим профессионально и зарабатывать, нужно уделять много времени. Сейчас я не готов так делать.
Мы услышим новые треки?
Если будет что-то хорошее, выпущу. У меня есть секретный канал на Саундклауде, куда я выкладываю для своих ребят, с кем мы в школе учились. Если я и буду выпускать музло, то буду это делать явно не от имени Максима Ильяхова и не буду его продвигать через «Главреда». Ты, может быть, уже слышал это музло, но просто не знаешь, что это моё.