Владимир Хайкин: Нельзя рисковать бизнесом заказчика

Владимир Хайкин Нельзя рисковать бизнесом заказчика

Радиоинженер с 20-летним стажем и выпускник 19-го потока рассказал, как Школа редакторов помогла стать продуктовым редактором Т-Банка, где брать кейсы для первого портфолио и как грамотно откликаться на вакансии.

Как получилось, что опытный радиоинженер стал редактором?

20 лет я работал в МТС. Занимался настройкой сетей, чтобы не срывались звонки, не было перегрузки и абоненты не мешали друг другу. Постепенно перешёл на строительство сети: формировал заказы на оборудование — базовые станции, антенны, кабели.

Так сложилось, что нужно было помочь с бизнесом брату. Были задачи на стыке SMM, маркетинга и рекламы: продумать продвижение в соцсетях, написать дизайнеру техническое задание на рекламные креативы или баннер в клубе. Появились вопросы: на чём сделать акцент, как донести до людей преимущества нашего предложения? Так я встал на редакторскую дорогу и узнал о Максиме Ильяхове.

Самообразование и портфолио

Что было для тебя максимально полезным на этапе самообразования?

Конечно, «Пиши, сокращай» — это библия редактора. Вот эти редакторские приёмы, на которых сконцентрирована книга, со временем переходят на автомат, о них не задумываешься. Затем начинаешь смотреть на другие вещи, о которых Максим Ильяхов рассказывает в книге «Ясно, понятно».

Главные книги библиотеки редактора Владимира Хайкина

Как ты формировал первое редакторское портфолио?

Последовал совету: пишите тестовые и собирайте их. Максим Ильяхов тоже говорит: пишите в блог, если нет реальных проектов, найдите, что вокруг можете поменять. Так я и поступил: создал свой блог в Телетайпе, в нём было всего шесть заметок.

Начал откликаться на вакансии, делать тестовые. Первое было в «Логомашине» — написать телеграм-рассылку для продвижения бесплатного курса. Команде понравилась моя тестовая работа, но у меня не было опыта — они решили сотрудничать с другим специалистом.

Ещё запомнилось бюро «Солнышко.123», которое продюсировало курсы для фотографов. В тестовом нужно было придумать цепочку писем для имейл-рассылки. В бюро меня взяли, я поработал с ними на одном проекте, но дальше не пошёл — не смог совмещать с основной занятостью.

Владимир сделал «боевой» прототип страницы продюсерского бюро «Солнышко.123» на основе существовавшего дизайна: скорректировал текст и дал рекомендации по типографике и вёрстке

Я откликался на вакансии автора, чтобы набраться опыта и постепенно перейти к редактуре. Новую область лучше осваивать пошагово снизу вверх. Если не освоить нижний уровень, легко наделать ошибок, потому что до конца не разбираешься в этой сфере.

В канале Максима Ильяхова как-то увидел вакансию — писать статьи для юридической фирмы, которая помогает получать вид на жительство и гражданство за инвестиции. Я сделал тестовое и прошёл отбор в редакцию Алины Мишуренко. Алина — автор легендарной курсовой в Школе редакторов «Как выбрать вкусный манго». Но тогда я этого ещё не знал.

Основную работу инженером в МТС при этом я не бросил: решил, что буду писать статьи в свободное время — по вечерам и в выходные дни.

Первая работа в редакции

Расскажи подробнее: как ты начал работать в редакции?

Меня взяли автором. Новичкам давали статьи без жёстких сроков, чтобы погрузиться в тему и несколько раз качественно отрабатывать правки редакторов. Первую статью я писал около двух месяцев, было 2−3 итерации правок плюс проверка главреда.

Потратить два дня на поиск одной цифры — это нормально

Большое внимание уделяли фактчекингу. Нужно было привести статистику по продажам недвижимости в Дубае или Будапеште, например. Чтобы написать одно предложение, бывало, тратил пару часов: искал официальную статистику и анализировал её. Например, в какой сфере бизнеса иностранцы чаще всего открывают компании в стране.

Мы могли опираться только на официальные данные: статистику, отчёты и другие первоисточники. Бывало, я мог два дня искать данные, чтобы добавить в предложение всего одно значение, например среднюю цену квадратного метра недвижимости.

Это был не медийный, а скорее продуктовый проект. Услуги компании — это продукт, вокруг которого всё вертится, в том числе статьи.

Что тебе понравилось в редакции Алины Мишуренко?

Предсказуемость и определённость. Мне кажется, стопроцентной предсказуемости нет ни в одной редакции, но здесь выстроены процессы. Редакция использует таск-менеджер: видно, у кого задачи, какие сроки, что происходит дальше. Всё прозрачно.

Советы редакторов. Задача редактора — написать полезную статью как для читателя, так и для бизнеса. Качество статьи гарантируют редакционные стандарты. Комментарии редакторов — это очень ценно. Я всегда к ним относился с интересом, они меня не пугали, через них я учился и рос.

Опора на сильные стороны автора. Темы распределяют совместно, и авторы могут сказать о своих предпочтениях. Я брался за разные темы, потому что считаю — чем они разнообразнее, тем быстрее рост в профессии. Но это повышает трудозатраты: приходится тратить время, чтобы разбираться в новых темах.

В редакции Алины Мишуренко я работал параллельно с основной работой три года. Главное, чему я там научился, — чтобы в голове всегда был читатель. Важно помнить, зачем он это будет читать и что мы хотим ему сказать. Нужно сначала сформулировать мысль, которую мы будем доносить статьёй, и уже на эту мысль нанизывать остальные инструменты: иллюстрации, текст, примеры.

Вызовы Главреда

Как ты участвовал в вызовах Главреда?

Я участвовал в двух вызовах: «Останови безумие в SMM» и «Возглавь своё издание» . Конкурсы были уровня шеф-редакторов. Я тогда ещё не обладал такими компетенциями. У меня не хватило опыта для того, чтобы сделать адекватные работы.

На конкурс «Возглавь своё издание» Владимир предложил медиа для Ассоциации операторов фитнес-индустрии. Прописал проблемы, цели, задачи, контент. Комментарий жюри: «Изданий о здоровье и спорте уже такая большая гора, что нужно нечто особенное, чтобы это получилось»

Мне кажется, конкурс — это такая же задача, как и работа. Допустим, вы откликаетесь на вакансию главреда, будучи начинающим автором. Никто не мешает вам откликнуться, и даже есть определённая вероятность, что вы получите эту работу. Но потянете ли?

Нельзя рисковать бизнесом заказчика

С этой точки зрения получается, что вы поступаете по-детски безответственно, потому что на кону — бизнес. Нельзя рисковать результатом заказчика.

Браться за то, что кажется невыполнимым, — это залог роста. Но нужно оценивать трезво свои силы и не подставлять людей.

Школа редакторов

Почему ты пошёл учиться в Школу редакторов?

Я почувствовал, что не смогу продвигаться дальше, пока не систематизирую те знания и умения, которые у меня накопились. Слышал, что в Школе редакторов учиться сложно: люди не спят, не едят, ночами делают домашние задания. Меня это не пугало.

Первая ступень понравилась ощущением, что сначала всё непонятно, а потом вдруг озаряет. Как в расхожей фразе: «Сначала не понял, а потом как понял!» Мне многое уже было знакомо по книгам, но в какой-то момент что-то щёлкало, и работать становилось легче.

Сейчас ты редактор в Т-Банке. Как ты попал на эту работу? Насколько помогли в трудоустройстве знания, полученные в Школе редакторов?

После того как я закончил первую ступень Школы редакторов, я решил попробовать сделать редактуру своей основной работой. Увидел вакансию продуктового редактора в T-Банке, откликнулся. Меня пригласили на собеседование и предложили работу.

В школе учат: когда мы трудоустраиваемся, нужно понимать, что у людей есть проблемы и им нужен человек, который поможет их решить. Насколько я заинтересован в новом месте работы, настолько же и шеф-редактор и главный редактор заинтересованы в кандидате, который решит рабочие задачи.

Владимир Хайкин: «Мои интересы находятся в балансе с интересами работодателя»

А как ты писал сопроводительное письмо?

У меня нет готового сопроводительного письма и портфолио.

Я всякий раз следовал рекомендациям Школы редакторов, а также советам Ирины Ильяховой собирать письмо под вакансию и писать ровно о том, что важно работодателю. В качестве примеров подбирал свои релевантные статьи.

Шеф-редактора потревожило то, что мало работал с короткими форматами: в портфолио были только лонгриды.

Переписка с будущим шеф-редактором

Мы договорились о собеседовании. Там мне задали вопрос: почему инженер вдруг решил стать редактором? Я ответил, что везде под капотом одно и то же — логика: что в текстах, что в технике, что в музыке — где угодно. Нет технарей и гуманитариев — просто у кого-то формулы, а у кого-то слова.

Продуктовая редактура

Ты продуктовый редактор. Что такое продуктовая редактура и на чём она строится?

Продуктовые редакторы обеспечивают компанию информационными материалами: презентациями, методичками, гайдами.

У нашей редакции есть специфика: мы создаём B2B-продукты — не для частных клиентов, а для предпринимателей. Основной формат — это презентации и коммерческие предложения. Мы помогаем отделу продаж общаться с действующими и потенциальными клиентами банка.

Особенности работы продуктового редактора:

  • Продуктовые исследования. Для того чтобы написать небольшое предложение или пару фраз, нужно провести исследовательскую работу. Продуктовый редактор выясняет у коллег задачи и детали продукта. Важно понять: зачем эта презентация, для кого она, как будет использоваться? От этого зависит, какие факты подсветить.
  • Короткие и понятные тексты. То, что тексты небольшие, не значит, что их легко и быстро написать. Тут действует классическое «пиши-сокращай»: отжимаем текст и добавляем туда нужные факты.
  • Визуальное повествование. Иллюстрации в презентациях важнее текста: мы показываем графики, интерфейсы — всё, что поможет лучше узнать продукт.
  • Полезное действие. Мы помогаем клиенту решить его задачу. Например, он не может заплатить иностранной компании из-за санкций, а мы рассказываем, как это сделать при помощи нашего продукта. Я как продуктовый редактор помогаю внутреннему заказчику делать презентации для бизнесменов — клиентов банка.
Работа продуктового редактора напоминает мем с кадром из фильма «Хищник». У бизнеса и читателей — разные интересы. Задача редактора — найти то, что принесёт пользу обеим сторонам и наладит их взаимодействие

Редактура и жизнь

Как редактура помогает в жизни?

Раньше я часто всё усложнял, когда разбирался в чём-то новом. Настолько углублялся в детали, что тема разрасталась до таких размеров, что уже не помещалась в голове, и я запутывался.

Редактура научила концентрироваться на главном: сначала выделить ключевое и сформировать структуру, а потом уже добавить детали. Есть идея — основа, ствол дерева, а есть уточнения — ответвления.

Древо статьи. Идею можно сравнить с крепким стволом. Она отвечает на вопрос: «Что автор хочет донести до читателя?» Именно из идеи «прорастают» факты, примеры, иллюстрации. И лишь затем они облекаются в слова — будто листья, украшающие крону

Редактура помогает общаться со всеми понятно, на равных и выделяя главное. Например, объяснять что-то детям.

Это как в анекдоте: мальчик грызёт яблоко, подходит к отцу и спрашивает: «Почему надкусанное яблоко темнеет?» А отец начинает: «Понимаешь, сынок, там есть железо и специальные ферменты, которые взаимодействуют с воздухом…» Сын смотрит на него потухшим взглядом: «Папа, а ты с кем сейчас говоришь?».

Благодаря внутренней редактуре таких ошибок в общении уже не делаешь: ни с коллегами, ни с друзьями, ни с семьëй.

Редактор превращает любой хаос в порядок.